Справедливость в земной жизни

29 августа 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Екатеринбурга. Эфир 28 августа 2013

 

 - В прямом эфире телеканала «Союз»  - интерактивная программа    «Беседы с батюшкой». Искренне поздравляем вас с сегодняшним праздником – с днем Успения Пресвятой Богородицы! Сегодня у нас в студии – клирик Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, протоиерей Михаил Кудрин. С праздником вас, батюшка, с Успением Пресвятой Богородицы! По традиции, прошу, благословите наших зрителей.

 - Бог вас всех благословит, дорогие братья и сестры. Поздравляю вас всех с праздником Успения Пресвятой Богородицы!

 

 - Тема нашей сегодняшней  программы – «справедливость в земной жизни». Очень много приходит вопросов, связанных именно  с темой справедливости – земной и небесной, насколько на земле справедлива жизнь по отношению к  простым людям и насколько это отражается на жизни небесной. Как быть, когда человек  ведет вроде бы церковную жизнь послушно и заповеди  старается  соблюдать, а тут несчастья, скорби на него наваливаются. Где же тут справедливость, батюшка?

 - Мне хотелось бы начать с того,  так как мы собрались в такой светлый день, хотелось бы обратить внимание на   повествование о жизни Матери Божией.  Если мы задумаемся, как она прожила – чистая Дева, свою жизнь, то увидим, что постоянно искала правды Божией. С детства она была приведена  своими родителями в  храм  Иерусалимский, в котором выросла и приняла воспитание. И Господь призрел ее, именно на  ее чистоту, за то, что  она приняла обет безбрачия, за то, что она  решила всю жизнь свою прожить в молитве, в постоянном богомыслии. Господь ее избрал  и взял от нее   себе природу, родился от нее и,  конечно же,  подвигом  Матери Божией  было не только то, что она  родила Сына Божьего, но и то, что она  была  его первейшей ученицей, как мы слышим в Евангелии,  когда одна их женщин  благословила  Пресвятую Деву словами: «Блаженно чрево,  носившее  Тебя и сосцы, из которых Ты сосал молоко материнское».

Господь сказал: «Блаженны слышащие слово  Божие и хранящие  его». То есть этим подчеркнул, что Его Мать – она не только Его родила, но и, конечно же, следовала Его учению, то есть  Евангелию. И это было самое главное в ее жизни.  Вот это искание правды Божией – оно и возвышает Пресвятую Деву выше всех херувимов, выше всех серафимов, и нам дает очень важный пример. Христос ведь нам говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Как мы можем понимать эти слова, какой правды   должны искать? Мы часто ищем своей правды. Нам не нравится, когда нас обижают или когда нас осуждают в том, что мы не делали. Мы доказываем свою точку зрения, мы хотим  отомстить обидчику,  мы хотим  доказать свою  правоту. Но к этому ли Христос призывает, когда он нам  говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды?» Святые отцы эту заповедь толкуют таким образом: правда -  это есть исполнение воли Божией. С древних времен человек задумывался  над таким вопросом – что я должен сделать, чтобы исполнить волю своего Творца. Даже в самых примитивных религиях    - в шаманизме, в тотемизме, люди тоже думали о том, как им исполнить волю Божию? Израильтяне, придерживающиеся истинной религии, приносили в  жертву животных,  но они тоже думали постоянно, как  им исполнить волю Божию.

Человек, верующий в Бога,  постоянно задумывается над  этим вопросом: что я должен сделать, чтобы исполнить волю Бога. Вот этот мой поступок будет угоден Богу  или не будет угоден Богу? Человек задумывается, естественно будет об этом задумываться. Даже такие простые вопросы – сегодня я  должен поехать в паломничество или я должен пойти в свой храм помолиться, а вот какая будет воля Божия – так мне поступить или так? Поэтому, естественно, человека этот вопрос беспокоит. Христос, придя в мир, сказал нам: «Я есть путь, истина и жизнь». Следовательно, Христос нам дал свое откровение о Боге полнейшее. Если мы будем придерживаться учения Иисуса Христа – мы будем исполнять волю Божию.

И человек, когда он живет по заповедям Иисуса Христа, он и получает благодать, которая насыщает  человека. Человек насыщается и в этой жизни земной – вкушает этот хлеб небесный и в вечности насытится, потому что будет постоянно пребывать в этой благодати, постоянно будет находиться в общении с Иисусом Христом.  Исполнение воли Господа Иисуса  Христа – это и есть та правда, которую мы должны искать, то есть понуждать себя искать эту правду. Мы можем об этом  забывать и искать справедливости в этой  земной жизни. Не правды искать,  а именно  искать такой мнимой справедливости, которой по сути-то в  жизни земной не существует, ее нет. Вот задумываемся, ведь Бог  - он справедлив к нам?  Если Бог будет поступать по справедливости, Он должен всех нас наказать за наши грехи -  мы же все совершали грехи в своей жизни, о которых может мы забыли. Но ведь мы знаем, что Господь - Он именно милосерден, Он и нас учит милосердию – «Будьте милосердны, как Отец ваш небесный». Он и показывает, что Он нам прощает наши грехи. А если бы Он поступал по справедливости,  то мы бы все в ад пошли, все бы потерпели наказания. Господь может нам простить наши грехи,  но это же  поступок несправедливый - он выше справедливости, когда Бог милосердие к нам проявляет, когда Он забывает наши грехи, не обращает на них внимания.

 

 - Смотрите, как получается: один разбойник всю свою жизнь вел неправедную и только на кресте  он, уверовав, попросил у Спасителя простить его и принять. Спаситель принял его, это был первый кто вошел в рай, этот разбойник. А другой человек  всю жизнь свою посвятил Богу. Получается, что можно всю жизнь грешить, а  потом покаяться один раз?

 - Это тоже ведь справедливость со стороны Бога. Но ведь Бог – Он ведь именно любовь свою проявляет, Он хочет спасения каждого человека. И поэтому Он судит нас не по справедливости, а по любви по  милосердию своему. И хорошо, что  ты затронул эту тему креста. Ведь само распятие Иисуса Христа – это  же величайшая несправедливость. Что это такое – Бог стал человеком ради нас, принял унижение, принял человеческое тело, плоть, пришел на землю, учил людей любви и добру, а Его за это убили, а Его распяли на кресте, плевали на Него, оскорбляли  всячески жестоко, унижали его! Это что справедливость? Люди, к которым Он пришел – это же  несправедливо! Получается сама наша вера -  она возникает из этой несправедливости.

 Христос говорит нам, христианам: «Если Меня гнали,  то вас будут гнать, если Меня мир возненавидел,  то и вас возненавидит». И изначально мы, христиане, конечно же, принимая Христа, принимая веру свою, мы должны уже быть готовы к этой несправедливости. Ведь Христос нам об этом  ясно сказал в Евангелии, что мы должны, прежде всего, приобрести смирение. «Блаженны кроткие смиренные». Если мы со смирением принимаем в своей жизни скорби,  оскорбления, унижения тогда мы имеем и мир в себе, тогда мы следуем по пути Иисуса.

 

 - Вопрос.  Скажите батюшка, что делать, как провести  время от  впадения в тяжкий грех – например, в блуд - до исповеди, потому что исповедь может оказаться не скоро. Такое ощущение, что все заканчивается, полное отчаяние, полный мрак, все внутри корежит, и   что делать?

 - Я могу  сказать из своего личного опыта, как духовника – когда человек, готовясь к исповеди, записывает  на бумагу свои грехи, он уже чувствует облегчение, потому что в этом уже покаяние происходит: человек записал свой грех, приготовился к исповеди и ему  уже легче. Потому что действительно, Господь уже человека принимает, потому что Господь видит покаяние этого человека. Если мы, тем более, помолимся искренне, а лучше всего почитаем Покаянный Канон – неужели  Господь не примет наши молитвы? Конечно же,  примет. Он ждет нашего покаяния. Известно из  жизни такого подвижника, как  Иоанн Кронштадтский – батюшка святой, что, бывало, он  приходил на богослужение  и перед литургией он перед престолом мысленно исповедовался          . Подходя к  престолу, закрывая глаза, он просил у Господа прощения в своих грехах. И после такой вот исповеди - хотя  над ним не было прочитана в этот момент разрешительная молитва, лицо его при том просвещалось, он светился этим духом, показывая, что он принял благодать, он покаялся.  Этот очень важно – чтобы нам после греха не отчаиваться, не принимать уныние, которое нам дьявол навязывает, сатана, потому  что  не бывает уныния от Бога. Помысел уныния  приходит от дьявола, сатаны - он их нам   эти помыслы внушает. Не принимайте   эти помыслы, конечно, ни в коем случае.  А искренне покаяться – и Господь обязательно примет это покаяние.

 

 - В какой форме лучше записывать, готовясь к исповеди, покаяние? « Я раб Божий такой- то, каюсь в следующем…»

 - Записывать стараться  коротко, но лучше всего вести такой блокнот – дневник свой и каждый день стараться записывать. Каждый день - может быть перед вечерним правилом, испытывать свою совесть, задумываться и записывать, какие грехи мы совершили сегодня. Хотя бы несколько, если мы пять строчек напишем  - то уже хорошо.

 

 - Вопрос из Белгорода. Если бы Господь Бог поступал бы со всеми нами по справедливости, мы бы минуты две хотя бы прожили или нет? А мы  какую-то справедливость ищем…

 - Мне кажется, что я об этом и говорил – что Бог не по справедливости, а по любви к нам поступает. Конечно же, Он прощает нам  наши грехи, Он долготерпелив  и ждет нашего покаяния, Он дает нам возможность жить на земле, ходить в храм Божий молиться, и  дома молиться, и в церкви приступать к Таинствам Церковным. Господь ждет именно, что мы  исправимся, что мы покаемся в   грехах и будем жить по христианским заповедям  Его.

 

 - Подводя резюме, можно сказать, что справедливости, которой мы ищем, опираясь на законы, на право - ее нет.

 -  В земной жизни -  нет. Как Христос говорит: «Мир во зле лежит». И мы с вами, более того, живем в такой стране, где имеем явный пример таких тяжелейших человеческих ошибок и заблуждений, когда у нас совершилась такая страшная трагедия в прошлом столетии – Октябрьская социалистическая революция. Когда большевики говорили, что они  создадут справедливое  общество, где все будут равны, и тогда будет рай на земле, будет коммунизм, будет новый строй. И к чему  это все привело – к страшному кровопролитию, когда русский народ просто стал уничтожать сам себя, когда огромное  количество наших соплеменников, наших  собратьев, наших отцов,  наших матерей погибло ни за что.

 Ведь Ленин, затем  Сталин, и их сподвижники - имели такой план – уничтожить класс ненужных людей, которых они называли бывшими людьми. Это, конечно, дворяне, духовенство, русская интеллигенция. Весь этот  класс  подвергался уничтожению. И, казалось бы,   вот если мы уничтожим класс господ-эксплуататоров, тогда люди будут все жить абсолютно свободно, тогда же будет благоденствие, тогда будет абсолютная справедливость.  Но этого не случилось. Наоборот -  наша страна впала в страшнейшие грехи – и храмы разрушались и уничтожались, и люди гибли. Создавалась огромная система  концлагерей,  которую очень подробно описывает Александр Исаевич Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛАГ». Это повесть о том, какая страшная трагедия произошла в нашей стране, и все мы должны  это  помнить и иметь постоянно  перед своими глазами в памяти своей, что это все произошло именно потому, что люди хотели добиться справедливости.

Но даже и сейчас, в наше время мы видим, как люди часто и политики наши  нас обманывают. Сейчас в эти дни, когда мы с вами готовимся  к всеобщему дню выборов, посмотрим на наши улицы.  Что мы видим? Что везде  агитация, которую совершают  люди, пытающиеся  агитировать за наших   депутатов, за наших кандидатов. Они распространяют газеты, листовки. Мы видим их этих газет,   из этих лозунгов обещания -  что  можно  вновь добиться справедливости. Все будет справедливо – справедливое ЖКХ, справедливое везде начальство, справедливые главы администраций, справедливое  правительство и так далее. Но мы же знаем, что справедливость – это вообще миф, утопия. Мне  больно смотреть на таких бабушек,  которые ходят в этих нарядах, где на спине, на груди, на голове, на шапке написаны имена этих депутатов. Это такая цветастая одежда. Может, это мое личное мнение, но на меня это действует, как антиреклама, потому что я думаю – вот этот депутат, который имеет деньги, у многих депутатов есть серьезный бизнес, и они могут тратить эти деньги на агитацию,  и нанимают этих женщин, которые им в матери годятся, нанимают за копейки, потому что те идут просто, чтобы получить какую-то прибавку к своей пенсии. Многие из них даже не знаю -  что это за люди, за которых они агитируют. Я разговаривал  с одной  своей знакомой женщиной, которая распространяла газеты одного кандидата в мэры города – а ты знаешь, что это за человек? Так она понятия не имеет, вообще не знает, что это за человек. А все эти люди -  они тоже обещают справедливость. Сколько мы таких лозунгов слышали,  и, к сожалению, народ часто обманывается на этом и верит этим людям.

 Мы должны знать, что справедливости нет в этой жизни. Как же мы можем тогда  искать правду Божию, о которой нам Христос говорил? Мы можем себя понудить себя заставить жить  по Евангелию, жить по заповедям Божиим, именно к себе обратить внимание. А важнейшая заповедь, как нам говорит Господь: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, всею душою твоей, всей крепостью своей и всем помышлениям своим, и ближнего своего, как самого себя». Вот это и есть первейшая заповедь. Вроде бы Господь говорит о двух заповедях. Но на самом деле заповедь о  любви – это одна заповедь, просто два разных объекта. Мы можем свою любовь   направлять к Господу Богу,  а можем направлять к человеку ближнему своему. А заповедь о любви -  она одна. И если мы себя понудим любить  людей, которые рядом  с нами находятся – наших соседей, наших сотрудников, наших сродников, наших супругов, наших детей – именно себя заставим их любить по-христиански - вот это действительно и есть справедливость, когда мы будем исполнять правду Божию, будем исполнять волю Господа Иисуса Христа. Вот это и есть жизнь по правде, жизнь по-христиански.

 

 - Вопрос: можно незамужней девушке первой стать крестной девочке?

 - Дело в том, что становясь крестным, человек берет на себя ответственность за воспитание этого человека, своей крестницы. Если она чувствует, что она может на себя ответственность такую взять  - то  почему бы нет. Какая тут разница – замужняя она, незамужняя, если она живет по- христиански и сама ходит в храм Божий,  и может эту девочку также водить в храм божий и прежде всего  -  научать приступать к Таинствам – то, слава Богу, конечно, можно.

 

 - Есть такая примета в народе - что девушке нужно крестить сначала мальчика,  а потом только девочку. Крестить – в смысле становиться крестной.

 - Таких правил церковных нет,  вы не должны этим смущаться, совсем необязательно.

 

 - Батюшка, по поводу покаяния. Некоторые люди рождаются в крупном городе,  где есть епархиальный центр, где немало  храмов со священниками, которые к тому же занимаются  теорией богословия и конечно, принося покаяние, легко пойти  в храм -  буквально через дорогу, найти батюшку тоже легко и тут же получить от батюшки квалифицированную помощь, как принято говорить. А есть  люди, которые родились в таких местах, где до ближайшей церкви 20-30 километров и им приходится дорогу преодолевать. А придут -  оказывается, что батюшка там один на всю эту округу и не всегда до него получается  достучаться. То есть такая вот, скажем, несправедливая ситуация получается. Как быть в таком случае, если сердце жаждет покаяния, исповеди, что делать?

 - Прежде всего, мы, конечно, должны и дома молиться. Ведь каждый день в вечерних молитвах мы прочитываем исповедь такую домашнюю, когда мы каемся в своих грехах и даже задумываемся о смерти перед сном. Мы говорим такие слова: «Неужели одр сей мне гроб будет». То есть, именно напоминая о том, что может быть, сегодня умрем. Для чего мы такие слова говорим перед сном? Чтобы искренне покаяться – а вдруг мы не успеем прийти в храм Божий, чтобы Господь  вот сегодня  также простил нам наши грехи. Я думаю, если  человек живет за 20-30 километров от храма – хотя бы иногда, как это у нас  принято во время поста, (в течение года у нас четыре поста), хотя бы  один раз надо приходить на исповедь, приступать к Таинству и  Причащению Святых Христовых Тайн, и уже  это будет хорошо.  Все равно это будет подпиткой, это будет поддержанием духовной жизни.

 

 -   Касаясь тематики поста. Некоторые люди заранее узнают о посте, подготавливаются, постятся, молятся каждый день. Некоторые маловеры приступают к  посту  в последний день или два, после этого священник им на празднике говорит - на Пасхе, на Успении, что постившийся хотя бы один день  все равно умница, все равно это  большой подвиг с их стороны. Опять же, нет этого равенства, то есть человек, который постился один день -  он так же себя чувствует, такой же  подвиг совершает.

 - Пост нужен не батюшке, к которому мы идем на исповедь и даже не Господу Богу. Пост – он нам нужен, прежде  всего. От поста мы получаем пользу для себя – пусть такой небольшой подвиг воздержания, если мы себя ограничили в пище, то Господь уже нам за это дает награду в день праздника. Я думаю, что если мы  соблюдали пост, как положено по правилам, и в тоже время мы этим не тщеславимся  как фарисей,  который, как нам известно из Евангелия, гордился,  что он постится  два раза  в неделю, если мы не гордимся своим постом, а свой пост совершаем в тайне – не возвышаем себя и не унижаем других людей, ни в коем случае не рассуждаем – другие люди соблюдают пост или не соблюдают пост, мы думаем о себе, прежде всего о своем спасении – то Господь обязательно нас вознаградит, конечно.

 

 - Вопрос из Удмуртии от рабы Божьей Людмилы. Хочу попросить батюшку помолиться за мою знакомую, рабу Божью Александру, она совершенно ослепла.

 -  Постараюсь не забыть, обязательно помолюсь. Молитвам святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй рабу Божию Александру! Обязательно помолюсь. В нашем храме есть мощи праведного Симеона Верхотурского, именно этому святому принято молиться об исцелении от болезней глаз, обязательно помолюсь  перед мощами праведного Симеона о  здравии рабы Божьей Александры.

 

- Еще вопрос – что такое мшелоимство?

 - Мшелоимство, как толкуют святые отцы – это пристрастие к  мелким и ненужным вещам. Например, человек любит покупать различные сувениры, различные безделушки, красивые вещи. То есть мелочь, которая не нужна, но которой мы украшаем свою комнату, вот эта любовь к различным  мелким ненужным вещам.    Если нам трудно понять некоторые слова, хорошо, если мы приобретем такой словарь церковно-славянского языка.

 

-  Я как раз вспомнил об одной своей родственнице болеющей. Естественно, возникает   вопрос – почему иногда скорби терпят дети, почему иногда у верующих людей случаются страшные несчастья, которые вроде бы никаких тяжких грехов не совершали, а происходят пожары, какие-то аварии катастрофы, гибнут их близкие люди. Если это наказание, то за что?

  - Совсем необязательно, что наказание. Христос нам говорит: «В мире скорбны будете». Когда человек терпит скорби -   тогда его вера усиливается, вера крепчает. Так устроен человек по своей природе -  пока у нас все хорошо, нет проблем в жизни, мы ни о чем не переживаем, не болеем тогда мы  о Боге забываем. Зачем о Боге вспоминать, когда все хорошо? Ведь человек вспоминает о Боге, когда трудно когда тяжело, когда болезнь, когда страдание – именно тогда человек начинает вспоминать о Боге. И вот Господь часто нам  посылает такие скорби, чтобы мы о Нем задумывались, чтобы  мы не надеялись на себя, чтобы мы не думали, что если мы здоровые и сильные – то с нами ничего уже не случится, ничего не произойдет. Мы самодостаточные, мы умные, мы имеем знания и т.д. Вот именно для того, чтобы нас смирить, для того, чтобы нас привести к крепкой вере, Господь посылает нам скорби. Если мы обратим внимание на жизнь многих святых  великих угодников  Божиих, которые приобрели благодать – многие из них терпели скорби в своей жизни.

Преподобный Серафим  Саровский, такой благодатный батюшка, приобретший величайшую молитву, такую высоту духовную,  к которой может, мы никогда  не даже не  прикоснемся в своей жизни, которому Матерь Божия двенадцать раз  являлась – на него напали разбойники  и ударили топором так сильно, что потом всю жизнь он  ходил сгорбленным. Что это, скорбь? Ну, конечно же, скорбь!  Это же человек  такие муки  терпел всю жизнь -  он потом выпрямиться не мог, позвоночник не мог распрямить, принял такие страдания, когда он нес подвиг в лесу, практически был отшельником уже и достиг святости – и Господь ему такие скорби послал?

Такой великий угодник Божий – святитель Игнатий Брянчанинов,  который написал множество духовных трудов и является наставником современного монашества - он всю жизнь болел, у него было множество болезней. Перед смертью его беспокоила такая страшная болезнь – солитер (червь, который в желудке находится).  Это никому не пожелаешь – страдать такими болезнями страшными!  Все это нам конечно неприятно, мы не хотим терпеть скорби, мы постоянно молимся, чтобы Господь не  наказывал нас. Но в тоже время, если это с нами случается – мы должны стараться не унывать, не отчаиваться, не думать ни в коем случае, что  Господь про нас забыл, что Он  отвернулся от нас. Конечно, нет! Господь взирает на нас,  Он чувствует наши страдания, слышит все  наши беды, наши печали, наши молитвы и обязательно поддержит нас в самую страшную минуту нашей жизни.

 

 - Вопрос от рабы Божьей Марины из Казани. Как относиться мирянину, когда он видит,  что священнослужитель ведет себя недостойно -  как коммерсант, вот у нас связано с  восстановлением храма – его закрыли, а там дети занимаются восстановлением этого храма. Сейчас храм закрыт и им не дают заниматься  этим благим делом.  Как понять мирянину, где смирение, а где равнодушие, как относиться мирянину к таким явлениям? Относиться со смирением, и терпеть или предпринимать какие- то действия?

- В первую очередь, я хотел бы пожелать, чтобы вы снисходительно к батюшке относились и старались прощать ему его немощь, его слабость, потому что все мы священники - люди, и  у нас есть свои страсти. Все мы можем и впадать в грехи и просим вашего снисхождения и прощения, чтобы вы не относились к нам как к ангелам, каким-то небесным жителям, и не думали, что если мы надели на себя рясу и крест, то мы обязательно уже ни в чем не будем согрешать. Конечно, мы можем   соблазняться, и   если священник начинает чувствовать власть, начинает распоряжаться казной храма, он может соблазниться в сребролюбии, может и командовать неправильно, несправедливо (как нам кажется). Надо стараться батюшку прощать.  Если вы считаете, что должны помочь  в восстановлении храма – думаю, что тут нужно проявить вам свое усердие и стараться не задумываться о действиях священника – правильно или неправильно он поступает.

Вот подумаем, как строились храмы на Руси до революции. Ведь храмы-то строили не священники. Это редко когда строительством  руководил священник. Если собиралась община в селе, она задавалась задачей построить храм – на пустом ли месте или, например, был в селе деревянный храм, а люди хотели построить кирпичный – что они делали? Они тогда всем миром складывались. Если люди могли сложиться деньгами, то приносили деньги. В селах часто бывало, что зерно, свои продукты возили в город, продавали, у них был какой-то доход, они деньгами складывались. Часто бывало, что люди складывались продуктами – зерно вместе продавали. Был в  селе староста – человек, который распоряжался этой казной. Не священник, а  именно староста! И староста руководил строительством – нанимал бригаду каменщиков.

 А бывала другая  форма строительства.  Люди договаривались, что каждый житель села должен отработать один день на стройке. Человек знал тот день, когда он должен прийти, когда его очередь. Он приходил на строительство, собиралось 4-5 человек – такая небольшая бригада, у них был свой руководитель, он руководил работами. Каждый член общины нес свою повинность, и он участвовал в строительстве. И так  каждый свою лепту вносил. Мы можем также свою лепту внести – прийти к батюшке, который является настоятелем, сказать: «Батюшка, скажи,  какой фронт работы ты сегодня нам дашь? Давай мы разберем  эту стену, которая не нужна – например, в храме был склад, там много перегородок, нужно расчистить помещение.  Давай мы сегодня будем бетон мешать, кирпичи таскать». Вот это  будет действительно вклад. Не будем ждать, что батюшка будет всем  этим руководить, а мы сами придем, попросим, чтобы он нам обеспечил работой, и мы поучаствуем. Вот это будет действительно участие в строительстве храма!

 

 - Глядишь, и батюшка перестанет казаться  коммерсантом, когда скажет: Давай сегодня эти доски переложи и хватит».

 - И потом, дорогие мои. В наше время, когда настоятель храма должен и службу вести, должен быть и духовником, и в школу ходить  - заниматься проповедью  среди учащихся, часто вести уроки «Основы православной культуры», заниматься своей воскресной школой, создать хор церковный, заниматься благоукрашением храма, строительством храма, в то же время заниматься и торговлей – (никуда от этого не убежать), привезти товар в церковную лавку из епархиального склада, привезти книги и  конечно, проконтролировать, как это все будет продано, просмотреть – все это именно на одном человеке  - на настоятеле. Действительно, тут может священник в какой-то мере стать коммерсантом -  в том смысле, что он должен и деньги считать – (это неизбежно), он может  даже и не хотел этим заниматься, если бы у него был достойный помощник. Но помощника сейчас трудно найти в наше время. Я тоже был настоятелем на многих приходах, и мне приходилось заниматься хозяйством, заниматься финансами,  хотя у меня нет к этому склонности. Ведь торговля это такое дело, что надо иметь и способности к  этому.

 

 - А если батюшка, вот пришел молодой человек, он закончил экономический факультет, и он бы сказал: «Батюшка, у меня большой опыт, я  бухгалтер в фирме,  мне бы хотелось помочь вам потрудиться, но руками я мало чего могу сделать, а вот  в экономике я силен. Что если я помогу вам по хозяйству?» Вы бы приняли такую помощь, такой жертвенный труд?

 - Надо человека знать. Ведь в наше время надо человека сначала проверить, потому что так вот, с ходу, очень сложно довериться любому человеку, и  если в первую очередь  церковный, если  он живет церковной жизнью, постоянно ходит на исповедь, то я к такому человеку должен присмотреться. Если я вижу, что человек искренний и правдивый, не лживый, не лукавый – думаю, можно ему доверять, его можно сделать помощником. И, слава Богу, если такой  найдется. Но, к сожалению, часто в таких небольших приходах священник не может назначить зарплату хорошую человеку, и часто люди и не идут на маленькую зарплату и не хотят помогать. А во славу Божию, чтобы  общественное послушание нести – редко люди находятся.

 

 - Вопрос: В седьмой главе «Послания к римлянам» написано: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха». А я грешней себя не вижу никого. Может быть, вы мне поможете  понять?

 - Человек с покаянием спрашивает. Умом своим служу закону Божию, а плотию закону греха. Конечно, мы все видим,  что внутри нас постоянно происходит сопротивление, как будто внутри нас  живет два человека -  один злой, а другой добрый и постоянно между ними борьба происходит. Иначе, как святые отцы говорят, у нас есть греховное начало и новое начало, христианское начало, ветхое и новое. И постоянно борьба происходит. Мы вроде бы умом понимаем, что не надо грешить, надо жить по заповедям, надо слушать совесть свою, надо любить ближнего своего. Но страсти сильнее нас, они восстают постоянно против нас. Мы не должны быть уверены в себе и не надеяться  на  свои собственные силы,  как Христос нам говорит: «Без Меня не можете творить ничего». Мы поэтому должны смириться, видя свои падения, свою слабость и надеяться, что только Господь нас поддержит своей благодатью. Если Он нам даст силы, тогда мы не будем падать, тогда мы будем ходить в  храм Божий, тогда мы   будем молиться,  тогда мы не примем ересь никакую, не пойдем в раскол. Если Он даст нам свою благодать, если Он будет нас поддерживать, то именно на  Него надеяться.

Поэтому мы и должны жить церковной жизнью, приступать к Таинствам, потому что своими собственными силами победить грех мы не можем в себе, он очень силен. Постоянно три врага против нас воюют, наши собственные страсти, как вы сказали, по апостолу Павлу – плоть наша восстает против нас; мир в котором мы живем, потому что соблазны вокруг нас,  ведь все нас тянет ко греху  - живи себе в удовольствие, наслаждайся жизнью, зачем  тебе нужно себя в чем-то ограничивать. Ведь грех настолько приятен - можно пить, веселиться, блудить и так далее, и жить себе  именно сегодня в удовольствие. Зачем нужно себя от этого ограничивать, все нас соблазняет к этому. Это также враг наш. Дьявол, который ищет нашей погибели, нечистые духи постоянно нам внушают свои мысли, свои помыслы греховные, постоянно рядом с нами стоят.         Мы их не видим,  но они нас видят прекрасно. Они нам на ухо нашептывают свою волю. И вот эти враги постоянно против нас воюют. Как мы можем своими собственными силами человеческими против них сопротивляться? Не можем никак, если Христос за нас не заступится, если Он своею рукой крепкою десницей своей  не защитит нас! Мы своими собственными силами не можем.  Поэтому  можем надеяться на  Него, можем обращаться, просить помощи в своих молитвах и в Церковных Таинствах.

 

 - Батюшка, раз уж речь о врагах и нечистой силе давайте еще раз уточним. Идея равенства всех людей это идея сатанинская,  нечистая, идея справедливости, что все должно быть как одному, так и второму так и третьему – из той же темы?

 - Конечно.

 

 - Вопрос. Моему папе 71 год мама, 10 лет назад умерла, а 4 года он живет с женщиной другой. Они ходили со мной недавно на исповедь, на причастие. Является ли это блудом? Обязательно ли им расписываться, или можно без росписи жить, потому что у них материальные вопросы – она стоит на очередь по переселению с Севера на квартиру, в общем, пока они не могут расписаться. Является ли это блудом?

 - Конечно, надо расписаться, чтобы брак был законным, а лучше и повенчаться, чтобы Господь благословил их брак и  совместную жизнь. Ведь так принято в нашей жизни христианской, что надо благословлять свой брак, чтобы брак   был законным. А сожительство, особенно в этом возрасте, когда люди уже практически готовятся к смерти, когда должны особенно задумываться, какой ответ они услышат на страшном суде Божьем…  Зачем им это нужно на себя брать? Лучше свой брак узаконить. Я думаю, что тут надо проявить твердость  и не стесняться, не смущаться, потому что причин множество можно найти,  чтобы не делать этого, но,  думаю, тут нужно себя понудить, чтобы исполнить Заповедь Божию.

 

 - Чтобы жить, как муж и жена  законно.

 - Да, конечно, в законном браке.

 

 - Батюшка, есть люди власть имущие, у которых есть в подчинении другие  люди. И те, и другие допустим, православные. И власть имущий хотел бы  пойти навстречу своим братьям, памятуя  о том, что омывают ноги своим ученикам мудрые люди.  Но он сталкивается с такой ситуацией, что как только он навстречу своим подчиненным пойдет, они ему на шею и сядут. То есть, хотел бы  немножечко больше равенства, так, скажем, привнести, но сталкивается с тем, что люди не исполняют тогда свои функции, свои должностные обязанности. Как человеку найти эту золотую середину: чтобы и не быть жестоким тираном,  и  с другой стороны эту власть не потерять, потому что иначе все его дело у него  развалится.

 - Проявлять твердость в руководстве и в то же время любить ближних. Эти понятия вполне сопоставимые. Ничего тут нет  того, что может в человеке какое-то разделение вносить. Мы  можем быть и грамотными руководителями и мудрость проявлять в чем-то и настойчивость, и в то же время  любить подчиненных своих и ко всем людям относиться снисходительно, и относиться по-христиански. Прежде всего, надо стараться руководителю, если он человек религиозный, если он ходит  в храм Божий, молиться своему  ангелу-хранителю. Мы знаем, что среди ангелов тоже есть своя иерархия: есть старшие ангелы, есть ангелы младшие, подчиненные. Церковь насчитывает девять чинов, девять классов ангелов. И среди ангельского чина есть свой порядок, этот порядок установил сам Господь. Бог.  Господь этим показал, что не могут быть все равны.  Среди ангелов  есть старшие, есть подчиненные. Также и среди людей были свои классы – были руководители и были подчиненные.

 Если человек молится  своему ангелу хранителю, то ангел ему обязательно подскажет, и поможет ему руководить с добротой, милосердием, но в то же время и грамотно и  твердо. Прежде всего, мне кажется, к начальнику бывает уважение, когда человек проявляет мудрость, когда он  не страстями своими руководствуется, не гневом, не раздражительностью не унижает людей, а именно показывает свою мудрость, свою  рассудительность. Тогда люди начинают уважать такого человека, и  уже думают, что не будут особо сопротивляться и проявлять строптивость, доказывать свою линию, если они видят, что у них  мудрый руководитель. Можно многим нашим святым угодникам молиться, которые были грамотными руководителями  - тому же князю  Владимиру нашему Ясно Солнышко, просветителю нашей земли Русской,  который был князем и управителем нашего  народа, и в то же время святым угодником Божьим. Если мы будем читать их Житие, то многому научимся у этих людей.

 

 - Вопрос из Челябинской области: почему мы не такие как свои родители? Женщина рассказывает, что родители умерли, и вот  сейчас мы, четверо детей, делим наследство. Почему мы враждуем, не приходим к миру  и согласию?

 - Почему мы не такие как наши родители… Дорогие мои, наши предки, которые получили свое  воспитание и выросли на тех ценностях, которые были в дореволюционной Руси – они руководствовались совсем другими нормами, совсем другими нравственными ценностями. У них была совесть, совсем другие принципы. Мне  иногда бывает возможность сталкиваться с такими людьми, которые выросли в русской эмиграции, за рубежом. Их предки уехали когда-то сразу же после революции за рубеж, скрываясь от преследований  большевистской власти, от безбожников от палачей. И те русские люди, которые сохранили дух  дореволюционной Руси, сейчас, приезжая к нам на свою родину –  совсем другие. Если с ними общаешься - понимаешь что у них совсем другой дух, они вообще другие – не лучше и не хуже нас, они просто другие. Они по-другому воспитаны, у них совсем другой взгляд на жизнь, они по-другому рассуждают.

Дело в том, что мы с вами выросли в советской стране и с детства приняли такую закалку. Нас так воспитывали, что мы должны добиваться своего, мы должны гордиться собой. Мы  в молодости жили без Бога, были пионерами, комсомольцами.

 

 - Идея такая сатанинская, что  человек должен рассчитывать на свои силы.

 -  Я к этому хочу опять вернуться. Так как  нас воспитывали, мы и добиваемся справедливости, как мы привыкли жить такими нормами. И среди своих родственников, своих ближних, когда мы видим, что затрагиваются наши интересы, когда делится то же самое имущество, когда делится наследство родителей, мы руководствуемся именно теми нормами,  на которых мы воспитаны. Кажется что нормально, потому что мы так смотри на жизнь. Мы поэтому и ссоримся. Тут удивительно ничего нет. Я разговаривал как-то с человеком, который работает в суде нашем народном. Есть такая статистика, что примерно 80% дел, которые рассматриваются в различных судах – это именно споры между родственниками, споры о наследстве. 80%, понимаете.… То есть это настолько распространено сейчас, что братья, сестры между собой ссорятся, потом бывает, всю жизнь не общаются, находятся в такой розни  именно потому, что делят имущество, потому что каждый доказывает свое. Каждый считает, что он прав, никто не хочет смиряться. Потому что нас так воспитали.

 

 - Представляете судебное дело, где брат хочет все оставить сестре, а сестра хочет все оставить брату, они не могут прийти к соглашению и идут к судье? Хотелось бы, чтобы вот так было

 -  Вопрос из Санкт-Петербурга от рабы Божьей Фаины. Вопрос об исповеди. Было очень много народа, к Причащению не успевали, нас просто накрыли епитрахилью и благословили. Что делать?

 - Причащаться Святых Христовый Тайн!

 - Но я же не исповедовалась?

 - Дело в том, что регулярно, перед каждым Таинством Причащения исповедоваться – такого  правила нет. Есть такой хороший обычай нашей Русской Православной Церкви – что мы очищаем свою совесть  перед Причащением Святых Христовых Тайн. И если есть такая возможность, конечно, мы должны приступать  к Таинству исповеди. Но, например, известно, что в греческой православной церкви это необязательно, и  люди каждый раз не  исповедуются перед  Причащением Святых Христовых Тайн. Батюшек сейчас не хватает. Вы поймите нас, что сейчас, Слава Богу,  церковь растет, развивается после времени разрухи, когда храмы  были многие закрыты, уничтожены, когда священников были единицы, когда не действовали духовные семинарии и академии. Сейчас священников просто не хватает, особенно перед большими праздниками когда, Слава Богу, наплыв людей, когда люди идут сотнями тысячами  в храмы, священники просто не справляются, не успевают всех исповедовать.

 Батюшка благословил, но он же взял на себя ответственность, если он благословил! Он знает, что делать. Если он взял на себя ответственность, то вы уже не смущайтесь. Если уже говорить о том  кто будет отвечать  за ваше причастие – он, священник потому что он благословил, понимаете? Вам не нужно тут в этой ситуации рассуждать. Нужно идти и причащаться, без всякого смущения.

 

 -  Спасибо огромное, батюшка. Думаю, у многих просто камень с души. У нас осталось немного времени до конца программы . Впереди вечернее молитвенное правило. Его читает отец Флавиан (Матвеев). Сегодня у отца Флавиана небольшой юбилей – 20 лет хиротонии в священнический сан. Мы с этим батюшку поздравляем. Еще один звонок  мы примем в студию, а потом, может быть, несколько слов от вас в адрес отца Флавиана.

 - Вопрос: вы говорите, что скорби, в некотором  смысле, это повод человеку задуматься и прийти  вере. Почему Господь Бог явным образом не сотворит чудеса, не явится людям? Ведь это же побудило бы людей как ничто другое, не как скорби, прийти к Богу, прийти к вере? Вопрос примитивный, но я на него ответа не нахожу. Пожалуйста, подскажите.

 - Если мы читаем Евангелие, обратим внимание: во время земной жизни Иисус Христос как поступал, в каких случаях Он вообще совершал чудеса? В случаях, если человек в Него верил! То есть, Господь не давит на психику человека, не хочет его  поразить каким-то сверхъестественным явлением, а сначала Он спрашивает: Ты веришь в Меня?» Человек отвечает: «Да, верую!» Тогда Господь совершает чудо. И каждый раз, когда мы прочитаем Евангелие, обратим внимание, что Господь именно в таких случаях совершает чудеса, по вере людей, которые к нему обращались за исцелением  по вере  своих учеников-апостолов. Именно по вере, когда человек верит в Него, тогда Господь совершает чудо, но не наоборот! Не для того чтобы человека поразить. Господь человека не насилует, а именно уважает свободу. Каждый человек - это свободное существо. Свобода  - это проявление любви Божией. Господь человека создал свободным, чтобы человек сам для себя делал выбор.  Человек создан по образу и подобию Божию. И человек сам для себя решает, как  ему жить – жит с богом или жить без бога, делать добро или делать зло. Каждый сам для себя выбирает. И если мы добровольно выбираем жизнь по заповедям Иисуса Христа, Господь за это нас вознаграждает именно потому, что Он не принудил нас, не заставил, а потому что мы сами этого захотели  - жить с Ним. За это мы и получаем награду.

 

 - Батюшка, остается только  передать слово отцу Флавиану.

 -  Я хотел бы вспомнить  этот день двадцать лет назад. Я тогда, будучи еще  мирянином, пришел в храм Всемилостивого Спаса, в котором я сейчас служу, в поселке Елизавет, и там я впервые оказался на архиерейском богослужении. Тот человек, который был на архиерейском богослужении, может представить, чем оно отличается от  обыкновенной службы. Это служба радостная, торжественная, необычайно красивая и вообще необычная. Все там не так, как на обыкновенной Литургии, которая совершается иерейским чином. Я стоял на богослужении, не понимая, где я нахожусь - на небе или на земле, действительно была такая радость.

 После службы я  увидел батюшку в белых одеждах. Все были в голубых одеждах, как это принято  в этот день, потому что попразднество Успения  Пресвятой Богородицы в этот день,  день воспоминания перенесения из города Эдессы в город Константинополь  нерукотворного Образа  Господа Иисуса Христа, в голубых облачениях священники служат. А один  батюшка был в белом облачении. Я тогда этого не понимал,   почему это  так, почему он отличается, почему он надел белое облачение, в отличие от других священников. Потом уже я понял, когда сам стал  иереем, стал священником, что в этот день этот батюшка принял священнический  сан, когда архиерей возлагает свои руки на голову посвящаемого, этот посвящаемый одет в белые одежды  - знак чистоты, что он принимает благодать, он возводится на ступень священства, он получает власть совершать Таинства над другими людьми.

Это был отец Флавиан – этот батюшка в белых одеждах. Тогда его звали отец Алексей,  он еще не принял монашеский постриг. После службы этот батюшка кропил  молящихся святой водой, которую освятил владыка Мелхиседек – правящий тогда архиерей нашей Екатеринбургской епархии, и служился молебен для учащихся, потому что в эти дни обычно служится молебен для тех детей,  которые начинают учебу с 1 сентября. И вот владыка благословил этой святой водой покропить всех учащихся. Я подошел к батюшке и тоже попросил: «Батюшка, покропите меня святой водой!» А батюшка ответил мне: «Владыка благословил  - только учащихся» Я сказал: «Батюшка, но я пономарь и я учу служб мне надо сейчас  запомнить Чинопоследование Всенощного бдения, Божественной Литургии. Чтобы мне лучше запомнить – покропите меня святой водой!» И он меня покропил, как учащегося. Слава Богу, я очень благодарен! И желаю отцу Флавиану  многая лета, чтобы Господь его укрепил в его нелегком труде -  труде священничества.

 

 - Тем более что он сам немало народа с тех пор научил.

 -   Несет крест настоятеля монастыря. Многая лета, отец Флавиан!.

 

 - Многая лета! Читаем молитву вместе  с отцом Флавианом. Скоро встретимся с вами снова в прямом эфире.

 

Ведущий: Лев Бохолдин

Расшифровка: Галина Парамошина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​