Беседы с батюшкой. Гармония церковного календаря

6 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель прихода во имя Успения Пресвятой Богородицы, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского церковного округа Екатеринбургской епархии.

–Рождественский пост – время нашей духовной подготовки к празднику Рождества Христова. Но так уж сложилось, что живем мы во время, когда перед ним празднуется Новый год. Вольно-невольно вокруг нас царит суматоха – множество людей, подарки, акции и так далее. Но это еще и благодатная на церковные торжества пора, в это время мы отмечаем дни памяти множества святых, и все это торжества близких для нас, для России, для всего православного мира святых. Как найти в это время золотую середину, чтобы и не осуетиться, и при этом правильно готовиться к празднованию Рождества Христова?

– Нужно научиться жить, чтобы наше сердце билось в ритме с сердцем Матери-Церкви. Церковный год очень гармонично настроен, чтобы христиане могли напитывать свою жизнь, свою душу. От состояния души зависит и наше телесное здоровье, и семейное благополучие, и успехи в работе, зависит все. Болезни у нас психосоматические, семейные проблемы в основном из души вырастают: беспорядок в душе – беспорядок вокруг.

Соответственно, наша душа требует регулярной сонастройки. Поэтому Господь на земле основал особое место, особое служение, возможности, в которых человек может все время со-настраиваться: Церковь – это та форма воспитания нашей души, живя в которой человек слышит голос Божий, понимает Его заповеди, старается быть настроенным.

В течение церковного года есть значимые места, которые питают, воспитывают нашу душу – дают ей определенную пищу, чтобы она могла расти, развиваться, справляться с трудностями и знала, какой выбор сделать в час Х. Для этого необходимы примеры, на которые человек ориентируется. В этом смысле помогают жития святых, встроенные в церковную службу. Знать жития святых обязательно – но если человек будет внимательным на церковной службе, будет слушать канон в день памяти святого, стихиры, как бы научится слышать голос Церкви, то его душа напитается этими смыслами, примерами.

Мы на днях с детьми сходили на замечательный фильм, рекомендую, сейчас он вышел на экраны кинотеатров – «Легенда о Коловрате»; замечательный, хороший русский фильм без всяких перегибов, с очень хорошей идеей подвига, служения Отечеству, самопожертвования, самоотвержения, чтобы немного представить, как жилось русским людям накануне татаро-монгольского ига, с какими трудностями они сталкивались. Потрясающее впечатление производит. Выйдя с сеанса в торгово-развлекательном центре, первое, что сказала дочка: «Пап, мне кажется, фильм, который рекламировали перед «Коловратом», снимали не русские люди». Там пошлость, какая-то комедия, полуобнаженные мужчины, стриптиз, как обычно у нас – ребенок почувствовал чистоту, правду, истину и так среагировал; правда, это делают нерусские люди – те, кто не любят Россию, глушат ее чернухой, порнухой, грязью, которая изливается с экранов, воспитывая самые низменные ценности, – оборжать, опошлить, осмеять все, как будто ничего святого нет; образ мужчины там представлен совершенно по-уродски. Фильм качественно, хорошо снят, про русского героя, обычного русского воина, а жития святых – это на порядок выше. Они дают такой импульс, пищу для души, которая, перерабатываясь, может вырасти в нужный поступок, когда человек между совестью и выгодой все-таки выберет совесть.

– Жалко, что по житиям святых не снимают… Причем, когда их читаешь, сюжет в них есть…

– У меня мечта такая: какой потрясающий фильм может быть снят талантливым режиссером про Георгия Победоносца. Искусство – это не то, что ты создал, продал, а потом в ящик убрал, один раз посмотрел, поплевался, и больше не хочется, а то, к чему можно возвращаться через 20, 50 лет, то, что будет влиять на душу человека. И так жалко… Я понимаю, что все это связано с бюджетом, что надо будет потом этот товар продать… Но насколько было бы потрясающе! Вот Мел Гибсон снял «Страсти Христовы» – по-своему, все равно западный оттенок привнесен, но я каждый год накануне Страстной Пятницы стараюсь этот фильм посмотреть, чтобы как-то почувствовать, чего Христу стоило наше спасение.

– Вернусь к житиям святых: иной раз их сюжет может выглядеть гораздо красочнее, чем у дорогостоящего блокбастера, который снимают по комиксам.

– Еще, конечно, нужно научиться читать.

– Научиться читать и не добавлять своего, чем можно испортить все… Какой правильный ориентир дают нам святые и чему мы у них можем научиться?

– Научиться главному: аще кто хощет за Мной идти, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мною. Это самое главное, чему должен научиться человек, – отворачиваться от себя, от своей «шкурки». Евангелие рассказывает про безумного богача, который собрал урожай в житницы и сказал себе: Душа, ешь, пей, веселись, много добра лежит на долгие годы, не о чем заботиться. А Господь ему сказал: Безумный, сегодня твою душу заберут, кому все достанется? Господь как бы подводит резюме: так бывает с тем, кто в себя, а не в Бога богатеет – важное указание: в себя богатеет человек.

Когда Авель и Каин принесли жертвы Богу, Господь одного благословил, а жертву другого не принял. Почему? Авель принес всецелую, полную жертву Богу, то есть все лучшее собрал и отдал на жертвенник Богу, а Каин собрал лучшее, и лучшее отдал Богу, а свое оставил себе. Этот каинский мотив очень часто в нашу жизнь проникает: для Бога мы, конечно, что-то готовы отдать, посвятить, попоститься, помолиться, причаститься, но свое для себя мы оставляем себе. Это самое отвратительное, что мешает нам жить полноценной жизнью. Себе, свое.

Один священник рассказывал: как-то приехали они с матушкой в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, помолились у мощей – и вдруг справа открывается дверь, кованые ворота, там пробоина от польского ядра – и пригласили: пойдемте. Спускаются по лесенке – а там хранилище святынь лавры, мощи. Он встал перед иконой первомученика Стефана (икона и частица десницы – лучевая кость). И вдруг у него в сердце извещение: «Ну а ты готов принять мученичество?» Он ясно ощутил этот вопрос всем своим существом. И батюшка в себе сказал: «Пока не готов, можно время – подумать?» Вообще-то, на выходные запланирована поездка с друзьями на дачу, шашлыки. Время подумать взял, но несколько дней сердце беспокоилось, прямо болело, что-то такое важное он упустил.

Потом приехал на свой приход, пришел в гости к своему знакомому директору санатория, а там дело к празднику. Вопрос, как отдыхающих развеселить. Директор рассказывает, что был у него такой эпизод в жизни: «Я человек православный, тоже Бога чту, но перед Новым годом нужно организовать программу для отдыхающих. Даю своему культработнику задачу – найти коллективы. Она нашла. Смотрю – какая-то самодеятельность. Я говорю: ты чего, сейчас немодно, народ этим не зажжешь. Надо пригласить группу стрип-шоу, сейчас же мода, надо ориентироваться на спрос. Она говорит: “Простите, я этим заниматься не буду”. – “Как не будешь? Я тебя уволю!” – “Увольняйте”». Уволил, вопрос решил, отдыхающие очень хорошо отдохнули, группа хорошо отработала, и директор оправдывается: а как, сейчас же коммерческое время, нужно находить, как выживать. Действительно, всегда есть это взвешивание: или хлеба кусок, или Крест Христов.

В этом же санатории к батюшке подошел один человек и говорит: «Я вам могу сказать один секрет, мне кажется, он будет вам полезен как священнику, настоятелю прихода. Я вот так подумал: почему в Церкви мало молодежи? Там очень много говорится о мучениках – это немодно, неприятно: молодежи надо жить, развиваться, молодость, сила, энергия, а тут – мученики. Надо об этом перестать говорить и больше говорить о жизни, о земном. Вот почитайте». И дал ему газетку, батюшка открыл, а там свидетельства какой-то христианской конфессии. Допустим, один человек свидетельствует: «Я уверовал в Бога – и он сразу мне послал работу». Другая говорит: «Я пришла к Богу – и Он мне сразу парня дал, все наладилось». Самое потрясающее свидетельство было: «Я в Бога уверовал – и Он мне сразу дал холодильник и стиральную машину».

Конечно, можно об этом подумать в таком ключе, что Господь организует наш комфорт. Но… Святая великомученица Екатерина, ну что тебе не жилось в твои 18 лет, царской дочке, умнице, красавице? Что ты не согласилась, почему была так резко настроена? Пошла бы навстречу… Или святой великомученик Пантелеимон. А тебе-то почему не жилось? В твои 25– 27 лет стремительная карьера – врач императора! Жил бы себе да жил, служил бы народу, лечил, ну пошел бы на компромисс, договорился, веровал бы внутри себя, зачем нужно было идти...

Святой великомученик Георгий, а ты? У тебя – просто без горизонтов, генерал в 30 лет, с перспективой управления Римом. Ведь тебя же император видел своим приемным сыном... Святой мученик Вонифатий, а тебе чего не жилось? Ты вообще как сыр в масле катался, жил припеваючи, развлекался, утешался. Ну пришло в голову госпоже послать тебя за мощами, ну съездил бы, привез, как-то дальше жизнь бы настроилась – чего ты полез на эту арену с мыслью: «Я тоже хочу быть с ними»? Что вам всем не жилось? Почему вы не пошли на эту сделку?

Святая мученица София, а тебе? Ладно, твои мучения, твои взгляды, но дочки твои? Они-то как? Ведь совсем маленькие, и тебе-то было чуть больше 30 лет. Как ты вообще смогла? Что тобою двигало?

Что двигало всеми святыми? А двигало то, что жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение этой жизни, и хотел бы разлучиться от уз этого тела и быть со Христом. Когда человек для себя находит это сокровище, он не готов его на стиральную машину менять и не готов увязывать все в одном, чтобы на одном стуле и с миром дружить, и вроде Богу послужить. Потому что сердце не может быть поделено напополам – это всецелая жертва Богу: нельзя оставить что-то для Бога, а что-то для себя – дух Каина обязательно проникнет в это «для себя» и завладеет сердцем, и погубит человека. Это размышления.

– Если говорить о простых проявлениях веры («Слава Богу, холодильник у меня появился» и т.д.) и высоких... Мы с говорили о фильмах, сожалели, что не снимают кино по житиям святых. Это можно связать с тем, что молодые приходят в Церковь, им говорят про новомучеников, про святых, про покаяние, а им бы интереснее: «Что я могу реально получить, если я к вам приду? По пальцам мне перечислите: будет ли у меня работа, муж, жена» и т.д.

Это связывается и с историей, которую Вы рассказали о санатории... В наши дни очень много того, что называется популярным, что находится в тренде. Это либо какая-то тема, либо какая-то новостная тема, о которой на всех федеральных телеканалах говорят, это спрос на картинку, если говорить и про кино, и про телевидение: не важно, что внутри скрывается и скрывается ли глубокий смысл, – самое главное, чтобы все смотрелось на одном дыхании, чтобы было эффектно и снято «дорого-богато», как говорят.

И если смотреть не медиахостинги, как Ютуб, где занимаются какой-то ерундой и собирают по несколько миллионов, а то и миллиардов просмотров, а те каналы, на которых людям рассказывают о жизни (не обязательно о Православии и о Церкви), совести, добрых поступках, добрых новостях, важных героях сегодняшнего времени, – собирают каких-то десять тысяч или всего сто просмотров. Как преодолеть этот тренд? Как понимать, что стоит смотреть, слушать, на что стоит обращать внимание, а куда даже не заглядывать?

– Так всегда будет. Всегда будет меньшинство, которое Христово, и большинство, которое антихристово. Так всегда было и так всегда будет, и Господь ради избранных, ради сынов Божиих сокращает дни мучений и страданий: ради праведника Господь сохраняет село – не стоит село без праведника. И всегда, в любом поколении, должны быть люди, которые готовы отвергнуться себя. Ради них, этих избранных, Господь сохраняет этот мир. Поэтому здесь мы всегда проиграем.

Нельзя святыню бросать, как драгоценный бисер, его никак не сделаешь таким популярным. Бог до ревности любит, и если Он призывает, то Ему нужна всецелая жертва – сердце человека. А это сложно – наше сердце занято многим хозяйством, человек привязан ко многим земным привязанностям. Взять один сотовый телефон – это такая тяжелейшая связь! Человек ни спать без него не может, ни есть не может, ни в туалет сходить не может, он его все время берет с собой, а когда телефона рядом нет, он начинает себя плохо чувствовать: у него ощущение, что он потерялся, потерял связь с миром. Конечно, это тяжелейшее рабство, зависимость. Поэтому мы должны свидетельствовать о Христе, рассказывать, что есть Истина. Это как резонанс – у кого сердце живо, способно откликнуться на призыв, оно услышит свое.

Господь говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает голос Мой». Пилат у Него спросил, Господь ему ответил, а тот пожал плечами: Что есть истина? Поэтому большинство людей настроены на другую волну. И не надо из-за этого переживать. Не бойся, малое стадо, ибо Господь благоволил дать вам Царство.

– Мы уже говорили о днях памяти святых; вот мы отмечаем день памяти святой великомученицы Екатерины, о которой уже речь заходила. И, соответственно, церковный календарь 7 декабря напоминает нам о наступлении дня памяти этой величайшей святой, небесной покровительницы Екатеринодара, ныне Краснодара, и Екатеринбурга, откуда мы сейчас выходим в эфир. Насколько важно помнить небесных покровителей наших родных городов и сел?

– Святые имена дают нам возможность смотреть в сторону звезд, ведь это звезды в Царствии Небесном. Великая честь, что мы живем в городе, названном в честь святой великомученицы Екатерины, – на всем земном шаре, наверное, лишь несколько десятков, наименованных в честь святых, то есть находящихся под непосредственным покровительством, под молитвенным щитом. Это великая честь и великая ответственность: с жителей Свердловска Бог не будет спрашивать так, как с жителей Екатеринбурга. Что спросить со свердловчан? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», и, если город назван в честь убийцы, террориста, чьи руки не то что по локоть в крови, он просто по шею находится в крови, которую пролил или при участии которого эта кровь проливалась… Конечно, это тяжелейший гнет – жить под этим именем, жить в таком городе. Господь, конечно, меньше спросит с людей из Свердловска.

Но с екатеринбуржцев Господь спросит – вы слышали каждый день, у вас в паспорте написано, у вас все время звучит: «Екатеринбург», «Екатерина», «город в честь святой» – в честь великой святой, которая сделала правильный выбор. И никто из екатеринбуржцев не скажет: «А я не знал, я не слышал, я не понимал». Чем эти уши были заняты, когда имя Екатерины ни разу не проникло в твое сердце? Чем твое сердце было порабощено? Кто от истины, слышит голос истины. Человек, который ищет истину, в этом колокольчике, звоне прекрасного имени Екатерины услышит свое, услышит призыв: «Подумай, посмотри, узнай, почитай, что за человек носил это имя, почему целый миллионный город назван в честь восемнадцатилетней девушки».

И человек потихонечку, шаг за шагом может прийти к истине, к пониманию, что ради Христа: она возлюбила Его всем сердцем. А как можно так возлюбить, чтобы умереть не под кайфом, как это делают современные моджахеды и ваххабиты, не обработанными пропагандой, а вот так, в добром уме и в твердой памяти, с ясными перспективами: сюда пойдешь – смерть лютую примешь, сюда пойдешь – будешь владычицей? Мудрейший человек, посрамивший мудростью самых знатных и умных людей того времени, выбирает смерть за Христа. Это серьезно, когда человек готов за что-то умереть. И об этом важно подумать. И с нас будет большой спрос.

– Я думаю, стоит рассказать немного, что за подвиг она приняла…

– Вкратце – дочь правителя Александрии, язычница, самая прекрасная в своем времени, в своей области. Пришло время сватовства, стали приезжать разные знатные вельможи, принцы с просьбой ее руки и сердца. А она говорит: «Нет. Кто превзойдет меня по уму, по красоте, по богатству, по славе, я за того выйду замуж». И вот как-то священник говорит ей: «Я знаю такого жениха, который превосходит тебя по всем этим славным показателям». И дал ей иконочку Божией Матери с Младенцем: «Посмотри, помолись, подумай». Она стала перед иконой, а Младенец от нее отворачивается и говорит Матери: «Она настолько отвратительна! Мне невозможно на нее смотреть». Екатерина была так этим поражена, что прибежала к священнику: «Что делать? Почему Младенец от меня отворачивается?» Он рассказал ей, что делать, Кто этот Младенец, о Его жизни, Его смерти, Его Воскресении. И сердце Екатерины всецело было отдано Господу Иисусу Христу – и она сделала решительный шаг: приняла Крещение, стала христианкой. И в следующий раз, взглянув на икону, увидела: Младенец настолько приветливо был к ней расположен, настолько сиял Его образ, и Он надел ей на десницу перстень: «Ты невеста Христова». Это история обращения, а дальше идет история многих страданий и славы – в этих страданиях сотни и тысячи людей, видя ее мужество, явную силу Божию, тоже становились христианами.

А житие ее лучше почитать, а еще лучше прийти на литургию в Свято-Троицкий кафедральный собор (кстати, это замечательная диагностика, замечательный тест – сколько у нас в городе екатеринбуржцев и сколько свердловчан: день великомученицы Екатерины – это самый главный день, а не праздник в августе, когда в Успенский пост какие-то мероприятия, гуляния. День города – это 7 декабря, день памяти великомученицы Екатерины, и всякий, кто искренне любит Екатеринбург, искренне стремится быть екатеринбуржцем, не может не почтить святую).

Это и проверка, готов ли человек принести что-то в жертву Богу или это все обращено на себя: разве сложно тем, кому позволяют время, возможности, взять полдня без содержания? Полдня – небольшая жертва. Попросить отпустить с работы на полдня и прийти помолиться с горожанами, с екатеринбуржцами, затем пройти крестным ходом по центру нашего города с молитвой: «Святая великомученица Екатерина, моли Бога о нас, о наших детях, родителях, о наших правителях, учителях, наставниках», и так далее. Помолиться, от всего сердца пожелать: она ведь слышит, она же очень скорая на отклик. Екатеринбуржцы придут почтить память святой Екатерины, но свердловчане найдут повод... Не говорим сейчас про тех, кто действительно объективно стоит на посту или в операционной, или учитель. Конечно, он с урока не сбежит, хотя, наверное, взять бы весь класс, да и прийти на крестный ход. А чем не воспитательный момент? Вот такой тест мы каждый год проходим и всегда смотрим, сколько за год прибавилось екатеринбуржцев.

– Полтора миллиона или нет, как свидетельствует информация о количестве населения Екатеринбурга? В свое время произошло переименование города из Свердловска в Екатеринбург, а область как была Свердловская, так и осталась. И не так давно в средствах массовой информации появились сообщения, что есть инициатива и область назвать либо Екатеринбургской, либо Уральским краем, там есть какие-то варианты. Как Вы считаете, нам стоит так усердно бороться за то, чтобы имена всех советских деятелей канули в Лету и историческая справедливость восторжествовала?

– А чего бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Это же по сути одно и то же – Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды», которые они понесли, причинив столько страданий, горя, крови… Они как две стороны одной монеты. Просто мы как-то привыкли, нам какая-то инерция, навык мешают подумать. А почему нет? Тоже, наверное, есть люди, для которых Шамиль Басаев национальный герой, и, наверное, они готовы его именем что-то прославить. Нас такая идея как-то немножко коробит, – а тут же свое, привычное. Там же всегда мотивы-то такие, в суть никто не вникает, что мы живем под этими заклейменными именами. В основном-то люди говорят: «Непривычно, деньги нужны на реформу» – «шкурка» своя дороже; мотивы какие-то совершенно не духовные, не душевные, а плотские: «Неудобно». Это все время взвешивание: выгода или совесть? «Невыгодно, неудобно».

– Комфортно или не комфортно, да?

– Ну да, примерно. Знаете, вспомнил историю, поделюсь наблюдением. Часто, когда сейчас едешь по дороге, видишь такую отвратительную картину: стоит машина, и несколько молодых людей справляют нужду, прямо не отходя далеко от дороги. Ну что мешает, спустись пять метров с обочины... Понятно, что естественные нужды, но почему вот такая демонстрация? Что это такое? Какая природа? Двадцать лет назад этого не было, люди не позволяли себе такого…

 А потом я понял. Когда фашисты оккупировали территории, то они демонстрировали, что они хозяева, они здесь главные, этот народ – рабы, что их стесняться, поэтому мылись на улице, нужду здесь же справляли. Такая была демонстрация своей силы, власти, и наплевать, кто что думает, кто что скажет. И здесь тоже: человек купил «девятку», он стал статусным человеком, стал хозяином, приобрел свое – и он может себе позволить наплевать на все. Он не хозяин земли Русской, нет, он хозяин какой-то частной собственности, и это как-то его подвигает так наплевательски относиться, демонстрируя, что он статусный человек, на машине. Это к теме того, какую жертву Богу приносит человек. Свое к себе, своя «шкурка»...

– Какие советы Вы дали бы нашим зрителям на дни поста и какое напутствие?

– Скажу словами Сергея Трофимова: «Дай Бог нам мудрости и смелости жить чем-то настоящим». Пост – это возможность выйти из беличьего колеса. Мы настолько вкручены в эту беготню, бежим, суетимся, мобильные телефоны... Мы не успеваем замечать, как растут наши дети, мы не слышим своих родителей, нам некогда позвонить и сказать несколько слов – очень деловые люди. Мы все время куда-то бежим, мы не замечаем запаха, не замечаем цвета жизни.

«Беличье колесо» – это бег очень быстрый, но на одном месте. Человек никуда не развивается, не обретает самого главного, не живет настоящим. Почему? А настоящее – в нашем сердце, там происходят самые главные процессы. И чтобы человеку себя в себе найти, нужно отойти на какое-то расстояние и со стороны посмотреть на суету. И пост такую возможность дает – не просто как физиологическое упражнение, а как усугубление молитвы, подготовка к серьезному покаянию, к церковным таинствам, как дела милосердия, когда человек находит время прийти к бедному человеку и отдать ему часть своей жизни, сердечной теплоты, своих средств. И это все позволяет человеку встретить себя в себе.

И когда он себя видит – это, конечно, потрясение: это не тот имидж, который мы привыкли собой изображать… Внутри картина достаточно печальная, и, когда мы с ней знакомимся, нам очень нужно найти того, кто может эту картину преобразить. Человек ищет Спасителя – от того безобразия, которого внутри у каждого из нас пространное море, там же гади, имже несть числа. Человек реально начинает искать Христа, начинает молиться, каяться. Начинается самый главный жизненный процесс – процесс преображения души. Я искренне желаю, чтобы этот путь, финишная прямая к встрече с Рождеством Христовым, с днем Рождения нашего Господа, не прошел впустую, не прошел в суете, чтобы мы смогли хоть в чем-то лучше узнать себя. Помогай нам всем Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать