Семья

22 января 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Кудрин, клирик Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга. Эфир 22 января 2014 г.

 

- Здравствуйте, уважаемые зрители. В прямом эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Михаил Кудрин, клирик Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря города Екатеринбурга.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие братья и сестры, Бог всех вас благословит.

 

- Тема нашей сегодняшней программы «Семья», поскольку отец Михаил духовно руководит не только сестрами монастыря, но и имеет богатый опыт общения с мирянами, опыт в семейных вопросах.

Мы часто говорим о традиционных семейных ценностях, в чем они заключаются?

 

- Прежде всего, хотелось бы сказать, что в центре христианской, а значит, и семейной жизни находится добродетель любви. К этому мы и должны стремиться. Слава Богу, когда брак заключается не только по привязанности и страсти, но когда объединяются люди одной веры. К сожалению, в наше время это случается редко. Но все-таки надо задумываться об этом. Например, когда православная девушка ради того, чтобы только выйти замуж, соглашается на брак с человеком неверующим или принадлежащим к другой религии, она должна понимать, что у нее, конечно, будут проблемы в семейной жизни. Самое опасное, что может произойти, она сама может отпасть от веры и перестать жить церковной жизнью.

Когда брак заключается между православными, да еще по благословению родителей, или даже, когда родители сами подбирают женихов и невест – это очень ценно. Брак, как говорят святые отцы, утверждается благословением родителей.

Когда в брак вступают исключительно по плотской страсти, такой брак непрочен: страсть быстро проходит, наступает бытовая жизнь, и если нет того, что сплачивает супругов, им бывает очень трудно.

В семье, где есть любовь, будет обязательно милосердие и снисхождение друг к другу. Беда там, где в противоборство вступают амбиции супругов, когда каждый стремится навязать свою волю, свои желания, воспитать другого по своим понятиям. Однако человек создан Богом свободным. Свобода – критерий проявления любви.

Если бы Бог не любил человека, он бы создал его «запрограммированным», чтобы он поступал только по воле Бога и не мог бы поступать по собственной воле, но Господь дарует человеку свободу, свобода и есть проявление любви. Если супруг любит супругу, он не может ее порабощать. Христианское послушание – это именно добровольное, то есть свободное послушание.

 

- Вопрос телезрительницы из Рязани: Мой жених и я православные, наши родители благословили нас на брак. Единственное, что меня смущает: дедушка моего жениха в советские времена, являясь коммунистом, разбил икону и по сию пору не раскаялся в содеянном. Не отразится ли этот страшный грех на судьбе и здоровье наших будущих детей?

 

- Нисколько не смущайтесь этим. Конечно, тяжкие грехи, совершенные нашими предками, следствие того страшного времени безбожия, которое было в нашей стране.  Но мы, прежде всего, отвечаем перед Богом за свои собственные грехи. Если мы сами живем по страстям и не исправляемся, случается, что Господь вразумляет родителей болезнями детей. Мы должны сами жить духовной жизнью и ни в коем случае не осуждать своих предков. Судить их будет Господь, а мы можем лишь молиться за них. Для того чтобы не осуждать, надо меньше думать об этом. Авва Дорофей писал, что памятозлобие подобно горящим углям в нашем сердце, они могут погаснуть, но могут разгореться, если мы будем подкладывать щепки. Щепки – наши помыслы, мысли и размышления о грехе другого человека. Нам надо видеть свои прегрешения и иметь покаяние, и тогда Господь будет давать нам благодать. А если у нас будет Божия благодать, то будет и любовь в семье, потому что любовь нам, конечно, дается от Бога.

 

- Вопрос телезрительницы из Краснодарского края: Мы с мужем прожили три года в венчанном браке, но полгода назад случилась измена, и он охладел ко мне. Мне 34 года, детей пока нет, я и хочу уйти от него, и боюсь, потому что вряд ли уже выйду замуж и смогу родить детей. Как мне быть?

 

- Конечно, измена - это тяжелая скорбь, это сложно принять, с этим трудно смириться. Когда человек совершает измену, он полностью меняется, становится другим. Семья – это космос, имеет свою атмосферу. Когда происходит разрыв, влияние извне, это разрушает атмосферу. Человек становится другим, с ним трудно находить общий язык. Супруги – единое целое, в случае измены единство нарушается. Измена – это очень тяжело.

Но если супруг видит свою ошибку, заблуждение, раскаивается и хочет вырваться из этого состояния, ему надо помочь. Если супруг не сожалеет о содеянном, не имеет покаяния и желания исправляться, помочь ему очень сложно. Тогда надо стремиться простить его. Хотя это очень сложно, когда человек сам не просит прощения. Надо молиться о вразумлении и покаянии супруга, и дай Бог, семья еще может склеиться, надо всячески стремиться к этому.

 

- Вопрос телезрителя из Волгоградской области: Можно ли для того чтобы узнать волю Божию в решении житейских, не самых значительных вопросов в семье, бросать жребий, подобно тому, как об этом пишет царь Соломон? Например, сейчас я не знаю, как решить вопрос о предложении новой работы?

 

- Думаю, что не стоит, поскольку мы не столь великие молитвенники, как пророки и апостолы. В тех случаях, когда мы сомневаемся в решении подобных вопросов, надо обратиться к своему духовнику. Лучше всего иметь духовного советника, не надо искать старцев и прозорливцев, но пусть это будет самый обыкновенный священник, который хорошо нас знает. Надо стремиться ходить на один приход, к одному священнику, и молиться, чтобы Господь его вразумлял и через него подавал нам свою волю.

 

- Бывает, что Господь показывает нам, в чем заключается Его промысел о нас, а мы этого не замечаем?

 

- Думаю, что не стоит сильно зацикливаться на том, чтобы абсолютно все свои действия и поступки расценивать с точки зрения воли Божией. Воля Божия изложена в Евангелии, в учении Господа Иисуса Христа. Если мы поступаем в соответствии с заповедями Божиими, то не важно, где и кем мы работаем, важно, что мы живем так, как учит Господь.

 

- Вопрос телезрительницы: Мой брат продал уже не одну квартиру, моя семья всякий раз верила и помогала ему, но теперь он дошел до того, что украл у меня деньги и прописал на нашу жилплощадь усыновленного чужого ребенка. Как мне узнать, как правильно поступать с братом, не нарушая заповедей Божиих?

 

- Однажды у Господа спросили, как братьям правильно разделить наследство друг с другом, на что Он ответил: «Разве я являюсь судьей между тобой и твоим братом?» Царь Вселенной ответил, что не может делить наследство между братьями. Нам понятна Ваша скорбь, но это вопрос материальный, а не духовный и решить его даже духовнику сложно. Простить обидчика сложно, но если Вы проявите любовь и милосердие к брату и усыновленному ребенку, это будет, действительно, христианский поступок, выше греха и страсти. Повторю, надо ходить на один приход и спрашивать совета у священника, который Вас знает.

В наше время во всех судах и арбитражных конторах большая часть дел, которые рассматриваются, это споры о наследстве между родственниками. Это наши скорби, наш крест, и нести его надо по-христиански, со смирением, как учит сам Господь.

 

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: Как отличить любовь по страсти от любви, которую можно назвать христианской?

 

- Все наши человеческие чувства заражены грехом, сложно иметь чистую любовь, потому что в нас действуют страсти. Нам удается стяжать христианскую любовь, когда мы очищаем свою внутреннюю клеть, когда стремимся исправиться от грехов, имеем покаяние. Любовь – это действие в нас Божией благодати, Духа Святого. Если наша душа заполнена грязью и нечистотой, благодать в нее не войдет, мы должны очиститься от нее.

О признаках такой любви говорит апостол Павел: любовь долготерпит, любовь милосердствует, не превозносится и не гордится. Мы начали разговор с традиционных ценностей, но, к сожалению, в наших генах сохранилось множество языческих корней. Предки наши были язычниками, и  это язычество проявляется не только в сохраняющихся традициях, но и проявляется в нашем характере, когда один супруг старается подчинить и поработить другого. Случается, что человек считает себя православным, церковным человеком, но действует при этом совсем не как христианин. Бывает, воцерковляющийся супруг  начинает силком заставлять свою супругу, которая еще далека от веры, поститься и ходить в храм. Конечно, стремление подчинить, заставить другого человека - это не любовь. Любовь – это всегда снисхождение, когда мы даем другому человеку свободу.

 

- В наше время чаще наоборот: женщина воцерковлена, а муж неверующий. При этом Церковь учит женщину, что она должна слушаться мужа. Как быть в таком случае?

 

- В моей практике был случай, когда жена много лет ходила в храм, муж нет, и вдруг у него появилось желание ходить в церковь на фоне тяжелой жизненной ситуации. Он пришел первый раз на исповедь, был допущен к причастию как новоначального. И вот в следующую субботу жена начинает заставлять его идти в храм, но он не хочет, он еще немощен в вере. Здесь главное – не перегнуть палку, не навязать свою волю. Как это сделать? Надо любить мужа, надо видеть в нем образ Божий и снисходить к его немощи. Часто мы действуем по своим греховным страстям, хотя и в православной окраске.

Православие не учит принудительному и беспрекословному послушанию жены мужу. Послушание должно быть в свободе. Ни в коем случае мы не должны ругаться. Бывает, что верующая жена, почуяв от мужа запах пива, впадает в такой гнев, такую ругань, что это проявление страсти.

 Знаменитый глинский подвижник игумен Машков часто повторял такую фразу: «У свободного все свободны, а у раба все рабы». Если человек сам свободен от страстей, поборол в себе страсти гнева,  раздражительности, он и других не порабощает, других делает свободными. Если же сам он не свободен от них, то порабощает и других, стремясь подчинить своей воле.

 

- Вопрос телезрительницы: Мы с мужем то живем, то не живем вместе. Муж привел меня в храм, где я стала делать самые первые шаги. Скоро должен появиться наш ребенок, но муж опять живет отдельно, и я думаю о разводе. Но что будет с ребенком, хотя наш брак невенчанный, я бы хотела узнать, что Вы думаете о такой ситуации?

 

- Я бы посоветовал приложить все усилия, чтобы сохранить брак. В наше время, когда молодые люди заключают союз, все им желают счастья, и они начинают думать, что после вступления в брак у них начнется одно бесконечное счастье. Но начинается быт, проблемы, потом дети, пеленки, жена теряет былую привлекательность. Изначально был неправильный настрой.

Надо понимать, что семейная жизнь – это крест, это жертвенность, иначе говоря, живя семейной жизнью, мы отсекаем свои греховные страсти. Монах в монастыре в полном послушании у старца, полностью  отсекая свою волю, также он смиряется перед братьями в монастыре, их немощами. В семье супруги также отсекают свою волю. Все это единый путь, предписанный нам Христом в Евангелии.

Мы должны смиряться, видя немощи и страсти супруга или супруги. Наши мысли: «За что мне такой супруг?» Потому что мы сами выбрали этот путь. Даже если брак невенчанный, рождение ребенка  - это благословение Божие. Но здесь надо сказать себе, что Господь послал мне именно такого супруга, и я  должна терпеть и смирять. Ребенку,  который у Вас родится, конечно, необходим отец. Неполная семья – это всегда тяжелый ущерб для ребенка.

 

- Вопрос телезрительницы: У меня очень больна крестная, не знаю уже, чем можно ей помочь. Мне дали номер телефона парапсихолога, можно ли воспользоваться его помощью? Как  на это смотрит Церковь, если это последний шанс?

 

- Если говорить об экстрасенсах, которые дают себе разные имена, то сейчас множество разоблачений, вскрывающих  их обман и шарлатанство. Общение с людьми, связанными с оккультизмом и народной магией, приносит только вред и может довести до психических заболеваний. Если же присутствует гадание, то это обращение к нечистым духам.

В первую очередь, к больному человеку мы должны пригласить священника, чтобы он совершил Таинства Соборования и Причастия. Хорошо, чтобы он регулярно навещал болящего, хотя бы раз в месяц причащая его Святых Христовых Таин. Священник – тоже психолог, который лечит человеческую душу.

 

- Вопрос телезрительницы: Мой муж хороший и добрый человек, но сильно пьет. Пытаюсь приучить его к Церкви, но не очень получается, оставлять же его не очень бы хотела. Что Вы мне посоветуете?

 

- Не надо расставаться, иначе он сопьется и умрет, и до конца дней Вас будет укорять совесть. Помочь ему Вы можете, если сами будете жить церковной жизнью, но не принуждая его насильно. Дома читайте акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша». В нашем городе Екатеринбурге существует «Общество трезвения», которым руководит отец Игорь Бачинин. Это общество постоянно организует циклы лекций не только для алкоголиков, но и для их родственников, которым дают наставления, как им действовать.

Ошибки супруг бывают в том, что они становятся жертвами этой страсти своих супругов, не могут подняться выше своей скорби, постоянно живут с одной мыслью «как спасти супруга». Мы должны спастись, прежде всего, сами. Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если человек сам избавился от страстей, имеем любовь, только так мы можем помочь своим ближним. Надо жить с Церковью, которая в скорби, как отдушина, дает нам воздух и силу, без Церкви это невозможно.

 

- Мы не спросили, откуда звонила телезрительница, но подобные «Общества трезвения» есть в большинстве городов. Кроме того, на телеканале «Союз» есть передачи, посвященные теме трезвения.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Как поступать женщине в том случае, если супруг отказывается зарабатывать и говорит, что можно обойтись и без лекарств, и без еды, что могут помочь мои родители. При этом в семье ребенок с родовой травмой, мама должна находиться с ним дома, и поддержка со стороны отца просто необходима?

 

- Как бы ни было тяжело, Церковь не благословляет развода в такой ситуации. Единственный канонический повод для развода – измена, и то, если есть возможности примирения, надо стремиться сохранить брак. В Поместном соборе 1917-1918 г. было установлено, что причиной развода может быть пьянство. Но и в этом случае надо стараться сохранить семью, иначе, как я говорил, совесть может укорять до конца дней.

Если мы имеем смирение и принимаем брак как крест и волю Божию, Господь поможет нашей скорби. Если же мы возмущаемся, тем самым мы возмущаемся против Бога, и скорбь будет продолжаться до тех пор, пока мы не смиримся. Когда мы поймем, что это по нашим грехам, то есть смиримся, тогда Господь поможет нам.

 

- Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга:  Где находится та грань между мужчиной и женщиной, когда надо дать возможность проявить ему свою силу и ответственность, а не брать все на себя, прощая ему его слабость?

 

- В каждой семье по-разному, сложно решить этот вопрос однозначно для всех. Есть семьи, где мужчины более рассудительны, в других о семье больше заботится жена.

В каких вопросах мы должны проявить твердость? Если супруг толкает на явный грех, препятствует жить по заповедям Божиим. Но и здесь мы должны проявить свою твердость по-христиански, то есть с любовью. Если это не касается заповедей  Божиих, мы должны смиряться. Супругам, если они вдвоем не живут церковной жизнью, тяжело в каких-то моментах, например, при соблюдении поста только одним супругом, но надо проявить снисходительность. То же касается воздержания в интимной жизни. Апостол Павел говорит о том, что жена не может распоряжаться своим телом, как и муж не может распоряжаться своим.

 

- Как быть в ситуации, когда дети воцерковились, но живут с родителями атеистических взглядов?

 

- Бывает, что и дети приводят к вере своих родителей. Прежде всего, нельзя осуждать родителей, не живущих церковной жизнью. Мы должны быть благодарны им за то, что они дали нам жизнь. Мы можем молиться о них, говорить о вере, если пытаться привести их в Церковь, то делать это кротко, без всякого осуждения.

В чем-то надо и уступить родителям, не терять с ними связи. Если мы сохраним дружеские отношения, только тогда можем помочь им воцерковиться.

Бывает, что церковные родители пытаются воспитывать детей в православии и водят детей в церковь во все праздники и каждый воскресный день. Ребенок устает, ему это надоедает, он начинает скандалить. Мне бывает больно видеть в храме скучающих на богослужении детей. Родители просто заставляют их идти на исповедь и к причастию. Таким образом, можно на всю жизнь лишить ребенка желания ходить в церковь, оттолкнуть от нее. Здесь также надо быть рассудительным. Заставляя, навязывая свою волю ребенку, особенно когда ему уже 15-16 лет, и он бунтует против всех устоев, такой революционер, родители, по-прежнему принуждая его, могут вырастить настоящего врага православия. Пусть у него самого появиться желания сходить на исповедь и покаяться, принуждение ничего хорошего не дает.

У меня был опыт общения с детьми в обыкновенных школах. Случается, приходишь в сельскую школу, они тебя слушают и у них просто глаза горят. Тем более, батюшка из оценок не ставит, а просто рассказывает о  душеполезных вещах. Также меня приглашали на беседы в нашу православную гимназию, где дети видят священника каждый день, у них на Законе Божием ставят оценки. Дети просто не хотели меня слушать, у них на лицах отрицание, хотят скорее бежать, бегать, развлекаться. Даже если они смиряются, то они сядут за парты, смотрят на тебя стеклянными глазами и, очевидно, думают, когда же все это, в конце концов, закончится? Спросишь, есть ли у вас вопросы, они же: «нет, нет, никаких нет». Только бы поскорее отпустили. Такая реакция часто бывает у православных детей. Можно воспитывая ребенка в православии, отбить у него всякое желание быть православным. Здесь нужно быть рассудительным и снисходительным, давать свободу каждому человеку.

 

- В заключение нашей передачи дайте, пожалуйста, один короткий совет, как быть в том случае, если в семье представители различных конфессий?

 

- Вновь повторю пример, который уже приводил. Одна женщина жила с мужем неверующим и другой национальности. Когда она приходила их храма Божьего после Литургии, он всякий раз замечал, что у нее светится лицо. Сначала думал: случайность, показалось. Потом стал замечать, что это происходит каждый раз после того, как она причастится. Жена ничего не говорила ему о своей вере, просто ее так воспитали родители. Но потом он сам захотел попробовать сходить в церковь, чтобы попробовать, как это человек может принять в себя свет. Таким образом, жена помогла ему ни словами, ни настойчивостью, ни навязыванием своей воли, а просто своей верой. Вот к этому и надо стремиться.

 

- Спасибо, батюшка, за беседу. Скажите, пожалуйста, несколько слов на прощание телезрителям.

 

- Дорогие мои, благословляю всех вас. Пусть в эти дни, когда мы празднуем праздник Богоявления, Господь явился всем нам, в каждом сердце. Храни всех вас Бог!

 

Ведущий: Тимофей Обухов.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​