Беседы с батюшкой. Преподобный Антоний Дымский

28 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о преподобном Антонии Дымском отвечает клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского подворья Антониево-Дымского монастыря Тихвинской епархии священник Димитрий Пономарев.

У нас в гостях клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского подворья Антониево-Дымского монастыря Тихвинской епархии священник Димитрий Пономарев.

Сегодня мы хотим познакомить наших телезрителей со святым Антонием Дымским – святым северных широт, к которому можно всегда обратиться, помолиться, и побывать в святых местах, которые он основал. Давайте начнем с того, что введем телезрителей в это удивительное пространство, где молился и подвизался этот святой, расскажем и о нем, и об Антониево-Дымском монастыре (его фотографию мы видим на нашей заставке).

– Сегодня речь пойдет о первом святом Санкт-Петербургской епархии в ее нынешних границах (в те времена это была Новгородская епархия), святом XIII века, ученике преподобного Варлаама Хутынского. Удивительно, что информация о нем, которую мы можем встретить в печатных изданиях, Интернете, и даже даты жизни, указанные в ныне действующем календаре Русской Православной Церкви, недостоверны.

Вся моя осмысленная жизнь как верующего православного человека связана с Антонием Дымским. Я уверовал в 25 лет, это было в 1991 году, и это другая история. Через два года мы снимали фильм Натальи Лаженко на студии «Возрождение» о русской Северной Фиваиде. В конце ноября 1993 года мы приехали в Антониево-Дымский монастырь, который я увидел впервые. Тогда он выглядел совсем не так, как сейчас, от монастыря оставалась лишь одна колокольня, храма не было. Это был совершенно разбитый монастырь, но там присутствовала удивительная благодать. Мы пошли на Дымское озеро, где случился ряд событий, которые навсегда связали меня с этим местом: тогда я был мирянином, и вот с 1 декабря этого года стал клириком Антониево-Дымского монастыря.

– Сегодня у Вас была предзащита диссертации, посвященной преподобному Антонию Дымскому. Она прошла успешно, поэтому вместе с нашими телезрителями поздравляю Вас и желаю удачной защиты.

– Когда я окончил семинарию и магистратуру нашей духовной академии, то как раз защищал магистерское сочинение, посвященное Антонию Дымскому, а теперь к защите подготовлена и кандидатская диссертация по истории Антониево-Дымского монастыря. Очень многое пришлось узнать о преподобном, читая списки его жития. Дело в том, что по первому образованию я филолог, окончил наш Санкт-Петербургский университет, и у меня была возможность сразу обратиться к рукописям.

Удивительно, что преподобный Антоний – древний святой, ученик Варлаама Хутынского, но когда мы обращаемся к источникам, в том числе к житию преподобного Варлаама Хутынского и других его учеников, то можем привязывать его годы жизни только к датам жизни преподобного Варлаама. В нынешнем нашем календаре сказано, что преподобный Варлаам Хутынский умер в 1192 или в 1193 году. Эта дата его успения принята историками, но тогда получается, что все его ученики – и Антоний Дымский, и Косьма и Константин, Котинские чудотворцы, и Ксенофонт Робейский, и даже Прокопий Устюжский, который умер в 1303 году, все они подвизались в XIII веке. Эта несообразность сразу удивляет: все историки считают, что Варлаам умер в конце XII века, а его ученики подвизались в XIII веке.

– Для наших телезрителей важно пояснить, где подвизалисьВарлаам Хутынский и все его святые ученики.

– Варлаам Хутынский основал свой монастырь на Хутыни близ Новгорода. Это действительно произошло в 1192 году. Варлаам построил там деревянный храм, и архиепископ Новгородский Гавриил освятил его, что отмечено в первой новгородской летописи. Все дело в том, что никто не учитывает, что Варлаам жил и дальше. Источники показывают нам, что он встречался с архиепископом Антонием, Добрыней Ядрейковичем, вернувшимся из Царьграда в 1211 году, и мы не можем понять, как может быть, что столько событий отмечено в житии Варлаама после 1192 года, а в календаре датой смерти значатся 1192–1193 годы. Поэтому пришлось в этом разбираться, я поставил этот вопрос в своей магистерской диссертации.

При изучении рукописи, списков жития в подлинниках в Российской национальной библиотеке, в Российской государственной библиотеке в Москве, библиотеке Академии наук, где они хранятся, картина оказалась совершенно иной. И я поставил вопрос о том, что, по всей видимости, Варлаам Хутынский все-таки прожил до 1243 года. Для чего мы сейчас говорим о Варлааме? Потому что нынешняя дата кончины Антония Дымского, указанная в календаре, – 1224 год. Откуда она появилась, когда во всех известных нам 35 списках его жития (и в краткой, и в пространной редакции) указано, что он родился в 1206 году, а умер в 1273 году? Откуда тогда 1224 год? Эта дата возникла как раз из-за того, что пытались согласовать даты жизни Антония с датами жизни его учителя Варлаама. Потому что в житиях сказано, что Антоний был его сверстником. И когда Антоний возвращается из своего посольства в Царьград, Варлаам Хутынский, уже будучи на смертном одре, передает ему монастырь как своему сверстнику. Это слово «сверстник» многих ввело в заблуждение, потому что в понимании современного человека сверстник – это равный возрастом. И потому архиепископ Филарет (Милевский) в 1860 году в своей книжке «Жития святых за январь» ничтоже сумняшеся пишет в сноске, что Варлаам Хутынский родился в 1156 году. Антоний Дымский – его сверстник и по житию прожил 67 лет; прибавим это к 1156 году и получим как раз 1224 год – так появилась дата, указанная в нынешнем календаре.

Но нельзя же брать из жития один факт, но совершенно игнорировать другие. Естественно, в житии рассказывается, что Антоний Дымский подвизался, ходил в Царьград, вернулся, стал игуменом после смерти Варлаама в Хутынском монастыре, но проигуменствовал недолго, всего несколько месяцев, и ушел на Дымское озеро под Тихвин, где основал свой собственный монастырь в 17 километрах от Тихвина.

Естественно, мы понимаем, что нужно думать о том, что в его житии могут быть заключены еще какие-то факты. А там сказано, что жалованную грамоту на землю вокруг Дымского озера – для того чтобы появился монастырь, нужна земля и документ на нее – ему дал святой благоверный князь Александр Невский. Это сказано во всех списках жития Антония Дымского. Но любой человек, окончивший среднюю школу, знает, что благоверный князь Александр Невский родился в 1222 году. А если по нашему календарю Антоний Дымский умер в 1224-м, то как Александр Невский мог ему дать жалованную грамоту? Либо он еще вообще не появился на свет, либо ему было два года от роду, когда Антоний умер. Это очень искусительные моменты, вызывающие сомнение и у неверующего человека, и у верующего. Конечно, это вызвало вопросы и у меня. И благодаря источникам удалось попытаться по возможности восстановить те события, что происходили в начале XIII века.

– Когда человек обращается к святому и начинает знакомиться с ним, он обращается к его житию. И в житии он читает о том, где родился будущий святой, кто были родители, если это монах, о том, как он ушел в монастырь и тех духовных подвигах, которыми прославился.

Расскажите, пожалуйста, какие жития существуют на этот день и о чем мы можем из них узнать, то есть как святой раскрывается для нас в житийной литературе, в том числе и в современной?

– Очень хороший вопрос, потому что еще с середины XIX века, когда свою деятельность начинали такие церковные историки, как Ключевский и Голубинский, в нашей церковной истории восторжествовал критический метод: жития подверглись критике, и отношение к агиографической литературе в целом было таково, что они не считались достоверными историческими источниками, считалось, что в текстах жития мы видим не личность человека, не описание его жизни, а некий схематизированный рассказ. Действительно, во многих житиях мы читаем: преподобный такой-то и такой-то родился от благочестивых родителей, рано начал ходить в храм, приходил раньше всех, уходил позже всех, услышал призыв Божий, пошел в монастырь к такому-то игумену и попросил его постричь. В этом смысле жития похожи друг на друга. Наши филологи, специалисты по житийной литературе, даже говорят, что это такие литературные приемы и, например, жития всех преподобных созданы по одной и той же схеме.

На самом деле не всегда это схема. Когда мы попытаемся проверить исторические данные, заключенные в тексте жития преподобного Антония Дымского (и не только его), они оказываются правдоподобными, соответствуют исторической действительности. Если в житии Антония написано: «Преподобный богоносный отец наш Антоний Дымский родился в 1206 году от благочестивых родителей при новгородском князе Мстиславе Мстилавовиче Удатном», то мы проверяем и видим, что действительно в то время в Новгороде был такой князь. Сказано «при великом князе Дмитрии Юрьевиче» – был и такой великий князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. Действительно, пратекст жития, то есть самый первый текст, который был создан, по всей видимости, из рассказов учеников Антония Дымского, правдив, это удалось установить при проведении исследований. И к житиям нельзя относиться так, что это какая-то легенда или миф. Надо коренным образом менять отношение к этому историческому источнику – это самое главное на сегодняшний день.

– Расскажите, пожалуйста, о том житии, автором которого являетесь Вы.

– Дело в том, что у жития нет авторства, есть только составитель. Еще в 1857 году был строитель монах Иоанн Егоров, который впервые издал житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымского. В Новгороде оно издавалась под названием «Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Дымского», а в Петербурге – как «Историко-статистические сведения об Антониево-Дымском монастыре». В новгородском издании, заключавшем только житие, было 15 страниц, а в санкт-петербургском, где было немного рассказано и об истории монастыря, – 15 страниц о житии преподобного и 15 страниц об истории монастыря.

В XIX веке всегда говорилось, что преподобный родился в 1206 году и умер в 1273-м, что пришел на Дымское озеро в 1243 году и основал там свой монастырь. В этих данных опирались на тексты пространной редакции жития, о чем пишет Иоанн Егоров. И сейчас, когда восторжествовало мнение, что преподобный Варлаам умер в 1224 году, и даже в конце службы преподобному в Минеях указываются даты 1157–1224 годы, возникла необходимость заново составить житие преподобного. Когда мне удалось посмотреть 34 из 35 рукописей его жития (не видел одну-единственную, потому что она находится в Киеве), подвиг преподобного описывается везде одинаково и везде стоят эти даты.

В чем заключался подвиг преподобного? Когда Антоний Дымский пришел на Дымское озеро, он носил тяжелую железную шляпу, которая весила шесть килограммов, и поля ее были прибиты гвоздями, которые постоянно беспокоили честную главу преподобного: острые предметы давили на его череп. Кто-нибудь тоже скажет: это невозможно, это какие-то сказки. Когда в 2001 году в Дымский монастырь пришли первые монахи – это было связано с тем, что был открыт большой Тихвинский Успенский монастырь и Антониево-Дымский стал его сельскохозяйственным подворьем, – были проведены раскопки и состоялось обретение мощей. Как я уже говорил, храм был разрушен, оставалась одна колокольня. Интересно, что после смерти в 1273 году преподобный никогда не покидал свой монастырь. Он пришел на Дымское озеро в возрасте 37 лет и тридцать лет посвятил созиданию своей обители. Когда умер, его похоронили в храме Антония Великого, в 1409 году мощи подняли, потом снова опустили, и они так и находились в Антониево-Дымском монастыре.

Недавно я встречался с доктором медицинских наук, профессором Молиным, который проводил судебно-медицинскую экспертизу мощей, и он сказал такие удивительные слова: «Я могу поклясться на Библии и Уголовном кодексе, что это мощи Антония Дымского, подвизавшегося в XIII веке». Я ответил: «Вы же серьезный человек», ведь была целая комиссия с докторами и кандидатами наук, все очень серьезно: судебно-медицинская экспертиза. И он ответил: «Понимаете, батюшка, мы взяли мощи, которые были обретены, и увидели на черепе костные мозоли. Они могли появиться только от воздействия в течение долгого времени какого-то острого предмета». То, что мы называем шляпой, ее гвозди как раз давили на его честную главу. Причем это следы многолетнего ношения. Представляете: современная судебно-медицинская экспертиза подтверждает сведения жития. Также были стерты ключичные кости, причем Молин говорит, что стерты очень сильно. Преподобный надел вериги очень рано, где-то в 19 лет, если бы надел их лет в тридцать, то видоизменения были бы не столь сильными.

Были и другие очень интересные вещи, о которых мы говорили, и которыми я был совершенно потрясен. И профессор Молин сказал, что с этой судебно-медицинской экспертизой можно идти в суд: она соответствует ныне действующему уголовно-процессуальному кодексу. Понятно, что никто не пойдет, но любой из исследователей, историков, с которыми я встречался, говорил, что была произведена серьезная экспертиза мощей, и она еще раз подтверждает, что это очень древний святой. Был еще ряд методик, позволивших определить, что это святой XIII века. Молин освидетельствовал мощи порядка десяти святых, в том числе Арсения Коневского, это очень серьезный специалист.

Я с должным уважением отношусь к точке зрения любого человека, и вот современные историки говорят мне: «Ну, батюшка, этот святой был придуман в XVII веке». Зачем был придуман святой? Или наши почтенные историки, такие как Евгений Евстигнеевич Голубинский, к его феноменальному труду «История Русской Церкви» я отношусь с большим уважением, но он пишет, что, скорее всего, Антония Дымского как исторического лица не существовало.

Мне пришлось по крупицам собирать все данные: и данные раскопок, и подписи на иконах, любые упоминания об Антонии Дымском в житиях святых одной духовной семьи Варлаама Хутынского, житиях самого Варлаама Хутынского, чтобы понять, что же на самом деле происходило на Дымском озере и как там подвизался святой.

Дело в том, что в книге монаха Иоанна Егорова (о которой мы только что говорили) не было многих данных из жизни преподобного. Например, там не было даты его прихода в Хутынский монастырь, куда он пришел девятнадцатилетним юношей. Эту дату – 1225 год удалось установить, изучая списки жития Антония Дымского. Не было в этой книге и даты пострига Антония Дымского, потому что Варлаам Хутынский не сразу постриг Антония, но какое-то время испытывал его. Теперь появилась и эта дата – 1227 год и ряд других данных, которые были критически проверены и осмыслены в контексте истории Новгородского края, истории всей Русской Православной Церкви. А раз Антоний как один из самых духовно успешных иноков Хутынской обители в 1238 году был направлен послом к Вселенскому Патриарху по церковным делам и находился там пять лет, до 1242 года включительно, то пришлось обратиться к истории Византии того периода. Пришлось совмещать все эти данные, чтобы понять, какое монашество было в то время в Новгороде, какое в Византии и какой образ монашества преподобный принес оттуда.

Почему Антоний уходит на Дымское озеро? Потому что в Новгороде идиоритмические монастыри: храмы и кладбища общие, а все остальное у каждого из монахов свое, то есть в то время никакого общежития не было. Антоний приходит из Византии, где во всех монастырях общежития, а верх монашества – анахоретство, пустынножительство. Конечно, преподобный захотел пустынножития. Может быть, он даже и не хотел создавать свой монастырь, а просто, узнав, что его учитель заболел, вернулся в свой родной монастырь. В житиях Варлаама Хутынского сказано, что когда он начал строить второй храм, каменный после деревянного, на деньги немца из Любека Прокопия Устюжского, которого крестил и благословил подвизаться в Устюге (где он и подвизался 60 лет), то Варлаам тяжело занемог. Братия стала сильно волноваться и спрашивать:

– Если ты умрешь, кто же будет игуменом нашим?

А он сказал:

­– Антоний будет игуменом, экономом душ и телес ваших.

– Как же он может быть нашим игуменом, если уже пять лет, как его нет в монастыре?

И как только эти слова прозвучали, тут же прибежал церковный служитель, крича: «Антоний, Антоний вернулся!» Антоний появляется, вручает подарки, которые с ним прислали из патриархии, и в этот момент Варлаам Хутынский на смертном одре вручает ему свой собственный монастырь. Антоний становится игуменом и достраивает храм.

Возникает такой момент. Кто подвизался в монастырях-ктиториях? Очень часто там постригались люди состоятельные – бояре, тысячники. Например, был вынужден постричься новгородский боярин Вячеслав Пракшинич, потому что иначе его бы убили. А когда постригся, то вроде бы Вячеслава Пракшинича уже нет, а есть монах Варлаам, и его оставили в живых. Здесь и подвизались такие вынужденно постриженные монахи либо те, кто были пострижен в преклонном возрасте, дабы спокойно дожить до конца дней своих в монастыре. О каких духовных подвигах подобной братии можно было говорить? Они принесли в монастырь свой вклад, а Антоний Дымский, по всей видимости, был пострижен Бога ради, потому что, раз он писал жалованную грамоту Александру Невскому, значит, у него не было средств на основание монастыря.

Между этими ктиторами – иноками Хутынской обители возникает конфликт с преподобным Антонием, о чем пишется в краткой редакции жития Антония Дымского. Антоний не стал с ними спорить, просто помолился Господу, Божьей Матери и направился в абсолютно дикий край, куда не было никаких дорог. По всей видимости, он сел в лодку, спустился по Волхову до Ладожского озера, затем на девять километров от устья реки Волхов до устья реки Свирь, поднялся по Свири до устья Тихвинки, от устья Тихвинки – до устья реки Дымки, вытекающей из Дымского озера, и пришел в это место, которое со всех сторон было окружено болотами, а с южной его стороны находилось Дымское озеро. По всей видимости, как игумен, он знал об этом пустынном месте, находившемся во владении его Хутынского монастыря. И вот на эту землю он просит жалованную грамоту.

Может быть, преподобный Антоний хотел пустынножительства. Как говорят лицевые подлинники, он подвизался на острове – кургане, протянувшемся с юго-запада на северо-восток, его ширина в самой широкой части порядка 130 метров, длина – километр, а высота на 10 метров выше уровня воды Дымского озера. На этом кургане Антоний и созидает свой собственный монастырь. Днем преподобный работал, ночью находился в неустанной молитве, он был одним из первых исихастов. Как говорится в 3-й и 4-й песнях канона древней службы преподобному: «Он видел свет невечерний, был осиян трисолнечным светом». В 1852 году инспектор нашей Санкт-Петербургской духовной академии Кирилл Наумов, будущий епископ и руководитель миссии в Иерусалиме, написал новую службу Антонию Дымскому, потому что в ранней службе стихир не было, только канон, тропарь и кондак. Не было необходимости составлять всю службу, потому что существовали две памяти Антония Дымского: 30 января (17 января по старому стилю), в день памяти его небесного покровителя Антония Великого, и день успения преподобного приходился на 7 июля (24 июня по старому стилю) – рождество Иоанна Предтечи. Соответственно, в январе правится служба Антонию Великому как великому святому, и, естественно, 7 июля любой уставщик, даже в Антониево-Дымском монастыре, будет править службу рождества Иоанна Предтечи, а уже в дополнение к этим основным службам будет петься канон основателю монастыря , поэтому стихир и не было. Кирилл Наумов как раз и написал уже полную службу, которая была издана в 1865 году.

Появилось столько новых данных, что, наверное, имело смысл составить новое житие. После защиты моя магистерская диссертация была издана в 2014 году под названием «Житие преподобного Антония Дымского как достоверный исторический источник». Когда владыка Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав прочитал ее, то звучало много разных мнений, и спустя два года, в 2016 году вышла книжка «Житие преподобного Антония Дымского и история созданного им монастыря». Эта книга вышла уже по благословению нашего преосвященнейшего Мстислава, епископа Тихвинского и Лодейнопольского. Тогда наш владыка благословил епархиальной комиссии по канонизации поставить вопрос об изменении дат жизни Антония Дымского. Надеюсь, что кандидатская диссертация, которую я буду скоро защищать, добавит аргументов, для того чтобы уже обратиться в нашу общецерковную комиссию по канонизации и навести порядок в нашем церковном календаре

Некоторые очень отрицательно относятся к тому, что я говорю, но я всегда отвечаю, что готов к полемике и готов выслушать иные аргументы. Аргументы, полученные из исторических источников, такие-то и такие-то, о них я и говорю. Пожалуйста, говорите, каковы ваши аргументы. Однако аргументов нет. Все дело в том, что вслед за изменением дат жизни Антона Дымского придется менять даты жизни Варлаама Хутынского, ведь это 50 лет разницы и надо тогда писать 1243 год, а не 1192 или 1193. Даже наши ведущие академики, исследователи истории Великого Новгорода Янин, Московский, Зализняк еще в 1992 году написали в очень авторитетном историческом журнале статью о вкладной грамоте Варлаама Хутынского – землях, которые он вложил в свой Хутынский монастырь, – и уже тогда они отказались от датировки 1192 годом и предложили 1211 год. Первое житие Варлаама Хутынского, обнаруженное исследовательницей Лосевой, датируется 1313 годом, и везде сказано, что, когда Варлаам был на смертном одре, вернулся Антоний, который принял после его смерти монастырь. И они называют этого Антония из первого жития Антонием Добрыней Ядрейковичем, который в 1211 году вернулся из Константинополя с Гробом Господним. В каком источнике есть эта дата? Ни в летописи, ни в житии ее нет. А 1243 год указан в летописях как год смерти Варлаама Хутынского и приход Антония Дымского на Дымское озеро. Есть также даты рождения и кончины Антония Дымского. Я готов к полемике, пожалуйста, высказывайте аргументы. Ведь в конце концов истина должна восторжествовать, мы не должны смущать верующих людей подобного рода датами.

– Спасибо, отец Дмитрий, за то, что Вы провели такое серьезное исследование. В рамках оставшегося времени хотелось бы задать практический вопрос о паломничестве. Антониево-Дымский монастырь находится в Ленинградской области, как можно в него попасть и когда лучше приезжать?

– Приведу один факт. В Юрьевом монастыре под Новгородом, некогда первоклассном, сейчас подвизается один или два монаха, в Антониево-Дымском – восемь. Это мужской монастырь, и восемь монахов – это очень много, плюс еще трудники и послушники. Но это абсолютно разбитый монастырский комплекс и в смысле архитектуры смотреть там нечего. Там только один храм и больше ничего, но в этом храме находятся подлинные мощи святого XIII века, святого, который был наверняка знаком с Александром Невским, раз он подвизался в Хутынском монастыре в 1240 году. В этом году Александр Невский разбивает ярла Биргера на Неве, а в 1242-м происходит сражение на Чудском озере. Этот святой был свидетелем стольких событий, и вот здесь в раке лежат его подлинные мощи.

Стены этого храма неоштукатурены, и народ заходит в него как в пещерный храм. Такая вот архитектура – и при этом благодать и молитва. Один батюшка служит у престола, один монах читает, поет – и всё, никаких хоров. Конечно, летом, на память преподобного, бывают тысячи людей. На Дымском озере прямо на водах стоит крест, в ста метрах от берега. Правда, это уже отдельная история. Вокруг этого креста на летнюю память преподобного обычно плавают люди, а бывает, что и зимой. В этом году я был в монастыре на Богоявление, и ночью приехали 500 человек. Это много, так как здесь глухомань, рядом нет никакой деревни, до Тихвина 17 километров, а люди идут и идут, и все говорят одно и то же: здесь благодать, здесь нам помогает преподобный.

Конечно, организуются массовые паломнические поездки: с нашего подворья, много других предложений в городе. Пожалуйста, приезжайте. Единственный момент: ввиду того, что у нас нет гостиницы для паломников, останавливаться надо будет в Тихвине, а днем можно приехать потрудиться, помолиться. Сейчас в преддверии теплого хорошего времени можно приехать в монастырь, помолиться и получить духовное отдохновение.

Само озеро тоже считается священным. Раньше было так: сначала молились у мощей преподобного, потом шли окунаться в озеро. Самое известное исцеление от молитв у мощей преподобного было в 1744 году, когда купец Ермолай Каликин помолился у раки преподобного, потом окунулся в Дымское озеро и был исцелен от страшной кожной болезни: он весь был покрыт проказой. По исцелении этот купец сначала пожертвовал два иконостаса, а потом в 1761 году построил в монастыре собор.

– Даст Бог, доберемся!

– Это удивительное, замечательное место – древнейший монастырь, возникший раньше Тихвина. Преподобный Сергий Радонежский и плеяда его учеников, Кирилл Белозерский, Арсений Коневский, Александр Свирский – все это будет уже после Антония Дымского. Он один из первых святых нашей русской Северной Фиваиды.

– Можно считать Тихвин местом, которое, возможно, было основано учениками преподобного?

– Так и есть. Антония Дымского считают своего рода предтечей Тихвинской Божьей Матери. Исаакий Петрович Мордвинов, с 1911 по 1924 год работавший с архивом Дымского монастыря – который ныне утрачен и пока не обнаружен, – просматривая документы, писал в опубликованной в 1925 году книге, что Тихвин был поселением, где жили духовные чада Антония Дымского. Это были миряне, которые тем не менее окормлялись у преподобного, молились вместе с ним. Когда в эти места пришел Антоний, Тихвина еще не было, а потом возник посад, развился город, произошло явление Тихвинской иконы Божьей Матери: она на воздусех летит над Невом-озером, несколько раз останавливается на берегу и наконец в том месте, где сейчас стоит Тихвинский монастырь.

Удивительно, что и в наше время, когда мощи преподобного Антония были вновь обретены в 2001 году и короткое время находились в Успенском соборе Тихвина, до 2008 года, когда Антониево-Дымский монастырь учрежден как отдельный монастырь, и в этот период как раз была возвращена из Америки Тихвинская икона Божьей Матери. Преподобный Антоний – это предтеча Тихвинской Богородицы.

– Напоследок – Ваши пожелания нашим телезрителям.

– Если, когда вы читаете что-то о церковных событиях, церковной истории, святых, вас что-то смущает: не совпадают какие-то даты, что-то кажется недостоверным, то это не потому, что не было какого-то святого или не происходили какие-то события. Святые были и события происходили, просто та книжка, которую вы взяли, не опирается на достоверные исторические источники. А жития святых являются достоверными источниками – это мое глубочайшее убеждение.

– Отец Димитрий, хочу сердечно Вас поблагодарить за сегодняшнюю передачу, за то, что Вы познакомили наших телезрителей и лично меня с Антонием Дымским. Я увидел его как святого, которому, может быть, надо молиться, когда одолевает леность, потому что мы увидели, что он с раннего детства подвизался этим подвигом и никогда не давал себе отдыха.

– Тогда ждем Вас в монастыре. Приезжайте.

– Спасибо, как только будет возможность. Огромное спасибо, что пришли на эфир. Будем надеяться на дальнейшие встречи, возможно, после Вашей защиты мы сможем побеседовать еще.

Ведущий Михаил Проходцев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать