Беседы с батюшкой. Место молодежи в Церкви

25 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святого Георгия Победоносца, руководитель Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии протоиерей Александр Сандырев.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– В Вашей биографии, которую можно почитать и на страничке вашего прихода, и на нашем епархиальном сайте, есть упоминание о том, что Вы начали служить в Церкви еще не священнослужителем, а церковнослужителем, алтарником, в храме в честь святой мученицы Татианы. Сегодня, 25 января, день памяти этой святой, которая считается небесной покровительницей всего студенчества. Я предлагаю поговорить о Татьянах и о студенчестве, в первую очередь о молодежи.

– Да, о молодежи, потому что в этот день императрица Екатерина Великая подписала указ о создании Московского государственного университета. При этом университете до сих пор действует храм. Конечно, в советское время он закрывался, но сейчас действует. Там были интересные прихожане – Тургенев, Ключевский, Соловьев, Грибоедов. День студента… Именно мученица Татиана является покровительницей.

Надо еще сказать, что она занималась образовательной деятельностью, была диаконисой и готовила к крещению девиц, женщин, помогала в этом, то есть занималась еще катехизаторской деятельностью, учительской, просветительской. Поэтому она, если можно так сказать, удачно покрывает студентов своей любовью, терпением, заботой. Для молодости характерны искания, попытка найти себя, совершить выбор. Человек должен развиваться многомерно. Наверное, это самый главный момент, что в молодости человек должен развиваться многомерно, поэтому должен быть как-то с особой любовью укрыт от всевозможных искушений, при этом чтобы он мог много что попробовать. Здесь некая грань. Иногда говорят: бери от жизни все. Это современный слоган. Когда человек все от жизни берет, он может себя потерять.

– И жизнь потерять.

– Да. С другой стороны, чтобы человеку состояться, нужно многое узнать, многое попробовать, получить опыт. Именно молодость – это время, когда человек накапливает опыт, знания, начинает путь. От того, как этот путь начнется, зависит вся его жизнь...

– Наверное, эта многомерность должна быть не только в молодой студенческой жизни, но и вообще в жизни любого человека, когда он день ото дня совершенствуется, научается чему-то новому.

– Это так, но все-таки в зрелом возрасте, когда у человека уже семья, определенная работа, жизнь все-таки приобретает определенное, более-менее понятное русло. Человек знает, куда идет, уже работает над этой целью, стремится к ней. А в молодости он должен выбрать себе спутника жизни, профессию, кем ему быть. Сегодня человеку нужно выбирать и веру, мировоззрение. Раньше в традиционном обществе это как-то передавалось по наследству, а сегодня человеку надо заново самому найти и открыть себя.

– Наверное, это во многом еще связано с переходом от патриархального строя семьи, когда главой был самый пожилой человек, умудренный опытом; отец с матерью, сын или дочь с супругом могли находиться под одной крышей, уживались, при этом сохраняли свои добрые традиции, перенимали их друг у друга.

– Да, и это тоже. Патриархальный уклад, аграрное общество, развитые классы (страты, как иногда говорят)… То есть если ты родился крестьянином, тебе сложно стать боярином, и наоборот. Хотя некоторые, как Симеон Верхотурский, меняли такую классовую традицию, но в целом человеку очень сложно было изменить свой социальный статус. А сегодня социальный статус у нас не определен; об этом можно много говорить. С одной стороны, это свобода, она помогает человеку найти себя. С другой стороны, здесь его ждет много испытаний, соблазнов, особенно в нашем современном мире. Поэтому найти такой правильный подход к работе с молодежью – одна из задач в Церкви.

– С 2002 года Вы являлись сотрудником Отдела по делам молодежи Екатеринбургской епархии, в 2007-м стали руководителем этого Отдела. То есть уже длительное время Вы занимаетесь этой работой и были основоположником Евангельских чтений, которые сейчас вышли даже на общегородской уровень в Екатеринбурге. Каково же место молодежи в Церкви?

– Наверное, все-таки до сих пор сложное. Хотя радует, что молодежь в Церкви есть. Но наверное, мы внутри Церкви еще недостаточно готовы принимать молодежь, потому что она приходит со своими запросами, именно с тем, чтобы найти себя. А Церковь  в основном работает с теми, кто ищет себя в Боге. Не всегда молодежь приходит именно в поисках себя в Боге, в поиске каких-то вечных смыслов. Просто человеку плохо – он зашел. Иногда человеку что-то надо…

– …Иногда он интересуется разными религиями и пытается просто зайти…

– Да, такое есть, но все-таки встречается нечасто. В большинстве случаев человек заходит, когда ищет что-то. Поэтому сегодня необходимо развивать такие проекты – и досуговые, и просветительские, и культурные, и спортивные, и патриотические, чтобы привлечь молодежь. Эти проекты повышают общий культурный уровень молодого человека, «удобряют почву» человека, взрыхляют ее. А потом уже внутрь этой почвы можно посеять семя слова Божиего. Тогда оно может вырасти.

С развитием молодежного движения прошло уже несколько генераций молодежи. То есть молодежь приходит, потом находит себя (кто-то женится, выходит замуж), люди взрослеют и уходят. Это одна из главных проблем работы с молодежью: невозможно, чтобы эти люди с детства до старости были молодыми. Это определенный возрастной статус, поэтому молодежь уходит. У нас, например, есть лидеры в Координационном совете, есть разные молодежные клубы от разных храмов. Эти клубы создают координационный совет, придумывают различные мероприятия. Скоро у нас будет фестиваль. Молодежь сама их организует. Лидеры приходят, работают, загораются энтузиазмом, потом находят себе супругу (иногда тоже из молодежного движения) и уходят в жизнь взрослую.  Поэтому необходимо постоянное обновление.

Конечно, молодежь изменилась за как минимум десять лет, пока я этим занимаюсь. Раньше молодежь очень любила, например, собрания, связанные с днями рождения…

– С празднованием, Вы имеете в виду?

– Да, любили ходить друг к другу в гости. Сейчас этого меньше. Сейчас много социальных сетей, и общение уходит…

– …зачем нам собираться, давайте создадим тему «ВКонтакте».

– Да, такое тоже есть. Молодежь сейчас очень ценит время. Многие уже работают, как только поступили учиться. А когда мы только начинали, это было еще беззаботное время. Меняются реалии, поэтому есть определенные проблемы, которые, я бы так сказал, заново появляются. Это виртуализация молодежной работы, когда многое решается через социальные сети, договоренности в соцсетях. Раньше мы обязательно встречались, сейчас многие вещи проговариваются в соцсетях. Поэтому, с одной стороны, общение есть, человек как будто постоянно включен в это общение. С другой стороны, общения глаза в глаза становится меньше. И так далее.

Вопрос от телезрителя: «Как Вы объясните молодежи, что главное для человека – это душа? Недавно была передача, и я слышу, что сосредоточение души – это сердце человека. Но поскольку сейчас медицина делает успешные операции по пересадке сердца, то получается, человеку подсаживают чужую душу? А куда девается его? Выбрасывается вместе с больным сердцем? Так все-таки где находится душа человека?»

– Вопрос, где находится душа человека, если меняют сердце?

– Вопрос, как объяснить молодому человеку, где душа, в том числе если существуют операции по пересадке органа.

– Сердца, печени или почек, или кровь меняют… Есть в Библии представление, что душа в крови: когда позволено было Ною есть животных, было сказано, чтобы не ели кровь; вроде бы в крови душа. Некоторые сектанты, в частности, по-моему, мормоны, запрещают переливать кровь.

Понятно, что душа – это не материальное создание, если говорить именно о проблемах антропологии, устроения человека. Нет строгого и формализованного учения о том, где находится душа или дух. Это тайна. В учении о человеке есть понятие тайны: взял Господь персть земную, что-то сделал и вдунул в нее дыхание Божие. Это дыхание является душою человека, тем, что нас оживотворяет. Поэтому об этом сложно говорить на уровне формальных вещей. Вот есть орган, он же формальная вещь, он локализован в человеке, так что говорить о том, что именно к сердцу привязана душа человека, или даже к мозгу, или к печени, или к крови – не совсем корректно. Поэтому мы говорим, что человек – это великая тайна. Невозможно определить человеческую личность, невозможно ее схватить. Наверное, отвечу так, чтобы далеко не уходить, в различные дискуссии о строении человека.

– Если продолжать вообще эту тему… Вот пришел молодой человек, ему говорят о спасении души. Что он будет спасать, что такое душа? Если я не знаю, что такое вообще душа, как я могу спасти то, чего знать не знаю?

– Да… Здесь мы уже входим в пространство смыслов Библии. Это пространство связано с тем, что человек есть личность, у него есть имя. Человек спасается целостно, поэтому спасение души связано еще и с воскресением из мертвых его тела. Вообще это особая тема, которая требует определенных библейских цитат, их разбора. Именно в евангельских беседах на евангельских чтениях мы разбираем эти представления.

Человеку дан закон, который помогает ему формировать свой нравственный образ. Этот образ помогает человеку познавать себя, познавать разные грани своей природы, личности, индивидуальности. Познавая себя, человек понимает, что он часто этот закон нарушает; понимает, что тонет. Поэтому приходит Господь и открывает ему любовь, Свою любовь, Свою крестную Жертву. Это целое облако смыслов. Еще раз подчеркну, что четко, формально здесь говорить нельзя. Нужно говорить с каждым человеком относительно его жизненного опыта, пути, его личных проблем, которые перед ним стоят. Почему и говорю, что в работе с молодежью необходимо иметь именно такие проекты, программы, подход, которые связаны со всеми сторонами жизни молодого человека.

– Чуть ранее Вы уже приводили наблюдения, связанные с молодежью. Если раньше предпочтение отдавалось живым встречам, чаепитиям с плюшками, то сейчас высока ценность времени, эффективность: можно создать беседу или группу в соцсети или в специальном приложении для обмена сообщениями, которые можно тут же прочитать и ответить. Это одно из изменений, что меньше становится личных встреч, бесед. Они есть, но минимизируются. Что еще можно сказать о тех переменах, которые произошли за пятнадцатилетний период, пока Вы занимаетесь молодежной тематикой и работой с молодежью?

– Во-первых, здесь еще нужно и можно говорить о том, что есть светская молодежь (мы занимаемся и с вузами, и с ссузами). Мы говорим о том, как нас воспринимают в светских учебных заведениях, когда мы проводим, например, интеллектуальные игры, или спортивные мероприятия, или просто дискуссионную встречу.

Сегодня у молодежи появилась потребность иметь какие-то компетенции. Наверное, можно сказать, что сегодня молодые люди имеют прагматичный подход, даже к духовной жизни. То есть они понимают, что духовность, спасение души может не просто в будущем веке как-то пригодиться, но и здесь, сегодня это может помочь. Это очень интересный новый смысл, что духовность – это компетенция. Есть сейчас такой подход к разным компетенциям, то есть люди стараются знать английский язык, иметь спортивную форму, привлекательность, иметь навыки общения, коммуникации, профессию. Для молодого человека в одном из таких списков появляется понимание, осознание, что необходимо себя как-то нравственно развивать. Быть добровольцем, помогать ближним. То есть это становится потребностью. Это очень интересный момент, поэтому наша задача – показать и подчеркнуть, чтобы это стало стержнем для человека, что мировоззрение, духовная жизнь при всем многообразии этого термина стала стержнем, вокруг которого все остальное должно «накручиваться», чтобы вся жизнь была сосредоточена вокруг этого стержня. Показать, открыть это молодому человеку является приоритетом в работе с ним.

– А можно ли сказать, что потребность духовной подпитки является тенденцией? Когда чувствуется, что все больше и больше людей приходит?

– Здесь мне сложно сказать о статистике, потому что были разные времена, разные возможности. Когда я служил в центральном храме, была одна возможность, и сам я был молодой. Сейчас я служу в храме на Сортировке, это окраина города…

– …Не окраина, но, по крайней мере, район считается спальным, да?

– Это все-таки окраина, ближе к окраинам. Где-то и спальный, может быть, отчасти, трудно об этом говорить здесь. Молодежь, которая приходила раньше, была студенческая. Молодежь, которая приходит к нам в храм сейчас, – в основном подросткового возраста. Наш молодежный клуб при храме в большинстве состоит из подростков, а раньше в основном это были студенты. И это, конечно, тоже специфика… То есть еще наша задача сегодня – научиться работать с подростками в Церкви, чтобы это стало так же массово, как и работа с детьми. Воскресные школы сейчас есть практически при каждом приходе, а вот с подростковыми, молодежными клубами  как-то сложно, потому что требуется совершенно новый уровень и профессиональной подготовки, и навыков компетентного общения, и так далее. То есть человек должен сам пройти отчасти эти различные подростковые организации и методы работы с молодежью, с подростками, чтобы научиться с ними работать.

– Вопрос от телезрительницы: «У меня растет четверо мальчишек, я хочу их вырастить христианами. Но у нас есть дедушка, который исповедует (сигнал прерывается)… и запрещает своей жене (бабушке) ходить в церковь. Но они очень хотят общаться с моими детьми, влиять на них. Я стараюсь ограничивать это влияние, но они требуют с ними общения постоянно. Стоит ли мне жестко ограничивать их общение, так как они могут повлиять на будущее детей?»

Мы не расслышали, кем является дедушка, но он инославный.

– Разные бывают инославные… Есть, например, атеисты, потому что не нашли Бога, и они могут быть вполне разумными, здравыми людьми, которые знают какие-то основные принципы жизни, могут научить мужеству, честности, порядочности. Если дедушка сам порядочный, добрый, отзывчивый человек, но при этом еще не нашел Бога и Христос не открылся ему (может быть, еще все в будущем), то ничего страшного в этом не вижу.

Но бывает именно такой вирус, когда навязывают свою веру, свои взгляды. Это опасно. Если человек увлекается различными восточными культами, философскими учениями (может быть, неоязычеством или еще чем-то), здесь нужно разбираться. И в каждом отдельном случае я бы посоветовал не говорить грубо: да или нет, – а понять, как можно общением не навредить детям. Потому что, конечно, любое ограждение ребенка от родных всегда плохо сказывается на ребенке, это всегда разрушение любви. Тем более дедушка и бабушка – одни из самых близких людей для ребенка. Поэтому родителям нужно как-то найти форму общения. Как правило, бывает так: если научиться со смирением, с кротостью и рассудительностью общаться с ближними, то ближние идут навстречу. Если поступать по-хорошему, по любви, по Христу, ближние всегда это оценят и в какой-то момент тоже пойдут навстречу. Но здесь нужно больше информации, чем той, что нам сообщила зрительница.

– Тем не менее (хотя здесь сложно сказать, наверное) немногие наши зрители находятся в тепличных условиях, когда и их супруг является христианином, прихожанином, они вместе ходят в церковь, их мамы, папы, дедушки, бабушки тоже исповедуют такую же религию, как они, верят в Бога, ходят в храм, участвуют в богослужении…

– Я не знаю ни одной такой семьи.

– Такие условия тепличные, но, наверное, в большинстве наших семей все равно есть какое-то «но».

– Конечно.

– Самое большое влияние на воспитание детей оказывают родители своим примером… Вернемся к первому вопросу: как вырастить четырех мальчиков настоящими христианами?

– Мы не узнали, полная у них семья или нет, есть ли отец. Если отца нет, как в этом случае воспитывать мальчиков одной маме? Такое бывает часто. Мы на нашем приходе даже создали «Школу мужества» – это был запрос от матерей, которые в силу разных жизненных обстоятельств (кто-то вдова, кого-то муж бросил) остаются один на один со своими сыновьями. Они чувствуют, что упускают воспитание мужественности ребенка. Как ее воспитать?

Здесь мы действительно, как Робинзон Крузо, находимся на неизведанной территории,  только начинаем что-то делать. Нужно находить такие формы общения, чтобы мужчины, братья на приходе таких детей воспитывали, создавали различные кружки, проводили мероприятия. Здесь уместен и скаутский метод, где-то есть казаки в разных приходах, где-то спортивное направление. Много различных подходов, но суть одна: если находится мужчина, который горит каким-то делом, вокруг него соберутся ребята, и он им этот опыт мужской ответственности, трезвости, рассудительности, мужественности может передать. Главное – передать это, нужно думать о том, что мужчина – это тот, кто умеет нести ответственность.

В наше время, как бы мы ни старались привить ребенку какие-то религиозные знания, умение молиться, поститься, это второстепенно по сравнению с тем, чтобы привить ребенку добродетель мужественности, ответственности за себя, за других братьев и сестер, за дело, за которое он взялся. Этому прежде всего нужно учиться. Если мама найдет такую среду, где ребенку могли бы это показать, показать именно в интересной форме, чтобы это было с радостью, вниманием, с душой, то ребенка это обязательно как-то сформирует. Создавать такую среду, в нее как-то вкладываться, помогать этой среде – задача прихожан, чтобы такая среда формировалась на наших приходах. Я пытаюсь у себя на приходе это делать. Это очень сложно, очень долго растет – среда для мальчиков, будущих воинов.

– Тем более в храме в честь Георгия Победоносца.

– Да, это тоже у нас определенная тема, мы отмечаем все дни воинской славы и так далее. Действительно, воспитать мужчину сегодня – и для государства, и для семьи, и для Церкви –является первостепенной задачей. Нужно говорить именно о мужчине, его задачах, ответственности. Нужно думать, искать возможности, пути для того, чтобы воспитать мужчину, молодого человека.

– Такая благодатная почва, чтобы воспитать вообще хорошего человека, нужна, наверное, не только для мальчиков, но и вообще для всех людей (может быть, и для взрослых).

Наша зрительница в социальной сети «ВКонтакте» Надежда Радченко спрашивает: «Как и где можно больше узнать о христианском учении? Чтение соответствующей литературы не всегда помогает, а регулярного общения с людьми по-настоящему грамотными в духовном смысле нет. Может быть, должны быть какие-то просветительские беседы при храмах?» Наша зрительница Светлана Кузнецова отвечает ей: «При храмах есть воскресные школы и для детей, и для взрослых». Надежда: «Спасибо, но, к сожалению, это редкость для нашего города». Живет она в Рыбинске. Должны ли быть при храмах такие просветительские беседы?

– Мы сегодня уже говорили о мученице Татиане, что она готовила к крещению молодых девиц, женщин. То есть там было именно разделение в катехизаторской практике. Еще раз подчеркну, что не случайно происходит некоторое разделение. Есть детские воскресные школы, есть программа проекта для подростков, для молодежи, для взрослых. Даже для пожилых людей отдельно можно что-то организовать. У нас в храме есть что-то отдельно для пожилых, они встречаются, поют песни; получается такой «Клуб пожилого человека». И это нормально, потому что у каждого возраста свои задачи, свой интерес, свое развитие, свои цели. Поэтому такой просветительский подход обязательно должен быть, это основа основ церковной жизни.

Вообще существует Таинство просвещения. Иногда люди об этом забывают; думают, что есть Таинство крещения, отдельно Таинство миропомазания, Таинство Причащения. Но в церковной традиции это называется Таинство просвещения, вхождения в свет. Свет, который Христос открывает всем нам. В Великий пост, когда это особенно подчеркивается, люди, которые стремятся к крещению, называются готовящимися ко Святому просвещению. Это природа Церкви – просвещать людей, открывать им смыслы, которые Господь открывает нам в Ветхом и Новом Заветах. Я всем христианам, которые приходят на исповедь, задаю два простых вопроса: можете ли Вы в двух словах рассказать, чем Ветхий Завет отличается от Нового? Как правило, вижу, что начинается ступор. Во-первых, люди часто не знают понятия «завет», что это такое, откуда взялось это слово; чем Ветхий отличается от Нового, тоже не знают. Что значит: Христос за нас умер, пострадал?

С этих простых вещей начинается христианство, это и есть просвещение – знать свою веру, те слова, которыми мы пользуемся, понятия, которые употребляем. Все это является просвещением… Мне кажется, эта прихожанка еще недостаточно искала. Можно обойти все храмы данного города – обязательно где-нибудь можно найти что-то вроде кружка, попасть на беседу, где об этом можно поговорить. А можно ходить и трясти батюшек: скажите, что и как…

– «Когда с Вами можно поговорить?..»

– Да. Я сам, когда студентом пришел в храм, тоже искал, тряс, спрашивал все время. Да, действительно, есть такая проблема, что мы часто нацелены на исполнение треб, а не на общинную просветительскую деятельность. Нужно менять это сознание: от треб и исполнительства идти к общинности. Это в целом будет помогать и людям, и Церкви. Это на самом деле более выгодно в экономическом плане, можно сказать: община всегда будет содержать храм. А когда только исполнение треб, а потом человек уходит – конечно, происходит разорение Церкви. Поэтому этой женщине нужно идти в храмы этого города, трясти батюшек, просить: помогите. Самой читать Священное Писание и приходить с вопросами. Найдутся те, кто захочет вместе изучать и раскрывать эту проблему.

– Тем более если Надежда имеет доступ в Интернет…

– Все равно, мы уже говорили: без личного общения…

– …понятно, это уже другая тема…

– Без общения с глазу на глаз…

– Но факт, что сейчас существует множество видеобесед, возможность задать свои вопросы священникам на страницах в тех же соцсетях.

– К сожалению, без общения глаза в глаза это не работает. Об этом, кстати, говорил Патриарх Кирилл на встрече с молодежью два года назад, когда был съезд православной молодежи. Это одна из главных тем, которую озвучил Патриарх: необходимо общение глаза в глаза, мы должны искать этого общения, его формировать. Некоторые, к сожалению, привыкают к виртуальному общению и не понимают, что теряют. Обязательно нужно вырываться и приходить в эти кружки. Мы специально развиваем клуб настольных игр. Это не карты, конечно, а хорошие увлекательные интеллектуальные игры. Они помогают молодежи общаться, встречаться. Это очень интересно.

– Да, наверное, это одна из проблем Церкви. Не так давно мне довелось пообщаться с одной женщиной, которая принадлежит к сектантской общине. Когда я задал вопрос, почему она пришла туда (в 1994 году), она рассказала, что она тогда пришла в церковь и ее как-то не приняли. «Вот я пришла, и никому до меня дела нет, а там такой пастор, так тепло принимает». Что-то есть в этом? Тот любовный человеческий подход…

– Есть, если это не является намеренной манипуляцией.

– Да, безусловно, в тех организациях это лишь метод завлечения человека.

– Да. Иногда здесь очень тонкая грань.

– Где эта грань находится и в каком состоянии нужно быть, чтобы и не манипулировать и при этом сохранять доброе благорасположение, чтобы человек, который только пришел, стремился остаться?

– Это тема открытости общины. Любая община, любой коллектив, чем плотнее в нем общение, тем больше он закрывается. Людям хорошо друг с другом, и если появляется кто-то новый, не всегда его принимают. Тема открытости общины и коллектива – очень серьезная проблема, и психологическая, и духовная, потому что когда мы открываемся, мы можем получить как что-то хорошее, так и то, что нанесет вред.

Поэтому целую передачу можно посвятить открытости общины. Она как раз связана с миссионерской деятельностью, направленностью. Чтобы связи в общине были не только между людьми и батюшкой, но и друг с другом, чтобы развивались как горизонтальные, так и вертикальные связи. Это если в двух словах. И обязательный поиск форм о том, чтобы слово Божие сказать тем, кто его не знает. То есть чтобы миссионерская направленность («да светит свет ваш перед людьми») стала потребностью человека. А потребностью это становится, когда человек живет словом Божиим, когда он его постоянно изучает, исследует Писание, живет Писанием. У него появляется потребность поделиться словом Божиим  с теми, кто еще его не знает. Отсюда появляется миссия.

Эта миссия общины помогает человеку преодолеть сектантский дух. Как только миссия общины закрывается, пропадает, сразу появляется сектантский дух. Им очень легко заразиться, потому что знакомым людям, особенно если они интересные, культурные, образованные, интеллигентные, развитые, хорошо друг с другом, радостно, интересно. И очень легко закрыться. Нам друг с другом хорошо. И эта закрытость иногда влечет настоящее сектантство. Это может быть не только у протестантов, оно может развиться на любом приходе. Чтобы этого не было, необходимо искать этот миссионерский настрой, миссионерский дух, который должен проистекать от изучения слова Божиего, смыслов и глубины Священного Писания, Библии.

– Это еще и глубина человеческих взаимоотношений. Как при сплоченной общине, семейной, когда все друг друга знают, ходят друг к другу в гости, никто не переспрашивает, как зовут этого мужчину слева… При таком ее сплоченном состоянии находиться в открытом состоянии, наверное, целое искусство.

– Вообще об этой проблеме можно много говорить. Проблема еврейского народа, когда к ним пришел Христос, тоже была в этом. Евреи были замкнуты, они не принимали других. Конечно, они были в каком-то смысле шокированы, когда христианство стало распространяться на язычников, у них были споры. Это тоже проблема сектантства целого народа. А Христос сказал: идите, научите народы. Решение этой проблемы находится на острие, на грани, чтобы и не скатиться в сектантство и чтобы семейственность в общении была, чтобы люди друг друга знали, дружили, помогали друг другу, ходили в гости, чтобы была внутренняя открытость между людьми.

– Вопрос от телезрителя: «Можете ли Вы посоветовать какую-либо литературу, где указано, как правильно, педагогически ребенка заинтересовать христианством, привести его в Церковь?

– А каков возраст ребенка?

– Телезритель: «Один ребенок у меня маленький, мальчику третий год, а дочери уже 18 лет; крестик она носит, если ей плохо или заболеет, идет в церковь».

– Понятно. В конце вопрос по молодежи. Если говорить о подростках, то есть хорошая книга «Дети на приходе». Она продается в разных лавках. Можно даже поискать ее в Интернете, она там есть, ее можно заказать. Эти же авторы выпустили книгу «Малыши на приходе». Там как раз хорошо расписан, показан скаутский метод. Я уже начал сегодня о нем говорить. Это метод, когда более старшие дети учат более младших, когда между ними есть разумная, здоровая соревновательность, когда они сдают различные разряды, у них есть промежуточные цели. Для подростка очень важно, с кем ему соревноваться, взаимодействовать, с кем дружить, с кем себя идентифицировать. Книга «Дети на приходе» очень хорошая, показывает, как ребенку организовать интересную жизнь на приходе ,там, где есть другие дети.

Что касается молодежи, старшей дочери, то если говорить о приходской жизни, тут тоже известны формы молодежного клуба. Это и совместное изучение Евангелия, то есть вообще всего Священного Писания. Подчеркивается, что нужен молодой человек, который читает, который нацелен на дисциплину чтения, изучения (в том числе Священного Писания). У молодого человека должна быть определенная гуманитарная подготовка.  Сейчас, к сожалению, молодежь мало читает книг. В результате развития интернет-общения и вообще Интернета с его чтением локальных новостей стал теряться навык к чтению больших текстов – романов, серьезных философских произведений. Насколько я понимаю, сейчас мало кто читает Достоевского и Толстого, хотя в школьной программе они вроде есть, но все это сужается. Литература и история изучаются при крайне низком количестве часов.

Поэтому для молодежи, которая только входит в Церковь, мы рекомендуем форму киноклуба. Она очень популярна, помогает заинтересовать, вместе изучать, смотреть хорошие фильмы. Их очень много – с хорошим нравственным содержанием. Также вместе можно читать книги, рассказы. Много что можно использовать. Главное, чтобы у молодого человека была возможность, вернее желание, во что-то вникать, хоть как-то тратить силы своей души, чтобы не только развлекаться, не только в виртуальные игрушки играть, но и чтобы было желание вкладываться в духовное развитие своей душой, личностью, эмоциями, интеллектом. Когда это будет происходить, будет диалог.

Самая главная задача – чтобы появился диалог. Диалог в работе с молодежью является самой главной целью. Если он установился, то мы можем его развивать. И самому развиваться интересно. Прочитать новую книгу, посмотреть новый фильм, вспомнить хорошо забытое старое. Оказывается, Тарковского сейчас мало кто смотрит. Вот вместе пересмотреть… Конечно, это сложно, требует внимания, усидчивости, но это стоит того, если вникнешь в те реалии, смыслы, которые Тарковский открывает в своих фильмах… Там же очень много Евангелия, евангельских смыслов; после фильмов Тарковского можно вместе читать Священное Писание... Такой диалог – цель в работе с молодежью.

С подростками диалог сложен, часто подросток не настроен на диалог, у него больше должна быть деятельностная мотивация. А молодежь, начиная с пятнадцати-шестнадцати лет, уже пытается рассуждать, искать смысл жизни, критиковать. И в данном случае мы должны пойти навстречу. Не просто говорить: слушайся – и все… Но пытаться понять насущные проблемы, желания, которые есть у молодого человека, его искушения. Не обрубать его сразу, не пугать муками ада («ты будешь гореть в геенне»), а попытаться понять, порассуждать, разобраться, с любовью подойти и выстроить этот диалог, чтобы молодой человек запомнил, что он интересен. Диалог дает молодому человеку возможность понять себя, осознать себя как интересную личность, что он интересен Церкви. Наверное, это главное.

– Наверное, еще немаловажно самому подавать пример настоящего христианина, живущего так, как нужно.

– Да, уча других, учись сам. Древний принцип. Но когда тебе интересен молодой человек, вообще ближний, это главная задача – вообще ко всем относиться с интересом, радостью. Как говорил Серафим Саровский: радость моя, Христос воскресе! Он показывал каждому, что тот ему интересен. «Радость моя» – это форма заинтересованности человеком, его проблемами, всем, что у него есть, и всем, чем он может стать.

– Спасибо, что согласились прийти в нашу студию, ведь буквально сегодня ночью Вам отправляться в Москву на Рождественские чтения. Божией помощи в этом перелете и в участии в завтрашних секциях, посвященных молодежному служению.

– Спасибо!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​