Беседы с батюшкой. Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления патриаршества

3 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря кандидат богословия архимандрит Тихон (Секретарев). Эфир из Псково-Печерского монастыря.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, уважаемые телезрители, дорогие братья и сестры! Сегодня программа «Беседы с батюшкой» выходит не из студии, а из Псково-Печерского монастыря. В ближайший час вместе с нами наместник святой обители архимандрит Тихон (Секретарев).

– От лица нашего владыки Высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Порховского, Свято-Успенской Печерской обители Священноархимандрита, поздравляем всех телезрителей с замечательными датами 2017 года: это столетие явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Державная», и столетие патриаршества святого патриарха Тихона. Вспоминается наставление архимандрита Иоанна (Крестьянкина): прежде чем обратиться к Богу, Божией Матери и святым угодникам с просьбами, которых много в жизни каждого человека, нужно поблагодарить Бога за те благодеяния, которые уже явлены в нашей жизни.

Взирая на столетний юбилей явления Державной иконы Божией Матери и всматриваясь, вчитываясь в историю Псково-Печерского монастыря в XX веке, мы видим, как Пресвятая Богородица хранила обитель и выполняла Свое обещание: «Я не оставлю места сего». Революция, гражданская война; вокруг ходили банды дезертиров, которые врывались и в монастырь, в кельи (они расстреляли из пулемета двуглавого орла на Святых воротах), – все говорило о том, что приближается трагедия закрытия и разрушения монастыря. И вдруг – 1920 год, Тартуский договор с Эстонской республикой, и монастырь оказывается на территории Эстонии, что и спасло его от разрушения и закрытия, которым подверглись монастыри Русской Православной Церкви на территории СССР. Разве это не державное действие Пресвятой Богородицы, которая любит Псково-Печерскую обитель, любит братию, паломников и дает исцеление, поддержку, утешение на жизненном пути? Это одно событие XX века. В 1940 году опять потрясение: мы оказались на территории СССР. Речь шла о закрытии монастыря: описывали земельные угодья и т.д., все шло к этому...

Великая Отечественная война. Игумен Павел (Горшков) помогает военнопленным, престарелым, поддерживает дух и веру в победу: все будет хорошо, все кончится добром. Еще удивительная деталь: здесь, на территории монастыря и Печорского района, не проходил фронт, ни при отступлении, ни при наступлении. При наступлении в августе 1944 года здесь был так называемый Тартуский котел (это была наступательная операция), и Бог и Божия Матерь хранили обитель.

Год 1944-й. Весна. Бомбардировки. Бомбили наши советские летчики. И бомбы прошли по территории монастыря как швейная машинка: где-то за стеной, на Успенской площади, за трапезной, и опять за стеной. Отец Нафанаил рассказывал, что приезжал летчик, который бомбил, и говорил: «Ну что-то осталось после нашей бомбежки»… Но прямых попаданий не было, и это позволило потом восстановить здания храмов и братских корпусов в первозданном виде. Разве это не чудо и не заступление Божией Матери?

Хрущевские гонения. Нам достоверно известно и со слов отца Нафанаила, и некоторых сведущих людей, что Никита Сергеевич был здесь, в обители. Всех отсекли, отец Алипий проводил экскурсию, отец Нафанаил наблюдал из окошечка своей кельи. Как потом рассказывал отец Алипий, последние слова Никиты Сергеевича были такие: «Я тебе монастырь закрою». А он отвечает: «Попробуй». И бурно завершает реставрацию стен. Потом приезжает посол Индии, мы встречались с военными Индии, они все были  такими восторженными! Здесь была Индира Ганди, Шостакович и другие. Разве это не чудо?

Привозят документы от Никиты Сергеевича на закрытие монастыря. Отец Нафанаил вспоминал: «Я удивился, почему отец Алипий попросил купить электрокамин». Приходят официальные лица с документами на закрытие монастыря. Он берет документы и (со словами: «Я буду вторым Корнилием, но не дам закрыть монастырь») бросает в  электрокамин. Там все загорелось, пришедшие опешили... От людей авторитетных я слышал, что Псков не знал, как реагировать. Но, слава Богу, это уже был период, когда стали готовить снятие Никиты Сергеевича со всех постов, и просто не дали ответ в Москву, боясь, что будут какие-то последствия. А на Покров Божией Матери 14 октября 1964 года Никиту Сергеевича снимают со всех постов. Вот тебе и результат: «Я закрою монастырь». С Кем борешься? С Божией Матерью? Она Державная Заступница и Помощница. Только так можно воспринять, что обитель сохранилась в XX бурном веке.

Сегодня мы радуемся тому, что воочию видим исполнение слов преподобного Серафима Саровского, который пишет про Дивеевский монастырь, что это четвертый удел Божией Матери. Это я сам прочитал в алтаре Троицкого собора в Дивеево. В «Советах и наставлениях преподобного Серафима» написано, что должностными лицами должны быть только местные монахини, можно принять из других монастырей; и нужно всегда помнить, что Божия Матерь Сама кого нужно призовет, кого не нужно уберет.

И на истории нашего монастыря уже в настоящее время мы видим, как Божия Матерь вернула из прихода схиархимандрита Никона (Антонова), который с детских лет общался в Касимове со старцем отцом Иоанном. Затем батюшка вел его по жизни в монастыре, потом наступил период его служения на приходе, и батюшка тоже вел отца Никона советами и молитвой. И когда уже стало нужно продолжать дело здесь, в обители, мы много просили, молились о том, чтобы схиархимандрит Никон вернулся сюда как продолжатель дела старца отца Иоанна, – и это произошло. По благословению нашего владыки Высокопреосвященнейшего митрополита Евсевия старец Никон подвизается в обители и старается продолжить традиции отца Иоанна.

Мы также видим, как Господь и Божия Матерь Державная хранят старца архимандрита Адриана (Кирсанова). Болезненный с детства, он совсем немного был на фронте, из-за болезни сердца его перевели на трудовой фронт; в этом году батюшке будет 95 лет, и он по мере сил принимает паломников.

Мы видим, что в обители есть некое духовное восприемство. Например, уставщик архимандрит Мефодий (Леонтьев) учился у иеродиакона Анатолия (Семенова), участник войны, потерял на фронте под Ригой руку и продолжает служить. Братский духовник архимандрит Таврион (Балов) продолжает дело схиархимандрита Агапия, он его духовное чадо и, слава Богу, продолжает это важное душепопечение.

Мы стараемся проводить духовные беседы с нашими священноиноками, братией, послушниками, чтобы укрепилась вера в то, что Игуменьей обители является Пресвятая Богородица Державная. Более пятисот лет не прекращается празднование праздника Успения с крестным ходом вокруг обители. При хрущевских гонениях был период, когда крестный ход совершался внутри, но он не прекращался. И глядя на лица людей, приезжающих на праздник Успения, видно, что они делают это по внутреннему стремлению; к Покрову Пресвятой Богородицы украшают дорожку. В дождь и непогоду мы идем с крестным ходом, но у всех эта радость, это благословение Божие и Пресвятой Богородицы. Отец Иоанн в одной из проповедей на праздник Успения сказал, что после участия в крестном ходе никто не уходит из обители без благословения Пресвятой Богородицы. Это чувствуется: люди едут из разных мест, даже из других государств. И все это говорит о том, что Божия Матерь как Царица Небесная, Державная Покровительница исполняет Свое обещание: «Я не оставлю места сего».

У нас есть списки чудотворных икон со всех уделов Божией Матери: с Афона, из Киева, Иверии и Дивеева. И мы говорим: да, это четыре удела Пресвятой Богородицы, а мы филиал. Мы это видим, ценим и понимаем, как должны благодарить Пресвятую Богородицу за эти явленные благодеяния, включая XX век.

– Мы говорим о том, что надо благодарить Божию Матерь, Господа за то, что Он нам посылает, но неужели нельзя было избежать тех трагических событий, в которых была явлена Державная икона? Почему они были посланы?

– Как известно, 2 марта по старому стилю (15 марта по новому стилю) 1917 года состоялось вынужденное отречение от престола в пользу родственников государя-императора Николая II; кстати, тоже на Псковской земле. Но в этот же день совершается чудо явления Державной иконы Божией Матери со знаками царской власти. Разные свидетельства говорят о том, что это действительно так. Например, митрополит Гор Ливанских Илия в начале Великой Отечественной войны уходит в затвор и начинает молиться за Россию. Ему является Пресвятая Богородица и говорит: «Это мой народ, Я его Сама защищу». Он посылает телеграмму Сталину, пишет, чтобы открылись храмы, учебные заведения. После Великой Отечественной войны он посетил Петербург, привез золотой венчик на Казанскую икону Божией Матери; и оттуда приезжал в Псков и Псково-Печерский монастырь, чтобы увидеть российский народ, который так любит Божию Матерь. Несколько лет спустя он еще раз посетил Псковскую землю и Псково-Печерский монастырь. И Божия Матерь действительно взяла под покров, в Свой удел всю страну.

В прошлом году мы праздновали тысячелетие русского монашества на Горе Афон, были проведены многие исследования. Что главное? С Афона на Русь пришло понимание, что Россия – это новый Иерусалим, во-вторых, Россия – удел Пресвятой Богородицы. И это державное благословение Пресвятой Богородицы над Русской землей, слава Богу, продолжается и по сей день.

Почему это произошло? Ответ на это надо искать у новомучеников.

Но прежде я бы хотел сказать о втором знаменательном событии этого года – столетии избрания на патриаршество святого патриарха Тихона, можно сказать, нашего псковского земляка, потому что его родина рядом с Псковской землей, он учился в Псковской семинарии, принимал здесь постриг и посещал обитель.

Избрание патриарха, восстановление патриаршества 18 ноября 1917 года имело колоссальное значение для Русской Православной Церкви. Может быть, теряя даже свою жизнь (я уже не говорю о здоровье), святитель патриарх Тихон выстроил церковно-государственные отношения в новых условиях: «несть власть, иже не от Бога». Провидя, что это будет долго и что нужно сохранить Церковь (хотя, как написал патриарх Тихон: «Имя мое в истории погибнет, но была бы польза для Церкви»), он выстроил эти отношения – Церковь официально существовала в СССР. Люди могли прийти в храм поисповедоваться, причаститься, и это те таинства, о которых старец Симеон сказал, что самое главное в Церкви, чтобы были сохранены крещение, исповедь и причащение.

У нас есть печальный пример – старообрядчество. Вот они отделились, затем происходит исчезновение священства, появляется беспоповство, и во что это выродилось? Стала какая-то секта. Можно предположить, что такая же участь ждала бы и катакомбную Церковь. Наступил бы момент, когда священство бы прервалось, и что бы мы имели? И вот это избрание патриарха в семнадцатом году, конечно же, имело огромное значение для сохранения Русской Православной Церкви. Все патриархи на Руси и патриархи новейшего времени – избранники Божии. Мы видим, как Господь открывает Свою волю через святейших патриархов. В прошлом году было собрание игуменов и игумений монастырей, связанное с тысячелетним юбилеем русского монашества, и мне очень запомнились слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что очень важно обратить внимание на богослужение: это главная часть жизни монастырей, и это действительно так.

Много забот, и народ немощный, и братия, так как, по словам игуменьи Варвары, кого мир народил, тем и Бог наградил, но акценты должны быть поставлены правильные – в первую очередь богослужение. И мы стараемся. У нас ежедневно совершаются две Божественные литургии. Мы стараемся служить на приходах, имею в виду наши скиты; в паломническом центре, в Доме трудолюбия, который сейчас созидается, с тем чтобы богослужение было главным деланием в обители. Человек, который приезжает в монастырь, по словам святого Феофана Затворника, едет за двумя таинствами обновления души – исповедью и Причастием. Мы стараемся, чтобы накануне в храме был исповедник и паломник мог исповедоваться. Также священноиноки исповедуют и во время Божественной литургии. И стремимся выполнять благословение Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы богослужение стало центром, главной частью жизни монашества.

Конечно, на вопрос, почему на Руси произошли эти бурные события в начале XX века, никто, кроме очевидцев, дать ответ не может. Удивительно, что батюшка Иоанн, будучи исповедником Русской Православной Церкви, уже в послевоенный период (как он говорил: «Беда прошла, и снова начались притеснения») с честью и достоинством, обучаясь молитве, прошел свой путь и был досрочно освобожден по ходатайству митрополита Николая (Ярушевича). Когда отец Иоанн подошел к нему и спросил, куда ему идти дальше, тот, как рассказывает батюшка, оперся на посох и, глядя куда-то вдаль, сказал: «В Псково-Печерский монастырь».

У батюшки было два периода в монастыре. Первый, краткий, в течение года здесь, потом митрополит Иоанн пригласил его в Троицкий собор, где батюшка проповедовал. Оживилась приходская соборная жизнь, но было предупреждение, что возможен второй арест. Он был вынужден уехать в Рязанскую епархию, где прошел по сельским приходам, и все эти приходы до сего дня живут полнотой жизни и не были закрыты в хрущевские гонения. Затем, через  тридцать девять лет, он возвращается сюда уже маститым, многоопытным старцем, имеющим удивительную школу молитвы. Батюшка приехал с мыслью, что прибыл на покой, чтобы быть погребенным, а здесь произошло обновление – «обновися, яко орля, юность моя» – и раскрылись все его дарования. Даже немаловажно было то, что батюшка говорил: «Я нигде не спал так спокойно, как в монастыре». То есть вся внешняя обстановка была создана для того, чтобы раскрылся талант старчества отца Иоанна. И его наставления, и первые его книги  (мы просили батюшку, чтобы они были изданы при его жизни, он подержал их в руках, откорректировал, чтобы потом не было каких-то спекуляций на его имени) – все это раскрылось здесь, в обители.

И, конечно, ответ о причинах событий начала XX века надо искать у новомучеников и исповедников Российских. Мне вспоминается рассуждение одного священника, вернувшегося из лагерей в 1925-м или 1926 году, когда еще возвращались из лагерей; он делает один потрясающий вывод: «Беда наша в том, что мы не научили людей молиться». А в Русской Православной Церкви было 250 тысяч священников. Разве это не созвучно словам, что главное делание в монастыре – богослужение? Созвучно. Это очень важно, чтобы не повторять той ошибки.

Другое интересное рассуждение о причинах владыки Вениамина (Федченкова), который скончался в 1961 году и погребен у нас в Богом зданных пещерах. Последние три года владыка посвятил приведению в порядок своих записей. Мне врезалось в память его рассуждение о том, что причиной потрясений 1917 года была потеря веры в народе. Он рассуждает: в первую очередь, к сожалению, веру потеряла интеллигенция, дворянство, армия; купечество поддерживало строительство храмов, а в Церкви не хватало святости. Чтобы сказать о каком-то процентном соотношении верующих и неверующих в начале XX века (с определенной статистической погрешностью), можно обратиться к размышлению владыки Вениамина об армии: «Когда произошло отречение государя от престола, то военнослужащим разрешили причащаться Святых Христовых Таин по желанию, а не в обязательном порядке, как было раньше, и причащающихся осталось 30 процентов. С определенной долей погрешности можно предположить, что и верующих было 30 процентов, а где-то 70 процентов. Господь не попустил бы этой беды, если бы не произошло отпадение от православной веры. «Я с вами, если вы со Мной», – говорит Господь. А если человек отворачивается, то и Господь отворачивается от такого человека, и тот уже живет по своей воле, попадая  (что самое страшное) под влияние падшего мира.

Так вот, новомученики дают такие советы – сохранять веру православную. А как сохраняется православная вера? Через молитву, когда у человека появляется собственный, личный опыт молитвы. Встречаешься с паломниками, спрашиваешь: «Вы крещеные?» – «Да, мы крещеные». И пытаешься за две-три минуты встречи сказать им о главном. А что главное? Главное – крестное знамение «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Оно означает любовь Божию к нам, бессмертие нашей души. Проснулся православный человек, что надо сделать в первую очередь? Перекреститься: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Побежал на свои дела, что мешает на ходу внутренне обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги! Пресвятая Богородица, спаси нас! Все святые, молите Бога о нас! Равноапостольная княгиня Ольга, моли Бога о нас! Матронушка Московская, моли Бога о нас! Святой Александр Невский, моли Бога о нас!» День закончился, опять надо перекреститься: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Но этого мало. Чтобы душа наша не умерла, ей нужна сила на все доброе. Для этого создана Церковь. Повторю слова святителя Феофана Затворника: «В монастырь мы едем за таинствами обновления души – это исповедь и причащение Святых Христовых Таин». Надо поисповедоваться, надо причаститься, хотя бы каждый пост. Это укрепление веры, чтобы не повторить ошибку начала XX века. И когда человек причастился, он чувствует силу на все доброе и действительно обновляется душой. А для здоровья у нас есть замечательное Таинство елеосвящения, которое совершается в монастыре в дни Великого поста. Отец Иоанн говорил, что можно приходить с ребеночком уже с пяти лет, пусть его помажут елейчиком, хотя он сознательно еще не исповедуется... И сам чувствуешь: раз в году получая отпущение забытых грехов, которые как остеохондроз действуют на здоровье души и тела, это как обновление души. Поэтому участие в таинствах, молитва, осенение себя крестным знамением – это все проявления нашей православной веры, ее укрепления.

Нам очень приятно, что по телеканалу «Союз» транслируются утренние и вечерние молитвы. По себе знаю: участвуя в конференциях и останавливаясь в университетской гостинице, включаешь вечерние молитвы и волей-неволей встанешь, помолишься, и это очень важно в деле укрепления веры. Важно, чтобы у людей появился личный опыт молитвы, тогда им будет не скучно за богослужением. Какова школа молитвы? Отец Иоанн тоже мне об этом говорил: «Заключай ум в слова молитвы». Но церковная молитва многоплановая, она на церковнославянском языке – для некоторых возникают препятствия, естественно. Отец Иоанн тоже заменял какие-то отдельные слова, но не язык.

Школа молитвы – Иисусова молитва. Серафим Саровский говорит, что и находясь в храме, надо по четкам читать «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Я подошел к отцу Иоанну, говорю: «Батюшка, как Вы относитесь к этому?» Он отвечает: «Очень хорошо». И привел такое сравнение: это певец и аккомпаниатор; они же не мешают друг другу. Иисусова молитва, просто молитва «Господи, помилуй» тоже является школой, и на нее нанизывается все богослужение. И Серафим Саровский советует: «Изучайте богослужение, чтобы, придя в храм, почувствовать себя на земном небе». Эта школа молитвы под аккомпанемент «Господи, помилуй» доступна для нас. Тогда ты глубже понимаешь церковнославянский язык и он уже не служит препятствием для твоей молитвы, потому что два слова «Господи, помилуй», в которых содержится все богослужение и вся молитвенная настроенность, уже прививаются тебе над сердцем, в сознании, что Бог слышит.

Отец Иоанн тоже говорил, что это хорошо. И даже на каждую четочку говорил одно слово: «Господи», потом «Иисусе». Четки становятся как бы говорящими – это всё приемы человеческие, начальные, но они обучают молитве. Ты выходишь из храма усталый, но умиротворенный, почувствовав благодать Духа Святого в Его плодах – это любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание. Потому что и пост, и молитвенное стояние, и добрые дела, совершаемые ради Христа, только средства к цели богообщения в Духе Святом. А плоды Духа – любовь, радость, мир. Мы это видим в жизни отца Иоанна, ведь батюшка светился радостью. Но мы его видели и в другие, печальные, моменты. И видели, как он преодолевал эти состояния. И уныние было. Помню, как он стоит и разговаривает в коридоре, я прохожу мимо, открываю дверь, а за ней дождь сильный, и отец Иоанн говорит: «Ну, матушка, Вы не смущайтесь, наше настроение так же, как погода: то солнышко, то дождик, – это нормальное состояние на земле. Но оно преодолевается мыслью и верой, что за этим дождем сияет солнце».

Конечно, батюшка для нас – пример преодоления различных жизненных искушений с помощью благодати Духа Святого. И его наставления, вера в Промысл Божий, рассуждение с советом для нас как вехи и как продолжение слов Серафима Саровского: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святого». А как стяжать? Какими пользоваться советами? С верой в Промысл Божий – Бог управляет миром. Рассуждение, как поступить. Но ты рассудил и проверь свою совесть совестью близкого человека – духовника или, если семья, мужа или жены, друга. Тогда ты принимаешь правильное решение.

В прошлом году мы удостоились сослужить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу на Горе Афон и получили книгу преподобного Силуана Афонского. В этой книге собрано все, что осталось из его духовного наследия, включая записи на каких-то амбарных книгах. Он пишет удивительные слова: «Подобно тому, как в Православной Церкви нужно сохранить апостольское преемство, точно так же в монастырях нужно сохранить жизнь по совету, иначе община рассыпается». «Вся с советом твори», – говорит Священное Писание. И слова отца Иоанна о «рассуждении с советом», которые находятся в этом же ключе наставлений, для нас, современных монашествующих и православных мирян, как камни, как вехи, как столбики, указывающие правильный путь шествия за Христом Богом в Царствие Небесное, где радость, мир и вечная Пасха.

Вернемся к теме Державной иконы Божией Матери. Старцы (отец Александр (Васильев) и батюшка) говорили, что богослужение в память Державной иконы Божией Матери должно совершаться по чину Благовещения – это двунадесятый праздник: малое повечерие, лития, полиелей на утрени. И мы эту традицию стараемся сохранять. Сейчас мы стоим перед образом Державной иконы Божией Матери, который написан к 80-летию явления по благословению старцев, освящен в доме наместника, потом мы с отцом Спиридоном перенесли его сюда, установили, украсили венчиками. С этим образом мы накануне совершаем крестный ход: здесь служится малая вечерня, и мы идем в Михайловский собор. Там поем акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная» – это благовещенский акафист, удивительное творение Духа Святого в Православной Церкви.

Слова Архангела «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» повторяются в разных вариациях: «Радуйся, Адамово воззвание», «Радуйся, Избавление от печали». Преподобные пишут, что когда мы обращаемся к Божией Матери со словом «радуйся», и Она обращается в ответ к нам: «Радуйся». Радуйтесь, что вы живете в Православной Церкви, радуйтесь, что вы посещаете Псково-Печерскую обитель (говорю образно), то есть эта радость возвращается. Мы поем этот акафист, и приятно видеть, как в этом участвует народ. Кто-то сейчас следит уже по мобильным телефонам. Мы готовит специальное издание акафиста, чтобы раздать его на память и пропеть его как благодарность Божией Матери за все Ее милости начиная с творения человека. «И семя Жены сотрет главу змия» – первое обещание о воплощении Сына Божия через Деву Марию. Пение этого акафиста воодушевляет, укрепляет веру, я бы сказал, объединяет в Духе Святом всех молящихся.

В специальном издании, которое мы готовим, чтобы раздавать на память, будут два акафиста: самый известный акафист «Невесто Неневестная», акафист Державной иконе Божией Матери и сказание о Державной иконе.

Вспоминается недавнее событие – 26 января 2017 года в Екатерининском Кремлевском зале глава нашего государства вручил мне орден Александра Невского, за который ходатайствовали и Святейший Патриарх Кирилл, и наш владыка Высокопреосвященнейший митрополит Евсевий, губернатор и глава района (как это положено по статусу); два с половиной года оформлялись документы. У меня была такая мысль, что если это состоится, то я хотел бы напомнить главе государства об этой дате явления Державной иконы Божией Матери. И свое выступление я закончил таким четверостишием:

Россия под покровом Богородицы Державной,

Пятнадцатого марта почтим Ее вместе с добропобедным Александром,

И страх исчезнет яко дым,

Москва – Новый Иерусалим и Третий Рим.

Было видно, что Владимир Владимирович воспринял эту дату как одну из исторических  в истории России. Повторяю слова отца Иоанна: прежде чем обращаться с просьбой о помощи, нам нужно поблагодарить за прошедшее. Дай Бог, чтобы в празднование Державной иконы Божией Матери мы от сердца благодарили и за личные благодения, явленные нам, и за благодеяния для обители, Псковской митрополии,  всей Русской Православной Церкви, да и всего православия в это прошедшее столетие. Второе – с особым чувством мы молимся за Святейшего Патриарха Кирилла, который уже дважды посетил нашу обитель, будучи в сане Патриарха: 18 августа 2010 года и 3 сентября 2014 года. Сейчас мы готовим храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в паломническом центре. Конечно, работ там еще много, и мы прилагаем все усилия, чтобы в этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил этот храм. Все прилагают усилия: и владыка митрополит Евсевий, и губернатор Андрей Анатольевич Турчак, глава района, мы, братия, паломники и благодетели, потому что это тоже благодарность Господу за то, что сохранилось патриаршество на Русской земле, что очень важно для Церкви и всех нас, православных христиан.

Конечно, тема новомучеников – это тема обучения молитве, молитве краткой, молитве частой, домашнее и церковное участие в молитве. Это сохранение веры, а «вера без дел мертва есть». Замечательно, что Святейший Патриарх Кирилл постоянно напоминает, приводит примеры социального служения на приходском уровне – это как главная составляющая часть Церкви. Сейчас с делением епархий приходская жизнь оживилась, и в том числе социальное служение, потому что вера должна проявляться от дел. Иногда человек и молитве обучается благодаря участию в жизни прихода: это строительство, социальное, духовно-просветительское служение. Все это тоже является итогом осмысления прошедшего столетия и позволяет надеяться, что Божия Матерь не оставит нас и в будущем за молитвы новомучеников, за молитвы нашего священноначалия Русской Православной Церкви.

К теме новомучеников. Смотрите, какие интересные события происходили в XX веке внутри обители. Великая Отечественная война. В монастырь пришло много участников войны, потому что, по словам преподобного Серафима Саровского, в обитель приходят: для духовного совершенства, по обету и на покаяние. Для духовного совершенства в монашество пришел старец отец Иоанн. По обету, на мой взгляд, все фронтовики, потому что на фронте действительно не было неверующих: выживу – пойду в монастырь. У нас было три друга-монаха, которые стали потом архимандритами: это архимандрит Иероним (Тихомиров), иеродиакон Анатолий (Семенов) и его однофамилец схиархимандрит Паисий. Так как схиархимандрит Паисий был контужен и ему было тяжело жить в кирпичных зданиях, ему был выделен приход пророка Илии в Юшкове, где он прослужил более сорока лет. И вот они пришли по обету.

Все они из одной деревни Псковской области. Первым пришел иеродиакон Семенов и пишет отцу Иерониму: «Ждем тебя в монастыре». – «Слушай, мне нужно денежку заработать, чтобы с денежкой прийти в монастырь. Я работаю на стройке в Ленинграде». И вдруг раз – топором повредил руку и видит сон: икона Божией Матери спускается в какой-то овраг, – и он проснулся. Решил все-таки все отложить и ехать в монастырь. Приезжает, ему дают послушание келаря, а в трапезной как раз та икона, которую он видел в сновидении. А отец Паисий, повторяю, был отправлен на приход, так как ему здесь было трудно. Вот они пришли по обету, а на покаяние – все остальные.

Здесь также были интересные встречи монахов, которые пришли в эстонский период. Это бойцы Белой армии, их было довольно много. И вдруг после войны приходят уже бойцы Красной армии. Но здесь не было конфликта, все понимали, что Господь всех сохранил для этого молитвенного общения. Это я уже анализирую, читая их биографии: этот белый офицер, который был в армии Врангеля, потом в корпусе во Франции, а затем вернулся сюда; а этот был как раз в Красной армии, был такой монах Питирим, закончивший на горах Кавказа. Но никаких конфликтов не было, об этом просто не вспоминали, это я уже сам размышлял, когда читал их биографии. Во Христе все едины, и всех Бог сохраняет для того, чтобы идти к совершенству.

Серафим Саровский пишет: неважно, по какой причине ты пришел в монастырь, ты призван к духовному совершенству. А что такое духовное совершенство? Первая задача – очистить сердце от греховных страстей молитвой, постом, доброделанием, Духом Святым, а вторая – вкусить радость жизни в Боге. Плоды Духа: любовь, радость, мир, терпение, ярким примером чему для всех нас является старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

– Наш эфир выходит накануне дня памяти отца Иоанна 5 февраля. Мы с Вами говорили, что каждые одиннадцать лет этот день выпадает на праздник.

– На празднование памяти исповедников и новомучеников Российских. Удивительна кончина батюшки. В 2000 году мы подготовили к освящению храм в честь новомучеников и исповедников Российских. Я попросил у батюшки несколько икон для этого храма, в котором он побывал: «Вы ведь у нас тоже исповедник». Он деликатно промолчал. И 31 декабря 2000 года владыка освятил этот храм. И вот приблизился 2006 год – память новомучеников. Мы служим позднюю литургию. Праведники в обители умирают так, что на ранней молятся об их здравии, а на поздней об упокоении. Запели Трисвятое – приходит отец Филарет и говорит: «Батюшка скончался». Конечно, была боль, но в то же время и радость: новомученики взяли батюшку в свой собор, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Затем мы, естественно, сообщили владыке, отслужили первую литию после положения во гроб, перенесли мощи. Владыка тоже отслужил панихиду, начал чтение Евангелия, мы продолжили. И это, как сказал митрополит Меркурий, была не Пасха, а Великая Суббота – такое было ощущение, что батюшка перешел в вечность.

Мне вспоминается, что когда его просили: «Батюшка, помолитесь за нас, когда перейдете в вечность», – он говорил так: «А чем я там буду заниматься? Конечно, буду молиться за всех вас». И эту молитву мы чувствуем. По Интернету приходят сообщения о различных чудесах после молитвенного обращения к батюшке. Мы это видим и молимся батюшке, чтобы сохранилось преемство обители, сохранилась жизнь по совету, душепопечение. И наш старец схиархимандрит Никон, конечно, плод молитвы отца Иоанна, он продолжает его служение в обители. И это удивительное действие батюшкиной молитвы сегодня на всех нас. Повторяю, что есть множество чудес (по-другому их просто не назовешь), которые проявляются благодаря молитвам к батюшке.

Конечно, батюшка является исповедником и входит в этот собор. Ведь для чего делаются соборные памяти? Для того, чтобы туда вошли и не находящиеся в святцах святые люди. Известна история собора всех святых. У одного греческого императора скончалась супруга, и он хотел тут же причислить ее к лику святых. Тогда патриарху Константинопольскому предложили празднование собора всех святых, и если она входит в этот собор, то будет и прославляться, но пока без включения в святцы. Соборы русских святых тоже включают тех, кого нет в святцах. Точно так же собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включает отца Иоанна, хотя его нет в святцах, и многих других.

Архимандрит Феофан (Малявка), наш  регент, скончался в 2001 году. Я беседовал с ним, и он рассказал свою удивительную историю: с 12 лет он был в одном из монастырей Тверской епархии. Это было еще до закрытия монастырей, хотя он родился позднее отца Иоанна, в 1914 году, но некоторые монастыри еще не были закрыты. У него там была сестра, и вот он подвизался. Потом монастырь закрыли, он вернулся в Белоруссию, а затем снова приехал в Тверскую епархию, и его постриг один иеромонах, но батюшку удивило, что он не дал ему молитвенного правила, как это бывает обычно, а сказал: «Ты все знаешь, все понимаешь». И он пошел к прозорливому старцу, жившему на берегу озера Селигер. И рассказывает: «Иду и слышу громкий из этой кельи голос старца к своему келейнику: “Вот идет Феофан, посади его в лодку, брат, убери весла и оттолкни от берега”. Я испугался: я же плавать не умею. Подхожу. Келейник со мной поступает именно так». Потом келейник, конечно, помог ему выйти на берег. Но больше ни слова. И опять недоумение: «Что такое?»

Возвращается, а через несколько дней его арестовали: знаменитая статья. И он попадает в лагерь на территории Ярославской области, где строили мосты через реки. И в этом лагере до него дошло, что он без весел, без ничего, но под Промыслом Божиим. Это был 1942 год – самый голодный, многие люди умирали от голода. Вдруг его вызывает шпана, которая руководила лагерем, приводит в комнату, где они хранили хлеб, и говорит: «Малявко, сам кушай сколько хочешь, но без нас не давай никому ни крошки». Так он был спасен от голода.

В 1943 году происходит избрание патриарха, открывают храмы и начинают возвращать из лагерей священнослужителей. Начальник лагеря вызывает Малявко и говорит:

– Малявко, ты поп?

– Нет, я не поп, я диакон.

– Ты свободен.

Отец  Феофан рассказывает: «А я думаю: куда я пойду, здесь хлеб и все...» И отвечает:

– А мне и здесь хорошо.

Тот стукает кулаком по столу:

– В 24 часа чтобы тебя не было в лагере.

И вот он попадает на свободу. «Куда пойду? Белоруссия под немцем...» И вдруг вспомнил, что у него есть знакомый в Ташкенте. Он приехал туда, устроился на работу в госпитале. Ташкент – город хлебный. Бог его сохранил от голодной смерти. Весной 1944 года его забирают в армию, в пехоту. А в пехоте два боя – и всё: или ранен, или убит… Девятое мая отец Феофан встретил под Будапештом.

Как-то я писал статью в местную газету, прихожу к нему и спрашиваю:

– Что Вы делали, когда было страшно?

Ответ всегда был один:

– Молились.

И второй вопрос:

– Какая была первая мысль в День Победы?

Отец Феофан ответил:

– Не мог поверить, что остался живой.

Действительно, пехота – это два боя и конец. А он почти в течение года и даже более оставался жив и встретил победу под Будапештом. Но он не стрелял в немцев, а только в воздух, потому что хотел быть священником и решил, что таким образом сохранит возможность быть потом священником.

Затем его рукоположили. Правда, он хотел поехать на Афон, но греки его не пустили ввиду того, что он был участник войны. Но здесь он был регентом. Когда патриарх Пимен ушел отсюда наместником в Троице-Сергиеву лавру, то хотел взять его туда регентом, но отец Феофан отказался. Затем он был духовником.

Великий пост. Прощеное воскресенье. А накануне он сломал себе ногу: вышел из корпуса, поскользнулся... Вот я решил к нему зайти, думал: приду, увижу скорбящего старца, а он, как всегда, оптимист, веселый.

– Отец Феофан, а Вас не смущает, что Вы не сможете быть на службах, которые так любите?

– Нет, я рассудил таким образом: монахи на Великий пост уходили в пустыни, отдаленные места, чтобы наедине с Богом и своей совестью проходить великопостные подвиги. А у меня книги есть, службы я знаю, буду читать и считать, что я в пустыне.

Так он пост и провел, не теряя внутреннего равновесия и доброжелательности. Конечно, он исповедник, тоже входит в этот собор.

Игумен Осия был глуховат, с детства был кузнец, ему являлись мученицы Вера, Надежда, Любовь. Когда ему уже было 92 года, я спрашивал, помнит ли он свою молодость. «Да, все как вчера было». И он рассказывал, что дважды был в лагерях. В первый раз в 30-е годы, а затем – когда осваивалась целина. К нему зашли, говорят:

– Старик, ты нам нужен!

– А что такое?

– Поедешь на целину.

Арестовали его. Он же кузнец, а лагерь обеспечивал ремонт техники для сельскохозяйственных работ. И Осия рассказывает: «Я был такой мастер. Вот веялка сломалась, сеялка, какой-то прицеп. Инженеры ходят, не знают, что делать, а я посмотрю, откую – и все, техника заработала. Так мне сделали рядом с кузницей маленькую избушку и по указанию начальника лагеря пекли пирожки».

Дважды он был в лагерях, вернулся, принял здесь схиму и за девяносто лет скончался. Владыка митрополит Евсевий заметил такую особенность: те, кто был в лагерях, обычно живут более 90 лет. Как сказал владыка, Господь им добавляет жизнь, компенсируя за те годы, которые они провели в лагерях. И действительно, все наши исповедники прожили более 90 лет.

Интересен случай со схиархимандритом Агапием (Агапов), до схимы был Афиногеном. Он тоже был в 30-е годы в лагерях, потом, в годы Великой Отечественной войны, его как раба продавали  фермерам на территории Латвии. Но Бог его сохранил, он вернулся в обитель. И вот ему за девяносто, он оптимист, и все ему желают: «Отец Афиноген, мы Вам желаем до ста лет дожить». Он говорит: «Ну, знаете, друзья, в сто лет умирать как-то некрасиво, надо чуть-чуть пораньше». И вот скончался в 98 лет.

То есть нашим исповедникам Господь удлинял жизнь, для того чтобы они передавали свой выстраданный опыт молитвы, терпения, жизни во Христе, под покровом Державной иконы Божией Матери, паломникам, другим людям. Таким образом, мы наблюдаем, что память новомучеников – это не просто очередное воскресенье в церковной жизни обители, а память тех, кто прошел лагеря; они не включены в святцы, но находятся в числе этого собора. Мне запомнились слова Святейшего патриарха Алексия II, когда мы удостоились побеседовать с ним в Татьянин день в 2008 году. Я сказал про своих дедушек, что мы подали документы на канонизацию, и Святейший ответил: «Совсем необязательно всех канонизировать, в том числе и новомучеников, отдельные из них канонизированы как примеры, но все они входят в этот собор». И правильна наша сердечная память о наших пострадавших дедушках: иерей Василий Тетерин был расстрелян в 1937 году в Перми на праздник Успения, а дедушке по линии папы дали десять лет лагерей, и он умер в 1944 году в лагере под Саратовом. Они не вернулись; значит, мученики. И они входят в этот собор.

В каждой семье на Руси есть новомученики, их молитвами мы и живем, их молитвами дается уникальная возможность – сделать свободный выбор жизни со Христом, с Богом, в Церкви, сохраняя и соблюдая традиции – молитвенные, семейные, социального служения. И этот многовековой опыт жизни во Христе доступен для нас и является тем оптимистическим настроем, той надеждой, которая говорит о том, что все будет хорошо, если мы будем жить со Христом, под Державным покровом Божией Матери, прославляя Ее и молитвами, и акафистами, и своей жизнью.

– Отец Тихон, благодарю Вас за беседу, за духовные уроки.

– Позвольте закончить словами отца Иоанна: «Будьте здоровы и Богом хранимы». Благодарю за внимание.

Ведущий Антон Пепеляев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать