Беседы с батюшкой. О страстях. Блудная страсть

2 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте протоиерей Андрей Панков.

– Напомню, дорогие телезрители, что мы уже встречались с батюшкой в Рождественском посту, обсуждали некоторые страсти, и сегодня пришла очередь страсти блудной.

В одной из предыдущих наших бесед мы говорили, что у каждой страсти есть та основа, откуда она берется. Что является корнем блудной страсти, с чего она берет свое начало?

– Как правило, это извращение естественной силы человека. Например, радость от принятия пищи (так как пища тоже в некотором смысле дар Божий) может быть извращена в чревоугодие. Равным образом происходит и с блудной страстью. Естественное стремление человека в супружеской жизни извращается в блуд, доводится до некоторой крайности и приводит к уничтожению человека. Вообще блудная страсть – это тема, о которой довольно трудно говорить, потому что, рассуждая об этих вопросах, находишься между двумя как бы положениями. В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что эти блудные подробности вовсе не должны именоваться у христиан, но, с другой стороны, по степени своего распространения блудная страсть в современном обществе, пожалуй, занимает одно из доминирующих положений, потому вовсе обходить эту тему нельзя. В связи с этим мы с Вами и говорим об этой проблеме.

Меня всегда поражает то, что в православном отношении к страстям всегда есть некая здравость. И  начать нашу сегодняшнюю беседу я бы хотел со слов ангелов, которые сказали блаженной Феодоре, после того как они миновали заставы блудной страсти: «Радуйся, потому что немногие проходят эти мытарства без того, чтобы запнуться на них. Мир погружен в тину сластолюбия и блуда, и хвалятся заставы блудных мытарств о том, что они больше всего пополняют огненное родство во аде». Нужно понимать, что эти слова относятся к X веку, к христианской Византии. Что можно говорить о нашем XXI веке, который, к сожалению, в блудной страсти практически дошел до глубины падения античного мира. Подтверждение этому мы видим вокруг себя: развал семьи.

Статистика разводов свидетельствует о том, что более половины сочетавшихся браком разводятся после первого года жизни. Естественно, развал семьи влияет на вопросы воспитания, вопросы рождаемости. И именно блудная страсть является причиной падения рождаемости. Потому что все вопросы, касающиеся блудной страсти, имеют подлинную сторону, связанную со страданиями, которые приносятся и детям в семьях, и женщинам, которые доверились, пошли на брак и в итоге вынуждены воспитывать своих детей в одиночестве.

Это и разводы, потому что развод является трагедией не только для женщины, но и для мужчины. Для мужчины это всегда некий апокалипсис в миниатюре, и после такого рода разочарований многие впадают в страсть алкоголя, для того чтобы пережить эту боль. И в финале мы получаем общество, значительно более ослабленное в отношении семейного тепла, взаимного понимания, укрепления родственных связей. Все это стремительно разрушается, и причиной этому является не что иное, как блудная страсть.

Святые отцы говорят в своих творениях о причинах этой страсти и средствах противостояния ей. Она очень распространена, и каждому православному христианину, конечно, следует знать, как ему надо поступать, как бороться с этой страстью. Большинство святых отцов, аскетов однозначно утверждают, что до конца побороть эту страсть крайне сложно, и только великие подвижники, приблизившиеся к совершенству, сумели полностью угасить в себе блудную страсть.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге говорит о том, что блудное падение у новоначальных, как правило, бывает от наслаждения снедями, то есть от насыщения чрева; у средних – от высокоумия и от того, что бывает у новоначальных; а у тех, кто приближается к совершенству, это бывает только лишь по причине осуждения ближнего. Также преподобный Иоанн очень хорошо подмечает в своих сочинениях, что блудная страсть произрастает в сердце человека от нескольких причин. Первая из них – это пресыщение чрева; вторая – пресыщение сном, покоение себя; третья – шутки, смех, праздность;  четвертая – стремление наряжать себя красивыми одеждами. В соответствии с этим нужно понимать, что если человек сталкивается с такого рода противостоянием внутри себя, то для преодоления его надо обратить внимание на эти четыре направления. Это значит – есть в меру. А если человеку тяжело преодолеть внутренние порывы блудной страсти, то, соответственно, утеснять себя в пище, спать в меру, воздерживаться от праздности, шуток, развлечений и стараться одеваться в то, что не возбуждает твое собственное тщеславие.

Конечно, блудная страсть порой требует колоссального внутреннего напряжения, чтобы противостоять ей. Я обращал внимание на то, что люди, светские, далекие от Церкви, далекие от Евангелия, всегда с некоторыми шутками и смехом относятся к этой тяжелейшей внутренней борьбе. У преподобного Кира Александрийского есть очень интересная фраза. Он говорил, что если ты не имеешь блудных помыслов, это означает то, что ты имеешь дела. Ибо какие могут быть помыслы, если ты непрестанно согрешаешь и по причине внутреннего нечувствия не противостоишь блудной страсти? Окружающий мир, к сожалению, погружен в эту страсть, и разговоры о том, чтобы противостоять ей, для большинства светских людей смешны и в плане приложения к жизни немыслимы. Только верующий человек, который понимает суть процессов, происходящих в его сердце, его душе, осознает свой долг и необходимость противостоять этой страсти и прилагает все усилия, чтобы ее обуздать.

У преподобного Иоанна Лествичника есть очень хорошая фраза по этому поводу. Он говорит: если борешься с блудной страстью через труды, то как бы связываешь ее слабой веревкой. Если противостоишь ей воздержанием и утеснением себя в отношении сна, то ты связал ее железными оковами. Если же ты борешься с блудной страстью смиренномудрием, терпением и жаждой, то ты подобен Моисею, который поразил «египтянина» и скрыл его в «песке». Под песком же разумей смирение, потому что оно не производит пажити для страстей. Это очень красивая фраза, которая объясняет суть борьбы с блудной страстью. Святые отцы также говорят о том, что полная победа над этой страстью есть дар Божий и не может быть результатом лишь собственных аскетических упражнений и противостояния.

Святые отцы утверждают, что блудная страсть полностью поражается смирением. Но смирение есть не что иное, как дар. Пожалуй, надо ощутить некую сладость, некую радость от присутствия благодати Божией, в связи с тем, что человек смиряет себя перед ближним. Конечно же, для окружающего мира это немыслимое дело по той причине, что смирение противно гордому сердцу. И, как мы с Вами уже говорили, смирение, к сожалению, приобретается не иначе, как через унижение, через попрание своей собственной воли. А для человека неверующего это немыслимо.

– Вопрос телезрительницы из Дмитровского района Московской области: «Мне 66 лет. Блуд был; я в нем, конечно, сейчас раскаялась. И хотела бы спросить, простит ли меня Господь, раз я раскаялась? Я пришла в церковь сама, купила молитвослов, Евангелие. Молюсь, молюсь, а потом все равно нарушаю эти молитвы. И в девятой молитве на сон грядущим Петра Студийского как раз тоже говорится: нарушаю, прости меня, Господи!  Ведь делаешь новые гадости и опять молишься. Молиться я буду все равно, но простит ли меня Господь?»

– Ответ на вопрос, простит ли Господь человека, если тот кается, очевиден. Потому что нет такого греха, который Господь не простил бы, если человек кается от всего сердца.

Другое дело, бывает, что мы каемся и снова согрешаем. Но это происходит невольно, по причине нашей слабости, нашей внутренней духовной незрелости и неспособности твердо противостоять страсти. Конечно же, это можно отнести к периоду некоего духовного возрастания внутреннего человека. Сколько бы раз человек ни падал, если он раскаивается от всего сердца, конечно, Господь принимает такого человека и прощает. Но для православного христианина это не является поводом для некоего успокоения, потому что страсть и падения – это некое отсутствие внутренней духовной нормы, внутреннего духовного канона. То есть человеку нужно непрестанно каяться в своих грехах, употреблять все усилия, для того чтобы противостоять страсти, и надеяться на прощение Господне.

– Возвращаемся к нашей теме о дарах Господа, о тех добродетелях, которые Он ниспосылает при борьбе?..

– Тема блуда присутствует многообразно, многократно в современных книгах, фильмах и окружена неким ореолом, романтизмом; его путают с любовью. Православная Церковь всегда говорила, что блуд является насмешкой над любовью, пародией, неким циркачеством. В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) есть очень интересная история, которую я всегда привожу по этому поводу. Там говорится о некоем монахе, который пришел в обитель вместе с малолетним сыном – так сложилась жизнь. Мальчик был воспитан в обители, но когда он достиг возраста зрелости, испытал на себе уколы блудной страсти и, не имея сил их терпеть, обратился к своему отцу с тем, чтобы тот отпустил его в мир. Отец длительное время увещевал своего сына, но это внутреннее противостояние не ослабевало в его сыне, который снова обратился к отцу уже с твердой уверенностью уйти в мир. И тот ответил ему: «Я отпущу и благословлю тебя, если ты сделаешь следующее: возьми, по древнему обычаю, сорок хлебов и листья финиковой пальмы и ступай на сорок дней в пустыню. Молись там, совершай монашеский труд, связанный с плетением веревок, и Господь все откроет тебе. После сорока дней я тебя благословлю». Этот юноша уходит в пустыню, и на двадцатый день, когда он плел веревки, явилось ему ужасное привидение в виде некоей женщины-эфиоплянки ужасного вида и весьма смердящей. В ужасе он начал ее отталкивать, а она говорит: «Я есть та, которую жаждет весь мир, та, которую считают сладостной и желанной. Но благодаря твоему послушанию, которое ты совершаешь здесь, в пустыне, по отношению к твоему отцу, Бог не попустил мне соблазнить тебя; ты видишь меня такой, какая я есть на самом деле». После этого видение исчезло.

Этот юноша увидел, что подлинная суть блуда – это уродство, злосмрадие. Внутренний ужас так потряс его, что он вернулся к своему отцу и сказал: «Я увидел достаточно и более не прошу тебя благословить меня уйти в мир». И отец добавил: «Если бы ты проявил терпение, не испугался и пробыл в пустыне все сорок дней, то увидел бы большее». Такая удивительная история, открывающая нам подлинное содержание того, что в мире окружено ореолом некой романтичности, некого соблазна.

– Вопрос телезрительницы из Нижегородской области: «Мне 63 года. По молодости я загуляла с человеком, у которого тоже была жена, но она болела. Это было тридцать лет. Пятнадцать лет назад у меня умер муж, а у него два года назад умерла жена, и мы опять вместе. Он в храм не ходит, а я давно уже хожу. Батюшке я в этом каялась. И мне жалко оставить этого человека одного, а к Причастию меня не могут допускать. Как мне быть?»

– Мы с Вами приняли уже второй звонок, и меня удивляет то, с какой внутренней свободой говорят наши телезрительницы-христианки о тех трагических греховных событиях, которые были в их жизни. Это и есть свидетельство прощенности. То есть человек, который повинен, которого поражает совесть, не в состоянии говорить так, как говорят наши телезрительницы, как говорит всякий православный человек.

 Думаю, в этой ситуации помощь ближнему, который находится в преклонном возрасте и в том состоянии, когда, может быть, и не всегда может за собой последить, наверное, уже есть некий акт милосердия.

Вопрос по поводу причащения,  думаю, нужно решить  с духовником, чтобы батюшка внимательно выслушал эту ситуацию, все взвесил и, может быть, проявил некое снисхождение, учитывая возраст человека.

– Возможно, если есть какие-то тесные взаимоотношения, то можно узаконить отношения, зарегистрировав брак  гражданским образом, который Церковь признает, и тогда уже приступать к таинству. По словам Священного Писания, верующая жена может освятить неверующего мужа.

– Я выражаю надежду, что этот вопрос будет разрешен с точки зрения пастырского милосердия, потому что применять пастырскую строгость к этому возрасту, наверное, не имеет смысла. Преподобный Серафим Саровский говорил, что великий подвиг борьбы с блудной страстью у человека бывает примерно до 35 лет – и многие не выдерживают, падают и не сохраняют своего внутреннего сокровища.

В начале нашей беседы я упомянул о том, что блудная страсть есть некое извращение естественных отношений между мужчиной и женщиной. Если мы обратимся к первым главам Книги Бытия, то первая реакция Адама на сотворение женщины – это некая песнь: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]...» То есть это некое ликование, радость.

Почему Церковь называет блуд некоей насмешкой над любовью? Потому что блуд всегда уничтожает достоинство человека. Блуд – это всегда отношение к человеку как к животному, некое стремление обладания плотью. Но христианское отношение к любви прямо противоположно, потому что подлинная любовь – это чувство, обращенное к личности, к «я» человека. Это скорее желание жертвовать, нежели обладать, в этом коренное отличие понимания любви светского и церковного. То есть в миру любовь – это обладание, а в Церкви – это жертва.

Высшей точкой любви является Господь наш Иисус Христос, Который сказал, что нет больше той любви, как если кто отдаст душу свою за ближних своих. Мы видим, что семейная жизнь и есть не что иное, как училище любви. И смысл семейной жизни заключается в способности жертвовать собой и своим.

– Вопрос телезрительницы из Кировской области: «Сейчас мне 74 года, с мужем мы прожили сорок лет, я никогда ему не изменяла, но в душе мне не нравилось жить с ним, мечтала о другом. Это тоже считается блудом?»

– С точки зрения Евангелия – безусловно. Господь в Своих проповедях возводит любовь до некоей высшей точки и называет блудом не просто совокупление, но даже взгляд с вожделением. Очень жаль; это грех, требующий покаяния, и грех, который тоже разрушает душу.

Хотел бы добавить, что Церковь, безусловно, должна противостоять тому потоку пропаганды этой страсти, который мы видим в окружающей жизни, искажению понятия о семье (например, такому, которое называется «гражданский брак»). По сути своей гражданским он и не является, будучи блудным сожительством. Конечно, в этой ситуации, как правило, страдает женщина – по той причине, что мужчина не желает, боится или не может брать ответственность за свою избранницу. Уже в самом этом факте присутствует некое предательство, потому что трусость – это всегда предательство. Если человек не готов брать ответственность, то к чему все?  И как в этой ситуации относиться к рождению детей? Человек приходит в мир, и заведомо в отношениях отца и матери есть некая ненормальность.

Кроме того, гражданский брак плох еще и тем, что каждой девушке Господь дает некое сокровище, некий капитал, некое приданое, связанное с ее молодостью и привлекательностью. И если она относится к этому легкомысленно, то этот капитал очень быстро растрачивается, значительно быстрее, чем у мужчины. И в финале это приводит к тому, что проходит время, а женщина не способна создать семью. Это драма и трагедия.

– Вопрос телезрительницы: «Так сложилось, что муж изменяет мне. Уже больше пяти лет живет с другой женщиной, не уходит и не остается в семье. Это мука. Я говорила ему: “Если любишь ту женщину, разведись со мной и иди к ней. Я не враг детям. Разведись, чтобы я знала, что это точка в отношениях”. И дети знают, что он изменяет. Это так больно! Но я продолжаю его любить. И это мука. Когда я умру, это закончится? Или я буду продолжать его любить и с этой болью буду мучиться на том свете? Я хочу понять, что будет; если не здесь, то хотя бы там».

– Очень печальная история... И очень распространенная. Конечно, степень страдания невообразима, для женщины в данном случае.

Церковь регламентирует поведение в подобного рода ситуациях. В данном случае это прелюбодеяние, потому что блуд – это связь незамужней женщины, а когда наносится ущерб третьей стороне, это называется прелюбодеяние, то есть это превосходящая степень блуда. В этой ситуации брак невозможен. Если супруга любит, то все-таки, с моей точки зрения, она должна решиться и пойти на довольно твердые действия, связанные с тем, что нельзя принимать назад в семью человека, который совершает прелюбодейство. Потому что этим только усугубляется его грех. Но некое отвержение в данном случае может уврачевать его душу, привести к некоему внутреннему вразумлению. Либо не привести – и эту опасность нужно понимать и принимать.

Церковь отпускает обиженную сторону, позволяя ей снова обрести семью. Но, с другой стороны, если в сердце живет любовь по отношению к супругу, то, наверное, имеет смысл некоторое время подождать его раскаяния. Может быть, он придет к осознанию неправильности своей жизни; может быть, принесет покаяние в своем грехе, в том числе и церковное, – и семья воссоединится. Но, повторюсь, принятие супруга, совершившего подобный грех, к сожалению, является потворством и условием для развития этого греха в дальнейшем.

– Учитывая, что это продолжается, как сказала телезрительница, уже пять лет, это большой срок, чтобы терпеть. Надо уже идти на какие-то действия.

– Если любишь, значит, надо отпустить.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Мой сын учится во втором классе православной гимназии, и им рассказывали житие преподобного Андрея Критского. Известно, что он происходил из благочестивой семьи и маленьким болел, но после того, как исцелился, дальше вел праведную жизнь. Но у нас в гимназии рассказали, что он стал грешником, а когда покаялся, вырыл яму и в ней очень долго и усердно молился. И вот я везде ищу житие преподобного Андрея Критского и не могу найти. Может быть, что-то перепутали в школе?»

– Что касается подробностей жизни преподобного Андрея Критского, я затрудняюсь ответить. Возможно, это и так.

– Если дети принесли это из школы, то, наверное, им это давали на основании каких-то материалов. Надо попробовать подойти к педагогу и спросить, откуда это было взято.

– Да, надо проверить источники. Честно говоря, навскидку не могу ответить на этот вопрос и как-то прояснить эту ситуацию.

К сожалению, наша сегодняшняя тема касается и детей, касается тех, кто приходит в мир, смотрит на небо широко открытыми глазами и сталкивается с такими последствиями этого уродливого явления. Мне думается, что юноша и девушка, готовящие себя к семейной жизни, должны понимать, что их воздержание, их терпение, их верность Господу, доверие Ему являются неким залогом и капиталом для их будущих детей. Потому что Богом так устроено, что та добродетель, которую стяжают родители, является неким трамплином для последующего поколения. Чем больше терпения, чем больше воздержания православные молодые проявляют перед браком, тем бо́льшими дарованиями будут одарены их собственные дети и тем бо́льшим благословением они будут наделены от Господа. Нужно понимать, что это, без преувеличения тяжелое, противостояние против блудной страсти награждается Господом великими дарами. И, конечно, нельзя ослабевать в этом, нужно терпеть, молить Господа, потому что в этом, наверное, и содержится любовь – некое бережное отношение к человеку, которого ты любишь, некое следование заповеди Христовой.

Мы вновь и вновь возвращаемся к Евангелию в понимании того, что есть любовь. Любовь есть жертва, и некое воздержание перед вступлением в брак есть не что иное, как жертва, как освящение своей собственной воли.

Думаю, что Церковь и духовенство (и так в основном и есть) должны твердо и неуклонно стоять на здравом понимании любви, правильном понимании устроения брака, что в период взаимной заинтересованности, знакомства друг с другом необходимо воздержание, получение благословения родителей. Лишь  потом – вступление в брак; и только потом все то, что сопутствует семейной жизни, в том числе деторождение и все прочее. И никак иначе: не наоборот, не вкривь, не вкось, не сбоку, не справа, не слева, а так, как это положено с самого начала. Конечно, молодым людям трудно самостоятельно сориентироваться в этих вопросах, потому что просто вал информации противоположного характера идет по телевидению, по Интернету. И, пожалуй, Церковь должна оставаться неким островком здравости, правильного понимания того, что есть любовь, брак, что есть блуд и как этому противостоять.

В беседах с прихожанами, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с последствиями от действия страсти в человеке. Особенно тяжело, когда это связано с трагедиями в семье: разводами. Трудно понять состояние ребенка, когда ему объясняют, что у него будет другой папа или другая мама. Мне даже тяжело представить, что происходит в голове ребенка, которому пять или шесть лет. Мне кажется, это некое преступление, вопиющее к небу... Но, к сожалению, так бывает, что человек, обманываясь и стремясь к своему личному счастью, переступает через всех и вся. Это, конечно, великая трагедия, это очень тяжело видеть. Как священник я пытаюсь найти путь и ключ к сердцу человека. Немногие слышат, потому что неудержимо желание быть счастливым. Вопреки заповеди Христовой. И, как правило, это заканчивается трагедией.

– Потому что такое счастье по большей части получается эфемерным.

 Вопрос телезрительницы из города Севастополя: «В Новом Завете есть стих, где говорится, чтобы с блудниками и прелюбодейцами за одним столом не есть и не пить. Как это понимать, если есть родственники, близкие, которые живут в блуде, то есть без брака? Как бы я ни пыталась им потихонечку говорить, давать книги о блудной страсти, советовать, чтобы смотрели телеканал «Союз», пока бесполезно. Я молюсь, молюсь неустанно, переживаю, а там – как Господь Бог даст. Но раз это близкие родственники, естественно, приходится вместе с ними отмечать праздники и прочее. Если родственник живет с этой женщиной в блуде, я не хочу сидеть с ними за одним столом. Брата я приму, но с этой женщиной за одним столом я не могу сидеть. До такой степени, что просто хочется закричать от боли».

– О еде за одним столом с блудниками и прелюбодейцами в Евангелии говорится в контексте того, что Господь как раз не гнушался сесть за один стол с теми людьми, которые в еврейском обществе считались отвергнутыми, недостойными и нечистыми. Господь говорит в Евангелии, что Сын Человеческий пришел в мир для того, чтобы призвать людей к покаянию: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные». Поэтому Господь встречался и с мытарями, и с людьми отвергнутыми, и с представительницами наиболее древней профессии в том числе. То есть с теми, с которыми обычные правоверные иудеи даже не желали говорить, не входили в их дом и не разделяли с ними пищу.

Что касается конкретной драмы, происходящей в этой семье, – блудного сожительства, я думаю, все-таки надо увещевать брата и, может быть, даже эту женщину в надежде на то, не покаются ли они, не придут ли к осознанию, что нужно расписаться, обвенчаться в церкви и создать хорошую, крепкую семью. Не надо терять надежды. Надо молиться за них.

К сожалению, это весьма распространенное явление, мы очень часто сталкиваемся с понятием гражданского брака, который браком вовсе не является. Но если люди не слушают, что тоже бывает нередко, то, наверное, надо отдать все в руки Божии и молиться за таких людей. Это есть проявление блудной страсти, это болезнь души, и, как всякая болезнь, она имеет весьма горькие последствия. Есть разные люди, одни имеют разум от Господа и учатся на чужих ошибках, а большинство учится на своих. Поэтому надо молиться за таких людей и надеяться на то, что в свое время они придут к покаянию и исправят свою жизнь.

Что хочется сказать еще? Очень интересно читать жития древних подвижников, которые опытно прошли этот искус блудной страстью. Поражает то, что противостояние этой страсти у многих святых отцов-подвижников занимает месяцы или годы, то есть это борьба с помыслом. Это очень трудно себе представить – месяцы или годы. Читаешь «Лавсаик» (или патерик) – приходит к старцу монах и говорит: «Отче, я пять лет сражаюсь с помыслом, помоги мне, наставь, поддержи». Старец спрашивает: «Хочешь ли, я помолюсь Господу – и Он отнимет от тебя этот помысел?» И монах отвечает: «Нет, отче, помолись только, чтобы Господь дал мне силу ему противостоять. Хотя и грешный я человек, но понимаю, что в этой борьбе приобретаю искус». И, как написано в патерике, старец говорит: «И прославил я Господа, потому что уразумел, что через противостояние страсти, в том числе и блудной, и посредством терпения соделывается великое дело спасения вечной души».

Конечно, подобного рода повествования очень вдохновляют: они содержат надежду на то, что, может быть, и ты в какой-то малой степени можешь противостоять страсти и подражать подвижникам, которые своим примером спустя сотни лет и даже тысячелетий продолжают вдохновлять нас на противостояние этой страсти.

Мне всегда нравилось и нравится, что Церковь по отношению к миру, его пониманию семейной жизни, взаимоотношений мужчины и женщины остается неким аутсайдером, то есть сообществом людей, служащих Христу и дерзнувших думать иначе, дерзнувших идти против общественного мнения, против порядков, которые навязываются нам миром. Конечно же, с Божьей помощью Церковь совершает свою великую миссию в сохранении некоего света в мире, в том числе в этом вопросе.

Потому что любовь между мужчиной и женщиной, безусловно, благословлена Богом, это есть некая великая радость и великая тайна. Но ответы на то, как ее сохранить, как развить ее в своем сердце, знает только Церковь. Только в этих древних книгах можно прочитать, с какой яростью бились древние подвижники, чтобы сохранить в себе этот свет, это правильное отношение. Конечно, это великий подвиг и великая радость, если человек находит в себе мужество и твердость противостоять этой страсти. Эта победа всегда наполняет душу человека радостью. И я благодарю Бога за то, что, будучи пастырем и исповедуя людей, общаясь с прихожанами, я встречаю в наши дни такие примеры. Это удивительно, ни на что не похоже и всегда наполняет душу неким оптимизмом, радостью о том, что подвиг противостояния, в том числе и блудной страсти, не просто остался в древних книгах, но это мужественное противостояние, эта внутренняя твердость являются в избранниках Божьих. Они просто приходят в храм, молятся среди прочих прихожан, стоят у какой-то иконы, а между тем в их сердцах совершается великое дело. Когда священник сталкивается с подобным, это всегда является поводом для его личного вдохновения и личной радости.

Конечно, очень тяжело видеть примеры падения, некоей внутренней слабости. Всегда прощаешь человека и поддерживаешь его, но особенность блудной страсти такова: сначала бесы тебе говорят, что Бог все простит и ради любви можно всё, но когда падаешь, они ввергают тебя в бездну отчаяния и представляют Бога неумолимым Судией. Долг священника – поддержать человека, обогреть, укрепить в его труде, наставить и открыть ему ту подлинную сущность, которая присутствует в его жизни (связанную в том числе и с блудной страстью).

Я бы хотел пожелать всем нашим телезрителям, чтобы Господь укрепил их в противостоянии не только блудной страсти, но и всем страстям. Чтобы дал силы совершать в Великом посту великое дело воздержания, великое дело очищения своей собственной души, благословил их, очистил сердца и приуготовил всех нас к светлому празднику Пасхи Христовой, которая еще не очень близко: идет только вторая седмица.

Ведущий: диакон Евгений Фомин

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать