Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

12 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы.

– У нас есть много вопросов с прошлой программы, один из них такой: «Как влияет отчитка на человека и можно ли ходить на отчитку?» 

– Наверное, это на сегодняшний день популярный вопрос, мы его неоднократно обсуждали. Как влияет? На всех по-разному. На самом деле мне сложно об этом говорить, я никогда на отчитке не был и сам никогда этим не занимался. 

Начать надо с вопроса: нужно ли ходить на отчитку? Это не сам человек должен решать, а духовник или священник, который вас знает и окормляет в том храме, куда вы ходите. Потому что не всякое внутреннее духовное состояние требует экзорцизма, не всегда это признак бесноватости. Иногда человек просто настолько погряз в грехах, что у него какое-то внутреннее духовное истощение, опустошение. Надо начать вести постоянную христианскую жизнь, и тогда будет видно, нужно человеку на отчитку или нет. 

Поэтому первое, что нужно сделать, – не принимать самостоятельно решения в таких вопросах. А почему самостоятельно решают? Кажется, все легко и просто: приедем на отчитку, постоим, батюшка помолится – и проблем не будет, то есть не будем ничего менять в своей жизни. В доме все плохо – надо дом освятить. Дом освятили, но в жизни своей ничего не поменяли – лучше в доме не стало от этого. Так и наш внутренний дом. Мы пришли на отчитку, а жизнь свою не поменяли – лучше не стало. 

В чем заключается опасность этого? Ведь у нас, как правило, нет индивидуальных отчиток, они массовые. И мы, поскольку являемся верующими людьми, верим, что под воздействием благодати Духа Святого происходит изгнание нечистого духа. Кто-то, может быть, действительно нуждается в отчитке, а мы не знаем, один в нем нечистый дух или легион исходящих из него. Но этот дух всегда же ищет, куда ему пойти: вернуться обратно или найти где-то новое место, благодатную почву, на которой он сможет поселиться. Где он начинает искать? В той среде, которая рядом. 

Настолько ли вы готовы сосредоточиться на молитвенном делании и на своем общении с Богом в этот момент, чтобы не допустить проникновения внутрь себя этого зла? И может получиться так, что пришли-то вы совершенно нормальным человеком, с какими-то проблемами своего внутреннего содержания (может быть, душевными, а не духовными), а ушли уже бесноватым человеком. Поэтому надо делать все очень осторожно. 

Когда рекламируют какой-то лекарственный препарат, пишут: «Необходимо проконсультироваться с врачом, имеет противопоказания». Так и здесь: этот процесс имеет противопоказания, необходимо посоветоваться со своим духовником. 

– Вопрос телезрительницы: «Продали квартиру и оставили там иконы. Новый хозяин не знает, что с ними делать. Куда их деть? Отнести в храм?» 

– Свои иконы надо с собой забирать, не надо оставлять. А хозяин может их освятить и оставить у себя, а может просто отнести в храм. 

– Следующий вопрос: «Как вести себя с сотрудником по работе, если знаешь, что он все доносит начальству, считает себя коммунистом и этим гордится?» 

– С любовью. К каждому человеку мы должны относиться с любовью. Мы же не можем представить, будто Господь не знал, что Иуда предатель. Он знал. Но Господь его как-то осуждал, останавливал? Нет, вместе с ним пребывал на Тайной Вечере. Господь Сам все управит, только хватит ли нашей веры? А уж если Вы знаете, какой это человек, то ведите себя на работе так, чтобы к Вам невозможно было придраться, делайте честно свою работу и не говорите ничего лишнего помимо работы. И не общайтесь с такими людьми, никто же Вас не заставляет вступать с человеком в близкие, доверительные отношения, когда Вы знаете о том, какой это человек. Бог ему судья. Пожалеть его надо, с любовью помолиться о том, что так происходит в его жизни. 

– Вопрос такой: «Что означают монашеские одежды?» 

– Из монашеских одежд там только параман – это узы Христа, которые мы носим на себе как напоминание о тех обетах, что дали. Клобук – это шлем, четки – меч духовный, а мантия как кольчуга, броня, ограждающая монаха. Те, кто не живет в монастыре, реже носят «шлем» и «кольчугу», что, может быть, и плохо, но так складывается жизнь. Хотя бы «меч» стараемся всегда с собой иметь. 

– Можно ли носить браслеты (сейчас это очень модно), привезенные со Святой Земли, с горы Синай? Они выглядят как четки. 

– Носить можно все, только во всем должен быть определенный смысл. Если вы это носите как украшение, то украшаться изображением святых икон не совсем прилично. Да, были у нас примеры юродивых, которые вешали на себя иконы, кресты и юродствовали, но мы же не хотим быть такими. Может быть, надо было бы стремиться соответствовать им в нашей жизни, но чаще те люди, которые это надевают, обидятся, даже не осознавая смысла этого слова, если ты их назовешь юродивыми. К сожалению, они становятся похожими на юродивых, но не ради Христа. Как украшение эти вещи не подходят. 

С духовной точки зрения у нас есть нательный крест, на котором написано «спаси и сохрани», он оберегает нас и напоминает о тех крестных страданиях, которые Господь понес за нас (что нам еще нужно для напоминания?) А эти так называемые фенечки разных цветов – больше коммерческий проект, чем какая-то духовная составляющая. Что ж, спрос рождает предложение: люди хотят, им это предлагают. 

Я считаю, что поголовное увлечение четками сейчас – это тоже неправильно. Вообще это же приоритет монашества в Русской Церкви. Да, в других Церквах свои традиции, но в нашей Русской Церкви четки всегда были показателем монашеского делания. Монаху четки вручаются с молитвой, их не просто так дают, а как меч духовный. Читается молитва на вручение четок, и тебе дают четки как благословение от того человека, который тебя постригает. Соответственно, наверное, ты можешь кому-то, кто у тебя как у монаха испросит благословение, благословить четки. 

У нас же сейчас все, кому не лень, «духоносные старцы», не имеющие никакого отношения к монашеству, они направо и налево благословляют ношение четок людям. Часто кого-то спрашиваешь: «Для чего тебе четки?» – «Для домашней молитвы». – «Так и молись дома. Или носи так, чтобы их не было видно». А у нас чаще все это носится напоказ: показать, какой я духовный. Но, к сожалению, в духовном направлении все это не очень используется. 

Так и колечки «спаси и сохрани». Не спасает колечко, это уже наше такое самооправдание человеческое. Но по большому счету духовного смысла в этом нет. 

– Для девушек это украшение. 

– Оно имеет смысл, когда идет обручение между двумя людьми. Когда я вижу, как кто-нибудь из алтарников приходит с колечком, я спрашиваю: «Ты обручился или женился?» Отвечает, что нет, и начинает сразу прятать руку. Мода. 

К сожалению, современный мир навязывает нам какие-то стереотипы, всегда было такое, не только сейчас. Сейчас одно, вчера было другое, послезавтра будет третье. Но не надо к этому прикипать; где ваше сердце, там и душа ваша. Так что осторожнее надо быть с этим украшательством, не имеющим духовного смысла. 

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Хотелось уточнить понятие "предопределение". Никто не будет спорить, что Бог как Всеведущий и существующий вне времени знает абсолютно каждого человека и его финал. Свобода выбора человека – это путь, по которому он придет к этому финалу. Это как бы и считается предопределением, все равно Бог об этом знает. Только человек выбирает разные пути. Допустим, молодой человек строил планы, может быть, даже имел семью, переходил пешеходный переход, а его сбил насмерть пьяный водитель. Это как считать? Это свобода выбора, предопределение или, что еще хуже, Божья воля и Божий Промысл?» 

– Здесь очень сложно сказать, есть ли в жизни человека предопределение. Конечно, Господь знает все, но Он дал нам свободу выбора: выбрать зло или добро. Не то что Он нас запрограммировал, что наш конец будет такой. Господь, видя намерения нашего сердца, может по Своей воле и конец изменить, если увидит наше старание, желание и стремление. В несчастных случаях, которые иногда происходят в жизни людей, тоже есть Божий Промысл. Ничего не бывает в жизни просто так. 

Жесток ли Бог в этот момент, когда призывает к Себе маленького ребенка или молодого человека, у которых вся жизнь впереди? Мы этого не можем знать, потому что мы не боги. Нам пообещали когда-то, что, съев плод, мы будем как боги, будем знать добро и зло. Теперь мы знаем, что такое добро и зло, но богами не стали. Поэтому мы знаем человека на сегодняшний день, но не знаем, что ожидало бы его в будущем. Может быть, через это действо Господь избавляет его от каких-то безумных мучений. Может, в этот момент человек как раз и соделывается причастником жизни вечной. А если отпустить его, видя его будущее, по которому он пойдет, он может и не унаследовать Царство Божие. 

Во всем есть Промысл Божий. Конечно, надо это принять, но это не является концом нашей жизни (тех, кто остается на земле). Это нужно и для нас, близких, переживающих за своих сродников. Но это еще и показатель нашей с вами веры, насколько мы можем принимать волю Божию. Читайте об Иове Многострадальном, там как раз ответ на вопрос, какая наша вера. 

– Только что пришел вопрос: «Кто дает благословение проводить отчитку? Хотелось бы знать, почему это дается тому или иному батюшке и как к этому относиться, ведь для этого нужен, по меньшей мере, духовный опыт». 

– Для этого поставлен архиерей, который наблюдает за происходящим во вверенной ему области с духовной точки зрения. Он видит опытность или неопытность того священника, который будет этим заниматься. И священник, конечно, должен получить благословение правящего архиерея на это. 

Как попасть на отчитку и нужно ли это? Когда мы болеем, прежде чем попасть на операцию, мы должны прийти к своему участковому терапевту, который принимает в нашей районной поликлинике, получить от него направление и идти дальше. Так и в духовном плане: прежде чем пойти на какую-то духовную операцию, придите к своему духовному терапевту, священнику, в тот храм, в который вы ходите. 

А если вы еще не ходите ни в какой храм, не исповедуетесь, не причащаетесь Святых Христовых Таин, а услышали об отчитке и считаете, что это панацея для исправления всей вашей жизни, начните с малого. Не надо делать ампутацию руки или ноги; может быть, поможет и медикаментозное лечение. Поэтому придите прежде всего в храм и начните жить христианской жизнью. А мы хотим всего сейчас и сегодня. Иногда и так совершает Господь, потому что все в Его воле, но надо потрудиться. Ведь когда мы потрудились, добиваясь чего-то, мы начинаем это ценить и радоваться этому. А когда получаем это как должное, то и радости не очень много, и ценим мы это не очень хорошо, и используем не всегда во благо. 

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «Вы держите в руках четки как пример молитвы. Можете поделиться своим опытом Иисусовой молитвы и немного рассказать, как мирянам совершать Иисусову молитву?» 

– Когда-то владыка Питирим поделился своими воспоминаниями о монашеском делании. Он сказал: «Я видел монахов, которые и во сне перебирали четки и совершали через это свое молитвенное делание». Конечно, мы молимся, а не просто перебираем для какого-то самоуспокоения каждое зернышко. Казалось бы, молитва Иисусова кратенькая и легкая, и запомнить ее легко, и молиться ею легко. Но нет более тяжелого труда в жизни христианина, чем совершать Иисусову молитву, пока он не научится и не начнет жить вместе с ней. Учиться очень сложно, проще бывает выучить большую молитву (50-й псалом, еще что-то), а с Иисусовой молитвой сразу начинаются искушения. Ум начинает отвлекаться, какие-то соблазны, внешние факторы отвлекают от Иисусовой молитвы. Конечно, надо это перебороть, преодолеть себя. 

При молитве четки часто используют для счета, что тоже правильно. Допустим, загибать пальцы, чтобы сорок раз прочесть «Господи, помилуй», не всегда получается, иногда сбиваешься, а здесь отмеряешь сорок зернышек и читаешь, зная, что прочтешь положенные сорок раз. На каждую бусинку читается Иисусова молитва, но я это делаю так: десять Иисусовых молитв и «Богородице, Дево радуйся». 

Кто-то берет за правило для себя прочитать в день триста раз «Богородице…». Прикидывает: если четки на сто зерен, надо три раза пройти. Но самое главное, как говорил Алексей Ильич Осипов, не уподобляться творцу мантры, когда монахи хвастаются, кто сколько успевает за минуту прочитать Иисусовых молитв (считается – чем больше, тем лучше). Нет, молитва должна быть осознанной, внутренней, и каждое слово из этой краткой молитвы должно проходить через глубину вашего сердца. Если вы достигнете такой молитвы, это будет огромное счастье. Поэтому старайтесь дома, когда у вас есть свободное время, творить Иисусову молитву, учитесь этому. Научитесь – и будет вам счастье. 

– Следующий вопрос: «Мне кажется, что это самобичевание – брать благословение на четки, так человека лишают нескольких тысяч молитв к Господу». Я так понимаю, суть вопроса в том, зачем брать благословение. Может, просто молиться по четкам – и все? Зачем нужна эта формальность? 

– Благословение берут на ношение четок. Конечно, можно взять на себя какие-то вещи самостоятельно. Мы часто принимаем самостоятельные решения в нашей жизни, но они не всегда бывают полезны. Особенно на духовном пути все-таки должен быть какой-то указатель направления. Да, пожалуйста, если хотите, возьмите четки и пользуйтесь ими дома самостоятельно, но дома, в своей домашней молитве. 

Но мы же берем Божие благословение на каждое дело; без Бога не до порога, не зря же так говорят в народе. А народную мудрость бывает иногда полезно вспоминать, не только цитаты из Священного Писания. Эта мудрость пропитана духом христианства, поэтому надо ее иногда вспоминать. Это не значит, что надо за каждым делом к священнику бежать. Но хотя бы перекреститься перед началом того или иного дела и сказать: «Господи, благослови», – в этом есть польза и наша вера. Сделали дело, опять перекрестились и сказали: «Благодарю тебя, Господи, за то, что Ты помог мне это совершить». Мы забываем об этом. А когда этим начинаем жить, начинаем становиться настоящими христианами. 

У нас иногда с гордостью говорят: «Батюшка, я молилась, совершала Серафимово правило». В чем заключается это правило? Прочитать три раза «Отче наш», три раза «Богородице» и Символ веры утром, в обед и вечером, и этого достаточно. Но не забывайте главного. Преподобный Серафим это заповедовал тем людям, у которых тяжелый труд, он и сам так часто поступал, но он находился в постоянной внутренней молитве Иисусовой. К этому стремитесь, а не просто это кратенько прочитать, заменив этим утреннее правило по своей лености, по своему неумению планировать те или иные дела своей жизни. 

Нам хватает времени на долгое сидение у телевизора, у компьютера, а полчаса утром и вечером на молитвы не хватает. В этом наша беда. Да, хотя бы немного, но пусть это будет искренне, внутренне исходить из вашего сердца. Но часто бывает так, что мы и эти-то молитвы тоже произносим на бегу, на скаку, скороговоркой, чтобы быстрее их Богу отдать и бежать дальше заниматься собой. 

Молитва – разговор с Богом. Когда у нас бывают нежелательные разговоры, мы пытаемся быстрее отвязаться от того или иного человека. А когда мы хотим какого-то разговора, бывает долгое чаепитие, садимся и долго душевно разговариваем или слушаем того человека, который нам интересен; или пытаемся поделиться какой-то радостью с тем, кто нам дорог и близок. Так и с Богом. Если мы любим Бога, если хотим к Нему, иногда надо себя к этому понудить. И другое ощущение бывает после молитвы. 

Все в жизни бывает у каждого из нас, бывает лень, усталость. Нужно ли Ему это наше многословие? Иногда хочется просто перекреститься или, как мы иногда смеемся, сделать афонский поклон вдоль кровати и не вставать до утра. Это еще старая семинарская шутка. Но понуждаешь себя, встаешь на молитву, сосредотачиваешься... Может, молитва не вся бывает сосредоточенная, но какие-то моменты этой молитвы дают возможность нашей душе, нашему сердцу немного вздрогнуть, опомниться. И какая радость бывает после этого! Казалось бы, затратил на пять минут больше времени, но какое удовольствие получил... 

Так же бывает в храмах. Мы часто пытаемся по-быстрому прочитать кафизму, так что сами не понимаем, что читаем; так же бывает с Шестопсалмием, когда первый час сокращают до одного коротенького псалма. Выигрывается ровно десять минут при всем этом. Полностью не спеша кафизма читается пятнадцать минут. Лучше опустить ее совсем, чем вот так прочитать, когда никто не понимает. Нам кажется, тяжело, но это опять зависит от нашего внутреннего состояния. Иногда мы приходим на службу, и нам хочется, чтобы быстрее все это прошло, а иногда приезжаешь в какой-то монастырь, стоишь на службе, там размеренное, четкое чтение, ты его понимаешь – и не устаешь от этого. 

Надо приходить в свой храм, с желанием молиться. А когда это желание будут чувствовать и служители этого храма, тогда, может быть, будет и четкое чтение. Учитесь так делать и в своей домашней молитве, не спешите прекращать общение с Богом. 

– Вопрос телезрительницы: «У меня недавно умер сын, ему было 45 лет, и я до сорока дней ощущала, что он все время был рядом с нами. У него двое детишек. Хотелось бы спросить у батюшки, на самом ли деле сын может нас видеть? Я чувствую, что Господь его принял; он не был особо воцерковлен, но в церковь ходил. Очень тяжело без него. Как жить дальше?» 

– Укрепи Вас Господь в несении этого креста, потому что это действительно крест, это очень тяжело. Тяжело терять родителей, гораздо тяжелее родителям терять своих детей. Когда мы теряем родителей, это естественный путь, которым должен пройти каждый человек. Человек рождается в мир, стареет, доживает до определенного возраста, умирает – и дети его хоронят. Немного неестественно, с нашей человеческой точки зрения, когда умирает молодой человек и его хоронят родители. Это большая трагедия, большое горе и большое несчастье. Мои искренние соболезнования Вам, пожелание, чтобы Господь укреплял Вас в несении этого креста. Царствия Небесного Вашему сыну. 

Это проверка нашей веры, насколько мы верим Богу, насколько готовы жить с Богом. Пройдет ли эта боль? Наверное, эта боль утихнет, она будет периодически вспыхивать с той или иной силой. До года будет очень тяжело, после года станет немного легче. Нужно ли это забывать? Нет, нужно помнить, но помните еще и о том, что чем больше Вы страдаете и плачете, тем больше страдает и Ваш сын, который должен дать ответ перед Богом за прожитую жизнь. 

Нужны ли ему сейчас наши слезы и сострадание? Ему нужна наша искренняя молитва, потому что, как показывает церковный опыт, даже если человек жил не очень христианской жизнью, то оставшиеся на земле его родственники имеют возможность молиться Богу и отмаливать грехи этого человека, чтобы Господь соделал его причастником жизни вечной. 

Поэтому Вам не нужно отчаиваться, унывать. Да, по-человечески мы скорбим, переживаем о потере ближнего. Мы его потеряли, но он приобрел тот дом, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, где есть жизнь бесконечная в общении с Тем, Кто дал нам все в этой жизни. Мы еще только на пути ко всему этому, а он уже это имеет. Молитесь за него, ищите укрепления в молитве и радуйтесь тому, что Господь дал Вам возможность иметь продолжение Вашего сына в лице тех внуков, которые есть. Может быть, ту любовь, которую Вы где-то недодали своему ребенку, попытайтесь передать этим детям, Вашим внукам, которые остались Вам в утешение здесь, на земле. Уже этому надо радоваться. 

Гораздо хуже бывает, когда человек родил одного ребенка, лелеял его, трясся над ним, переживал за него – и в какой-то момент Господь призвал этого человека, а силы веры принять это как волю Божию у человека не хватает. И не всегда он находит возможность излить тот запас любви, который есть в его сердце, на кого-то (может быть, не на родного, а рядом находящегося), и из-за этого страдает… 

У Вас есть такое счастье, радуйтесь этому, благодарите Бога за то, что у Вас есть продолжение Вашего сына на земле, молитесь за него. Молитва матери может очень многое в жизни. И по Вашей молитве Господь и Вас укрепит, и Вашему сыну даст упокоение в Царстве Божием. 

– Следующий вопрос: «Имею в душе постоянное желание чтения Псалтири по усопшим родственникам. Надо ли испрашивать на это благословение?» 

– Я считаю, что надо попросить у батюшки благословения на молитву, чтобы Господь укрепил Вас в чтении. У нас бывает такое, что мы имеем желание читать Псалтирь, но не имеем желания читать утренние и вечерние молитвы. Как можно, не зная основ простой математики, переходить к высшей? Может быть, через Псалтирь Господь Вас приведет и к другим молитвам, откроет Ваше сердце. Но что-то я глубоко сомневаюсь в этом. 

– Следующий вопрос: «Я православная с детства, вышла замуж 50 лет назад за человека, у которого была очень верующая мама. Мы были венчаны, но он потом стал баптистом, был им 25 лет. Две недели назад он умер. Покаяться перед смертью не хотел. Что в этом случае можно и что нельзя (имеется в виду поминовение)? Правда ли, что если он не покаялся, то будет проклятие на весь род?» 

– Как род себя будет вести: будет жить со Христом или будет жить как ему угодно. Поэтому что здесь считать проклятием? Мы сами себя проклинаем, когда отделяемся от Бога, от Христа – и кажется, что достижение материального, внутреннего статусного состояния даст нам самоудовлетворение. Поверьте мне, когда Вы, прожив жизнь, потом оглядываетесь на нее, это не очень дает удовлетворение. При этом может быть самооправдание, что жизнь не напрасно прожита, но если за всем этим не стоит Бог и нет Вашего внутреннего духовного осознания, что все это медь звенящая и кимвал бряцающий?.. Надо все-таки стремиться к внутреннему духовному совершенству, потому что без него любое дело пустое. 

– Следующий вопрос: «По лености и нехватке времени не читаю правило ко Причащению, каноны, только слушаю в аудиозаписи или на телеканале “Союз”. Могу ли я причащаться?» 

– По лености – это одно дело, по неимению времени – другое. Скажу честно, что иногда сам захожу в Интернет на azbyka.ru,, включаю себе отца Пахомия, который читает молитвы ко Святому Причащению, и слушаю или в дороге, или в келье. Благодарственные молитвы, конечно, стараюсь сам читать. 

Подойдите к духовнику, он Вам скажет, что, может, на сегодняшний день Вам не надо читать эти три канона, почитайте правило ко Святому Причащению, которое есть в молитвослове: псалмы, молитвы и канон. Может быть, сейчас Вам этого будет достаточно. А дальше, если будет потребность в большем, подойдите к батюшке и скажите ему об этом. Может, он ответит так: «Зачем тебе большое правило, если ты и малого не выполняешь? Научись это делать, не бери на себя непосильную ношу». 

Мы часто берем благословение, а выполнять его потом не спешим и не стараемся. Так и к старцам едем с вопросами, старец благословил, а нам это благословение не нравится, не очень устраивает, поэтому мы его выполнять не будет, поищем другого старца, который скажет нам то, что мы хотим услышать. Так и в молитвах ко Святому Причащению. 

По-разному бывает. Подойдите к батюшке, если у Вас не получилось прочесть правило, но Вы хотите в этот день причаститься, положитесь на волю Божию. Как батюшка сейчас скажет, так и будет. На исповедь Вам все равно надо будет подойти, вот и скажите, будьте только искренними и честными. Может, Господь, видя Вашу чистоту и такое стремление, скажет: «Почему бы и нет?» Пошлет Вам доброго батюшку, который позволит Вам причаститься, и через это причастие совесть проснется, и радость будет такая, что обратитесь с молитвами к Богу. 

К молитве, как и к любому доброму делу, надо себя понуждать. К греху не нужно понуждения, он сам совершается, и порой даже с радостью, только послевкусие бывает поганенькое. А на доброе дело приходится себя понуждать. Как говорят про милостыню: она должна в руке запотеть, прежде чем ее подать. Приготовил вроде бы денежку дать человеку, все легко и просто, а идешь и думаешь: «Нет, этот не похож на нищего, а этот вообще пьяница». Казалось бы, отдай и забудь, иди дальше молись. 

Так и ко Святому Причащению: надо читать правило, надо стараться готовить себя, потому что когда мы привыкаем к чему-то, это становится для нас обыденным, ощущение праздника проходит. Например, салат оливье сейчас уже не является для нас праздничным блюдом, так как уже частое блюдо в нашей жизни, а раньше он был связан с ощущением праздника. 

Учитесь осознавать всю силу таинства, к которому собираетесь приступить: что приносится Бескровная Жертва за каждого из нас лично. Господь умирает ради того, чтобы через Свое Воскресение нас с вами совоскресить для вечной жизни. И если мы все это будем сопереживать вместе, стоя в храме, осознавать всю глубину этого таинства, что мы соединяемся в данный момент с Самим Христом, что Сам Господь зримо входит внутрь нас, тогда, наверное, мы по-другому будем себя к этому готовить. 

Когда мы идем на какой-то великосветский раут, мы же внешне себя готовим, мы не идем туда в рваных джинсах и свитере, есть дресс-код. Да, в каких-то местах сейчас дресс-код портится, но это не значит, что это правильно. Так и в молитве. Не старайтесь искать упрощения, не старайтесь идти по легкому пути, который, к сожалению, ведет к яме. А путь, на котором надо трудиться, ведет в гору. Для того чтобы в гору подняться, надо потрудиться. 

Когда поднимаешься на Синай, думаешь: «Ну что там подняться…», а уже когда последние ступенечки: «Господи, чуть-чуть еще помоги, укрепи». А когда туда поднялся, увидел всю эту красоту, восход солнца, а если еще и Божественная литургия там совершается, то это радость. Надо потрудиться. И не считайте это зазорным для себя, не привыкайте к легкому деланию. 

– Вопрос телезрительницы: «В Евангелии от Матфея, глава 12-я, говорится: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится. Как это понять?» 

– Хула на Духа Святого не простится. Здесь можно уйти в богословские дебри. Я всегда говорил, что есть более опытные старцы, которые в следующий раз ответят более подробно на этот вопрос. 

– Если по-житейски объяснить, как можно избежать этого греха? В чем может проявляться эта хула? 

– Она проявляется в наших бездумных словах, которые вылетают из нашего рта. К сожалению, язык чаще работает быстрее, чем срабатывает наш мозг, но потом мы начинаем осознавать, что мы сказали, что сделали. Почему говорят, что молчание золото, а все остальное гораздо хуже? Молчите больше, чаще думайте и потом говорите. Я не совсем готов сейчас подробно ответить на этот вопрос. 

– Я думаю, есть много разных высказываний святых отцов в Интернете. 

– Да, надо еще комментарии смотреть. 

– Действительно, мы можем разобрать этот вопрос в следующих программах либо можно это спросить у священника на приходе. Следующий вопрос: «Какую молитву нужно читать при посещении могил усопших?» 

– Вы можете пропеть заупокойную литию, ничто не мешает это сделать. Если хотите побольше помолиться, пропойте песнопения панихиды без возгласов диакона и священника, почитайте канон и все остальное чинопоследование. 

– Еще вопрос: «Как поминать умерших родственников, если не знаешь, крещеные они или нет?» 

– В любом случае надо молиться за этих родственников на домашней молитве; независимо от того, крещены они или нет. Но надо стараться узнать, был человек крещен или нет. Что касается родственников, родившихся до революции, понятно, что тогда крестили всех, некрещеных практически быть не может. В последующие годы советской власти уже сложнее. Если есть возможность это уточнить у кого-то, то надо это сделать. Если Вы уверены, что человек не крещен, то, конечно, можете молиться о нем дома, но в церковной молитве поминать его нельзя, потому что он сам поставил себя вне церковного общения, не будучи крещеным человеком. 

Ничто не мешает заказать панихиду, если Вы считаете, что он мог быть крещен. Если больше шансов на то, что он все-таки был крещен, то, наверное, его можно поминать в церкви, кроме тех моментов, когда это непосредственно связано с Евхаристией. Здесь все-таки должна быть уверенность, потому что мы все здесь с Богом. Но, с другой стороны, Господь принимает и наши намерения. Если этого нет, то, наверное, Господь все-таки откроет Вам, Вы что-то почувствуете. 

Бывает, если человек некрещеный, люди ощущают какую-то тяжесть в своей молитве, когда начинают молиться за него. Господь показывает, что не надо молиться, здесь дайте уже свершиться Его воле. Потому что этот человек сознательно не был крещен. Бывает такая ситуация: человек собирается на крестины, но в день крещения попадает в аварию и умирает. Есть такая точка зрения, что надо его принимать как крещеного человека и молиться за него как за крещеного, потому что он ехал к церкви, был оглашенным, открыл свое сердце для Бога. 

– Прошу Вас в последние минуты передачи обратиться к нашим телезрителям. 

– Время нашей жизни неумолимо быстро протекает. Совсем недавно была Пасха, Троица, Успение, сегодня мы с вами начинаем приближаться к празднику Рождества Христова. Совсем скоро (через две недели) наступит Рождественский пост. В последние дни перед Рождественским постом, конечно, не налегайте особо на удовлетворение потребностей своего тела, чтобы подготовить его к посту. Постарайтесь еще раз посмотреть на свое внутреннее духовное состояние, с чем вы придете к этому посту, как его пройдете и какой результат в конце всего этого получите. 

Искренне поздравляю вас с тем, что Господь дает нам каждый день ощутить радость нового дня, дает возможность ходить в храм и причащаться. Желаю вам помощи Божией, молитвенного предстательства Пресвятой Богородицы. Поверьте, что с Богом всегда легко, с Ним не бывает безвыходных ситуаций. Укрепи всех вас Господь. 

Ведущий Сергей Платонов 
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы