Беседы с батюшкой. Православное богослужение

26 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы о богослужениях пасхального периода отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Отец Михаил, мне очень радостно поздравить Вас с выходом Вашей новой книги «Православное богослужение» (эта книга сегодня в студии). Совсем недавно мы знакомили наших телезрителей с одной из Ваших книг, посвященной всенощному бдению, и вот сейчас, благодаря издательскому дому «Никея», появилась замечательная иллюстрированная энциклопедия, посвященная православному богослужению. Мне довелось уже слышать о ней немало хороших отзывов: что она очень емкая, содержательная и хорошо иллюстрирована. Пожалуйста, расскажите о том, как появилась идея написать такую книгу, посвященную православному богослужению.

– Спасибо за добрые слова о книге. Наверное, написание книги, посвященной православному богослужению, – это часть моего священнического служения. Священник призван возносить свои молитвы Господу Богу, возглавлять общую храмовую молитву, силою Божией совершать таинства Церкви. И конечно, для того чтобы участие людей в церковных богослужениях, в церковных таинствах было осмысленным и могло принести духовный плод, необходимо знать и понимать, что происходит во время церковной службы. Об этом можно говорить с амвона, можно – в студии православного телеканала и, конечно, традиционно с помощью книги.

И вот желание поделиться своим пусть небольшим, но опытом, своими пусть небольшими, но знаниями привело меня к идее написать книгу для всех: и для взрослых, и для детей. В книге так и указано: «для всей семьи». Все, что знает Церковь о Боге, все, что мы читаем в Священном Писании, Ветхом и Новом Заветах, о Боге, наших отношениях с Творцом, нашем Спасителе, – все это выражено в богослужении Церкви. Поэтому богослужение надо любить, ценить. Но чтобы научиться любить и ценить его по-настоящему, надо понимать, как евангельская истина отражена в том, что совершается в Церкви, как отражена в нашем богослужении. Вот такая задача и стояла передо мной.

– Хотелось бы узнать о том, какую структуру имеет данная книга, какие разделы в себя включает?

– Прежде всего мы начинаем с рассказа о литургии, потому что литургия – самое главное богослужение Церкви, на литургии совершается самое главное таинство Церкви ­– причащение. И вот об установлении литургии на Тайной Вечере и о том, что до сих пор литургия является основой нашей духовной жизни, мы и начали свой разговор.

Мы говорим об очень многом: о церковном языке, который включает в себя и язык символов, и колокольный звон, и пение. Говорим о церковном зодчестве, церковном искусстве, церковном календаре, говорим даже о почитании святых, потому что в почитании святых выразилось почитание Бога, и каждый день церковного календаря – это память кого-то из наших небесных заступников.

Во второй части книги мы останавливаем наше внимание на кратком толковании двух основных богослужений Церкви: самого главного – литургии и той службы, которая обычно предшествует литургии, – всенощного бдения.

– В книге указано, что это иллюстрированная энциклопедия для всей семьи. Вопрос заключается в следующем: возможно ли подарить эту книгу человеку уже воцерковившемуся, который давно находится в православной традиции? Сможет ли он открыть для себя что-то новое в ней? Или она больше для людей, которые только идут к храму, Церкви?

– Видите ли, когда пишешь книгу, считаешь: чтобы она была интересна читателю, она должна быть интересна тебе. Поэтому я надеюсь, что человек, который уже пребывает в лоне Церкви, получит пользу. Но я писал книгу простым языком, для того чтобы человек, который пока еще не пришел на церковный порог, пока еще только на пути к храму, тоже мог получить важное знание о том, что происходит во время церковной службы. Потому что знать о Боге необходимо более, чем о чем-либо ином в мире. Потому что вся наша жизнь, все наше человеческое счастье – всё зависит только от Бога Творца. Если мы это сознаем, то понимаем, что знание о Боге, наши отношения с Богом – это самое главное, что у нас есть. И мы хотим знать о Боге, хотим понимать Священное Писание, разбираться прежде всего в Евангелии, хотим понимать, как преломляется евангельская истина в нашем богослужении.

– Подобного рода книги, и в первую очередь Вашу, возможно ли использовать для работы с детьми в воскресной школе и для миссионерской работы?

– Я задумывал эту книгу именно как учебник для воскресных школ, но поскольку о церковной жизни, церковном мире мало знают не только дети, но и их родители, я решил, что эта книга будет для всех: и для взрослых, и для их детей.

Мы встречаемся в пасхальный период, может, Вы мне позволите зачитать небольшой отрывок из этой книги, посвященный самому главному событию в истории мироздания – Воскресению Христа Спасителя.

– Пожалуйста.

– Итак, главка, которая называется «Воскресение Христово».

«Бог пришел в мир и принял смерть, ставшую результатом греха, разрыва отношений Бога и человека. Смерть стремится обесценить всю нашу жизнь, лишить ее смысла, ведь если нет вечной жизни и завтра смерть поглотит нас, что толку от всего, чем мы занимались и к чему стремились? Но смерть преодолена: побеждена воскресением Христовым. Мы, как потомки Адама, пришли в мир смертными. Но рождаясь в Церкви в таинстве Крещения от Нового Небесного Адама Господа Иисуса Христа, мы становимся наследниками Его воскресения и участниками Царствия Божия. В полноте и совершенстве Царствие Небесное откроется в жизни будущего века, но его причастниками мы становимся уже здесь, когда верим Богу, ищем Его в своей жизни.

И значит Пасха – победа над смертью – это праздников праздник и торжество из торжеств. Мы радуемся воскресению Христа из мертвых, как о возвращении к жизни самого любимого и дорогого. Господь победил смерть для нас, чтобы ни мы, ни наши близкие друзья не уходили в никуда, в небытие. Господь воскрес, чтобы когда-то все мы воскресли для жизни вечной. «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею, силою Святого Духа», – говорит об этом апостол Павел.

Наше воскресение начинается уже сейчас, когда мы приходим в храм и соединяемся с воскресшим Господом в молитве и таинствах Церкви. Воскресение – основа нашей жизни. Мы верим не просто в то, что когда-то на земле жил самый поразительный Человек Иисус Христос, мы верим, что Христос Бог победил смерть и незримо живет с нами в Церкви. Апостол Павел утверждает: если Христос не воскрес, вера ваша тщетна. Только вера во Христа воскресшего спасительна для человека. И Церковь постоянно возвещает весть о Воскресении, каждый воскресный день она напоминает нам о самом важном событии – о победе над смертью. Раз в году мы проходим путь Великого поста, учимся сострадать Христу и плакать о Его смерти. И в итоге в конце поста нас ждет радость о Воскресении».

– Благодарю Вас, отец Михаил. Важно отметить, что книга как снаружи, так и внутри очень хорошо оформлена и может стать прекрасным подарком в дни Святой Пасхи, которые мы сейчас празднуем.

– Спасибо Вам.

– По поводу места богослужения в жизни христианина. Мы знаем, что мы, современные люди, очень загружены, много работаем, и у нас остается у кого один, у кого два выходных, в которые многие люди предпочитают отдыхать. Наверное, важно будет напомнить о том, какое место именно богослужение должно занимать в жизни человека, в частности в жизни христианина.

– Конечно, обязательно надо отдыхать, жизнь не должна состоять только из труда. Но жизнь, помимо труда и отдыха, должна включать в себя молитву. Человек изначально был сотворен для того, чтобы общаться с Богом. Господь Бог сотворил нас для Себя. Но после грехопадения поиск Бога в нашем мире требует усилий: волевых, аскетических. И Господь благословляет нас на этот путь, Господь одобряет нас, призывает участвовать в церковной молитве, таинстве Причащения прежде всего. Так Господь и говорит об этом таинстве: «Тот, кто не будет есть Тело Мое и не будет пить Кровь Мою, не будет иметь в себе жизни». Потому что Жизнь подлинная, Жизнь истинная, та Жизнь, которая не пресекается даже в смерти, – это Сам Христос Спаситель.

Если мы это знаем и об этом помним, то, несмотря на понятную человеческую усталость, стремимся каждое воскресенье по возможности быть в храме. Когда человек заболевает физически, сколько усилий он предпринимает для того, чтобы справиться с болезнью, сколько средств тратит на лекарства; все его заботы – о возвращении здоровья, это понятно. Но все мы больны духовно, все мы нуждаемся в прощении Господа, благословении Господа, и если бы мы хоть в малой мере столько же времени, сколько уделяем попечению о здоровье, уделяли попечению о душе, тогда не возникало бы вопроса: идти или не идти на богослужение. Конечно, идти, потому что в этом наше христианское призвание, высота нашего достоинства как Божиих детей, сыновей и дочерей Всевышнего Господа Бога.

Участие в богослужении – это же привилегия. Нас Господь назвал христианами, потому что мы родились в крещении для жизни с Богом, и нас Господь призывает участвовать в молитве, славословии и, самое главное, – в церковных таинствах. И если мы хотим учиться любить Бога, то разве мы не ответим на Божественный призыв быть в храме, быть с Богом, славословить Бога и учиться Его любить?

Вспомним, что совсем недавно в нашей стране, в нашем замечательном городе Санкт-Петербурге не было такой удивительной возможности: свободно пойти в храм и свободно помолиться. Просто за появление в храме человека могла действительно ждать какая-то незавидная участь. Может быть, уже в последние годы советской власти, конечно, и не тюрьма, и не гонения, но школьный учитель не мог без проблем пойти и участвовать в молитве, это грозило увольнением с работы.

А сейчас у нас есть все для того, чтобы учиться молиться, славить Бога, учиться Его любить: есть храмы – и новые, и прекрасные исторические; есть книги – и старые, и вновь написанные; есть Интернет, который создан не для того, чтобы в нем проводить время в играх, а для того, чтобы с его помощью учиться, в том числе учиться быть христианами. И если мы время, которое нам дано, не потратим на пользу самим себе, а потратим его на игры, бесцельное лежание на диване перед телевизором, кто кроме нас будет в этом виноват? В этом наша ответственность.

– Бывает такое, что человек, который уже стоит на пути к Богу, не решается переступить порог храма. Вы упомянули о том, что сейчас, слава Богу, открыты храмы, доступна литература и много информации в Интернете. Может ли Ваша книга помочь человеку, который еще только стоит на пути к этому Источнику, открыть для себя Источник воды живой, Который есть Иисус Христос?

– Мне кажется, человеку может помочь что угодно: и случайная встреча на улице, и книга (даже книга светская). Разве вся великая русская литература не подталкивает человека обратиться к Богу? Разве классическая музыка не восхваление Бога? Красота этого мира, красоты природы не свидетельство о Творце? Разве Петропавловская крепость, Исаакиевский собор не напоминание о нашем призвании быть детьми Божиими? Поэтому на самом деле все зависит от человека: готов ли он услышать, готов ли увидеть в событиях своей жизни то, что Господь направляет его в Царствие Небесное.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы и моя книга принесла пользу тем, кто ее будет читать, тем, кто будет хотя бы рассматривать картинки.

– А как научиться понимать православное богослужение? Сегодня мы часто слышим жалобы: «очень красиво, но я ничего не понимаю».

– Конечно, эти жалобы действительно имеют основание, потому что богослужение развивалось веками, а современный человек хочет быстренько все понять и быстренько все усвоить. Но любое серьезное дело требует времени. Например, изучаем мы иностранный язык, – мы же не можем выучить его за три дня, не правда ли? Даже если мы на ночь толстый учебник английского языка будем класть под подушку, то с утра у нас знаний больше не будет. Поэтому любое серьезное дело – а что может быть серьезнее наших отношений с Богом? – требует от человека и решимости, и труда.

Понять богослужение трудно, потому что дело не только и не столько в церковнославянском языке. Дело в символике, в том, что трудно для восприятия Священное Писание, а богослужение является зримым, слышимым воплощением Священного Писания. Поэтому чтобы понимать богослужение, надо знать, о чем говорит нам Священное Писание, о чем говорит Библия, прежде всего Новый Завет. Понять это можно и нужно, а для этого надо читать книги, иметь пусть небольшой, но опыт и домашней, и храмовой молитвы. Тогда постепенно очень многие вопросы получат свое разрешение.

– Что касается отношения к православному богослужению, бывает такое, что человек остывает. Поначалу он воспринимает все очень живо и часто во время песнопения так умиляется, что по щекам бегут слезы, но бывает такое, что человек охладевает и начинает воспринимать богослужение как формальность. Как избежать этого?

– Все, что Вы говорите, правильно, это бывает. Но духовная жизнь не нечто статичное. Однажды почувствовав красоту богослужения, найдя его смысл, мы не можем это постоянно в себе удержать. Любое дело, говорили святые отцы, рано или поздно переходит в привычку. Этого не происходит только с молитвой, потому что молитва всегда требует напряжения и ответственного отношения. В этом сложность нашей жизни. Нам, людям, тяжело справляться с самими собою, тяжело справляться с собственной косностью, собственными грехами, с собственной ленью.

Мы все знаем, как бывает: действительно сначала читаем, читаем правило, а потом в какой-то день ничего не чувствуем. Что делать? Утешать себя тем, что молитва с принуждением выше, чем молитва по вдохновению? Можно и так. Но самое главное, что мы должны помнить: мы не можем прочитать одну книгу, вторую, третью, сто, двести, триста книг и сказать: «Все, это мой уровень». Конечно, нет. Как только мы остановились в духовной жизни, мы не остались на месте, мы поплыли назад, потому что духовная жизнь – это плыть против течения. И если мы подняли весла в лодке, то плывем назад.

Поэтому нам надо настроиться, что всю нашу жизнь мы духовно растем. Можно сказать, что это тяжело, а можно сказать, что это замечательно, потому что если человек не растет, то какой смысл в продолжении его жизни? А если мы учимся всю жизнь, учимся бороться сами с собой, учимся бороться со своими страстями, уничтожать в себе грехи с помощью Божией силы и благодати, узнавать новое о православном учении богослужения, тогда действительно вектор нашей жизни направлен к небу, вверх, и мы немножко, но растем вверх. Но не бывает, чтобы на этом пути мы не испытывали трудности, не спотыкались и не падали – важно встать, отряхнуться и пойти дальше.

– Сейчас мы празднуем Пасху Христову, и богослужения исполнены особенной радости. Как долго продолжаются такие службы, и почему мы совершаем их с таким особым торжеством, какие-то элементы добавляются к богослужению?

– Сорок дней воскресший Господь был со Своими учениками, соответственно сорок дней мы празднуем Христову Пасху. На самом деле будет отдание Пасхи – будет следующий праздник, Вознесение, но это не значит, что Пасха закончилась, потому что воспоминание о Пасхе каждый воскресный день. Мы не можем, живя в мире, не испытывать страданий, скорбей, неудач, мы не можем не болеть, не плакать. Но если мы с воскресшим Христом, то все события нашей жизни воспринимаем сквозь свет Христова Воскресения, и тогда нам легче справляться со своими немощами, грехами, со своими болезнями, неудачами, потому что мы понимаем, что свет Христа Спасителя побеждает тьму. А если мы с Христом, то имеем силу преодолевать любые невзгоды, неудачи и трудности.

И вот научить человека жить в радости – задача пасхального периода. Помните, великий русский святой, преподобный Серафим Саровский, в какие бы дни ни приходили к нему за советом люди, всегда встречал их словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»

Мы должны научиться радоваться о воскресшем Христе. «За все благодарите, непрестанно молитесь, всегда радуйтесь», – наставляет нас апостол Павел. Всегда радоваться о чем? Не о самих себе, а о том, что воскресение Христа победило смерть, о том, что воскресение Христа победило грех, победило тьму. И свет во тьме светит…

– Хотелось бы продолжить разговор о пасхальной радости. Все мы, побывавшие в храме хотя бы один раз, ощущаем особую радость на Пасху, радость Воскресения, когда люди поздравляют друг друга с этим радостным праздником…

– Давайте я еще одну главку прочитаю из книги, и заодно вспомним, что у нас было совсем недавно, в пасхальную удивительную ночь. Главка называется «Праздник праздников».

«Пасхальное богослужение, которое начинается в полночь, совершенно удивительно. В храме полная темнота, словно это та самая ночь, в которую тело Спасителя покоилось во гробе. Только свечи мерцают в руках у священнослужителей. В алтаре начинается пение, сначала тихое, а затем все более громкое: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Крестный ход выходит из храма; обогнув его, возвращается к открытым дверям: круг, не имея ни начала, ни конца, символизирует вечность. И круговое движение крестного хода обозначает вечность, которая открылась для нас воскресением Христовым. Став перед закрытыми дверями, священник произносит возглас утрени: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Поется главное молитвословие Пасхи – ликующий тропарь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Двери в храм – дом Божий и в Царство Небесное открылись для нас Воскресением. В знак этого в иконостасе, отделяющем алтарь, открываются царские врата и диаконские двери. Мы входим в храм, и начинается пение Пасхального канона, творения преподобного Иоанна Дамаскина, с цитатами из творений святителя Григория Богослова, перемежающегося приветствиями священнослужителя «Христос воскресе!», обращенными к молящимся. «Воистину воскресе!» – отвечают люди.

В конце утрени священник зачитывает огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. Радостная весть о воскресении Христа, по слову святого, обращена ко всем. Воскрес Христос – и радуются ангелы. Воскрес Христос – и жизнь вступила в свои права. Воскрес Христос – и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, воскресши из мертвых, положил начало воскресению всех умерших. Ему слава и власть во веки вечные. Аминь.

Священнослужители и церковнослужители переоблачаются из белых одежд Великой субботы в яркие пасхальные облачения. Начинается литургия, на которой звучит пролог: начало Евангелия от Иоанна о Предвечном Логосе – Слове Божием. Логос – одно из имен Сына Божьего. Пасхальное зачало по традиции прочитывается на многих языках, начиная с древних: еврейского, греческого, латыни».

Вот такой короткий отрывок, посвященный тому удивительному событию, которое началось для нас в пасхальную ночь и которое мы призваны переживать доныне весь пасхальный период и даже после.

– Здорово, отец Михаил, что Вы напомнили об этом прекрасном празднике еще раз! Этот отрывок дал возможность ощутить пасхальную радость вновь. А каким образом пронести через дни именно ту радость, которая дается в празднике праздников? Потому что она же постепенно остывает…

– Остывает, потому что мы – люди непостоянные. И радость о Пасхе становится все более бледной в нашей жизни, воспоминание о пасхальной ночи – все более отдаленным. Поэтому каждый раз надо помнить, что для того, чтобы радость Пасхи стала реальностью нашей ежедневной жизни, каждый день с утра мы должны просить у Бога благословения, каждый день о Боге помнить и каждый день стараться, пусть кратко, но обращать к Богу свои молитвы. А вот вспомнили мы пасхальную ночь – и сразу настроение улучшилось.

– Конечно. Отец Михаил, в своей книге помимо праздника Пасхи Вы уделяете внимание еще каким-нибудь великим праздникам Церкви?

– Да, конечно. Мы говорим о церковном календаре, а говорить о церковном календаре – это говорить о недельном круге богослужений, о дневном круге богослужений и о годовом круге, который включает в себя все двенадцать важнейших двунадесятых праздников, не считая праздника Пасхи. Жить в Церкви – это жить в праздниках.

– Согласен с Вами. Главный праздник для нас Церковь совершает каждый день – это литургия...

– Почти каждый день, не считая периода Великого поста.

– Да, в пост Церковь ограничивает для верующих такую возможность, чтобы человек…

– …научился скучать о Боге и понимал, что Божественная литургия – это полнота; полнота нашей жизни, если мы участвуем в литургии. А если есть день, в который литургия не совершается, значит, мы молитвенно готовимся, ожидаем ее совершения.

– А что человек, который ничего не знает о литургии и никогда о ней не слышал, но вдруг получил в подарок Вашу книгу, может из нее узнать об этой главной службе Православной Церкви?

– Дорогой Михаил, я думаю, что если Вы получите от меня в подарок эту книгу, то Вы не узнаете все, что Вам надо знать как студенту Санкт-Петербургских духовных школ. Еще много чего надо знать человеку, который заканчивает наши духовные школы. А вот что человек, который никогда не слышал о литургии, узнает по этой книге все, что ему надо, это несомненно. А Вам понадобится еще читать устав Скабаллановича, читать литургию на греческом и так далее.

– Конечно, согласен с Вами абсолютно. Насчет того, что происходит в алтаре… Часто мирян от алтаря отделяет иконостас, алтарная преграда. То есть мы можем созерцать лики святых, иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, архангелов, но человек может не совсем точно представлять себе или совсем не знать, что происходит в алтаре.

– Поэтому в нашей книге мы пишем о том, что совершается во время проскомидии, как происходит подготовление хлеба и вина для того, чтобы в дальнейшем они были освящены во время анафоры – главной части Божественной литургии, пишем о всем последовании литургии: о том, что происходит в алтаре, что происходит, когда священнослужитель выходит на малый, потом великий вход, пишем о символике богослужения.

– Проскомидия – один из самых непонятных моментов для мирян, поскольку миряне в этот момент только еще собираются в храме, а проскомидия уже совершается. Можно ли о ней узнать подробно?

– Можно подробно, даже с рисунками.

– Не могли бы Вы что-нибудь зачитать из Вашей книги о приготовлении к богослужению, ведь что касается проскомидии, это действительно очень интересный момент для каждого мирянина, поскольку он, к сожалению, за проскомидией присутствовать не может.

– «Проскомидия служится за закрытыми царскими вратами. Совершив на солее (ранее в книге объясняется, что такое солея) входные молитвы, священник и дьякон входят в алтарь, облачаются в священные одежды, читая при этом положенную молитву (ранее говорю о том, что символизирует и обозначает священная одежда). К жертвеннику приносятся – а проскомидия означает «приношение» – хлеб, просфоры, вино, а также священные сосуды: так называются потир (чаша), дискос (блюдо, на подставке), копие (нож). К священным сосудам относится и лжица, с помощью которой причащают верующих, а также покровцы и воздух – ими покрывают чашу и дискос.

После начального благословляющего возгласа священник, взяв в правую руку копие, трижды знаком креста осеняет им агничную просфору, произнося при этом: В воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это воспоминание прежде всего о Рождестве Сына Божия и Его смерти. Из агничной просфоры изымается центральная часть – агнец, который затем будет освящен Духом Святым и станет являть Агнца Божьего Господа Иисуса Христа. Изъятие агнца сопровождается чтением древнего пророчества Исаии о добровольной смерти Христа: Яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирение Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его.

Агнец крестообразно надрезается со словами: Жрется (т.е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Затем звучит слово очевидца крестной смерти Спасителя, апостола Иоанна Богослова: Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода; при этом священник пронзает агнца копием, а диакон вливает в потир вино с водою.

Затем священник изымает частицы из оставшихся четырех просфор и раскладывает их вокруг агнца. Справа оказывается частичка за Пресвятую Богородицу. Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, звучат пророческие слова псалмопевца. Слева от агнца полагается частица за девять чинов святых начиная с Иоанна Крестителя. Такой порядок соответствует тому, что являет центральный образ иконостаса – деисис. Другие упомянутые святые – это пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, чудотворцы и бессребреники, святые, чья память приходится на день совершения литургии, а также ее творец – святитель Василий Великий или святитель Иоанн Златоуст. Ниже агнца располагаются частички за живых и усопших, за всех, о ком молится священник и кого мы упомянули в записках, поданных в алтарь. Так на дискосе возникает образ Церкви, в которой Господь объединяет святых и нас, живых и уже покинувших мир.

Проскомидия найдет свое завершение в конце литургии, когда после причащения священник возвратится в алтарь и, поставив на престол Чашу, погрузит в нее частицы с дискоса. Это действо, символизирующее соединение со Христом и оставление грехов, сопровождает молитва: Отмы́й, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих.

На жертвеннике заканчивается подготовка к дальнейшей службе, над агнцем поставляется звездица. Таким образом, сейчас дискос обозначает вертеп, в котором родился Христос, а звездица символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к Богомладенцу. Но звездица имеет форму креста, и будущая смерть усматривается в самом Рождестве, ведь Бог пришел в мир, чтобы принять смерть и победить ее Воскресением. А воздух, покрывающий потир с дискосом и символизирующий пелены, которыми был повит Младенец, затем будут изображать Плащаницу, которой обернули снятое с Креста тело Спасителя. Покадив священные сосуды на жертвеннике, диакон начинает каждение храма с престола, читая при этом тропарь, утверждающий неограниченность и присутствие Бога: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.

Вот сколько символики, сколько действий совершено до той поры, пока торжественный возглас не начнет литургию оглашенных.

– Благодарю Вас, отец Михаил, действительно удивительный чин, который совершается за царскими вратами и подготавливает вещество…

– Подготавливает вещество для того, чтобы потом все мы, народ Божий, собранный в храме, участвовали в славословии Творца, в Божественной литургии.

– Очень интересный момент по поводу хлеба: участие в богослужении именно хлеба. Он играет огромную роль, приносится для того, чтобы потом Святым Духом стать Телом Христовым. Что касается пасхального хлеба – артоса, у людей возникают вопросы: что это за хлеб и почему он освящается на Пасху?

– Артос – это и значит «хлеб» по-гречески. Сорок дней Господь был с учениками и являлся им самым неожиданным образом, проходил сквозь затворенные двери. И ученики, зная, что Господь может появиться в любой момент, оставляли Ему на трапезе часть хлеба. Вот этот хлеб – артос освященный – полагается во время Светлой седмицы на солее перед иконой Спасителя и участвует (его несут) в крестном ходе. А в субботу Пасхальной седмицы он раздается верующим после молитвы. Почему после молитвы? Чтобы хлеб стал освященным, чтобы любое вещество этого мира (елей, вода) стало освященным, мы должны обращаться к Богу. Вот этот хлеб – артос – как святыня раздается верующим и хранится ими иногда в течение всего года.

– Часто в храме спрашивают, можно ли артос сразу принять или же его благоговейно хранить в течение года?

– Можно и сразу. Польза в этом случае не от того, что вы его приняли сразу или оставили на потом, а от того, с какими чувствами мы воспринимаем святыню.

– Что такое просфора? Вот хлеб приносится для того, чтобы впоследствии он освятился и стал Телом Христовым, артос – тоже понятно. А маленькая просфорка, которую человек получает в храме?..

– Мы сейчас говорили, что просфора – это «приношение». Когда-то в Древней Церкви люди пекли хлеб и приносили его в храм. Сейчас уже хлеб пекут в специальной пекарне. Но когда священник совершает проскомидию, он изымает частички из хлебов. И вот приносится большое количество маленьких просфор, и священник поминает всех, кого он обычно поминает в молитвах, читает записки, которые подали на проскомидию в алтарь, и из этих маленьких просфор вынимает частички. Эти частички потом погружаются в претворенное вино, в Кровь Христову, то есть соединяются со Христом. Это символизирует спасение, освящение человека от грехов. Как говорит апостол Иоанн Богослов: «Кровь Его (Кровь Христа) очищает нас от всякого греха». А сами просфоры, из которых изъяли частички, возвращаются обратно в свечную лавку и там уже раздаются людям.

– Отец Михаил, как в Вашем храме проходят богослужения пасхального периода?

– В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви и традициями Санкт-Петербургской епархии. Конечно, радостно проходят. Мы целый год готовимся к пасхальному периоду. Конечно, все священнослужители очень устают, потому что они и Великую субботу целый день на ногах, и ночью служат на Пасху, а потом приходят на позднюю литургию в десять утра, потому что большинство детей приводят и приносят именно утром. Но несмотря на отсутствие сна, мы все испытываем не усталость, а радость, потому что радость о воскресшем Христе больше, чем наши немощи, наша усталость, больше, чем наши несовершенства, наши грехи, потому что свет Христовой любви все освещает.

– И крестный ход, конечно, у вас тоже по воскресеньям до Вознесения совершается?

– Да. Вот, к сожалению, уже задумываешься, что скоро пройдет время крестных ходов. Но будет у нас, правда, 3 июня престольный праздник, во время которого тоже положен крестный ход. И Вы, Михаил, и те из наших телезрителей, кто живет в Санкт-Петербурге, у кого есть такая возможность, приходите в наш храм на престольный праздник, в день памяти святых равноапостольных Константина и Елены совсем скоро, 3 июня.

– Спасибо за приглашение. Крестный ход совершается до Вознесения, то есть логика в том, что Господь возносится на небеса и пасхальный период этим завершается? Или в чем-то другом?

– Пасхальный период завершается, но Господь не только нас не оставляет Своим вознесением, а именно через вознесение делает так, что Он, вознесшийся во славе, сидящий одесную Бога и Отца, не ограничен ни временем, ни местом, но всегда и везде, повсюду в Церкви, являет нам Себя в таинстве Святого Причащения.

Как удивительно: сначала Бог умаляет Себя, Сын Божий сходит с небес, принимает на Себя человеческую природу, становится во всем подобным нам, кроме греха. В Себе Сын Божий нашу природу освящает, исцеляет, а по воскресении дарует ей бессмертие. И вот прославленным телом Господь снова возвращается в духовное небо, сидит одесную Бога и Отца. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, мы не понимаем сидения Сына одесную Отца, то есть по правую руку Отца, в местном географическом смысле, но понимаем это так, что теперь и человеческая природа Сына Божия прославлена так же, как всегда было прославлено Его Божество.

И вот когда человеческая природа одесную Бога Отца, когда человеческая природа прославлена и воплощением, и вознесением, мы, люди, получаем удивительную возможность стать причастниками благодати Святого Духа. Конечно, Дух Святой действовал в мире всегда, потому что Святым Духом глаголали пророки. Но сам человек с его ущербной, искаженной грехом природой не мог стать причастником Святого Духа. Это дарует человеку Христос Бог.

И вот проходит десять дней по Вознесении, и в день Пресвятой Троицы, на Пятидесятницу, на учеников Христовых сходит Святой Дух. Так рождается на земле Христова Церковь и в Святом Духе пребывает Христос Бог, Святым Духом совершаются церковные таинства, и в Святом Духе Господь пребывает так, что исполняются Его слова: «Я с вами во все дни до скончания века».

Так что кончается пасхальный период, но не заканчивается, а продолжается наша жизнь с Богом. Посмотрите, как удивительно: все наши молитвы мы обычно начинаем с призывания Святого Духа. И только пасхальный период – такое исключение, потому что все церковные службы, все домашние молитвословы мы начинаем с пасхального тропаря, утверждая, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ…» Значит ли это, что теперь Святого Духа с нами нет? Никак. Святой Дух после дня Пятидесятницы неотъемлемо пребывает в Церкви. Это значит, что мы в соответствии с церковным календарем становимся участниками событий Священной истории. Мы сорок дней переживали Великий пост, мы переживаем Пасху и Воскресение Христа сорок дней, и мы действительно являемся участниками, не просто людьми, которые вспоминают то, что было когда-то. А Христос Бог вне времени, правда? Он во времени воплотился, Святой Дух пришел к ученикам во времени, но понятно, что ни Христос Бог, ни Дух Святой Господь Животворящий временем не ограничены. А мы, самые обычные люди, ограниченные всеми рамками земного бытия, ограниченные временем, получаем удивительную возможность стать участниками Священной истории.

Так об этом и говорит Иоанн Златоуст на каждой Божественной литургии: Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. То есть человек, который дерзает приступить к таинству Причащения, словами святителя Иоанна Златоуста просит, чтобы Господь сделал его причастником той самой Тайной Вечери, которую когда-то две тысячи лет назад Он совершил в Сионе в горнице.

– Еще один вопрос, касающийся богослужения. Вот человек познакомился с Вашей книгой (получил ее в подарок или приобрел), узнал о православном богослужении из нее, решил с ним познакомиться. И здесь возникает такой вопрос: стоит ли ждать особого времени для того, чтобы прийти на службу, искать особенное место, храм, где особенно красиво служат, куда-то ехать, чтобы оценить все по-настоящему, или же достаточно выйти из дома, перейти дорогу и зайти в близлежащий храм?

– Мне нравится второй вариант. Мне кажется, что все, что нам надо, совсем рядом с нами, просто мы чего-то не замечаем, не замечаем, что нам важно, необходимо. Иногда человек едет за тридевять земель, что только не предпринимает, чтобы найти ответ, а ответ лежит рядом – просто протяни руку, возьми книгу. Вот Вы сказали такую фразу, что человек познакомился с моей книгой и решил пойти на богослужение. Действительно, вот человек познакомился с чем-то интересным (с моей книгой или с чем-то еще) и решил в своей жизни что-то реализовать. И вот теперь все зависит уже не от книги, не от советов друзей и знакомых, – теперь все зависит только от человека. И в этом ответственность человека за свою жизнь и за реализацию своего христианского призвания, потому что никто за нас не сделает самого главного – не решится быть с Богом; это решение наше личное, и мы за него несем свою ответственность.

– Да, это абсолютно верно. Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в рамках нашего сегодняшнего разговора?

– Радости о воскресшем Христе Спасителе. Вам, Михаил, желаю радоваться, я знаю, что у Вас сейчас в Духовной академии сессия, и несмотря на сессию и на подготовку к экзаменам – радоваться, что у Вас есть такая удивительная возможность быть студентом Санкт-Петербургских духовных школ, узнавать о Боге для того, чтобы потом полученными знаниями делиться. А всем нашим телезрителям – полноты радости о воскресшем Христе. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Благодарю Вас, отец Михаил, за сегодняшнюю очень интересную беседу, за знакомство с Вашей книгой – иллюстрированной энциклопедией для всей семьи «Православное богослужение», за то, что у нас с Вами была сегодня возможность побеседовать и мы ее с Вами так удивительно реализовали.

 

Ведущий Михаил Проходцев
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы