Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Завтра праздник – память святителя Спиридона. Батюшка, Вы были на Корфу, а также в Вашем храме есть икона Спиридона Тримифунтского.
– Она написана на Святой Горе афонскими монахами, и это один из самых чтимых образов в нашем храме. На оборотной стороне иконы надпись: «Сия икона написана на Святой Афонской Горе…» И есть указание: для такого-то храма в Саратовской области. Поэтому для нас это памятно. И еще сегодня половина христианского мира встречает Рождество Христово: греки служат по новому стилю. Сегодня у них тоже событие. А мы сегодня начинаем, а заканчиваем 7 января, у нас сплошные праздники: святитель Спиридон, наступающий Новый год (как некий этап, черта) и Рождество Христово. Поэтому, дорогие братья и сестры, всем желаю, чтобы мы в оставшиеся дни незавершенное доделали; если что не прочитали – надо прочитать, с кем не помирились – помириться, кого не навестили – навестить; кому что-то должны отдать – отдайте. Когда ехал на передачу, прочитал очень интересную мысль: «Отдавая – не запоминай, а принимая – не забывай».
– Это же фундаментальная, мне кажется, мысль всей нашей жизни!
– Вообще вся наша жизнь очень простая, мы сами ее усложняем. Если бы мы пользовались этой простотой и ей следовали, тогда все было бы в нашей жизни гораздо проще. Старец Амвросий рассказывает одну историю. Зимний вечер, сидят три подруги, пряжу прядут…И вдруг кошка на печке начала шевелиться, а там бревна сушились… Бревно падает на ведро, грохот... Одна крестится и говорит: «Слава Тебе, Господи, что я не замужем, что у меня нет сына Сереженьки. А то он здесь лежал бы – и бревно точно бы по голове ему попало!» И вот старец Амвросий приводит этот курьезный случай, безудержную фантазию, когда люди сами что-то надумывают, создают проблемы, а потом мужественно начинают с этими проблемами бороться. Поэтому всегда надо проще смотреть на жизнь.
Мы сегодня греков вспоминаем – святитель Спиридон был греком. Мудрые греки говорили: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо». Позитив должен начаться у нас хотя бы с нового года. Потому что новый год – всегда какой-то этап, какая-то веха. Ближе к делу начнется: «С Новым годом, с новым счастьем! Здоровья, здоровья, здоровья!» Однажды я в Битцевском парке гулял, свежего воздуха набирался. Вдруг идет какой-то пожилой человек, чувствуется, советской еще формации, и говорит: «Здоровья, здоровья, здоровья, все остальное – в “Ашане”». Я эту шутку запомнил… Но не в здоровье счастье, и ни один «Ашан» с этим не справится. Потому что счастье не вокруг, а внутри. Оно или есть, или его нет. Кстати, счастье улыбается. Кто-то говорит: счастье всем улыбается; только одним навстречу, а другим вослед.
– Вопрос телезрителя Кирилла из Самарской области, город Тольятти: «Как правильно соблюдать посты?»
– Теперь уже надо говорить не о том, как соблюдать посты, а как нам из поста выходить. Из поста надо выходить постепенно, сразу накидываться на все не надо. Самое главное, не есть людей, потому что мы чаще всего думаем о содержании в батонах или пряниках сливочного масла или маргарина, но вовсе не задумываемся о том, как мы общаемся, что говорим, что думаем, как друг друга называем, какими словами. Есть такая поговорка: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Я знаю людей, которые сыновей или дочерей ругают и какие-то им эпитеты дают. Надо всегда говорить: «Мой дорогой, мой любимый, умненький, сладенький». Он таким и будет.
– Есть пословица: девяносто девять раз человека свиньей назови, на сотый раз он и станет свиньей.
– Надо за своими словами следить, у нас в жизни все время позитив должен быть. Поэтому называй Солнышком – и человек будет стараться светиться.
– А избалованным он не вырастет?
– Да нет. У нас, во-первых, такая погода: три месяца лето и девять месяцев зима. Алексей Мечев говорил: «В нашей унылой и пасмурной Москве будьте друг для друга солнышками». Поэтому чему учиться в пост? Более внимательной молитве, более внимательному отношению к себе. Или, как говорили отцы, трезвению… Пост – это особое время для трезвения. Потому что не только одна диета должна быть в нашей жизни, перемена блюд на столе, не в этом дело. Должен перемениться ум, душа и мысли – вот что самое главное. А когда настроились на трезвение, бросать его не надо после окончания поста. А что такое трезвение? Отцы сказали: «Следи за своими мыслями, словами и поступками, насколько они соответствуют Евангелию». Потому «уклонись от зла и сотвори благо».
Время поста – особое время уклонения от зла и творения блага. Поэтому как из поста выходить? Из него лучше вообще не выходить, если главная цель – жизнь с Богом и трезвение. А цель никогда не должна теряться, просто время поста – особое ускорение. Я как-то на одном сайте прочитал о занятиях плаванием и случайно нашел статью, где говорится: четыре бассейна – в спокойном режиме, а пятый бассейн – на пределе. Потом – опять в спокойном режиме, а потом – опять на пределе. И я сейчас подумал, что время поста – это как раз движение на пределе, а выход из поста не означает прекращения плавания, нет. Он – в спокойном режиме. И если у нас будет такая поступательная христианская жизнь – мы будем всегда в движении. Куда? На небо, навстречу Богу, людям. А пост – на пределе духовных возможностей. Тогда это будет правильное движение на небо, а не так: пять шагов вперед, а потом на десять шагов назад откатились. Вот это будет неправильно.
– Это и тяжело.
– Это бессмысленно: мы строим, а потом разбираем. Поэтому всем желаю доброго поста и сейчас с ускорением духовным пройти те домашние задания, те обещания, которые давали себе и людям, Богу, Церкви. А в начале поста многие давали обещания стать лучше, стать другими, стать ближе к людям, ближе к Богу и Церкви. Помните, авва Дорофей говорил: Бог – это центр, а мы все радиусы, отходящие от этого центра. Если мы, как радиусы, сближаемся друг с другом (умеем дружить, имеем человечность), то постепенно приближаемся и к центру. А также если человек хочет быть ближе Богу, он движется Ему навстречу и невольно сближается и с людьми. Поэтому первый признак успеха в духовной жизни – умение ладить с людьми. Если ты с людьми не ладишь, значит…
– …значит, у тебя проблемы какие-то есть.
– Конечно. А время поста – это как раз время начать ладить со своей совестью, с людьми и с Богом. То есть не делать того, чего не надо; наоборот, «уклонись от зла и сотвори благо». Вот квинтэссенция всей нашей духовной жизни. Особенно наблюдаем за собой как раз во время постов. То есть движемся на пределе своих духовных возможностей.
– Интересные мысли, что не нужно помнить, когда …
– …когда даешь – не запоминай, когда принимаешь – запоминай.
– Но когда ты работаешь в коллективе, когда все время с одними и теми же людьми и ситуации разные, ты невольно можешь и запомнить, что тебя где-то обидели либо чем-то обделили. Как здесь быть? Нужно ладить с людьми, а ведь иногда это бывает сложно. Бывает, нужно принять решение вопреки чему-то.
– Старец Амвросий Оптинский говорил: «Кто уступает, тот больше приобретает». Победа над ближним всегда твое поражение. Да – по-твоему, убедил, заставил поклониться, попросить прощения, настоял на своем. И что? Остался при своей гордыне, при своем самомнении, при своей самоуверенности. Вот и все.
– Ну и осадок нехороший...
– И все вроде стало по-твоему, но не по любви. Есть такое: «Насильно мил не будешь». И поэтому всегда близкого человека надо не победить, а убедить. Потому что если ты победишь, то это будет твое поражение, об этом нам надо всегда, конечно, думать. Нельзя в отношениях искать свои победы, это бессмысленно и неправильно. И не нужно бояться, что потом типа сядут на голову, если уступишь. Но если каждый будет бояться…
– …значит, слабый.
– Делай свое дело, думая не только о себе, но и о том человеке, который рядом с тобой. Но, с другой стороны, ты – это не я; я – это не ты. «Он должен был сделать то-то, то-то» – а откуда я знаю, что я должен был это сделать? У тебя нет языка? Ты не можешь сказать, не можешь объяснить? «А пусть он сам догадается. Разве у него нет соображения?» Иногда нет. Потому что сытый голодного не разумеет, больной не разумеет здорового, здоровый – больного. Надо говорить, общаться, уметь попросить, объяснить. И не стесняться этого.
Старец Паисий Афонский говорит, что Бог очень любит, когда его дети разговаривают друг с другом, но еще больше любит, когда они разговаривают с Ним. То есть общение все время приветствуется; апостол Павел говорит: «Не забывайте благотворения и общительности, ибо такими жертвами благоугождается Бог». В этом общении тоже какие-то вопросы снимаются. Например, супруга дуется, а ты не знаешь – на что. А она не говорит, на что дуется. «Пусть он догадается сам». И уходит масса времени.
– Надо сразу же дожимать: а что случилось-то?
– Конечно. Еще есть такой небольшой способ, прием. Иногда мы не можем сказать что-то словами, потому лучше бы и не говорить. Потому что сказанное не так, не тем тоном результата иметь не будет. Сейчас есть благодатные возможности, бумага и ручка или эсэмэска. Напиши тогда: то-то, то-то, то-то. Никто эпистолярный жанр еще не отменял.
– Это же редкость, батюшка.
– Я говорю о том, что это возможно. Это позитивный прием – человек не может сказать, но хотя бы написать может?.. Напиши, а встретитесь потом. И написанное человек может перечитать раза два-три: сначала прочитал в возбужденном состоянии, потом – в спокойном, потом прочитал между строк. И что-то понял, что-то дошло. Поэтому общаться надо, а зла держать не надо. Уже все знают – все болезни от нервов. Как одна говорит: «А что вы нервничаете? Нервные клетки не восстанавливаются». А другая отвечает: «А они мне и не нужны, нервные-то». Нервничать не надо – надо всегда думать наперед.
– Вопрос телезрительницы: «Я – пожилой человек, хожу в храм по будням. И если схожу и не причащусь, это для меня уже не служба. Так я нарушаю что-то? Мне надо обязательно ходить в воскресенье? Или по старости в будние дни можно?»
Просто есть правило, что воскресные дни пропускать нельзя.
– Дело в том, что это Ваш образ жизни, Вам так удобно, для Вас доступно. В конце концов, Оптинские старцы говорят: «Все красит мера». Если это Ваша мера, то и слава Богу, Вы нашли для себя какой-то вариант. Ну и пожалуйста. Только все-таки выбирайтесь хоть раз в месяц на большие праздники, чтобы почтить праздник своим присутствием. Ничего страшного здесь нет, каждая душа индивидуальна, но все-таки надо стараться хотя бы раз в месяц на воскресенье выбираться. А так уже здоровье что-то и диктует нам. Отец Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах пишет: «Теперь уже не я диктую себе, а мой возраст диктует мне». И здесь, так сказать, надо успевать поворачиваться: давление, сердце, стенокардия, духота, гипотония – чего только в жизни нет! Поэтому желаю Вам здравия, помощи Божией, пусть те редкие посещения храма и Причастие укрепляют Вас на Вашем жизненном пути. Помоги Господи.
– Батюшка, скоро светский праздник – Новый год. А как отмечают Новый год монахи?
– Очень интересно. В 1997 году наместник Оптиной пустыни, архимандрит Венедикт (Царствие Небесное нашему приснопоминаемому наместнику) послал меня в командировку в Москву. Когда наступил Новый год, я про себя подумал: я просто его проигнорирую, и все. Шла вечерняя служба, мы по благословению патриарха отслужили новогодний молебен (это была всенощная), я думаю – ну все, ночью лягу спать. Не тут-то было: в одиннадцать часов взрывы, фейерверки… И так полночи прошло, провалялся на кровати. Вот так прошла первая новогодняя ночь в Москве. Я подумал: нет, на следующий год надо в это время, в двенадцать часов ночи, служить новогодний молебен. И стали служить новогодний молебен. Он недолгий; потом собрались в трапезной, и там продолжился праздник: чай, воспоминания, духовные разговоры. Мне все это очень понравилось… А потом подумал: «А почему только один молебен?» И на следующий год, то есть через два года, как началось подворье, уже решили служить ночную литургию. И в первую же литургию пришло около пятидесяти человек.
Я где-то подсмотрел (или кто-то подсказал) замечательный такой малюсенький момент. Все же привыкли перед телевизором… Бой курантов, бокалы шампанского, звон хрусталя. И чтобы не лишить этого людей, что мы стали делать? Часы читаются заранее, литургия ровно в 24:00; часы прочитали за пять минут до двенадцати часов ночи. И пять минут в тишине. В полночь выносятся куранты, двенадцать раз они бьют – и возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа; ныне, присно и вовеки веков. Аминь». Все! Незабываемое начало. Мы в новый год входим под осенением благодати Господней. А потом опять – встречи, чай. Это незабываемо.
Владыка Александр Саратовский (Тимофеев), который меня рукополагал в диаконы и священники, про пост говорил: «Как мы начнем первую неделю поста, так проведем весь пост. Как проведем пост, так проведем весь год». Есть такие мерные дни, которые являются какими-то вехами, каким-то фундаментом. Я думаю, Новый год – это тоже какой-то фундамент. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Последний раз, когда было это всенощное бдение, в храме было двести пятьдесят восемь человек, которые променяли телевизор, оливье и шампанское на службу в храме Божием. Кстати, приглашаю с 31-го на 1-е в наш храм в Ясеневе в 23:00 на молебен мученику Вонифатию с акафистом; в 24:00 – начало литургии. Метро «Новоясеневская», храм Петра и Павла в Ясеневе, подворье Оптиной пустыни. Думаю, это лучшее начало Нового года.
Кстати, все говорят: новый год. А с чего он новый? Надо же как-то креативно относиться к жизни? Давайте по-новому? Без телевизора и трезвыми, вот это будет по-новому. Надо же что-то делать… Можно купить самое дешевое Евангелие в лавке и 30-го, 31-го в течение дня провести такую миссию возле метро: «Хотите начать Новый год по-новому? Прочитайте Новый Завет». И даришь человеку. Из десяти девять не возьмут, пронесутся мимо, как будто ничего не слышали. А один из десяти возьмет. Пусть даже человек его положит на полку, но он к нему вернется. Вот это тоже начало твоего нового года… Можно и в храме это сделать, это тоже будет начало нового года по-новому. Надо всегда стремиться к обновлению духовной жизни.
– Вопрос телезрительницы: «Я считаю себя гордой. Скажите, пожалуйста, как победить гордость и гнев?»
Коротко и ясно, батюшка. Вечный вопрос.
– Человек себя назвал гордым – это уже неплохо, уже начало. Но скорее всего от этой болезни, которая всем нам свойственна, будет лечить жизнь. Поэтому попроси: «Господи, из меня, упрямого барана, сделай овцу, которая будет не бодаться, а шерсть приносить и этим служить, доставляя людям пользу и помощь». И будут те обстоятельства жизни, принимая которые, ты станешь постепенно врачеваться от этого ненужного духовного состояния.
Вообще-то состояние не очень хорошее. Старец Амвросий про гордых людей, которые считают себя умнее всех, совета ни у кого не спрашивают, никого не слушаются, все делают по-своему, говорил: «Обычай бычий, а ум телячий. Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит – потом чему-нибудь научит». Справляться с гордостью помогает жизнь по совету. По совету с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, со старшими, равными, братьями, сестрами. Это тоже один из признаков врачевания гордыни. Иоанн Лествичник говорит, что гордый бес в послушниках не имеет где главу приклонить. И греческие старцы говорили: «Кто сам себе советчик, тот сам себе враг». Поэтому надо начать хотя бы с элементарного: начать советоваться. Потому что все знает только невежда. И кто много якает, тот в конце концов как раз и попадает в самые неприятные переделки. Поэтому всегда переспрашивайте, всегда спросите мнение людей по этому поводу. И потом где-то посередине можно это уже разделить. И, конечно, молясь...
Вспомнился еще один момент. Мы ропщем на людей, которые рядом с нами: мама на сына, сын на маму, бабушка на внука, внук на бабушку, жена на мужа, муж на жену, родители на ребенка. Все вокруг ропщут друг на друга, и это – наша повседневная жизнь. Если в семье даже два человека, то уже будет ропот и недовольство. Потому что человек всегда думает, что причина вовне. А причина не вовне, а в нас самих. И это тоже надо понимать: дело не в другом, а во мне самом. Так будет гораздо спокойнее и правильнее.
Мы ропщем на людей, которые рядом с нами, а Иоанн Златоуст сказал потрясающую вещь: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». Мы очень гордые, потому вокруг нас такие люди. Были бы мы чуть-чуть спокойнее, тогда было бы все по-другому. Когда мы начнем меняться, произойдет фокус, метаморфоза – и люди вокруг начнут меняться. Греки говорили: «Куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой». Плохой везде найдет плохое, хороший – хорошее. Поэтому люди, которые вас окружают, тоже будут в вашей судьбе принимать участие, только вы их воспринимайте не как наказание, а как врачевателей. Как таблетки, которые вы должны не выплюнуть, а проглотить, переварить; тогда эти таблетки (эти люди) начнут действовать. Когда вы примете обстоятельства и людей такими, какие они есть, не пытаясь что-то или кого-то переделать под себя, а сами переделываясь, тогда обстоятельства жизни поменяются – и люди станут хорошими, все станет совсем по-другому. Начни с себя – это принцип духовный и даже нашей простой человеческой жизни. Пока проблема вовне, мы вовне мало что можем изменить. Самое главное, кого мы можем изменить, это самих себя. Вот с этого надо нам всем и начинать.
– Вопрос телезрительницы: «Меня зовут Людмила, мне семьдесят лет, я ухаживаю за больной матерью, лежачей, ей девяносто два года. Это милосердие к ближнему или я просто выполняю свой долг как дочь?»
– А какая разница?.. Кстати, чем дольше живет она, тем дольше живете и Вы. Старец Паисий Афонский сказал: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Пока есть мама, Вы еще чья-то дочка, еще мамин ребенок. Приятно быть ребенком, когда семьдесят лет, нормально. Поэтому благодарите Бога, что мама жива, что Вы живы. Вы друг другу нужны. Все, что можно, делайте, а Господь ни ее, ни Вас не оставит. Это и дело милосердия, и долг. Разное настроение бывает: когда-то это делается по долгу, а когда-то по любви. Как ни делай, а все равно это делать надо. Но когда с настроением, тогда все гораздо легче. А когда человек только по долгу и по обязанности, тогда может присутствовать и ропот, и уныние, и из рук все валится. Надо всегда думать: и я могу тоже в таком состоянии оказаться. И все, что в нашей жизни происходит, – это наша жизнь, другой не будет. А фантазировать не надо: «а вот если бы…» Что есть, то есть – это наша жизнь. И принимай ее такой, какая есть. Самое главное – ничего не переделывай вокруг, в обстоятельствах жизни. Переделывать надо только самих себя. Желаю Вам долготерпения, а самое главное – доброжелательности. С ней можно решить все, без нее не решишь ничего.
Меня потряс один факт, который случился в моей жизни в 2016 году. Случайно я попал в 64-ю больницу, в сердечную реанимацию, и там наблюдал следующую картину. Была ночь…
– Поясните, как Вы туда попали.
– У меня есть анатомическая особенность сердца, которую зафиксировала электрокардиограмма, а врачи прочитали, что это инфаркт. Приехала скорая, читают: инфаркт. Отвозят в 64-ю, там тоже: инфаркт. Ну и прочие манипуляции, вплоть до исследования сердца через коронарографию. Но там ничего плохого не оказалось, кроме самого сердца. Правда, камень на сердце нашли, посоветовали его дробить – любовью, делами милосердия. (Смеется.) Но инфаркта не нашли. Оказалось, что сердце лежит анатомически под каким-то своеобразным углом, и на электрокардиограмме это прочитывается как инфаркт.
Я после этой коронарографии оказался в реанимации; два часа ночи – и вдруг слышу, что больная на кого-то кричит: «Иди отсюда! Иди отсюда, я тебе сказала!» И я понимаю, что она ругается на медицинскую сестру. Та говорит ей: «Татьяна Павловна, что же Вы на меня ругаетесь? И зачем вы без конца вырываете катетер?» (Катетер – это мягкая игла в вене.) – «Иди отсюда? Вообще кто ты такая?» И она сказала потрясающую вещь: «Я? Добрая фея». Это сказала уставшая, голодная, холодная медсестра, которая не теряла чувства юмора и доброжелательности. И я подумал: уникальный человек. Редко в нашей жизни на такое зложелательство человеку будут так отвечать. И разговор состоялся. Больная перестала вытаскивать катетер. А я про себя подумал: не знаю, христианка эта медсестра или нет, но устроение ее очень христианское. Если бы мы все были такими доброжелательными, так воспринимали обстоятельства жизни, порой суровые! Вот ты говоришь с сотрудниками, а тебя «куда-то посылают». Кстати, когда тебя пошлют далеко, «иди на юг», там теплее. А если вдруг подумаешь, что по жизни черная полоса, – надо приглядеться: может, она взлетная. Наша жизнь как зебра: черная – белая; черная – белая. Поэтому белое – с благодарностью принимаем, а когда черное – с терпением ждем, когда сменится на белое. Но что-то для этого делаем, потому что под лежачий камень вода не течет.
Я у одного батюшки спросил: «Как у тебя дела?» – «Ты знаешь, подозрительно затянувшаяся белая полоса». Я думаю: «О, батюшка с правильными мыслями живет». Нас наместник учил в монастыре: «Будь готов ко всякой скорби – и избежишь всякой скорби». Он ждал каких-то обстоятельств жизни, которые покажутся черными, и был готов их принять. И когда они приходили, он думал: «А разве это черные? Может, это и не черные?» То есть они наверняка были, но он их не заметил, не придал им значения. Он не понял, что они черные! Может, они были как «подозрительно затянувшаяся белая полоса»... Вот это интересно. А другие, наоборот, только и говорят, что жизнь только черная и черная. Но это все внутри.
– А правильно ли для православного христианина всегда ждать скорбей?
– Не об этом речь. Будь готов.
– Допустим, начиная какое-то дело, понимаешь, что обязательно будут проблемы, – это и есть та самая готовность?
– Духовный пример наместника нам показывал: просчитывай ситуацию, ничего не делай на авось, ты должен быть ко всему готов. Например, едешь на телеканал «Союз» – полчаса закладывай. Начало в восемь, ты должен быть в половине восьмого. А если ты не заложил на пробки, не был готов – обязательно опоздаешь. Надо всегда думать о том, что может случиться то-то и то-то; готовься. Люди говорят: «Ой, я опоздал». Сейчас у меня на подворье все работники говорят: «Ой, а по Москве пробки». Я в таких случаях говорю: «Вот здесь пробка – мозговая непроходимость». Почему ты на работу приехал не на полчаса раньше, а на полчаса позже? Почему ты так рассчитал в свою пользу? А что случилось бы, если бы ты приехал на полчаса раньше? Значит, начать работу на полчаса раньше – неохота. А позже приехать – вполне возможно.
– Это по лености, я сам по себе замечаю. Я помню, выехал на пять минут позже, опоздал на те же самые пять минут.
– «Уготовихся и не смутихся»… Один батюшка увидел: девушка зашла, взяла пучок свечей, к одной иконе приложилась, свечку поставила, к другой, пятой, десятой, одиннадцатой и двенадцатой. Обошла весь храм. Он посмотрел: не прихожанка, незнакомый человек. И вдруг та увидела батюшку: «Ой, батюшка, у меня к Вам вопрос! К какой бы еще иконе приложиться, чтобы экзамен хорошо сдать?» Тогда он ей руку положил на голову и говорит: «Детка, а ты не пробовала учиться?» И свечки ставить надо, и в храм ходить, но несколько билетов все-таки выучить надо. Хотя бы честно половину выучи и скажи: «Господи! Помоги взять из той половины, которую я знаю». У меня так бывало. Но половина-то хоть должна быть честно выучена.
– Один мой знакомый как раз приехал из Бари (сейчас память святителя Николая была), а ему зачет по какой-то специальности особенной как-то взяли и простили. Он же не готовился, в Бари был. Говорит: ну вот, может, все-таки работает…
– С другой стороны, если человек учится специальности, то так было бы неправильно и неверно. Тебе нужны зачеты в студенческой книжке? Оценки? Или все-таки нужны знания и специальность, которая потом тебя будет кормить? Ну хорошо – тут простили, тут не делал, но время учебы – это единственное время, когда есть шанс чему-то научиться. На работе – понятно, там тоже что-то будет, но в таком объеме, такими темпами, с таким энтузиазмом больше этого не будет никогда! Я сейчас вспоминаю семинарию – столько там приходилось читать, откуда-то находилось время, готовились, не спали, не ели. Было время – а сейчас его нет. Оно есть, но бездарно тратится, сквозь пальцы утекает. Поэтому время учебы – это уникальное время, не надо его бездарно тратить в надежде: пусть только зачет поставят.
«Многие из наших молодых греков, – говорит старец Паисий, – хотели бы, сидя в кафе, попивая кофе и покуривая сигарету, звонить в деканат и узнавать, какую оценку они получили за экзамены, которые не сдавали». Важна не оценка, а важен сам процесс учения. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Мы, православные христиане, во всем должны быть отличниками». Мы должны быть отличными врачами, режиссерами, компьютерщиками, таксистами, электриками, сантехниками. Отличными! Потому что если ты в своей специальности будешь отличным и отличником, эта специальность тебя прокормит. К тебе лишний раз будут обращаться, потому что ты делаешь отлично.
Апостол Павел так и говорит: «Все, что делаете, делайте от души, как для Бога, а не для людей». И когда человек так относится к своему делу, по жизни у него все будет складываться. Почему? А он отлично сделал. Отличный парикмахер, отличный часовщик, иконописец. Всегда нужно по высшему разряду. И внутреннее удовлетворение будет, что ты профессионал своего дела. Есть такое мудрое выражение: «Человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь». Пусть какое-то маленькое дело, но ты его знаешь досконально, максимально. И в конце концов получится, что это твое знание станет востребованным. И оно по жизни будет тебе помогать. В чем-нибудь, но должен быть специалистом. Хобби, интерес какой-то, внутреннее какое-то стремление должны быть.
– Это правда. Батюшка, обратитесь к нашим телезрителям с какими-то важными словами в преддверии 2019 года.
– Все будут желать счастья, и это будет звучать так: «Счастья! Здоровья! Здоровья! Счастья!»
– Банально?
– Но все же доброе пожелание. Но всем, дорогие братья и сестры, дарю одно четверостишие: «В чем счастье? В жизненном пути. Куда твой долг велит – идти. Врагов не знать, преград не мерить, любить, надеяться и верить!» Вот в этом счастье. От всей души желаю вам любить, надеяться и верить. С Новым годом! А истинное счастье для христианина неизменно – это жизнь с Богом.
Ведущий Сергей Платонов
Записала Татьяна Муравьева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Пенза. Концерт, посвященный Архангельскому Александру Андреевичу
Челябинск. Молодежь приглашают стать волонтерами на Георгиевском фестивале
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!