Беседа с митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием

19 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

– Владыка, сегодня бы хотелось поговорить с Вами о том, как взаимодействуют Церковь и общество в наши дни. Ведь труженики Православной Церкви, христиане, не только молятся о мире, о других людях, но и совершают конкретные дела милосердия. В одной из наших программ мы говорили о работе Отдела по социальному служению Вологодской епархии. А какие еще есть формы работы с людьми в наше время?

– Вы знаете, отец Кирилл, жизнь церковная многогранна, и постановления Архиерейских Соборов последних лет нас обязывают ко многому. Надо, чтобы приходское служение не ограничивалось только богослужебной частью, нужно, чтобы оно продолжалось и в жизни. Что такое служение Богу и людям? Необходимо, чтобы при каждом крупном приходе существовали молодежные организации, кружки, воскресные школы, которые должны участвовать в разнообразной жизни нашего общества. Также и миссионерская работа должна ставиться на более высокий уровень. На сегодняшний день в нашем обществе много людей, которые о Христе, о Церкви слышали только косвенно, не знают реально работу священнослужителей, прихожан – православных христиан, то есть того самого «царственного» священства, в которое все призваны, чтобы участвовать в жизни Церкви, общества и проявлять свою христианскую любовь в действии. И не только в молитвословиях, но и в жизни. Это очень важно для современного человека, необходимо, чтобы люди видели, что Церковь полноценно, полнокровно участвует в жизни общества, но, конечно, в созидательных ее направлениях, а не в деструктивных и разрушительных, которых, к сожалению, очень много и в интернет-ресурсах, и в СМИ, и в электронных и печатных изданиях и т.п., да и вообще в жизни общества.

– Владыка, большое внимание уделяется сегодня миссионерской работе Православной Церкви. Но если мы занимаемся миссионерством, проповедуя о Христе людям, которые находятся, скажем так, за церковной оградой, то как не переступить ту грань, чтобы не влезть в их личную жизнь?

– В личную жизнь влезть никто не может, ведь Господь наделил каждого человека Своим образом и подобием, дал свободу каждому человеку и не отбирает ее – вплоть до того, что люди распяли Самого Спасителя. Вот так они воспользовались своей свободой. Поэтому Церковь должна, конечно же, очень деликатно подходить к вопросу миссионерского служения. Давайте вспомним слова апостола Павла: «Я для всех сделался всем». Так и Церковь должна разговаривать со всеми на понятном для них языке. Допустим, с молодежью: один разговор с людьми из интеллигентной среды, с теми, кто учится в университетах, в других учебных заведениях; и другой – с рабочими людьми, которые не получили такого высокого образования, но тем не менее это члены нашего общества и потенциальные члены Церкви Христовой. Мы должны на простом для них языке показывать и рассказывать о Боге. Ведь есть такое в святоотеческом понимании: «Православие не доказуется, а показуется» – показывается реальными делами любви.

Мне кажется, что миссионерское служение должно быть ненавязчивым, должно раскрывать тайные глубины любви Бога к человеку и человека к человеку, той любви, которую заповедовал Господь Бог. Но не очень просто исполнить заповедь о любви. Господь говорит: «Возлюбите друг друга так, как Я вас возлюбил», а Он любит всех безмерно – Он молится и за тех, кто Его распинает. Но вот люди, которые поверхностно понимают этот призыв к любви, думают, что очень легко можно исполнить эту заповедь. На самом деле не очень просто. К примеру, есть люди, которые друг у друга вызывают неприятные эмоции, хотя люди ничего плохого друг другу не сделали. А если сделали, то как всей душой любить человека, чтобы быть готовым отдать жизнь за него, как отдал ее Спаситель? Крестная любовь стяжается Духом благодати, усердия, смирения, терпения, долга, кропотливой работой над собой каждого человека. И к этой любви нужно стремиться. Конечно, достигать нужной меры надо постепенно, хотя степень достижения ее непостижима для человека: мы можем бесконечно ее достигать, потому что это Божественная любовь, но мы должны к ней стремиться.

– Владыка, а возможно ли вообще достичь истинной полной христианской любви в наше время, когда мир живет так динамично: в нем постоянно возникают все новые и новые движения, все идет настолько бойко, что вообще не знаешь, как найти себя в этом мире?

– Вопрос риторический... Скажем, а когда вообще были простые времена? Достичь полной, истинной любви в ограниченных условиях нашего мира, который лежит во грехе, наверное, невозможно, но можно постепенно ее постигать, поэтапно приближаясь к Богу.

В разные времена были свои сложности, но ведь каждый христианин имеет один призыв к Божественной любви – вне зависимости от того, где он находится и в каких условиях и обстоятельствах пребывает. Если мы посмотрим притчу об овцах и козлищах, то там задается вопрос не о том, как ты догматически исповедовал; Господь спрашивает: «Был ли ты человеком с живым сердцем? Был ли ты отзывчив на любовь? Прошел ли ты мимо чужого страдания или нет?» И если ты был настоящим, отзывчивым, значит – ты войдешь в радость своего Господа. А если ты был равнодушным, если сердце твое было холодным вне зависимости от того, в каких условиях и обстоятельствах ты находился, то ты сам себя поставил вне этого Царствия Божия.

Говорят, что это сложно в настоящее время, так ведь всегда было непросто. Если посмотрим первые века христианства, то были и откровенные гонения, и времена, когда императоры вмешивались в дела Церкви, и уничтожение людей. А начало XX века разве было проще? Нет. Я думаю, все это относительно, ведь Господь каждому человеку посылает те условия и обстоятельства, в которых он может наиболее полно себя проявить по отношению к Богу и своим ближним. Другой вопрос, что человек этими обстоятельствами зачастую не пользуется, к сожалению, и можно сколь угодно «валить» на Интернет, СМИ, ведь Господь каждому дал свободную волю, и в любом случае человек сам определяет для себя: либо он выбирает добро, либо зло, либо любовь, либо равнодушие и хладнокровие.

– Владыка, коль скоро мы стали говорить о разных формах работы с обществом, хотелось бы задать вопрос о работе нашего епархиального Отдела культуры, который создан был по Вашему благословению. Чем он занимается?

– У многих в сознании существуют штампы и стереотипы, что Церковь – это нечто неизменяемое и консервативное в своих действиях, в проявлениях творчества... На самом деле это не так. Действительно, Церковь неизменяема в своих догматах, вероучении, но в способах несения миссионерской проповеди она очень разнообразна, разносторонняя и многогранная. И в то же время Отдел культуры, который у нас существует, показывает, что Церковь на сегодняшний момент привлекает большое количество людей и особенно детей. В рамках митрополии существуют три епархии, и практически в каждой из них есть свой Отдел культуры, который занимается миссионерской деятельностью в области культуры и просвещения. Мы проводим несколько фестивалей в году. Так, в Рождество мы проводили фестиваль «Рождественские дни», который собрал большое количество детей со всей страны: более полутора тысяч человек принимали участие в конкурсе. А в само Рождество состоялся праздничный гала-концерт. Сейчас уже прошел фестиваль Вологодской митрополии «Малиновый звон Пасхи», и 26-го готовится гала-концерт. По итогам этого фестиваля будут объявлены победители и награждены те, кто выиграл гран-при, кто занял первые места. И конечно, здесь звучит не просто церковная музыка, но и всякая музыка, которая несет положительный эмоциональный заряд: это патриотические, военно-патриотические песни, воспевающие Родину, любовь к Отечеству, к природе, рассказывающие об отношениях между людьми, о добрых чувствах; это те же танцы, которые являются позитивными и несут в себе созидательное начало, содержат элемент воспитания молодого поколения.

И общество видит, что Церковь открыта для людей, она не консервативна в своих проявлениях, готова понимать те процессы, которые происходят в жизни нашего общества. Но, конечно, Церковь старается использовать те направления, которые являются созидательными, акцентирует внимание на позитивном, на том, что объединяет людей. Ведь часто для человека важно, чтобы его поняли. Если человеку, который увлекается музыкой или художественным искусством, говорить об этом через призму Евангелия, через призму церковную, то человек поймет, что значит «мое творческое начало», ведь Господь каждого человека наградил определенными талантами, но Он же не просто так их дал, а для того, чтобы человек их развивал. И если Церковь поддерживает эти таланты, то это очень важно и с миссионерской точки зрения, и для наших юных сограждан, которые должны вырасти и стать достойными гражданами своего земного Отечества. А впоследствии, мы все надеемся, мы станем и гражданами, достойными Небесного Отечества, где будет царить только любовь и не будет никаких изъянов: ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, которые мы испытываем на земле в ограниченном состоянии.

– Владыка, а мы не повторяем работу учреждений культуры так называемых светских, которые уже давно успешно работают, и вот мы вклиниваемся… Не являемся ли мы людьми, идущими в фарватере за теми, кто впереди?

– «Кто не против вас, тот за вас», – сказал Господь. Вы понимаете, что столько есть талантливых детей, которых, к сожалению, не замечают в нашем обществе, которые не могут попасть, например, на эстраду в силу нашей не самой благоприятной реальности, и вот эти таланты должны поддерживаться со стороны Церкви.

Вот почему-то идет программа «Дом-2», ее культивируют, показывают, а что-то хорошее, положительное не очень у нас принято показывать – почему-то плохое запоминают быстро, а о хорошем даже и говорить людям неинтересно. Порой наши СМИ бегут за «жареными» новостями, чтобы сделать сенсацию, и ради этого даже искажают какие-то факты: где-то недоговаривают, где-то преувеличивают, и получается совсем другая картина, которая не соответствует реальности, но на экране или в интернет-ресурсах это выглядит как сенсация. Это я просто к примеру говорю.

Мы не дублируем работу учреждений культуры, хотя, конечно, точки соприкосновения с ними у нас есть. Все хорошее – то, что созидается, – должно поддерживаться Церковью. Зачастую мы выступаем в этих фестивалях совместно, при поддержке правительства Вологодской области, при поддержке администрации города Вологды. Сейчас активное участие в этом принимает Череповецкая епархия, Великоустюжская тоже начала активно с нами взаимодействовать, хотя людям и далеко добираться. Для тех, кто не смог в этот раз приехать, мы сделали конкурс по присланным видеороликам – жюри оценивало тех или иных выступающих, и среди них тоже есть победители. Те люди, которые смогут приехать на гала-концерт, будут выступать. Более того, он будет записан и показан в Интернете, и все смогут посмотреть, что это был за концерт.

– Понятно. Владыка, конечно, говоря о работе Миссионерского отдела, Отдела культуры, мы никак не можем обойти вниманием работу с молодежью, тем более что Святейший Патриарх прямо, неоднократно, уверенно и твердо говорит о том, что работа с молодежью должна быть одним из приоритетных направлений нашей деятельности. А в чем в нашей епархии, в нашей митрополии она должна заключаться в первую очередь? Каким образом она должна вестись?

– Этот вопрос надо бы прямо Вам адресовать, было бы понятно, поскольку Вы возглавляете молодежный отдел. Вы создали очень хорошую школу воспитания будущих мам, для того чтобы просвещать их не только в отношении медицинских вопросов, но и с духовной точки зрения.

Надо начать с главного. Наше духовенство должно иметь достойное образование, и для этого была открыта Вологодская духовная семинария. Многие часто путают образование с каким-то внешним показателем, с суммой полученных знаний. Человек, который учится в светском вузе, зачастую получает лишь багаж знаний, потому что там нет такого внутреннего микроклимата, какой есть в духовной семинарии. Это учебное заведение закрытого типа, и здесь человек в первую очередь получает воспитание, постигает науки, которые говорят о богословии, изучает гуманитарные предметы и многое другое. Самое главное, чтобы человек смог раскрыться как образ Божий, чтобы он был личностью, чтобы он мог отвечать за свои мысли, слова, поступки. Очень важно, чтобы человек был человеком, а для того, чтобы он им стал, необходимо понимать, для чего он призван к бытию, для чего живет и каково его предназначение. Если священник на приходе будет образован, будет иметь должную любовь к своим пасомым, будет обладать определенной эрудицией, конечно же, к такому человеку потянутся люди, и они получат ответы на необходимые вопросы. А у современного человека много вопросов, на которые у него нет ответов. Образованный священник должен помогать людям постигать истины. Если человек сам с низким уровнем образования, то что он может рассказать? Конечно, это процесс долгий, непростой, но семинария открыта, она готовит пастырей, регентов, и, что немаловажно, у нас есть отделение катехизаторов, которые готовятся для того, чтобы нести проповедь о Христе. Это миряне, которые будут помогать другим людям, и меня радует, что с каждым годом набор на это отделение увеличивается: приезжают люди из разных епархий – из Архангельской, Мурманской митрополий, из соседних епархий. Это единственная семинария в Северо-Западном округе после Санкт-Петербургской духовной академии, но существует очень большой конкурс, и в силу определенных обстоятельств многие люди остаются за бортом. Но я думаю, что наша семинария тоже будет постепенно разрастаться. Наше будущее – это наша молодежь, которая здесь начинает воспитываться. Те люди, которые поступают на пастырское отделение, в будущем станут достойными пастырями, многие из них получат и академическое образование. Катехизаторы отделения будут напрямую работать с молодежью на местах помимо духовенства, которое само собой призвано неустанно трудиться на ниве Христовой в области просвещения не только молодого поколения, но и всех людей, которые приходят и желают получить ответы на свои вопросы.

Также мы должны идти туда, где Церковь раньше не присутствовала. Наш долг – выйти, рассказать о Христе, так же как Христос вышел на проповедь. Он же не просто ходил по пустыне, Он проповедовал в синагоге, на площадях, был на людях, и Его видели. Мы все призваны (не только духовенство, но и православные миряне) принимать активное участие в проповеди, потому что Церковь – это такой богочеловеческий организм, в котором человек должен участвовать не только своей молитвой и личной жизнью, но еще и обязан нести свет для других, сам излучать свет. Некоторые люди не могут проповедовать словом, но они могут проповедовать своей жизнью: например, так, как наши благочестивые бабушки, которые порой отличаются особой любовью. Подойдешь к такой бабушке, посмотришь на нее, а она излучает свет и этим светом просто «зажигает» людей рядом с собой. Конечно, для людей, которые считают себя более интеллигентными, есть другая форма проповеди.

– То есть, владыка, Вологодская семинария, возле которой мы сейчас находимся, где студенты постигают науки, предназначена не только для тех, кто уже заведомо решил посвятить себя священнослужению, но и, как Вы сказали, есть катехизаторское отделение для тех, кто хочет потрудиться на ниве просвещения?

– Я бы, может быть, задал вопрос по-другому: каждый христианин призван к священнослужению. Но что такое священнослужение не в узком, богослужебном понимании этого слова? Вся жизнь каждого христианина должна быть священнослужением Богу и людям. «Из того узнают, что вы Мои ученики, – говорит Господь наш Иисус Христос, – если будете иметь любовь между собою». Если мы ее не являем, то тогда наши слова не имеют никакой силы, они являются просто пустым звуком. Или как говорит апостол Павел: «Если я имею такую веру, что и горы могу переставлять, а любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий. И какая мне от этого польза?» А любовь «милосердствует, долготерпит, не ищет своего, огорчается о неправде и сорадуется истине, любовь никогда не перестает».

– Владыка, все-таки семинария – это профессиональное учебное заведение, а молодежи много, и работать, как я понимаю (и многие христиане с этим согласятся), нужно с самыми разными молодежными движениями. Они очень неоднозначные, ведь есть так называемый андеграунд, какие-то другие течения. Со всеми ли нужно работать или как-то выборочно? Или надо искать к каждому свой подход?

– На этот вопрос я ответил, когда мы говорили о миссионерском служении, и, конечно же, можно еще раз сказать слова апостола Павла: «Я был для всех всем». Надо говорить с определенной группой лиц на понятном для них языке. Конечно, находить нотки, которые бы нас объединяли; начинать с тех моментов, которые нас связывают, потому что если мы их найдем, то завяжутся добрые отношения, сердца будут возгреты, и те противоречия, что есть, станут незначительными, уйдут на второй, третий, десятый план, а может быть, и совсем изгладятся. Надо начинать с добра, мира, с того, что нас объединяет.

Однажды митрополит Антоний Сурожский беседовал с байкерами. А что их объединило? Он говорит: «Вы с бородой, и я с бородой; вы в черных длинных одеждах, и я в них...» И знаете, потом эти люди пришли в храм, стали православными христианами. А ведь можно было бы сказать: «А что это вы себе позволяете? Смотрите-ка, отрастили бороды, ходите лохматые, косматые...» Вот вам пример того, как надо начинать с людьми общаться и чего делать не нужно – и в первую очередь с молодежью. Мы знаем, что у молодых людей бывает такое ощущение, что им море по колено, горы по плечу; не существует авторитетов, отрицаются какие-то родительские назидательные речи – это все вызывает у них некую «аллергию». И вот это все надо учитывать: особенности возраста, воспитания и, конечно, уровень интеллектуального развития.

– Владыка, немного бы хотелось перевести наш разговор в другое русло. По благословению Святейшего Патриарха, Священного Синода в пределах Вологодской епархии образована Вологодская митрополия. Наша большая епархия разделена на три новые. В Череповецкой епархии уже появился свой владыка, а в Великоустюжской пока своего архиерея нет, и Вы как временный управляющий совсем недавно посетили эту новообразованную епархию. Как, на Ваш взгляд, по результатам Вашего визита уже есть позитивные изменения, которые заметны с момента отделения этой епархии? Какие есть еще планы?

– Я бы сказал – выделения, а не отделения. На самом деле площадь области очень большая, и было совершенно оправданным выделение новых епархий, потому что архиерей должен общаться и с паствой, и с духовенством. Имея такую большую территорию, как Вологодская область, посетить приходы, пообщаться с людьми становится не совсем возможным чисто физически.

В Великоустюжской епархии замечательный кафедральный город. И в Великом Устюге, и Тотьме, и других городах открылись новые храмы, в них приходит много людей. Многое надо еще возрождать, возвращать к жизни. Иногда некоторые храмы стоят, богослужения не проводятся. Их нужно оживлять, и люди придут. Конечно же, нужно большее количество священников, которые бы работали с людьми. В одном городе Великий Устюг практически сорок тысяч населения. Сейчас здесь действуют четыре прихода. Возьмем процентное отношение посещения храмов в воскресные дни – дай Бог, чтобы хотя бы два процента приходило. Вы представляете? Вот говорят порой: «Не надо открывать больше храмов. Зачем? Кто в них будет ходить?» Так если мы не будем работать, то никто не будет ходить! Люди должны чувствовать, что они нужны в храмах. Они должны почувствовать ту Божию любовь, которую должна являть Церковь и христиане. Так что миссионерской, молодежной, просветительской и, конечно же, катехизаторской работы непочатый край.

– Владыка, традиционно мы просим сказать какое-то обращение к нашим зрителям, вологжанам. Учитывая наш сегодняшний разговор, то, как разнопланово, многогранно Церковь работает с обществом, можно ли сказать, что наши христиане (те, которые часто приходят в храм – поставят свечи, постоят в уголочке, помолятся и уходят, чувствуя, может быть, свою невостребованность) могут прикладывать свои усилия к нашей общей работе?

– Господь дает призыв ко всем христианам, которые являются Его последователями. Если мы исповедуем Христа, значит мы своею жизнью должны являть проповедь Христа. Он должен быть центром нашей жизни – не только духовенства, но и каждого христианина. Если этого нет, значит мы косны, мы – гробы окрашенные, как угодно... Хотя, с другой стороны, есть люди, которые могут являть свет, как сказал преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Это тоже возможно, но это удел немногих. Надо прикладывать усилия, старания, Дух Святой стяжать непросто, это действительно подвиг, удел монашеского служения. Мы находимся на территории Спасо-Прилуцкого монастыря. Есть монашество, которое является действительно затворническим, но если мы посмотрим на нашу историю, то были монастыри, которые являлись центром просвещения и образования. Наш Спасо-Прилуцкий монастырь представляет некую слитность, соединяя молитвенников и людей, которые проявляют себя как труженики на ниве церковного образования – два в одном, нераздельно. Каждый христианин имеет свои таланты, которые ему дал Господь, и ими он должен являть проповедь о воскресшем Христе.

– Спасибо, владыка, за замечательную беседу.

– Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать