Беседы с батюшкой. Икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение»

5 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Лонгин (Горбачев), насельник Свято-Введенского монастыря города Киева. Передача из Санкт-Петербурга.

– Наша сегодняшняя тема – икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение». Батюшка, расскажите, пожалуйста, почему у нас сегодня такая тема?

– Потому что на сегодняшний день эта великая святыня, одна из почитаемых святынь Украинской Православной Церкви и достаточно известная в России, пребывает в Санкт-Петербурге и будет там до 15 ноября. Эта икона постоянно находится в городе Киеве в Свято-Введенском мужском монастыре. Монастырь был основан в 1878 году, официально зарегистрирован 17 марта, в день памяти преподобного Герасима Иорданского. Этот день особо чтится в обители. Незадолго до этого в Киев приехала одна из благочестивых жен, вдова капитана, который погиб на русско-турецкой войне, Матрона Александровна Егорова. Они вместе с супругом участвовали в обороне Севастополя, и она была там даже контужена. Но после того как потеряла супруга, приехала в город Киев, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Она поселяется на углу улиц Московской и Рыбальской и постепенно на свои сбережения, которые у нее были, выкупает целый жилой квартал помещений, для того чтобы основать женскую общину. Сестрам общины необязательно было принимать монашество, главной идеей было объединиться вокруг дел милосердия, вокруг Господа, чтобы творить эти дела, молиться Господу и скорбеть всем вместе, потому что там многие были вдовы погибших воинов, которые защищали нашу Родину. Матрона Александровна Егорова являлась уроженкой Силистрии – это современное название, а древнее название города – Доростол. Это древний город в Болгарии. Мы знаем мученика Дасия Доростольского, несколько дней назад праздновали день его памяти.

В 1878 году Матрону Александровну Егорову благословил на учреждение женской общины митрополит Исидор (Никольский) – достаточно известная личность, при нем очень много было зарегистрировано таких женских общин по всей России. В то время когда Матрона Александровна Егорова приехала в Киев, он был митрополитом Киевским, затем его перевели в Санкт-Петербург, и Матрона Александровна приезжала к нему уже в Санкт-Петербург, для того чтобы получить какой-то совет, благословение, духовно окормляться. Через пять дней после регистрации общины, на день памяти сорока святых мучеников Севастийских, она почила в городе Санкт-Петербурге и была временно (как было подчеркнуто) захоронена в Александро-Невской лавре (потому что тогда не было возможности ее сразу перевезти в Киев). Духовником лавры она была пострижена в монашество – тайно для людей и явно Богу. 21 августа ее честные останки были обретены и перевезены в Киев (по тем временам это считалось очень быстро – в течение трех суток), и она была захоронена в нижнем храме тогда еще женской общины. Нижний храм был освящен в честь святого великомученика Димитрия Солунского, чудотворца Мироточивого, день памяти которого мы будем праздновать в воскресенье 8 ноября. Этот святой был покровителем того края, откуда была родом матушка, и как раз в честь Димитрия Солунского она приняла постриг с именем Димитра. Матушка Димитра была захоронена в этом храме, в склепе. Многие сестры, увидев, что под ее светскими одеждами было монашеское одеяние, когда ее перекладывали в склеп, увидев ее подвиг, что она все-таки приняла монашество, начали в подражание ей, в уподобление ее подвигу тоже принимать монашество. И в 1901 году община уже перерегистрирована в женский общежительный монастырь, который существовал до советской власти. В начале 30-х годов монастырь был закрыт, была взорвана колокольня, которая вписывается в архитектурный ансамбль, ее не заметить невозможно, слава Богу, сейчас она восстановлена. И второй раз монастырь открыли уже во время Великой Отечественной войны, когда Киев был оккупирован немцами. Мы знаем, что были такие тенденции, когда немцы, в угоду людям, проживающим на оккупированной территории, открывали храмы, в том числе был открыт и Свято-Введенский женский монастырь.

В 1960 году, когда началась повторно особая волна явного гонения на Церковь, Введенский монастырь опять закрыли. Последняя игуменья монастыря (в схиме – Михаила), духовное чадо преподобного Кукши Одесского, предсказала, что «с позором мощи вынесут и с почестями обратно возвратят обители». Когда оперуполномоченный зашел в нижний храм и увидел, что вскрыли склеп, увидел там нетленные мощи, он с ужасом вылетел из храма. Но это не помешало выносу мощей и поруганию святой обители. Мощи вынесли, недалеко от Введенского монастыря находится Зверинецкое кладбище в Киеве, где захоронено очень много монашествующих, целые участки сестер нашей обители, там была захоронена и матушка Димитра.

Наступил 1992 год, и во Введенской обители вновь затеплилась лампада молитвы. Наместник нашей обители после ее открытия в 1988 году игумен Дамиан – один из насельников Киево-Печерской лавры и ее первых постриженников. Он ныне епископ. Первая Божественная литургия совершилась в день празднования в честь Киево-Братской иконы Божией Матери – этот образ тоже чтится в нашей обители, так как Господь благословил первую Божественную литургию в этот день. В 1992 году (это был день Святого Духа, второй день праздника Святой Троицы) была отслужена торжественная служба, и началось возрождение обители. Сначала была зарегистрирована приходская община, затем в 1996 году зарегистрирован Свято-Введенский мужской монастырь, потому что около владыки начала собираться братия.

В 1996 году (21 августа) были обретены мощи матушки Димитры. Что самое интересное, прихожанка нашего монастыря, искусствовед, которая работает в Киево-Печерской лавре, приезжала в Санкт-Петербург для работы с документальными архивами и узнала о том, что первое обретение мощей было тоже 21 августа. Потому что документы были собраны, но были какие-то постоянные препятствия, а 19 августа – праздник Преображения Господня, неуместно в этот день приобретать мощи, и так получилось, что это произошло 21 августа. А когда узнали, что первое обретение было тоже 21 августа, стало понятно, что это дело рук Божиих и Его Божественного Промысла. Мощи были возвращены в обитель в нижний храм, на сегодняшний день они там пребывают. Сначала это были как останки, но мы верили, что наступит тот день, когда матушку прославят. Ежедневно в обители совершалась заупокойная лития у мощей ее основательницы. Богослужение практически всегда совершается в главном храме – Введенском, в нижнем храме только совершаются ранние литургии по воскресным и праздничным дням и по четвергам – так установлено было еще до канонизации матушки. А после литургии всегда у ее мощей служилась заупокойная лития.

В 2008 году, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Блаженнейший митрополит Владимир с сонмом архиереев после постановления Комиссии по канонизации Украинской Православной Церкви канонизировали матушку Димитру в лике местночтимых святых вместе с еще одной подвижницей благочестия, мощи которой у нас хранятся. Это преподобная Олимпиада, как мы ее называем, Киевская и Арзамасская (может, это немного гордо звучит). Она была настоятельницей Арзамасской Алексеевской женской общины и была почитательницей Киево-Печерских угодников Божиих (это был XVIII век). Она сама была родом из Костромы, из купеческой семьи и с детства имела непреодолимое желание служить Богу. Несколько раз убегала из дома, и все-таки родители смирились с ее желанием, она попала в Арзамас в Алексеевскую женскую общину. На сегодняшний день, к сожалению, эта община (позже – монастырь) не действует. Последний раз, когда мы там были, там находилась воинская часть. Но видно, что здесь был монастырь, об этом свидетельствуют разрушенные храмы. Один из храмов был в честь Киево-Печерских святых. Настолько она любила этих угодников Божиих, что незадолго до смерти получила изволение и благословение правящего епископа и посетила Киево-Печерскую лавру. Когда она находилась уже в лавре, будучи в престарелом возрасте немощной старицей, ее одолел смертельный недуг. Она там и почивает – была захоронена на территории Киево-Печерской лавры за храмом Рождества Богородицы (на сегодняшний день это академический семинарский храм). Одной из идей, рвением, чаянием нашего наместника монастыря, владыки Дамиана, с первых дней открытия лавры в 1988 году было восстановление лаврских некрополей, потому что все было разрушено. Первое, что восстанавливается, – это храмы, чтобы совершать там богослужения, но и те люди, которые похоронены на территории лавры, все не случайные. И матушка Олимпиада, схимонахиня, одна из них. Мощи ее были обретены в 2001 году, перенесены братией нашего монастыря в Введенский монастырь, и в 2008 году они вместе с матушкой Димитрой – две преподобные жены – были прославлены в лике местночтимых святых. День ее памяти 20 августа, потому что день ее блаженной кончины 19 августа, но переносится на 20 августа. 16 сентября по новому стилю – день обретения ее мощей. В монастыре празднуются эти праздники, совершаются торжественным чином и всенощное бдение, и Божественная литургия, и крестный ход, и молебны. Мы особо не расстраиваемся, что и Киево-Печерская лавра не очень жаждет забрать у нас эти мощи, и в Арзамасе они не так почитаются, а мы любим – это две наши особые покровительницы обители.

А икона Божией Матери «Призри на смирение», с которой мы начали наш рассказ, – это главная святыня нашего монастыря. Под покровом этой святыни совершается восстановление обители и строительство загородного монастыря: в 2000 году у нас появился скит в честь Положения ризы Божией Матери во Влахерне. Престольный праздник – это середина лета, 15 июля. Расскажу немного об иконе. Икона Божией Матери «Призри на смирение» являет собой великую святыню, великую ценность древности. В 1420 году, как нам свидетельствует Псковская летопись, на псковской земле была явлена икона Божией Матери «Призри на смирение». Недалеко от Пскова существует Каменное озеро, и как свидетельствует летопись тех времен, был голод от Ильина дня до Крещения, а также литовский князь Витовт расторг мирный договор и пошел завоевывать псковские земли. Люди взмолились Царице Небесной, и Она явила Свой образ прямо на озере. Когда несли икону в Троицкий храм (в дом Святой Троицы, как часто называют это прекрасное место, где святой равноапостольной Ольге, по преданию, явилась Троица в виде трех солнечных лучей), как свидетельствует летопись, ее несли на убрусе, и из правого глаза Божией Матери текла кровь, Божия Матерь плакала кровавыми слезами и разделяла ту скорбь, которая была среди Ее верных, обращающихся за Ее молитвенным покровом и предстательством в те тяжелые времена. Псковская икона, к сожалению, на сегодняшний день неизвестно где находится, можно лишь только это предполагать. Но о том не будем сейчас говорить, а скажем, что теперь прославлена спустя уже почти 600 лет Киевская икона «Призри на смирение». Как получилось, что она стала такой известной? Монастырь был женский (сейчас он является мужским), и при женском монастыре жил и служил священник, протоиерей Борис Квасницкий. В келье этого батюшки хранилась икона «Призри на смирение». Это была его келейная икона, которую он любил, почитал, приносил келейные молитвы перед этим образом. Начались годы советской власти, и мы прекрасно знаем участь многих священников, не минула эта участь и протоиерея Бориса. Вместе с супругой его ссылают в ссылку, они подвергаются репрессиям. Все, что у них было самое дорогое, – это малолетний сын, мальчик, которого они отдали на воспитание родственникам, а также икона Божией Матери «Призри на смирение», ее протоиерей передал своей духовной дочери, посчитав, что это будет надежным способом сохранить этот образ. Тогда это была молодая послушница нашей святой обители, позже она приняла монашество с именем Феофания, а еще позже стала известна как схимонахиня Феодора.

И вот эта матушка все годы советской власти хранила эту икону у себя. Какое-то время она проживала в монастыре, но когда монастырь закрывался, жила в миру, работая на мирских работах, на ткацкой фабрике. Но икону она хранила у себя. Последние годы жизни матушка Феодора доживала во Флоровском Свято-Вознесенском монастыре на Подоле – это женский монастырь, который был образован из двух монастырей. Когда-то в Киеве было два монастыря – Флоровский и Свято-Вознесенский, потом Свято-Вознесенский упразднили и два монастыря соединили. И она доживала там последние дни своей жизни. Когда встал вопрос – что же делать со святыней, открылась как раз обитель в 1992 году. И матушка, посоветовавшись с сыном отца Бориса, который в то время был уже взрослым мужчиной, решила передать эту икону в нашу обитель. Естественно, когда приносят в любой храм, который начинает свое восстановление, какую-то икону, даже литографическое изображение в какой-то рамочке, какой-то редкий образ, прихожане радуются этому событию. А тут такой величественный образ Божией Матери! Как многие тогда отмечали (и по сей день отмечают), с лика Божией Матери на тебя смотрит Сама Живая Царица Небесная, живой образ. В какой бы точке храма человек ни стоял, всегда он видит направленный на него взгляд. Это настораживает и призывает кого к покаянию, кого – к более особому благодарению.

Икона сразу же заняла достойное место в храме. Был установлен обычай (правило) читать перед ней канон Параклис Божией Матери, после Божественной литургии, по заамвонной молитве. Этот обычай сохранился и по сей день. Тогда литургия совершалась не каждый день, сегодня она совершается ежедневно. В субботу мы читаем другой благодарственный канон перед этой иконой. И всегда возглашается «Богородицу и Матерь Света…» и «Честнейшая» – вот такая традиция. И монастырь называется в честь введения Божией Матери во храм. А можно провести параллель: XV век – псковская земля, тяжелые времена, явление Божией Матери; 1992 год – страшнейший церковный раскол в Украине, о котором все знают и уже много написано и сказано. И многие священники, архиереи сомневались, колебались (не говоря уже о мирянах), где же истинная Церковь, что делать? Вроде бы живем в Украине, вроде и нужна самостоятельная независимая Церковь – как быть? И Царица Небесная являет Свою милость: 1 августа обращают внимание на то, что лик Божией Матери как-то изменился, изображение стало нечетким. Подумали, что что-то могло произойти с иконой. Когда открыли стекло киота, увидели, что с иконой все в порядке, ничего не произошло, а обратили внимание, что на стекле точное изображение лика Божией Матери. Стекло, естественно, было не вплотную, существовало расстояние между иконой и стеклом. Верующему человеку что надо? Верующий видит явное чудо, которое явила Матерь Божия. Но появились люди, которые заинтересовались, что же это. Может быть, как-то исследовать неведомое событие? Предстоятель Украинской Православной Церкви, ныне покойный Блаженнейший митрополит Владимир, благословил это исследование, но сказал, чтобы икону со стеклом никуда из монастыря не выносить. Ученые исследовали около года, снимали даже лакокрасочный слой с края иконы, всячески исследовали и дали официальное заключение, что это нерукотворный отпечаток. Как такое могло произойти, ученые объяснить не смогли. В 1995 году 22 ноября Синод Украинской Православной Церкви постановляет почитать данную икону как чудотворную. Официально внесена дата празднования в календарь – 29 сентября, как и в честь Псковской иконы. И 1 августа в монастыре чтится день явления иконы на стекле, в день памяти Серафима Саровского, который тоже почитал Царицу Небесную и был Ее избранником. В его день памяти Царица Небесная явила такую милость не только для прихожан Введенской обители, а и для всей православной Руси. Потому что до того, как икона попала в обитель, матушка Феодора уже имела желание ее отдать, пожертвовать, чтобы продолжалось почитание, чтобы сохранить дальше эту святыню, которая особого почитания не имела. Был такой старец схиархимандрит Зосима (Сокур) в селе Никольском Донецкой области, который организовал там два больших монастыря, это было очень почитаемое место, люди к нему ездили, он, кстати, учился в Санкт-Петербурге, окончил духовную школу. Он сказал: «Матушка, эта икона мне не принадлежит, она не должна быть у нас. Придет время, этой иконе будут поклоняться, и вся Русь будет молиться перед ней». На сегодняшний день свидетельство батюшки Зосимы, его прозорливость сбывается. Действительно, икона много где была: и по Украине, и в России, Белоруссии, Молдавии, Приднестровье, Грузии – по городам и весям; и даже у больных дома. Бывали случаи, когда икону возили в хосписы и для раковых больных деток, даже в частные дома заносили, когда лежачие немощные люди молились перед этим образом Божией Матери.

– Вопрос телезрителя: «Почему икона Божией Матери называется «Взыскание погибших»?»

– Честно сказать, я не помню досконально историю этого образа, но ответ напрашивается по названию иконы «Взыскание погибших». Иногда ее называют еще «Всех скорбящих Радость». Это в принципе разные иконы, но порой их как-то сравнивают. Божия Матерь хочет взыскать всех погибших, какой бы грешник ни был человек, в каком бы духовном состоянии он ни пребывал. Он должен молиться Царице Небесной. Потому что в любом случае у каждого из нас есть отец и мать (или у кого-то уже умерли, но всегда материнская ласка и материнская любовь к нам особо помнится). Поэтому ласка к нам, грешным, Царицы Небесной безгранична. Мне очень еще нравится икона Божией Матери «Нечаянная Радость»: грешник молится перед иконой, у Спасителя из язв течет кровь, но Божия Матерь все равно Его умоляет. Также – «Взыскание погибших»: Божия Матерь взыскивает со дна греховной жизни, Ее молитва перед Сыном, перед Престолом вечной славы со дна ада может достать. И Она может спасти всех погибших, лишь бы мы обращались и стремились к этому Божественному свету и к покаянию.

– Расскажите о ските в честь Положения ризы Божией Матери.

– Скит в честь Положения ризы Божией Матери – это задумка нашего владыки, потому что Введенский монастырь находится в центре города, по адресу: ул. Московская, 42. Рядом (в 10 минутах ходьбы) находится Киево-Печерская лавра, где большая территория и большой монастырь. У нас монастырь маленький, когда-то (до советского периода) он занимал большую площадь земли и имел свои здания. Матушка Димитра выкупила целый квартал, и даже некоторые здания сдавались внаем – за счет этого обитель жила. На сегодняшний день вокруг асфальт, земли практически нет. Восстановить обитель возможно, но пока здания будут дальше передаваться, кроме молитвы нечем заниматься. А наместник у нас – человек очень деятельный, и благодаря сотрудничеству с обществом по охране памятников культурного наследия в Киевской области нам предложили несколько объектов, которые стояли и просто разрушались. По документам это памятники архитектуры, но государство не все их может охватить вниманием. Так, в Фастовском районе в селе Томашовка была усадьба – здание архитектора Куликовского, построенное в 1910 году. Это была панская усадьба, там жил поляк, пан католического вероисповедания, но особый почитатель Божией Матери. И от одних почитателей Божией Матери сейчас это здание перешло к другим почитателям, только уже православным. Это место очень понравилось нашему наместнику. Много было сил вложено, для того чтобы нам это здание отдали, вокруг 10 гектаров – парковая зона. Конечно, все было в страшном состоянии: ни перекрытий между этажами, ни окон, ни дверей. Но эта усадьба восстановлена. На территории домовый храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Вокруг этой усадьбы монастырская стена, башни. Я недавно был в Пюхтице – немного напоминает забор и башни Пюхтицкой обители, и месторасположение тоже очень живописное. Владыка очень много ездит по святым местам, и если где-то ему что-то понравится, он хочет, чтобы это было воплощено в обители. У нас сейчас практически закончено строительство храма в честь Страстей Христовых. Чтобы был храм с таким названием, я пока еще не слышал. Храм в честь Страстей Христовых освящен Блаженнейшим митрополитом Владимиром незадолго до его блаженной кончины. В престол вложены мощи мученика Лонгина Сотника, и в храме совершается богослужение обязательно с четверга на пятницу – в память Страстей Господа нашего Иисуса Христа (начиная с полунощницы – Акафист по образцу Великого поста, канон с Акафистом Страстям Христовым, часы и Божественная литургия). Как правило, если владыка находится в Киеве, то он обязательно едет туда на ночную службу (это в 60 км от Введенского монастыря). И уже существует такая традиция с 2000 года – совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение».

– Вопрос телезрителя: «Я из Санкт-Петербурга, но служил на улице Ливера в Киеве, как раз напротив монастыря, и волею судьбы туда заходил. Рад Вас очень видеть. Но вопрос у меня следующий: «Где находится икона Божией Матери «Призри на смирение», и до какого дня она пробудет в Санкт-Петербурге?»

– Икона Божией Матери «Призри на смирение» будет пребывать в Санкт-Петербурге до 15 ноября включительно. На сегодняшний день она находится в Свято-Троицком Измайловском соборе и будет там по 6 ноября включительно. 7 ноября икона будет находиться в храме Успения Божией Матери на Охте, в воскресенье 8 ноября – в Сампсониевском соборе, с понедельника по среду (9 – 11 ноября) – в Казанском кафедральном соборе, в четверг, пятницу – в храме в честь великомученика Георгия Победоносца в Купчино, в субботу и воскресенье (14 и 15 ноября) – в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

– Это та самая икона?

– Да. Икона «Призри на смирение».

– А стеклянный отпечаток?

– Отображение остается в монастыре, оно из монастыря никуда не вывозится.

– Вернемся к рассказу о крестном ходе.

– Крестный ход совершается 13 июля ежегодно. У нас под Киевом есть такое замечательное место, называемое Белогородка, откуда начинается крестный ход. Казалось бы, обычная деревня, село. На самом деле это была загородная резиденция киевских князей. Название говорит само за себя, раньше это место называлось «Белый город». Там были белые каменные палаты, в которых жили киевские князья. На сегодняшний день там существует храм, даже есть викарий Киевской митрополии с титулом Белгородский – это архиепископ Николай, который 13 июля возглавляет там Божественную литургию. После Божественной литургии всем предлагается плотная трапеза, потому что предстоит идти 50 километров, причем это расстояние мы преодолеваем за один день. И после трапезы мы торжественно выходим. Возглавляет крестный ход на протяжении всех этих лет владыка Дамиан, он идет каждый год и полностью проходит путь, показывая нам пример следования. Владыка Николай как архиепископ нас всех благословляет, мы благодарим за теплый прием, за трапезу и идем пешком 50 километров. Мы проходим через многие села, и есть такая интересная тенденция: ни одного храма не было в тех местах, где мы шли, где шла Царица Небесная, ведь идет Сама Царица Небесная, а мы являемся только Ее свитой, которая сопровождает. И Она настолько благословила все эти места, что в каждом селе на сегодняшний день есть храм. Нас просят обязательно зайти в этот храм, чтобы Царица Небесная благословила дальнейшее его строительство, хотя мы уставшие и приходится немного уклоняться от маршрута, до полукилометра отходить в сторону, чтобы побывать в этом храме. На протяжении всего крестного хода совершается молитва. Мало того что каждый молится по-своему, но еще совершается уставное богослужение: мы служим всенощное бдение в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение» и святой праведной Ангелине, деспотиссе Сербской, день памяти которой празднуется 14 июля. Те, кто на следующий день в силах, может причаститься, духовенство может послужить. На протяжении всего крестного хода всю службу вычитываем вечернее правило. Вот такая традиция. Приходят все участники крестного хода уже около полуночи, и всех встречает праздничный фейерверк, как только мы заходим на территорию монастыря, как только вносится икона. Кто-то, возможно, отстал, потому что это нелегкий подвиг, некоторые подъезжают на машине, но как говорят в спорте: «Главное – не выиграть, а главное – участие». Сегодня ты подъехал на машине, в следующем году прошел пешком. Самые младшие участники крестного хода участвуют в этом, находясь еще в утробе своей матери: были такие случаи, когда наши прихожанки, которых мы хорошо знаем, на 7-8 месяце беременности пусть и не все расстояние, но шли. Самые старшие – это люди 80 лет. Даже был один инвалид на одной ноге, он шел на костылях, отстал от всех, пришел под утро, но все же прошел – вот такой пример для многих здоровых. Конечно, с каждым годом участников крестного хода все больше и больше. Настолько все отлажено. Иной раз трапезу накрывает монастырь, иногда принимающие села, которые мы проходим. Каждый год переживания – как это все будет, но Царица Небесная все управляет. В этом году шествовали крестным ходом около двух тысяч человек. Причем люди приезжают со всей Украины, а также и из России, из Москвы. Поэтому хочется воспользоваться случаем и пригласить поучаствовать в этом крестном ходе желающих, побывать в этой святой обители. Мы уже говорили о храме Страстей Христовых. Параллельно строятся еще два храма: один храм уже освящен в честь Успения Божией Матери – копия Гефсиманского храма (с некоторыми различиями), где произошло успение Божией Матери. Кувуклия как и в Иерусалиме. Не у каждого получится побывать в Иерусалиме, но можно посетить такой вот малый Иерусалим. Мы знаем, новый Иерусалим есть в Подмосковье, а тут еще, можно сказать, появился новейший Иерусалим. Владыка очень любит бывать у Гроба Господня, часто бывал в Иерусалиме, он очень любит Иерусалим и Рим, говорит, что это два города, в которых он еще и еще хотел бы побывать.

– Отец Лонгин, повторите еще раз дату крестного хода и, может быть, дадите несколько практических рекомендаций по поводу того, каким образом принять участие в нем: когда людям приехать, что им делать, куда прийти?

– Крестный ход совершается 13 июля. Обычно все паломники съезжаются в Киев на праздник Петра и Павла, в конце поста, чтобы помолиться. Тогда же празднует день ангела наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. Во Введенском монастыре всех кормят, оставляют на ночлег. Монастырь небольшой, хороших паломнических условий нет, но, по крайней мере, крыша над головой и трапеза будут. А на следующий день в монастыре заказывается несколько автобусов, иногородние паломники могут сесть на автобус и последовать в Белогородку, откуда начинается крестный ход. Самое главное – с собой иметь удобную обувь, это самый важный практический совет. В остальном – Господь подкрепит и даст силы. В этом году был дождь. Сейчас продаются на рынках дешевые плащики, очень удобные, в которых можно уберечься от дождя. Кто-то с зонтиком идет – одновременно можно спрятаться и от солнца, и от дождя. Во время крестного хода делается 4-5 остановок, где всех основательно кормят, никто голодным не остается. Слава Богу, при всех нюансах экономических и политических в Украине Матерь Божия, Господь не оставляют нашу землю, и радушие людей, любовь людей еще не иссякла – любят и Господа, и Царицу Небесную, и когда приезжают паломники, тоже любят. Единственная проблема сейчас для россиян: украинские власти ввели загранпаспорта для граждан России, желающих приехать в Украину. А так все относительно спокойно, по крайней мере в Киеве и в области – можно приезжать, молиться киевским святым наперекор обстоятельствам, для того чтобы показать единство и братство наших народов.

– Прошу Вас теперь подробнее рассказать о Ваших поездках с иконой Пресвятой Богородицы, ведь нынешняя поездка не первая?

– По Украине икона очень много путешествовала. Первое путешествие было в Запорожье, и в поездке совершилось первое чудо: была нелетная погода, и Блаженнейший митрополит Владимир сам должен был сопровождать икону, лететь вместе с ней и с группой церковных меценатов в Запорожье, где проводилась православная конференция. Тогда он сказал: «Полетели с нами, Пречистая». И самолет летел среди бушующей нелетной бури, которая была в небе, как по узкому коридору. То есть Сама Царица Небесная сопровождала этот самолет, который благополучно приземлился в Запорожье. Таких случаев было много по Украине.

В Россию икона впервые попала в 2001 году: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия она побывала в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Я, тогда молодой иеромонах (только рукоположился), тоже ее сопровождал по милости Божией, по благословению нашего священноначалия в такой великий, величавый монастырь – в один из первых монастырей, который отдали Русской Православной Церкви после безбожных лет советской власти. Икона там пребывала три с половиной месяца. После этого, по благословению владыки Евсевия, икона была в Пскове. Когда икону привезли в Псков, он молился и говорил: «Наша икона, в Пскове она явилась». Он сам лично провожал икону, у меня сохранились фотографии (может, когда-то для летописи они будут ценны): он стоит перед вагоном поезда (падает снег, это был конец декабря) и провожает Царицу Небесную. В 2003 году икона опять была в Москве, в храме Ризоположения Божией Матери в Леонове. Тоже Промыслом Божиим мы туда попали, ведь наш скит назван тоже в честь Ризоположения Божией Матери, у них же в храме хранится частичка ризы Царицы Небесной. Все получалось как-то промыслительно. Однажды один человек приехал к иконе, а храм уже закрывался. И я ему говорю: «Давайте я Вас проведу к иконе». Провел его к иконе, и человек сказал, что он из Екатеринбурга. Спросил, была ли икона в Екатеринбурге. Я сказал, что не была. Этот человек позвонил своему знакомому, который пошел на прием к владыке Викентию (он тогда был управляющим Екатеринбургской епархией), и он благословил пребывание иконы в Екатеринбурге. Икона побывала и на Сахалине (не помню точно год – 2006 или 2007) – владыка Даниил (Архангельский) при содействии Фонда Андрея Первозванного очень много способствует привезению святынь на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Потом икона побывала в Хабаровске. Владыка Хабаровский предложил повозить икону по северным отдаленным местам. После чего владыка Читинский пожелал, чтобы привезли этот образ. Все поездки совершались вот так – промыслительно. А сейчас икона находится в Санкт-Петербурге по благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и при содействии Санкт-Петербургского благотворительного фонда апостола Павла.

– Вопрос телезрительницы, поступивший через группу «ВКонтакте»: «Образов Пресвятой Богородицы так много! А есть ли принципиальная разница, перед каким из них молиться? И почему те или иные наиболее почитаются, а другие остаются в тени?»

– Вы знаете, в тени, может быть, остается образ, если он не почитается среди обширных масс. В любом случае у какого-то человека дома может быть икона, и он только перед ней молится, при этом он может даже не знать название этой иконы, по простоте душевной даже может не интересоваться образом, а просто молиться Матери Божией искренне. И в тени никогда этот образ не будет, потому что его уже почитает один человек или его семья. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них», – сказал Господь. Так же и Царица Небесная. Если родная мама делает для нас все, что в ее силах, в ее возможностях, то Царица Небесная является совершеннее всех матерей на свете вместе взятых, Единственная, через Которую воплотился Господь наш Иисус Христос. И мы знаем прекрасно это евангельское событие, когда Господь с Креста говорит: «Жено! Се, сын Твой». Через Иоанна Богослова Он вручил всех нас Матери Божией. И Иоанну Богослову Господь сказал: «Се, Матерь твоя». Мы знаем, что Иоанн Богослов забрал Ее к себе, заботился о Ней и до конца нахождения Ее на земле Она жила в его доме. Поэтому перед каким бы Ее образом мы ни молились, Царица Небесная нас слышит. Очень часто мы молимся Господу или Матери Божией и говорим: «Господь нас не слышит», как-то даже ропщем. На самом деле Господь нас всегда слышит, и Матерь Божия слышит. Мы можем даже не молиться, а на сердце только почувствовать, помыслить, и нас уже слышат. Но если это нам не полезно, как бы мы ни молились (а мы только завтра поймем, что нам это не совсем полезно), то ни Господь, ни Матерь Божия не выполняют просимое. Поэтому молиться нужно всегда, и общение с Богом и Царицей Небесной всегда нужно. Где какие по местам иконы почитаются или кому какая на сердце пришлась, пред той и молимся, но молимся одной Божией Матери.

– Прошу Вас еще раз напомнить нам график пребывания иконы в Санкт-Петербурге.

– Икона Божией Матери «Призри на смирение» сейчас находится в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком Измайловском храме и будет там пребывать еще завтра, 6 ноября, на протяжении целого дня. С утра 7 ноября на родительскую поминальную субботу икону перевезем в храм Успения Божией Матери на Охте. В воскресенье 8 ноября она будет пребывать в Сампсониевском соборе. С понедельника по среду (9, 10, 11 ноября) икона будет пребывать в Казанском кафедральном соборе. 12 и 13 ноября – в храме в честь великомученика Георгия Победоносца в Купчино, в субботу и воскресенье (14 и 15 ноября) – в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре.

– И после этого домой, в Киев?

– Пока никаких приглашений не было, скорее всего – в Киев. А если будут какие-то приглашения, будем координировать действия со священноначалием обители – с владыкой Дамианом и предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Онуфрием.

– Очень было интересно узнать о новой для нас святыне. Благословите нас на прощание.

– Бог благословит! Пусть покров Царицы Небесной пребывает с каждым из нас, с нашими семьями и над всей нашей великой семьей, которая называется Русь Православная. Как бы нас ни делили, нас объединяет наша православная вера и покров Царицы Небесной, который нельзя разорвать, и по отдельности Матерь Божия не может его распространить над Украиной, Россией или Белоруссией – Она простирает его над всеми нами. Будем надеяться, что все неурядицы, скорби и трудности отойдут на второй план, мы вразумимся и будем «едиными устами, единым сердцем» славить Господа и Его Пречистую Матерь.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Игорь Петров, клирик Вознесенско-Георгиевского прихода города Рыбинска. Тема беседы: «Внутренняя жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы