Беседы с батюшкой. Человек познается в радости

7 мая 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры игумен Филарет (Пряшников).

– Тема передачи сегодня звучит так: «Человек познается в радости». Когда мы говорим «познается», ассоциируем это слово с поговоркой: друг познается в беде. Если говорим о познании, в любом случае не имеем в виду духовные, сакральные познания. Обычно с познанием мы связываем научное, школьное знание, которое можно почерпнуть из книг. Знание Бога из книжек не почерпнуть, хотя сейчас существует много духовной литературы, которая нам в этом помогает.

Но когда мы говорим о том, что человек познается в радости, требуется пояснение. Мы привыкли слышать (наверное, справедливо), что человеку сейчас живется очень нелегко. Настолько нелегко, что мы забываем о радости, а если ассоциируем свою жизнь с радостью, то это радость общения с людьми, радость созерцания, радость от хорошей погоды,  здоровья. Но реже мы говорим о таком удивительном свойстве человека, как радость познания Бога и радость в Боге.

– Когда мы читаем учение Церкви о человеке, видим, что основная его мысль такова: человек – двусоставное существо. Это духовный мир и мир телесный. Так и окружающий нас мир. Он вроде бы состоит из материи, но есть вещи, которые невозможно пощупать, потрогать, дать им эмпирическую оценку. Допустим, любовь, преданность, ряд других. Священное Писание и христианство всегда научают нас следовать правилам. Когда Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах. Так и здесь. Мы слышим также слова апостола Павла: с радующимися будьте радостны, с плачущими плачьте. Понятно, что естественные вещи, которые вызывают в нас умиление, радость, утешение, конечно же, связаны с нашей земной жизнью. Без этого никуда. Мы знаем, что в деле спасения участвует не только душа, но и тело. Но я хочу предупредить, что эта радость скоро проходит.

Человек имеет объект радости – здоровье, близких людей. Но в нашу жизнь часто приходит то, что заставляет нас скорбеть или тосковать. Мы меняем чувства к тому объекту, к которому приковано наше внимание. Но самое главное – и это мы встречаем в апостольских посланиях: радуйтесь о Господе. А что значит радоваться о Боге, Спасе своем? Это значит чувствовать удовлетворение от того, что делаешь все так, как Он просит. А если мы посмотрим заповеди Божии, неужели не радуется наше сердце, когда мы не завидуем, не злимся? Радуется сердце, потому что мы чувствуем, что мы такие, какими нас хочет видеть наш Господь. Это двоякая радость. От радостей нашей земной жизни никуда не уйдешь. Но я хочу отметить, что должна быть золотая середина. Если Бог будет на своем месте, все остальное будет на своем. Очень опасно, когда человек делает идолом объект радости. Когда придет лишение радости, земного благополучия, самое главное –  надо не споткнуться, не потерять веру, не впасть в уныние, отчаяние.

Когда мы обращаемся к Богу с просьбой и Он слышит нас, конечно, мы радуемся. Когда мы приходим к Нему и приносим покаяние о своих грехах, я уверен, я знаю, что человек, который покаялся, уходит не только облегченный, раз этот груз снят Божьей благодатью, но он радуется, что Господь опять его принял назад, обновил в нем внутренние силы. Конечно же, нужно уметь и каяться, и радоваться. Все должно быть в меру.

– Я согласен с этим. Даже во время богослужения мы испытываем невероятную радость. Но при этом часто видим в храме людей с такими лицами, как будто они на похоронах. Я понимаю, что во время молитвы подойти к человеку и о чем-то его попросить бывает довольно искусительно, потому что человек молится. Но сколько мы видим угрюмых лиц! Более того, даже существует такое выражение – угрюмое православие. Разве может быть православие угрюмым?

– Когда заканчивается богослужение и духовенство выходит в народ, дает крест, я вижу  много улыбок и благодарности. Говорят: «Батюшка, спасибо вам за службу, за хорошие слова». Когда желаешь человеку Божьего благословения на предстоящую неделю, видишь улыбку. Люди чувствуют твое небезразличие к их жизни. Почему так заведено, что на богослужениях людей просят не фотографировать? Даже на входе в храм всегда есть табличка: зачеркнутый фотоаппарат. Во-первых, это вторжение чужого человека в тайну общения того, кто стоит рядом, с Всевышним. Конечно, наши богослужения устроены по определенным правилам. Есть радостные моменты. Например, когда начинается всенощное бдение, мы прославляем Творца и поражаемся красоте Вселенной. А есть Евхаристический канон, когда вспоминаем страдания Господа. Эти моменты переплетаются, поэтому постоянно плакать на богослужении и бить себя в грудь – насколько это уместно? Но и выказывать чрезмерную радость – тоже. Человек сосредоточен. Если попадаются какие-то снимки, нужно обратить внимание, что за момент богослужения идет…

– Вопрос телезрителя: «Когда человеку плохо, когда у него беда, он может побежать к другу и попросить помощи. Жалеть человека в беде легко, но как научиться радоваться успехам других? Как люди познаются в радости?»

– В человеке есть все – и позитивное, и негативное. Негативное мы называем греховными мыслями, греховными желаниями, поступками. Наверное, есть люди, которые мир видят черно-белым. Даже когда ты радуешься, они будут завидовать твоей радости. Для человека, который живет с завистью ко всему, нарушает десятую заповедь («не пожелай того, что есть у ближнего твоего, не завидуй»), ваша радость будет болью. Такие люди есть. Они будут спрашивать, почему у кого-то вот это есть, а у меня нет.

Что касается помощи, конечно, друзья тоже познаются в радости. Они приходят к вам в дом, когда родился ребенок, и радуются вместе с вами. Они радуются успехам ваших детей или успеху вашей жизни. Они говорят: «Здорово, слава Богу, что Господь тебя так любит и тебе помогает!» А иногда проскользнет зависть. Мы часто, имея малодушие, впадаем в такой грех, пусть незаметный. Он тихонько вкрадывается в человека: а почему у меня такая жизнь, а у него другая? Почему у него сейчас все хорошо, а я испытываю трудности? Надо всегда благодарить Господа Бога за свою жизнь. А друзей, приятелей Господь всегда пошлет хороших… Конечно, мы должны внимательно относиться к своим духовным друзьям. Если посмотрим святых отцов, подвижников благочестия, у них же не было много друзей. Они встречались с единицами, когда проводили ночи в духовной беседе, в молитве, поверяя другому тайны своей души, радовались о каких-то своих победах над помыслами, над греховными моментами… Любая жизненная ситуация индивидуальна, как и человек.

– За каждой Божественной литургией мы поем: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Но до этого мы вспоминаем, кто милостив, кто наследует Царство Небесное. Наверное, путь к радости очень сложный и долгий. Когда мы живем в скорбях, на нас сваливается много испытаний. В молитве мы постоянно просим помощи. И в литургии практически все молитвы просительные. Наша сложная жизнь нам помогает в спасении или ведет к ропоту, осуждению, унынию?

– Святитель Феофан Затворник пишет: хочешь радоваться – понеси прежде крест. Радость – цель, а крест – средство. Почему мы всегда говорим, что святоотеческие писания – это ориентиры? Священное Писание – это что-то целостное, что требует понимания в целом. А святые отцы детально могут нам что-то подсказать. Конечно, чтобы порадоваться какому-то успеху в своей жизни, мы должны приложить огромные усилия. Нужно поработать, поучиться, осознать свои ошибки, услышать упреки, чтобы стать специалистом в той или иной области, и порадоваться, что прошел этот путь. Мы всегда должны жить в поле зрения Бога. Если прошел какой-то отрезок жизни, в конце его сказать: «Господи, спасибо Тебе, что Ты мне помог, благодарю Тебя, что ты мне дал перенести это все и стать взрослее». Поэтому Феофан Затворник и говорит: хочешь радоваться – понеси прежде крест. И в земной жизни Спасителя мы это видели. Он сказал апостолам после Воскресения Своего: «Радуйтесь, Я победил мир». Но им вместе нужно было пройти Голгофу. Конечно, иногда люди воспринимают страдания как наказание за что-то. А правильно для нас, верующих, страдания воспринимать как некий урок жизни. Господь от чего-то нас избавляет, к чему-то большему готовит.

– Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание: чтобы проверить человека, дай ему или богатство, или власть. Мало кто проходит это испытание. Один старец говорил: нам, русским, хлеба не надо, мы сыты тем, что съедаем друг друга…»

– Человек из доброго сердца выносит добро, а человек завистливый, злой сеет вокруг то, чем сам болен. Грех (зависть, ропот, ненависть, осуждение) есть болезнь. Нас сейчас приучают осуждать всех и вся, и это считается нормальным. А если еще в Интернете, да еще анонимно, так никакой ответственности не будет. Но нужно понимать, что каждое слово имеет определенный вес. Господь спросит с нас, верующих в Него, как мы берегли слово. Тем более по отношению к близким. Конечно, праведник и говорит, что нам надо воздерживаться от того, чтобы осуждать человека. В святоотеческом Предании есть такие слова: надо ненавидеть грех, но любить грешника. Так же и здесь. А мы что начинаем делать? Мы начинаем уничтожать человека, осуждать его, ругать.

Представьте себе такую картину. Монастырь, уединенный где-то в пустыне; в храме совершается монашеское богослужение. На скамеечке уснул один брат, а перед этим он поссорился с другим братом. Что сделал тот, кого обидели? Он подошел и положил голову своего обидчика себе на колени, чтобы тот лучше отдохнул. Это высота христианского понимания жертвы, когда я, даже несмотря на то, что получил удар (от человека, от ситуации), сохраняю в себе качества, чтобы не осуждать, не унижать, чтобы беречь человека. Потому что в каждом человеке есть образ Божий. Это не только русских касается, грех осуждения вне национальности. Наоборот, иногда ко греху осуждения еще прикрепляют ложь, и тогда правильно говорится: наступит время великой лжи. Сейчас читаешь что-то, смотришь и думаешь: а правда ли? Хорошо, когда человек сомневается, потому что можно запустить явно лживую новость и человек на это клюнет, а потом даже не извинится никто. Время на самом деле опасное. Апостол Павел говорит: братья, блюдите, как опасно вы ходите, какими путями...

Конечно, надо стараться не есть людей ненавистью, завистью, а покрывать  их грехи, как сказано в Священном Писании, терпением и любовью, и Господь тогда покроет наши грехи.

– В молитве «Отче наш» мы говорим: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Все просто. Может быть, имеет смысл вслушаться, всмотреться в этом направлении?

В жизни каждого человека наверняка было такое, когда вдруг ощущаешь момент счастья и даже боишься пошевелиться. Чувствуешь такую благодать, что не хочется даже жестом, движением ее отогнать. Бывало такое в Вашей жизни?

– Конечно. Это естественно для нас. В святоотеческом Предании это есть. Если ты сегодня радуешься, жди, что обязательно придет какое-то искушение. Не бывает постоянно все хорошо, гладко. Мы с вами до определенного момента имели радость выйти свободно на улицу, пойти в храм. А потом пришла беда, болезнь, все закрылось. Мы, люди, почему-то такие существа, что не ценим того, что Господь нам дает. Даже «мелочь» – открытые храмовые двери. А ведь это радость, когда ты можешь в них спокойно зайти, не боясь никаких вирусов. Хотя всегда нужно стараться не навредить другим людям, соблюдая определенные правила поведения, гигиены, жизни. Есть радость большая, есть маленькая, но понимаешь, что нельзя останавливаться, надо идти дальше. Допустим, родился в семье ребенок – это радость, но родители не радуются постоянно, потому что придут испытания, болезни, ребеночек будет расти. Маленький ребенок – маленькие проблемы, вырос – уже совсем иные. Так и во всем. Конечно, надо радоваться всегда, что Господь жив, что Он не покидает меня, какой бы я ни был.

– Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Сейчас, когда идешь по лавре, в которой нет людей, когда заходишь в пустой храм, ощущение несколько дикое.

– Наш владыка часто повторяет в интервью, что мы находимся на Невском проспекте. Мы, братья лавры, настолько привыкли к людям, а летом к огромному количеству туристов, которые говорят на разных языках... А сейчас по благословению священноначалия мы служим в храмах при закрытых дверях. В храме никого. В понедельник я служил Божественную литургию и говорил батюшке, который вместе со мной был: «Батюшка, смотрите, мы сетовали, что люди, суета, а сейчас как настоящий монастырь. Тишина и спокойствие». Еще раз хочу сказать: мы должны запомнить этот контраст, то, что сейчас переживаем. Многие говорят, что все после этого будут совершенно другими. Мы, христиане, должны стать другими. Господь дал нам радость – дал и поскорбеть. На пути этой скорби мы и Пасху встретили.

Может быть радость общения в семье. Ведь часто люди живут вместе и друг друга не видят – сутками на работе. А тут есть возможность побыть с детьми. Понятно – тяжело, но во всех ситуациях надо искать некую радость.

– Я и хочу попросить Вас продолжить. Многие христиане говорят, что сейчас действительно благодатное время, потому что никогда не удавалось так помолиться, как теперь. Даже по своей семье это вижу: столько у нас сейчас радостного общения. Дочка на дистанционном обучении, супруга тоже большую часть времени проводит дома.

Вопрос вот в чем. Представим, что все как обычно, никакой пандемии. И вот эта радость, которую мы сейчас так хотим вновь обрести, постоянна. Может быть такое, что человек не видит радости потому, что находится в ней всегда?

– Думаю, что нет. Еще раз хочу сказать: мы имеем целый спектр чувств. Кроме обычной радости бывает и веселье – как у псалмопевца Давида, который плясал и скакал перед Ковчегом Завета. Есть скорбь, есть печаль, есть боль утраты. То есть в человеке нет такого – черное и белое, бывает по-разному.

Например, встал утром, не выспался и понимаешь, что нет яркого настроения, несмотря на то, что за окошком солнце. Но ты должен помолиться, поблагодарить Бога за этот день и наметить какие-то планы. Это время полезное – ведь мы можем сделать то, что не успевали никогда: прочитать какую-то книгу… Надоело читать – займитесь чем-нибудь интересным, важным, что-то пересмотрите.

Если вы человек творческий, пишите какие-то статьи, посмотрите еще раз в Интернете, какие у нас есть православные ресурсы, которые предлагают что-то интересное. Приобретите какую-то профессию. Человек, который постоянно радуется жизни, не бывает одиноким, ему не бывает скучно. Тем более причины сильно паниковать и нет, ведь у нас есть наша бессмертная душа.

– Сейчас я хочу обратиться к нашим телезрителям, потому что в жизни каждого из них происходили какие-то встречи, которые помогали им понять ценность своей жизни и, может быть, даже жизни близких, оценить происходящие события, но не с помощью своего личного аналитического мышления, а с помощью Божьей. Если в вашей жизни бывали такие случаи и вы можете о них рассказать, пожалуйста, звоните нам на передачу.

Радость, в которой человек пребывает, редко бывает постоянной. Да, человек может себя по-разному ощущать. Но сразу после телефонного звонка, который у нас есть, ответьте на такой вопрос: когда Вы больше радовались – в детстве (ведь у взрослого человека есть ощущение, что детство – это счастье) или позже почувствовали, что действительно пребываете в радости?

Вопрос телезрителя: «Как правильно найти гармонию между радостью и утешением ближнего? Говорится, что друг познается в беде, а ближний – это наш друг. И наш первый Друг – Спаситель. Как нам в трудные времена понять, в чем суть радости? И какой у православного христианина должен быть девиз? Всегда радуйтесь; непрестанно молитесь; за все благодарите

– В Священном Писании приводятся замечательные слова апостола Павла, это и есть девиз: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. А Господь – это действительно настоящий Друг. Помните притчу о человеке, который нашел одну жемчужину, продал все и купил ее? Вот Господь – это та драгоценность, которую никто у нас не отнимет, если мы, как говорили святые отцы, будем крепко держаться за Него, быть преданными Ему.

Друг познается в беде, друг познается в радости. Но я думаю, что надо научаться свои мысли и жизнь сверять с Евангелием, со словами Христа. Да, жизнь непростая. И все познается в сравнении.

Вот Вы спросили про радость в детстве и радость взрослого человека. Конечно, в детстве – это чистая радость, радость осознания окружающего мира, радость от теплоты рук мамы, от любви отца. А когда взрослеешь, сам даришь эту радость своим близким. Быть матерью, отцом, священником – это всегда радость, потому что живешь ради кого-то.

И для любого христианина бессмысленно жить, когда не отдаешь часть себя другу или недругу. Как сказал Господь: …и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. То есть Господь говорит, что мы должны быть настолько внутренне жертвенны...

А жертва заключается, может быть, не в чем-то материальном. Помню, в советское время была одна монахиня. Она, конечно, не жила в монастыре, так как монастыри были закрыты.  У нее близкие спрашивали: «Матушка, как нам спастись? Вроде надо добро творить – деньги кому-то давать, помогать…»

Она отвечала: «Это не важно. Если разделишь боль с человеком, который находится рядом с тобой, если просто посидишь с кем-то и подержишь его за руку, ты уже с человеком разделишь боль, какой-то период испытаний». Вот это тоже ответ об утешении ближних.

 Апостол Павел говорил: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Вот он был всем для всех – и язычников, которые его гнали, он возрождал: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Его гнали, унижали, он пишет о том, сколько трудностей в свое время претерпел за свою деятельность… Так что если есть у вас друг, близкий человек, который радуется, радуйтесь с ним. И он тоже разделит ваше счастье земной жизни, духовной жизни. Еще раз хочу сказать: телесная и духовная составляющие неразрывны. Порежешь палец – ничего, заживет; заболит зуб – болит и болит, но человек может ночь не спать. А когда тебя ранят в душу? Да не хочется ничего, ни есть, ни пить. Эти вещи, может быть, необъяснимы до конца, но они реально присутствуют в жизни каждого человека.

– Сейчас я задам вопрос, наверное, сложный для меня самого, прошу Вашей помощи…

– Если не отвечу, не обижайтесь.

– Да. Иногда мы боимся проявить свою любовь или радость, чтобы не показаться глупыми. Сейчас в нашем обществе (не скажу, что всегда) нередко пропагандируется культ наслаждения. Как правило, наслаждение – это поиск радости, но зачастую радость убивается, когда происходит попытка убить свою совесть, заглушить голос Бога в себе.

И потому мы стараемся быть очень серьезными, хмурить брови. А когда мы, наоборот, с открытым взглядом, люди начинают думать о нас как о наивных, мягко говоря. Не встречали Вы подобные проявления в жизни?

– Сплошь и рядом. Даже когда стоишь в очереди и наблюдаешь, как покупатели общаются с тем, кто их обслуживает, то есть с кассиром. Ведь можно поздороваться, улыбнуться, поблагодарить и отойти. Понятно, что человек, может быть, не заметит этого. Но ведь всегда надо начинать с себя, с себя надо начинать менять мир – когда ты лишний раз проявишь доброе отношение, внимание, сострадание.

Мир требует только земного, но ведь взамен он жизни не дает. Что слышат современные люди? «Человек, тебя ждет смерть, поэтому бери от этой жизни сколько унесешь. Но потом смерть – тебя закопают, о тебе никто и не вспомнит». А Христос говорит так: «Человек, тебя ждет вечная жизнь. Но чтобы войти в эту жизнь, ты должен быть солью земли».

Если же соль потеряет силу, если мы перестанем быть христианами, будем бояться шестерок, чипов и всего такого прочего, то не будем солью – мы будем песком; может быть, не бурым, а серым. Если мы со Христом, никого бояться не должны.

– Вопрос телезрительницы Надежды: «По вашей просьбе хочу рассказать о Божьих чудесах. Одно чудо такое: мы решили купить дом, но никак не могли найти его в другом населенном пункте, потом нашли – с дырявой крышей. Но мне так хотелось уехать, что я все-таки решилась. Отдали задаток, я вернулась домой. И почему-то то и дело стала идти молитва “Отче наш”. Через два дня нам звонят и отказывают в покупке. Думаю: ну все, и Господь мне не помог. Тут же посылаю сына, чтоб он поискал дом в другом месте. И за эту же сумму мы купили шикарный дом!

Можно сказать, у меня бесконечные чудеса… Не говорю, что горя нет; горя много, крест тяжелый. Но почему-то, обращаясь к Богу, я всегда нахожу Его помощь».

– Вся наша жизнь – это чудо. Ведь правда? Ребеночку несколько недель, а у него уже маленькое сердечко. Посмотрим на окружающий мир: вот была лютая зима; то плюс, то минус. Но Господь установил жесткие законы природы, поэтому говорят: природа возьмет свое. И мы видим, как растет трава, цветут цветы в палисадниках. Мы часто не замечаем заботы Бога о нас; например, когда Господь нам послал хорошего врача. У меня был знакомый анестезиолог-реаниматолог. Он мне рассказывал, мол, иногда несколько ночей не спишь, домой не ходишь, стоишь возле человека, пока не спасешь его жизнь. А потом получается так, что не здороваются, забывают. Это человеческая неблагодарность. Важно, чтобы мы не забывали те вещи, которые Господь нам открывает через людей, обстоятельства, мысли. Ведь не все так просто. Я верю, что случайностей не бывает. Потом, когда пройдет какое-то время, понимаешь, почему Господь дал вот это, а не то, что ты хотел. Конечно, нужна доля упорства, сила веры.

Когда я служил на далеком острове Сахалин и у меня было дежурство в соборе, в храм пришла пара со слезами. Я часто вижу людей, которые плачут: «Батюшка, помогите, трагедия». А здесь муж с женой плачут: «Мы хотим храму преподнести икону Божией Матери». – «А что случилось? Расскажите». Не просто: «Спасибо, идите». Хочется как-то поучаствовать в этом. Они говорят: «Мы семь лет не могли иметь детей. Что только не делали, куда только не обращались…»

Видите, как Господь испытывал их веру? Они ведь что-то делали: ездили по святым местам, обращались к специалистам. Но когда случилось чудо радости быть родителями, куда они пришли? Они пришли к Источнику радости и возблагодарили Господа. Я эту историю всем рассказываю, хотя прошло много времени. Они, наверно, не помнят, а я этот случай запомнил как назидательный.

– Когда Вы говорили об этом, я подумал: мы же действительно просим у Бога помощи, а когда Он дает эту помощь, забываем благодарить Его. Это такое человеческое свойство? Это плотская часть?

– Когда Господь исцелил десять прокаженных, сколько вернулось? Один. И тот был Ему племянником. Люди, которые получили исцеление, не смогли включиться и сказать: «Слушайте, а Кто нам это дал? Вернемся и скажем спасибо». Почему, когда мы находимся в магазине, нельзя сказать спасибо человеку, который поработал ради нас, помог что-то нам сделать, подержал дверь, пропустил вперед? Чаще наблюдаешь, что люди пробегают мимо. Когда мы будем сеять добро, тогда жизнь поменяется. Поэтому, конечно, хочется, чтобы люди, находясь сегодня дома, и в таких неустроенных условиях искали маленькие радости.

– Когда мы говорим о том, что человек познается в радости, должны сказать, что радость может быть как плотской, так и духовной. Каким образом воспитать в себе умение видеть в нашей жизни радость?

– Радоваться неподдельно, без зависти успеху других людей, разделять радость с другими. Понятно, что надо учиться разделять беду с человеком, но разделять радость – тоже великое умение. А чтобы этому научиться (если мы к этому стремимся), Господь обязательно пошлет случай. Пошлет какой-то момент, когда мы сможем это проявить. Мы просим у Господа разума, чтобы заметить это и отреагировать как положено.

– В нашей жизни много таких знаков, которые посылает Господь... И все мелкие радости складываются в одно большое ощущение радостного существования. Но существование без Господа обречено на постоянное уныние.

У нас впереди большое событие. Мы все ждем радостный праздник 9 Мая. Наверно, не все наши телезрители смогут выйти на улицы, но помолиться мы все наверняка сумеем. Про 9 Мая мы говорим: «праздник со слезами на глазах». Быть может, вся наша жизнь похожа на праздник со слезами на глазах. Было бы хорошо, если бы эти слезы были слезами умиления и радости. Отец Филарет, благословите наших телезрителей.

– Дорогие наши телезрители, Господь хранит вас, а вы храните тех, кого Он вам дает. Самое главное, берегите себя и свою жизнь, потому что это дар Божий. Все будет у нас хорошо, если с нами Господь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать