Беседы с батюшкой. Преподобный Сергий Радонежский

16 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Сандар, благочинный ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, настоятель храма прп. Сергия Радонежского на Рязанке. Передача из Москвы.

– 18 июля Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского. Расскажите, пожалуйста, как этот день будет праздноваться у вас на приходе.

– Наш храмовый комплекс носит имя преподобного Сергия Радонежского, поскольку первый малый храм был освящен в его честь. Это храм на Рязанке, как мы еще добавляем, чтобы все понимали, где находится храм преподобного Сергия. Празднование традиционно начинается с совершения всенощного бдения, которое будет отслужено накануне 17 июля в 17.00, а утром будут совершены две Божественные литургии: ранняя (в 7.00) и поздняя (в 10.00), и по окончании поздней литургии пройдет крестный ход вокруг нашего храма. К сожалению, все преосвященные архипастыри в это время будут находиться на молитве в Троице-Сергиевой лавре, поэтому никто из епископов совершать богослужение не будет, его будет возглавлять благочинный нашего Петропавловского округа игумен Алексий. После окончания Божественной литургии и крестного хода будет предложено чаепитие тем людям, которые пришли помолиться в этот день в наш храм.

– Скажите, как добраться до вашего храма тем людям, которые не смогут быть в лавре?

– Метро «Рязанский проспект», из центра последний вагон – и буквально десять минут пешком до храма преподобного Сергия Радонежского. Его видно и с Рязанского проспекта, и с любой стороны, с которой будете к нему подходить. Будем рады видеть всех на нашем престольном празднике.

– 18 июля – день обретения мощей преподобного Сергия. Расскажите, как произошло это событие.

– Праздник преподобного Сергия мы отмечаем два раза в году: 8 октября (по новому стилю) – день его преставления; и 18 июля (5 июля по старому стилю).

Обретение мощей произошло чудесным образом. Рядом с тем местом, где были обретены мощи преподобного Сергия, находилась деревянная церковь, построенная в 1390 году. Нескольким благочестивым мирянам явился преподобный Сергий и сказал: «Доколе мои мощи будут сокровенны в земле и омываемы многими водами?» Об этом поведали Никону, ученику и ближайшему сподвижнику преподобного Сергия, и когда начали закладывать большой каменный храм (ныне существующий Троицкий собор), в это время и были обретены мощи преподобного. Это свершилось 5 июля 1422 года. При обретении было громадное стечение народа, присутствовал сын Дмитрия Донского князь Юрий Звенигородский, и удивительным образом оказались нетленными мощи и даже одежда преподобного, хотя, как он и предсказывал, гроб с его телом находился в воде. С того времени мощи были перенесены в деревянный храм в честь Святой Троицы, который стоял точно на месте нынешней небольшой церкви Сошествия Святого Духа, а на месте обретения мощей стали сооружать большой каменный храм в честь Святой Троицы, строительство которого было закончено в 1426 году. Тот храм, что мы видим сейчас, стоит с 1426 года. Мощи преподобного Сергия затем были перенесены в этот храм и милостью Божией почивают там до сегодняшнего дня. В советское время, когда лавра закрывалась, мощи были надолго спрятаны, это известный исторический факт. Но после окончания коммунистического режима они были возвращены на свое место и покоятся там до сегодняшнего дня. Каждый имеет возможность приложиться к этим мощам, они постоянно открыты для доступа, храм закрывают только на ночь. Такова краткая история обретения мощей.

– Насколько я знаю, икона Андрея Рублева «Троица» тоже находилась в этом храме или это был список с нее?

– Преподобный Сергий был особым почитателем и даже сослужителем Святой Троицы и открыл ее полное богословское содержание для своих учеников. Один из его ближайших учеников, преподобный Никон, поручил Андрею Рублеву (сейчас он тоже причислен к лику святых) написать икону Святой Троицы, которая была написана после кончины преподобного Сергия и помещена с правой стороны в Троицком соборе. Там она пребывала до того момента, когда в советское время ее забрали в Третьяковскую галерею, где она и находится до сегодняшнего дня. Интересен тот факт, что в 1551 году на Стоглавом Соборе образ Троицы, написанный Андреем Рублевым, стал считаться каноническим, и всем иконописцам было рекомендовано писать икону Святой Троицы именно с этого образа и не изображать ее никак иначе. Вот такое великое значение эта икона имеет до сегодняшнего дня.

Икона Святой Троицы выражает, с одной стороны, единение Божества (Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой изображаются на ней в виде трех Ангелов), вместе с тем она выражает свободу и независимость каждого из Лиц Троицы. Единение, преподанное нам через эту икону, проявляется и в единстве нашего государства, в котором большую роль сыграл преподобный Сергий, и показывает, что мы так же должны быть едины, как Пресвятая Троица.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, каким был исторический контекст во времена преподобного Сергия и какова историческая роль преподобного в объединении Руси?

– Все мы хорошо знаем из истории, что в это время было татаро-монгольское нашествие, и преподобный Сергий приложил немало усилий для того, чтобы наши разрозненные княжества наконец-то объединились. Первая битва, которая была дана русским войском во главе с Дмитрием Донским, – это битва на Куликовом поле в 1380 году, юбилей которой мы недавно отмечали. Дмитрий Донской был духовным чадом преподобного Сергия, благодаря молитвам которого удалось создать войско, воспитать князя в православном духе и одержать победу. После этой победы было еще много нашествий, но она явилась как бы переломным моментом в истории завоевания Руси татарами. Как вы знаете, преподобный Сергий благословил на эту битву двух иноков своей обители: Андрея Пересвета и Александра Ослябю, которые были боярского рода, ранее проходили военную службу и именно поэтому получили такое благословение. Известный поединок между Челубеем и Пересветом происходил на Куликовом поле, и победу одержал наш воин: несмотря на то что он тоже был смертельно ранен, он сумел доехать до наших рядов и там умер, поэтому считалось, что поединок закончился в нашу пользу, и после этого началась страшная битва.

Перед этой битвой преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского и его войско. А во время боя преподобный Сергий молился и, как повествуют его жития, вслух называл имена погибших воинов. Мы знаем, что Дмитрие вская родительская суббота как раз и была установлена в честь всех тех погибших, имена которых уже были известны на тот период. Впервые эта родительская суббота была совершена в стенах лавры и совершается по сей день.

Эта битва показала силу государства в противовес былой разрозненности: все князья стали объединяться вокруг Дмитрия Донского, и наше раздробленное государство с помощью преподобного Сергия и митрополита Алексия Московского, который правил в то время, начало собираться воедино. Поэтому не зря преподобного Сергия называют печальнико м земли Русской: он искренне печалился о Руси, ее единении и силе, ее благосостоянии. Так впоследствии и произошло: Русь стала крепнуть из года в год, несмотря на разные нестроения, которые еще были. Преподобный Сергий всегда сопутствовал победе нашего войска: это было и при императоре Петре, когда святой явился во время взятия Казани и предсказал, что этот град будет взят; было это и в Смутные времена в 1612 году, когда Минин готовил ополчение: ему тоже явился преподобный Сергий и сказал, что они одержат победу, но надо идти до конца и выгонять поляков из Москвы. Так и случилось потом. И во все последующие битвы преподобный Сергий всегда благословлял наш народ, чтобы Россия процветала, укреплялась духовно и физически (в военном смысле).

– То есть преподобный Сергий – это духовный стержень, и еще неизвестно, как бы без него повернулась наша история, что было бы с Русью; он явился духовным фундаментом.

– Человек, который жил в монастыре, далеко от города (ему предлагали занять пост митрополита, но он отказался от этого), обладал такой громадной духовной силой, которая является своеобразным духовным стержнем России вплоть до сегодняшнего дня. В прошлом году, отмечая 700-летие преподобного Сергия, мы удивились той духовной мощи, зарядке, которую он дал всему русскому народу. В первую очередь, конечно, лавре, которая была восстановлена, преображена, и тем людям, которые приходили, молились и уповали на преподобного. К сожалению, на телевидении редко показывают исторические сюжеты, не так часто говорят о преподобном, но лавра всегда переполнена, н еистощим поток людей к мощам преподобного, люди идут и получают от него просимое, а наше государство процветает и укрепляет свою мощь также благодаря молитвам преподобного Сергия.

– Вы обучались в московских духовных школах при Троице-Сергиевой лавре. Расскажите немного об этом времени, о каких-то интересных ситуациях, может быть, о чудесах, которые происходили рядом с мощами преподобного Сергия.

– Господь сподобил меня в течение шести лет обучаться в Московской духовной семинарии, а затем в академии. Эти годы я считаю одними из лучших в моей жизни. С 1990 по 1996 год я обучался в семинарии, а потом уже в академии. Конечно, все наши московские духовные школы – это, как мы их называли, большая келья преподобного Сергия Радонежского. С самого начала нашего пребывания в этих школах и до выпуска мы всегда и во всем чувствовали помощь и заступничество преподобного. Каждый наш учебный день начинался с того, что мы обязательно ходили к мощам преподобного, прикладывались к ним, молились, просили о помощи. Затем уже отправлялись на завтрак, учебу и другие послушания, которые были положены при обучении в духовных школах. Само обучение давало нам возможность общения с иноками обители, монахами, мы видели их истинное житие, и в нас уже было как бы заложено, как нужно совершать богослужение, как надо к нему относиться, как содержать в порядке церковь, алтарь и т.д.

Весь учебный процесс был основан на духовном содержании, на том, что придется нести такое служение рано или поздно и нам: служить народу, Церкви, Богу, и все это было под покровом преподобного Сергия. Перед каждым экзаменом и после него мы тоже прикладывались к его мощам. Чудеса совершались, наверное, ежедневно, потому что вроде бы и знаний особых не было, а помолишься преподобному – и оценку хорошую получаешь, и какие-то успехи в учебе и трудах появляются. Конечно, жизнь в семинарии и академии накладывает на каждого человека определенные трудности: нужно подчиняться строгому распорядку дня, который и до сих пор существует. Я сейчас общаюсь со многими выпускниками, которые также являются служителями Церкви Христовой (священники, дьяконы), и надо сказать, что стиль, духовность и особый настрой, характерный именно для московских духовных школ, узнаваем сразу. Это видно и по манере совершения богослужения, и по особому благоговейному отношению к его совершению. Огромная благодарность за это тем людям, которые нас обучали, и молитвам преподобного Сергия, который сподобил нас обучиться и набраться сил за годы нашего пребывания в лавре.

– Преподобного Сергия еще называют игуменом земли Русской: он дал очень мощный импульс развитию монашества на Руси. Скажите, что дал преподобный Сергий русскому монашеству? Есть интересное наблюдение: в Европе было такое явление, как монашеский орден, а на Руси такого не было. Почему? Видимо, это какой-то другой образ жизни, образ мышления.

– Преподобный Сергий относится к основателям общежительного устава в монастырях. Сначала он ушел и пребывал в единении, потом к нему на гору Маковец начали притекать другие люди, желающие спасения. Они жили в лесу очень скромно, своим трудом добывали себе хлеб на пропитание, но со временем обитель разрослась, и в этот период преподобный Сергий ввел общежительный устав, который существует во всех монастырях Русской Православной Церкви до сегодняшнего дня: монахи проживают в кельях, совершают общую молитву и трапезу, находятся в постоянном общении друг с другом. У лавры есть несколько скитов, но это для людей, уже прошедших большую монашескую школу, которым позволено жить там в одиночестве.

Не случайно в нашем русском монашестве никогда не было никаких орденов, таких как доминиканцы, францисканцы, Мальтийский орден (наполовину политический). Эти направления поддерживали политические взгляды тех или иных руководителей тогдашних государств (папы Римского или короля) и существовали как какие-то военные подразделения, которые могли выполнять ту или иную задачу не в военном, а в духовном смысле. У нас основным духовным стержнем монашества был пост и молитва: прежде всего молитва о всем мире, русском народе и Русском государстве. И поскольку эта цель была одинакова для всех монашествующих и не поддерживала те или иные политические силы, что и до сегодняшнего дня присуще Русской Православной Церкви, независимой от государства и политических взглядов, то у нас не возникало никаких течений и орденов: в нашем монашестве присутствует совершенно другое содержание.

– Монашеский подвиг удивителен сам по себе: вроде человек как будто уходит от жизни мира, но тем самым, наоборот, включается в эту жизнь. Как преподобный Сергий, уходя в леса, стал активным и очень значимым участником всей русской истории и русской жизни. Как происходит, что человек как бы уходит от мира, но не уходит от людей?

– Светильник Христов никогда не бывает под спудом, это известно из житий многих святых и, в частности, преподобного Сергия Радонежского. Казалось бы, человек ушел в дремучий лес на гору Маковец, начинает там вести подвижническую жизнь. Кто про это знает? Тогда не было средств массовой информации, не было радио и телевидения; если бы сейчас такое совершилось, об этом уже все писали бы и говорили, показывали по телевидению. Раньше ничего этого не было, но человек достигал такого молитвенного единения с Богом, что люди по наитию приходили к нему, приходили близкие по духу. Сначала преподобному Сергию было тяжело: и сатанинские силы его искушали, и приходилось самому строить жилище, готовить пищу, заготавливать дрова, но сила духа, которую он имел, собрала вокруг него людей, и слава о нем стала распространяться. Не случайно она дошла до Москвы, а теперь уже известна по всему миру.

Преподобный Сергий, как сказал Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей, был очень счастливым человеком, потому что имел радость в жизни: он был рад тому, что Господь посылал ему на пропитание, рад, что вместе с ним есть братия, хотя эта братия изгоняла его из монастыря, а он молился за них, то есть он был счастливым в полном смысле этого слова, поскольку читается в Евангелии: «будьте кротки и смиренны и обрящете покой душам вашим». Накануне празднования преподобному Сергию читается Евангелие от Матфея, зачало 43, как раз эти слова там есть. Именно смирение и кротость, обретенные преподобным Сергием, позволили ему иметь покой души, к которому мы все стремимся, но очень трудно его получить: нас все время обуревают какие-то заботы, страсти. Бедный человек или богатый, обладает властью или нет, но если у него нет покоя души, то не будет ему счастья на этой земле. А такой покой можно найти через кротость и смирение, которые обрел преподобный Сергий в своей душе и передавал окружающим людям. Он служит образцом такого покоя, потому и слава о нем разнеслась по всей Русской земле, не говоря уже о той роли, которую он сыграл для нашего государства.

– То есть человек, который обрел такой покой, невольно влияет на всех окружающих людей, и люди начинают собираться вокруг него.

– Собираться и понимать, что вот источник того, что они ищут и не могут найти на этой земле.

– Какой ваш самый любимый эпизод из жития преподобного Сергия?

– Эпизодов множество. Основное полное житие написал Епифаний Премудрый. Мы знаем, что в детстве преподобного Сергия звали Варфоломеем («сын радости»), он был сыном знаменитых ростовских бояр, у него было два брата – Петр и Стефан. Он является покровителем всех учащих и учащихся, не случайно наш храм организован в его честь, чтобы помогать всем учащимся; и московские духовные школы находятся в лавре, поскольку преподобный является их покровителем. А покровителем он является потому, что в детстве ему самому очень тяжело давалось учение, он сильно отставал в учебе от своих старших братьев. Отрок Варфоломей очень просил в молитве, чтобы Господь вразумил его в учении, чтобы он мог хорошо успевать за всеми учениками.

Однажды, когда отец послал его в поле пасти коней, он увидел там удивительного старца, который стоял и молился. Боясь прервать эту молитву, он долго ждал, когда старец произнесет слово «аминь», и только тогда подошел к нему и поведал о своей беде. На это угодник Божий преподал ему часть просфоры и сказал, что это будет ему залогом в его учении, и предсказал ему, что он будет основателем великой обители в честь Святой Троицы. Эти слова оказались пророческими, так и исполнилось впоследствии. Обрадованный отрок Варфоломей позвал этого старца в свой дом, его накормили, напоили, старец повторил свое пророчество его родителям, и с того самого момента, как повествует житие, учеба стала даваться ему гораздо лучше, он стал успевающим учеником и в свое время совершил тот подвиг, на который его благословил старец. Известный художник Нестеров написал такую знаменитую картину «Явление отроку Варфоломею», где изображены отрок Варфоломей и старец, который преподает ему благословение на его жизненный путь. Этот эпизод почему-то всегда вспоминается, и хочется этим поделиться с нашими современниками, показав пример, как раньше дети молились о том, чтобы Господь их просветил.

– Это актуально еще и потому, что скоро 1 сентября, и будет уместно пригласить людей на молитву в ваш храм перед началом нового учебного года.

– И не только в наш храм. В этом году 30 августа совпадает с воскресным днем, и во всех храмах Русской Православной Церкви мы совершаем молебен перед началом учебного года. Обычно в это время многие дети исповедуются, причащаются, и потом мы служим этот молебен. В нашем храме он будет совершаться 30 августа после поздней Божественной литургии (ориентировочно в 12.00), но, конечно, желательно прийти на литургию, помолиться, попросить благословения. Обычно очень много детей и взрослых приходит, и мы, как и во многих храмах, по традиции окропляем каждого ученика святой водой и просим, чтобы Господь ниспослал ему Святого Духа для вразумления в том учении, которое ему предстоит освоить в этом году. Конечно, учеба в школе сейчас представляет собой очень сложный процесс – к сожалению, не такой полезный для спасения души, но его надо проходить. В этот процесс вовлечено большое количество преподавателей, чиновников, и волей-неволей в это вовлечены и родители, поэтому только с помощью Божией и по молитвам преподобного Сергия Радонежского можно преодолеть те трудности, которые иногда встречаются.

– Удивительно, что преподобный Сергий не оставил после себя никакого письменного наследия, но его влияние продолжается и по сей день. Скажите, какой, на Ваш взгляд, самый главный урок преподает до сих пор преподобный Сергий современным людям?

– Действительно, удивительно, что нет творений этого святого, есть только некоторые его изречения, которые дошли до нас через Никона, Епифания Премудрого, которые мы цитируем и вспоминаем, но какого-либо полного творения нет. Есть Предание, есть духовное наследие, дела, которые оставил преподобный Сергий. Прежде всего он оставил нам монастырь, который стал впоследствии лаврой, и более 72 его учеников основали монастыри в разных концах нашей земли. Есть такая икона, на которой преподобный Сергий выходит из своей кельи, распростер руки, и множество голубей летит в разные стороны. Такое видение было преподобному Сергию, и его запечатлели на иконе. Множество голубей символизирует то множество учеников, которые во многих частях земли Русской основали обители, имеющие свои корни именно в монастыре преподобного Сергия. Все эти ученики были достойнейшими людьми своего времени, а лавра до сегодняшнего дня является центром духовной и административной жизни нашей Церкви и еще многие годы будет таковой пребывать.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем храме в честь преподобного Сергия: как он был построен и почему назван именно в его честь?

– Наш храм был построен в 2005 году и освящен митрополитом Истринским Арсением. А построен он был по ходатайству Школы искусств имени Балакирева, которая находится у нас в районе. Тогда в Рязанском районе не было ни одного храма, он и сейчас только один, и группа учителей выступила с предложением, чтобы основать храм. В честь преподобного Сергия он назван потому, что с этим предложением выступили учащиеся и те, кто обучал. Покойный патриарх Алексий II поддержал это предложение, и в 2002 году была создана община по строительству этого храма, я был назначен настоятелем, и с того самого момента на протяжении трех лет мы собирали средства, сделали проект, и удалось построить храм преподобного Сергия Радонежского на Рязанке, который существует до сегодняшнего времени.

– Расскажите о росписи вашего храма.

– Милостью Божией в прошлом году мы закончили роспись большого Введенского храма и в этом году приступили к росписи малого храма, которому уже практически 10 лет. Как обычно, столкнулись со множеством проблем: пришлось сбивать всю штукатурку, заново наносить новую согласно современным технологиям и заново начинать те работы, которые были сделаны быстро и некачественно в свое время. Штукатурно-шпаклевочные работы мы уже практически закончили, храм готов под роспись, и на купол храма уже нанесен образ Спасителя, изображения архангелов, ангелов, уже сделан пророческий ряд, то есть процесс постепенно набирает обороты. Храм не очень большой, мы планируем, если будет на то милость Божия и благословение преподобного Сергия, к празднику Рождества будущего года закончить его роспись, и тогда он предстанет во всей своей красе. Иконостас мы изначально сделали более строгий, иконы написаны в стиле преподобного Андрея Рублева (так называемая московская школа), в таком же стиле мы расписываем весь наш храм.

Вы спрашивали о чудесах преподобного Сергия. Собственно, одно из чудес – это сооружение этого храмового комплекса. Когда мы получаем назначение на то или иное место, нам не выдают средства и мы не имеем спонсоров, просто дается благословение Святейшего Патриарха, по которому мы начинаем то или иное деяние, и милостью Божией и молитвами святого, в честь которого назван храм, он сооружается. Это является самым большим чудом, когда мы и не мечтали построить что-то, а на этом месте возник целый храмовый комплекс: малый и большой храмы, прекрасная школа. Это одно из чудес преподобного Сергия, его попечение о нас, живущих на земле.

– То есть вы чувствуете помощь преподобного Сергия в своей жизни?

– Безусловно. Неоднократно были моменты, когда возникали трудности при строительстве (и финансовые, и строительные, и административные, и земельные), но стоило только нам соборно помолиться несколько служб, как тут же этот вопрос каким-то образом решался: приходила помощь и разрешались вопросы с властями. Порой нам не хватает веры в то, что если мы попросим, то нам действительно дастся, только надо просить, молиться и уповать. К сожалению, мы часто об этом забываем, и я как священник тоже. Когда, казалось бы, все человеческие меры исчерпаны, думаешь: «Господи, что же еще делать?» Просто вставай и молись, и преподобный Сергий пошлет тебе то, что ты просишь, что тебе необходимо в данный момент для твоего прихода.

– Наверное, это справедливо для каждого современного человека.

– Я думаю, что да: надо уповать, верить и знать, что это так и есть на самом деле. Несмотря на то что прошло 700 лет, Господь по молитвам преподобного показывает Свою силу на нас грешных.

– Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе: о его жизни, каких-то интересных событиях.

– Жизнь прихода у нас протекает в русле тех направлений, которые характерны для всей нашей Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Он у нас недавно служил, и я об этой службе рассказывал. На Красную горку, 19 апреля этого года, Патриарх Кирилл служил у нас и дал высокую оценку нашему приходу, которую мы, конечно, ни в коей мере не заслуживаем, нам еще нужно к этому стремиться. Основные направления развития: воскресная школа, работа с молодежью, миссионерское движение, помощь одиноким и престарелым людям. Все эти направления мы потихоньку развиваем, и базой для них является воскресная школа. Когда мы ее создали, вначале в ней было с десяток человек, даже меньше, но с каждым годом людей становилось все больше, и сейчас у нас обучается порядка 160 детей. Причем дети приходят, совершается Божественная литургия, и потом они отправляются на занятия, которые проводятся в субботу и воскресенье.

Школа работает с 2006 года, и дети, которые начинали в ней обучаться, естественно, ее уже окончили, выросли и превратились во взрослых молодых людей, стали прихожанами нашей церкви и составили базу для развития молодежного направления. Собрать молодежь сложно, но когда есть такая цепочка, можно проследить, как это происходит. Некоторые из тех детей, которые начинали ходить в те годы, уже пономарят в алтаре, один из них звонит в колокола, другие осуществляют иную деятельность. Работы очень много: и по уборке храма, и по помощи бедным людям. Особо хочется отметить, что с прошлого года, когда обучение в кружках во всех школах стало платным (а у нас и школа, и кружки бесплатные), народ буквально хлынул, все кружки у нас переполнены. Здесь люди получают то, что раньше искали в домах культуры, в которых теперь все стало платным. Конечно, это направление надо продолжать, хотя пока и площадь нам не позволяет сделать то, что мы хотим.

Перед началом и концом учебного года мы проводим ярмарки, помогаем собрать детей к школе. Нам жертвуют очень много различных вещей, тетрадей, учебников, рюкзаков и прочего, мы раздаем это людям. Такие ярмарки у нас проводятся с 10 – 15 августа, люди приходят и получают необходимое. Особенно много приносят различной одежды, которую мы также раздаем. У нас заведены два журнала, лежащие за церковным ящиком: в первом фиксируется та помощь, которая требуется людям, а во втором то, что люди могут отдать. Многие люди имеют вещи, которые хотели бы отдать, но не знают, как это сделать, а другим, наоборот, они требуются.

Работа предстоит еще громадная, потому что общество в основном невоцерковленное, не приобщено к Церкви Христовой. Недавно я был в Греции и сравнил уровень развития православной веры в этой стране и у нас. Мы очень отстали. Там человек с детства знает, что такое храм, с утра в воскресные дни храмы полностью заполнены, и самих храмов в десятки раз больше. Милостью Божией сейчас и у нас в Москве такое же количество храмов будет. В воскресный день все люди там неукоснительно идут на Божественную литургию, молятся, причащаются (кто готовился), это уже в крови каждого человека, живущего на греческой земле. У нас храмы полные, но надо наращивать ту мощь, которую мы пытаемся набрать по благословению Святейшего Патриарха: если мы достигнем того, что все люди будут православными, наша страна обретет тогда громадное геополитическое значение, духовную силу и военную мощь и будет мощное единение, к которому призывал еще преподобный Сергий.

– Какие у вас планы по работе на приходе?

– Планы рутинные: подготовка к учебному году, который у нас начинается чуть позже, с 1 октября. Сентябрь мы специально даем на то, чтобы люди успели определиться, сравнить с другими школами, втянуться. Хотим улучшить работу с молодежью: для нее у нас читает лекции духовенство, но по-прежнему много людей приходят с вопросами, многого не понимают, приходится объяснять. Проводим катехизацию перед принятием Таинства Святого Крещения, так называемые огласительные беседы, но понятно, что этого очень мало. Люди очень заняты, и когда они имеют какую-то возможность, могут прийти в храм и получить хотя бы что-то: для этого у нас есть дежурный священник. В Греции, правда, дежурный священник сидит у телефона и отвечает на все вопросы. У нас тоже в каждом московском храме есть дежурный священник, есть еще ответственный работник в церковной лавке, который на любой вопрос может ответить, и вопросов этих очень много. Казалось бы, все всё знают или могут найти в Интернете, но личное общение с людьми после богослужения показывает, что перед нами лежит целый пласт необъятной работы, и наш русский народ надо учить, наставлять, проповедовать ему, чтобы он поднялся и осознал свою силу и значимость.

– Чему еще, на Ваш взгляд, можно поучиться у греков?

– Прежде всего тому, что им удалость сохранить православную веру, ведь у них было турецкое иго почти до 1820 года. Даже во времена нашествия турок им удалось сохранить единение и православную веру. У нас коммунистический режим был чуть больше 70 лет, но почти все полностью стерто. У греков не так: безусловно, турецкое иго наложило свой отпечаток, но они смогли сохранить веру. У них даже улицы имеют евангельские наименования: улица Апостола Петра, улица Апостола Павла, и это нормально. Несмотря на все те трудности, которые там сейчас есть и, может быть, еще будут, своеобразие греческого народа в том, что православие пронизывает всю их жизнь. Представление о храме там не такое, как у нас: мы привыкли, что если это храм, то обязательно что-то величественное, с росписью, с иконостасом. У них храмом может быть даже небольшая комната, где стоит престол, ничего не отделано, но люди приходят, и там совершается Божественная литургия. У нас сейчас идет строительство 200 храмов, и будет большой скачок вперед, если это совершится, но это движение встречает и немалое сопротивление, к сожалению. То есть русский народ еще, конечно, не созрел для того, чтобы православие стало основной идеологической силой.

– Уместно будет напомнить о том, что 18 июля празднуется день памяти преподобного Сергия и еще раз пригласить наших телезрителей на богослужение в ваш храм в честь этого святого.

– Я думаю, что преподобный Сергий приглашает вас в любой храм. Конечно, лучше, если есть такая возможность, поехать в Троице-Сергиеву лавру. Я очень сильно печалюсь о том, что никогда не могу на праздник преподобного Сергия съездить в лавру, хотя ездил туда практически с детства в каждый его праздник (и осенний, и летний). А сейчас, конечно, не имею возможности покинуть приход преподобного Сергия и поклониться мощам святого, делаю это в другое время. Но если вы придете либо к нам в храм, либо в какой-то другой, вы обязательно получите помощь, милость Божию и благословение преподобного Сергия. Естественно, приглашаю и к нам в храмовый комплекс тех, кто у нас еще не был.

 

Ведущий Денис Береснев
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​