Беседы с батюшкой. Отпуск и досуг православного христианина

4 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Александро-Невской лавры протодиакон Иоанн Диденко.

– Сегодня темой нашей беседы станет отпуск и досуг православного христианина. Лето – пора отпусков, это естественно, и возникает некоторый вопрос. Когда-то у нас с Вами была программа о летних постах, и, конечно, о них сегодня будет уместно вспомнить. Казалось бы, такое время должно быть для отдыха, для полного отдохновения организма, насыщения его солнцем, а тут посты... Как тогда быть? Как выстраивать свое время? Что делать православному христианину? Можно ли вообще позволить себе расслабиться летом?

– Да, отпуск – особенное время в жизни каждого человека, не только христианина. Отпуск – то время, когда мы отдыхаем от повседневности, когда переключаемся на что-то другое. Если мы идем к врачу с какими-то заболеваниями, то очень многие умные врачи вначале говорят: «Пойди отдохни, а потом приходи – и будем говорить о твоих болезнях. Потому что даже наше самочувствие зависит от того, насколько качественно мы отдыхаем. Поэтому период отпуска очень важен для каждого, в том числе и для христианина.

У каждого из нас свой темперамент и характер, и в соответствии с ними нужно выбирать отдых. Для одного очень важно уединение, важно уйти в какие-нибудь безлюдные места, оставив дома телефон, с минимумом продуктов; другому нужно поехать в монастырь и побыть на послушании; третьему нужна какая-то активность, он должен общаться с людьми, быть с друзьями или еще с кем-то, и тогда он отдыхает; четвертому обязательно надо куда-то выезжать, смотреть другие страны, какую-то архитектуру; пятому нужно купаться в море; шестому надо идти в горы и преодолевать себя. Все мы разные, каждому из нас нужен свой отдых, и мы должны знать, какой отдых больше всего приведет нас в чувство. Это первое, что мы должны знать.

Как сказал один из иерархов Православной Церкви, отдых для священнослужителей (и, в принципе, для каждого мирянина) – это перемена деятельности. Неправильно, когда на отдыхе мы меняем не просто свое времяпрепровождение, а меняем свою внутреннюю сущность. В Вашем вопросе скрывалась такая интересная мысль, что в отпуске мы другие и можем делать то, что обычно не делаем. Здесь очень важный вопрос, потому что мы живем телесной, душевной, духовной жизнью и стремимся к тому, чтобы все это было в гармонии, чтобы мы пришли к гармонии в своих устремлениях. Конечно же, телесно мы должны отдыхать, но если мы телесно расслабляемся, то можем расслабиться до того, что потом будет сложно собраться.

И поэтому очень важно, чтобы во время отдыха мы также телесно напрягались. К примеру, если у нас нет навыков делать утреннюю зарядку или совершать прогулки перед сном, думать о своем, молиться, то надо заиметь такую привычку за время отдыха: вставать рано утром и делать зарядку, чтобы тело привыкло к тому, что мышцы напрягаются или, наоборот, растягиваются. Очень важно сделать растяжку с утра, чтобы потом весь день себя хорошо чувствовать и, соответственно, добрые дела делать в добром устроении, с любовью и радостью. И таких физических вещей очень много.

На самом деле очень многие люди именно во время отпуска стараются поправить свое здоровье, то есть поехать в какой-то санаторий, попить минеральной водички, походить, подышать свежим воздухом. Перемена места к этому и ведет: неважно, поехали мы на море, в город или в лес, в санаторий. Важно то, что мы стараемся поправить свое здоровье, чтобы в ближайший год оно было для совершения многих хороших дел. Важно помнить, что от нас зависит, насколько мы поправляем свое здоровье, потому что крайности есть у всех. Когда мы пьем минеральную воду, то можем ее перепить, поэтому надо у врача спрашивать; когда едем на море, то можно перележать на солнце, сгореть и испортить себе весь отпуск, когда ныряем в море, можно неаккуратно это сделать и заболеть.

Мы знаем, что когда меняем на время место своего жительства, у нас обязательно проходит акклиматизация, когда и желудок не очень правильно работает, потому что у нас новая еда, новая вода, солнце светит по-другому, ветер по-другому дует… Нужно быть очень аккуратным. Рассудительные люди очень аккуратно относятся к этому, берегут себя, окружающих и в первую очередь детей.

Второе – это душа, то есть нам нужно отдохнуть душевно. Это значит дать своей душе не просто расслабиться созерцанием красот, слышанием шума леса. Нужно, чтобы мы и отдыхали, и были в общении... То есть, с одной стороны, душе надо дать отдохнуть от общения, а с другой стороны, нам важно поправить свое общение, наладить отношения с окружающими, в первую очередь со своей семьей. Очень часто наши житейские проблемы приводят к тому, что в первую очередь наши самые близкие домочадцы чувствуют, что с нами что-то не так, и чувствуют не потому, что мы им рассказываем, а потому, что мы негативно реагируем на все, что происходит. Соответственно, семья оказывается виновата в том, что у меня что-то неправильно происходит. Очень важно во время отпуска найти общий контакт с близкими людьми: со своими детьми, своей второй половинкой, родителями, бабушками и дедушками, навестить своих крестников. То есть это время, чтобы наладить человеческие душевные отношения. Это очень важно.

Духовно человек расслабляться не должен. Амвросий Оптинский сказал, что люди, живущие духовной жизнью, как бурлаки, которые тянут большую баржу: они устают и лямку немножко ослабляют, но не кидают ее, потом приходят в себя и опять ее натягивают. То есть ни в коем случае человек лямку не бросает, потому что потом нагнуться и опять ее поднять очень сложно. Так и мы в христианской духовной жизни. У каждого из нас разный этап духовной жизни, и мы не должны его менять. Более того, в отпуске это как раз индикатор нашего духовного состояния. Если я в отпуске меняю свою духовную жизнь (например, начинаю меньше молиться, пропускаю воскресную службу, не причащаюсь), то это значит, я делаю что-то неправильно. Соответственно, вот четкие индикаторы, как нужно стараться провести отпуск так, чтобы он пошел на пользу телу, душе и духу.

– Если православный человек, христианин едет в отпуск, по-хорошему он должен спланировать поездку так: если выпадает большой праздник или воскресный день, то чтобы поблизости был православный храм. А когда нет поблизости православных храмов, стоит ли вообще планировать такие поездки?

– Это зависит от многих факторов. Сейчас для нас доступны такие отдаленные уголки Земли, в которых нет православных храмов, даже христианских храмов поблизости нет. И здесь, конечно, все зависит от человека. Для одного человека одно непосещение храма в воскресенье может выбить его из колеи очень сильно, и он может даже пасть. Это показатель того, что он расслабился. А для другого такое пройдет нормально. Все зависит от нашего духовного состояния. Я не вижу ничего страшного в том, если человек едет в командировку или в отпуск и в силу каких-то причин не может посетить храм. Но если есть такая возможность, а мы не посещаем храм по нашему нерадению, тогда это уже проблема.

Отпуск – это все-таки временное явление. Мы вернемся к нашей общине в наши храмы, в наше обыденное состояние и восстановим свою духовную жизнь. Но можно ее и не терять, а, наоборот, укрепить в это время. Поэтому очень многие свой отпуск делают православным – допустим, едут в паломничество по святым местам. Или уезжают отдыхать на море, обязательно находят там православный храм и приходят туда на службу в воскресный день всей семьей. Соответственно в отпуск берут не только пляжную одежду, но и одежду для храма. Значит, человек уже рассудительно относится к отпуску.

Очень многие ездят в монастыри, оставаясь там и работая трудниками, или переезжают из монастыря в монастырь в паломничество. Едут на Святую Землю или в места, где большое средоточие православных святынь. И это одно из хороших проявлений православного отдыха, переключения деятельности. В паломнических поездках не всегда комфортно, а переживание некомфортного состояния – это хорошо. Очень много новых людей, с которыми нам надо находить способы общения, притираться с ними. В некомфортном состоянии это несколько сложновато, поэтому это тоже хорошо. Паломнические поездки прекрасны в любом виде.

Когда я был семинаристом и учился в академии, спросил у своего духовного отца (ныне покойного): «Батюшка, вот Серафим Саровский сказал, что и Афон, и Иерусалим – всё в Дивеево есть, не надо никуда путешествовать. Вот и я тоже могу сидеть на месте». А он мне ответил: «Знаешь, дорогой, паломничать надо. Потому что когда ты видишь, как живут другие православные люди, то возьмешь какие-то позитивные примеры; или, может быть, увидишь что-то негативное, – в любом случае это расширение кругозора. А христианин должен иметь расширенный кругозор, он должен постоянно над собой работать не только духовно, но и душевно, потому что без душевной работы духовной работы не будет».

Поэтому мы должны развиваться, читать книги, не забывать читать и в отпуске тоже, мы должны узнавать друг друга и в общении познавать истины. Это очень четкие индикаторы, что у тебя все правильно. Если я пребываю в динамике («динамис» с греческого «сила»), если во мне есть внутренняя сила (и во время отпуска тоже), значит, все нормально. Один из подвижников благочестия сказал, что любое наше дело, даже самое банальное, мы можем проверить: доброе оно или греховное. Если мы остановимся и поблагодарим Бога за все, что происходит, значит, мы делаем доброе дело. Вот в отпуске это первое правило: если в чем-то сомневаешься – остановись и помолись. Если в это время ты можешь поблагодарить Бога за то, что делаешь, значит, ты делаешь доброе дело.

– По поводу желания отдыхать, дать себе возможность расслабиться – мы знаем из Евангелия о Марфе и Марии. Многие из нас являются «марфами», нам не хватает спокойствия Марии и духовного сосредоточия. Как дать своей внутренней «Марфе» обрести «Марию»? – вот так сформулирую вопрос. Это очень важно, потому что люди сосредоточены на работе, что надо работать, работать, работать… А «расслаблюсь – и все полетит…»

– И Марфино, и Мариино служение благословлено Богом. А вот крайности, которые от этого происходят, влияют на нас очень плохо. Действительно, в Марфином служении, в таком деятельном, мы за суетой всего происшедшего в житейской жизни забываем о духовном. Вот об этом Господь нам и говорит: не забывай духовное. Да, мы должны жить этой жизнью, решать какие-то проблемы, но при этом очень важно, чтобы духовная жизнь шла не параллельно. Когда наша житейская жизнь переплетается с духовной, это прекрасно.

Как она может переплетаться? Просто в быту. Утром, чтобы легче было проснуться, надо осенить себя крестным знамением и попросить у Бога помощи. Господь даст силы, чтобы встать и прожить день. Идем мы в душ, одеваемся – все это мы можем делать с молитвою, перекрестив одежду, воду и искренне сказав: «Господи, благослови!» То есть на всякое дело мы можем испросить благословение Божие и сказать это не машинально, а от всего сердца. Тогда живое общение с Богом входит в нашу жизнь, мы привыкаем к этому. Если все происходит правильно, то мы стремимся к молитве, стремимся найти в течение дня такое время, когда останемся наедине с Богом. И когда появляется свободное время, мы не выходим в социальные сети или не идем делать какие-то житейские дела, а останавливаем свой ритм жизни, находим спокойствие и начинаем общаться с Богом. Если у нас есть такие направления, если нас тянет к этому, значит, мы на правильном пути. В течение дня, вне зависимости от того, в отпуске мы или дома, обязательно должны быть такие минуты уединения, общения с Богом.

У очень многих людей эти минуты общения с Богом не получаются. Они говорят: «Мы пытаемся общаться с Богом, но все житейское заполняет наш ум, мы думаем только о житейском и с Богом поговорить не можем». Это действительно так и есть. Значит, перед этим надо просто помолчать, посидеть в тишине и постараться собрать свои мысли. Только после того, как человек собрал свои мысли, нужно обратиться к Богу. К сожалению, я немного видел таких православных христиан и даже служб, где были бы такие моменты молчания. А в первой, ранней Церкви были такие моменты молчания, когда все вместе «едиными усты и единым тело» находились в одном помещении, но молились в тишине Богу каждый своей молитвой. И такие минуты в богослужении были до средних веков; сейчас они пропали. Вот такие духовные паузы, когда тишина и спокойствие, должны быть в жизни каждого христианина и тогда, когда он в отпуске, и в обыденной жизни. Это индикатор того, что у нас все хорошо, что мы с Богом.

Возвращусь к вопросу о Марфином и Мариином служении. Люди очень часто путают духовные вещи: человек еще душевно не возрос, у него очень много негативных душевных качеств, с которыми он даже не борется, но он старается уже жить духовной жизнью. И здесь бывают проблемы и парадоксы: у человека не просто не получается, а он живет просто каким-то обманом. А если мы неправильно живем и у нас неправильное направление в жизни, если мы не слушаем близких, которые нам об этом говорят, то нам об этом скажет Господь, и Он нас очень больно, но выведет из этого неправильного состояния. И человек потом будет спрашивать: «Господи, я же вроде жил духовной жизнью, почему у меня ничего не получается, почему всё против меня?» А мудрые люди сказали, что когда мы живем духовной жизнью, то, во-первых, приходит спокойствие и появляется радость внутри нас, а во-вторых, у нас улучшаются отношения с окружающими. Это тоже показатель духовной жизни. Поэтому давайте в отпуске сначала мы душевной жизнью научимся жить, не упуская духовного.

– То, что Вы сказали о паузе и тишине, – это очень ценно, но согласитесь, очень сложно этому научиться. Например, человеку поколения миллениума, оказавшемуся в лесу одному, становится очень неуютно в такой тишине, потому что нет раздражающих факторов, а мы к ним уже привыкли.

– Да, говорят, что если человек оказывается, допустим, в пещере в полной тишине и темноте, то не пройдет и получаса, как у него может произойти психологический сдвиг, он может сойти с ума. Когда мы с детьми выходим в походы, я делаю с ними такие упражнения, которые позволяют им быть более мужественными. Когда наступает ночь и мы сидим у костра, я им говорю: «Ребята, давайте разойдемся от костра метров на сто по одному человеку, побудем так минут пять, а потом я вас всех позову. Вы посмотрите, как это находиться в темноте без фонариков». Все дети расходятся. Проходит две-три минуты, и я уже всех зову. Все приходят и говорят: «Батюшка, Вы же сказали пять минут, а мы сидели в темноте и тишине минут пятнадцать». То есть в темноте и тишине кажется, что время идет быстрее, потому что люди действительно не привыкли ни к тишине, ни к темноте.

Я вспоминаю случай, который произошел в Крыму, когда двое подростков пошли бродить по крымским пещерам и заблудились. Но один нашел выход, а другой заблудился. Вызвали работников МЧС, которые трое суток искали этого парня. И когда его нашли, ожидали чего-то плохого, потому что сложно находиться в пещерах без воды, еды, в полной темноте… Спасатель рассказывал, что когда он увидел этого парня, который сидел, склонив голову к коленям, и подошел к нему, ему было страшно, потому что он не знал, что сейчас будет. И вдруг парень ясным взором и с улыбкой посмотрел на него и сказал: «Вы пришли? Спасибо Вам». Спасатель был очень удивлен. Оказалось, что парень был учеником воскресной школы, и когда его потом спросили, что ему помогло, он ответил: «Я общался с Богом, молился, ко мне пришел ангел и сказал, что меня скоро найдут». И действительно, у ребенка было все нормально с психикой, хотя он трое суток пробыл в пещерах.

Хорошо, когда у нас есть внутренние силы молиться Богу. Потому что на самом деле Вы правы – долго молиться мы не можем, суета нас сбивает. И наша задача научиться этому. Иногда нам отпуск, может быть, и дается для того, чтобы мы не только физически окрепли, стали здоровыми и душевно поднялись, но и для того, чтобы духовно себя поставить. То есть выйти из обыденности, чтобы в этой ситуации найти свой духовный стержень, на котором потом все строить.

А получается наоборот: когда мы уходим в отпуск, теряем этот стержень, расслабляемся, причем расслабляемся всей семьей. А потом возникают вопросы: «Батюшка, а когда я в отпуске, мне поститься или нет?» С одной стороны, есть церковные правила, что путешествующий может не поститься. Действительно, есть такое послабление, потому что непонятно: где ты будешь есть, что есть, как все будет? Но с другой стороны, если ты крепок духовно, у тебя даже и вопросов таких не возникнет. Ведь что изменилось во мне? Почему я должен менять свое правило общения с Богом или отношение к себе? Наоборот, я должен себя взять в узду.

И об этом, кстати, говорят те же врачи. Мы уже обсуждали, что когда происходит момент акклиматизации, то очень важно взять себя в узду: есть немного, спать вдосталь, чтобы высыпаться, чтобы был четкий режим, физические нагрузки. Тогда человеку легче справляться с акклиматизацией. Любой перелет, переезд – меньше кушай, больше сосредотачивайся, слушай не то, что входит в тебя извне, а слушай себя, свои мысли, молись. И это поможет тебе перенести и полет, и долгую поездку, и акклиматизацию в том месте, куда ты приехал. Именно сосредоточение и работа над собой, а не наоборот –расхлябанность и так далее.

– Это ведь и праздников касается (поскольку мы сегодня говорим и про отпуск, и про досуг). Особенно можно судить по Пасхе: люди долго постятся, потом наступают дни светлой пасхальной радости и многие на исповеди священнику жалуются: «Я весь свой, казалось бы, подвиг растерял за пару дней: объелся, обпился, без ума смеялся…»

– Слова Феофана Затворника: пост тогда правильный, когда после поста ты хочешь жить так, как жил в посту. Это значит, что пост пошел тебе на пользу. В отпуске мы вроде как предаемся праздности. А мы знаем, что любая праздность всегда ведет ко греху. Даже если это заслуженная праздность: я одиннадцать месяцев работал и один месяц могу побыть в праздности. Но надо понимать, что такое праздность. Праздность – это когда я не знаю, что мне делать, когда я настроен на расслабление, лежать на диване и так далее, когда я могу поесть все что угодно и сколько угодно. Вот эта праздность всегда приведет ко греху, причем ко греху страшному.

Поэтому очень важно быть в режиме: если я с утра встаю и знаю, что мне надо сделать зарядку, потом сделать завтрак, потом пройтись по парку, потом еще что-то, – то я пойду это делать. А бывает, я с утра не знаю, что у меня будет: встану я сейчас или, может быть, на два часа позже… И пересыпание может пойти не на пользу. То есть очень важно, чтобы был режим, чтобы мы знали, куда мы идем, и чтобы был труд. Потому что труд быть здоровым – это немалый труд.

Попробуйте поехать в санаторий и побыть в санаторном режиме – сложно, потому что мы привыкли себе потакать. А в санатории еда в определенное время, зарядка, какие-то процедуры, и все это надо делать. Санаторий – это один из очень хороших, идеальных вариантов улучшить настроение и здоровье, когда все очень четко, когда мы стараемся и прилагаем к этому усилия. Если мы усилий не прилагаем, то практически все будет напрасно, будет возвращаться нам побочным эффектом. Все хорошее делается только с внутренним усилием, и все плохое делается в расслаблении и праздности. Вот это надо запомнить. Поэтому праздность и расслабление – это не значит отпуск. Отпуск православного христианина – работа над собой, работа с окружающими.

– И даже, пожалуй, не значит отдых. С одной стороны, кажется, что в праздности мы отдыхаем, но, с другой стороны, последствия такого отдыха могут быть весьма печальными и больше не захочется.

– Да. Как правило, человеку, который не высыпается, достаточно несколько суток, чтобы он пришел в норму. Человеку, у которого умственный труд, достаточно просто переключиться, и он уже отдохнет. Самое важное – переключение на другое. Но обязательно надо чем-то заниматься; праздность в любом виде греховна.

– Не так давно Вы участвовали в православном слете, занимались его проведением. Приехало много ребят, тяжело ли им было встроиться в новый ритм? Ведь слет был православным, соответственно – не праздным. Насколько молодые люди себя ощущали комфортно? Как долго они входили в ритм?

– Молодежь – самая яркая часть общества, а студенческая молодежь – это, можно сказать, элита общества, потому что студенты полны сил, рвения. Я много работаю с молодежью, поощряю очень многие вещи, от которых родители приходят в некоторый ужас (допустим, поехать за границу). Недавно ко мне приехали из Киева мои друзья (два парня), они прибыли автостопом. Когда мы путешествуем, видим другие страны, другую культуру, другие народы – то есть мы расширяем свой кругозор. И в этом расширении кругозора мы получаем некоторую свободу, но эта свобода (если она правильная) ведет к Богу, потому что мы всегда стремимся к Богу в своей свободе.

В наше время, когда все очень ленивы, сидят в своих гаджетах и не хотят никуда идти, когда гиподинамия и ожирение – одни из главных болезней общества, то хотя бы молодежь должна жить активно. Я это очень поощряю и поэтому всегда с молодежью стараюсь быть и отдыхать; и для меня это хорошо, я сам становлюсь молодым.

Действительно, в июле мы проводили слет «Добрые патриоты России», в котором участвовала студенческая молодежь (около тридцати человек) из разных высших учебных заведений России, в том числе из духовных, академий, семинарий. Это были очень разные люди: и парни, и девушки; и верующие, и совершенно неверующие; и кандидаты в мастера спорта, и простые люди; и победители олимпиад, и не особенно выдающиеся. Когда собираются такие разные люди, то очень важно, чтобы они нашли между собой общий язык и чтобы слет принес пользу каждому. И здесь честь и хвала организаторам, которые сделали программу так, что она была очень насыщенная.

Это происходило на берегу моря. Я очень люблю море, люблю плавать, а чтобы поплавать, мне надо было вставать в шесть часов утра, потому что в семь часов уже подъем, зарядка, потом молитва, завтрак, затем начинались занятия. Очень много было разных занятий, много нас возили по местности. Мы были в походе высоко в горах, где лежат ледники, и это один из моментов, который очень объединил молодежь. Мы выходили на яхте, занимались разными видами активности.

Конечно же, есть определенные методики, как сделать так, чтобы молодые люди познакомились друг с другом, чтобы они больше друг друга узнали. Я проводил несколько таких игр и упражнений, и после этого один из семинаристов мне сказал: «Знаете, Вы меня сейчас так узнали, как не узнали мои сокурсники за четыре года семинарии». Вот мы за два дня друг друга так хорошо узнали. В любом коллективе очень важно создать атмосферу искренности, доверия, и если она есть – поддерживать ее. Тогда все остальные, негативные вещи отойдут на второй план. И даже если человек какой-то негативный, в общей хорошей атмосфере он сам изменится.

Второй важный залог того, что у нас все получилось, – опять же режим. Когда мы знаем, что в 7:00 – подъем, а в 7:15 надо быть на зарядке, то значит, это должны сделать все. Это, во-первых, стимулирует каждого, во-вторых, это какая-то техника безопасности, потому что взрослые все-таки отвечают за юношей и девушек. Соответственно, чтобы рано встать, надо рано лечь, и так далее. Поэтому режим очень помог. Были такие моменты, когда люди расслабились, начали опаздывать на какие-то мероприятия, и тогда общее состояние, атмосфера изменились. Пришлось жесткими мерами сделать так, чтобы режим соблюдался.

Третий важный момент – самоуправление. Понятно, что есть взрослый куратор, что есть духовный руководитель или наставник, который постоянно рядом, но очень важно, чтобы студенты сами самоорганизовались, то есть выявить из них лидеров, за которыми пойдут, и через этих лидеров доносить информацию до остальных ребят.

Следующее, что я заметил. Неважно, что ты им говоришь как священник или как человек, важно, как ты поступаешь. И они все это отметили. Они не говорили мне, что я цитировал каких-то умных людей, они говорили: «Отец Иоанн, вы такой спокойный! В критических ситуациях Вы никогда на нас не кричали, всегда все делали спокойно». А был еще один батюшка, который поразил всех своим гостеприимством. Он много слов не говорил, но пригласил всех и был настолько гостеприимен, что все (и верующие, и неверующие) сказали: «Вот это батюшка! Вот это православная величина!»

Хотя он не говорил никаких христианских постулатов, он просто совершил Марфино служение – послужил нам. Причем батюшка архимандрит, то есть высокий чин, настоятель монастыря, и он лично послужил всем этим студентам, постарался ради них. Все были удивлены. И так же все люди, которые обеспечивали какой-то сервис (экскурсоводы, фотографы), все имели очень важное значение, потому что были хорошими людьми, и это было очень приятно. Когда ты общаешься с хорошим человеком, то ему изначально доверяешь, и тогда доверяешь тому, что он тебе говорит. Тогда все происходит хорошо.

Этот слет не просто дал рост каждому человеку, потому что было много очень серьезных ситуаций (в горах, например). Сейчас прошло уже больше недели после окончания слета, а ребята каждый день активно общаются между собой: создали чат в группе «ВКонтакте», уже написали друг другу письма от руки. Мне написали письмо, и когда я его читал, я плакал. Я не могу его рассказать, потому что оно очень личное, но это так приятно – получать письмо, написанное от руки (хотя бы сфотографированное и присланное по электронной почте)! Это просто удивительно! Вот такие удивительные начала дают хороший толчок всем.

Слет был настолько активный, каждый день много всего происходило, были такие дни, когда мы думали, что пережили уже месяц – столько много было эмоций, чувств, и это было прекрасно. Все это объединяет людей. А если бы во время слета каждый делился своим негативом: «мне то и это не нравится», «солнце жаркое», «куда-то нас тянут», «я не хочу это кушать», – то все бы развалилось. То есть очень важно создать нормальное общество, в нем – хорошую атмосферу, и тогда будет на пользу вместе жить, существовать и общаться.

– Здорово! Потому что это настроение общности, такого общения люди понесут из лагеря дальше и будут делиться им уже со своими близкими, своей средой. Тогда у нас в обществе, в стране и в мире будет все хорошо, если люди после таких встреч будут это нести в себе, «как тарелку, полную молока» (такая метафора есть у Бергмана).

По поводу чтения летом... В течение Великого поста мы читаем Евангелие, Псалтирь. В пост времени для чтения уделяется много. А что читать летом? Может, стоит прочесть какие-то отдельные книги Священного Писания, которые именно для отдыха, не очень сложные для понимания, или какую-то духовную, святоотеческую литературу? Есть у Вас какие-то рекомендации?

– Как мы уже сказали, отдых – это смена сферы деятельности. И в чтении, мне кажется, то же самое. Во время отпуска надо читать и сделать то, что мы не читаем и не делаем в обычное время, потому что не хватает времени. У меня недавно был разговор с одним прихожанином, который сказал: «Знаете, отец Иоанн, я открыл для себя Апостол». Он каждый день читает по главе Апостола, но читает очень медленно, стараясь, чтобы каждое слово проникло в него. Раньше он много читал Евангелие, а вот сейчас – Апостол. И видно, насколько в него заходит каждое апостольское слово (а ведь это евангельская мудрость). Казалось бы, человеку скоро пятьдесят будет, он уже давно верующий и только сейчас раскрыл Апостол. А я скажу, что много верующих, которые для себя еще даже не открыли, что такое чтение апостолов, что такое послания апостола Павла, что такое гимн любви.

Поэтому я думаю, что в отпуск надо себе наметить что-то и настроиться на это. Очень важен наш настрой, он должен быть. Настрой – некоторая душевная сила, то есть мы прибавляем себе сил, уверенности и решимости, что будем это делать. Надо настроиться и читать. Кто не читал Евангелия – пусть читает Евангелия, это самое главное. Кто забыл, что такое Апостол, пусть очень внимательно читает Апостол. Кто слышал, что такое Псалтирь, но ее не читал, – пусть прочитает Псалтирь, потому что там тоже очень много мудрости и духовной чувственности. Святые отцы очень разнообразны, и то, что они писали, один человек понимает, другой – не очень. Поэтому очень важно найти такие творения святых отцов, чтобы чтение ложилось на душу.

Помню, еще будучи в семинарии, я читал «Отечник» Игнатия (Брянчанинова) и очень смущался тому, что не мог его подряд прочитать: не идет – и все. Я обратился к духовному отцу: «Отче, прямо какое-то бесовское искушение…» Он говорит: «Ничего подобного, это нормально. Это сложный текст. Читай то, что идет, не читай полностью блоком, а в меру – так, чтобы это было эффективно. Как только мысль уходит – переставай читать, не насилуй себя. Понуждай, но не насилуй». Для меня это было открытием не только к чтению всех книг, но и вообще к каждому деланию. «Понуждай себя, но не насилуй, чтобы была польза от этого».

Кому-то нравятся какие-то художественные произведения, от прочтения которых он станет лучше. Не надо забывать, что наше чтение должно иметь какой-то результат. И результат – это не прочитанный текст. Результат – это то, что я стал лучше, исправил свои эмоции, чувства и у меня появилась решимость сделать что-то хорошее. И если это происходит в результате чтения, значит, мы на правильном пути. Но то, что читать надо обязательно, – это стопроцентно. Нужно стараться читать бумажные книги, не беллетристику, читать то, что заставит наш мозг работать. Потому что когда мы тренируем тело – это прекрасно, тренируем душу и работаем над духом – прекрасно, но еще надо работать над своими чувствами, ощущениями. И книги нам дают работу для мозга.

Сейчас много рекомендаций разных священников, что можно прочитать. Выбор книг огромен. Читающие люди уже знают, что им больше нравится, а что меньше. Некоторые читают по диагонали, чтобы потом прочитать книгу основательно. У каждого свой подход, потому что у нас, повторюсь, разные темпераменты, но читать надо обязательно. В отпуск надо поехать со своей книгой, которая нам будет полезна и которая подарит удовольствие от чтения.

– Вы упомянули, что хорошо бы прочесть Апостол во время отпуска, особенно, наверно, Книгу деяний апостолов, потому что эта книга – вся в движении: апостолы путешествуют и себя тоже можно почувствовать путешественником.

– Это правда. Деяния апостолов мало кто читает. Обычно на богослужениях читаются Деяния святых апостолов от Пасхи до Пятидесятницы, а потом в течение года практически уже не читают. Не надо бояться читать Апостол и Евангелие на русском языке. Если так легче и более понятно, читай на русском языке или на своем родном языке, на котором ты говоришь (грузинском, сербском, болгарском и так далее). Главное – качество чтения и результаты чтения. Это надо всегда в себе прослеживать.

– Хотелось бы кратко коснуться темы одежды. Мне доводилось быть в одном месте, где в храм не пускали туриста в шортах. Мимо проходила девушка, очень нескромно одетая, он показывал на нее охраннику и говорил: «Вы не пускаете меня, а почему тогда ей можно туда?» Охранник говорил: «Потому что она в юбке, а ты в шортах. Здесь же написано – в шортах нельзя». Такое отношение к шортам, к какой-то летней одежде для православного христианина должно иметь значение?

– На Афоне есть очень хороший закон: когда мирянин приходит, на нем должна быть одежда, обязательно скрывающая локти и колени. В принципе, куда бы мы ни поехали летом, большую часть времени мы находимся на улице, где сильно печет солнце. Для этого надо закрыть оголенные части нашего тела. Лицо мы закрываем широкополой шляпой, руки – простой рубашкой до кистей рук, ноги – брюками или юбкой. Очень важно, чтобы одежда была простая, хлопчатобумажная, без синтетики и длинная. Такая одежда избавит нас от многих проблем.

Расцветка тоже имеет значение. Понятно, что белая одежда отражает солнце. Конечно, очень важно, особенно когда мы посещаем монастыри, чтобы одежда не вызывала нареканий. «Не давайте повода ищущим повода». Очень часто монастыри выходят из положения тем, что при входе висят косыночки, юбочки. Православный христианин выберет такую одежду, которая и удобна, и практична, и безопасна. У женщин сейчас прекрасные модные сарафаны до пола. Когда мы с подростками путешествуем, они все в джинсах, камуфляже, потому что в брюках идти с рюкзаком удобнее. И когда мы в таком виде приходили в храмы, нам ни в одном храме не делали замечаний, потому что понимают, что поход – это нечто серьезное.

В одежде нужно иметь чутье и такт. Недаром есть такая пословица, что по одежке встречают. Действительно, посмотрев, как человек одет, мы уже формируем о нем начальное мнение. Поэтому здесь надо быть рассудительным и, ничтоже сумняшеся, приобрести такую одежду, которая не будет никого смущать, в первую очередь нашу совесть.

– Спасибо, отец Иоанн, за очень интересную беседу. Нам остается только пожелать нашим телезрителям хорошего отпуска.

– Хорошего, с рассуждением, возрождающего, здорового отпуска, чтобы, отдохнув, мы с новыми духовными, душевными и телесными силами приступили к своей работе.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать