Беседы с батюшкой. Трезвенническое движение

15 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала г. Санкт-Петербурга. Передача из Санкт-Петербурга.

– Трезвенническое движение непосредственно связано с вашим храмом. Расскажите об этом.

– Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге построен Обществом трезвости во имя святого благоверного князя Александра Невского. Основал это Александро-Невское общество трезвости подвижник, апостол трезвости отец Александр Рождественский. Но этого храма он не видел. В то время был маленький деревянный храм, построенный в честь бракосочетания Николая Александровича и Александры Федоровны в 1894 году. И в этот храм пришел служить горящий духом отец Александр, который основал общество трезвости. К 1917 году это общество насчитывало 70 тысяч человек. Это было крупнейшее в России общество трезвости – наверное, благодаря тому, что его основатель отец Александр Рождественский горел этим делом, жалел тогдашнюю Россию. Если это была царская Россия, время сухого закона Первой мировой войны и стояла проблема трезвости, проблема избавления от пьянства, то что говорить про нынешнее время…

– Насколько мне известно, храм был закрыт в советское время. Трезвенническое движение прекращалось?

– Да, храм в 1932 году был закрыт. В нем было хранилище, с колокольни прыгали на парашютах, в 90-е годы в храме был склад спортивного инвентаря. Но с 1989 года, когда храм вернули Русской Православной Церкви, по понедельникам в 18 часов в храме совершаются молебны с чтением акафиста перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Это самая наполняемая служба нашего храма в течение всех лет, пока храм восстанавливается.

– Что стало с трезвенническим движением? Сколько лет отец Александр его поддерживал и им управлял?

– До самой своей кончины в 1905 году отец Александр был душой трезвеннического движения в России. Конечно, он не был единственным. Можно назвать и Сергея Александровича Рачинского, и Иоанна Чурикова, возглавлявшего движение, которое последователи извратили, исказили до сектантства, но все-таки сам он никак не являлся сектантом, а был благословлен даже Иоанном Кронштадтским на отрезвление народа. Был ряд и других крестьянских движений. Россия в то время беспокоилась о своем будущем. Сейчас, наверное, это возрождается. Мы знаем, что в Екатеринбурге целая епархия трезвенническая (если можно так сказать): Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение» находится именно в Екатеринбурге. Если до революции центр трезвеннического движения был в нашем храме, то ныне он переместился в Екатеринбург, значит делателей там больше. Но это не значит, что мы должны опустить руки. Мы тоже стараемся что-то делать.

– Какие принципы лежат в основе трезвеннического движения? Только ли это воздержание от алкоголя?

– Если говорить о связи, о преемственности с деланием отца Александра Рождественского, то нужно сказать, что отец Александр не только отвращал людей от водки и призывал их к обетам от пьянства. Он давал им широчайшую социальную культурно-просветительскую программу: он издавал несколько журналов, устраивал на работу этих людей, организовывал для них лекции – все, что можно было сделать, чтобы человек не просто перестал пить, но чтобы включился в церковную жизнь. Я думаю, что основа трезвеннического движения – это церковная, живая жизнь. Если человек не входит в эту жизнь, то рано или поздно та тяга, которая сидит внутри, недовольство жизнью, всякие трудности в любой момент могут перевесить. От ребят, которые реабилитировались от наркомании, я слышал такую фразу, которая поразила меня своей простотой и истинностью: «Кто не оставил Бога, тот оставил наркотики». Это правда, я много раз это наблюдал.

– Если сравнивать, какая проблема Вам кажется сейчас более глобальной и серьезной – наркомания или алкоголизм?

– Для молодежи – наркомания, причем очень разнообразная. Для старшего поколения традиционен алкоголизм. Но это, по сути, одно и то же – стремление убежать от жизни, от ее трудностей в мифическую псевдореальность. Жалко этих людей. Люди, подверженные страсти наркомании или пьющие, – это не бездельники, не те, у которых в голове ничего нет, но почему-то свои таланты они усердно закапывают, заливают их. Очень жаль, что так происходит. Каждый из них – образ Божий.

– Вопрос, поступивший через группу ВКонтакте от Валерия: «Прошу рассказать, как помогают в трезвеннической работе обеты трезвости, данные священнослужителями».

– Сами священнослужители, которые занимаются с зависимыми, обязательно ли должны быть трезвенниками?

– В ответ я приведу слова Сергея Александровича Рачинского, дореволюционного педагога. Когда он оказался в своем имении Татево и увидел поголовное пьянство тогдашних крестьян, он стал активно призывать их к трезвой жизни. Он пишет, что покуда он сам на себя не взял обет трезвости, его слова никто не слышал, никаких обществ трезвости вокруг него не создавалось. И только тогда, когда он принял обет сам, вокруг него организовалось общество трезвости и его слово стало иметь соль, или, как говорил отец Игорь Хлынов,– рассол трезвости. Знаю много таких батюшек-трезвенников в Санкт-Петербурге, вокруг которых собираются люди трезвящиеся, потому что они видят перед собой пастыря, который живет так, как говорит, и призывает к тому, что он сам делает. Это главное в пастырской деятельности – призывать не только к тому, что написано в Священном Писании, но если ты сам не исполняешь этого, в твоих словах нет соли, рассола, потому и люди не слышат.

– Что реализуется в вашем храме?

– Как я уже сказал, с 1989 года каждый понедельник в 18 часов совершаются молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Только один Господь знает и Матерь Божия, скольким людям Она помогла. Из приношений к Матери Божией сейчас делается серебряный и золотой оклад иконы. Ранее наполовину икона была завешана золотыми украшениями (крестиками, цепочками), которые люди жертвовали либо в благодарность за исцеление, либо в качестве жертвы, чтобы человек исцелился. Мы не можем сказать, что молитва не важна, молитва, наверное, и есть самое важное. Только с появлением в нашем храме отца Игоря Хлынова, который сам трезвенник более чем с 40-летним стажем, образовалось общество трезвости. Каждый понедельник после молебна совершается встреча членов общества трезвости, люди разговаривают, пьют чай, отец Игорь рассказывает о Священном Писании, о трезвеннических моментах, люди слушают его простые, бесхитростные рассказы о трезвой жизни, и это очень живо. Буквально отец Александр, наверное, помолился, чтобы Господь послал такого пастыря в наш храм.

– Я знаю, что у вас в храме совершается крестный ход. Расскажите об этом.

– Наверное, пятый год подряд в воскресенье после дня кончины отца Александра Рождественского, который скончался в день памяти преподобного Сергия Радонежского 18 июля по новому стилю, совершается крестный ход от храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (через Обводной канал, по Лермонтовскому проспекту, по Рижскому проспекту) к храму преподобномученика Андрея Критского. Крестный ход именно до этого храма неслучаен. Дело в том святом, который связывает эти храмы. Строителем (членом строительной комиссии) нашего храма был священномученик Философ Орнатский. Он же был настоятелем храма преподобномученика Андрея Критского первую половину своей жизни. И по царской семье эти храмы связаны. Если храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала заложен в честь бракосочетания царской семьи, то храм преподобномученика Андрея Критского заложен в честь спасения императора Александра III, которое произошло в день памяти преподобного Андрея Критского.

– Проанонсируйте крестный ход, который состоится в этом году.

– В воскресенье, 19 июля, состоится крестный ход тех, кто разделяет трезвеннические устремления, тех людей, которые желали бы видеть трезвой свою семью, наш город, нашу страну. Приходите в храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала на позднюю литургию в 10 часов. По ее окончании, в половине двенадцатого, мы идем крестным ходом к храму преподобномученика Андрея Критского. Можно взять с собой любимые домашние иконы, которые вам удобно будет нести. Крестный ход составляет всего два километра, это немного. Будем петь тропари, взывать к преподобному Сергию, к мученику Вонифатию и другим святым, чтобы едиными устами, единым сердцем просить Бога об отрезвлении России.

Вопрос, поступивший через группу ВКонтакте от Татьяны: «Надо ли что-то говорить в назидание пьющему близкому человеку или вообще не укорять его?»

– Из безусловного, что я мог бы сказать и что я видел много раз, – это то, что, например, наркоману нельзя давать деньги. Пусть он лучше украдет и попадет в милицию, где он что-то поймет. Но если мамочка, которая любит свое чадо, даст ему свою пенсию: «На, сыночка, только не плачь», то этот сыночка потом из нее все вытянет. Какой-то укор благоразумный, конечно, нужен. И важно, чтобы человек не входил в созависимость. Бывает, что образуются такие пары, в которых один пьет, а другой рядом живет. Один зависит от бутылки (или от шприца), и когда нет денег, он хочет их поиметь с донора – мамочки или кого-то еще.

Существуют группы взаимопомощи и зависимым, и созависимым. Созависимым помощь нужна даже больше, потому что очень больно смотреть, когда твой сын или муж занимаются этой гадостью, а ты сделать ничего не можешь, ведешь себя неадекватно, теряешь мир душевный. Таким людям лучше идти в группу созависимых, и лучше в православную группу.

– Вы являетесь членом координационного центра. Расскажите об этом.

– В нашей Санкт-Петербургской епархии при Социальном отделе есть координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму, где проходят занятия для тех, которые хотели бы избавиться от алкоголя, наркомании, и для их родственников. Телефон центра +7-911-170-54-04. Руководитель этого центра – протоиерей Максим Плетнев, который много лет занимается этой проблемой, жалеет этих людей, знает, как найти к ним подход. Можно только призвать людей, кому это нужно, обращаться, потому что вы найдете тех, которые могут оказать вам помощь.

– Вопрос телезрителя из Самары: «В Евангелии написано о первом чуде, которое совершил Христос в Кане Галилейской. Ни Христос, ни Богородица не говорили, что Он превратил воду в вино. Сейчас интерпретируют так, что именно вино там было. Я думаю, что была благодать и никакого вина не было. В Апостоле сказано, что вино веселит сердце человека, но не сказано – хорошо это или плохо. Когда у меня есть радость, мне весело, а когда радость от вина, она ложная. А ложь всегда от сатаны. Комментария там никакого нет. Все воспринимают это в пользу потребления вина».

– Я думаю, это разговор о том, само ли по себе вино – грех. Однозначно, что творение Божие не может быть плохо, оно не может быть грехом. Злоупотребление этим творением приводит человека к греху. Мы можем через Интернет смотреть передачу телеканала «Союз» или другие хорошие передачи, а можем «залезть» неизвестно на какой сайт и погибать. Так же и с вином. Мы были в паломничестве в Италии, где вино как газированная вода. У них другая обстановка, другие привычки, и там проблема с пьянством не стоит. Мы, русские, к сожалению, спиваемся. Поэтому воздержание от вина не есть воздержание от какого-то дурного самого по себе вещества. Я думаю, что даже наркотики сами по себе помогают людям с онкологическими (раковыми) заболеваниями преодолеть боль. В этом нет ничего плохого. При медицинском употреблении (при обезболивании) нет привыкания, нет наркомании.

– Вопрос телезрителя: «Алкоголизм – это свободная воля человека или это путь, который дал Господь, чтобы мы очистились, исправились?»

– Это искушение, испытание. Наверное, подсовывает бутылки или шприцы сатана. А человек, который не привык иначе решать свои трудности, берет это в руки. Дай Бог, чтобы для всех это было именно испытанием, а не погибелью. По доброй воле никто в ад не хочет, в сумасшедший дом тоже никто не хочет, лежать на койке обезноженным никто не хочет. Поэтому я думаю, это предложение сатаны свободной воле человека. И если человек не укреплен в церковной, духовной жизни, мало чувствует благодать Божию или вообще не чувствует ее, то он попадает в эту ловушку и, случается, доходит до дна. Образ Божий ни в ком неуничтожим: ни в последнем пьянице, ни в последнем наркозависимом; образ Божий все равно остается, и человеку больно от того, что он такой.

– Но ведь Причастие тоже на вине…

– Нужно помнить, что эти вещества после преложения имеют другую природу. Говорят, что есть такие священнослужители, которые через потребление Святых Даров приходят к зависимости, но я таких не встречал. Сам я не чувствовал и не видел такого воздействия, как от алкоголя, когда ты теряешь голову и ходишь колесом.

Вопрос, поступивший через группу ВКонтакте: «Мы с мужем не пили пять лет вообще. Некоторое время назад попробовали чуть-чуть вина, и пошел деструктивный процесс. Каким образом вразумиться?»

– Если они спрашивают, значит уже хотят избавиться от этого. Может, эти люди недостаточно воцерковлены, недостаточно восполняли образовавшуюся пустоту. Когда человек пьет, а потом перестает пить, внутри у него образуется вакуум. Если этот вакуум не заполнить хорошим, то человек все равно вернется к прежнему. У наркоманов это выражено больше, потому что наркотик умеет ждать: человек может воздерживаться даже не пять, а десять лет, ничего не употреблять, а потом возникнет жизненная сложность, и он возвращается к наркотику и падает. Поэтому необходима полнота духовной жизни. Если уже случились срывы, нужна детоксикация, программа реабилитации, очень хорошо, если это будет в православном центре. Нужна полнота духовной жизни.

– Расскажите о связи храма Воскресения Христова с царской семьей.

– Завтра вечером, 16 июля, состоится всенощное бдение, посвященное царским мученикам. В нашем храме освящен придел в честь царских мучеников, который много лет стоял неосвященным и предназначался для освящения в честь святого князя Александра Невского, потому что общество трезвости называлось Александро-Невское. Но каким-то Промыслом Божиим он много лет простоял неосвященным и несколько лет назад был освящен в честь царственных страстотерпцев.

Перед входом в храм стоит памятник царской чете, который освящал владыка Маркелл. Многие люди, даже просто проходя по Обводному каналу, видят этот необычный памятник, фотографируют его. Наш храм связан с царской семьей даже самими стенами, потому что самым большим жертвователем на наш храм был именно Николай II, который своих личных сбережений вложил немало – по-моему, в равной степени с отцом Иоанном Кронштадтским. Буквально стены, кирпичи, плитки под ногами – это труды и благословение Иоанна Кронштадтского и царя-мученика Николая II.

– Литургия в храме будет ночная?

– Будет ночная литургия, которая начнется в полночь, дневная, как обычно, в 10 часов утра. Не только в нашем храме будет ночная литургия. Живущие в Санкт-Петербурге могут пойти в Феодоровский собор у Московского вокзала, или в Феодоровский Государев собор в Пушкине, или в Крестовоздвиженский казачий собор. Это храмы, которые связаны «плотью и кровью» с царской семьей.

– От наших телезрителей поступил вопрос: «Что делать деревенским жителям, у которых нет возможности выехать в город, где есть реабилитационные центры?»

– Насколько я знаю и видел деревенскую жизнь, там совсем спились. Это печально, но это так. Те женщины, которые там живут, конечно, беспокоятся за своих мужей, а часто и сами употребляют алкоголь. Если нет возможности выехать в город в реабилитационный центр, потому что корову, дом, хозяйство не на кого оставить, необходимо найти хоть одного единомышленника в этом деле. Общество трезвости Сергея Александровича Рачинского началось не с пьянствующих крестьян Татево, а с крестьянок, матерей пьянствующих людей. Они стали членами Татевского общества трезвости, они стали воздерживаться и брать обеты на полгода или год – не за себя, у них не было проблемы, у них были дети, работа, хозяйство, им было чем наполнить свою жизнь, а вот их мужья, дети, сыновья падали. Когда приходит домой крестьянин, человек поработавший, и видит на праздник трезвую жену, которая не пьет, это само по себе человека выправляет.

К сожалению, этого не хватает, потому что мы идем против течения – трезвый образ жизни России идет против течения всей жизни: праздники церковные, гражданские, дни рождения мы привыкли отмечать таким образом. Это можно было бы принять, но у тех, кто не принимает, к сожалению, доходит до смерти, до одеколона, до сивушных масел и так далее. Люди травят себя и друг друга, чтобы погибнуть. Если даже одна женщина-хозяйка в деревне положит сердце свое: «Не пью я больше ни на праздники, ни на дни рождения», она будет подвергнута остракизму, ее не поймут соседки. Но если она не будет этим гордиться, а делать это ради своего сына или мужа, который спивается, погибает, и выстоит какое-то время, то к ней обязательно кто-то присоединится и обязательно священник найдется. Например, в Луге очень сильное общество трезвости, а это фактически деревня. Это было ответвление Александро-Невского общества трезвости, сейчас это самостоятельное общество. Все это должен определить не кто-то из Москвы, из центра, мы сами должны определить, хотим ли мы, чтобы наши семьи были крепкие, трезвые, или мы признаем, что это жидомасонский заговор, благодаря которому Россия завалена дешевым пивом, а мы ничего сделать не можем. Все-таки мы сами принимаем решение – покупаем мы это пиво или нет.

– Если человек употребляет алкоголь по праздникам и не чувствует для себя проблемы, стоит ли задуматься ему и его близким о чем-то или, в принципе, человек может прожить так всю жизнь без страшного вреда?

– Если для человека не стоит такая проблема, если он за десять лет накопил всего несколько пустых бутылок из-под вина, из которых поливает цветы, неужели это пьянство? Или, например, ученая старушка на пенсии, которая по праздникам выпивает стаканчик кагора? Мне кажется, для нее это не проблема. Мы не должны стричь всех под одну гребенку. Когда я читал информацию о дореволюционной истории трезвеннического движения, узнал, что было общество московских профессоров за умеренное употребление алкоголя. Нынешние трезвенники не любят этого. Какое может быть умеренное употребление алкоголя? Но оно так и звучит: «московских профессоров». Все мы помним фильм «Собачье сердце». Разве профессор Преображенский с доктором Борменталем алкоголики? Вся их жизнь была заполнена работой, и для них употребление алкоголя не являлось проблемой. А для человека, у которого нет ничего внутри и он заливает пустоту алкоголем, это проблема. Поэтому тут не должно быть уравниловки.

– Расскажите подробнее о причине, почему человек начинает пить основательно?

– Недавно я читал очень хорошую книгу; к сожалению, забыл ее автора. Основная проблема такая. Господь дал человеку таланты, силы. Человек начинает пахать жизненное поле: идет учиться, работать, воспитывает детей. Но бывает так, что (в силу нехватки свободы общественной или собственного нерадения) силы есть, а поля, занятости нет – силы и таланты праздны. Тем людям, которых я видел, которые день и ночь пашут, не до пьянства. Им бы успеть в ночную смену, потом на вторую работу, потом внуков покачать, потом другое и третье. Когда образуется зазор между возможностями и использованием своих возможностей, тогда начинается пьянство.

Отчего бывает лень: туда далеко, сюда не хочу, лучше полежу, скучновато, надо забыться… Существует дисбаланс между тем, какие силы есть и насколько человек использует эти силы. Очень яркий пример использования своих сил на сто процентов и трезвеннического образа жизни – жизнь академика Федора Углова. Он прожил 104 года, оперировал в 100 лет. О каком пьянстве может идти речь? Это совершенно уникальный человек, он призывал в своих статьях к трезвому образу жизни. Самое главное, он жил полноценной жизнью врача до конца своих дней, он не «простаивал». Когда человек «простаивает», начинаются проблемы.

– Вопрос телезрительницы из Выборга: «Пятнадцать лет назад я ходила к колдунье, мой сын очень пил. Пятнадцать лет я молюсь не одна, с батюшками, но мне не отмолить. Сын молится, у него в комнате иконы, но враг настолько силен, что не пускает его в храм на исповедь и Причастие. Почему нельзя сделать отчитки? Если можно, то где их делать – в Пскове или у отца Германа?»

– Ваш сын пьет до сих пор?

– Телезрительница: «Он держится, но у него бывают временами срывы – раз в полгода или раз в год».

– Почему Вы считаете, что он бесноватый?

Телезрительница: «Потому что он гневлив, у него зрачки увеличены. Когда я читаю «Да воскреснет Бог», он замолкает и становится совершенно другой».

– Ваш сын работает?

– Телезрительница: «Он «халтурит» на машине».

– Вопрос, как я понял, об отчитках.

– Да. Насколько алкоголизм связан с беснованием? Необходима ли отчитка, или стоит сначала показаться специалистам?

– До чертиков напиваются – это факт, такое бывает. Но считать, что отчитка – это решение, я бы так не сказал. Получается, что мы волю человека, которую нужно пробудить и к делу «приставить», будем защищать, закрывать волей Бога, волей священника, волей врача и еще кого-нибудь. Лучше было бы сына своего стимулировать на работу. Если человек его возраста только иногда выезжает порулить, ему просто скучно жить. Маме, вместо того чтобы думать об отчитке, нужно молиться и напоминать ему о работе, предлагать интересные варианты. Думаю, это было бы более важно и действенно, нежели поездки по отчиткам.

– Что касается Причастия, то если человек алкоголик, есть ли смысл приобщать его к регулярному Причастию или желательно, чтобы он сначала завязал с алкоголем, а потом начал настоящую духовную жизнь?

– Бывает, что у человека просто нет сил. Человека в пьяном виде никак нельзя причащать. А если человек вчера выпил, а сегодня пришел трезвый и хочет причаститься (быть может, он только сегодня и может это сделать и воздержался), мне кажется, можно такому человеку дать возможность раз-другой очнуться. Если этого не будет, нужно по-другому действовать. В каждом конкретном случае нужна пастырская чуткость. Сказать: «никак нельзя» или «можно всегда» – это неправильно; нужна чуткость.

– Какова сейчас ситуация с реабилитационными центрами в епархии?

– В том реабилитационном центре, телефон которого я давал, – координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии; в Александро-Невской лавре существует амбулаторный прием и идут занятия для людей, желающих освободиться от наркомании и алкоголизма, и для их родственников. Выезд в реабилитационные центры осуществляется либо в поселок Сапёрное, либо в Сологубовку, либо в другие достаточно многочисленные центры нашей страны, с которыми у отца Максима Плетнева (руководителя центра) хорошие, дружеские взаимоотношения. Если человек наркозависимый хочет всерьез избавиться от этой зависимости, в привычной обстановке он почти не может этого сделать, потому что тут продается, тут друзья, тут родители «взрываются»… Обычно ребята на наших занятиях в лавре какое-то время готовятся к выезду в реабилитационные центры, и потом они туда едут на достаточно длительные сроки – на полгода или год. Это стабильная, налаженная работа.

При храме Воскресения Христова тоже существует центр «Воскресение», который связан с реабилитационным центром в поселке Саперном. Телефон центра + 7– 931– 540 -01-40. В этом центре фактически такая же программа подготовки для длительной поездки в реабилитационный центр в поселок Саперное Выборгской и Приозерской епархии. Этим реабилитационным центром занимается отец Сергий Бельков.

Если мы посмотрим в Интернете или позвоним по епархиальному телефону доверия 644-70-82, то мы найдем или нам подскажут и другие православные реабилитационные центры Санкт-Петербургской епархии и в целом по России. Телефон доверия может дать возможность помощи людям, измученным пьянством своих близких. Созависимость очень мучительна для людей, в семье которых есть пьяный или употребляющий наркотики близкий. Человек устает, а бывает, что не с кем поделиться. Специалисты и добровольцы по телефону доверия могут вас выслушать, подсказать что-то. Этим горем необходимо делиться. Иногда человек стесняется говорить, что его сын пьет, носит это в себе, и это разрывает его. Женщина не хочет терять свой статус на работе, среди друзей, вопрос не решается. Кто-то посвятил этому жизнь и не считает, что это напрасно. Кто взыщет помощи Божией, помощи человеческой для реабилитации наркозависимых или зависимых от алкоголя, тот найдет этот способ. Никогда нельзя ставить крест на себе или своем близком, что он уже пропащий, болеющий, ВИЧ-инфицированный и так далее. Сколько людей ВИЧ-инфицированных я венчал, крестил их детей – люди возвращались фактически из смерти! Против ВИЧ-инфекции сейчас есть лекарства, и достаточно находиться в контакте с врачами, принимать регулярно эти лекарства, и вирус будет на неопределяемом уровне. Нельзя сказать, что у человека была ВИЧ-инфекция, потом она пропала и ее больше нет. Она просто на неопределяемом уровне, вирус спит, заглушен. Но человек может жить, может создавать семью, работать, становиться монахом. Столько за эти годы было интересных встреч с людьми, что убеждаешься – никакой диагноз не является смертельным. Господь милостив и дает возможность жить каждому.

– Наши телезрители спрашивают: «Перед какими иконами молиться о наркозависимых и зависимых от алкоголя и принципиально ли молиться перед какими-то конкретными иконами?»

– Когда я только приходил к православной вере, отец Святослав (ныне покойный) говорил: «Божия Матерь одна, и сколько икон ни будь, Она одна и та же Божия Матерь». На мой взгляд, дело не в иконах самых редких, не иконы, а Матерь Божия Сама помогает. Не иконы, а Христос, Сын Божий, помогает через иконы. Не случайно, конечно, икона «Неупиваемая Чаша» почитается, считается важной при избавлении от подобной зависимости – за этим стоит какая-то реальность. Но сказать, что у меня нет иконы «Неупиваемая Чаша» и я не могу помолиться перед иконой Казанской Божией Матери, это неправильно.

Важны святые, имеющие благодать понимать, что значит эта страсть и как от нее избавляться, – такие, как мученик Вонифатий, киево-печерские святые, Моисей Мурин, который боролся против блудной страсти и против алкогольной страсти, Иоанн Кронштадтский – великий святой, помогающий этим людям и жалеющий их, святой Иоанн Предтеча, который не пил вина и сикера.

Важно не столько кому-то помолиться, а важно в себе самом явить правду и глубину трезвого образа жизни. Владыка Виктор, епископ Глазовский, трезвенник, на крестном ходе в Суре, когда ему дали слово говорить об Иоанне Кронштадтском, большую часть своей проповеди говорил о трезвости, потому что это исходит изнутри. Когда ты находишься с владыкой Виктором рядом, понимаешь, что он говорит это не потому, что исполняет чье-то поручение, а он болеет за это, для него это важно. Я попросил его, чтобы он благословил наш крестный ход и помолился за его успех. Владыка Варсонофий тоже благословил наш крестный ход.

Когда человек постоянно находится в «трезвом рассоле», он постепенно отрезвляется и сам. При этом он не становится таким фанатиком: «ты пиво пьешь, ты плохой, мы с тобой больше не дружим». «Если ты пиво пьешь, у тебя ничего не болит, и слава Богу, а я на пиво смотреть не могу, чуть не умер, живот большого размера».

Радость трезвой жизни, о которой говорят и владыка Виктор, и наши батюшки-трезвенники, намного превышает животное удовлетворение хмельными напитками или наркотиками. Что хорошего в том, что ты повеселился два часа, а потом страдаешь рвотой от алкогольного отравления? Я слышал рассказы, как наркоман ходил по лавре и ему такое снилось, что произведение «Мастер и Маргарита» просто отдыхает. Ему не хватало денег на дозу, и пока он ходил по лавре, что ему только не казалось! Избави Бог!

– Напомним телезрителям, что в воскресенье, 19 июля, состоится крестный ход, а завтра вечером, 16 июля, состоится всенощное бдение и ночная литургия в полночь.

 

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать