Беседы с батюшкой. Страстная седмица

3 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы о Страстной седмице отвечает преподаватель Московской духовной академии, благочинный храмов Троицкого благочиния Северо-Восточного викариатства протоиерей Георгий Климов.

– Сегодня у нас достаточно объемный разговор, мы будем говорить обо всех днях Страстной недели с понедельника до субботы. На богослужении в пятницу мы слышали такие слова: «Душеполезную совершив Четыредесятницу…» И в достаточно узких церковных кругах мы говорим: «С окончанием поста». Следующей уже идет Страстная неделя. Что это за неделя? И что самое важное мы должны знать об этом периоде церковной жизни?

– Да, совершенно верно. Если посмотреть на церковный Устав, то святая Четыредесятница заканчивается Лазаревой субботой. И Вход Господень в Иерусалим открывает перед нами новую реальность: духовную или богослужебную, которая именуется Страстной седмицей. Надо сказать, что синаксарь называет Страстную седмицу великой неделей. Можно сказать, это тот сгусток, тот эпицентр всего самого-самого главного, что открывается верующему человеку о его спасении, как это ни странно будет звучать. И, может быть, для того чтобы лучше уяснить эти глаголы жизни, которые открываются через песнопения, через молитвословия, через обряды или священнодействия, которые совершаются особым чином, особым образом, в особое время в дни Страстной седмицы, человек постится, готовится, просвещает свой ум, очищает свое сердце, утончает плоть. И когда он входит в Страстную седмицу, то по-особому в его сердце, в его уме откликаются те словеса, которые произносит Святая Церковь, научая человека именно спасению.

Но, с другой стороны, если говорить о днях Страстной седмицы, в которые мы уже вошли, то, естественно, мы должны здесь особое внимание обратить на то, что непосредственно относится к каждому из нас лично. Я намеренно хотел бы здесь оговорить один момент. Вчитываясь в тексты, вслушиваясь в молитвословия, которые посвящены Страстной седмице, мы видим, что они во многом обращены к фарисеям, к мытарям, к первосвященникам, к народу израильскому и иудейскому. Они то похваляются, то проклинаются. И здесь легко сквозь призму исторического контекста впасть в то, чтобы начать прилагать все это действительно к какому-то народу, который когда-то был, а сейчас его уже нет.

Но ведь мы понимаем, что все это должно быть для нас достаточно актуализировано, и не просто бывает переключить на себя все то, что Христос говорит какому-нибудь мытарю или какому-нибудь фарисею. То есть это достаточно важный момент для каждого из нас. И пребывание верующего человека именно в храме, вслушивание его в то, что произносится и говорится (самая простая молитва мытарева гласа: «Боже, милостив будь ко мне, грешному»), и попытка все-таки совершать покаяние дают очень нужные плоды для каждого из нас, готовя нас в том числе и к правильному восприятию праздника Светлого Христова Воскресения.

– Есть такой вопрос: как выйти из поста?

– Мне кажется, здесь все за нас Церковь уже давным-давно продумала. Ее опыт, ее мудрость осуществляются на протяжении уже не одного тысячелетия и дают нам возможность, только следуя Уставу и выполняя то, что нас Церковь просит выполнить (поститься, молиться), подойти к празднику Пасхи спокойно, именно по-церковному выйти из поста. Как нам иногда кажется, мы никогда из него не сможем нормально выйти. Нет, сможем. Потому что именно  психологическое переключение души с одного момента на другой и все наше естество нормально располагают к тому, что тотчас после победоносных слов «Христос воскресе!» открывается для каждого из нас.

– Многие переживают из-за этих гастрономических вопросов: столько не ели, а теперь тут мясо и так далее. Да, действительно, если в какой-то момент по какой-то причине пропускал богослужение или был невнимателен, то проблема есть.

– Конечно. Здесь просто не надо бояться и смущаться, но золотое правило чувства меры никто никогда не отменял. И если мы будем внимательны к нему, все будет очень хорошо.

– Перейдем непосредственно к теме. Каждый из шести дней Страстной седмицы имеет свой определенный смысл. Сегодня вторник уже практически подошел к концу. Но давайте вернемся к понедельнику, к иссушению бесплодной смоковницы. О чем это повествование?

– Да, мне кажется, что-то здесь можно сказать об этом событии, несмотря на то, что оно вспоминалось вчера. Но на самом деле событие иссушения (проклятия) бесплодной смоковницы имеет для каждого из нас колоссальную значимость. Если мы обратимся к Евангелиям (это Евангелия от Матфея и от Марка, которые описывают это событие), то  найдем очень важные свидетельства евангелистов, что Христос утром в Великий Понедельник, идя в Иерусалим, для того чтобы очистить Иерусалимский храм, на пути взалкал. И подошел к смоковнице, которая была покрыта листьями (хотя, как оговаривает Евангелие от Марка, еще не время было для собирания смокв), постарался найти на ней плод – и не нашел. И тогда Он произнес вот такие страшные слова: «Отныне да никто не вкушает от тебя вовек». И согласно свидетельству Евангелия от Матфея смоковница тотчас засохла.

Надо сказать,  после того как смоковница была проклята, Господь к апостолам обратился с очень важными словами о вере, о том, что нужно иметь веру с зерно горчичное и что все, о чем ни попросим, будет по вере вашей. И дальше было целое наставление о молитве. Если мы посмотрим на те чудеса, которые Христос обычно совершал, и сравним их с проклятием бесплодной смоковницы, то, конечно, окажется, что это чудо стоит особняком в череде чудес Христовых, поскольку оно очевидно направлено не на дарование жизни, а на ее отнятие, пусть и у бессловесного творения, каковой является смоковница. Однако если мы проведем параллели с пророческими писаниями, то увидим, что вообще-то смоковница – это образ ветхозаветного Израиля.

С другой стороны, само по себе дерево устроено так, что оно растет по весне таким образом: сначала выбрасываются цветы, появляется завязь, то есть завязываются плоды, а потом появляются листья на смоковнице. А это значит, что если на смоковнице есть листья, на ней не может не быть плодов, пусть даже незрелых. Пусть не время собирания смокв, но они должны быть. Таким образом, мы можем сказать, что нормальная смоковница, которая нормально растет, присутствием или наличием листьев прикрывает, оберегает плоды. А смоковница, которую проклял Христос, получается, имела листья для другого – чтобы прикрыть отсутствие плодов. И тогда для нас становится очевидной символика этого великого события.

То есть в данном случае Христос проклинает современное Ему иудейство, которое, конечно, должно было принести плод: плод веры, плод узнавания в Нем, в Иисусе из Назарета, истинного Мессии. Пусть эти плоды были бы незрелые, пусть бы они были зеленые, кислые на вкус, но, по крайней мере, начатки истинной веры и истинного мессианского узнавания должны были быть и в религиозных вождях, и в народе израильском. Но этого не было. Более того, отсутствие плодов, прикрытое вот этой внешней обрядовостью, за которую Христос в Великий Вторник проклянет в данном случае ветхозаветный Израиль, – это тоже было налицо. И для каждого из нас, таким образом, это очень важный урок: обряд, который мы совершаем в православии, – это не средство прикрывать отсутствие самого главного, что мы должны принести Господу (свои верующие души и признание Его как истинного Мессии, как истинного Спасителя).

Потому что если мы проведем параллель с теми людьми, которых проклял Господь, то окажется, что они тоже ждали другого Мессию, им не нужен был Тот, Который пришел, Который бы спас их от греха, от вечной смерти. Им нужно было спасение от чужеземного ига, им нужно было жить в достатке, быть князьями и владыками земными – вот чего они хотели. И поэтому тот обряд, который в Ветхом Завете им дал еще Моисей, они совершали, уповая на то, что ради этого внешнего действа они будут введены в Царство, где течет молоко и мед. Но этого не произошло.

С другой стороны, Великий Понедельник заканчивается иным важным событием – это очищение Иерусалимского храма. Тоже очень символичное событие. Для многих исследователей очищение Иерусалимского храма было последним в цепи тех звеньев, которые довели до предела религиозных вождей. И уже  злоба, ненависть, ярость, бешенство (можно сказать языком Евангелия от Луки) были нескрываемые, и абсолютно точно было уже ясно, что Господь из Иерусалима живым уйти не сможет после того, как Он очистил Иерусалимский храм.

Во-первых, Христос, очищая Иерусалимский храм, Себя неоднократно называл Сыном Божиим. Это было практически прямое свидетельство о Себе как о Сыне Божием. Во-вторых, Он опозорил религиозных вождей перед народом. Поскольку опрокидывание столов меновщиков, изгнание животных из дворов с упреком: «Вынесите это отсюда и дом молитвы Отца Моего не делайте вертепом разбойников», – все это, конечно, уничижало и оскорбляло всех тех, кто привык это совершать. И в данном случае очищение Иерусалимского храма – это уже точка невозврата, на которую Господь идет.

Здесь мы можем сказать еще и о другом. Символически связывая это с проклятием бесплодной смоковницы, мы можем сказать вот что. Очищая Иерусалимский храм, Господь также через это действие проклинает современное ему иудейство. Но свидетельствует, что поскольку храм не разрушен, а очищен, незыблемым должно остаться то основание, которое было заложено еще в древнейшие времена при Моисее, то сокровище сердечное, которое выражается в Декалоге, или «Десяти заповедях». Это фундамент всего нового домостроительства, которое Господь в данном случае и совершил.

– Великий Вторник. На что здесь надо обратить внимание?

– Этот день, который мы сегодня прожили, наверное, является одним из самых объемных по количеству бесед, которые Христос произнес. Не знаю, будет ли у нас сегодня время обозначить их все, но вот самое важное мы должны увидеть. Когда Господь в Великий Вторник утром приходит из Вифании (кстати, по пути, по Евангелию от Марка, именно во вторник утром апостол Петр обратил внимание Христа на то, что смоковница иссохла), первая Его встреча – это встреча с первосвященниками и книжниками, которые ставят Ему на первый взгляд непонятный вопрос: «Какой властью Ты это делаешь и кто дал Тебе такую власть?» В данном случае мы должны понимать, что здесь речь идет именно об очищении храма.

Первосвященники и книжники были уверены, что Христос не сможет нормально, внятно ответить, кто Ему дал такую власть, поскольку они Ему эту власть не делегировали, Он был не из колена Левитского. Что же Он делает? Христос, как воплотившаяся Божественная мудрость, поступает, можно сказать, очень умело. Он обещает ответить на их вопрос только в том случае, если они Ему ответят на тот вопрос, который Он перед ними поставит. «Спрошу и Я вас об одном, – говорит Господь. – Крещение Иоанново было от Бога или от человека?» Зачем Господь задает этот вопрос? Для того, чтобы засвидетельствовать перед всеми присутствующими, что спрашивающие Его первосвященники, книжники и фарисеи власти спрашивать не имеют, они потеряли  власть от Бога, когда-то им данную, которую могли требовать с Него. А сами они расписались в том, что эту власть потеряли именно тем ответом, который дали.

Евангелие передает их рассуждения. Они начинают думать: «Если мы сейчас скажем, что крещение Иоанново было от человеков, – боимся народа». То есть они понимают, что народ их сейчас убьет, уничтожит на месте, если вдруг они поставят под вопрос крещение Иоанново на берегах Иордана. Тогда по-человечески получается, что Иоанн самовольно возложил на себя эту обязанность и пришел крестить народ. Такой ответ не пойдет. «А если скажем, что от Бога, – рассуждают они, – тогда Христос точно скажет: что же вы не поверили ему (то есть Иоанну)?» Мы видим в Евангелии, что Иоанн, по крайней мере, трижды свидетельствует об Иисусе как о Христе, как о Сыне Божьем. И как только они говорят: «Не знаем», Господь отвечает им: «И Я вам не скажу». То есть в данном случае Он не обязан им отвечать, поскольку они уже не имеют никакой власти спрашивать Его об этом.

А дальше Христом приводятся обличительные притчи: притча о брачном пире, притча о двух сыновьях, работающих в винограднике, и притча о злых виноградарях (в данном случае, конечно,  притча буквально бичует первосвященников, книжников, фарисеев, потому что они показывают ту наглость, с которой в лицо Богу обещали когда-то работать в Его винограднике, как старший сын или как злые виноградари, но не сделали этого). С другой стороны, для народа тоже были понятны эти притчи, потому что в них основным условием вхождения в Царство Мессии выступает именно покаяние. Младший сын, раскаявшись, возвращается в виноградник отца. Это требование отчета от злых виноградарей: «Дайте отчет, что вы сделали». И, конечно, это брачная одежда, в которую должен облечься каждый, когда приходит на брачный пир.

И последняя притча примечательна тем, что свидетельствует о безответности каждого из нас: когда мы будем поставлены на Суд пред Господом, как мы будем оправдываться? Если перейти к реалиям древности, когда устраивались брачные пиры в небольших царствах, то, конечно, народ неимущий не мог прийти в соответствующем, как бы мы сейчас сказали, дресс-коде на такой пир. Они проходили через специальные умывальницы и комнаты, где раскладывалась одежда, в которую они могли бы принарядиться. И выход к трапезе лежал исключительно через эти комнаты. То есть помните, как в притче о брачном пире приходит господин и говорит: «Друг, как ты попал сюда не в брачной одежде?» Ему нечего было ответить. И тогда господин, или царь, говорит: «Возьмите его и выбросьте во тьму внешнюю».

В данном случае не случайно золотой нитью в первые три дня Страстной седмицы проходит образ этой брачной одежды: «Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь». Потому что эта брачная одежда – чистая душа, чистое сердце, это главнейшее условие нашего спасения. Но после того, как Христос приводит эти обличительные притчи, религиозные вожди не успокаиваются, они начинают задавать Ему искусительные вопросы. Это все Великий Вторник. И вот здесь ставятся перед Ним три очень серьезных вопроса: о подати кесарю, о семи мужьях одной жены и вопрос о большей или первой заповеди. В данном случае Евангелие называет их искусительными вопросами не случайно. Вообще слово «искушение» (греческое «пирасмос») обозначает «ловушку», «западню». То есть вопросы ставятся таким образом, что как ты на них ни ответь, все равно попадешься.

Допустим, первый вопрос о подати кесарю. Его задают фарисеи: «Позволительно ли платить подать кесарю?» По сути дела, Христу ведь даются две возможности ответа: или сказать «да, платить», или сказать «нет, не платить». Если Христос скажет «платить», то тогда фарисеи тотчас укажут народу на Иисуса как на лжемессию, потому что по тому учению, которое было в тот момент у фарисеев и у народа, конечно, мессия был прежде всего политический царь и завоеватель. Он должен был быть освободителем от чужеземного ига. И может ли истинный мессия признать чужеземное господство через выплачивание подати в казну Римского государства? Конечно, нет. Тогда народ Его уничтожит.

А если Господь скажет не платить подать кесарю, тогда тотчас задавшие вопрос пойдут к Пилату и скажут: «Этот человек призывает к бунту, он призывает народ отказаться платить подать». И тогда уже руками Пилата Он будет уничтожен. Но Господь находит третью возможность и отвечает: «Отдавайте Божье Богу, а кесарю кесарево». То есть в данном случае, с одной стороны, Он говорит, что истинное служение Богу не мешает исполнять заповеди, которые возлагает не человека государство, но, с другой стороны, за этими словами слышится нечто большее. Господь призывает то, что принадлежит в нас Богу (это наша душа), отдавать исключительно Богу. То есть это опять призыв иметь чистую душу, потому что она предназначена для Него, а Он есть сама Чистота и Свет.

Второй вопрос, гипотетически возможный, о том, что у одной жены умирает муж бездетным, а согласно закону левирата или сродства, который действительно прописан в Книге Чисел, предполагалось, что вдову должен был взять ближайший родственник умершего, и рожденное дитя усыновлялось умершему с наследованием всех прав по линии умершего отца. Но саддукеи, которые не верили в воскресение мертвых, предлагают гипотетически возможный вариант, что семеро братьев брали за себя эту женщину и все оказались бездетными. И дальше они спрашивают: «Итак, в Царствии Божьем чьей она будет женой?»

Опять же, в чем здесь ловушка? Христу даются две возможности ответа: или сказать, что она будет женой всех, но тогда Он признаёт в данном случае многомужество, что было вопиющим нарушением ветхозаветного законодательства. Как Мессия Он не мог этого сделать. А если сказать «не знаю», то тогда Он оскорбит чувства верующих другим образом: Он усомнится в возможности воскресения. А Господь отвечает: «Вы не знаете ни силы Божией, ни Писания». Писание – это неопалимая купина. Когда Моисею является Бог и называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, которых к тому моменту уже четыреста лет как не было на земле, Он открывает Себя не как Того, Кто был Богом Авраама, Исаака и Иакова, а на данный момент. Значит, они живы. Значит, есть воскресение. А сила Божия, конечно, заключается в том, что Бог, не советуясь с фарисеями, может устроить так, что люди, находясь в Царствии Божием и испытывая блаженство, не будут иметь тех плотских потребностей, которые вложены в нас в рамках земного бытия.

И третий вопрос о большей заповеди был направлен на то, чтобы Христа запутать в ответах, потому что Ветхий Завет состоял из сотен заповедей. Но в данном случае Ветхий Завет говорил, что если ты не исполнишь хоть одну, будешь проклят. И на фоне этого какая заповедь главная? Да они все, конечно, главные. Но Господь действует на сердце этого книжника и отвечает таким образом, что просто покоряет его. И тот уже не хочет вступать в дискуссию с пришедшим Богом во плоти.

В данном случае, выйдя из этих искусительных вопросов, Христос начинает серьезные обличения. Восьмикратное горе произносит Он на книжников, фарисеев, лицемеров. Не перечисляя здесь, за что произносится это горе, мы можем сказать, что за внешней обрядовостью они забыли самое главное – то, что предписывалось Богом человеку для спасения. Выражаясь этими словами проклятия, это суд, милость и вера. По сути дела, это самое главное, что было оставлено, а они увлеклись другим. А там, где нет суда, милости и веры, мы понимаем, какими могут быть люди: безжалостными, сребролюбивыми, жадными, злыми. Вот, пожалуй, очень четкое обозначение духовной ситуации, которая превалировала в то время в ветхозаветном Израиле.

И последняя, самая важная беседа Великого Вторника – это так называемая пророчественная беседа на Елеонской горе, которая дается Христом в ответ на вопрос апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Андрея: «Скажи, когда это будет и какие признаки Твоего пришествия?» «Это будет» – здесь речь идет о гибели Иерусалима, поскольку Господь, находясь в самом Иерусалиме, когда апостолы обратили Его внимание на красивые здания, сказал: «Истинно говорю вам, здесь не останется камня на камне». И в данном случае примечательность этой беседы заключается в том, что Христос, произнося ее, по сути, четко не отличает, не ведет линию водораздела между гибелью Иерусалима и эсхатологическим свершением, то есть Своим Вторым Пришествием.

Почему Он так поступает? Толкователи задают здесь такой вопрос и говорят, что гибель Иерусалима явилась мощнейшим прообразом Второго Пришествия, которое будет открыто. С другой стороны, там есть интересные слова Самого Христа о том, когда должно произойти Второе Пришествие. Это Евангелие от Марка, где Господь скажет: «О дне же и часе том никто не знает: ни ангелы, ни Сын, но только Отец». И в данном случае апостолам тоже был дан очень важный урок, а в лице апостолов, конечно, и каждому из нас, каждому верующему человеку. Потому что мы очень часто развлекаем свои умы мыслями о том, доживем мы или не доживем до Второго Пришествия, когда оно будет, какие его признаки, вместо того чтобы заниматься главным: покаянием и очищением своих сердец и умов. Потому что, как говорят в народе, нам кажется, что смерть где-то за горами, а она за плечами. Поэтому готовься: в любой момент может произойти то, что, по сути дела, поставит тебя сразу, моментально на Страшный Суд. Будь готов.

В данном случае это очень важное пространное поучение, эсхатологическая речь нашего Господа, пророчественная беседа, которая заканчивается циклом притч о Царствии Небесном. Там мы найдем притчу о десяти девах, о привратнике и хозяине, которому угрожает вор. Там мы найдем и описание Страшного Суда. Это Евангелие от Матфея, которое начинается со слов: «Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда поставят человечество так, как пастырь отделяет овец от козлищ». И вот здесь самое главное, как мне кажется (как и в прочих притчах), условие спасения – это милующее сердце, которое должен иметь человек. Потому что критерий, по которому Пастырь отделяет овец от козлищ, очень прост: был ли ты человечным, когда жил? Больше, по сути дела, Богу ничего не надо от нас. Вот, пожалуй, кратенько то, что мы можем сказать о Великом Вторнике.

– Вопрос от телезрителя: «Пришествие Иисуса Христа было известно с точностью до одного года. Иудеи, в принципе, это знали, они могли это проверить по пророческим книгам. Они Его не приняли. Но вот теперь уже прошло две тысячи лет с этого события. А чего они сейчас ждут? Ожидают ли они какого-то другого мессию? И если ожидают, то на основании какого пророчества? Они ждут мессию или уже перестали Его ждать? Тогда как они живут?»

– Да, на данный момент, насколько нам известно, иудеи ждут своего мессию – того, которого у нас традиционно называют антихристом. Изначальные истоки, свидетельства того, что иудеи, не принявшие Христа, будут ждать другого, мы найдем в самом Евангелии от Иоанна (гл. 5, ст. 40). Там Христос сокровенно говорит о том, что они (иудеи) Его не приняли, но дальше добавляет, что когда придет другой во имя свое (а Христос пришел во имя Отца), – его примут. А дальше Господь обозначает причины, почему Его не приняли и почему примут того. Он сказал: «Как вы можете веровать, славу друг от друга приемлющие, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» И так же современный человек замыкается на себе, его интересует только он, он очень горд; и, как это ни странно будет звучать, даже религиозный, церковный человек часто тем, что он совершает в православии, по сути, прикрывает свои какие-то внутренние пристрастия, базирующиеся на гордости. Конечно, это все мощнейшая база для того, чтобы антихрист приходил и воцарялся.

– Да, очень интересная тема на самом деле.

– Тема интересная, но не сегодняшняя.

– Далее у нас Великая Среда.

– Традиционно в Великую Среду Святая Церковь вспоминает два события: это предательство Иуды и так называемое Вифанское помазание, которое совершалось в Вифании (по всей вероятности, в доме Марфы, Марии и Лазаря). И одна из сестер, по имени Мария, помазала Христа миром из алавастрового сосуда. Во время этого события ученики возроптали: к чему такая трата? Потому что миро можно было бы продать и раздать деньги нищим. Но Господь сказал: «Нищих вы всегда имеете с собой, а Меня не всегда имеете, эта женщина приготовила Меня на погребение». Из этих слов и из того, что до этого произошло, конечно, для нас открываются важные моменты. Господь понимает, что у Его истинных учеников не будет времени для Его погребения. А если быть до конца точным, религиозная власть и не даст возможности для Его погребения, потому что Он уже абсолютно точно обозначен как изгой, который лишен всего того, что полагалось при обряде погребения.

Но почему возроптали ученики? Вообще надо сказать, что вот это миро, нард пистикийский, – это драгоценнейшая жидкость, которая особым образом готовилась. По объему бутылочка была небольшой, где-то 0,3-0,4 литра, но по деньгам, по всей вероятности, если выражаться современными категориями, ее стоимость могла быть около миллиона. Поэтому в данном случае ученики возроптали, им было непонятно, к чему такая трата. Но Христос засвидетельствовал о необходимости это сделать, потому что перед ними находился, можно сказать, великий мертвец.

А заканчивается Вифанское помазание тем, что Иуда идет и предает Христа первосвященникам и книжникам. Здесь следует оговорить очень важный технический момент. Дело в том, что если мы откроем Евангелие от Иоанна, повествующее о событиях накануне Входа Христа в Иерусалим, то там сказано, что первосвященники и книжники решили погубить Иисуса. Но, говорили, только не в праздник, потому что в Иерусалим стекалось очень много народа. Под праздником они понимали праздник пасхи иудейской. То есть в намерениях первосвященников, книжников и фарисеев было взять Его и погубить именно после того, когда закончится весь (в широком смысле слова) праздник пасхи, то есть недели через две, когда народ схлынет из Иерусалима.

Так они решили, но поскольку подвернулся Иуда, то наступают очень благоприятные условия, чтобы успеть до наступления праздника пасхи разделаться со Христом. В данном случае Иуде даются вот эти тридцать сребреников, и он ищет удобного случая для того, чтобы Христа предать. Иуда имел залог того, что он сможет выдать первосвященникам Христа в удобном месте. По всей вероятности, это было связано с тем, что Христос традиционно (наверное, не только в тот последний праздник пасхи, о котором мы говорим), приходя в Иерусалим, останавливался в Вифании. Наверное, и в другие годы, в другие праздники дом Марфы, Марии и Лазаря был прибежищем для Христа и Его учеников. И, наверное, Иуда понимал, что уже будничным правилом для Христа было накануне сна молиться в Гефсиманском саду. Иуда был уверен, что и в эти дни Христос в Гефсиманском саду в определенные часы будет молиться. Это было для него залогом, что он сможет указать точно, где можно найти Христа.

Другой вопрос: зачем понадобилось предательство Иуды? Но здесь мы обычно возвращаемся ко Входу Иисуса Христа в Иерусалим. Вообще это событие правильно называется «Вход Иисуса в Иерусалим как Христа». Что это значит? Это значит, что когда Господь входит в Иерусалим, то Его признают именно тем Мессией, Которого ждет народ, тем священным, от века ожидаемым Царем, о Котором говорили пророки. То есть, войдя в Иерусалим, Иисус делается неприкосновенной личностью, никто из первосвященников, книжников, фарисеев на Него не может поднять руку. Только они попытаются это сделать, народ их растопчет, уничтожит, потому что перед ними Священный Царь. Таким образом оказывается, что для первосвященников и книжников нужно найти очень подходящий момент, когда бы не было народа рядом с Иисусом. Тогда они смогут наложить на Него руки и спрятать, утаить Его так, чтобы уже народ оказался в неведении, где находится Господь. Но Господь поступает мудрее: Он попускает таким образом поступить, чтобы Он и взят был в нужном месте, и чтобы  народ уже разочаровался в Нем. И тогда уже та неминуемая смерть, которая Ему угрожает, ради которой Он и пришел, осуществится. Это Великая Среда, очень важные события, предваряющие или открывающие (в достаточно узком смысле) крестный путь нашего Господа на Голгофу.

– И следующий день – это Великий Четверг, установление таинства Евхаристии.

– Именно следующий день – установление таинства Евхаристии, но здесь эпицентр Великого Четверга – Тайная Вечеря. С чем связано такое название? Если мы посмотрим в Евангелие от Луки, то увидим, что на вопрос учеников (согласно свидетельству это были Петр и Иоанн) «Где велишь нам уготовить Тебе ясти пасху?» Господь начинает загадочно и даже как-то конспиративно объяснять: «Пойдете в Иерусалим, увидите выходящего из города мужчину, который несет кувшин воды. Пойдете за ним. Там, куда он зайдет, скажете господину этого дома, что Учитель говорит: время Мое близко. И ту горницу, которую предоставят, приготовьте».

С чем это связано? Дело в том, что когда Петр с Иоанном спрашивают Христа, где приготовить пасху, рядом с Господом находятся другие ученики, в том числе и Иуда. Если Христос просто назовет адрес, то Иуда, услышав, может туда привести первосвященников и книжников, чтобы взять Христа. Господь не может допустить, чтобы таинство Евхаристии не было установлено. Поэтому только Петр и Иоанн могут знать, где будет совершаться эта Тайная Вечеря (или пасхальная), на которой Христос со Своими учениками имел, как мы знаем, очень важное общение, очень важные слова были произнесены. И в данном случае пасхальная вечеря состоялась, и было установлено таинство Евхаристии в самом конце этой Вечери, на которой и открылся предатель, ушедший с нее для того, чтобы звать тех недоброжелателей, которые ждали этого момента.

На самой Тайной Вечере мы найдем много других важных моментов, связанных с омовением ног, которое совершает Господь апостолам во свидетельство того, что Он пришел послужить для человека, а не для того, чтобы служили Ему. Здесь мы найдем очень важные слова Христа, поучение о первенстве, о том, кто является воистину первым: именно тот, кто для всех готов быть рабом и слугой. Но то, что Христос произносит в Великий Четверг на пасхальной Тайной Вечере, резюмирующим моментом звучит по всему тому, что Он открывал народу в Своих беседах, допустим, в Великий Вторник. Я имею в виду, слова Христа были о том, что законы Царства Божьего и законы мира сего  разные. Соответственно, человеку пытаться прилагать законы, порядок, по которым он живет в рамках земного бытия, к Царству Божию, Царству Мессии как минимум несправедливо, это неправильно, это ложно.

Относительно открытия предателя я хотел бы обозначить очень серьезную проблему, а именно: причастился  Иуда или нет? Вообще, если мы посмотрим в Евангелие от Луки, то  со всей очевидностью должны будем признать, что Иуда причастился. Если посмотрим в Евангелие от Марка или от Матфея, то там это непонятно; больше складывается впечатление, что Иуда вышел до установления таинства Евхаристии, соответственно – не причастился. К сожалению, здесь молчит Евангелие от Иоанна относительно этого момента, потому что оно вообще не описывает установление таинства Евхаристии. Но если здесь быть до конца последовательным, чтобы все-таки ответить на вопрос, причастился он или нет, я призываю верующих на службах Великого Четверга внимательно вслушиваться в те песнопения и молитвословия, которые предлагает нам Святая Церковь, в них очень четко говорится о том, что Иуда причастился. Но вместо Причастия в него вошел сатана, и в данном случае это причастие ему было в суд и в осуждение. Он уже не смог совладать с собой и пошел на предательство.

События Великого Четверга – это еще прощальная беседа, очень мощная, важная, о необходимости пребывать со Христом, следовать за Ним, о необходимости принять любовь Божию, какой она нам принесена, и самим стараться ответить на эту любовь. Это окончание Евангелия от Иоанна, с конца тринадцатой главы по шестнадцатую, огромная беседа. И семнадцатая глава Евангелия от Иоанна – это так называемая первосвященническая молитва; по сути, продолжение в каком-то смысле этой прощальной беседы.

Здесь одной из центральных притч является притча о виноградной лозе, где Господь очень доходчиво для каждого из нас говорит о том, что Он – виноградная лоза, а мы веточки. И если ветвь не пребудет на лозе, она отсыхает и опадает, ее бросают в огонь. В данном случае это для каждого из нас очень важное свидетельство, что мы живем, спасаемся исключительно Божественной любовью, через которую черпаем и жизнь вечную. Другого пути или возможности спастись у нас нет. Вот об этом мы должны помнить.

Прощальная беседа заканчивается, по сути, уже в Гефсиманском саду. Там, согласно первым трем Евангелиям, Господь молится – это так называемое Гефсиманское моление, когда только с третьего раза Господь произносит эти победоносные, спасительные слова: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Евангелие от Луки замечает даже, что Господу для укрепления Его человеческих сил был послан ангел с неба, и капли пота, как кровь, капали от того напряжения, которое Он испытывал во время этой молитвы. Но заканчивается молитва именно тем, что приходит Иуда, приводит с собой тех, кто хотел взять Христа, и Его берут под стражу. В данном случае Евангелие от Иоанна оговаривает, что не сразу смогли взять Господа. Когда Он произносил: «Это Я», – все падали ниц, что само по себе есть свидетельство Его Божественного достоинства, Его всемогущества, которое открывалось в том, что он произносил: «Это Я – Сущий». То есть было произносимо имя Божие, и поэтому они падали. Вот оно и являет всю истину Боговоплощения, которая особым образом открывается здесь, в дни Страстной седмицы и в событиях Великого Четверга.

Христа берут и ведут в дом первосвященника Анны, и начинается суд над Ним. Но, по сути дела, это никакой не суд, это подстроенное разыгрывание суда, чтобы найти для Него обвинение. Христос ведь не случайно сказал: «Кто из вас обличит Меня в грехе?» Он безгрешный. Все-таки это обвинение как бы находится. Даже лжесвидетельство о том, что Он может разрушить храм и так далее, не проходит.

И тогда, согласно Евангелию от Марка, первосвященник спрашивает: «Скажи, Ты ли Христос?» И Господь говорит: «Да, это Я». И вот тогда первосвященник разрывает на себе одежды, хотя Ветхий Завет запрещал это делать, и говорит: «Что нам еще надо? Мы слышали хулу». А поскольку хула была не простой, это было богохульство, так как в их глазах Иисус из Назарета усвоил Себе мессианское и Божественное достоинство, то, соответственно, за такое богохульство Он повинен смерти. Всё, они расписываются в том, что Его нужно теперь убить. Но поскольку юридической власти на то, чтобы расправиться со Христом, у синедриона не было и этот смертный приговор должен был подписать прокуратор Понтий Пилат, то, естественно, они ждут утра. Но и утром еще раз ведут Христа, согласно Евангелию от Луки, в дом уже действующего первосвященника Каиафы; туда собирают весь синедрион, потому что должен быть так называемый кворум в желании погубить Христа. Там, по сути, дублируется то осуждение, которое говорилось ночью. И уже со смертным приговором Христа ведут к Понтию Пилату. Здесь начинаются события Великой Пятницы.

В событиях пятницы самое главное, что Христос на суде перед Пилатом, потом Пилат, когда начинает вдаваться в детали того осуждения, которое произносится в адрес Господа, отправляет Христа к Ироду Антипе, поскольку Христос из Галилеи был из области Иродовой, как говорит Евангелие. Ирод не находит в Нем ничего, что было бы достойно смерти. И то, что Он Господа одевает в белые одежды, – для нас это свидетельство, что Господь безгрешен, но у Ирода была другая задумка. Понтий Пилат присылает Христа к Ироду с вопросом: царь ли Он? А поскольку у царя порфира была багряного цвета, Ирод одевает Его в светлую одежду, свидетельствуя этим, что Он никакой не царь. Это шут, а не царь – как бы так хочет сказать Ирод.

И в данном случае это удовлетворяет Пилата. Евангелие говорит о том, что они стали с этого момента друзьями. Но мы понимаем, что это очень страшная дружба. Мир иногда может объединяться по очень страшным причинам – например, против Бога. В данном случае это свидетельство Евангелия – Пилат вместе с Иродом. И потом уже Пилат начинает всеми силами пытаться освободить Христа, но у него не получается это сделать. Один раз он Его бичует показательно, для того чтобы вывести перед иудеями и разжалобить их. И когда он произносит: «Се, человек», за этими словами стоят другие слова: «Посмотрите на этого несчастного, что вы Его мучаете? Давайте Его отпустим». Но кровь течет, поскольку народ чувствует себя обманутым (он ожидал, что Иисус, войдя в Иерусалим, освободит его от чужеземного ига, расправится с Пилатом, уничтожит его, но ничего этого не произошло).

И Пилат их спрашивает: «А что Он сделал?» И им остается только кричать: «Распни Его, распни». В данном случае Пилат пытается еще сделать неимоверную попытку освободить Христа, но ему намекают, что если он это сделает, то тотчас пойдет донос кесарю Тиверию. И вот это «проглотить» Пилат уже никак не может. И тогда он расписывается в том, что отдает Иисуса на смерть, отпуская им Варраву. Кстати, имя «Варрава» переводится с арамейского как «сын отца». Видите, какое даже здесь кощунство в том, что происходило. И уже смертельно бичуют Его, делают на Нем рваные раны и ведут Его на Голгофу. По пути на Голгофу Он встречает плачущих женщин, согласно Евангелию от Луки, и упреждает их (по сути, пророчествует), что придут страшнейшие времена на Иерусалим за то, что распят Сын Божий.

И уже Голгофа. Здесь Господь, разбойники. В данном случае один, который, как мы знаем, кается, увидел в Нем Сына Божия и сам исповедовал свой грех и возжелал войти в рай с Господом. И эта просьба нашла свое осуществление, Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в раи». А другой разбойник оказался в числе отверженных.

Дальше уже погребение, которое совершают Иосиф Аримафейский и Никодим. Жены Мироносицы тоже наблюдают за всем, у них нет сил, смелости, в данном случае они боятся, но издалека смотрят, как все происходит. А вот Иосиф Аримафейский и Никодим совершают мужественнейший поступок, настоящий подвиг, когда на глазах у всего этого вопиющего Иерусалима они, попирая все, что когда-то их сдерживало (связи, власть, деньги), понимая, что все мосты сожжены,  идут и погребают Христа. И еще Евангелие оговаривает, что Иосиф погребает Его в новом гробе. Очень важное замечание, потому что это нам дает гарантию (поскольку там никто не был положен), что Христос Своей собственной силой воскрес. Потому что Ветхий Завет знал, что в старых, ветхих гробах, где были когда-то покойники, воскресали на костях или на мощах других святых угодников Божиих. Этой возможности Евангелие нас лишает, утверждая, что гроб был новый. Этим заканчивается Великая Пятница и евангельские свидетельства. А события Великой Субботы – это уже часть достояния нашего Предания.

– Конечно, последние дни из-за нехватки времени мы кратко осветили...

– Мне кажется, что наша задача здесь не все изъяснить и выложить, а заинтересовать зрителей, чтобы самостоятельно, и необязательно в Страстную седмицу, а во все дни своего земного бытия мы занимались тщательнейшим изучением того, как совершилось дело нашего спасения. Это самое важное для нас.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать