Беседы с батюшкой. Благодатная беременность. Часть 2

23 декабря 2015 г.

На вопросы телезрителей отвечают протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма во имя Архистратига Божиего Михаила г. Серова, и Валентин Николаевич Прохоров, доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии Уральского государственного медицинского университета. Передача из Екатеринбурга.

– Прошлая наша программа была посвящена благодатной беременности и вызвала большое количество откликов у наших телезрителей. Думается, что сейчас многие из них ждут логического продолжения этой темы. Итак, уважаемые гости, вам слово.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Сегодня мы продолжим говорить об этом чудесном событии, о беременности и родах, о появлении на земле новой любви, нового человека. Это знаменательное событие многих ожидает уже в ближайшее время. Мы говорили о том, что январь и февраль – наиболее благоприятные месяцы для рождения ребенка. По статистике в это время на земле рождается много гениальных людей. Прошлый раз мы говорили о подготовке к родам и теперь логично можем перейти к самому процессу родов, последним дням перед родами – как их проводить, как организовать сами роды. Я думаю, что вначале мы, наверное, коснемся немного истории вопроса. Ну, например, как последние дни перед родами проводила славянская женщина? Чувствуя их приближение, она, конечно, ходила в церковь, обязательно исповедовалась и причащалась, причем характерно, что сопровождали ее все домочадцы. Это молитвенное стояние начиналось с самого начала родов и заканчивалось только тогда, когда ребенок уже появлялся на свет. Все это время родственники, и прежде всего муж роженицы, стояли на коленях и молили Бога о том, чтобы этот очень важный процесс благополучно завершился. Были и интересные моменты: обычно роды проходили в бане – баня была натоплена, вымыта, но топить баню должна была сама роженица. Более того, она сама должна была принести дрова, воду, вытопить баню. Это считалось очень хорошим знаком для будущего ребенка: ребенок должен был родиться трудолюбивым – такое было мнение, и поэтому столь интересные вещи можно было наблюдать перед родами. Конечно, последние дни перед родами очень важны, и то, что женщина исповедовалась, причащалась, то, что она была окружена любящими близкими людьми, – важнейший момент психологической подготовки к родам. Сейчас, конечно, в бане уже никто не рожает, сейчас другие условия для родов, но тем не менее эти последние дни, как и раньше, очень важны. Валентин Николаевич, с Вашей точки зрения акушера-гинеколога, как женщина должна проводить последние дни перед родами? Что должна есть, как вообще должна себя вести?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Помимо того что Вы сказали (что совершенно справедливо), женщина должна сосредоточиться прежде всего на ребенке, причем сосредоточиться без тени сомнения и страха. Она должна верить в то, что роды пройдут благополучно. Женщина хорошо понимает, что ребенок все это чувствует; у нее должна быть сформирована так называемая родовая доминанта – концентрация на ребенке: все мысли, все силы женщины направлены именно на это. И доминанта эта должна быть четко оптимистичной, повторяю – без тени сомнения. Здесь я бы хотел отметить такой момент: сейчас, к сожалению, широко бытует мнение, что якобы в Святом Писании изложено, что женщина в муках будет рожать детей своих. На самом деле это категорически неверный перевод, и последние научные данные свидетельствуют об этом. Верный перевод следующий: и в трудах ты будешь рожать детей своих. Дело в том, что роды – это труд; труд и для самой женщины, и для ребенка.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Действительно, женщину в состоянии беременности называли непраздной, то есть она не была свободна от каких-то забот, помимо того что выполняла очень сложную и ответственную миссию. Она работала, и поэтому ее называли непраздной.

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Совершенно верно. Дело в том, что женщина должна выполнять посильную работу до самых родов – это однозначно, а роды воспринимать как замечательный конец беременности. Появление ребенка ждут и сама роженица, и ее близкие; появление на свет ждет и сам ребенок. То есть все должно быть гармонично и полностью оправданно. Поэтому, еще раз повторю – ни тени не только страха, но и ни тени сомнения быть не должно!

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Раньше ведь так и было: женщина воспринимала беременность как благодать Божию, как особую избранность – именно ее избрали для появления на свет этого нового человека, новой любви. Поэтому она совершенно спокойно к этому и относилась. Совершенно понятно, что когда она исповедуется, причащается, молится, ребеночек все это слышит, успокаивается и ведет себя совершенно благоразумно. В результате такой молитвенной подготовки ребенок настраивается на роды. Такая духовная подготовка в течение всей беременности логично приводила женщину к благоприятному финалу. Способствовала этому и сама обстановка родов: везде были развешаны и коны, совершались постоянные молитвы. Конечно, и сейчас было бы неплохо, если бы женщина, идя на роды, надела на себя крестик, это было бы просто замечательно! А то ведь, знаете, иногда женщины почему-то снимают крестик. Мне приходилось много раз видеть, что крещеная женщина не носит крестик, считает, что это необязательно. А как человеку без крестика? Никакой духовной защиты у него нет! Наш крестик – это то, что всегда можно, в любой самый тяжелый момент в жизни поцеловать: вот наступил во время родов какой-то кризисный момент или просто волнение какое-то – взял свой крестик, приложил, поцеловал – и моментально пришла помощь! Потому что ни одна молитва, обращенная к Господу, не бывает не услышана. Поэтому и иконка во время родов должна обязательно где-то рядом находиться, чтобы можно было помолиться. Конечно, длинных молитв во время родов женщина совершать уже не может, но можно сказать: «Помилуй меня, Господи!», «Помоги мне, грешной!», «Благодарю Тебя, Господи, за все!» Эти краткие молитвы можно и нужно произносить во время родов. Процесс родов все-таки вызывает страх у людей. Сегодня я читал лекцию сестрам милосердия – замечательные женщины! Кто-то воцерковился уже давно, кто-то – недавно, и все они готовы идти на эту прекрасную работу – сестер милосердия. Я, кстати, предупредил их о том, что они будут востребованы и в роддомах тоже. И вот я задал им несколько вопросов в виде анкетки и получил очень интересные результаты. Только одна треть опрошенных женщин сказала, что ощущения во время родов терпимые. Все остальные классифицировали их как сильные и даже очень сильные боли. В прошлый раз, Вы помните, мы с Вами говорили, что это не столько физиологическая, сколько психологическая боль. Прежде всего это внутренняя боязнь, а отсюда и настрой соответствующий. Почему я и говорю, что если женщина правильно настроена на роды – получила благословение, была на исповеди, Причастии, естественно, у нее и весь процесс родов должен пройти лучше. И так оно, кстати, из анкет и следовало: женщины в таких случаях меньше ощущали боль. И все-таки как сделать так, чтобы женщина меньше страдала? На этом вопросе мы остановились в прошлый раз. Вы обещали познакомить нас с Вашей методикой.

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Если женщина приходит на роды с желанием помочь ребенку, с желанием родить здорового и счастливого ребенка, это однозначно реально и исполнимо. Приведу в качестве примера один случай. Рожала у меня женщина, которая не расставалась с принесенной с собой иконой ни в приемном покое, ни в родовом зале – икона везде была рядом с ней. Поведение этой женщины отличалось тем, что она была внутренне спокойна, настроена на помощь ребенку, и никаких не только криков, но даже стонов не звучало. Ей было нелегко, но переносила она эти физические ощущения как необходимые, то есть ничто не нарушало ее равновесия, и в конечном итоге разрешилась она благополучно, в такой, я бы сказал, благостной обстановке. Это было замечательно! Кстати, спустя два года она снова обратилась ко мне, чтобы я наблюдал ее, и снова рожала у меня, и опять все было великолепно. Так вот, при учете физиологических, психологических аспектов организма современной женщины мною на протяжении десятилетий была разработана методология по ведению родов. По этой методологии я недавно получил патент на изобретение.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– То есть это мировая новизна?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Да, вы абсолютно правы. Такая методика неизвестна н и в Лондоне, ни в Париже, ни в Нью-Йорке. Называется она «Способ родовспоможения». Это уникальная методология, и, что самое интересное, работает она безукоризненно. Конечно, в медицине не бывает сто процентов успешности, но более чем в 90 процентов случаев она работает великолепно. Это очень высокий результат. Приведу один случай использования данной методологии.

Я с группой студентов захожу в родовой блок и по звуку определяю, где женщине приходится хуже всего (то есть слышу из родовой крики взывания о помощи). Персонал занимается своим делом – картина достаточно привычная. Я открываю дверь, захожу в родовую, приглашаю студентов и говорю им: «Тихо! Как мышки! Не задавайте никаких вопросов, только смотрите и слушайте». Подхожу к женщине, представляюсь и объясняю (в перерывах между схватками): «Я реально могу Вам помочь, если Вы будете в точности выполнять все мои указания – как стоять, как дышать, о чем думать. Забудьте о себе. Вы должны думать только о ребенке. Ему хуже всего! Во время схватки матка сокращается, кровь с кислородом и питательными веществами поступает в меньшем количестве, ребенку тяжело, и помимо этого, он должен пройти через костный канал, ему безумно сложно. Ваша помощь для него неоценима! Ни один врач ему не сможет помочь». Буквально через двадцать минут крики полностью прекратились. Женщина выполняла безукоризненно все мои рекомендации. В родовой наступила тишина и покой, я бы даже сказал, благолепие. Еще через минут семь распахивается дверь, и врывается заведующая родовым блоком с выражением ужаса на лице: «Что случилось?» Ведь женщина кричала, звала на помощь (это абсолютно нормально), а тут вдруг замолчала, значит что-то приключилось. Но она увидела меня со студентами, я ей сказал, что здесь работаю, и тогда она еще раз взглянула – с женщиной все прекрасно и замечательно, повернулась и вышла.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Замечательная история! Но Вы знаете, опрошенные мною женщины в целом оценивают поведение медицинского персонала хорошо. Реальная помощь оказывается. По результатам моего анкетного опроса только две женщины отметили безразличие или какое-то плохое отношение со стороны персонала, все остальные указали на то, что к ним было проявлено внимание и забота. То есть работу тех, кто встречал их, сопровождал во время родов, принимал роды, они оценили высоко. Больших претензий к ним не было, и это очень меня порадовало, потому что мне казалось, что действительно много случаев безразличия со стороны медицинского персонала. Но вот пожалуйста – объективные факты, к роженицам у нас относятся хорошо.

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Замечательно! Я очень рад. Но, к сожалению, не во всех случаях, как говорится, раз на раз не приходится. У меня вот возникают вопросы: проводилось ли им обезболивание, и если да, то в каком виде и так далее.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Меня интересовало только, была ли проявлена забота о роженицах, было ли им оказано внимание. Другое дело, что многие действительно ощущают довольно сильные боли, и поэтому Ваша методика представляет, конечно, очень большой интерес. Я думаю, что ее очень важно было бы применять. Роды без болей возможны, мы в этом убедились. Из приведенных Вами примеров следует, что если женщина действительно настроена на роды, если она думает прежде всего о ребенке, причем не только во время родов, а и на протяжении всей беременности (женщина все время должна думать о ребенке, о его состоянии; должна читать ему молитвы, разговаривать с ним, и папочка должен с ним разговаривать), то все должно быть хорошо, это у нас в памяти уже уложилось. Но ведь не всегда роды идут благополучно. И бывает так, что приходится прибегать к кесареву сечению. Как Вы к этому относитесь? Ведь как получается: один раз кесарево сечение сделали, и после этого, при следующих родах, надо снова прибегать к кесареву сечению, потому что стенка матки уже не так состоятельна. Как быть в этих ситуациях, ведь женщины хотят и по два, и по три ребенка иметь?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Вопрос чрезвычайно важный, тем более что показатели кесарева сечения в настоящее время являются очень высокими: в некоторых родильных домах кесарево сечение показано более чем в половине случаев. В других роддомах поменьше, но в перинатальных центрах такого значительно более половины. Это вызвано различными причинами, в частности неготовностью к родам организма женщины. То есть женщина подходит к родам, а ее организм не готов, и врачи вынуждены делать кесарево сечение. Мы разучились готовить женщин к родам естественным образом. Поэтому, к сожалению, говорю как есть, врачи нередко изыскивают повод и причины для того, чтобы прооперировать женщину. Но и здесь очень важную роль играет определенная установка на благополучие ребенка.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Я знакомился с нашей областной статистикой: в последнее время, особенно в последний год количество кесаревых сечений снизилось. Может быть, стали лучше готовить рожениц или еще что-то, но у меня такие сведения. Операция эта, конечно, очень сложная и, наверное, должна выполняться по очень строгим показаниям. Здесь одного желания врача недостаточно, да и желания женщины, кстати, тоже. Должны быть серьезные показания.

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Да, я считаю, что кесарево сечение может применяться только после анализа всех показаний для каждой женщины индивидуально. Если нужно, то, извините, без этого не обойтись. Но только по медицинским показаниям! Здесь не должны учитываться страхи и опасения женщины. Вот это не должно приниматься в расчет.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Это правильно, конечно. Потому что любая операция должна выполняться по абсолютным показаниям, это мое глубокое убеждение. Но здесь хочется отметить, что сам факт кесарева сечения совсем не исключает возможность родить после этого обычным, нормальным путем, без кесарева сечения.

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Вы подняли очень интересную и важную тему. Мне приходилось вести роды естественным путем после того, как первые роды завершились операцией кесарева сечения. В мире эта методика, или, если угодно, технология, имеет место. Она приветствуется и у нас: в городе есть родильные дома, где врачи стремятся, по мере возможности, провести роды именно естественным путем. Если организм готов, если родовые пути готовы, если состояние рубца является достаточно благополучным, то такие женщины могут рожать без операции. У меня было несколько таких случаев. В одном из них первая беременность у женщины закончилась неудачно, необходимо было на большом сроке, по медицинским показаниям, прервать беременность. Прерывание прошло не совсем гладко, и пришлось сделать кесарево сечение: ребенка женщина не получила. Вторая беременность прошла достаточно гладко, кесарево сечение было выполнено хорошо, ребенок родился здоровенький. Но одного ребенка в семье недостаточно, желательно хотя бы двоих. И вот женщина с мужем решили этот вопрос, женщина забеременела, и в этот раз на нее как бы снизошло понимание того (а женщина православная, всерьез и глубоко верующая), что она должна родить самостоятельно. И это, повторяю, после двух кесаревых сечений! Женщина обратилась ко мне, я ее наблюдал на протяжении всей беременности, но сразу сказал: «Гарантировать полностью, что Вы родите самостоятельно, я как врач просто не могу. Вопрос будет решаться и в самом конце беременности (если все будет хорошо), и в процессе родов» (как поведет себя матка, рубец, как будет чувствовать себя ребенок и так далее). Женщина подготовилась к поступлению в родильный дом не только психологически, не только физически, но и юридически. Она приготовила подробную бумагу, в которой написала: «я, находясь в здравом уме и твердой памяти, отказываюсь от операции кесарева сечения, поскольку хочу родить самостоятельно». И вот дома у нее начались самостоятельные схватки (а это очень хороший признак: если с рубцом на матке у женщины начинаются самостоятельные схватки, значит матка продуктивно работает). В родильный дом женщину привез муж. Сильнейшие, активные, ну просто замечательные схватки у нее продолжались. Вела она себя, конечно, напряженно, но без страха и тревоги – абсолютно! Когда в приемном покое узнали, что у нее было два кесаревых сечения, тут же дежурные врачи и анестезиолог устремились к ней: «Мы сейчас же поднимаем Вас в операционную, там мы Вас прооперируем!» А схватки, повторяю, активнейшие. Тогда женщина достает свою бумагу, подает им и говорит: «Я отказываюсь». Врачи сначала онемели от неожиданности, а затем стали оказывать на нее жесточайшее психологическое давление: «Вы что, хотите ребенка погубить? Вы что, хотите сами умереть?» Она говорит: «Нет, я верю в то, что все будет хорошо!» Я тоже там оказался (день был воскресный), скомандовал им достаточно жестко: «В родовую! А там разберемся». Никаких худых признаков, которые бы говорили о страданиях ребенка или женщины, не было. Закончилось все великолепно, она родила без всяких проблем, причем интересно: она рожала естественным путем первый раз – и никаких разрывов! Ребенок родился благополучный, закричал сразу, и все было хорошо.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Слава Богу! Да, вопрос взаимоотношений роженицы и медицинского персонала очень важен. Ведь они тоже должны готовиться к таким родам, должны духовно как-то осознавать, что они делают! Конечно, очень хорошо, когда роженица до родов в храме или дома читает молитвы за тех врачей, акушеров и анестезиологов, которые будут принимать роды, это очень хороший знак. Но и медицинскому персоналу тоже не помешало бы как-то подготовиться. Кстати, в одной из анкет была написана очень интересная мысль: а не пора ли, чтобы в роддоме появились священники, это, наверное, было бы весьма положительно.

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Я с этим предложением могу полностью согласиться, потому что священник (понятно, специально подготовленный, обученный, понимающий в том числе физиологию процесса, психологию женщины) может оказать реальную духовную помощь роженице.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– А вот такой вопрос: стоит ли вообще ехать в роддом, может, рожать дома? Сейчас это модно. По результатам моего опроса примерно одна треть женщин очень с большим интересом к этому отнеслась. У некоторых есть даже совершенно четкое желание рожать дома. Как это интерпретировать? Ведь это не наша традиция. Изначально у славян было все очень просто: мужиков до бабьего дела допускать нельзя! Это происходит втайне, и мужикам тут вообще нечего делать. Вот даже в такой форме это было! Но в православии нет такого запрета, раньше все роды были домашними, и это естественно: где было достать акушера-гинеколога? Понятно, что рожали дома. Но сейчас-то, при нынешнем состоянии медицины, как быть с домашними родами? Каково Ваше мнение?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Мое мнение однозначное. Рожать необходимо в родильном доме, потому что там есть все возможности наблюдать за женщиной, ребенком, выявлять в самой начальной стадии какие-то отклонения и осуществлять мероприятия по коррекции этих отклонений. Оспаривать это бессмысленно. При домашних родах могут возникнуть всякие осложнения, и что делать в таком случае? Домашних родов у нас проходит достаточно много. Конкретные цифры я не назову, но приблизительно порядка, может быть, полутора или даже более тысяч. Инициируются эти роды так называемыми «духовными» акушерами и акушерками, которые остаются инкогнито. То есть если все хорошо, то они победители, а если какие-то отклонения – вызывайте скорую помощь.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Конечно, они приносят огромный вред и иногда пытаются даже прикрываться православием. Я помню случай, когда ко мне пришла врач-акушер и говорит: «Благословите меня принимать домашние роды». Я говорю: «Я не дам Вам такого благословения. Вот представьте, в родах начнется кровотечение, что Вы будете делать?» – «А вот в Голландии же есть домашние роды!» – «Подождите, давайте разберемся. В Голландии идут домашние роды, а во дворе стоит реанимобиль, в котором есть плазма, кровь, развернута операционная, есть анестезиолог. Какие же это домашние роды? Если Вы сможете создать такие условия для роженицы, тогда другое дело, тогда, может быть, еще можно поговорить об этом». Ну а то, что касается «духовных» акушерок, это вообще полное безобразие! Родовспоможение – это специализированная помощь. Я правильно говорю?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

-Абсолютно верно.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– А специализированную помощь имеет право оказывать только врач, поэтому никакие «духовные» акушерки, никакие повитухи, никакие бабки и так далее не должны допускаться до этого процесса. Статистика домашних родов очень печальна. У меня есть такая статистика по городу Москве: в течение года семьсот человек в экстренном порядке поступили в больницы после домашних родов, а некоторых акушерок до сих пор не могут найти. Они сделали свое дело – женщина либо погибла, либо имело место крайне тяжелое кровотечение, а они в бега ударяются, потом пойди их найди. Судить надо таких людей! Я полностью с Вами согласен, домашние роды сейчас нельзя допускать ни в коем случае!

Ну хорошо, а если взять на роды своего мужа, это сейчас тоже очень модно – называется партнерские роды. Как с этим быть? В православии нет прямого указания на то, что муж не должен присутствовать при родах жены. Что Вы скажете относительно этих партнерских родов?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Я соглашусь с Вами, что прямого указания на возможность присутствия мужа при родах в православии нет, прямого запрета нет, но традиции многих сотен лет практически исключают это. То есть раньше православные мужья в процессе родов не присутствовали. Эта практика сохранялась веками, это наши многовековые традиции.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Есть, конечно, и другие традиции, например ацтеков Южной Америки, которые мог наблюдать Колумб: строилась отдельная хижина, куда беременная женщина удалялась вместе с мужем, где он оказывал ей всяческую помощь. Сейчас в некоторых племенах Африки практикуется такое: муж опеленывает живот жены материей, упирается ей ногами в спину и производит движения, как бы выдавливая ребенка. Это явно не наша традиция. Конечно, никто не станет возражать, если в семье есть какой-то договор рожать вместе и муж уверен, что выдержит это испытание. В таком случае надо брать благословение и жене, и мужу, потому что священник должен оценить духовные силы, есть ли они вообще у мужа, выдержит ли он такую нагрузку, ведь вы знаете, иногда это бывает очень серьезной встряской для мужчины. В литературе, например, описан случай, когда сравнительно молодой мужчина сорока лет, спортсмен-боксер, то есть вполне здоровый человек, присутствовал при родах и когда у его супруги начались схватки, он упал без сознания: в результате – инфаркт миокарда. Женщина родила ребенка и потеряла мужа – вот вам пожалуйста! Поэтому, конечно, здесь нужно сто раз подумать, в состоянии ли пара провести эти партнерские роды. Статистика показывает очень интересную вещь: во время таких партнерских родов продолжительность родов намного возрастает: мужчина своим присутствием вызывает дополнительную стрессовую реакцию у женщины. У нее повышается количество адреналина в крови, а адреналин препятствует полноценным схваткам. Так что и с медицинской точки зрения такое присутствие неблагоприятно. Несмотря на договоренность между партнерами, результат может быть совершенно противоположный. Вариант укрепления семьи может быть только в случае, если муж является как бы духовным наставником для жены, духовно ее поддерживает, читает молитвы и так далее. Но его присутствие и в этом случае совершенно необязательно – молиться можно и около роддома, и в храме. Такая традиция и была – все молились во время родов, и даже когда роды были тяжелыми, открывались царские врата в храме и священник читал молитвы за роженицу. Вообще я не могу ничего однозначного сказать ни за, ни против партнерских родов. А Ваши наблюдения? Благоприятно ли все-таки присутствие мужа при родах?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Моя позиция является следующей. Если принято решение о том, что роды должны быть партнерскими, совместными (чаще всего партнером является муж, иногда – мама или другая близкая родственница, сестра), необходимо, чтобы с обоими побеседовал врач, в обязательном порядке! Он должен оценить, с какой целью партнеры хотят быть вместе при родах. Необходимо, чтобы была проведена оценка психологического состояния и женщины, и мужчины, которые своей целью поставили партнерские роды. Отбор здесь должен быть очень строгим. Затем должен быть проведен инструктаж, оказана психологическая поддержка, потому что сам процесс появления ребенка для мужа может иметь чрезвычайно драматические последствия, может приводить к самым неожиданным результатам. Я занимаюсь в том числе с врачами из области, принимаю экзамены на сертификационных циклах, и от них я получаю информацию, что во многих случаях (врачи и акушеры-гинекологи ставят этот вопрос как проблему) после партнерских родов муж оставляет жену, семья распадается. Это еще раз доказывает, что это не наша православная традиция, она пришла к нам с Запада. С одной стороны, это модно, а с другой – женщина действительно ищет опору, но находить ее она должна в другом: в священнике или, если угодно, в психотерапевте, в акушере-гинекологе, который способен направить ее усилия, ее мысли в нужном направлении, оказать ей реальную поддержку, чтобы родовая доминанта была сформирована и реализована.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– А муж должен оказывать поддержку жене на всем протяжении беременности; и если они вместе прошли этот путь, да еще и духовно выросли, это же прекрасный результат! В таком случае присутствие мужа совершенно необязательно, его молитв будет достаточно для того, чтобы все завершилось благополучно. Вот Вы сказали о моде, есть еще один момент – роды в воде, сейчас это очередное увлечение. Начинают рожать в воде – будто бы наши предки были водяными обезьянами, которые рожали в воде и за волосы вытаскивали своего ребеночка-обезьяночку. Каково Ваше мнение об этих родах?

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Любое мнение должно исходить из анализа конкретных, реальных фактов. У нас в России были такие попытки, но более реальное воплощение приобрели эти попытки все-таки за рубежом. Там изготавливаются специальные круглые ванны, и женщина во время схваток находится в воде, в этой ванной, что частично может облегчить и ее физическое, и психологическое состояние (кстати, непонятно, почему у нас не используется для этих целей теплый душ, это было бы просто великолепно). Я общался с одним специалистом из Оксфорда, и она мне показывала фотографии этих ванн, рассказывала, как там и что. Ведь там и вода особая готовится, и помощь оказывается особым образом. Еще она сказала, что очень уж выраженного увлечения этим нет, лишь некоторые женщины используют этот прием. В наших же условиях – это обычная ванная, обычная вода и так далее, то есть здесь могут возникнуть всякие осложнения.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Конечно! Осложнения аспирацией воды, воспаление легких. Давайте держаться от этой моды подальше!

Профессор Валентин Николаевич Прохоров:

– Да, согласен.

Протоиерей Сергий Вогулкин:

– Ну что же, я думаю, что сегодня мы ответили на многие вопросы наших телезрителей, и если это показалось интересным, можем провести такую встречу и в будущем. Напоследок хочется еще раз сказать, что готовиться к родам нужно прежде всего духовно, не только телесно. Надо исповедоваться, причащаться, читать молитвы во время родов; после родов благодарить Господа, пусть коротенькой молитвой: «Благодарю Тебя, Господи, за все!» Это будет благодарность за то, что родилась новая любовь в мире. Я думаю, наша беседа была полезна и для наших слушателей, и для нас самих. Многое мы уточнили и определили для себя по разным вопросам. Не забывайте брать благословение на роды, брать с собой иконочку, молиться хотя бы самыми краткими молитвами во время родов, тогда и роды не будут чем-то страшным; это будет действительно благоприятное, благословенное время для появления нового человека на Земле.

– Дорогие друзья, уважаемые телезрители, сегодня в программе участвовали два профессора, два доктора медицинских наук, протоиерей Сергий Вогулкин и Валентин Николаевич Прохоров. Спасибо большое, что были вместе с нами.

 

Ведущий Тимофей Обухов
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать