Беседы с батюшкой. Праведный Симеон Верхотурский

20 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря (г. Верхотурье Свердловской области), наместник Монастырского округа Екатеринбургской епархии игумен Иероним (Миронов).

– Спасибо, отец Иероним, что сегодня согласились к нам прийти. Это так важно: накануне дня памяти святого Симеона Верхотурского напомнить нашим зрителям о том, что это за святой, как монастырь в Верхотурье готовится к празднованию памятной даты. Двадцать пятого сентября Русская Православная Церковь будет отмечать перенесение мощей святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца. Традиционно паломники из различных регионов Урала, Сибири и вообще из разных городов России приезжают в Верхотурье, чтобы помолиться этому удивительному подвижнику, которого еще называют покровителем Урала и Сибири. Как в обители готовятся к празднованию?

– Действительно, 25 сентября – особый день, потому что именно с этой даты начинается новый этап в истории Верхотурской обители, хотя основана она была за сто лет до перенесения мощей праведного Симеона, когда праведный Симеон еще не родился. Но в 1704 году вновь обретенные мощи этого великого подвижника, праведника, человека совершенно особого, выделяющегося среди всего множества русских святых, были перенесены в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь. И обитель действительно расцвела, стала центром паломничества, центром духовной, просветительской миссии в Зауралье и Сибири. Еще задолго до прославления таких наших великих подвижников и миссионеров, как святитель Иоанн Тобольский, святитель Филофей Тобольский, праведный Симеон приводил людей ко Христу, проповедовал Евангелие. И во время своей земной жизни всем своим образом проповедовал, и после своего преставления; и в особенности привлекал людей своими чудесами, милосердием, снисхождением.

Как мне недавно сказал один паломник (может быть, это прозвучит несколько примитивно),  святой Симеон – это добрый святой. Конечно же, все святые добрые, но вот его доброту действительно люди чувствуют, когда приезжают в Верхотурье. Несмотря на все сложности, которые испытывает монастырь. Несмотря на то, что он еще по-прежнему далек от того процветания и благолепия, которое мы видели в Верхотурье до революционных событий по сохранившимся фотографиям, свидетельствам, от того внутреннего духовного благолепия, которое в особенности засияло, как светильник, в Свято-Николаевском Верхотурском монастыре после установления там общежительного жития в конце XIX века, когда в Верхотурье прибыли валаамские монахи.

И в наше время все-таки люди приезжают в Верхотурский монастырь не один раз; стало уже традицией для многих совершать паломничество. Хотя, наверное, есть немало других интересных святых мест на нашем земном шаре, но приезжают люди порой из очень далеких стран:  Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов Америки. Я уже, конечно, не говорю о наших жителях области, жителях Урала, Сибири. И в этом году, конечно, особенная дата: 25 сентября исполняется 25 лет второго перенесения мощей. Потому что мощи праведного Симеона два раза приносили в Верхотурье. Первый раз из села Меркушино в 1704 году. Второй раз (в 1992 году) из Екатеринбурга вновь обретенные мощи перенесли в Верхотурье, и тут начался второй расцвет монастыря.

– Вы только что говорили про паломников из Новой Зеландии, Австралии. Это все-таки наши русские, эмигрировавшие туда в свое время, или иностранцы, которые приезжают сюда?

– Это русские люди, но русские не по паспорту и не по рождению, а по своей духовной культуре, своей вере, по устроению  души.

– Насколько я помню, всего три дня памяти святого Симеона Верхотурского: это первое перенесение мощей, второе перенесение и обретение мощей этого подвижника.

– Прославление праведного Симеона и обретение его мощей – 31 декабря, 25 мая – второе обретение мощей праведного Симеона после многих лет пребывания их в пленении, скажем так, в музейном затворе. И 25 сентября – два перенесения мощей: из села Меркушино в Верхотурье и из Екатеринбурга в Верхотурье.

– Но самое главное в эти дни, конечно же, молитва и богослужение, участие в таинствах. Для тех наших зрителей, кто не может посетить Верхотурье в эти дни, мы по традиции организуем прямую трансляцию всенощного бдения (24 сентября) и Божественной литургии (25 сентября) из Свято-Николаевского мужского монастыря. Но, насколько я понимаю, будут не только богослужения, но еще и праздничные мероприятия.

– Да, конечно. По традиции мы стараемся организовать для наших паломников и духовную сторону, и материальную, чтобы подкрепить их силы, потому что люди предпринимают непростое путешествие. Отнюдь не все приезжают в Верхотурье в комфортных условиях, на хороших автомобилях, многие добираются перекладными, даже часть людей идет пешком по Симеоновой тропе. В этом году будет традиционный крестный ход из Алапаевска в Верхотурье. Конечно же, большую благодарность мы выражаем нашей железной дороге: три раза в год организуются бесплатные электропоезда в Верхотурье, в этом году также будет такой бесплатный электропоезд.

Люди приезжают в наш монастырь, а мы зачастую даже не можем предоставить им какого-то более-менее приемлемого места для ночлега, они ночуют в храмах на клиросе, где придется, кто-то, может быть, в машине. Потому что, к сожалению, до сих пор в Верхотурье, при всей значимости этого места как паломнического и туристического центра Зауралья, нет в достаточной мере ни гостиниц, ни пунктов питания. Поэтому монастырь прикладывает определенные усилия для того, чтобы хотя бы какие-то условия предоставить нашим паломникам. Мы, в частности, бесплатно кормим их, и в этом году у нас открылась трапезная монастыря, где также можно пообедать за очень умеренное пожертвование. Кроме того, этим летом мы постарались улучшить условия проживания в монастырской гостинице, но предстоит еще очень много работы.

Я говорил о пище духовной – это богослужения, о пище материальной, но есть еще у человека определенные душевно-эмоциональные переживания, которые он уносит с праздника. И мы стараемся их подкрепить той концертной, культурной программой, которая организуется и силами монастыря, и силами жителей и администрации Верхотурья. Думаю, культурная программа празднования дней праведного Симеона уже была представлена в наших средствах массовой информации. То есть вечером 24 сентября, после богослужения, состоится концерт певицы Татьяны Петровой в сопровождении оркестра «Урал», на следующий день после Божественной литургии будет композиция «Музыка жития», то есть будет читаться житие праведного Симеона, сопровождаемое оркестром «B-A-C-H». Такое новое направление в деятельности нашего отдела культуры Верхотурского благочиния.

– Практически год Вы являетесь наместником Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, и, наверное, когда священнослужитель становится либо настоятелем какого-то храма, либо когда просто поступает в клир какого-либо храма, посвященного определенному святому или определенному событию Священной истории, то вот это событие или святой становятся ему ближе. Он вольно или невольно начинает больше узнавать об этом событии или подвижнике, вольно или невольно ощущает ту поддержку и помощь, которую подвижник дает на пути служения. Насколько ощущается поддержка святого праведного Симеона Верхотурского?

– Я познакомился со святым праведным Симеоном Верхотурским, конечно же, не год назад, когда был назначен игуменом Свято-Николаевского монастыря. Впервые для меня праведный Симеон открылся в 1990 году, когда я, вскоре после крещения, стал сознательным прихожанином Иоанно-Предтеченского кафедрального собора, а затем Вознесенского храма. Потом был иподьяконом у приснопамятного архиепископа Мелхиседека. Каждую среду, пока мощи праведного Симеона находились в храме Всемилостивого Спаса (район Елизавет), где тогда был настоятелем протоиерей Николай Ладюк, владыка Мелхиседек служил там Божественную литургию и акафист праведному Симеону. И я, как и многие другие священнослужители нашей епархии, старался не пропускать эти богослужения, потому что действительно это был еженедельный духовный праздник общения с праведным Симеоном.

И, конечно, неоднократно посещал Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь. Когда служил в Ново-Тихвинском монастыре, то очень часто бывал в подворье монастыря в Меркушино и там старался каждый год принимать участие в богослужении. Часть мощей праведного Симеона (часть его руки) находилась в Елизавете, где я в свое время возглавлял православную гимназию, а также каждый день заходил в храм, чтобы приложиться к мощам праведного Симеона и испросить его благодатной помощи. Сейчас можно сказать, что праведный Симеон вошел в мою ежедневную жизнь, он стал для меня так близок, как, наверное, член семьи, с которым ты каждый день встречаешься, общаешься, делишься какими-то своими скорбями и переживаниями.

Порой мы стремимся к разного рода целям, которые кажутся нам важными, и вдруг святой обнаруживает всю тщетность, всю суетность наших стремлений, открывает нам, что наши замыслы не нужны Богу, что наши мнимые добродетели оскорбляют святыню Божества, что вместо освящения они нам приносят только суету, гордость, тщеславие. И праведный Симеон, как никакой другой святой, учит простоте, учит стремиться прежде всего к тишине сердца, к тому, чтобы в сердце зазвучала молитва к Богу. Потому что праведный Симеон, как мы знаем, был человеком непростым, он происходил из знатного семейства. И, наверное, мог бы, как и многие его современники (это было Смутное время, из которого Россия только-только выходила), искать земного счастья, надеяться на возвышение, на то, что он войдет в доверие к новой династии, которая только-только воцарилась на московском престоле. Но он все это оставил и ушел в безвестность; по человеческим меркам – ушел в глушь.

И сейчас-то Верхотурье – это глушь по сравнению с Центральной Россией, даже с Екатеринбургом. Не все, что необходимо для современного человека, можно купить в Верхотурье. Например, мы не так давно принимали паломников и столкнулись с тем, что у нас даже нет достаточного количества автобусов, чтобы доставить людей от вокзала в монастырь, а потом в Меркушино. Люди приехали на поезде (160 человек) из Тобольской митрополии, а у нас в Верхотурье нет столько автобусов. Пришлось обращаться в соседние города и районные центры. То есть таково Верхотурье сейчас, а что из себя Верхотурье и Меркушино представляли тогда, в начале XVII века? Это действительно была глухомань. Вот туда удаляется праведный Симеон и не строит там себе хоромы, а как странник ходит из одного дома в другой. Но при этом сохраняет тишину, покой, любовь, которая привлекает к нему тысячи. И до сих пор эти тысячи идут.

И в самое, можно сказать, шумное время, 31 декабря, накануне Нового года, когда люди теряют голову, когда кажется, что весь смысл жизни состоит в том, чтобы встретить очередной год, приближающий нас к смерти, они приезжают в Верхотурье. И здесь в тишине, молитве, в общении с праведным Симеоном проводят эти безумные дни, с тем чтобы действительно подготовиться к встрече, но не какого-то непонятного года, а к встрече приходящего в мир Богомладенца Христа.

Праведный Симеон – это святой нашего, по сути, смутного времени, мы тоже сейчас живем в смутное время. Я бы еще хотел отметить очень важный момент, что праведный Симеон тесно связан с царской семьей. Посмотрите, его жизнь была связана с воцарением династии Романовых, монастырь всегда привлекал пристальное внимание членов Дома Романовых. Храм, который мы сейчас видим на заставке (Крестовоздвиженский собор), был построен к 300-летию Дома Романовых. Сень над ракой праведного Симеона была пожертвована царем-страстотерпцем Николаем Александровичем.  На территории монастыря в то время был построен дом приема почетных гостей по указанию Григория Ефимовича Распутина, для того чтобы в нем могла поселиться царская семья. Он сказал, что если царевич проживет здесь несколько дней, то он совершенно исцелится от своей тяжелой болезни. В 1914 году монастырь посетила святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. И действительно, вся царская семья знала о праведном Симеоне, хотя, наверное, это был не самый известный святой.

– Не просто знала, но и почитала...

– И знала, и почитала; у них была икона праведного Симеона. И то, что сюда не приехала царская семья, было чистой случайностью: произошла сначала Первая мировая война, потом революция. Но ведь и мученическая кончина царской семьи произошла здесь: сначала они были заключены в Тобольске, потом перевезены в Екатеринбург, и все это происходило рядом со Свято-Николаевским монастырем, рядом с обителью праведного Симеона. А друг царской семьи, Григорий Ефимович Распутин, был убит 30 декабря, накануне дня празднования праведного Симеона. То есть такими совершенно необъяснимыми путями Промысла Божия Господь ставит праведного Симеона в центр русской истории (по крайней мере, в последние четыреста лет).

– Чуть ранее Вы говорили, что начало 90-х годов – это период Вашего сознательного прихода в храм Божий, что Вы служили в свое время в храме Всемилостивого Спаса (Елизавет). Но вот, читая о событии перенесения мощей, которое будет праздноваться 25 сентября, можно встретить фразы вроде: «При торжественном стечении народа мощи святого праведного Симеона Верхотурского были перенесены из храма Всемилостивого Спаса в Верхотурской Свято-Николаевский мужской монастырь». Есть фотографии, где действительно масштабность и торжественность события видны и ощутимы. Вы были свидетелем этого события?

– Да, конечно. Я участвовал в перенесении мощей праведного Симеона.

– Расскажите, как это было. Не так вот сухо: «При торжественном стечении народа...», но коротко.

– Как это было? Когда проходят годы, то впечатления немного стираются и остается только эмоциональный след в душе, что это было действительно событие по тому времени, наверное, не сравнимое ни с чем по масштабам в жизни Екатеринбургской епархии. То есть это сейчас мы совершаем многотысячные крестные ходы от Храма-на-Крови до монастыря в честь царственных страстотерпцев на Ганиной Яме...

– ... и это уже никого не удивляет, в общем-то.

– Да, это сейчас никого не удивляет. Вчера мы встретили мощи святого великомученика Димитрия Солунского. Кто бы мог подумать, что такая святыня прибудет на Уральскую землю! Несколько лет назад мы были свидетелями принесения в Екатеринбург и в целый ряд городов России Пояса Пресвятой Богородицы. Я могу еще долго перечислять те святыни, которые освятили нашу повседневную жизнь и обратили наш ум к Богу. А тогда перенесение мощей праведного Симеона было действительно событием не только в Екатеринбургской епархии, а вообще в целом ряде окружающих областей. И не только Урала, но и Сибири, и Поволжья. Поэтому как можно выразить это эмоциональное чувство особого подъема, чувство истории, когда ты становишься реальным деятелем совершающегося масштабного исторического события? О чем здесь можно рассказать? О каких-то случайных эпизодах?

– Хотя бы...

– К сожалению, эти эпизоды стираются из памяти, а остается вот это чувство близости к Богу, к святому, то, что ты получил некий новый призыв в своей жизни. После перенесения мощей я поступил в Московскую духовную семинарию (в 1993 году), для меня это было жизненное событие. Я думаю, что в этом большую роль сыграло мое участие в перенесении мощей праведного Симеона.

– В 90-е годы Церковь в массовом сознании только начала возрождаться, и множество людей потянулось снова в храмы, к вере. Начали возвращать Церкви храмы и монастыри, они стали открываться, стали создаваться приходские общины, совершаться первые публичные крестные ходы, появлялись воскресные школы. Семинарии тоже начали постепенно возрождаться, была жажда к молитвенному общению со святыми, к поклонению святым мощам и иконам. И вот сейчас современное, наше время, когда это, в общем-то, доступно, дозволено, во многих храмах (не только нашей епархии, а всей Русской Православной Церкви), наверное, есть с десяток святых мощей угодников Божиих и иконы, которые считаются тоже чудотворными. Как не допустить привыкания к святыне?

– Наша беда не в том, что много святынь, их никогда не бывает много. Греха и скверны в нашей жизни намного больше. Ведь мы с вами знаем из истории, что гонения против верующих, осквернение святынь происходили не без попущения Божия. Если бы не было на то попущения Божия, Господь не допустил бы этого, не допустил разрушения храмов, попрания святынь. Но святыни нужны тогда, когда люди правильно их используют в своей жизни. Не просто боятся наказания Божия, которое их постигнет, не просто боятся каких-то нежелательных событий в своей жизни, болезней или скорбей, а боятся греха. Когда люди боятся греха, боятся преступить заповеди Божии, тогда действительно святыни обретают для них особое значение и не происходит какого-то привыкания. Привыкание бывает тогда, когда нам кажется все мало и мало, мы требуем все больших знамений и больших чудес в подтверждение нашей веры. Но не чудеса и знамения укрепляют веру людей, а внутренняя духовная жажда, стремление изменить свою жизнь.

Конечно же, мы ждем, что Господь нас поддержит в этом стремлении. Без благодати Божией, без этой руки, десницы Божией, которая ведет нас по жизни, мы не можем и пальцем двинуть. Если мы надеемся и уповаем на свои силы, то в конечном итоге бываем обречены на эту бессмысленную суету, мы бьемся, бьемся в своей жизни, пытаемся чего-то достичь, какого-то мимолетного, призрачного счастья, а оно от нас ускользает и уходит все дальше и дальше. Так путник идет в пустыне, и на определенном этапе под воздействием ослабления физических сил, жажды, условий пустыни у него начинаются миражи. И вот мы идем, бежим за этими миражами, стремимся к ним, а ничего не получаем. А происходит это потому, что мы не Бога ищем, а тех временных земных благ, которые нам может дать Бог и Его святые угодники. Конечно, Господь снисходит к нашим немощам, и мы просим праведного Симеона в том числе, чтобы он ходатайствовал о нашем исцелении. И праведный Симеон прославился как чудотворец, как целитель болезней глаз, болезней, связанных с органами движения человека. То есть когда люди потеряли возможность двигаться, пребывали в расслаблении, в параличе, то праведный Симеон помогал людям. И помогает до сих пор. В том числе есть видеосвидетельства исцеления людей по молитвам праведного Симеона.

Но для чего Господь дает нам эти чудеса, для чего святые ходатайствуют за наше исцеление и благодатную помощь свыше? Для того, чтобы мы свою жизнь изменили, чтобы задумались над тем, что для нас наиболее ценно: данное, сиюминутное исцеление, физическое здоровье или же все-таки главной целью жизни является духовное исцеление, духовное здоровье, достижение чистоты, святости. И тогда действительно даже самая маленькая святыня, какая-нибудь иконочка, напечатанная не очень качественно, типографским способом, становится для нас чудотворной.

Вообще говоря, такое понятие, как чудотворная икона, приложимо к любой иконе. Потому что любой образ Божий, образ Пречистой Богородицы, образ святых угодников для того и создается, чтобы внести чудо пришествия в мир, воплощения в человеческом облике, в человеческой природе Самого Всевышнего Бога, Сына Божия.

– Это как возможность обратиться к первообразу…

– Первообраз – это Бог, а каждый человек является таким образом Божиим. Ведь мы были созданы по образу Божьему, но потеряли этот образ. Или, точнее сказать, затмили его своими грехами. Но Сам Бог от этого не претерпел никакого ущерба; ущерб терпим мы, теряем мы. И Бог хочет от нас, чтобы мы обрели самих себя, чтобы обрели Бога в своем сердце. А Господь всегда стоит у дверей этого сердца и стучит. К тем, кто отворит, Он войдет и будет вечерять с ними.

– Поток людей, которые приезжают поклониться мощам святого праведного Симеона Верхотурского,  не иссякает. И даже те, кто не приезжает, дома имеют иконку или ходят в храм в честь этого подвижника в других городах. И не иссякает то количество помощи, которое по молитвам к святому Господь людям дарует. Мощи святого были обретены в начале XVIII века. В XX веке практически сто лет они находились в запасниках музея.

Теперь, в наше время, вновь возвращены Церкви, у нас есть вновь  возможность прикладываться к этим святым мощам. И в местах, где находятся особо чтимые чудотворные иконы, святыни, как правило, ведут книги, в которых указываются случаи чудесной помощи. И вот Вы говорите, даже есть какие-то видеосвидетельства этой чудесной помощи. Расскажите о тех чудесах, которые за последний год произошли, за то время, что Вы являетесь игуменом Свято-Николаевского монастыря.

– Я расскажу об одном чуде, свидетельство о котором я получил лично.

– Это, конечно, не к тому, чтобы все наши зрители сейчас подумали: «Вот – чудо, надо спешить к чуду». Не для этого. Только для того, чтобы понять, что это действительно реально, что по искренней молитве святому это возможно.

– Вот, к примеру, реальное чудо, свидетельство о котором я получил буквально, может быть, несколько месяцев назад. Мне передали записку (я, к сожалению, не взял ее с собой сегодня). В этой записке женщина говорит о том, что  она находилась на грани полной потери зрения. Не то чтобы ей это казалось или это была какая-то болезнь, которая длительное время тянулась, а потом отступила; это была острая ситуация, когда буквально еще несколько часов – и человек полностью потерял бы зрение. Требовалась сложная операция, причем  никто из врачей не мог гарантировать ее успех. И вот по молитвам праведного Симеона всякие последствия этих тяжелых обстоятельств, в которые она попала, полностью исчезли. К человеку полностью вернулось зрение, не понадобилось никакого лечения, и это свидетельство есть.

Но, пожалуй, наверное, самое главное чудо, которое происходит в монастыре по молитвам праведного Симеона, – это исцеление душ человеческих. Наш монастырь находится в очень непростом месте. Вы, наверное, знаете, что на территории монастыря длительное время находилась колония для несовершеннолетних. У нас в монастыре есть послушник, молодой человек, очень непростой судьбы; его родной отец был воспитанником этой колонии. Это тоже чудо, реальное чудо, которое происходит с человеческими душами. И у нас есть такие паломники и трудники, которые практически всю свою сознательную жизнь провели  в местах лишения свободы. И когда они приходят в монастырь, можно себе представить, как им приходится себя ломать и преодолевать вот это стремление к прежней жизни. Но кто им помогает в этом? Я думаю, что не мы, нет у нас ни педагогических талантов таких, ни такой любви, ни такого внимания к людям, чтобы переломить эту ситуацию. Только праведный Симеон своей любовью, своей милостью, своим прощением, своим снисхождением к нашим немощам помогает и укрепляет этих людей в их следовании евангельским заповедям.

Конечно, не всё в розовых тонах, как может показаться (как наша картинка), много есть падений и действительно тяжелых ситуаций. Но милость Божия в нашей жизни присутствует, и мы верим, надеемся, что Господь и дальше будет по молитвам праведного Симеона возрождать человеческие души. И еще немало святых обретут свое место в истории Церкви, в истории нашей обители, как в ней обрелись мощи преподобного Арефы Верхотурского, преподобного Илии Верхотурского, преподобноисповедника Иоанна. Бог даст, еще и многие-многие другие святые станут нашими заступниками, нашими ходатаями пред Престолом Царя Небесного.

– А вот это изменение человека, его направленность в сторону Бога – о нем можно только предполагать или это какое-то прямо зримое свидетельство, что человек меняется и уже не тот, что был ранее?

– Знаете, я человек уже не очень молодой и какой-то определенный опыт общения с людьми имею, тем более что мне приходилось много исповедовать людей, которые намного старше меня. И вот иногда я смотрю на некоторых наших послушников, трудников и не могу поверить, что эти люди всю свою жизнь провели в местах заключения, что они совершили очень тяжелые преступления. Ведь когда встречаешься с человеком, имеющим преступное прошлое, но не кающимся в этом и уверенным в своей правоте, обвиняющим и общество, и ближних, и государство в своих несчастьях, у него совершенно другое выражение лица, совсем другое поведение, совершенно другой образ мыслей, чем у тех людей, с которыми я встречаюсь в монастыре. У нас есть такое выражение в монастыре, что наша обитель – это обитель благоразумных разбойников.

– Дай Бог, чтобы они уподобились ему за свою перемену, за покаяние...

– Как говорит Господь: Грядущаго ко Мне не изжену вон. Поэтому кто мы такие, чтобы кого-то выгонять или осуждать? Но, конечно, здесь нужно проявлять определенную трезвость. Не подумайте, что я такой наивный человек и верю с первого слова тем сказкам, которые мне рассказывают. Писем приходит много, в них много всяких слов красивых, книжных, но реальность зачастую бывает очень печальной. И если я говорю об успехах, это не значит, что у нас 99,9 % всех приходящих в монастырь становятся примерными монахами, святыми мужами. Из них 90 % покидают обитель, идут дальше в поисках какого-то призрачного счастья, некоторые опять падают. Тем не менее немало и тех, кто действительно преображается.

– Предлагаю немного затронуть еще вот какую тему. Верхотурье называют духовной столицей Урала, а святого праведного Симеона Верхотурского – покровителем Урала и Сибири. Почему так сложилось? Это оправданно?

– Когда была основана Верхотурская обитель (это произошло в начале XVII века, в 1604 году, при царе Борисе Годунове), на территории Урала и Сибири монастырей не было, то есть это самая древняя обитель Урало-Сибирского региона. Когда в конце XVII века, в 1696 году, произошло прославление праведного Симеона, то это был, наверное, первый святой Урала и Сибири. До него, может быть, только был святитель Стефан Великопермский. Потом уже появился святитель Иоанн Тобольский, святитель Филофей Тобольский, а праведный Симеон был единственным святым на всю эту огромную территорию Урала и Сибири. И действительно, Верхотурье и тогда, и сейчас являлось духовной столицей Урала. Праведный Симеон, без сомнения, является покровителем и Урала, и Сибири, тем более что Верхотурье находится на границе Урала и Сибири. Сейчас Свердловская область – это Средний Урал, а само Верхотурье относится не к Уралу, а к Сибири и по своим природным особенностям, и по тем растениям, которые произрастают в окружающей природе. То есть действительно Верхотурье является духовным центром и Урала, и Сибири.

Но мы не должны вот так успокаиваться на этой картинке, скажем так, которую видим перед собой: великолепный собор, множество храмов, множество святынь, красивая природа. Господь поставил человека  возделывать эту землю, и мы должны проявлять заботу, чтобы эти храмы, эти святыни остались следующим поколениям. Потому что леса можно вырубить, храмы могут разрушиться, все может прийти в запустение. И если мы действительно думаем о будущих поколениях, если наша душа болеет о духовной жизни в нашей области и вообще в целом в Уральском регионе, то я думаю, что мы должны сосредоточить свое внимание на этой великой святыне и действительно сделать из нее жемчужину нашей малой родины.

– Спасибо Вам за этот разговор. Хочется напомнить нашим зрителям, что 25 сентября Русская Православная Церковь отмечает день перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Соответственно, 24 сентября, поскольку богослужебные сутки начинаются с вечера, – праздничное всенощное бдение; 25 сентября – Божественная литургия.

И, насколько мне помнится, 24 сентября из Екатеринбурга паломников, которые собираются в Верхотурье, отвезет бесплатно электропоезд. Соответственно, на следующий день, 25 сентября, этот электропоезд привезет всех обратно. Поэтому тем, кто хотел бы съездить, но не знает, как добраться, можно это сделать из Екатеринбурга. Но если вы из других городов, то есть остановки на пути следования этого электропоезда.

– Уважаемый Дмитрий, дорогие братья и сестры, сердечно всех благодарю за ваше внимание, за вашу любовь к праведному Симеону. Мы ждем вас у нас в Верхотурье, в монастыре, на торжествах, связанных с перенесением его святых мощей. Надеюсь, что каждый получит свое, обретет поддержку у праведного Симеона в эти дни и вернется домой в обновлении духа.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать