Беседы с батюшкой. Рассудительное отношение к информации

13 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния протоиерей Димитрий Беженарь. 

– Здравствуйте, отец Димитрий! Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас, дорогие друзья, на все доброе. Поздравляю вас с наступающим праздником Сретения Господня!

– Сегодня тема нашей передачи – «Рассудительное отношение к информации». Отец Димитрий, современный человек живет в обильном потоке информации. Как православному христианину благоразумно относиться к информации, чтобы не повредить своей душе?

– Совершенно верно Вы отметили, что мы живем в потоке самой разной информации, и тут хочется вспомнить, как в июле у нас была в этой студии, как мне кажется, очень интересная, актуальная беседа о влиянии на человека добрых примеров. В первую очередь примеров святых, когда мы, взирая на жизнь святых угодников разных эпох, стараемся учиться у них их вере, любви, самоотвержению, глубокой любви к Богу и подвигу, который они исполняли, не щадя самих себя. Взирая на эти примеры, мы тоже стараемся им подражать. Вот какова сила доброго примера!

А есть действительно примеры недобрые, причем в каком смысле? Отнюдь не значит, что сознательно злые примеры, но порой бывает, что люди по неведению, неопытности, по каким-то иным смягчающим обстоятельствам и причинам распространяют свой опыт или какую-то свою субъективную информацию, а она на поверку оказывается разрушительной для веры. Это информация, которая порочит Святую Церковь, хулит священноначалие, искажает смысл таинств Святой Церкви. В потоках этой информации, а самое главное – в этих неправильных, ложных примерах нужно уметь правильно, рассудительно ориентироваться. Полностью закрыться от этой информации мы не сможем, потому что живем в этом мире. Как премудро говорит старец Паисий Святогорец, великий святой нашего времени, Господь с каждого из нас спросит относительно того, как мы в той или иной ситуации себя вели.

Информация бывает самая разная. В первую очередь хочется обратить внимание наших дорогих телезрителей на то, сколько людей свой субъективный, ложный, неправильный опыт ставят как образец подражания для других. Приведу конкретный пример. Люди приходят в храм для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин, но еще не имеют никакого представления, что такое великое Таинство Причащения и как к этому готовиться. Говоря простым языком, это новоначальные люди, которые делают только первые шаги в храме. И вот они слышат, как люди, которые уже являются воцерковленными, пытаются им объяснить, как надо правильно готовиться: «Сынок (или доченька), надо сходить в храм, быть вечером на богослужении, надо почитать правило…» Расскажут, какое правило (даже покажут в молитвослове), что надо бы соблюдать пост. «И тогда, если ты подготовишь свою душу, очистишь ее в Таинстве покаяния,  можешь приступить к великому Таинству Причащения». Человек внимательно слушает, внимает с открытой душой, потому что он новоначальный, ему все интересно и он с доверием относится к словам верующих людей.

И вдруг один из верующих людей говорит (и тут очень важно понять, верующий ли он на самом деле): «А зачем, собственно, все эти сложности, все эти формальности? Я как сейчас помню, много лет назад (еще в 70–80-х годах XX века) я вообще был никакой,  вообще ничего не знал ни о причащении, ни о покаянии. Помню, зашел в храм, даже позавтракал перед этим, смотрю, все причащаются, подошел, руки сложил, причастился. Мне вообще никто ничего не говорил, я был никакой, а меня причастили. Так я же причастился, соединился со Христом!» Понимаете, человек приводит свой субъективный опыт, слушившийся когда-то.

Все мы хорошо знаем, что непростой период пережила наша Святая Церковь в XX веке – период гонений. И ведь не секрет (я не думаю, что мои слова кого-то обидят), что далеко не во всех, даже православных, приходских храмах в советское время исповедь совершалась так, как она должна совершаться и как совершается сейчас. Нередко в те немногие монастыри, которые тогда были в Советском Союзе, люди приезжали и там впервые учились, как надо правильно исповедоваться. Поэтому не секрет, что человек мог не знать, как каяться, как подготовиться к причащению.

Это субъективный опыт, неправильный, ошибочный, и, конечно, Господь снисходит к обстоятельствам жизни человека. Как Господь будет судить того или иного человека, что он так неблагоговейно, без подготовки, по неведению (не по злому умыслу) приступил к таинствам, мы не знаем и не судим. Но человек рассказывает этот пример и тем самым смущает новоначальных, пришедших сейчас… На дворе XXI век, столько литературы, столько православной информации в Интернете, столько верующих людей, от которых можно научиться! Приходилось задумываться, когда человек рассказывал и говорил, что был вообще никакой, а его причастили. Хочется сказать: «Друг сердечный, да ты и сейчас-то никакой. Вот ты говоришь, что вообще ничего не понимал и не знал о причастии, подошел, только имя спросили, и ты причастился. Но ты и сейчас ничего не знаешь. Потому что если бы ты сейчас хоть что-то знал или понимал, ты бы никогда свой субъективный опыт не навязывал другим людям».

Иной раз наша падшая природа человеческая настолько лукава, что любые свои, даже откровенно ошибочные шаги мы все равно пытаемся как-то оправдать. Я думаю, и Вам, Дионисий, приходилось слышать, когда кто-то из людей говорил, имея в виду правило подготовки ко Причащению или к Таинству крещения для взрослых людей (которые должны сознательно подходить к вере и к этому таинству, пройти собеседование), что все это не надо делать, все эти нагромождения лишние. Дескать, надо проще подходить: любишь Бога, хочешь причащаться, приходи в храм, причащайся без всякой подготовки, Господь тебя любит, Бог есть любовь, Он любит всех, ничего этого не надо.

Очень печально, когда такого рода сомнительная, ложная информация распространяется. Поэтому нам всем, хотим мы или нет, надо иметь много-много благоразумия, информацию надо просеивать через три сита Сократа: это правда, добро и польза. Услышал ты какую-то информацию, как надо вести себя в храме или как готовиться к Таинству Причащения, крещения или какому-то другому таинству, поинтересуйся поглубже у тех людей, которые постоянно ходят в храм и уже своей жизнью засвидетельствовали, что они верующие люди.

– Вы сказали о сомнительной информации, но есть информация откровенно опасная. Как пример: я знаю, что сейчас в Интернете «ходит» такой ролик, целый фильм, который называется «Мытарства Александра! Свидетельство! Умер, видел ад и рай!» Очень популярный ролик, за короткое время он набрал очень много просмотров (кажется, более сорока пяти тысяч).

И в этом ролике герой Александр (фамилия не указывается) рассказывает о своем посмертном опыте. О нем известно, что это совсем молодой человек (кажется, лет восемнадцати), в подростковом возрасте принадлежал к культуре эмо, была попытка суицида, после этого он стал ходить в храм, крестился и отошел от своих прежних друзей. И вот испытал такой посмертный опыт, которым он делится в этом большом фильме. Многих верующих людей этот фильм смущает, и возникает такой вопрос: как к такой информации относиться? Как относиться к этому фильму благоразумно?

– Вы правы, более того, я этот фильм в миссионерских целях посмотрел, к этому меня принудили многие вопрошающие. Этот фильм был выложен в Интернете, если не ошибаюсь, в конце декабря, уже несколько тысяч просмотров. И очень многих людей (и верующих, и неверующих, просто интересующихся религиозной областью или даже людей, просто склонных к любой сенсации) он смущает. Именно в миссионерских, апологетических целях я этот фильм посмотрел. Пять с лишним часов! Поверьте, столько времени слушать отсебятину – это уже мытарства при жизни.

Действительно, молодой человек рассказывает о своем, с его точки зрения, посмертном  опыте. Он заболел лейкемией, и в течение трех минут и пятнадцати секунд у него была остановка сердца; он находился в состоянии, как он считает, клинической смерти. Потом вернулся. Судя по всему, его нашла какая-то группа людей (или он сам нашел их), которая создает такого рода пропагандистские фильмы.

Поверьте, это далеко не первый фильм, выложенный в Интернете на эту тему, их превеликое множество. Четыре года назад был другой фильм, который тоже смущал души и верующих, и околоверующих людей. Там был рассказ некоего Андрея, который тоже повествовал о своем прохождении мытарств (двухчасовой фильм). Но та фальшивка очень быстро распознавалась людьми. Андрей рассказывал, и две женщины ему задавали вопросы, а иной раз подсказывали, когда говорили: «Андрюш, помнишь, а ты же там еще это видел…а помнишь, тебя на мытарстве еще это спрашивали…» И он как бы вспоминал: «А, да, действительно, все это было». Люди, даже не имеющие психологического образования, взглянув на него и послушав пятнадцать-двадцать минут, понимали, что имеют дело, мягко говоря, с не очень здравым человеком.

Этот фильм, о котором мы упомянули вначале, сделан более грамотно: здесь мы не видим лицо главного героя, а всего лишь это аудиозапись, слепленная из разных кусков, и наложен видеоряд из слайдов, изображений фресок Страшного Суда из разных храмов или средневековые изображения адских мук, что в католических храмах. И когда на экране в течение пятнадцати-двадцати минут какое-то изображение адских мук, за кадром идет голос этого человека, описывающего свой опыт.

Я сразу спешу ответить тем, которые создают такого рода фильмы. Главный их упрек: «Какое вы имеете право говорить, если вы не смотрели?» Я этот фильм посмотрел, к сожалению. Никому не советую повторять этот опыт. У меня есть даже распечатка, буквально по минутам, этого интересного рассказа. С 47-й минуты Александр рассказывает, как он был опущен в ад; с его точки зрения, он встречался с темными ангелами, которые ему так и представились, что они не бесы, не демоны, а ангелы и у них есть свой бог. С 47-й минуты этого фильма и до 1 часа 58-й минуты он рассказывает, как они водили его по каким-то глубинным, неприятным, очень мрачным местам и он подробно у них все расспрашивал, а они подробно ему все рассказывали. Обратите внимание: человек сам себе не дает отчет, что он передает в этом фильме то, что он слышал от падших духов. Он подробно их расспрашивает, и они ему говорят, и из его откровения мы узнаем, что, оказывается, нет ни одного верующего священника на земле, ни в одной обители нет ни одного спасающегося батюшки, во всех обителях давно отступление.

В начале этого фильма в тексте написано, что по этическим соображениям якобы не будут касаться конкретных имен и фамилий, но на самом деле беспощадно касаются имен и фамилий конкретных людей, ныне живущих, начиная со Святейшего Патриарха, известных духовников известной обители, – упоминаются все, и не щадит этот рассказчик никого, черной краской очерняя всех. Конечно, любой человек, особенно новоначальный или тот, кто симпатизирует Православной Церкви (допустим, хочет начать церковную жизнь), когда такое посмотрит, впадает в глубокое уныние и даже не замечает, что автор пересказывает слова падших духов.

Необходимо вспомнить, как надо относиться к любой информации, которая исходит из лживых уст демонов. Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии называет дьявола лжецом, человекоубийцей от начала. Когда дьявол говорит ложь, он говорит свое, потому что он ложь и отец лжи. Может ли отец лжи говорить какую-либо истину? Из книги Деяний святых апостолов, из 16-й главы, мы знаем, как святой апостол Павел во время проповеди в Малой Азии встретил в некоем городе одну пророчицу, которая ходила за ним и его спутниками и громко кричала: «Эти люди – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают вам путь спасения». Обратите внимание: эта пророчица силой злого духа, который через нее вещал, говорила чистую правду. Святой апостол Павел, вознегодовав, повернулся, запретил ей говорить, и злой дух вышел из нее. И поэтому хозяева этой служанки даже воздвигли гонение на апостола Павла за то, что он косвенно лишил их таким образом дохода, потому что эта прорицательница приносила им некоторый доход.

Из жизни святого праведного Иоанна (Кронштадтского) известно, как он, выйдя однажды из Андреевского собора при большом стечении людей, увидел, что к нему подвели человека: четверо крепких мужчин держали одного бесноватого юношу, который изрыгал всевозможную хулу, они с трудом его держали. И весь народ, стоящий вокруг, слезно просил: «Батюшка, исцели этого юношу». Святой праведный Иоанн (Кронштадтский), молча проходя к своему экипажу, вдруг остановился и велел подозвать этого юношу. Его подводят ближе, он начинает изрыгать всевозможную хулу, и среди этих оскорблений в адрес Святой Церкви, Христа он кричит: «Ты меня опаляешь, не выгоняй меня, ты меня уже выгнал из Леушинского монастыря». Святой праведный Иоанн повернулся (ему еще даже не назвали имя этого молодого человека) и обратился к нему со словами: «Алексей, посмотри мне в глаза». Тот отворачивается, продолжает кричать: «Ты Николай Чудотворец». И он спокойно говорит ему: «Слова твои лживы, выйди из него». Через некоторое мгновение люди, находящиеся возле него, почувствовали невыносимый смрад и увидели, как этот юноша обмяк и потом поднял голову, уже исцеленный, освободившийся от власти злого духа, припал под благословение к великому пастырю. Много в истории Церкви подобных примеров, как святые угодники относились к любой информации, даже якобы правдивой, из лживых бесовских уст.  

Этот молодой человек Александр (герой фильма) совершенно не дает себе отчет, от кого он слышал такую информацию, порочащую Церковь. Это даже не столько его вина, сколько его беда. Судя по всему, есть группа людей, которые взяли его в свое общество, подняли на щит и его же используют для пропаганды своих идей. Потому что ясно, что за три минуты пятнадцать секунд увидеть и услышать то, что он увидел и услышал, разумеется, человек не мог. Таким образом, он стал проводником совершенно ложных, антихристианских идей.

– Почему люди все-таки верят таким идеям, почему подвержены влиянию такой информации?

– Если бы не было спроса, то не было бы и такого рода видеопродукции. Значит, есть целевая аудитория, которая открыта душой для такого рода сомнительной, антицерковной, оккультной информации. На это обратил внимание еще выдающийся богослов XX века иеромонах Серафим (Роуз), великий миссионер, которого не случайно сравнивали со святителем Василием Великим. Он в своем замечательном труде «Душа после смерти» (уже было несколько его переизданий) проанализировал посмертный опыт, который был в XX веке и который описали западные ученые (в частности, Раймонд Моуди, Элизабет Кюблер-Росс и другие), опросившие людей, имеющих опыт клинической смерти. Люди рассказывали этим исследователям, суммировавшим их выводы, о том, что они видели за порогом земной жизни.

Было много публикаций, это эпоха, когда еще не было Интернета и только публиковались различные научные или околонаучные, а чаще всего оккультные статьи, в которых люди делились своим опытом потустороннего мира, того, что они там видели и слышали, и таким образом распространяли эти откровенно оккультные идеи. Потому что то, что люди рассказывали, не имеет ничего общего с подлинным опытом загробной жизни, который был в предыдущих веках у всех благочестивых мужей и жен, то есть тех людей, которые реально умирали. Когда Господь уже посылает ангела взять душу человека, душа расстается с телом и переходит в духовный мир, она проходит через частный суд или мытарства, как это называется в Предании Святой Церкви, предстает перед Богом, и уже посредством ангелов на частном суде Господь определяет, где душа будет находиться до Второго славного Пришествия, до всеобщего воскресения: или в Царствии Божием, на небе, в ожидании всеобщего воскресения и вечной радости, или в состоянии ожидания будущих вечных мук.

А то, что происходило с людьми, опыт которых описывали исследователи, – это не посмертный опыт, а опыт нахождения вне тела. Это очень легко было проверить. Этот внетелесный опыт всегда продолжался от пяти до двадцати минут, не более, в отличие от ситуации людей, которые действительно имели клиническую смерть, как мы знаем из истории Святой Церкви. Святитель Григорий Великий Двоеслов, папа Римский, в четвертом томе своих собеседований, посвященном случаям загробного опыта, описывает  одного испанского монаха-отшельника Петра, который умер и двое суток (не три минуты пятнадцать секунд) был в состоянии клинической смерти. Потом, придя в себя, как он плакал и как изменил свою жизнь! Как описывает святитель Григорий, даже если бы он никому не рассказывал, что видел после смерти, его покаянные посты, слезы и постоянная молитва свидетельствовали: он там видел то, что изменяет жизнь.

Еще очень яркий пример уже из Киево-Печерского патерика; 2 декабря Святая Церковь празднует память преподобного Афанасия Затворника. Это великий подвижник, который тоже сподобился умереть и тоже двое суток находился в состоянии смерти. Потом, когда его душа вернулась в тело, преподобный Антоний, Феодосий и другие старцы Киево-Печерского монастыря спрашивали его, что он там видел. Он молчал и плакал. Когда же они настойчиво продолжали спрашивать, что он там видел, он заповедовал всем послушание и постоянное покаяние, испросил у игумена, преподобного Антония, благословения, затворился в келье на двенадцать лет, вкушал лишь немного хлеба и воды и ни с кем не разговаривал. А достигнув высокой степени христианского совершенства, предал свою душу в руки Божии. Обратите внимание, как вели себя те, которые имели реальный посмертный опыт, и как себя ведут те, которые имели опыт просто нахождения вне тела. Совершенно разный опыт.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Как относиться к посмертным описаниям, когда люди рассказывают о клинической смерти, что видят свет, тоннель, спутников, описывают даже такие чувства, как радость, спокойствие? Согласно ли это с учением Церкви?»

– То, что видят, ощущают и о чем свидетельствуют люди, в XX веке поделившиеся с исследователями своим внетелесным опытом, – этот опыт хорошо известен в оккультной литературе древности. Это не посмертное состояние, а состояние вне тела. Когда душа временно разлучается с телом, она попадает в ту область, которая ближе к тому идеальному состоянию, ради которого Господь и создал человека. То есть душа покидает это тело, эту плоть, подверженную тлению, страданию, ставшую дебелой, говоря языком святителя Игнатия (Брянчанинова). Такой она стала после грехопадения праотцев, такую плоть мы носим, находясь за пределами райских врат, мы уже изгнанники, потомки падшего Адама.

И вот когда душа даже временно разлучается с этим телом страданий, она попадает в ту область, которая ближе к ней, поэтому она ощущает как бы состояние свободы, ясности, некий свет, начинает быстрее работать мысль, она вспоминает свою жизнь, попадает в более естественное для нее состояние. Но это ничего не говорит о подлинном посмертном ее воздаянии, потому что душа находится в невидимой для наших телесных очей части этого материального мира, то есть в этом воздушном пространстве, здесь, на земле, но она невидима для нас, пока мы находимся в теле.

Поэтому люди описывают свой опыт, допустим, во время операции, когда они видят свое тело со стороны, проходят сквозь стены, куда-то летают, они уже не ограничены пространством, стены их не останавливают. Они прикасаются к живым людям, но те не чувствуют их контакта; также они встречают какое-то светящееся существо. Доктор Раймонд Моуди описывает много подобных случаев, когда это светящееся существо с юмором напоминает о прошедшей жизни, ни в чем не укоряет. Порой даже, как описывает этот Александр, ангелочки (как он думает, что это ангелы) катали его на каких-то воздушных каруселях над каким-то полем. Человек попадает в более естественную для него среду, поэтому у людей неопытных и незнакомых с православным преданием создается иллюзия, что после смерти их ожидает как бы некий курорт, некая радость.

Очень знаменательно, и отец Серафим (Роуз) в своем произведении «Душа после смерти» как раз и подчеркивает, что этот опыт идентичен и у верующих людей (протестантов, католиков, индуистов), и у откровенных атеистов. Элизабет Кюблер-Росс, тоже известная исследовательница в этой области в XX веке, даже описывала случаи людей, у которых была неудачная попытка суицида. То есть они наложили на себя руки, их душа временно покинула тело, они тоже видели свет, вдали какую-то долину, светящийся красивый город, им хочется в этот город, но их не пускают, и вдруг они возвращаются в свое тело. Идентичность опыта у всех людей – у агностиков, атеистов, людей самых разных вероисповеданий – показывает, что ничего общего это переживание света, радости не имеет с подлинным состоянием благодати того Неба, где живут святые, ангелы и куда душа уводится ангелами, когда человек окончательно умер.

– Вы сказали, что опыты современных людей, испытавших такую клиническую смерть, отличаются от опытов людей прошлого, прежде всего, поступками после этого опыта. То есть, видимо, человек, испытавший смерть по-настоящему, не будет так публично об этом говорить…

– …и так легкомысленно делать такие поспешные, легкомысленные суждения. В частности, замечательный духовный писатель VIII века, которого звали Беда Достопочтенный, описывает в своей книге «История Английской Церкви» многие случаи подвижников VI–VII веков и его современников, которые тоже имели посмертный опыт. Описывает опыт одного подвижника из Великобритании, который видел ад, такие страшные страдания и муки, что после этого он, живший доселе как обычный христианин, отрекся от всего, принял монашество и до конца своих дней жил в подвиге.

Или пример преподобного Афанасия Киево-Печерского, о котором я немного раньше упомянул. Давайте проведем параллель между свидетельством этих людей и тем свидетельством некоего Александра, которое сейчас выложено в Интернете. Никто из тех людей, которые имели реальный посмертный опыт, не рассказывали о чужих грехах. Например: Афанасий Киево-Печерский не рассказывал о грехах киевского князя, митрополита, другого духовенства, он другим заповедовал иметь постоянное сокрушение сердечное, постоянное покаяние и только плакать о своих грехах. У человека, который имел реальный посмертный опыт, не возникает желания осуждать других людей, тем более так легковесно навешивать на всех ярлыки, как делает данный человек.

Тут надо четко отделять посмертный опыт, когда человек реально умер, а потом по воле Божией вернулся в тело, и просто временное, трех-, пятиминутное состояние вне тела. Это совершенно разные состояния, потому что в последнем случае человек находится в земной реальности, просто видит то, что мы сейчас не видим. Он попадает в область духов злобы поднебесной, которые настолько искусны в обольщении человека, что для них ничего не стоит предстать в образе светлого ангела, о чем четко и ясно говорит святой апостол Павел, в образе Христа.

В частности, в Киево-Печерском патерике есть повествование о преподобном Исаакии, которому демоны явились сначала в образе двух ангелов и сказали: «Сейчас войдет Владыка Христос, поклонись Ему». И он по неопытности (это был суровый подвижник, но, может быть, еще не имел опытности духовной) поверил, что сейчас к нему в пещеру войдет Сам Христос. И вошел бес в образе Христа, а этот подвижник даже не успел на него взглянуть и поклонился ему. После этого вся келья наполнилась демонами со всевозможными музыкальными инструментами, они так долго плясали, что довели его до умопомешательства. Потом, по благословению преподобного Антония Киево-Печерского, братия очень долго молилась, чтобы привести его в чувство. И когда он уже пришел в себя, наложил на себя еще большие и суровые подвиги. В патерике так и говорится о нем: «Преподобный Исаакий, его же прельсти дьявол».

То есть для духов злобы ничего не стоит пред неопытным человеком предстать в каком-то светлом, благодатном образе и вещать все что угодно. А в повествовании некоего Александра, по сути, два часа человек рассказывает, как он был якобы в аду и ему духи злобы говорили, что и этот наш, и этот творит нашу волю…

– Даже не меняя своего облика…

– Да, они даже своего облика не меняли, рассказывают ему, и человек не отдает себе отчета, кого он слушает и чьи слова потом передает. Конечно, у меня слабая надежда, что создатели такого рода фальшивок будут сейчас смотреть нашу передачу, но, может быть, хоть кто-то, хоть один человек, который попал под влияние этой антиправославной фальшивки, задумается. Человек сам откровенно о себе говорит, кто проводил ему эту экскурсию, и передает их слова, думая, что он этим передает волю Божию. Ну должно же быть у нас хоть какое-то рассуждение, какое-то трезвомыслие, чтобы настолько дешевую подделку не принимать за истину! Если информация откровенно антицерковная, если она повергает в уныние… Не случайно же Господь говорит в Священном Писании: «По плодам их узнаете их».

– Интересно, герой этого фильма Александр решил как-то изменить собственную жизнь после посмертного опыта?

– У меня есть текстовая распечатка всех его выступлений. Так вот, на 1 минуте 58-й секунде этого видео он говорит о себе: «Я любил всех людей, меня окружающих, так как видел ад и рай, и стараюсь быть примером для других». А далее говорит еще более определенно: «Бог дал мне талант укреплять людей в вере, чтобы люди шли к Богу и не принимали паспорта». Видите, как просто? Вот как изменилась его жизнь: хочешь идти к Богу – не принимай паспорт, примешь паспорт – не пойдешь к Богу. Обратите внимание, какой простой путь решения всех духовных проблем: паспорт не принимаешь – ты пришел к Богу. Очень много в Интернете подобной информации. К сожалению, есть группы людей, которые настолько зациклились на паспортах и документах, что, кроме этой проблемы, не видят больше никакой, если есть настолько простое решение.

А что значат эти почти фальцетом высказанные слова, что он любил всех людей? Знаете американские горки, когда люди кувыркаются, катаются в кабинах, а потом у них волосы дыбом стоят, глаза из орбит выпадают? Когда человек из кабинки выходит после путешествия на американских горках, он идет почти не касаясь асфальта и готов всех обнять, он любит весь мир, после того как адреналин выплеснулся. Но насколько эти рассуждения о любви ко всему миру и ко всем людям не имеют ничего общего с подлинной любовью к людям!

Обратите внимание: преподобный Паисий Святогорец, который имел такое самоотвержение, что ежеминутно отдавал себя служению Богу и людям, не имел никакого собственного времени. В любое время человек мог к нему прийти, обратиться за советом, и он даже оставлял свое молитвенное правило или совершал его ночью, заранее прочитывал за весь день полунощницу, повечерие, каноны, для того чтобы весь день отдать служению людям. Преподобный Паисий говорит о себе: «Когда в один день на море был шторм и в этот день ко мне никто не пришел, у меня в келье был штиль. А когда на море штиль, то у меня шторм. Забывая себя до горечи во рту, я выслушиваю людей и помогаю им». Вот пример подлинной любви к людям, которая засвидетельствована жизнью.

И заметьте, в произведениях преподобного Паисия вы не увидите таких легковесных слов: «Ой, я люблю весь мир, я что-то видел». Любовь надо доказать. А опыт подобных людей (как этого Александра) далеко не единственный, в Интернете много рассказов тех, кто имел подобный внетелесный опыт, познакомился в этом воздушном невидимом пространстве с духами злобы поднебесной. Те им что-то рассказали, и они уже чувствуют себя пророками, проповедниками христианства, учителями нравственности. В данном случае этот человек открыто говорит: «Бог дал мне талант укреплять людей в вере». Кого же он укрепил в вере? И в чем это укрепление? Не принимать паспорта.

– То есть это экзальтация?

– Это однозначно не духовное состояние, а всего лишь душевное и плотское.

– Какое должно быть отношение к смерти у православного христианина?

– У православного христианина отношение к смерти всегда было связано с глубоким осознанием своей греховности. Так было в течение веков. У всех великих подвижников, которые подвигом самоотвержения и любви к Богу победили в себе страсти, было глубокое осознание своей греховности. Из скитского патерика мы знаем, как преподобный Сисой Великий перед смертью просил у Бога, чтобы Господь даровал ему время на покаяние, хотя все жившие в округе и знавшие этого великого старца, достигшего христианского совершенства, говорили ему: «Авва, ты не имеешь нужды в покаянии».

Преподобный Агафон, когда ангелы пришли за его душой, тоже просил, чтобы они дали ему время на покаяние. Преподобный Серафим, великий угодник Божий, называл себя убогим Серафимом. Все великие подвижники боялись не самой смерти, а суда, который последует после смерти. В произведениях преподобного Ефрема Сирина мы неоднократно можем читать: «Восплачьте обо мне, когда я перейду из этой жизни в жизнь вечную, ибо как душа моя пойдет по мытарствам?» Все боялись суда Божия.

То есть характерные черты христианского отношения к смерти – это глубокое осознание своей греховности, своего недостоинства видеть Бога и быть в раю и чувство неведения того, каков будет суд Божий. А вот такая легковесность, присутствующая у людей, имеющих поверхностные представления о христианстве вообще, это несерьезное отношение к своей душе. Попав под влияние соответствующих духов, которые проведут кое-где экскурсию, кое-какие слайды покажут, человек уже вообще мнит себя, по крайней мере, достойным учить других, огульно осуждать священноначалие, все духовенство, все обители.

– Как герой этого видео относится к смерти?

– Он говорит о себе, что уже не боится смерти, потому что был там.  

– То есть совершенно противоположное отношение?

– Да, совершенно противоположное. И это не единственный пример. Доктор Раймонд Моуди в своей известной книге «Жизнь после жизни», суммируя опыт тех людей, которых он опрашивал, говорит: «Я пришел к выводу, что все, кто имел посмертный опыт, больше смерти не боятся». А известная исследовательница в этой области, доктор Элизабет Кюблер-Росс говорит даже в еще более доктринерском тоне, что никакого суда после смерти не будет, что Бог не судит в отличие от человека. Сама она имела трех духов- покровителей, которые во время земной жизни ей подсказывали, и хотя она не имела своего посмертного опыта, но эти духи-покровители ей рассказывали, что ждет человека в той плоскости. И она была родоначальницей гуманистического отношения к умирающим, которое было популярно в 70-х годах в США и Западной Европе.

У нас в Советском Союзе по понятным причинам эта тема не обсуждалась, и в то же время у нас в 1964 году был известный всем верующим случай воскрешения Клавдии Устюжаниной. Ее сын, отец Андрей, до сих пор жив, совершает свое пастырское служение в городе Александрове, и неоднократно на телевидении были передачи, где он сам свидетельствовал: она ему лично рассказывала о ее пребывании за пределами этой жизни, о том, что она там видела. Трое суток ее душа была отделена от тела, а не несколько минут.

– Вопрос от телезрителя из Хотькова: «Встречаю иногда людей, которые огульно осуждают священников. Что же они Бога не боятся, людей не стыдятся? Что таким людям отвечать?»

– То, что осуждать никогда никого не надо, об этом Господь нам заповедь дал. Но, к сожалению, те люди, которые склонны осуждать духовенство, склонны осуждать вообще всех людей за любую мелочь. Просто есть категория людей в обществе, которые всем и всегда недовольны, они в любое время были. Поэтому, может быть, имея какую-то конкретную обиду к правящему архиерею той или иной епархии или к служащему священнику в том или ином храме, или к нескольким священникам, человек может переносить свою личную обиду или подозрения на все духовенство в целом, говоря: «Они все такие».

А в таких внетелесных опытах, которые сейчас выкладываются в Интернете, где ссылка на анонимный авторитет, вообще можно безответственно говорить. Люди старшего поколения помнят, как в советское время говорили: «Ученые доказали…» Можно было сделать такое предисловие: «Ученые доказали», – а дальше уже свои фантазии говорить. В 90-е годы у светских журналистов была популярна фраза: «Человек из администрации, пожелавший остаться неизвестным, сказал…»  А дальше уже говоришь свое видение. И, как говорится, как с гуся вода, никаких претензий. Тебе сказал человек, пожелавший остаться неизвестным.

– Сегодня можно сказать: «В Интернете написали…»

– Да, или сейчас популярно: «Блогеры пишут…» Какие блогеры? О чем пишут? А дальше уже вещаешь что-то свое. А тут еще более эксклюзивная информация, тут человек может сказать: «Я был там, и мне это духи показали». Как вот этот юноша, буквально переходя на крик: «Я их спрашивал, и они мне рассказали, что ни в одной обители никого нет верующих, ни один священник не спасается…» И он об этом передает другим, которые, раскрыв рот, совершенно не задумываясь, без всякого критического осмысления, готовы принимать то, что им откровенно говорят духи злобы. Это, к сожалению, знамение времени, насколько мы сейчас порой несерьезно относимся к информации.

– Я знаю, что Вы хотели зачитать цитату из трудов Серафима (Роуза) в конце передачи. Хочу Вас об этом попросить.

– Очень хотел бы, дорогие мои друзья, всем порекомендовать сборник трудов отца Серафима (Роуза) и даже зачитаю вам отсюда вывод, который делает этот великий подвижник-богослов XX века, анализируя в своей книге «Душа после смерти» внетелесные опыты, которые были очень популярны в XX веке.

Тот, кто знаком с православным учением, не может не взирать с изумлением и ужасом на легкость, с которой современные «христиане» доверяют видениям и явлениям, становящимся сейчас все более распространенными. Причина этой доверчивости ясна: римо-католицизм и протестантизм, уже многие века оторванные от православного учения и практики духовной жизни, потеряли всякую способность к ясному различению в царстве духов. Им стало совершенно чуждо самое существенное христианское свойство – недоверие к собственным «добрым» мыслям и чувствам. В результате «духовные» опыты и явления духов стали сегодня, возможно, более распространенными, чем в любое другое время христианской эры.

Следует добавить, что и сами православные христиане, теоретически обладающие истинным христианским учением, редко осознают это и зачастую столь же легко поддаются обману, как и неправославные. Настало время, чтобы те, кому это учение принадлежит по праву рождения, вернули его себе!
Те, кто описывает сейчас свои «посмертные» опыты, показывают, что они так же доверяют своему опыту, как и любой сбитый с толку человек в прошлом; во всей современной литературе по этому вопросу имеется чрезвычайно мало случаев, когда серьезно задаются вопросом, не могла ли хотя бы часть пережитого быть от дьявола.

И еще в заключение, дорогие друзья, очень советую познакомиться тем, кто еще не знаком, с работой святителя Игнатия (Брянчанинова). Это третий том его произведений – «Слово о смерти» и «Слово о человеке». Здесь очень много говорится о чувственном видении духов, о том, как трезвенно, осторожно, мудро христиане во все века относились к любым явлениям из духовной области. Зачитаю вам цитату из преподобного Григория Синаита: И не должно удивляться, если кто прельстился или сошел с ума, принял или принимает прелесть, или видит что противное истине, или говорит неподобающее от неопытности и неразумия. Неудивительно, если кто новоначальный обманут обольщением и по многих трудах: ибо это случалось со многими древними и нынешними подвижниками. Ты никак не прими, если увидишь что чувственно или умом, вне или внутри себя, будет ли то образ Христа или ангела, или какого святого, или если возмечтается и изобразится воображением в уме свет: ибо и самому уму свойственна по естеству мечтательность, и он удобно составляет образы, какие желает, что обычно невнимающим себе строго и чем они наносят вред самим себе…(и можно добавить к словам великого отца – «и другим»). Выкладывая в Интернете свои сомнительные видения, сновидения и распространяя их, люди наносят колоссальный вред и себе, и другим. 

Поэтому в качестве заключения я бы хотел посоветовать тем людям, которые хоть когда-либо имели подобный опыт: надо сразу разделить – бывает опыт, который от нас не зависит. Когда человек в результате аварии, несчастного случая, медицинского вмешательства действительно имел какой-то опыт клинической смерти, то есть внетелесный . Во время этого внетелесного опыта, конечно, человек может что-то видеть, слышать и потом, вернувшись в тело и выздоровев, может это вспоминать и как-то осмыслять. Золотое святоотеческое правило: никогда самому этому не доверять. Надо, когда вы, слава Богу, поправитесь, прийти в храм и исповедоваться, сказав, что такое было. На исповеди сказать, а не распространять это ближним, дальним, выкладывая в Интернете, потому что, может быть, это частные, конкретные вразумления лично для вас. Господь по Своему Промыслу мог лично какого-то человека вразумить, а может быть, это действие духов злобы. Поэтому золотое правило, которое всегда было у святых отцов: не принимать и не отвергать, а уж тем более не распространять.

Есть люди, которые не то что получили опыт в результате клинической смерти, а просто склонны верить разным чудесам, придумывать их, пересказывать другим. Таковым, которым во сне или наяву, в трезвом состоянии или нетрезвом, в цветном изображении или в черно-белом что-то привидится, дам очень хороший совет. Если вам кто-то явится и скажет: «Слушай, пойдем, я тебе сейчас рай покажу, там такая неизреченная красота, ты будешь в абсолютном восторге», – надо осенить себя крестным знамением и сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Я не достоин видеть рай». Откажитесь сразу от любого предложения видеть рай, считая себя недостойным. А если явившиеся (группа или один человек) скажут: «Слушай, тогда пойдем, я тебе ад покажу, ты будешь потрясен, ты увидишь там столько знакомых персонажей, они все творят нашу волю», – надо тоже осенить себя крестным знамением и сказать: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, покрой меня от сетей врага, даруй мне прежде конца покаяние, чтобы я в ад не попал». И увидите: никто не будет вам являться, никто не будет предлагать ни туда, ни сюда, а в свое время, когда Господь призовет, мы предстанем перед судом Божиим.

– Благословите наших телезрителей.

– Господь да сохранит всех вас, дорогие друзья, от всех сетей вражиих.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​