Беседа с митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием. Часть 3

23 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Главный редактор журнала «Лампада» Павел Демидов спрашивает: «То, что мир сегодня разобщен и разделен, очевидно. Можно ли сказать, что причиной тому является противостояние безбожников Богу и все земные конфликты любого масштаба, вплоть до конфликта с Украиной и Западом, следует рассматривать с этих позиций и соответственно к ним относиться? И тогда отсюда вытекает еще один вопрос: как и в чем должно выражаться это отношение?»

– Этот конфликт появился на заре рода человеческого, и он будет продолжаться до скончания века. Та трагедия, которая совершилась в раю, сразу разобщила весь род человеческий. Зло и добро существуют на протяжении всей многовековой истории человечества и будут существовать, и эта борьба будет проходить как внутри каждого человека, так и внутри общества и Церкви. Каждый должен пройти через свою Голгофу. Конфликты происходили и будут происходить. Вспомните историю империй, историю Церкви: возникали и исчезали империи, возникали конфликтные ситуации, но самое главное, Христос пребывает вовеки. Надо сосредоточиться не на конфликтных ситуациях, а на том, есть ли Господь в моей жизни. В первую очередь нужно знать, присутствует ли Бог в моей жизни. Мы сейчас говорим, почему Господь попускает такие несчастья в Украине или еще где-то, а на самом деле надо задуматься о том, не прогнал ли я Его из своей жизни. Может, потому-то из-за моей неприязни к Богу происходит такой всеобъемлющий конфликт, который охватывает весь мир? Если бы мы приближались к Богу, а наше сердце было наполнено преданностью к Нему, то не было бы конфликтов. Первый конфликт произошел в раю, и змей-искуситель всегда будет посылать нам всевозможные искушения, от этого никуда не деться, но надо помнить слова Господа, обращенные к Каину: «Грех лежит у ног твоих, но ты господствуй над ним». Если я наступлю ногой на этот грех, лежащий у моих ног, в сердце моем, то Господь поможет мне выстоять в этом мире, пребывающем в грехе.

– Вопрос от этого же автора: «Люди буквально помешались на стремлении получать удовольствие, развлекаться, хохотать и прочее. К этому их подталкивают и искусство, и телевидение, и печатные издания. Главное, чтобы человек не задумывался, не обращался внутрь себя и не задавался сложными вопросами веры, бытия, своего места в жизни, смысла своего существования. Иными словами, ему не остается ни времени, ни свободной головы. Верно ли, что это и есть помеха справа, что мир использует это, причиняя вред человеку?»

– Это тоже происходило, происходит и будет происходить до скончания века. Пример – Вавилонская башня. Если человек будет ее строить, то никогда не построит, а самое главное, нужно понимать, к чему должен стремиться не только надежный христианин, но и каждый человек, который живет историей своего народа, Церкви. Необходимо помнить, откуда пошла земля Русская, на чем строилось наше былое наследие. Даже в годы атеистического лихолетья мы, мое поколение, дорожили теми искорками духовного наследия, которое мы получили. Но его надо передавать. Человек должен обращаться к этому духовному богатству, к нашей культуре, нашим писателям. Я всегда вспоминаю то, с каким удовольствием мы смотрели фильм «Братья Карамазовы». До этого я раньше книги Достоевского не читал. Фильм заканчивается тем, что Алеша, разочаровавшись в монашестве, Боге, убегая из скита, кричит: «Бога нет!» Но это не так. У Достоевского в романе это переломный момент в жизни Алеши. В романе есть три типажа: Иван, Димитрий и Алеша – это представители всего нашего мира, и можно сказать, что они будут жить до скончания века. Иван – безбожник, атеист, который борется с Богом. В образе Димитрия, наверное, представлено все наше современное общество, которое вроде бы называет себя православным. Такой человек и в церковь пойдет, и благословение возьмет, но и преступление может совершить. Во всяком случае, это поверхностный христианин, который будет плакать, в грехах каяться и опять грешить. Алеша – это истинный, настоящий христианин, но у него больше искушений. Если бы мы, последователи Христа, в момент нашей Голгофы, как у Алеши, когда он разочаровался в старце Зосиме, смогли перебороть это! И у Достоевского он проходит через нее, а после этого искушения становится настоящим христианином. Алеша отдает себя полностью на служение Богу, Церкви. Он идет на служение тем людям, которые нуждаются в этой поддержке и помощи. Он является служителем вне иерархической структуры. Это настоящий христианин, и к этому, наверное, надо стремиться в нашей жизни.

– Еще один вопрос от редактора Павла Демидова журнала «Лампада»: «Известно, что наша Церковь подвергается нападкам, но не секрет, что поводы для этого не всегда продуманны и состоятельны. Если Господь такое попускает, значит здесь Промысл Божий?»

– Как я уже неоднократно говорил, если каждый из нас не идет через свою собственную Голгофу, то значит плохие мы христиане. Я должен со смирением принять все, что совершается, ведь без воли Божьей ничего не происходит. Вот в чем испытывает нас Господь: в верности и любви. Пройти через это без ропота и уныния очень трудно. Поэтому если Господь в Своих страданиях воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! Вскую Мя оставил еси?», то этот вопль присутствует и в нашей жизни. И человек в своем испытании должен помнить последние слова: «Господи, да будет воля Твоя, но не Моя!» И кто знает, может, Господь через мое смирение пошлет и облегчение в моей жизни. Тогда я почувствую, что Он рядом со мной, что, несмотря на мои испытания, я все-таки остаюсь чадом Божьим. Поэтому искушения, посылаемые нам Господом, нужны не только для нашей пользы, но и для всей Церкви. У каждого есть своя Голгофа. Мы часто ворчим: «Господи, да за что мне такое? Это тяжело. Я ведь не такой, как все. Я хороший, а Ты меня наказываешь!» Когда мы говорим: «Да будет воля Твоя!», то часто обманываем Бога. Смотрите, в молитве Господней, которую мы несколько раз в течение дня повторяем, есть слова: «Да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». А потом говорим: «Господи, я сам по себе, а Ты – Сам по Себе! Ты мне пока не мешай. Воля Твоя, но в данный момент я хочу жить так, как мне хочется». И получается порой все вверх дном. Поэтому мы должны вручить себя Господу, сказать: «Да будет воля Твоя». И тогда все в нашей жизни будет получаться, и нам не будут страшны те жизненные коллизии, в которые мы часто попадаем опять же по воле Божьей.

– Спрашивает, по всей видимости, татарин по национальности (у Вас же большой опыт служения в Татарстане): «Скажите, какое у Вас отношение к крещеным татарам? Следует ли сменить свою фамилию после крещения на русскую?»

– Нет. У нас в Татарстане есть кряшены, которые совершают богослужение на кряшенском языке. Есть татары, принимающие христианство. Такой человек остается со своей фамилией. Да, имя он меняет, но мы постараемся выбрать то, которое есть в Святцах. Фамилию же и отчество лучше сохранять такими, какие были. Отец родной и твоя фамилия закрепили тебя с теми поколениями, которые избрали для себя то или иное вероисповедание. Человек должен решить, какому святому он хочет посвятить свою жизнь, кого он больше любит. Необязательно, чтобы это был русский святой или греческий, можно выбрать и грузинского, и он будет небесный покровитель. Так оставайтесь со своей фамилией и будьте таким, какой Вы есть.

– А какое Ваше любимое место паломничества?

– Я очень люблю Дивеево, оно связано для меня с годами возрождения Православной Церкви, с возвращением мощей преподобного Серафима, которые были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга. С Дивеево у меня связано много таких воспоминаний. Дивеево – это надежда всей нашей Церкви на воскрешение, возрождение духовности. Я люблю преподобного Серафима за то, что он успевал убегать в пустыньку; я и сам этого хочу. Иногда так устаешь от этого мира, быта, который тебя окружает... Преподобный Серафим закрывался в своей келье в Сарове, толпа стояла в коридоре, а он открывал окно и убегал в свою дальнюю пустыньку, где находил молитвенное общение с Богом, и только дети могли его обманным путем вытащить на общение с людьми, когда приходили и кричали: «Батюшка, где ты?» Поэтому преподобный Серафим близок сердцу каждого русского человека. Самое главное то, что он является для нас, современных людей, пастырем – и на него надо ориентироваться и нашим духовным отцам. Нельзя целиком и полностью выкладываться, нужно и вот такое «убегание» в свою пустыньку, потому что если священник или я, архиерей, будем все время работать, вот как мы с вами на телевидении, то благодать Божья отступит и молитвенное общение с Господом потом будет трудно восстановить. Преподобный Серафим, носитель благодати Божьей, молился тысячу дней и тысячу ночей после того, как он почувствовал, что что-то неладно в его духовном мире, и через такой молитвенный подвиг смог вернуть благодать Святого Духа. В наше время дар Святого Духа могут стяжать единицы, один-два праведника, живущие на земле. Нам надо учиться подражать молитвенному подвигу наших святых отцов. Молитва, чтение слова Божьего и воздержание себя от окружающего мира нужны нам, чтобы хоть чуть-чуть прийти в себя. Ты почувствовал, что ты все выкладываешь и выкладываешь, думаешь, что у тебя что-то есть, а потом оказывается, что в сердце мерзость запустения. Без молитвы, без духовного общения с теми людьми, которые борются за нас пред Престолом Божьим, трудно прожить в этом мире.

– Если у Вас есть такое желание уединения, то возникает вопрос: а что для Вас самое трудное в архиерейском служении?»

– Наверное, самое трудное – проявлять любовь к тем людям, которые к тебе обращаются. Я часто ругаю себя. Иногда ко мне приходит священник, я знаю его проблемы, и ему нужно оказать внимание, должное уважение. Порой человеку много и не надо, и не только священнику, но и тем людям, которые приходят в храм Божий. Иногда достаточно, быть может, и благословения. Преподобный Серафим Саровский ко всем обращался со словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Но чтобы донести радость Воскресения Христова до людей, надо иметь ее в самом себе, а если я в озлоблении скажу: «Пошли вон! Вы мне мешаете!», то буду далек от Царствия Божьего. Это самое тяжелое, то, чего в моей жизни не хватает.

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​