Беседы с батюшкой. День памяти св. Георгия Победоносца

6 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Александр Сандырев, настоятель храма Георгия Победоносца. Передача из Екатеринбурга.

 

- Как прошло престольное торжество в вашем храме?

- Традиционная служба, крестный ход, радостная встреча с прихожанами, причащение. В учебном заведении, находящемся недалеко от храма, сегодня было чествование ветеранов и концерт, в котором мы участвовали. Это было радостное общение, ветераны делились своими воспоминаниями. Мы их поздравили с нашей воскресной школой двумя патриотическими песнями, было очень трогательно, я сказал слово. День Георгия Победоносца совпадает с днем памяти Великой Отечественной войны, и традиционно в светские учебные заведения приглашаются ветераны. Железнодорожный техникум – один из самых древних у нас на Сортировке. Теперь туда приглашают всех ветеранов района.

- Ваше престольное торжество в храме пересекается с военной тематикой, и получается некое военно-приходское мероприятие.

- Приходской праздник будет 10 мая, состоится большой концерт для прихожан и ветеранов. Не все могут из-за работы прийти на само престольное торжество, поэтому традиционно в первое воскресенье мы проводим большой праздник, посвященный Великой Отечественной войне. Ветераны – очень отзывчивые люди, для них важно внимание молодежи, наши дети дарят им подарки, поют для них. Не салют важен, а общение между людьми, поколениями – это самое ценное.

- Насколько важны встречи молодого поколения с ветеранами Отечественной войны? Какое значение это имеет для духовно-патриотического воспитания?

- Отчасти с появлением цивилизации притупилась, например, боль рождения детей. А раньше женщины, рожая, шли на смерть в каком-то смысле. Роды – это всегда опасность умереть. Наши бабушки, прабабушки умирали во время родов. Это подвиг материнства. Русский солдат мог идти на смерть - это подвиг защиты Отечества. И важно понять, что за тебя кто-то готов был погибнуть и погиб. Память о таких людях, которые шли на смерть за нас, для молодого человека очень важна. Он начинает понимать свою ценность в глазах другого человека - и через это свою абсолютную ценность в глазах Бога. Таким образом, мы приходим к понятию Жертвы Христовой. Сегодня я объяснял учащимся, что, прочувствовав подвиг, сделанный для нас, мы почувствуем благодарность. Это формирует человека как личность. Если этого не будет, человек не узнает историю, свои корни, у него не будет культуры. Отсюда и страшные проявления, в том числе в молодежной среде, разделенность между поколениями, непонимание.

- Мы знаем Георгия Победоносца как покровителя русского воинства. Почему он стал для нас таким родным?

- Это удивительная личность, он был необычайно одарен в плане воинском, ума, был храбрым и любим самим императором. Когда Георгий увидел, как мучают христиан, он задумался и пришел к вере, стал христианином, отпустил всех рабов и напрямую стал обличать Диоклетиана. Притягательна его простота обращения и весь его цельный, удивительный, чистый и красивый образ.

Ярослав Мудрый одним из первых установил празднование в честь Георгия (или Юрия, как называли его на Руси). Это был его небесный покровитель, христианское имя Ярослава Мудрого – Георгий. Одна из первых церквей, построенных в Киеве, церковь Георгия Победоносца. Ее освятили на Юрьев день 26 ноября. Это особый день, в который традиционно позволялось крестьянам менять помещиков. Поскольку Георгий Победоносец всегда считался «пленных освободитель, нищих заступник и покровитель», то русскими крестьянами осознавался как тот, кто дает им свободу. Юрьев день 6 мая и 26 ноября. В XVII веке этот день запретили, крестьяне все больше закрепощались, отнималось самое главное, что было у человека, – свобода. Для простых людей Георгий Победоносец олицетворялся со свободой. Посмертное предание о том, как он защитил девушку от змея, закрепилось именно в крестьянском уме. К тому же самое ценное, что есть у крестьянина, – его корова, скот. А Георгий защищает от злых зверей, которые могут украсть самое ценное и необходимое. Так сочетание многих факторов породило чествование на Руси этого святого.

- Он стал любимым, родным.

- Да, потом его имя вошло в культурные символы, при Екатерине II появилась Георгиевская ленточка, орден Георгия Победоносца. Орден давался только солдатам на поле боя за их доблесть. Все знают эту символику и цвета, в частности и по гербу Москвы. Сочетание исторических событий и цельного образа Георгия порождает в сознании русского человека то, что это наш святой. Возможно, он родился в Бейруте, был по национальности персом, мы точно не знаем, но в том районе теперь проживают православные арабы. Их можно видеть на Пасху в Храме Гроба Господня с пением и плясками - это известные образы национальной православной культуры. Житие не донесло нам, какой национальности Георгий Победоносец, Римская империя была многонациональной.

- Со времен Куликовской битвы святого Георгия особо почитают как покровителя русского воинства. В конце апреля десницу и икону святого привезли в Ярославль, теперь святыня находится в Москве, в храме Георгия Победоносца, и пробудет там до 11 мая. Это приурочено к 70-летию Великой Победы. Он особо почитается как покровитель русского воинства в Великой Отечественной войне.

- Перед войной появилась потребность в возвращении к традициям. До этого пытались отмести прежнюю историю и культуру (историю не изучали в начале 20 - 30-х годов), но, когда впервые столкнулись с фашистами в Испании в 1938 году, появилась потребность в том, чтобы иметь свои традиционные символы. Снимается фильм «Александр Невский» - обращение к именам дореволюционной истории оказалось очень важным для русского народа, особенно для людей старшего поколения. Те, кто родился после революции, уже напитались идеологией, но их отцы и деды еще не впитали этого. У фашистов, напротив, сильно была развита национальная идеология, национальное самосознание, почитались традиционные герои. Без традиции, без обращения к вере мы бы не смогли победить в войне с фашизмом.

В 1943 году появляются новые имена, а также погоны, которых раньше не было, они считались наследием царской армии, белогвардейцев. Также появляется один из удивительных орденов – орден Славы. Он отличается от ордена Святого Георгия только одним – крест заменен на звезду. Орден Георгия Победоносца 4-х степеней, а орден Славы 3-х степеней, он также давался солдатам как символ солдатской доблести на поле боя. Кавалеры всех 3-х степеней этого ордена приравнивались к Героям Советского Союза.

Память о святом Георгии и Георгиевской ленточке приходит через доблесть солдат. Многим солдатам, участвовавшим еще в Первой мировой войне, разрешалось носить Георгиевские кресты. Мы видим удивительные снимки, на которых, наряду с наградами Великой Отечественной войны, у человека есть Георгиевские кресты или другие награды, полученные им за прежние подвиги. Так рождается связь поколений, святой Георгий начинает играть роль символа.

Советский солдат начинает обращаться к вере. Церковь активно помогает государству в том, чтобы победить фашизм, она собирает средства на это. Простые верующие люди несли самое последнее: семейные реликвии, обручальные кольца, семейные драгоценности. Благодаря этому создавались целые танковые колонны, например танковая колонна «Димитрий Донской», которая дошла до Праги, Берлина. Все это вместе взятое помогло преодолеть то, что тогда творилось в плане атеистической пропаганды, Церковь физически была практически разрушена.
День Победы произошел в Светлую седмицу, кто-то говорит, что в саму Пасху, но здесь арифметикой заниматься не стоит. Важно, что Пасха совпала в 1945 году с днем святого Георгия, и победа была уже практически завоевана, 30 апреля водружено знамя на рейхстаге. Поэтому в сознании народа Георгий Победоносец помог победить нам в Великой Отечественной войне.

- Пасха и день Георгия Победоносца в 1945 году пришлись на 6 мая. Акт о капитуляции фашистской Германии был подписан на Светлой седмице. Это всё в совокупности символично?

- Вся жизнь символична, все числа в Библии. Для верующего человека невозможно не увидеть в этом связь. Символизм в том, что Церковь пытались разрушить, но она все равно восстала и помогла победить фашизм как самое страшное зло, которое было в истории.

- Важнейшую роль в победе Советского Союза сыграл маршал Георгий Константинович Жуков. Накануне были его именины. Можно ли здесь говорить о взаимосвязи?

- Это очевидная взаимосвязь. Жуков играл важную роль, хотя нужно вспомнить и другие имена: Рокоссовского, Конева, Василевского, Карбышева. Но Жуков был ближе к Сталину, имея влияние на принятие решений. Его личность мощная, монументальная, удивительная. Было время, когда человек во многом отходил от Церкви, отказывался от веры под действием партийной солидарности, хотя мы не знаем, насколько он действительно был верующим, многие скрывали свою веру, не могли прямо ее декларировать. Но для верующего подобные совпадения значимы.

- Вопрос телезрителя из г. Тамбова: «На Причастии бывает много людей, и после причащения не дают прикоснуться к основанию Чаши. Как Вы к этому относитесь? Когда я исповедовался, то не дал Богу обещание больше не совершать этих грехов. Считается ли исповедь состоявшейся?»
 
- Если над Вами прочли разрешительную молитву, то исповедь считается состоявшейся. Мы можем обещать и постоянно срываться, нужно иметь решимость не грешить, исповедавшись в грехах. Если Вы исповедались и внутри себя имели эту решимость, а священник прочитал разрешительную молитву, то исповедь состоялась.
Случается, что в храме много причастников. Ничего страшного в том, о чем Вы спросили, нет, потому что самое главное – Причастие. Прикосновение к Чаше – это уже вторичный обряд. К сожалению, бывает так, что ребеночка хотят приложить головой к Чаше, но по неловкости опрокидывают ее. Если Вы не приложились, то смущаться не стоит. Ведь священник один причащает около ста человек, рука устает. Чтобы ускорить этот процесс и в целях безопасности он так и поступает. Нужно это принимать смиренно, так как самое главное мы приняли – Тело и Кровь Христа.

- На портале Православие.ру опубликовано интервью с дочерью маршала Жукова, Марией. Она рассказала, что отец просил похоронить его по православному канону, положить в землю и тело ни в коем случае не сжигать. Также поведала, что отец был православным человеком, в детстве пел в церковном хоре и получил православное воспитание. В интервью говорится: «Однажды он посадил меня рядом с собой и доверительно сказал: «Машенька, ты скоро останешься сиротой, я умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду». В тот момент я ничего не поняла, думала, что он пошутил, но, вопросительно посмотрев в его глаза, увидела, что слова сказаны совершенно трезво, спокойно и весомо. Когда он умер, я была в растерянности, но, когда вспомнила эти слова, у меня зародилась вера, что они с мамой продолжают жить».

- О Жукове много воспоминаний, которые говорят о нем как о человеке чести. Он жил в сложное время, принимал непростые решения. Без веры было трудно прожить, но надо понять, что проявлять ее было очень сложно в то время.

- Вопрос телезрительницы: «Батюшка говорил о Карбышеве. Мой папа видел, как его обливали водой, на тот момент он был в концлагере, где провел два года. Когда узников выставили в 40 градусов мороза на площадь, Карбышев все время повторял: «Ребята, не сдавайтесь, русские никогда не сдаются! С нами Бог!» Моего отца звали Александр, он умер в 1982 году от туберкулеза».

- Это удивительное свидетельство. Сейчас забывают про Карбышева, про таких героев, которых мы знали, когда учились в советской школе. Нужно, чтобы молодежь проживала и изучала на более личном уровне истории своей семьи, это очень важно для актуализации победы. Карбышев же попал в плен и провел там около трех лет, и он многих вдохновлял своим мужеством. Эти подвиги видели не только наши, но и зарубежные союзники, попавшие в плен. Он был еще царским офицером, сохранил и пронес веру. Эти «жемчужины» нам нужно отбирать, собирать и особо хранить в нашей памяти и жизни.

- Отправляясь в бой, говорили: «С Богом!» Солдаты крестились в ответственные моменты. Появился Интернет-сайт «Чудо спасения» с историями о Божественных чудесах, о которых в советское время старались не рассказывать. Есть такое мнение, что именно на войне многие люди осознают свою веру в Бога. Какова роль Церкви и веры в Великой Отечественной войне?

- Верующие люди осознавали это как общую боль, беду, задачу победы над фашизмом - начиная от высшего духовенства и заканчивая простыми верующими. Происходило особое глубокое возвращение к вере, возобновление традиций. Невский, Донской, Ушаков, Нахимов, Суворов были связаны с русской верой, вспоминались эти имена. На войне неверующих не бывает. Не так давно вышла книга «Бог и Победа», в ней собраны свидетельства простых солдат, людей о том, как они с помощью веры смогли пережить ужасы блокады. Если человек имеет веру, то он может остаться человеком. У голодающих происходят некоторые необратимые процессы в психике, но с помощью веры можно преодолеть эти вещи. Она дает мужество, возможность смело идти в бой. Обращение к вере было массовым во время Великой Отечественной войны.

- Вопрос телезрительницы из г. Кисловодска: «Мой дед Николай, 1907 года рождения, в 1941-м был призван, а в 1942-м без вести пропал. Моя мама сильно переживает о доле дедушки. Я раньше молилась о его здравии, потому что не знала, пропал он или погиб. А с 2013 года стала молиться об упокоении. Я читала, что у Бога все живы. Прошу ваших молитв об упокоении Николая и здравии моей мамы. Ей 78 лет, она дитя войны».

- Если столько времени прошло, то маловероятно, что он выжил. Поисковые движения продолжаются и находят новые имена. У нас в области есть летчики, считавшиеся без вести пропавшими, а три года назад их нашли с помощью организации «Возвращение», захоронили. Сестре одного из них 83 года, все это время неизвестно было, как молиться, а он лежал в наших лесах под Ревдой и Верхними Серьгами. Если уже маловероятно, что человек живой, то можно молиться за упокой. Многие люди боятся, что случайно перепутают и прочитают за упокой о живом или наоборот. У Бога все живы. Это не магическое поминание, мы в любви хотим человека сохранить и желаем ему, прежде всего, спасения. Мы молимся за здравие, чтобы он жил в здравии и был спасен Богом; молимся за упокой, чтобы Господь его помиловал и простил за грехи. Молитесь за упокой, в этом нет греха.

- Есть множество суеверий, связанных с этим.

- Ничего страшного в этом нет. Нужно трезво оценить и молиться так, как сердце подсказывает.

- Вопрос телезрительницы из г. Воронежа (12 лет): «Причащаться нужно с чувством покаяния. Я знаю, что поступаю плохо, замечаю свои грехи, но у меня нет раскаяния, и я совершаю свои грехи снова. Как мне быть, ведь без покаяния я не могу причаститься?»

- Причащаться нужно со страхом Божиим и верой. Чувство страха Божиего – это особое благоговение. Покаяние – это не просто чувство, а изменение жизни, ума. Не совсем корректно говорить, что нужно причащаться с покаянием, это чувство уместно перед исповедью. Когда мы причащаемся, то стараемся исправить свою жизнь, это Таинство дается «во оставление грехов» – так сказано в молитвах к Причастию. Та благодать, которую нам посылает Господь в Причастии, дается нам для покаяния. Мы можем с ее помощью изменить свое сердце, ум, отношения с близкими, жизнь. Не нужно смущаться, если у Вас перед причащением чувство покаяния не всегда бывает. Человек многогранное существо. Страх Божий и вера – это не только чувства, но и сознательный выбор человека. Жить в страхе Божием – это значит особо смотреть на мир, в котором действует Бог, и пытаться увидеть себя в воле Божией.

Не нужно сильно себя корить. Исповедуйтесь, боритесь с грехом, но главная радость в приготовлении к Причастию и радость, дающаяся в Причастии, и ее важно актуализировать и делиться ею. Мы причащаемся для того, чтобы поделиться благодатью. Люди часто путают покаянное чувство с чувством вины. Чувство вины бывает чисто психологическим, шаблонным, даже связанным с неврозами. Это не одно и то же. Нужно обращаться к опытному духовнику, чтобы он помог разобраться.

- Вопрос телезрительницы из г. Рязани: «Моя бабушка была верующей, у нее было три сына, они блокадники, но все остались живы. Вторая бабушка потеряла мужа в 1937 году и немного отступилась от веры. Оба ее сына погибли: мой отец Александр и его брат Леонид».

- Сильно связывать то, что человек отступился и сразу наказывается за это, нельзя. Вера помогает сохранить своих детей. Тем, кто потерял, говорить, что он потерял из-за веры своей, – неправильно. Нужно иметь снисхождение, сострадать и еще более сочувствовать тем, кто теряет детей. Люди утрачивают веру в сложных обстоятельствах. Когда будет Страшный Суд, Господь покажет все перипетии и причинно-следственные связи произошедшего, мы увидим более глобальную картину, поймем, как все непросто в жизни, переплетено. Важно, чтобы мы ближнему всегда старались дарить радость и любовь, даже если человек оступился.

- Каково значение Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне?

- Было освящение танковой колонны, про которую я говорил, во время которой произошла встреча митрополита Коломенского Николая с бойцами Красной армии. Обращение людей к вере помогло духовенству отстаивать интересы Церкви, произошел выбор Патриарха, все это было связано. Поддержка Православной Церковью русского народа была отмечена вручением государственных орденов священнослужителям, и в частности награждением Патриарха Алексия I. В 1937 году осталось всего три епископа, а к 1945 году было открыто много храмов, церквей, монастырей, наступила «оттепель». Русскому народу было позволено снова обрести веру на краткий период, потом гонения возобновились, особенно во времена Хрущева. Но Церковь действовала, используя все возможности, духовенство и простые верующие укрепили дух народа.

- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в 1945 году, будучи епископом Ташкентским, был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

- Да, это был удивительный человек.

- Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбурга: «Моего отца, хоть он был репрессированный, забрали под Сталинград. Осталось трое маленьких детей. Мать ставила нас на колени, чтобы мы молились за него. Мы молились, и папа дошел до Берлина без ранений, он был связистом на передовой. Люди рядом с ним умирали, а он оставался живой».

- Вот свидетельство того, как хранит молитва жены, детей, матери. Таких примеров очень много.

- Война коснулась каждой семьи. Поделитесь, пожалуйста, своей историей.

- Один мой дед умер, когда я еще не был рожден. Второй дед умер, когда мне было 6 лет. Но знаю, что оба деда дошли до Берлина и Праги, то есть закончили войну. Сейчас необходимо собирать свои личные истории, передавать их, хранить. Сегодня средства информационных технологий позволяют это сделать наиболее широко. Идет акция «Бессмертный полк». Думаю, это должно стать общим делом всех людей.

- Говорят о вреде и пользе Интернета. Думаю, безусловная польза в том, что появилось около 5 - 6 порталов, на которых по фамилии, имени, отчеству и дате рождения можно найти воинов Великой Отечественной войны. Для многих это является источником ценной информации, которую они не слышал, так скажем, из уст в уста…

У нас есть вопрос телезрительницы: «У папы было пять братьев. Старший брат, воспитывавший четверых детей, ушел в первые дни войны и без вести пропал. Наша бабушка сразу сказала: «Боже милостивый, возьми любого парня, только этого оставь!» Самый последний ее сын погиб в Германии, там он похоронен, а остальные вернулись. Старший брат оказался в концлагере, его взяли на работу в Германию, он голодал, собирал еду на помойках, но все-таки вернулся домой, и после войны у него родилось еще семеро детей. Когда все вернулись, но один сын погиб, бабушка очень плакала, считала себя виноватой».

- Спасибо за Ваш рассказ. Такие истории дают радость, несмотря на то, что они связаны с трагедией. Ценно то, что человек преодолевает сложности - и жизнь восстанавливается. Человек не ломается, он несокрушим, это возможно только благодаря вере.

- Вопрос телезрителя: «Недавно видел грязную и замызганную Георгиевскую ленточку на машине. До войны было Георгиевское оружие, казаки очень трепетно относились к нему. Был орден Святой Анны, орден Святого Владимира равноапостольного, а сейчас средствами массовой информации это «забили». У нас объемная история, великая нация и воины, США даже рядом не стояли. Почему русские воины так по-геройски относились к жизни? У японцев был взвод камикадзе, а наши солдаты все могли отдать жизнь за ближнего своего. Хотелось бы узнать Ваше отношение к этому».

- Георгиевская ленточка – символ доблести солдат на поле боя. Оранжевый цвет символизирует огонь, а черный символизирует дым. Солдат идет через огонь и дым – символ ада. Но этот ад не сможет сломить волю человека и испугать его. Мы должны к ленте относиться благоговейно, это действительно святыня. Люди чего только не делают с ней: и на антенны вяжут, и даже на водку. Это говорит о том, что мы свои корни забываем, а у американцев история небольшая, но они лучше ее знают и больше ценят своих героев, нам нужно этому у них учиться. Большинство школьников и студентов не знают про Карбышева, про символы, значение Георгиевской ленточки, не знают, зачем они ее носят. Больно и горько видеть, как обращаются с ней.

- Стоит помнить, что Георгиевская лента – это лента к орденам, которая дается только за боевые заслуги, и к этому нужно относиться с уважением и трепетом. Появилась традиция раздавать ленты людям, прикреплять их на лацкан одежды. Есть сайт в защиту Георгиевской ленты, его слоган: «Мы помним! Мы гордимся!» Главное, чтобы помнили.

- Да, это главное. Когда ты ее надеваешь, вспомни чью-то смерть, подумай: за то, что ты ее можешь носить, миллионы солдат погибли в Великую Отечественную войну.

 

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать