Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. Передача из Москвы.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Почему на копеечной монете изображена икона Георгия Победоносца, тогда как Евангелие гласит: «Кесарево кесарю, а Божие Богу»?»

– Иногда в истории складывается так, что религиозная символика входит в символику государственную. Изображение Георгия Победоносца является частью российского герба: мы знаем, что оно есть в двуглавом орле. Возможно, поэтому на монетах тоже есть данное изображение. Правильно это или неправильно? Наверно, изображать святые образы на деньгах не совсем правильно, но такое, к сожалению, есть, и на сегодняшний момент от этого никуда не денешься.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Можно ли православному христианину смотреть фильмы производства США, в которых упор делается на католичество?»

– Смотреть можно любой фильм. Все зависит от того, насколько это приносит пользу вашему внутреннему, духовному состоянию, развивает это вас как личность или нет. Можно смотреть фильм, в котором говорится о католицизме, черпать то, что мы считаем для себя полезным, но при этом оставаться православными, а можно смотреть православный фильм, ничего для себя не почерпнуть и остаться язычниками. Многое зависит от внутреннего состояния человека. Я бы не сводил данный вопрос к производителю того или иного художественного произведения (я говорю о литературе, кино, театре). Надо исходить из содержания, что оно дает. Наверно, не всё из русского кинематографа (особенно современного) я бы советовал смотреть нашим телезрителям. Ищите пользу в том, что смотрите, старайтесь смотреть то, что дает вам возможность развиваться как личности.

– Можно ли разделять цели и средства в искусстве? Бывает так, что задумка, замысел фильма или спектакля благородный, режиссер хочет выразить значимую мысль, но используются средства «на грани»: показываются человеческие страсти, пороки, грехи, хотя в итоге мысль выражается большая, крупная, даже полезная.

– Наверно, для этого надо взять русскую классическую драматургию. Можно показать пороки, страсти, не переступая грань. Я полагаю, что в искусстве многое зависит от того, как подается та или иная мысль. Для того чтобы показать страсть, необязательно ее опошливать. Существуют прекрасные пьесы, которые показывают внутренне бушующие страсти, но в них нет пошлости. Не надо до нее опускаться, необходимо стремиться к чему-то большему, высокому. Говорить о страстях необходимо, мы говорим о них и в Церкви, но мы обращаем внимание на то, что с ними надо бороться. А когда драматургия сводится к тому, чтобы показать всю пошлость, это неправильно. Вызывает ли это отвращение? С точки зрения художественного восприятия, наверно, вызывает. А отвращение к страсти или греху не всегда.

– Вопрос от телезрителя из Владимирской области: «В Евангелии сказано: «Изыдут ангелы и отделят злых от праведных». Два года назад в мире началось разделение: кто со Христом, а кто по другую сторону. Как Вы можете трактовать данную ситуацию?»

– Мир разделился не два года назад, а гораздо раньше. Для нас, верующих христиан, разделение произошло более двух тысяч лет назад, когда одни кричали: «Распни, распни Его», а другие верили, слушали, а потом проповедовали («Идите и научите весь мир»). Поэтому, приводя библейскую цитату об ангелах, все-таки нужно конкретно соотносить ее с концом света. В момент пришествия Христа Спасителя ангелы действительно отделят праведников от грешников, но это абсолютно не относится к сегодняшнему дню. Возможность выбора (быть со злом или с добром) стояла перед человеком еще в раю. Была одна-единственная заповедь: не вкушать от плода древа познания добра и зла. Изгнанный из рая человек опять получил право выбора в лице Каина и Авеля. Разделение добра и зла произошло и здесь. Не надо жить апокалиптическими временами, потому что для каждого из нас конец нашего существования – тот час, когда нам нужно будет предстать пред Богом и держать ответ за жизнь, прожитую на земле. Надо чаще об этом думать и искать в себе Бога. К сожалению, проблема сегодняшнего мира (и некоторых представителей нашего духовенства в том числе) состоит в том, что мы пытаемся искать дьявола в том, что нас окружает. Не дьявола надо искать. Первые христиане искали, ждали Бога, а мы, сегодняшние христиане, почему-то во всем пытаемся найти беса, забывая о главном: поиске Бога внутри себя.

– Вопрос от телезрительницы из Челябинска: «Почему актерский талант в большей степени считается талантом от беса, а художественный – от Бога?»

– Актерский талант – лицедейство: человек проживает не свою жизнь. Существует тонкая грань: проживая чужую жизнь, важно не потерять себя, играя роль, не остаться в ней, а быть самим собой. Но бывают случаи, когда человек срастается со своей ролью и это становится его образом жизни. Это та подмена, которая есть враг рода человеческого. Иногда ее очень сложно разглядеть и перебороть, поэтому актерское мастерство считается немножко опасным. В силу той работы, которую проводит человек в театральном или кинематографическом искусстве, ему приходится вживаться в образ того героя, которого он играет, а не быть собой. Порой роль очень эмоциональна и из нее сложно выйти, а бывает, что она накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь человека. Наверно, Церковь говорит в этом случае об опасности, а не о том, что это грех: «Блюдите, како опасно ходите». Старайтесь всегда и во всем сохранять себя.

Искусство бывает разным, художники тоже бывают разными. Мне сложно об этом говорить, потому что я воспринимаю искусство на уровне «нравится-не нравится», как сейчас модно говорить, «понимаю-не понимаю». Я понимаю классическую живопись, она мне нравится, но современная живопись иногда находится вне моего понимания. Может быть, в этом есть какой-то глубокий смысл, но, к сожалению, я его не нахожу.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Я слышал от митрополита Илариона, что Русская Православная Церковь принимает крещение Армянской Апостольской Церкви. Правда ли это? Родственница-армянка в детстве была крещена в православной церкви, так как рядом не было армянской, а сейчас, в сознательном возрасте, хочет креститься в Армянской Апостольской Церкви. Правильно ли перекрещиваться? И обратная ситуация: я живу в Ленинградской области, но в детстве крещен в Армянской Церкви. Я долгое время был атеистом, пока не заболел (такой подарок для спасения). Сейчас у меня поблизости нет армянской церкви, но есть большое желание иметь духовника, причащаться и исповедоваться. Одному никак не справиться со страстями, не научиться настоящему покаянию. Однако местный священник сказал, что, для того чтобы иметь духовника, исповедоваться и причащаться, мне нужно креститься в православной церкви. Помогите, что делать?»

– Безусловно, мы не перекрещиваем людей, приходящих не только из Армянской Церкви, но и из всех христианских Церквей, где крещение проводится по формуле «крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа». Чаще всего мы принимаем этих людей через миропомазание.

Что касается первой части вопроса (как уйти из Русской Православной в Армянскую Апостольскую Церковь): наверно, я, как православный христианин, не могу сказать, что это правильно. Человек исповедует едино Крещение во оставление грехов, то есть крестится один-единственный раз. Принятие армян и католиков в православие через миропомазание – дореволюционная практика, принятая Священным Синодом Русской Церкви, а не практика последнего времени. Кого-то принимают через покаяние, кого-то – через миропомазание. Наверно, человек, крещенный в Армянской Апостольской Церкви, может иметь духовника в Русской Церкви, но задача духовного отца – привести его к православию, участию в полноте таинств, которые у нас есть. Мы не можем полностью участвовать в евхаристической жизни, не приняв православие. Крещеный, но не православный человек не может приступать к Причастию в Православной Церкви, так же, как и православный христианин не может причащаться в других конфессиях, потому что, к сожалению, на сегодняшний день между нашими Церквами есть догматические расхождения и нет евхаристического общения. Между Церквами ведется многолетний диалог. Митрополит Иларион мог бы рассказать об этом больше, чем я.

– Вопрос от телезрителя из Белгородской области: «Бог посадил дерево познания добра и зла. Он понимал, чем это могло кончиться, поэтому это Божий Промысл. И второе: зло появилось намного раньше падения сатаны. Как Вы считаете, правильно ли я рассуждаю?»

– Зло в горнем, духовном мире появилось, когда возгордившийся денница выступил против Бога и стал Его противником, то есть дьяволом. Когда Господь создавал человека, Он мог лишить его права познания зла, оградить от всего мира, чтобы человек жил только по воле Божией. Но Господь создает не марионетку, не игрушку, не куклу, а творение, которое очень любит и которому дает свободную волю выбирать. А правильно ли мы пользуемся этой волей – вопрос к нам с вами. Да, конечно, разделение добра и зла появилось еще до древа познания, но оно происходит в нашей жизни каждый день. Ответьте на этот вопрос сами для себя.

– Часть вопроса касалась древа познания добра и зла, что это был Промысл Божий.

– Повторяю, что Господь мог оградить человека от всего, мог не посадить этого древа, но человек должен был выбирать: быть в послушании Богу или нет. Господь дает нам заповеди, Священное Писание и Священное Предание. Живем ли мы с этим или вне этого, как и тогда, в раю, мы вправе выбирать. К сожалению, искушаемый проявил свою слабость и поддался греху, проявив непослушание Господу.

– Вопрос от телезрительницы с форума: «У меня сложилась очень непростая ситуация в жизни, что называется, «черная полоса»: потеряла работу, испортились отношения с близкими. Как не впасть в уныние, когда всё вокруг рушится?»

– Уныние – страшный грех, от которого в этой жизни надо стараться бежать. Оно бывает от маловерия, потому что верующий человек понимает, что с Богом все возможно, с Ним не бывает безвыходных ситуаций. Потеряли всё – но мы живы, Господь дает нам возможность не опускать руки, а пытаться с Божией помощью продолжать жить дальше. Может быть, иногда специально для нашего спасения и послушания Господь дает нам преодолеть какие-то скорби и печали, потому что тогда мы чаще обращаем свой взор к Богу. Возможно, благополучная жизнь ведет нас к погибели. Но Господь любит нас и не хочет, чтобы мы гибли. Он дает нам шанс преодолеть себя и пойти по совершенно другому, противоположному пути. Загляните внутрь себя. Наверно, проблема заключается не только в наших близких и окружающих нас людях, но и в нас самих. Кто хочет работать – работает, ищет работу, кто не хочет – ищет себе оправдание для того, чтобы ничего не делать. Самое главное – не отчаивайтесь, обратитесь к Богу, начните ходить в церковь, причащаться, исповедоваться, постарайтесь изменить свою духовную жизнь. И тогда, поверьте, все вокруг Вас начнет меняться. Конечно, проще, когда в благополучии нам кажется, что мы находимся с Богом, но тогда какова наша заслуга в этом? А вот быть с Богом, преодолевая какие-то препятствия, показывая твердость в нашей вере, – в этом есть некий подвиг. Да, мы люди, мы грешные, у каждого из нас бывают минуты печали, но отчаяния не должно быть ни в коем случае. Помните, что нет безвыходных ситуаций, если мы чувствуем присутствие Божие, а Господь с нами всегда. Вопрос в том, идем ли мы к Нему или не хотим идти и ищем для этого причины.

– Вопрос от телезрителя из Калужской области: «Число 666 считается числом антихриста. Хотелось бы узнать подробнее почему».

– В Апокалипсисе действительно числом зверя названо число 666. Как это надо принимать: буквально или в каком-то духовном смысле? Наверно, на сегодняшний день никто не готов дать Вам ответа на этот вопрос. Еще не пришло то время, когда Господь нам это откроет. Апостол Иоанн Богослов говорит, что все, о чем написано в Апокалипсисе, станет понятно только тогда, когда это будет происходить. Тогда мы сможем увидеть истину и узнаем, в чем будет выражаться число зверя. Многие пытаются его искать. Не ищите число зверя – ищите Бога в окружающем мире и внутри себя, и тогда не будет возникать таких вопросов.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Что такое послушание? Это касается только отношений с духовником или с начальниками и близкими в том числе? Чем послушание отличается от безволия? Зачем и когда нужно отсекать свою волю?»

– Прежде всего, послушание воле Божией, церковным уставам, Матери Церкви, духовнику, родителям («чти отца своего и матерь свою»), начальнику (ведь всякая власть от Бога). Но наша твердость выражается в стоянии в вере. Проявляли ли послушание властям первые мученики? Да, проявляли, но до того момента, когда вставал вопрос: отказаться от Христа, предать Его ради каких-то благ своей жизни или остаться твердым в вере, проявить твердость духа. К сожалению, сегодня мы понимаем все это немножко по-другому. Послушание подменяется лицемерием или еще чем-то. Во всем должна быть искренность: во взаимоотношениях, любви к ближнему, вере и любви к Богу, а если мы только говорим о послушании, то этому грош цена. Конечно, в послушании духовному наставнику должна присутствовать разумность двух людей: духовника, который духовно ведет свое чадо и должен помнить о той ответственности, которую он за него несет, и духовного чада, которое, вручая себя тому или иному пастырю, все-таки должно понимать, какую ответственность несет за него священник. Если ты пришел к человеку за советом и считаешь его своим духовным отцом, то постарайся проявить уважение к тому, что он тебе советует. У нас часто бывает так: мы приходим, получаем совет, а потом пытаемся жить по своей воле. Здесь нет послушания ни воле Божией, ни воле своего духовника. Это не является безволием и не является твердостью в нашей жизни. Это лицемерие, прежде всего, по отношению к себе.

– Вопрос от телезрительницы из Тольятти: «Я похоронила всех близких. Как победить в себе отчаяние и выйти из депрессии?»

– Во-первых, нужно жить с пониманием того, что Вы не потеряли своих близких, а утратили их на какое-то время в плане физического общения. К сожалению, пока наши близкие живы, мы не всегда это ценим и понимаем, не всегда уделяем им достаточно внимания. Потом, когда мы их теряем, мы плачем, рыдаем на похоронах, корим себя в том, что чего-то не сделали, недодали любви. Надо было бы задуматься об этом немножко раньше. Как жить? Верующий человек знает, что у Бога нет мертвых, у Него все живы, что, пока мы молимся за усопших, помним о них, они с нами, в нашем сердце. Тогда и отчаяния не будет, тяжесть потихонечку уйдет. Нам не хватает веры в Бога, упования на Его Промысл и волю. Кажется, что это малость, но именно этой малости нам не хватает в повседневной жизни. Иногда мы считаем, что воля Божия бывает жестока по отношению к нам, и мы не умеем, не хотим ее принимать. Я сам летом потерял младшую сестру. Это очень тяжело, но отчаяния нет. Должна быть молитва и память, братья и сестры. Господь для чего-то дает нам понести этот крест. Важно помнить и молиться. Глядишь, кто-то когда-нибудь помолиться и о нас с вами. Бог призовет каждого из нас в вечную обитель, где мы должны будем дать ответ за наши грехи и, надеясь на милосердие Божие, встретиться с нашими близкими.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Обязательна ли взаимная любовь для создания семьи? Или достаточно того, что с одной стороны есть любовь, а с другой – симпатия?»

– Наверно, мне достаточно сложно ответить на этот вопрос, потому что я монах и вопрос создания семьи находится не совсем в моей компетенции. Но я считаю, что сначала нужно задать самому себе вопрос: что такое любовь? Это жертва. Может ли жертва быть односторонней? Скорее всего, нет: она должна быть взаимной. Тогда и дом, который строится на такой любви, будет построен на крепком фундаменте. Та малая Церковь, фундамент которой мы закладываем, когда создаем семью, и потом строим всю жизнь, зависит от того, является ли наша любовь страстью или уважением друг к другу, то есть жертвенностью, пример которой явил нам Господь. Он возлюбил нас и принял Жертву. Насколько мы любим Бога, насколько мы можем принести жертву ради Него? Так и в семейных отношениях: если есть взаимопонимание, то человек, оставивший отца своего и матерь свою, прилепившись к жене своей, становится с ней не только единой плотью, но и разумом, едиными усты и единым сердцем, поскольку семья есть малая Церковь. Такая семейная жизнь строится на крепком фундаменте. Если у одного страсть, а у другого просто симпатия, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Здесь не работает принцип «стерпится-слюбится». Конечно, люди могут прожить вместе всю жизнь, но будут ли они счастливы и будет ли это настоящей семьей? Насколько они смогут сохранить чистоту своей семьи при таких отношениях? Если между мужчиной и женщиной есть любовь, а не страсть, то они боятся друг друга обидеть, причинить друг другу боль, изливают свою любовь на чад, которые у них есть. Дети, которые растут в такой семье, видят любовь и возрастают на этой доброй почве.

– Вопрос от телезрительницы: «Имеет ли право духовный отец отлучить от Причастия свое духовное чадо, если сам он находится в запрете на служение?»

– Насколько я понимаю, священник, находящийся в запрете на служение, не может духовно руководить другими людьми. Это из серии «слепой слепого ведет». Поэтому внимательнее выбирайте духовника, братья и сестры. Назвать человека духовником легко, а стать настоящим духовным отцом, пройти через эту жизнь очень сложно. Читайте Священное Писание. Есть совершенно потрясающая серия, которую выпускает издательство Сретенского монастыря, – «Подвижники благочестия XX века». В ней рассказывается, как правило, о старцах Псково-Печерского монастыря. Они приходили из разных мест: это были и валаамские старцы, которые после закрытия Валаама через скитания и Новый Валаам пришли в Псково-Печерскую обитель, святители, которые проводили там свою жизнь, и те, кто приходил туда смолоду. В этих книгах показаны отношения духовного чада и духовного отца. Посмотрите, почитайте, может быть, почерпнете что-то для себя. Я считаю, что это было бы с духовной точки зрения очень полезное чтение.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Бывает ли гнев праведным? Или это грех, даже если человек разгневался по благородному поводу?»

– Праведный гнев – гнев Божий, и то Господь после потопа дал радугу как завет того, что больше никогда не будет уничтожать человечество полностью. Насколько мы имеем право гневаться? Гнев – плохой советчик, праведный он или нет. То, что нам кажется праведным, не всегда кажется таковым с точки зрения Церкви, моральных норм общества или семейных устоев, поэтому гнев – понятие растяжимое. В гневе не рождается истина, она рождается во внутреннем покое, в стяжании духа мира: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». Ты спасешь других не духом гнева, а мирным духом.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Недавно прочитал у отца Михаила (Карелина), что, когда человек шутит, он создает искаженную картину мира и человека. Таким образом, шутка выводит человека из духовной жизни. Но разве добрая шутка не помогает человеку?»

– Во-первых, шутка всегда должна быть уместной. Когда мы читаем о людях духовной жизни, мы видим, что многие из них были с чувством юмора. С другой стороны, когда шутка похабная или неуместная, она, конечно, не будет полезна. Нельзя жить только в унынии, надо уметь ощущать радость присутствия Божия. Она выражается не в шутке, но человеческая жизнь не только скорбь, плач о каких-то потерях. Это радость от созерцания окружающего мира, который мы, к сожалению, разучились видеть: радость, которую дает природа, созданная Господом, радость от соприкосновения с культурой в широком смысле слова, которая по воле Божией привносится в нашу жизнь. Надо уметь радоваться. Хорошая шутка дает нам возможность встряхнуться, понять, что мы живые люди, а не какие-то механизмы. Мы не только плачем, но и иногда радуемся чему-то, поэтому шутите, но пусть эти шутки не будут пошлыми.

– Вопрос от телезрительницы из Новоуральска: «У меня умер муж. Я не знаю, крещеный он или нет, хотя он носил крест, верил в Бога. Могу ли я молиться за него в церкви?»

– Это наше отношение к повседневной жизни: нерадение. Нужно задаться вопросом: крещеные мы или некрещеные? Порой, пока мы живы, мы не придаем этому значения, думаем, что всё успеем, расставим по своим местам, разложим по полочкам, но не всегда успеваем это сделать. Если есть возможность выяснить это у кого-то из близких Вашего мужа, сделайте это. Раз он носил крестик, наверно, он был крещеным. Но ходил ли он в церковь, был ли ее членом, исповедовался ли, причащался – это другой вопрос. Вы можете за него молиться и в церкви, и дома. И не только можете, но и должны. Ваша молитва не будет лишней в любом случае (даже в том, если он не крещен). Но можете ли Вы подавать записки на его поминовение в церкви? Если человек не крещен, он находится вне Церкви и тогда записочки подавать невозможно и, к сожалению, устраивать церковные службы в память об этом человеке тоже нельзя. Однако никто не может лишить Вас права молиться за него дома и, находясь в храме, просить Господа о том, чтобы Он проявил милосердие к человеку, который не принял Бога в свое сердце и остался вне общения с Ним по своему неразумению.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Как правильно наказывать и хвалить ребенка?»

– Правильно наказывать справедливо, потому что несправедливое наказание порождает в ребенке внутреннюю агрессию. Она может оказаться затаенной, но рано или поздно выплеснется наружу. Естественно, когда человек делает что-то хорошее, ему нужно говорить об этом, но здесь важно не переусердствовать. Во всем надо знать меру: и в наказании, и в поощрении (не только детей, но и нас, взрослых). Нам нравится, когда нас хвалят на работе, но когда нас начинают хвалить слишком сильно, нас может переполнить дух гордости, гордыни. И когда после какой-то похвалы нас начинают ругать, результатом является внутренний протест: «Все вокруг неправы!» Похвала должна быть заслуженной, а наказание справедливым.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Конфликты в семье – норма или отклонение от нормы? Говорят, милые бранятся – только тешатся».

– Может ли негатив быть нормой? Наверно, с точки зрения православного христианина, не может. Мир – норма, ссоры – чрезвычайная ситуация, поэтому стоит избегать таких чрезвычайных ситуаций в нашей повседневной семейной жизни. Стройте свою жизнь на взаимной любви и взаимном уважении друг к другу, тогда, возможно, внутри семьи не будет ссор. Умейте прощать и терпеть друг друга – и тогда ссора не будет нормой. В народе говорят: «Милые бранятся – только тешатся», но иногда милые могут добраниться до такой степени, что не смогут остановиться, и разрушится самое дорогое – семья, и пострадают близкие.

– Вопрос от телезрительницы из Екатеринбурга: «Две недели назад у моей сестры умер молодой сын. Его жена мне сказала, что какая-то колдунья ей сообщила, будто был проведен обряд на его смерть (чтобы он умер). Конечно, такое случается в жизни. Но его мать и я, его тетя, ежедневно молились за него в утренних молитвах и на литургии, подавали записки в церкви. Считаю, что Бог намного сильнее, чем магические действия. Выяснилось, что их близкая родственница была очень на них зла из-за наследства и, когда ей позвонили и сказали, что мой племянник умер, ответила: «Царствие ему Небесное» – и бросила трубку. Может быть, она что-то и сделала. Он молодой, никаких наследственных раковых заболеваний у нас в роду не было. И вдруг сразу IV стадия рака. Начинаешь сомневаться. Хотя я думаю, что, если молишься за человека, никакая нечисть не может сделать ничего плохого».

– Насколько Вам сейчас важно понять причину произошедшего? Наверно, для Вашего племянника не важно, по какой причине в Вашей жизни произошла такая катастрофа. Смерть близкого человека – это катастрофа для каждого из нас: терять близких очень тяжело. Смысла и логики в том, чтобы выяснять, почему это произошло, нет. Сейчас самая главная задача – молиться о его бессмертной душе, потому что нет человека, который живет и не согрешает. Каждый из нас грешен и совершает плохие поступки. Мы не всегда находим время и возможность, чтобы принести покаяние в наших грехах. Надо молиться Богу, просить, чтобы Господь простил ему вольные и невольные грехи, которые он сделал в этой земной жизни и в которых не успел раскаяться.

Есть ли колдуны? Да, безусловно, есть. Мы сегодня говорили с вами о добре и зле, которые существуют. Есть Бог, есть противник Бога, есть люди, которые идут с Господом, есть те, которые с Ним борются. Когда я был еще совсем юным, по просьбе своих близких я задал вопрос одному мудрому батюшке как раз на тему «наколдовали или не наколдовали». Он ответил очень кратенько: «Кто против нас, если с нами Бог? Кто может нам что-то сделать, если мы ощущаем присутствие Божие и сами стремимся к Нему?» Если мы отступаем от Бога, идем против Него или не задумываемся о Нем, а живем сегодняшним днем, то, наверно, многое возможно. Молитесь об упокоении души Вашего племянника, молитесь так же, как молились о его жизни. Каждый из нас носит тот крест, который возлагает на нас Господь. Иногда Божия воля для нас непонятна, жестока, но это не значит, что она неправильна. Кто знает, от чего Господь уберег его и вас этой ранней смертью? Терять близких очень тяжело, я это знаю, но Бог дает нам шанс молиться за близких, и это великий дар.

– Вопрос от телезрителя с форума: «Что значит «молитвенное состояние»? Возможно ли сохранить его в течение дня?»

– Молитвенное состояние – состояние, когда Вы чувствуете присутствие Бога в своем сердце, когда молитва идет, как разговор с Господом. Иногда в человеческой жизни разговор бывает тяжелым, не получается, не строится. А бывает, встречаются два человека – и между ними завязывается совершенно открытая, чистая, искренняя беседа. Так и с Богом, когда мы открываем для Него сердце и начинаем ощущать Его присутствие в нашей жизни. Он всегда есть в нашей жизни, только мы не всегда готовы Его принять. Когда в наших отношениях с Богом происходит симбиоз, тогда и возникает настоящее молитвенное состояние.

Можно ли его сохранить? Мы знаем примеры подвижников благочестия, святых угодников, которые находились в постоянном молитвенном делании и постоянном общении с Богом (не час, не минуту, а дни, месяцы, годы, иногда даже десятилетия). Это дар, который мы должны просить у Бога и к которому должны стремиться. Для этого мы должны прилагать свои усилия. Потрудитесь, попросите Господа, чтобы Он дал Вам это почувствовать. Сможете ли Вы это принять? Конечно, Господь дает просящему: «Стучите, и отверзется». Будем искренне молиться Богу, и Господь услышит, а мы будем ощущать Его разговор с нами. А если наша молитва будет формальной, усталой, наверно, молитвенное состояние нас не посетит. Знаете, когда беседуешь с человеком искренне, тогда с его стороны тоже чаще всего исходит искренность.

Дорогие телезрители, сердечно желаю вам, чтобы Господь не давал в вашей жизни скорбей, а давал побольше радостей, того, чего нам иногда очень не хватает, но чтобы в нашей радости мы старались не забывать Бога. Благословение Божие да пребудет со всеми вами во все дни вашей жизни.

 

Ведущий: Денис Береснев
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​