Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

24 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Спасибо, что сегодня в такой морозный вечер выбрались в нашу студию. Надеюсь, плодотворно ответим на вопросы зрителей.

Совсем недавно мы отмечали день Крещения Господня (или Богоявления). До этого целая череда праздничных дней, в первую очередь Рождество Христово, затем целый промежуток под названием святки, праздничный, поздравительный. Сейчас продолжается попразднство Богоявления, отдание этого праздника будет совершаться в храмах 27 января.

А весь церковный календарь в дальнейшем напоминает нам о наступлении недель, подготовительных к Великому посту, который начнется в этом году 19 февраля. С состояния праздников, поздравлений нужно перестраиваться на более спокойный, умеренный, подготовительный период подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения. Как это сделать?

– Надо сказать, что первая «официальная» подготовительная неделя начнется в ближайшие субботу, воскресенье. Мы достанем с полок Триодь постную, на клиросе с вечера субботы уже начнут петь песнопения, посвященные Неделе мытаря и фарисея. А первая неофициальная неделя уже началась – о Закхее, начальнике мытарей, который возжелал видеть Христа и совершил подвиг – залез на смоковницу, как мальчишка. Господь пообещал быть у него в дому. Впереди четыре подготовительных недели к весне духовной, как называется она у нас в Церкви, – к Великому посту. Самый, наверное, важный период в нашей духовной жизни. Безусловно, Церковь, как заботливая мать, как педагог, подготавливает нас, то есть сосредоточивает наше внимание, чтобы мы обратили его на те притчи, которые Господь будет рассказывать, о которых мы будем читать, много говорить в храмах в ближайший воскресный день. И задумаемся о самих себе, о том, как мы живем, как думаем, чего желаем, чего хотим. Соответственно, подготовимся к тому, чтобы испросить этого у Господа в период Великого поста.

– Чему в это время подготовки к Великому посту и во время самого поста уделить особое внимание?

– Самое главное, наверное, – обратить внимание на свое духовное состояние, или, как учат отцы, на наши взаимоотношения с ближними, с Богом. Посмотреть на свое состояние – честно, беспристрастно, искренне. Это внимание, сосредоточенное на себе, ближних, на Господе, безусловно, покажет, где у нас духовные проблемы. Потому что если с ближними у нас постоянно ссоры, недоразумения, надо в первую очередь подумать о своих собственных проблемах, несовершенствах.

– Вообще время поста – это время молитвы, углубления внутрь себя. Мы живем в век информации, читаем новости, смотрим телевизор, обсуждаем между собой политику, осуждаем политиков; говорим, что страну разворовали, и прочее, прочее. Все это внимание вне себя, и постепенно понимаешь, что внимание не обращено внутрь себя. Как говорится, бревна в своем глазу не замечаем.

– Абсолютно верно, именно так и есть. Основная  забота идет о том, чтобы завладеть нашим вниманием и переключить его на все что угодно, но только не на самих себя. Это, безусловно, самая главная наша проблема: воздержание от этого потока информации, который, к сожалению, колоссальный. И невозможно проверить, что правда, что ложь, что действительно можно принять к положительному осознанию. Очень трудно разобраться. Воздержание от этого потока информации – это очень полезное состояние. Поэтому уже давно есть эта практика у многих христиан – во время Великого поста ограничить свои развлечения, связанные и с телевидением, и с Интернетом. Я знаю, многие даже выходят из социальных сетей во время поста, чтобы поменьше не столько даже общаться, а меньше тратить попусту время в бесконечном просмотре всевозможных новостей или каких-нибудь интересных сообщений. Это действительно помогает вернуть внимание и в молитву, и в отношения с ближними, перейти на живое общение. А то ведь уже анекдотом стало, когда люди собираются за одним столом и «сидят» в своих телефонах, проверяют сообщения… А реального, живого общения у людей не происходит, за редким исключением, конечно. Это может быть работа, учеба, еще какие-то моменты. Но в первую очередь мы говорим о семье. Именно в семье это становится большой проблемой. Воздержание от этого потока информации – ненужного, пустого – тоже будет очень полезным.

– В начале двухтысячных и в последующее десятилетие очень популярны были люди, обучающие старшее поколение пользоваться компьютерами, телефонами, планшетами и так далее. Наверное, эта пора постепенно уходит, зато в будущем, говорят, будут актуальны профессии по выстраиванию диалога с другими людьми. Это на самом деле очень страшно, когда придется учиться разговаривать, общаться, что-то обсуждать…

– Думаю, мы, может быть, до этого, слава Богу, не доживем. Мы в наших храмах имеем достаточно широкое общение с представителями разных поколений – и молодыми, и детьми, и пожилыми людьми. И мы на самом деле очень дорожим этим общением. Поэтому всегда приглашаем всех на наши беседы, они всегда проходят в свободной форме. Так же и молодежные, детские праздники; все-таки на наших приходах это живое общение продолжается. Я слышал даже, в последнее время те люди, которые крестились и пришли в храм всей семьей, с детьми, говорят: надо же, нам никогда еще не было так интересно; и дети могут общаться, заниматься в воскресной школе или участвовать в православных праздниках, и нам интересно в том числе. Наверное, это наша главная задача – сохранить на приходах такое живое общение между людьми. Если сохраним, безусловно, это поможет сохранить общение и в семьях, и в жизни этих людей, кого мы называем своими прихожанами.

– Живое общение на приходе – это занятия воскресных школ для взрослых и детей, я так понимаю?

– Да, в основном. Занятия – это, наверное, очень громко будет сказано, если мы говорим о взрослых. У нас, например, это происходит в виде живого общения. Мы находимся в диалоге, собираемся за общим столом, пьем чай, люди задают свои вопросы – о духовной жизни, о Священном Писании, если что-то непонятно, о молитвах. И, безусловно, о каких-то моментах своей жизни, о чем можно говорить публично. Такой живой диалог. Поэтому это трудно назвать занятиями, скорее всего действительно живое общение.

– Да, это, конечно, совсем не та форма, когда есть лектор…

– Задача которого – донести информацию.

– Да, или какой-то небольшой вопрос-ответ. Но это просто другой формат.

Вопрос телезрительницы: «В преддверии поста мы все будем чаще исповедоваться. Как в наше время исповедовать такой грех, как недоверие, подозрительность к малознакомым людям? Вообще к какому виду греха это относится, как с этим можно бороться? Полное доверие не всегда себя оправдывает. По плодам потом узнаешь, а как предупредить негативные последствия?»

– Я думаю, что осторожность в общении, особенно в современном мире, безусловно, должна быть. Крайности в этой осторожности – подозрительность, недоверие.  Да, это крайние проявления, наверное. Тем не менее сама осторожность не является каким-то греховным состоянием человеческой души. Поэтому в первую очередь, наверное, важнее всего не открывать какую-то свою личную информацию, о себе, детях, семье,  малознакомым людям. Наверное, это в большей степени сбережет от разочарований.

А то, что касается недоброжелательности в отношении к малознакомым людям, это действительно нужно преодолевать, и не только на исповеди. Скорее всего это, безусловно, необходимо преодолевать в плане желания добра другому человеку, понимая, что каждый христианин, по заповеди Господа нашего Спасителя Иисуса Христа, как светильник. А светильник, зажегши, не ставят под сосудом, а чтобы светил всем в доме. Вера должна быть именно такой, чтобы она светила. Надо развивать свою веру именно таким образом, в том числе чтением Священного Писания, святых отцов. И, безусловно, это участие в богослужениях, которые для нас являются очень важными, а также таинство Святого Причастия и исповедь. Все это в комплексе поможет преодолевать недоверие к незнакомым людям.

– Вы являетесь духовником реабилитационного центра…

– Да.

– В связи с этим вопрос, в качестве продолжения вопроса нашей телезрительницы. Реабилитационный центр существует уже порядка семнадцати лет; людей, прошедших через его стены, очень много. Люди разные, в том числе не с самым хорошим прошлым…

– На самом деле они все с нехорошим прошлым.

–  К таким, наверное, побоялся бы подойти на улице и чем-то помочь. Ваш опыт как-то закалил Вас в этом плане недоверчивости или, наоборот, дал большее понимание людей? И как с ними выстраивать взаимоотношения?

– Он дал больше опыта в профессиональном плане понимать, не делать неправильных поступков в отношении людей больных (наркоманией и алкоголизмом). Естественно, когда я общаюсь с человеком, у которого нет такой зависимости, я общаюсь с доверием к нему. Если же вижу человека, у которого есть такая зависимость, то прекрасно понимаю, что эта страсть владеет человеком, его волей, сознанием. Поэтому если он меня будет просить одолжить денег или что-то предложит купить, я на такие предложения никогда, надеюсь, не буду откликаться. Потому что понимаю, что этот человек болен и ему нельзя доверять. Но это не значит, что я не желаю ему добра. Наоборот, посоветую ему ряд возможностей, с помощью которых он сможет в дальнейшем избавиться от страсти или хотя бы как-то ограничить ее. Вот этому учит наш опыт. И, может быть, этому я научился. Поэтому людям нужно доверять, но нужно понимать, с кем  имеешь дело. Ведь даже Господь говорил: не мечите бисер перед свиньями. Да, надо понимать, с кем имеешь дело. Если это человек зависимый, с ним соответствующим образом и надо вести себя. Но это не значит, что его надо ненавидеть, как-то сторониться и так далее.

– Повернуть его мироощущение, миропонимание совершенно в другую сторону.

– Если он на это способен. Потому что не всякий зависимый человек в определенном состоянии способен воспринимать информацию или имеет желание что-то изменить в своей жизни. Надо еще дождаться времени, когда можно сказать или что-то сделать.

– Вопрос телезрительницы: «У меня умер ребенок в месячном возрасте, но он некрещеный. Можно ли его включать в список о упокоении усопших в церкви?»

– Смотря в какие списки. Если это касается списков, которые подаются на литургию, на проскомидию, то, безусловно, они могут быть только за крещеных православных христиан, потому что это особое таинство. Если человек крестился от воды и Духа, то он пребывает в Церкви, в том числе в Церкви Небесной. Поэтому мы за таких молимся. Когда дело касается младенцев, особенно некрещеных, за них можно молиться, в том числе и на панихиде. Вот панихида – это совсем другое дело. Панихида служится, так же как и молебны служатся в церкви; можно прийти. Но только, понимаете, у нас выработалась не совсем хорошая и благочестивая традиция – пришли, написали, отдали, и теперь там все должны молиться. Нет, вы подойдите к своему священнику, вместе с ним, вместе с Церковью помолитесь. Тем более мы молимся за младенца. Тем более, если Вы верующий человек. Если Вы мама, Вы можете молиться и на панихиде за своего ребенка, это даже необходимо.

– Вопрос: «У мамы деменция, полная потеря памяти. Она постоянно требует, чтобы я была рядом. Я срываюсь. Это помогает, но ненадолго. Минут через пять снова на меня кричит, и так день и ночь. Как поступать, если помочь некому, а сил больше нет? Мама почти не сидит, только лежит».

– Достаточно сложная ситуация, в которой одно из двух: либо надо находить возможность претерпеть до конца, проявить заботу и понять, что лучше действительно не будет, могут быть еще более серьезные ухудшения. Тем не менее, если некому заботиться о Вашей маме, кроме Вас, нужно проявить максимальное терпение и смирение. Другое дело, если у Вас есть возможность с кем-то договориться из социальных работников, или со своими родственниками, или с кем-то из друзей, чтобы они Вас подменяли, давая возможность иметь какой-то отдых. Или, наоборот, оказать более профессиональную услугу в плане помощи Вашей маме. Тогда это действительно будет выходом, чтобы Вы набирались сил, могли помолиться, исповедоваться, причаститься и с Божьей помощью продолжать этот подвиг заботы о своей маме.

– Вопрос телезрительницы: «Недавно было Крещение и Богоявление. Почему у нас два раза освящается вода одним и тем же чином, а Христос вошел в воду и крестился один раз?»

– Мы ведь в праздник Крещения (Богоявления) вспоминаем событие, когда Господь пришел на Иордан и погружался в воды; было свидетельство Отца Небесного, сошествие Духа Святого в виде голубя. Безусловно, мы воспоминаем это событие. Но то, что считается освящением воды в этот день, – это совершенно другое. Это традиция; она возникла гораздо позже, в V веке. Она вошла в Церковь, и вы сами прекрасно понимаете, что происходит в наших храмах, когда все люди желают прийти за святой водичкой. Я, например, каждый год наблюдаю одну и ту же картину. Можно увидеть в этот день людей, которых никогда больше не увидишь в течение всего года, даже на Пасху. Но тем не менее даже люди других вероисповеданий приходят за крещенской водой. Для того чтобы обеспечить всех этой водой, приходится и два раза освящать, а то и несколько раз. Например, мы в этот день можем съездить даже на источники. У нас есть ключики в Полевском, которые мы тоже освящаем. Есть река Чусовая, в которой тоже происходит освящение. И когда я был на приходе один (из священников), мне приходилось объезжать несколько таких объектов освящения, совершать этот чин пять или шесть раз в данный день. Но это не значит, что все это было связано лишь с воспоминанием единожды входящего в Иордан Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому надо отделять память и образ праздника от того, что мы называем совершением молебна, освящением воды.

– Как быть с тем, когда на Крещение Господне в храм приходит множество людей, которых ты больше ни в какой другой день в храме не встретишь?

– Думаю, здесь надо всегда проявлять максимально уважительное и положительное отношение. Человек может прийти один раз в год за этой водичкой, и очень важно, чтобы он почувствовал внимание, доброжелательность. Может быть, зерно, посеянное в его душе, Господь вырастит в настоящую веру, которая будет спасительна для него и его ближних. Поэтому любого приходящего в храм (неважно, первый раз это или последний, Бог ведает) всегда нужно принимать с открытым сердцем.

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас существует мнение, что креститься нужно в сознательном возрасте. Как же тогда подавать требы за младенцев, отроков и болящих? Спрашивают всегда, крещен ли».

– Мнение такое не просто бытует. Надо вспомнить, что многие великие святители, начиная с Василия Великого, Григория Богослова, принимали  крещение в достаточно серьезном возрасте – в тридцать лет. Такие случаи известны во множестве. Но Вы спрашиваете по поводу подачи треб, участия в требах и так далее. Понимаете, сознательный возраст имеется в виду в первую очередь самих родителей. Если вы христианская семья, живете по-христиански, если вы действительно живете евангельским, церковным духом, безусловно, это для вас составляет смысл вашей жизни. Если у вас есть дети, вы стараетесь приобщить их к лучшему. То есть все зависит от того, насколько вы как родители способны научить ребенка. Если вы готовы ребенка воспитывать в истинно христианской вере, безусловно, крещение необходимо. Вот он ваш сознательный возраст.

Когда Вы уповаете на то, что он сам вырастет, сам разберется, какую ему веру принимать или не принимать, я не считаю это серьезным рассуждением. По одной простой причине. Так же мы можем говорить, когда ребеночек заболеет: вот вырастет, будет знать химию, биологию, как действуют лекарства, будет знать состав лекарства, тогда пусть и лечится как хочет. Нет, безусловно, Церковь молится за детей, за всех членов Церкви. Это очень важно, необходимо, тем более когда деток приносят на Святое Причастие, когда и сами родители тянутся за детьми. Я смотрю по нашей воскресной школе. Ребенка привели – а потом ребенок заставляет и родителей потихонечку ходить чаще в храм Божий. У меня примеров очень много, когда дети приводят своих родителей в Церковь. И родители потом благодарны своим детям за это. Поэтому тут еще неизвестно, у кого сознательный возраст проявляется раньше – у ребенка или  взрослого. Если это действительно христианская семья, то и воспитывать детей нужно в христианстве. Это и есть сознательность.

– Если мама и папа каждое воскресенье (или хотя бы раз в месяц) ходят в храм, молятся, причащаются, то неужели они не будут брать с собой ребенка?

– Безусловно, именно так. Если они сами причащаются, понимают, что они делают, для чего делают, если они считают, что это очень важно, ценно, что это один из самых важных моментов в их жизни, как к этому не приобщать своего ребенка? Удивительно.

– Вопрос: «Атеизм предполагает вечную смерть. Христианство – вечную жизнь. Христианство говорит, что нет безгрешных, то есть большинство людей ожидает ад. Может, лучше вечная смерть, чем вечные мучения?»

– Ну, я не знаю, что лучше для того, кто задает такие вопросы… Я думаю, если каждый человек задумался бы об этой теме, о своем существовании (или не-существовании), значит, это уже хорошо, уже недалек вопрос о смысле самой его жизни. Безусловно, какие тут могут быть противоречия? Это совершенно разные системы координат. Объяснять, почему атеисты так веруют, наверное, большая тема, серьезная. Мы же веруем, потому что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Мы веруем, что человек по своему духовному состоянию и по своей душе вечен. Господь говорит: где буду Я, там будете вы со Мной. Мы этого желаем и следуем за Христом, мы хотим быть с Ним. С атеистами все сложнее.

– Вопрос телезрителя: «Умерла мама, через полгода умер отец. У отца я смог прощения попросить, а что касается матери, не предоставилось возможности. Осталось внутри чувство, как будто что-то я не доделал для родителей.

– А Вы молитесь за маму, за отца?

– Телезритель: «Молюсь каждый день, читаю чин литии».

– А сами Вы исповедуетесь, причащаетесь?

– Телезритель: «Да, исповедуюсь, причащаюсь, в данный момент не получается у меня сходить в храм из-за работы, но это чувство очень гложет внутри. Что посоветуете сделать?»

– Здесь самое главное – искренняя, достойная молитва за своих родителей. Но и сам Ваш образ жизни христианский должен соответствовать заповедям Христовым, евангельскому учению. Стремитесь именно к этому. И приходите в храм Божий помолиться. Если Вы не успеваете прийти на богослужение, хотя бы просто придите на панихиду, помолитесь, это очень важно и для Вас, и для Ваших родителей, их душ. Это единственное, что я могу Вам посоветовать.

– Вопрос, близкий к теме о детях, которые привели своих родителей в храм: «Можно ли прививать веру с самого раннего детства, заставлять ребенка насильно ходить в церковь и посещать православную школу? Иногда ведь это может обернуться совсем в другую сторону, человек может стать атеистом».

– Во-первых, насильно ничего нельзя делать, особенно в духовной жизни. Любое насилие всегда чревато последствиями. Ребенку, во-первых, нужно объяснять, его нужно зажигать своим примером, надо жить этим. Если ребенок видит, что для Вас это очень важно, интересно, действительно является смыслом жизни, он, безусловно, этим загорается. Потому что дети учатся даже более всего не от наших слов, а от наших поступков, нашего поведения. К сожалению, мы своим необдуманным или жестоким поступком можем гораздо больше навредить. Учили самому доброму и светлому, а один поступок может отвратить… Поэтому насилия ни в коем случае не должно быть. Но убеждать, рассказывать, вдохновлять, привлекать – это, безусловно, задача каждого родителя. Надо в этом совершенствоваться. В этом и заключается педагогический талант любого родителя. Мы должны это делать, в том числе и в отношении своих детей, если желаем им чего-то лучшего.

– Вопрос телезрительницы: «Я хожу в церковь в течение года во все праздники, по воскресеньям хожу, постоянно молюсь. У меня сын ВИЧ-инфицированный, болеет уже восемнадцать лет. Сейчас так получилось, что он находится в местах лишения свободы. Его должны досрочно отпустить. Я покой потеряла, сижу на таблетках, антидепрессантах. У меня на этой почве случилась язва желудка. Какую молитву читать, как заставить свое сердце смириться, что твой ребенок в итоге все равно умрет? Для меня-то он ребенок. Что делать, чтобы и ему облегчить состояние, и себе?»

– Здесь очень сложная ситуация… Понимаете, каждый человек должен проявлять свою свободу. Если человек свободен выбирать именно такой образ жизни, это его право выбора. Заставить взрослого человека измениться невозможно. Но Вы совершенно правы в том, что необходимо молиться.

У меня больше всего вызывает тревогу Ваше состояние, состояние уныния и депрессивного духа… К сожалению, Вы больше нуждаетесь в помощи, чем даже Ваш сын. Тем более живут ведь люди и с пороком сердца, и с другими хроническими очень серьезными заболеваниями. В конце концов, если Вы христианка, Вы же должны понимать, что мы все здесь не вечны. Кто-то живет семьдесят лет, кто-то пятьдесят, кто-то и до ста может дожить, но это большая редкость. Тем не менее путь на земле у нас один: как подготовиться к самому главному, к встрече с Богом. Поэтому Вы правы: действительно, нужно молиться. Я бы, наверное, посоветовал Вам поговорить, если Вы ходите постоянно в храм, со своим священником, чтобы он Вам помог, чтобы послужили какой-то особенный молебен – поддержать Вас, в первую очередь Ваши силы.

– Я не так давно посмотрел документальный фильм, рассказывающий об одном из православных приютов для бездомных. Одно дело видеть там людей бездомных уже в возрасте; таких мы время от времени встречаем на улицах города, и выглядят они уже соответствующе. Другое дело, когда я увидел там молодых людей, тридцати с небольшим лет, у которых есть высшее образование… Я был удивлен, что в судьбе человека может произойти такое: его жизнь полностью переворачивается, и это ведет в дальнейшем к тому, что он просто остается на улице.

– Как я уже говорил, за эти семнадцать лет, что у нас существует реабилитационный центр для наркозависимых, алкоголиков, подобных историй тысячи. Действительно,  эти люди могут быть и с образованием. Никто от этого не застрахован. Имеешь хоть высшее образование, хоть не имеешь никакого, попасть в эти сети наркомании, алкоголизма, игромании достаточно просто. Это даже люди, которые имели приличные должности, состояния, можно сказать так. Но через такие зависимости они теряли всё. И самое страшное, когда они теряли своих близких, родных, которые не выносили уже такого кошмара жизни с ними.

 Но слава Богу, что они попадают в подобные центры; сейчас православных реабилитационных центров достаточно много в нашей стране. Они получают соответствующую помощь и возвращаются к нормальной жизни, в первую очередь к нормальной духовной жизни… Безусловно, они,  как те люди, которые прошли огонь, воду и медные трубы, уже понимают, какой цены жизнь и как надо ценить близких, родных и то, что имеешь. Но тем не менее современная жизнь предлагает очень много возможностей для порабощения души человеческой. Они настолько стали доступны, даже дешевы! Человек очень быстро попадает в эти сети, и как трудно бывает положить потом десяток лет, чтобы выпутаться из этих сетей! Это действительно великий труд. Но тем не менее вопрос стоит так: каждый сам выбирает это. Я могу спросить наших реабилитантов: тебя кто-то заставлял насильно это делать? Нет, все идут по собственному желанию. И доходят до такой жизни, к сожалению, когда остаются ни с чем.

– Вопрос телезрителя: «Христос предупреждает в Евангелии: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Он же не имел в виду животных в прямом смысле слова, нормальный человек не будет перед свиньей жемчуг кидать. Наверное, Он имел в виду людей. Как это тогда сочетается с первой главой Книги Бытия, что человек создан по образу и подобию Божьему? Значит, образ Божий – это не константа, его можно и потерять?»

– Безусловно, образ Божий – это то, что дано любому человеку. Не имеет значения, какого он вероисповедания. Но человек получил все эти таланты от Бога, и он должен их еще развить, привести к определенной завершенности. Этого не получилось, потому что Вы помните о той страшной катастрофе, которую мы называем грехопадением, с чего и начинается история человечества, в которой мы с Вами сегодня пребываем. Эта история достаточно печальная. Она и печальная, и кровавая. Очень много страданий, и ни один человек не минует этих страданий. Но как раз в этом бездуховном состоянии человек доходит, можно сказать, до скотского состояния. Тогда он движим в лучшем случае лишь инстинктами; превращается  даже в животное – имею в виду в своих поступках, желаниях, стремлениях.

В этом плане с таким человеком, который потерял истинное высочайшее человеческое предназначение, говорить о тех тайнах, о том святом, сокровенном, что действительно для нас является святым, не приходится. Если мы встречаем человека, который не понимает, что такое добро и зло, не может отличить левой руки от правой, как сказано в Писании, безусловно, как мы можем говорить с ним о тайнах Царства Божия? Поэтому сначала надо научить простым понятиям добра и зла, потом понятиям закона и так далее. Так же как Господь учил человечество. Ведь сначала, до Моисея, мы помним, не было закона. И только в определенный период, когда созрел род человеческий, избранный народ, Моисею дан был этот закон. И к чему он привел? Никто не мог спастись, пока люди не поняли, что без Христа, без Спасителя это невозможно. Поэтому, безусловно, это притчевый оборот, аллегория, иносказание, для того чтобы понимали, что надо правильно оценивать ситуацию. И с теми людьми, которые не понимают самых простых вещей, говорить о сложном не приходится. А тем более о святом и сокровенном.

– Вопрос телезрительницы: «Меня смущают в молитвах такие слова: „Да подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего“. Так ведь не получится у меня жить по такому велению, даже отступила от молитвы – через час какую-нибудь пакость сделаю».

– Я так понял, что человек сокрушается по поводу неисполнения воли Божией в совершенстве. Действительно, для того чтобы исполнить волю Божию, нужно сначала научиться хотя бы жить по святым заповедям. И когда человек всеми силами стремится жить и исполнять волю Божию, выраженную в заповедях Божиих, в учении Христовом, как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, он начинает сразу видеть свои немощи. Вот когда он по-настоящему видит свои немощи, то есть свое несовершенство, свою испорченность и так далее, только тогда он по-настоящему начинает и молиться, и нуждаться в Спасителе Христе. И тогда душа просыпается и чувствует очень тонко голос совести, тогда человек понимает смысл духовной жизни и приходит настоящее смирение, настоящая кротость. Это все-таки дар Божий. Но начинают с самого простого – с исполнения заповедей Божиих. В этом воля Божия проявляется тоже.

– Подводя итог нашей программы, хотелось бы от Вас услышать духовный совет, пожелание на подготовительные недели Великого поста, чтобы мы все обрели человеческое лицо, чтобы не были теми самыми свиньями, перед которыми не нужно метать бисер.

– Действительно, подготовительные недели очень интересны в своих темах, которые будут звучать; в тех притчах Господних – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде. Я хочу только посоветовать одно: будьте внимательны, прислушайтесь к тому, о чем говорит Христос, что хочет донести до нас в этих притчах, в этом учении. Попробуйте вернуть свое внимание к себе, вернуть внимание в отношения с ближними и посмотрите на ваши отношения с Богом. Если вы будете в этом плане внимательны, честны, искренни, я думаю, вы сами поймете, с чего начинать ваш пост. Для одного это может быть воздержание в пище, а кто-то  искренне в Прощеное воскресенье придет и попросит прощения у того, с кем не может примириться несколько лет. У меня тоже такие случаи, к сожалению, были в практике. Поэтому иногда простить, попросить прощения бывает очень важно. Может быть, это даже самое главное, если человек хочет иметь пользу от того воздержания, которое будет Великим постом. Будьте внимательны к тем словам, которые услышите в храме.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать