Беседы с батюшкой. Рождественский пост

14 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Рыбчак, настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Полевской.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Нашу сегодняшнюю беседу я предлагаю посвятить сразу нескольким темам. Конечно же, первая из них – это Рождественский пост, время подготовки к празднику Рождества Христова. И это время, на которое приходится в том числе и множество искушений, как и на любой другой пост, но здесь еще включается праздник Новый год и подготовка к этому дню. Как не впасть в эту суету – это одна из тем.

И есть множество вопросов наших зрителей, которые они пишут в социальных сетях для нас. Иногда эти вопросы остаются без ответа в силу объективных обстоятельств, так как есть общая тема программы. Поэтому, может быть, ответим на те вопросы, которые у нас сохранились с прошлых программ. Напомню нашим зрителям о возможности задать вопрос в социальной сети «ВКонтакте» под анонсом сегодняшней передачи в официальной группе телеканала «Союз». Собственно, первый вопрос: как не увязнуть в этой предновогодней суете, бесконечных закупках, подготовке и готовке?

– Да, действительно, последнее время в нашем обществе уже задолго до гражданского Нового года начинается этот ажиотаж в ожидании праздника, приобретение, естественно, и соответствующей атрибутики, и подарков, и продуктов для праздничного стола. И это ощущается везде: и в рекламе, и по тому, какие проводятся акции в магазинах.

Для православных христиан Рождественский пост заканчивается только 6 января, и, безусловно, хотим мы того или нет, но в той или иной степени все равно наблюдаем этот ажиотаж, эту суету и зачастую сами в какой-то степени принимаем в этом участие. Ведь это касается в том числе и наших прихожан, а они, безусловно, разные люди, разной степени воцерковленности. Можно сказать это и про семьи наших прихожан, в которых кто-то действительно регулярно ходит в храм, молится, соблюдает пост, а другие в семье и не молятся, и не хотят, и не желают соблюдать пост. Как здесь быть? Для них главный праздник – встреча гражданского Нового года; для нас, христиан, – Рождество Христово. И возникает некая  дилемма.

На самом деле, я бы так сказал, это зависит от самого человека, от его воцерковленности, от того смысла и цели, которые он вкладывает в свой пост, когда есть возможность  освободиться от каких-то греховных привязанностей, зависимостей и так далее... В этом плане, конечно, каждый христианин может сам определить степень, насколько ему ввязнуть в эту суету или, наоборот, противостоять ей.

Я бы посоветовал, наверное, в первую очередь действительно быть осторожным и внимательным, особенно к тем, кто находится рядом с нами, к людям невоцерковленным или мало воцерковленным. Потому что какой-то ригоризм и требования в этом плане действительно не укрепят в этих людях веру, тем более требования соблюдать то, что они не понимают и не желают соблюдать (имею в виду постное воздержание, неучастие в каких-то праздничных мероприятиях). Это особенно касается детей, у которых в школах начинаются всевозможные елки, праздники. Надо быть очень осторожным в этом плане, подойти с любовью, тактом, очень деликатно к решению этого вопроса. Если человек действительно сомневается в чем-либо, всегда можно прийти к священнику посоветоваться. Если у него есть с кем посоветоваться; либо посоветоваться с тем, кто имеет больший опыт в этом плане. Но проявлять категоричность и отрицание – это не христианское чувство.

– А вот есть такая замечательная благочестивая практика, когда многие семьи встречают Новый год в стенах храма, когда ночью в 12 часов начинается либо какой-то краткий молебен на гражданское новолетие, либо служится ночная Божественная литургия, после которой устраивается чаепитие для прихожан. Есть ли у Вас на приходе такая практика? Как Вы к ней вообще относитесь?

– Эта практика еще только-только входит в традицию Церкви. И, по сути дела, это не уставная практика, безусловно, но тем не менее она находит оправдание. Я бы не сказал, что здесь большинство, на самом деле пока еще в меньшинстве те, кто желает помолиться за ночной Божественной литургией накануне гражданского Нового года. В этом году, я думаю, очень многие православные храмы будут придерживаться этой практики, потому что встреча гражданского Нового года приходится на воскресный день. Поэтому, наверное, многие православные храмы попробуют, как благодатно, торжественно служить в этот день ночью, встречая новолетие.

Но благодаря нашему христианскому самосознанию мы же прекрасно понимаем, что прожили еще один год и должны подводить какие-то итоги. И чаще всего, если человек действительно имеет уже духовный опыт, он понимает, что очень сложно прожить без греха даже один день: мысленного, чувственного, никого не осуждать, не гневаться, не раздражаться. А уж тем более представьте: целый год мы прожили зачастую с такого рода грехами, поэтому радоваться мало чему можно. Тем не менее подвести итог, сделать правильные выводы и действительно устремить свою молитву ко Господу, особенно в этой ночной службе на литургии, – наверное, это будет очень благодатно. И если у кого-то появится возможность и желание помолиться с нами во время такой службы, я думаю, что это будет действительно уникальный духовный опыт. Никуда не денутся праздничные столы, тем более у детей начинаются каникулы, у взрослых это рождественские и новогодние каникулы. То есть возможность будет и благодатная, и в то же время праздничная, если в семьях привыкли встречать и гражданский Новый год вот таким образом. Поэтому у нас обязательно будет служиться такая ночная литургия, милости просим. Да и, наверное, во многих православных храмах…

– Вообще Новый год, согласно многим опросам, для людей главный праздник в году, но православные христиане и вообще христиане понимают, что все-таки главный праздник  для них  по духовному содержанию (и лично для конкретного человека, и для всей Вселенной) – это Пасха, Светлое Христово Воскресение; может быть, второй по значимости – Рождество Христово. Без пришествия в мир Спасителя и наше спасение тоже было бы невозможно. Но тем не менее память о Новом годе в наших сердцах с детства есть. Что с этой памятью делать и стоит ли как-то переубеждать людей?

– На самом деле эта память не только память детства и гражданского Нового года. Церковь и история человечества знает очень древнее почитание встречи Нового года, только они были в разные времена, у разных народов, в разные даты и так далее. Но дело даже не в этом, встреча календарного нового года – нормальная историческая практика. Отмежевываться от этого искусственно не стоит, тем более у нас до революции был совершенно естественный опыт, когда встречали Рождество Христово, потому что вся страна жила по юлианскому календарю. Встречали сначала Рождество Христово, а после этого уже и Новый год. Это было естественно. Впоследствии, после того как большевики пришли к власти, они  перевели страну на григорианский календарь, и, соответственно, получилось так, что Церковь оказалась в некоем отдалении от жизни всего государства.  Отсюда (уже, по сути дела, сто лет) у нас вот такая как бы несогласованность со светским обществом в праздновании наших главных праздников.

Мне кажется, надо все-таки постараться так отнестись к этому: никого не осуждать в праздновании Нового года. Да, действительно, для христианина, если он верующий, если он действительно живет настоящей духовной жизнью, априори всегда главным праздником будет Рождество Христово, Пасха. Но гражданские праздники тоже могут иметь значение, ведь человек живет в светском обществе, в этом государстве, он не может не замечать торжества других людей. Самое главное – никого не осуждать и проявлять уважительное отношение и почтение к радости других людей, особенно тех, кто находится рядом с тобой. Это и соседи, и коллеги; может быть, и родственники. Нельзя противопоставлять себя им, это заповедь Божия: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте». В этом надо проявлять деликатность.

– Если раньше Рождество Христово праздновалось до наступления гражданского новолетия (и как бы получалось логично: сначала более яркое торжество, пост заканчивается, а потом уже государственное торжество), то сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но из-за того, что такое отношение у нас к этому празднику в стране, по количеству фейерверков, бенгальских огней, праздничных телевизионных эфиров светский Новый год все-таки более ярко выражен. И проходит какой-то промежуток времени, это празднование продолжается. У всех выходные, это значит – гости, встречи с друзьями и родственниками и так далее. Как сделать так, чтобы празднование Рождества у человека не затмилось, чтобы в душе у него еще большая радость появилась от этого дня, а не от того, что он уже пережил за предшествующую неделю?

– Я согласен, что на гражданский Новый год много тратится ресурсов (на празднование и встречу этого праздника). Это естественно. Церковь гораздо скромнее в этом плане, но я не думаю, что верующему человеку торжественная рождественская служба меньше приносит в душу радости, чем светский праздник. Но я хотел бы сказать о том, что в этом плане можно посоветовать, чтобы было больше радости. На самом деле самое главное средство для достижения радости – тот пост, который мы соблюдаем; он одно из важнейших средств, чтобы себя, в первую очередь, настроить на взаимоотношения с Богом, с людьми, что-то изменить в себе.

И вот если человеку с Божьей помощью удается сделать нечто доброе и для себя, и для ближних, то, безусловно, встреча праздника будет всегда яркой, торжественной, мирной и так далее. В этом плане заставить человека, например, искусственно поститься или радоваться тогда, когда он не хочет радоваться или не понимает этого смысла, невозможно. Это зависит от степени духовности человека, его вовлеченности в церковную жизнь, его возможности потрудиться и для себя, и для своих ближних во славу Божию. Это действительно в совокупности может помочь человеку обрести и радость, когда подходит самый главный праздник Рождества Христова.

– Наверное, радость формируется не фейерверками, подарками и внешними проявлениями, а все-таки, в первую очередь, внутри человека.

– Не зря же апостол говорит, что дары Духа Святого – любовь, радость, мир, благость, кротость. Когда человек ощущает в душе мир, радость, когда действительно его душа наполнена любовью и к человеку, и к Богу, это ничем искусственным заменить невозможно, никакими суррогатами. Человеку, который не имеет этой радости, если в его душе уныние, если он постоянно находится в печали о чем-либо несбывшемся, в своих фантазиях, безусловно, нужны какие-то развлечения. Совсем замучило уныние – надо включить повеселее музыку; совсем плохо, в печали – можно включить какой-нибудь веселый фильм; если хочется самовыразиться, можно зайти в любую социальную сеть и написать какую-нибудь гадость кому-нибудь, чтоб не все так радовались.

То есть человеку, который не умеет понимать и видеть, что происходит в его душе, и не умеет преодолевать это теми средствами, которые уже известны тысячи лет в опыте Церкви, конечно, нужен  фейерверк. Хотя фейерверк тоже хорошая вещь, он используется в том числе и в храмах как один из элементов торжества в Рождество, чтобы порадовать детишек, прихожан... Поэтому здесь надо понимать, что человек, который не желает меняться сам, никогда не будет в той радости, которую испытывает другой, обретя нечто большее, чем просто обыкновенные суррогаты этого мира.

– Про детишек, для которых устраиваются и рождественские фейерверки… Вот взрослый человек-христианин понимает значимость праздника в своей жизни, понимает, что Новый год, какой бы он ни был и когда бы ни был, – это астрономическая дата, переход из одного года в другой… А если говорить о детях, то ведь для них устраивают новогодние елки, готовятся новогодние подарки. Не оставишь же ребенка с каким-то простеньким подарком на Новый год, он потом целую неделю будет с друзьями общаться, все будут спрашивать: «Что тебе подарили?» Он скажет: «Открытку мне подарили, но зато хороший подарок будет на Рождество». Как детям объяснять эту значимость праздников и как найти эту золотую середину?

– В дореволюционной традиции, когда существовала Российская империя, все было совершенно по-другому: настоящие подарки на праздник Рождества получали дети и люди дарили друг другу. К сожалению, потом все изменилось. На сегодняшний день, если мы оставим ребенка без подарков на Новый год, наверное, он не совсем это будет понимать. Но если это православная семья, можно совершенно спокойно ребенку объяснить, что можно и на Рождество получить этот подарок.

У нас все-таки немного другая практика. Мы предполагаем всегда сделать таким образом, чтобы дети поняли, что на Рождество нужно приносить подарки Христу. И даже в воскресной школе на нашем приходе стараемся сделать таким образом, чтобы дети подготовили свои выступления, какие-то подарочки; и у яслей Христа происходит это торжество… Ведь мы этим постом готовимся к встрече самого важного праздника, и как мы будем надеяться на то, что Господь нечто нам даст, если мы сами ничего не принесли, не потерпели, не попостились, ничего не изменили в своей душе? Надо так же воспитывать и детей. Поэтому сейчас практика сложилась такая, что подарки действительно дарят на Новый год, но на Рождество хорошо было бы, если бы ребенок принес нечто к яслям Господа.

– Давайте попробуем ответить на вопросы наших зрителей, которые приходили в предыдущие программы. Телезритель спрашивает: «Можно ли заниматься спортом во время поста?»

– Если он занимается профессиональным спортом и не будет им заниматься, его не возьмут ни в одну сборную. Это естественно. И если это спорт чисто для своего собственного физического развития, в этом нет ничего плохого, если это все без фанатизма делается. Если это нужно для поддержания здоровья, в этом ничего плохого нет. Самое плохое всегда во всем – это страсть, которая затмевает главное. На самом деле занятия спортом – хорошее дело, но это вещь второстепенная, это поддерживает тело, но надо думать и о духе, о своей душе. Если это стоит на втором месте, а спорт на первом – это неправильно; не всегда в здоровом теле здоровый дух. На самом деле все наоборот: если у человека здоровый дух, то даже если тело не будет здраво, он тем не менее спасется. Поэтому пусть занимается, если это не страсть.

– Если человек в выборе: пойти с утра в воскресенье на службу в храм или в спортзал, – то это уже вызывает вопрос.

– Или на матч какой-нибудь, чтобы поболеть.

– Следующий вопрос: «Какую молитву можно усилить во время поста?»

– Это очень сложно сказать. На самом деле все зависит от самого человека. Если это новоначальный, то, может быть, стоит перейти к чтению утреннего и вечернего правила; если человек уже действительно имеет опыт духовной жизни, может быть, стоит попробовать почитать уже Псалтирь; если человек уже достаточно опытен, то все будет зависеть от того, с какими страстями он борется и когда эти страсти его одолевают. И здесь, может быть, стоит, по совету преподобного Серафима Саровского, читать Иисусову молитву в определенных обстоятельствах жизни, а может быть, и по полдня или еще как-то. Все зависит от того, какова воцерковленность и какой духовный опыт этого человека. Поэтому ему лучше бы посоветоваться со священником, который его хорошо знает.

– Следующий вопрос: «Ребенок двенадцати лет задал вопрос: какие есть научные доказательства существования души? Я затруднилась ответить, духовные объяснения его не удовлетворили, показались бездоказательными. Как ответить ребенку в доступной форме?»

– А какие есть доказательства существования у человека совести? Я не знаю, насколько это подлинная история, но когда святителю Луке (Войно-Ясенецкому) вручали Сталинскую премию, вроде как был задан такой вопрос: «Владыка, Вы видели душу, когда совершали операции и резали людей?» Он говорит: «Нет, не видел, но и совести тоже не наблюдал». Поэтому душа – это то, что человек действительно имеет в своем самосознании. Если человек ощущает свою личность, то, безусловно, он духовен, его направляют.

В свое время Клайв Льюис привел такой очень интересный пример. Он говорит: «Вы посмотрите на фортепиано: есть черные и белые клавиши. И на них можно сыграть как траурную мелодию, так и очень веселую. И поэтому мелодию играет тот, кто садится за фортепиано: если у него грустное состояние души, он сыграет одно; если веселое, сыграет совсем другое». Также он сравнивал это с нашими человеческими инстинктами: управляет нашими инстинктами и, конечно, образом нашей жизни именно дух человека, именно душа; но пощупать душу невозможно.

– Следующий вопрос: «Посоветуйте, что нужно делать человеку, который обнаружил у себя чародейский предмет?»

– Тут не сказано, какой человек. Если это верующий человек, то просто-напросто надо выбросить это все и не придавать значения. Ну, перекреститесь, святой воды выпейте, помолитесь. Если это неверующий человек, то, безусловно, он впадет в некую панику. Тогда определиться очень просто: сходите в храм, помолитесь, поговорите со священником. Если человек не крещен, может быть, стоит задуматься и о святом крещении, но для этого нужно подготовиться и понять, в чем смысл духовной жизни. А если человек понимает смысл духовной жизни – чего ему бояться? «Если с нами Бог, то кто против нас?» – говорит апостол Павел. Поэтому не надо бояться таких вещей.

– Следующий вопрос: «Для чего иногда заменяются 1-й и 2-й псалмы Давидовы на утренние молитвы? Однажды я прочитал в православном журнале и не смог найти ответ».

– Я не понял, где заменяются? Просто вместо утреннего правила?

– Да.

– На самом деле молитвенное правило составлено из духовного опыта тех, кого мы называем святыми и учителями Церкви, это опыт их духовной жизни, который, как камертон, задает нам тон. Но раньше ведь основным молитвословием на Руси была Псалтирь, поэтому очень часто было так, что чтение Псалтири было правилом любого русского человека. Видимо, это возвращение к какой-то традиции, но, по большому счету, я такой практики не знаю, чтобы просто чтением псалмов заменяли утреннее или вечернее правило. Это, наверное, какая-то особая традиция где-то.

– Следующий вопрос: «Как быть, если случился выкидыш? Можно ли это считать грехом?»

– Если происходит такое несчастье, то, безусловно, стоит после этого обязательно прийти на исповедь, и уже в личном исповедании священник может посоветовать, подсказать, что делать, прочитает соответствующую молитву, когда женщина теряет ребенка. Не было ли это ее личным грехом, что она потеряла этого ребенка? Не сделала ли она этого действительно специально? Это очень индивидуально и очень лично. Здесь нельзя дать общего правила. Единственное, когда происходит такое несчастье, надо обязательно идти на исповедь.

– Следующий вопрос: «Евангелие нужно читать каждый день, но если нет этой книги, можно ли заменить чтение евангельских строк чтением книги жития святых?»

– Во-первых, желательно читать Святое Писание каждый день, но не у всех это иногда получается. Но если нет этой книги, это надо действительно сделать себе большой подарок или на Новый год, или лучше всего на Рождество – приобрести Новый Завет. На самом деле сейчас такие времена, что это просто нереально, чтобы нельзя было купить Новый Завет или всю Библию. Сейчас в каждой лавке существует несколько изданий Священного Писания, поэтому, я думаю, каждый может себе это позволить. У нас даже на приходе есть Новые Заветы, которые люди могут прийти и бесплатно взять: и те, кто готовится к крещению, и те, кто приходит на наши беседы, занятия... Поэтому, думаю, на каждом приходе есть такая возможность. Если у этого человека нет материальных возможностей, то можно всегда обратиться в храм. Думаю, что обязательно ему помогут в этом плане. Но эта книга должна быть. И заменить чтение Священного Писания житиями святых невозможно, это разные вещи. Потому что Священное Писание – фундамент. Конечно же, и жития святых очень поучительны и необходимы для чтения, но все-таки надо понимать, что не они формируют основу духовной жизни, а слово Божие и учение Господа нашего Иисуса Христа.

– Вдобавок ко всему, если он пользуется социальной сетью, значит, у него есть Интернет, можно выйти на один из проверенных сайтов: Православие.ру, Патриархия.ру или Азбука.ру, где есть тексты и Нового, и Ветхого Заветов с комментариями и различные статьи. Прочитать главу или две в день возможность есть.

– Я даже не сообразил по этому поводу. В Интернете действительно очень много возможностей.

– Кстати, многие священники советуют читать по возможности Евангелие каждый день, хотя бы одну главу, но систематически и перечитывая, может быть, те строки, которые каждый год повторяются. А есть подход другой: люди говорят, что читали Евангелие, знают строки, знают, о чем эта святая книга, и руководствуются таким своим убеждением. Почему все-таки необходимо читать Святое Евангелие либо каждый день, либо хотя бы систематически, время от времени?

– Здесь можно привести очень важный пример действительно выдающихся святых, которые не просто когда-то читали Евангелие, а читали его ежедневно, очень глубоко проникая и прося Господа открыть им смысл. Взять, например, преподобного Серафима Саровского. Он каждый день прочитывал по Евангелию, за каждым днем у него было закреплено определенное Евангелие. Я уж не говорю про великих святых: Иоанна Златоустого, святителя Григория Богослова, Василия Великого и многих-многих других.

Евангелие не просто книга, повествующая о жизни Христа, которую прочитал, узнал и забыл. Мы говорим, что Евангелие – это Священное Писание, это то, что действительно питает наш разум и нашу душу. И человек действительно воспринимает смысл евангельских истин настолько, насколько сегодня готов, каков у него есть духовный опыт. И насколько мы развиваемся (безусловно, человек взрослеет, у него появляется житейский и духовный опыт), настолько и воспринимаем Священное Писание. Мы читаем, слушаем проповеди, читаем святых отцов и действительно проникаем глубже и глубже в смысл евангельских слов. Если действительно человек  начинает понимать, что это слово Божие, без которого невозможно построить духовную жизнь, то этим невозможно напитаться... Евангелие имеет такую глубину и такую широту, что оно не может поместиться в какое-то определенное временное пространство: «Я за месяц прочитал эту книжку, и теперь мне все понятно».

На самом деле Евангелие – это руководство к нашей духовной жизни. К сожалению, мы так устроены, что очень многое забываем и наше внимание рассеивается, притупляется;  мы забываем какие-то истины, которые для себя открыли. Почему-то они уходят, и мы начинаем их забывать. Возгревание этих смыслов без регулярного чтения Евангелия невозможно. Поэтому это правильная духовная практика – регулярное чтение Священного Писания.

– Следующий вопрос: «Как влияет молитва, если молюсь за человека, который меня ненавидит и желает мне зла? Не бесполезна ли такая молитва?»

– Не только не бесполезна, она весьма полезна. Сам Господь говорит: «Благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим и любите врагов ваших». Это же закон духовной жизни. И он предполагает, что если человек научается молиться даже за врага своего или за человека, который его ненавидит или строит ему какие-то козни, меняется не только тот человек, а и сам молящийся в отношении к нему. Это как по принципу резонанса: если я к человеку настроен по-доброму, с открытой душой, он это чувствует; и даже если у него нет соответствующего расположения ко мне, оно появится. Здесь очень важно понять, что молитва – это не заклинание, с помощью которого что-то произойдет с тем недоброжелателем. Молитва – это, в первую очередь, молитва и за него, и за себя. И если я начну меняться, то тогда и всё вокруг меня будет меняться; если во мне не будет происходить никаких изменений, ничего вокруг меня не изменится. Это очень важно понять, ведь не зря Господь говорит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте». Если ты про себя будешь постоянно костерить своего недруга, он это будет обязательно чувствовать. Тогда держите и ответный удар. Вот и все. А если вы изменитесь по-доброму, все изменится.

– Действительно, доброе отношение к другим людям преображает. Несколько раз приходилось и самому быть с той стороны, не по-доброму настроенной, так скажем.  Следующий вопрос: «А как не путать доброе отношение к людям и помощь с человекоугодием?»

– Господь в знаменитой притче о милосердном самарянине очень ясно и четко объяснил, что ближний, к которому мы должны проявить внимание, – это тот, кто нуждается в нас. Человекоугодие – это тогда, когда мы угождаем страстям и грехам других людей, подстраиваясь под их мнение или желая их расположить соучастием в их грехе или в их беззакониях. Это надо понимать обязательно. А если человек сочувствует другому, кто действительно одержим каким-то грехом, страстью, действительно умеет отделять грех от самого человека, то, безусловно, он всегда готов прийти ему на помощь вне зависимости, в каком тот состоянии и к чему пристрастен. Поэтому, если этот человек нуждается в добром слове, поддержке или помощи, то, безусловно, это забота о ближнем. А человекоугодие – это всегда угождение греховным настроениям, мыслям, желаниям, страстям.

– Это в какой-то степени перекликается с темой лицемерия, когда человек, общаясь с другим человеком, может ему улыбаться, рассказывать какие-то шутки и анекдоты, а когда находится в компании других людей, без этого человека, с которым он только что беседовал, рассказывает про него всякие гадости и так далее.

– Не только это, лицемерие чаще всего бывает, когда человек зависит от мнения людей и не боится нарушать заповеди Божии, не боится противиться воле Божией ради мнения людей. Это и есть лицемерие. У человека, который действительно ведет себя двулично, лукаво, вероломно, уже очень тяжкое поражение души, это большой грех.

– Следующий вопрос: «Как Вы относитесь к чтению «Псалтири Божией Матери», составленной Димитрием Ростовским?»

– На самом деле это чтение не каноничное и «Псалтирь» эта не каноничная, но факт остается фактом – есть такая практика, есть такая возможность. Однако обязательно советуйтесь с тем священником, духовником, к которому Вы ходите на исповедь, полезно Вам такое чтение или нет. На самом деле такое чтение возможно, но только для людей, у которых уже есть церковный, духовный опыт. Если  просто из любопытства новоначального почитать Псалтирь Божией Матери, как это делают в некоторых монастырях (например, в женских монастырях очень любят это делать), то, извините, тогда Вы надеваете одежду не по своему размеру. Поэтому я не могу сказать, как отношусь, я не знаю этого человека, способна она на это или не способна.

– То есть нужно знать, в каком случае это чтение может быть полезно?

– Да, но чаще всего это только для людей, у которых действительно есть настоящий духовный опыт. Если опыта нет, это эксперименты со своим тщеславием.

– Следующий вопрос: «Нужно ли брать благословение в церкви перед тем, как вышить икону?»

– Сейчас появилась мода вышивать иконы, и мне приходилось несколько раз даже освящать такие иконы. Надо иметь в виду: если действительно эта икона для личного употребления или для кого-то из близких, надо обязательно понять, для чего это делается. Если просто ради любопытства, Вы сможете это сделать правильно? Потому что иногда бывает так, что приносят нам икону, даже очень искусно сделанную бисером или чем-то, но она совершенно не каноничная, и мы тогда такие иконы не освящаем. Если вы пытаетесь вышить икону для личного употребления или подарить кому-то из близких, обязательно нужно посоветоваться со священником, показать образец, соответствует он каноническому образу или нет. Если нет, то лучше за это не браться; здесь надо только так определить.

– И опять-таки чтобы это не было каким-то тщеславием, когда человек не ходит в храм и при этом вдруг решается на вышивку.

– Поэтому я и говорю,  надо выяснить, для чего это делается и кто это делает.

– Несколько вопросов касаются продуктовой корзины, все-таки время поста – это время, когда люди начинают обращать внимание на то, что можно есть, что нельзя, и всегда пытаются это разузнать. Телезрительница из Озерска в одной из прошлых наших передач спрашивала: «В те дни, когда разрешается рыба, но готовишься к Причастию (как правило, три дня), рыбу можно употреблять? Или лучше проводить эти дни как в среду и пятницу?»

– Если интересует устав, то он очень ясен и понятен, когда можно вкушать рыбу, когда нельзя, кроме среды и пятницы. Хотя в том же самом Типиконе приводится практика двух монастырей (Студийского и Иерусалимского); в Иерусалимском практика была немного построже. Поэтому устав понятен. Если человек держит пост, в том числе Рождественский, и готовится ко Святому Причастию, то, к примеру, 19 декабря (мы будем праздновать память святителя Николая Чудотворца, всенародно любимый праздник), а накануне в воскресный и субботний дни благословляется вкушение рыбы. Если человек готовится к Причастию за Божественной литургией в день святителя Николая, он совершенно спокойно может вкушать и этим пост не нарушает, потому что он и так постится весь этот пост. Поэтому, соблюдая устав поста, не надо вводить туда какие-то дополнительные ограничения. Но это касается общего правила. А если человек хочет сам сугубо попоститься, это уже его личное дело.

– Следующий вопрос: «Сегодня на тренировке сорвался на ребенка, который унижал меня во время тренировки. Что делать?»

Можно ответить, наверное, не на конкретный вопрос, а вообще просто порассуждать о том, как научиться не срываться не только на детей, но и на взрослых.

– Мы все время говорим в общих фразах, это достаточно сложно, лучше иметь конкретный пример. Вот если человек на тренировке сорвался на ребенка, там можно задать сотню вопросов: в каких обстоятельствах? что он говорил? почему он на него так раздражался и гневался? Но вообще-то с раздражением мы все боремся в той или иной степени. И пост в этом плане нам хорошо помогает. Если мы помним о Боге, то молимся. И вот когда начинается раздражение в сердце на кого-либо, если человек приучен к молитве, – помолись. Не можешь отойти и помолиться – прогуляйся. Если уж и молиться не можешь, вспомни хорошую песню, пропой про себя, если такое возможно.

Но вообще чтобы научиться не раздражаться, особенно в каких-то стесненных обстоятельствах, надо иметь духовный опыт, без этого очень сложно. Потому что духовный опыт воспитывает волю и возвращает внимание. Если ты владеешь своим вниманием, хоть в какой-то степени своей волей, то очень быстро будешь распознавать движения раздражения в твоем сердце, и тогда его можно гасить, в том числе и обращением к Богу в молитве. А если у человека нет такой духовной практики, тогда уж можно придумывать какие-то другие способы, если это возможно.

– Следующий вопрос: «Я молодой парень и хочу попробовать себя в монастыре, но привязался к земной жизни и боюсь, что родители и друзья меня осудят и не поймут. Как быть?»

– Пусть на каникулах съездит в какой-нибудь монастырь, потрудится немножко, поможет. Я думаю, что любой игумен или наместник обязательно найдут ему какое-нибудь послушание. Пусть себя попробует, ведь одно дело какое-то представление, какая-то картинка у него есть, но другое дело, когда он реально с этим столкнется. Ведь жизнь монаха в монастыре – это особый образ жизни, это и особое правило жизни. Сможет ли он его понести? Сможет ли так жить? Пусть попробует, съездит на каникулах и потрудится в монастыре. И если у него будет этот опыт, тогда можно и соответствующие выводы делать. А то, что осудят, не осудят, – в любом случае осудят. К сожалению, в мире сейчас очень сложно научиться не осуждать, это великое достижение, и даже мы, люди верующие, православные, не всегда можем этого достигать.

– Последний вопрос на сегодня: «Как приобрести настоящего духовника, который будет настоящим другом и истинным братом во Христе и в то же время сильным «сравнителем» для тебя, на которого можно было бы равняться в плане духовной жизни?»

– Дорогу осилит идущий. Поездите по храмам, пообщайтесь со священнослужителями, поговорите, посмотрите. Это идеально, что человек хочет для себя обрести духовника, он уже нарисовал, каким духовник должен быть. А вопрос заключается в том, что ты ищешь? Как говорят в народе, «карманного батюшку», который будет все время тебя по головке гладить и утешать? Или ты ищешь действительно духовной пользы? Если хочешь духовной пользы, то здесь годится и любой священник, если ты со смирением подойдешь к нему на исповедь, ища разрешения от твоих грехов, а не услышать какие-то психотерапевтические успокоительные речи. Поэтому пусть походит, поисповедуется, пообщается, а там уж, Бог даст, найдет или свой идеал, или в конце концов поймет, что нужно ему исправлять в своей жизни.

– Потому что идеальных людей нет.

– Безусловно.

– Рождественский пост еще длится. Наверное, хотелось бы услышать какое-то для всех нас духовное наставление, как это время поста еще нам провести; может быть, как потрудиться и чем в это время себя лучше всего занять?

– Я всегда говорю, что любой пост – это уникальное время, когда мы действительно можем принести пользу не только друг другу, но и каждый себе. Если человек один несет какую-то ношу, ему всегда трудно; когда вместе, всегда легче. И это время, когда мы можем обрести самое главное – свободу от каких-то пристрастий, каких-то страстишек или дурных наклонностей, привычек и так далее. Если человек внимательно отнесется именно к такому пониманию обретения свободы от чего-либо, от чего он зависит, то действительно каждый пост будет встречать с радостью, будет понимать смысл этого поста, будет видеть реальную духовную пользу. Но эта польза не может быть без веры и упования на Бога, потому что, чего бы мы ни захотели сделать, без помощи Божией нам не обойтись. Поэтому в пост укрепляется в том числе и вера. Надо уметь все-таки стремиться к свободе от своих дурных привычек, стараться заботиться о своих ближних и укреплять веру в Господа Бога, и тогда будет благодарность и Богу, и ближним, и радость от поста. Помоги Господь в этом!

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​