Беседы с батюшкой. Встреча с Богом

15 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого Димитрия Донского при Университете МВД РФ игумен Фома (Василенко).

– Здравствуйте, батюшка! Благословите нас на начало, пожалуйста.

– Здравствуйте, отец Михаил! Благослови нас, Господи; пусть наша беседа послужила к тому, чтобы произошла самая главная встреча в жизни каждого человека.

– Дорогие друзья, наша нынешняя тема связана с сегодняшним праздником Сретения – «Встреча с Богом». Батюшка, первый вопрос о том, как произошла Ваша встреча с Богом.

– Моя встреча с Богом произошла чудесным образом, но это не дает мне права относить себя к числу каких-то избранных людей. Святые отцы мне это право не дают. Люди, к разряду которых отношусь я, – дети советского времени, которые не были воспитаны в религиозном плане, довольно огрубевшие в своих земных ошибках. К подобным людям Господь осуществляет такой подход, как чудесное вмешательство в их жизнь, чтобы всем греховным привычкам противопоставить какое-то яркое, новое, незабываемое впечатление. Можно сказать, для того, чтобы пронзить человека этим впечатлением, чтобы тот бросил все, что влекло его раньше, и ушел за  Христом, живя этим переживанием и надеясь на получение в вечности этого состояния навсегда.

Когда я только начал ходить в храм, то, конечно, не сразу ощутил это присутствие Божие в жизни. Даже были такие моменты, когда подкрадывалось разочарование: «Ну как же так? Я думал, начну ходить в храм, и все устроится. А тут что-то ничего не устраивается, а даже наоборот». Для начала надо было разрушить то, что у меня еще было, положить новое основание в моей жизни. И я видел, что рушится даже последнее, что было. Однажды после вечерних молитв я засыпал и попал в странное состояние – не сон и не явь; непонятно, что это было. Как пишет апостол Павел: «Вне тела ли я был, в теле ли, не знаю». Но в этот момент я увидел икону Иисуса Христа и услышал голос: «Зачем ты так переживаешь? Твои переживания о том, что ничего не получается, напрасны. Ты теперь будешь со Мной». Это прошло, я почувствовал облегчение, и свет этого посещения оставался во мне еще несколько дней. И сейчас он частично остается, но не так ярко, как тогда. Это вселило в меня надежду, укрепило мою веру и дало силы, чтобы продолжать ту жизнь, которую я начал в Церкви, по  церковным правилам.

Конечно, первое время мне было нелегко, опять же были старые привычки. Там, где я родился и вырос, храм – это административное здание, переделанное под церковь. Окошки в нем невысокие, я стою молюсь, а личность моя раздваивается. Молюсь, а от окошка отхожу. Лукавый мне внушал: «Смотри, сейчас твои знакомые будут проходить, увидят тебя в окно, смеяться будут». Храм находился на окраине города, и мои знакомые в тех местах вообще не должны были появляться. Настолько явно было вмешательство этой темной силы, которой я, не понимая того, подчинялся до прихода в церковь. Я поддавался – отходил от окошка, стеснялся, был довольно внушаемый в тот момент.

Но после события, о котором я рассказал, и после других событий я мало-помалу укреплялся. Мне очень помогала и церковная библиотека, и, конечно, церковные таинства. Они меня очень изменили, развернули в совершенно другую сторону. Таинства церковные…  до сих пор удивляюсь мудрости Божией, как это создано. Таинства есть таинства – пользуйся и не испытывай умом, что за этим стоит.

– Вы обозначили такой интересный момент – Вы уже были в храме, читали молитвы, но считаете, что встречи не было. Как Вы думаете, возможна встреча с Богом как с Творцом мира, а встреча со Христом отдельно?

– Христос ведь и есть Творец. Если бы Творец не воплотился, мы бы Его никогда не увидели. А во Христе мы Его увидели, ведь Он воплощенный Творец. Поэтому здесь это разделить нельзя, хотя преподобный Максим Исповедник пишет, что в зависимости от человека, его состояния, способности принять Бог является по-разному: кому-то в виде раба, а кому-то в славе. В Евангелии мы читаем, как Господь говорит: «Некоторые из вас, стоящих здесь, не увидят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» (когда апостолы Иаков, Иоанн, Петр на горе Преображения видели Христа, как Он преобразился и показал Свою славу).

Так и здесь, в зависимости от того, насколько это нужно, Бог по Своей мудрости кому-то является так, а кому-то иначе, кому-то каким-то светом. Мы и в Ветхом Завете видим, что пророку Илии Господь является каким-то сквознячком: тот был утомленный, разгоряченный, и Господь его охлаждает. И пророк Илия понимает, что это Божие присутствие. Он утешается в тот момент, когда был очень огорчен, расстроен. В других моментах мы видим, что Господь является «во гласе трубнем» – ярко, грозно. Как врач, который применяет разные лекарства, так и Господь – что нужно, то и делает. Но бывает, кто-то не замечает ни того, ни другого – настолько, к сожалению, человек уже является неспособным увидеть Бога в разных Его проявлениях.

Например, сегодняшний праздник Сретения...  Ведь в тот день в Иерусалимском храме было очень много народу: это был единственный храм. Сейчас, чтобы людям было удобно, мы строим храмы в шаговой доступности, а тогда храм был единственным, и людям нужно было ехать в него издалека. Но их религиозные чувства были сильнее, и они шли на всякие издержки, приезжали. Но встретили-то Христа двое – Симеон и Анна. Про других не пишут. Может быть, встретили и другие: кто-то услышал какой-то разговор, остановился, посмотрел, пошел дальше заниматься своими делами. А может быть, и не услышал, но узнал потом: пророчица Анна, живя при храме, продолжала об этом рассказывать. Праведный Симеон преставился, а она еще проповедовала о том, что увидела в день, который мы сегодня вспоминаем.

– Но часто встречается такая ситуация – люди ищут Бога и в этом поиске проходят через другие религии, другие учения, в которых тоже есть представления о Едином Боге, и лишь впоследствии приходят в христианство. Можем ли мы сказать, что в тех учениях и в тех религиях они все-таки в какой-то мере Бога уже встречали?

– Можно сказать (с определенной осторожностью), что в любом народе человек, поступающий по страху и совести, Богу угоден. Но, опять же, к этому надо подходить осторожно.

С другой стороны, чтобы не обременять себя этими рассуждениями, надо жить в своих рамках. Вот мы представители Православной Церкви. Есть ученые люди, которые выходят на какой-то диалог между конфессиями. Бог им как-то это открывает. Нам, людям, которые имеют недостаточно света от Бога, достаточно узнать то, что требуется лично от нас, и не закидывать свои взоры туда. Оправдание, опять же, в Священном Писании: «Не судите, да не судимы будете». Надо быть очень осторожным в этом. Но мое личное мнение (и я встречал это у некоторых святых отцов), что, возможно, люди встречали Бога: Он же Единый. Каким-то образом они интуитивно это чувствуют. В Церкви мы имеем богатейший опыт – Священное Предание, и письменное, и устное, а в других народах – не знаю... Я предполагаю, что – да. И хотел бы, как любой христианин, переживший это благодатное посещение Богом, чтобы и все другие люди могли это пережить. Думаю, и Вы, и все хотели бы, чтобы и другим народам Господь каким-то образом открылся и они были бы с Ним.

– Как молился преподобный Силуан Афонский о том, чтобы освятились все народы земли…

– На самом деле Божественная любовь как раз к этому: «Возлюби ближнего, как себя самого». Это ведь не только участвовать в каких-то его земных, бытовых проблемах (что важно – побыть для человека Богом, помочь ему), но еще и вот это... Но тут надо быть осторожным, чтобы не стать как сектанты, которые ломятся во все двери: «Давай поговорим об этом». Нужно учитывать желание человека, его добрую волю, хочет он или нет, спрашивает нас об этом или мы это ему навязываем.

– Вопрос телезрительницы из города Красноярска: «Меня зовут Нина Васильевна, я медработник и хотела бы рассказать, как у меня произошла встреча с Богом. У нас проходила практика по двенадцать часов в день, и я очень поздно возвращалась домой, с последним автобусом. Было очень темно, и вдруг мне неожиданно пришла мысль, так глубоко-глубоко… Я не слышала, была как бы мысль: «Почему ты живешь на этом свете?»  Я была молодая – 17 лет. И не задумываешься: учишься, работаешь, кушаешь – и никогда такой мысли не было. Я испугалась. В то время говорили про НЛО, я подняла глаза к небу, думаю: «Господи, откуда это, что это?» – и бегом домой. И потом я стала задумываться, почему у меня мама так рано умерла, почему у меня никого нет, почему люди умирают.  И вдруг мне попалось Евангелие, стала читать… Таким образом я стала верующим человеком. Сейчас мне 60 лет. Мне удалось многое сделать для Господа и с точки зрения своей профессии. Так моя жизнь оказалась с Богом».

– Приятно слышать такие свидетельства людей. На самом деле их много. К сожалению, они не имеют широкой огласки, ведь это важно. Иногда я думаю: если бы все люди жили по заповеди Божией – шесть дней делают свои дела, а на седьмой всё бросают и приходят в храм... Не в супермаркет идут тратить все, что заработали за шесть дней, а в храм. Как было бы хорошо! Машины не ездят, не устраиваются какие-то громкие концерты, все подчинено Богу – как было бы прекрасно на земле! Но это, наверное, утопия, поэтому что имеем...

Хорошо, что есть такие люди, которых мы сегодня услышали. А мы сегодня слышим такой рассказ уже второй раз. Пока готовились к эфиру, одна из Ваших сотрудниц тоже рассказала, что десять лет назад у нее была встреча с Господом: кажется, она в кому впала. На самом деле человек, у которого есть сердечная чуткость, воспринимает явно многие сигналы, знаки из духовного мира. Есть, конечно, перегибы, когда человек на этом слишком заостряется, без конца слышит какие-то голоса – это уже болезнь. Но если все в меру...

Апостол Павел шел арестовывать христиан, он считал, что поступает правильно. Он был очень горячим, был уверен, что служит Богу. И тут Бог является ему и задает вопрос… Вот как мы слышали сегодня об этом от женщины.

– Возникает вопрос из этого звонка. Как Вы считаете, всегда ли встреча с Богом – это и призвание?

– Всегда призвание к перемене. Ведь Господь является не так: «Здрасьте, вот Я есть». Или: «Посмотрите, какой Я». В этом всегда есть какой-то призыв к перемене – покаянию. В Евангелии красной нитью проходит слово «покаяние» – «изменение», «исправление». Изменение ума. Потому это призвание к чему-то. Господь призывает человека к Себе. А что значит – к Себе? Кто любит Меня, говорит Он, тот исполняет Мои заповеди. И дальше апостолы вполне раскрывают, что тот, кто не любит ближнего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видит. Конечно, это призвание. Вот и звонившая женщина сказала, что сделала много для ближних. Она сказала «для Бога», но я думаю, что она имела в виду ближних, ведь она медработник.

В истории Церкви мы видим, что именно врачи, просвещенные Христом, были и наиболее плодовитыми как врачи: святитель Лука, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, великомученик и целитель Пантелеимон и многие другие. Именно просвещение Христом соединяли со своим врачебным умением. Дай Бог, чтобы все врачи у нас были такими. И не только врачи, но и военные, и в любой области, и в ЖКХ...

– Вопрос телезрительницы из города Сочи: «Меня зовут Елена, я бы хотела рассказать о своей истории. До 45 лет у меня не было глубокой веры, хотя я знала, что Христос есть. Я даже ходила в церковь и пыталась причащаться, но не получилось, потому что когда называла свои грехи, батюшка говорил, что я еще не готова, надо что-то почитать и так далее. У меня даже было некоторое отчаяние, но я все равно стала читать «Жития святых». У меня все время была какая-то духовная пустота и некая тяжесть на душе. Вроде бы внешне все хорошо (и на работе, и в семье), а пустота была. И я стала читать «Жития святых», ходить в церковь, и через какое-то время – год или меньше – пустота ушла, душа наконец-то наполнилась радостью. Я поняла, что встреча с Богом произошла, что Господь любит меня и я люблю Господа. Жизнь моя поменялась. Конечно, я грешный человек, много грешила и грешу сейчас, но все-таки стараюсь исправляться, исправлять свою жизнь, свои грехи. Сейчас я очень счастлива: я знаю, что Бог есть, Он рядом, Он любит нас.

Желаю всем людям, которые чувствуют, что у них пусто в душе, что-то в жизни не идет, начать ходить в церковь, начать читать, любить Бога, и Он обязательно будем с вами. Жизнь наполнится радостью, счастьем».

– Помоги Господи. Женщина правильно говорит, что она исполнилась радости, стала счастливым человеком, после того как все-таки потрудилась: молилась, ходила в храм, несмотря ни на что. Хотя и не сразу получилось так, как она хотела – не сразу ее приняли. И она говорит, что хотя и грешит, но старается исправляться. Вот что тоже важно. Нужно обратить внимание, что человек, бывает, настолько глубоко попал в греховную колею, что ему бывает трудно выбраться из нее. И второй круг, третий, десятый – так он и ездит по греховному кругу. Но не нужно отчаиваться, терять надежду. Бывает, что Господь не дает руку помощи, а дает человеку возможность показать свое намерение, доказать: «Господи, вот посмотри». Не именно словами, а своими действиями. Человек не отступает.

Преподобный Марк Афинский прожил в пустыне 90 лет. Бог указал ему место на горе, где он должен был жить в пещере. Он пришел, поселился, а там жили бесы. Тысячу раз в день они сбрасывали его с горы с побоями, а он поднимался опять – тысячу раз в день. В день! Это продолжалось несколько десятков лет. Вот какая у него была сила. Господь ведь знал, какая у него сила, и попускал столько мучить его бесам. Потом бесы отступили от него, и ему стали служить ангелы. Когда к нему в гости пришел один подвижник и увидел, что в пещере никого нет, чудесным образом на столе появилась пища. Преподобный Марк говорит: «Каждый день мне приносят по одному горячему хлебу, прямо из печки, а ради тебя сегодня принесли два хлеба». Но сколько он потерпел, сколько потрудился! Без труда все-таки ничего не бывает.

Бывает труд внешний, бывает внутренний. Человек – инвалид, прикован к постели, внешне трудиться не может, но может внутренне: может молиться, благодарить Бога. Благодарить Бога в этом состоянии трудно, но это единственно правильный выход. Благодарить Бога за то, что у тебя нет возможности грешить. Неизвестно, как ты вел бы себя, будь у тебя деньги, богатство, красота телесная, какие-то умственные способности – как бы ты все это повернул? Трудно бывает справиться человеку с таким «набором». Ведь за все это придется отвечать. Иногда включишь новости – на что люди тратят деньги, причем колоссальные?.. Но Бог им судья.

– Вопрос телезрительницы из города Санкт-Петербурга: «Когда праведный Симеон встретил Марию и Иосифа с Младенцем Христом, он признал в Нем Богомладенца и поблагодарил Бога за эту встречу. Меня смутила следующая фраза в Евангелии: Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. Разве они не знали, что это Богомладенец? Разве для Марии это было богооткровением? Или я что-то неправильно поняла?»

– Не только в этот момент они дивились. Вспомните, в Евангелии есть другой момент, когда родственники Спасителя пришли, чтобы взять Его, потому что они считали, что Он вне ума. При всем том, что мы знаем о Божией Матери, Иосифе, все-таки были вещи, которые свойственны всем людям: у них были какие-то, скажем смело, недостатки. И в этот момент они тоже дивились. Мы дивимся не только тому, что бывает в первый раз; мы дивимся и тому, что в нас уже есть, но как-то недостаточно ярко.

Бывает, дивимся тому, что уже слышали, но когда кто-то еще свидетельствует о том, что мы знаем, удивляемся тому, что услышали это неожиданно. Ведь Симеон пришел в этот день в храм именно движимый Духом Божиим. И я думаю, Матерь Божия и праведный Иосиф не ожидали, что кто-то еще может так встретить. Хотя они и были до этого уже просвещены тем, что ангелы явились при Рождестве Христовом, пастухи и волхвы пришли с Востока. У них уже были такие яркие переживания, и Матерь Божия все это складывала в Своем сердце.

Но это еще можно отнести и к недостатку человеческого слова, потому что все-таки мы читаем перевод – славянский текст. Может быть, стоит поискать в источниках какие-то другие варианты. Например, мы читаем о том, как Спаситель говорит Петру: «Любишь ли Меня паче сих?»  Слово «любишь» в греческом языке имеет много разных оттенков. В русском языке одно слово «любовь», а чтобы понять, что за ним, надо добавлять еще какие-то слова. Так и здесь. Думаю, они дивились из-за того, что услышали еще свидетелей; может быть, новому чувству, которое пережили.

Смущаться ни в коем случае не нужно; просто, пока это место непонятно, надо его отложить, Господь со временем его откроет. А бывает, что в какой-то момент Господь просто отодвинет это в сторону. Иногда это совопросничество – какое-то излишнее искание: а вот это как? а вот это что? а вот это зачем? А бывает, что это искушение от противоположной стороны, которое начинает отводить человека от главного. А главное сегодня – это все-таки сретение.

Митрополит Вениамин (Федченков) говорит, что правильнее все-таки говорить не «встреча», а именно «сретение». Славянское слово «сретение» имеет в виду, что меньшие встречают бо́льших – люди встречают Бога. А «встреча» – это все-таки обыденное слово. Поэтому Вам нужно переключить внимание все-таки на то, что Господь явился в мир для спасения людей от грехов – вот это важнее. А все непонятные второстепенные выражения со временем откроются, просто не нужно нисколько смущаться.

– Отец Фома, Вы уже говорили о том, что святой праведный Симеон пришел в храм, движимый Духом Святым. И в Книге Деяний апостольских мы видим, как Дух Святой является в христианскую общину и все это становится очевидной данностью для всех. В наше время мы, принимая крещение, потом миропомазание, не испытываем яркой и очевидной встречи с Богом в этих таинствах. Почему это происходит? Может быть, мы как-то неправильно подходим к таинству, неправильно готовимся?

– В основном все неправильно к этому подходят, потому что написано в Евангелии: «Идите научите всех, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Учиться – это труд. Лично я встречаюсь с таким. Люди приходят крестить ребенка, им говоришь: «Ребенок маленький, не понимает, что происходит, надо подготовить восприемника или восприемницу». И тут начинается: «Ну вот...» Хочется чего-то легкого, светлого, приятного, а тут труд, надо напрячься, надо, оказывается, еще походить в храм. Удивительно, оказывается, надо в храм ходить еще... Вот в чем ошибка – не научившись, люди хотят сразу это получить.

С другой стороны, надо помнить слова Господа апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что увидел. Блаженны те, кто поверил, не увидев». И, как я рассказывал в самом начале о себе, мне нужно было это яркое переживание, потому что иначе я бы вряд ли так укрепился в вере. Но это не похвально. Похвальней, когда человеку рассказывают и он верит, он не испорчен испытанием: «А как это? А водяные знаки есть? А нотариус расписался? А кто докажет? Свидетели есть?» Вот это нехорошо. Но, к сожалению, такова данность нашей теперешней жизни.

В то же время человеку возможно без каких-то ярких показателей принять веру. В первые христианские времена после крещения люди начинали разговаривать на разных языках. Потом это было отнято. А в то время было нужно, так как Церковь была объявлена вне закона. Церковью я называю верующих во Христа людей, которые жили в то время и были объявлены вне закона, их преследовали. Общество было очень огрубевшим. И требовались такие вмешательства: крестили – заговорил на другом языке. Такие чудеса происходили. Но они могут происходить и сегодня: Христос Один и Тот же, мы те же самые люди, которые при зачатии получают от родителей тело, а от Бога душу. От Того же Самого Бога, Который, если захочет, может поменять законы естества. Но Он не делает это просто так. Нам часто непонятно, почему Он делает так и не делает, как хотим мы. Наше дело – научиться смирению.

Христос говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Смирение без терпения невозможно, а терпения без труда не бывает. Даже если ты не можешь трудиться и прикован к постели, нужны какие-то волевые усилия – научиться благодарить Бога. Если ты способен к труду, не болен, нужно понуждать себя на какой-то труд, физический или умственный, в зависимости от того, что можешь.

В общем, необязательно, чтобы были некие признаки, а обязателен сознательный приход ко крещению. Святитель Иоанн Златоуст крестился взрослым человеком. В то время было так, что люди крестились взрослыми. Сейчас об этом тоже говорят: пусть ребенок вырастет и тогда выберет сам. Но тут есть опасность. Во-первых, бывает, что родители ребенка сами далеки от сердца, и от этого обстановка вокруг ребенка не будет располагать его к тому, чтобы он выбрал веру. Если подходить к этому с юмором, то ведь ребенка с детства учат самым элементарным вещам: ходить на горшок, правильно держать ложку и так далее. Давайте этому тоже не будем учить, пусть он вырастет и решит, как он хочет. Как иногда показывают в фильмах  древних людей, которые жили в пещерах без ложек и без всего... Но сомневаюсь, что так было; скорее это художественный подход.

– Вопрос телезрительницы из города Сочи: «Как проходила встреча с Богом у наших предков-славян? Я прочитала такие книги, как «Домострой», «Сказание о русском народе», но там больше говорится, как они в поле работали. Может быть, Вы порекомендуете мне почитать православную литературу, где непосредственно говорится о том, как в Древней Руси люди встречались с Богом?»

– Спасибо за вопрос. Далеко ходить не будем – святой благоверный князь Дмитрий Донской. Я думаю, это будет достаточная древность для нашего разговора – XIV век. Возьмите его житие и внимательно почитайте, как он встречался с Богом накануне решающей битвы. Возьмите преподобного Сергия Радонежского, как ему являлась Божия Матерь. И о том, как немного позднее Божия Матерь многократно являлась преподобному Серафиму Саровскому. Такие примеры. Конечно, тут нет разговора о тех, кто работал в поле, но я думаю, не важно, где ты работаешь. В поле ли ты, князь ли, монашествующий или святитель, Бог является любому человеку, если он всем сердцем ищет Бога.

Тут можно посоветовать читать жития святых. «Домострой» – это все-таки книга правил, а в житиях святых достаточно примеров того, как и нашим соотечественникам являлся Господь. Возьмем преподобного Александра Свирского – единственный новозаветный святой, которому Бог явился в виде Троицы. Можете о нем почитать. Хотя он, конечно, не крестьянин, в поле не работал. Но те святые, которых я назвал (преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский), кстати, трудились на своих огородах, у них был некий участок, который они возделывали для себя. Поэтому можно взять их как пример.

С другой стороны, почему из наших соотечественников я назвал монашествующих? Потому что человек, воспитанный в религиозных начатках, которые у него развивались, начинал приходить к пониманию: для спасения ему необходимо удаляться из общества. Монашество вообще появилось в спокойные времена, когда гонения на христиан уже закончились, можно было спокойно исповедовать свою веру, не скрывать ее и ходить в храм. Но появилась и опасность в этой спокойной обстановке – как говорят: «Дай человеку хлеба и зрелищ, и он забудет Бога». В этой спокойной обстановке у человека стирается необходимость в молитве, стирается сердечная, внимательная молитва, она бывает уже по привычке, расслабленная. Потому в те времена появляются монашествующие. Конечно, я никого не призываю к монашеству, это дело каждого, но объясняю, что происходит, когда человек почувствовал, как быть с Богом и без Него.

Если все-таки отвечать строго на вопрос, то есть «Жития святых», есть «Жития русских святых». Можно почитать творения святителя Тихона Задонского, где есть примеры. В общем, надо подружиться с книгой, начать ходить в церковную библиотеку, и сейчас есть много православных сайтов с литературой, например Азбука.ру. Это очень хороший сайт, я сам им пользуюсь, там очень много книг; пожалуйста – читайте их.

– Когда мы говорим о встрече с Богом, то почему-то чаще всего подразумеваем первую встречу. Но ведь для воцерковленного христианина эта встреча происходит регулярно. Наверное, есть три основных способа встречи – молитва, чтение Священного Писания и участие в таинстве Евхаристии. Можно как-то расставить приоритеты в этих трех деланиях, является ли какое-то из них главным?

– Думаю, все они связаны, но возглавляет их все-таки таинство Причастия. Но чтение и молитву убрать нельзя, потому что это подготовка к самому главному. Причастие – это ведь соединение человека с Богом. Думаю, здесь должна быть совокупность, все-таки лучше их не разделять. Сколько я читал, я не встречал ни одного святого, который не молился бы или ему не было известно Священное Писание. Преподобная Мария Египетская никогда этому не училась, но ее горячее покаяние сподобило ее к тому, что Дух Святой научил ее – она цитировала Священное Писание. Нет таких святых, которые угодили бы Богу и обошли бы что-нибудь, поэтому, думаю, надо все воспринимать в совокупности.

Любовь – совокупность добродетелей. Нельзя говорить: «Я хочу научиться только любить». И думать, что это будет легче. На самом деле добродетель любви – самая трудная и самая высокая, и все остальные добродетели, которым ты учишься, подводят тебя к любви. Это совокупность. Так и здесь.

– Батюшка, хотелось бы попросить Вас дать нашим телезрителям некоторые рекомендации, как быть на первой неделе Великого поста.

– Во-первых, начать Великий пост я всем советую с того, чтобы попросить прощения. Я сам, пользуясь случаем, хочу у всех попросить прощения. Хотя Прощеное воскресенье будет на днях, но мы уже не увидимся, поэтому я сегодня прошу у всех прощения. Простите меня, грешного. Эта традиция пошла от монашествующих, они расходились на Великий пост в пустыню, не знали, увидятся ли еще, поэтому просили друг у друга прощения. Тем самым они смиряли себя: человек гордый прощения просить не будет. Он считает, что у него все в порядке, за что просить прощения? Если что-то не так, то виноват кто-то, но не он. Я лично считаю, что мне нужно попросить прощения у всех.

Вот с этого начнем, а дальше Великий покаянный канон, который очень помогает создать правильную атмосферу в сердце на весь Великий пост. И не ослабевать дальше: ходить в церковь на каждое воскресное богослужение, стараться не пропускать какие-то знаковые богослужения. Именно общественная молитва укрепляет человека для домашней молитвы и создает все остальное.

С праздником всех и спасения души!

Ведущий Михаил Кудрявцев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы