Архипастырь. Выпуск от 28 июля

28 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Орский и Гайский Ириней.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Спаси Господи за приглашение в столь необычный праздничный день. Это действительно очень большой праздник – день Крещения Руси.

– Владыка, праздник отмечается с размахом. На Украине, в России, вообще по всему миру много Владимирских храмов. И все-таки всегда возникает такой вопрос: почему Крещение Руси для нас такой важный праздник? Может быть, он даже немножко недооценен. Потому что это как бы обычный выходной день, проходят какие-то празднества, и, в принципе, все на этом заканчивается.

– Увы, бывает, отмечаем и забываем. Но значимость праздника огромная.  

Ведь с Крещением Руси человек начал дышать по-новому, получив в купели Днепра силы свыше, Божественную благодать. Получил и положил начало своего спасения, основалась Церковь. Кроме того, князь Владимир и не предполагал, что сохранит веру и передаст эту веру своему народу. Ведь греки спустя время потеряли свою страну, потеряли славный город Константинополь, который был украшением для всего православного мира. Князь Владимир принял веру и сохранил ее. Ведь другие православные страны тоже пали под турками, и говорить о православии сегодня можно только благодаря этому человеку.

– То есть если бы тогда не было вот этого перехода в православие, то впоследствии, как мы знаем из истории, некому было бы заступаться за те же Балканские христианские страны?

– Да. И благодаря тому, что проповедовалась православная вера, Русь укреплялась, она стала единой. И во главе страны, народа встал воистину святой человек, который сам показал пример, каким должен быть каждый… Стать верующим – по-настоящему забыть прошлое. Ведь человек  умирает для одной жизни – рождается для другой. Таким стал князь Владимир. Он желал, чтобы народ следовал за ним и стал таким же святым, хорошим. История показала, что решение выпустить, например, на свободу всех разбойников было преждевременным. И даже многие люди подходили к князю и говорили: «Рад (или рада), что Вы приняли православную веру, но все-таки стоит посадить тех людей, которые причиняют боль другим». Ведь появились и банды разбойников, которые занимались грабежом.

– А он хотел сделать по-христиански.

– Он хотел сразу всех простить и полюбить. Он показывает пример: «Смотрите, кем я был – и кем стал. Пожалуйста, следуйте за мной, будьте такими же христианами, умейте любить и прощать, умейте скорбеть с теми, у кого трудности; радуйтесь с теми, у кого сегодня радость».

– Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Нужно ли заново креститься, если человека крестила бабушка на дому?»

– Мы исповедуем «едино крещение во оставление грехов». Хорошо, если Вы уверены, что Вас (или любого другого человека) крестили на дому как подобает – не просто произносили какие-то слова молитвы, а нужную форму: «Крещается раб Божий (такой-то), во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь»… Но как показывает практика, "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся"» прочитали и считают, что человек крещен. По этой причине лучше все уточнить у тех, кто говорит, что Вас крестили. И согласуйте, пожалуйста, свое дальнейшее или крещение, или продолжение крещения со священником.

– Очень частые вопросы, кстати. Потому что во время безбожной власти, когда священников мало было, бабушки крестили – как знали, как умели.

– «Как умели» не значит «как надо». Поэтому в данном случае мы всегда предлагаем (в Орской епархии у нас действует этот принцип): узнайте точно, какие молитвы читались. Если не произносили точную форму – лучше еще раз человека крестить («аще некрещеный»).

– А если действительно читалось: «во имя Отца, аминь; и Сына, аминь…», – здесь как?

– Священник совершает нужные молитвы, молится и дальше продолжает крещение и миропомазание.

– Продолжим нашу беседу. Личность князя Владимира: каким был – каким стал. Это очень важный момент, но все-таки очень часто возникают споры вокруг личности князя Владимира. Каким он все-таки был на самом деле? Может быть, это перегибы в истории? Какие есть мнения?

– Он родился в 960 году, через двадцать лет приходит править в Киев. Каким образом? Да просто расправляясь с братом. Совершил переворот, захватил власть. Это не пример для подражания. Если я верующий – посмотрю те годы жизни, когда он стал верующим, когда он крестился, но не буду повторять, какую жизнь он вел до этого: сколько было жен, сколько детей, как пировал, убивал и прочее, прочее.

– Тоже интересный момент – преображение человека. Обычно, когда мы что-то хотим в жизни поменять, это не всегда получается. Мы все равно как бы упиваемся той жизнью, вспоминая те времена… Как этого не допустить, если исходить из примера князя Владимира? Потому что грех-то все-таки сладок.

– Всегда помнить, что желание вернуться к прошлой жизни будет присутствовать. Если никаких искушений человек не увидит, если не будет трудностей – значит, что-то не то. Подвижники просили искушений, чтобы преодолеть их, и просили у Бога сил, чтобы можно было с теми или иными искушениями бороться. Помнить это – не значит повторять. Помнить, чтобы каяться. Это важно.

– Вопрос телезрителя Владимира: «Игумен Никон (Воробьев) говорит, что молитва Иисусова это прямой путь в Царство Небесное, что мы или не пользуемся, или мало пользуемся этим оружием. Если даже мысленно ее читаешь, она распространяется на все то, что нас окружает».

– Увы, молитва забывается. А главную молитву оставил нам Сам Христос, это молитва «Отче наш». И выделить только молитву Иисусову  – тоже неверно. Есть Причастие, все строится вокруг Чаши. И, приступая к Причастию, я должен к этому готовиться, в том числе совершая эту молитву. Но ставить ту или иную молитву выше Чаши Господней мы не имеем права. Все-таки Христос оставил Себя в этом таинстве.

Молитва Иисусова – это очень важно и очень хорошо. Все люди должны совершать эту молитву. Но как совершать?  Перед этим нужно уметь прощать. И помнить, что даже Христос тоже совершал перед распятием молитву, но какую? Священное Писание передает нам: был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Вот как надо ее совершать. Можно этими словами, можно взять другие молитвы. Самое главное – внимание и чувство покаяния. Если молитву я совершу со вниманием, тогда буду услышан. Если я предстою перед руководителем и вместо просьбы (или вместе с просьбой) поворачиваюсь, кручусь, отвечаю по телефону, то он не услышит. Нет внимания.

Так что важно, как произносишь молитву. Это стоит в основе любой молитвы – не только молитвы Иисусовой. Но это важная молитва, и спасибо, что ее совершаете. И Вас еще поздравляю с днем ангела.

– Да, кстати, дозвонился нам Владимир. Очень приятно, что этот день он отчасти проводит вместе с нами.

Владыка, есть такой тезис, который очень важен и актуален сейчас: князь Владимир Русь крестил, но все-таки момент того, как идет просвещение, очень спорный. Русь крещена, но не просвещена. Ведь мы привели сейчас примеры разбойников, когда была отменена смертная казнь, но все это немножко было не то. И Владимира за это даже попрекнули. Даже сейчас мы видим: прошла тысяча лет, а у нас очень большие проблемы с просвещением: столько людей, даже зная о православии, вообще не понимают, что происходит. Что можно сделать, чтобы о нашей вере правильно узнали все? Хотя вроде мы для этого очень много делаем…

–  Очень много делается, и низкий поклон в том числе и вашему каналу, который просвещает людей, говорит о Боге. Я думаю, о Боге говорить важно, но на первом месте стоит наше обращение к Богу. Мы должны больше говорить Богу о людях, чем людям о Боге. Бывает, иногда человек забывает вот эти слова. А что касается просвещения – лежит ответственность на каждом из нас. И каждый пытается как может. Важно было всегда учить не только словами, но и поступками. В советское время практически не было проповедников, миссионеров, но был чудный, можно сказать, миссионер, который жил намного раньше, – преподобный Андрей Рублев. И его иконы (в частности, икона «Троица») говорят о многом… В наше время проповедь тоже ведется, есть успехи. И верю, что Господь даст еще силы каждому желающему говорить и о Боге – и Богу о людях.

– Хотя я даже иногда слышал такую фразу: очень важно, чтобы мы не заслоняли собой Христа… Владыка, тоже важный момент: миссия вашей епархии – есть ли какие-то моменты, когда действительно нужно идти и проповедовать в деревнях? Может, есть малые народы, еще кто-то…  

– Слава Богу, наши батюшки трудятся в поте лица. И говорят и Богу о людях, и людям о Христе. И если смотреть последний месяц, я служил по многим деревням. Недавно мы крестили в одном месте около тридцати человек, в другом месте – семьдесят. А перед этим несколько раз ездили туда, беседовали с народом, и люди уже были готовы принять крещение. Знаю, что в этом году один наш священник сегодня, в день князя Владимира, крестил в речке более пятидесяти человек. А в прошлом году в этот же день с этим священником мы там же крестили девяносто шесть. Так что миссия продолжается, наши батюшки трудятся, и низкий поклон им за те труды, которые они совершают в наше время.

– Сейчас, можно сказать, стало очень модно принимать крещение. Я недавно встретил такого человека, который крестил своего сына, потому что бабушка хотела, он же в этом не видит ничего. Для меня это очень странно. Владыка, рассудите: как правильно к этому относиться? С одной стороны, я сочувствую ему, сочувствую крестному – крестный вроде как нормальный, все понимает, но он не может влиять на этого ребенка, потому что его родителям все равно. Но крестили, потому что бабушка просила. Как здесь быть? Может быть, как многие говорят, не нужно было его крестить?

– Если кто-то просит – крестить можно. Но важно пригласить и родителей, ведь они должны принимать этого ребенка, воспитывать в будущем. И стоит, между прочим, сказать: «Крещение важно, крестный нужен. И сами подумайте – наступает момент, когда дети не хотят слушаться родителей. В тринадцать-пятнадцать лет они ищут авторитеты. И если есть крестный, который стал для этого ребенка большим человеком, авторитетом, то он может повлиять». Поговорить с родителями, и, может быть, они тоже поймут, что это важно. Иногда бывает, что через крещение такого ребенка приходят к вере бабушки или крестные; и родители тоже приходят. Как говорится, важно сеять – плоды будут сразу или позже.

Что касается Орской епархии, у нас есть врач-хирург, который совершает великое дело – лечит людей, делает операции. И о Боге он говорит аккуратно, красиво. Сам преподаю в нашем институте и имею возможность говорить людям о Боге, призывая их стать лучше. И, бывает, проходит время, они крестят детей, или принимают крещение сами, или венчаются. Многие из них спорили со мной на уроках, но спор был уместным, важным, и он показывал, что есть хорошие плоды. Радуюсь за наших студентов. Дай Бог, чтобы в каждой епархии проповедь о Христе звучала из уст священников и епископа… Я преподаю светские предметы.

– Например, какие?

­– Историю Европы и Америки (Новое время) и историю мировой и отечественной культуры.

– А Вы приходите в рясе, с панагией?

– Бывает, да; бывает, нет, но в черном – всегда.  Надо сказать, без рясы, бывает, прихожу, без подрясника – никогда.

– То есть они знают, что это духовное лицо.

– Да. В расписании стоит: епископ Ириней.

– А двойки Вы ставите?

– В основном девчонкам. А вот подумайте – почему? Ведь главное послушание студента или ученика в данном случае – учиться. И если кто-то не учится – совершает грех.

– Когда не учишься – это грех, нарушение послушания. Когда это говорили, мне очень не нравилось – я думал, это дело добровольное. (Смеются.)

– Учиться надо всегда, ты просто обязан. Если ты не выучил урок, значит, совершил грех. Ставлю двойку, девчонки начинают плакать – за свои грехи. Если я человека привел к покаянию через двойку, то, думаю, это хорошо. Но это так, шутка. Они понимают прекрасно, что не правы, заслужили.

– А мальчикам как?

– А ребят надо воспитывать немножко по-другому, там в какой-то степени военная дисциплина.

– Они отжимаются, что ли?

– Бывает, и отжимаются, без проблем.

– То есть если ты плохо выучил урок – «упор лежа принял», так получается?

– Вы знаете, прямо вот так: если не выучил урок – упор лежа…  Бывают разные причины, почему приходится принимать стойку.

– Вопрос телезрителя: «Есть масса теорий о крещении самого Владимира. Я знаю, что крестился он только из-за условия, которое поставила Анна: жениться на ней. Это было ее условие, а не то, что он так воспылал к вере; это во-первых. Во-вторых, известно, что он крестился под Киевом с именем Василий, а не в Херсонесе. Там он венчался, когда был уже крещеный. Так где тут правда, а где ложь?»

– Есть  много исторических документов, свидетельствующих о том, что действительно Константинополю угрожал Варда Фока; нужна была помощь. Император Василий обратился к князю Владимиру: «Окажи помощь, отправляй войска». Он согласился помочь при условии, что тот выдаст свою сестру за него замуж. Он отправил войска, мятежника разбили. И он надеется, что тут же получит Анну. Но следующее условие: он принимает крещение. Князь Владимир понимает, что вроде договорились об одном, он выполнил то, что положено, – и новые требования. Тогда он идет на Херсонес, потому что это житница Византии, город кормил Константинополь. Видя все это, ему действительно еще раз говорят: «Хорошо, мы выдаем ее за Вас, но Вы принимаете крещение».

Она отправляется. Он заболел. А после того как принимает крещение – начинает видеть все по-новому. И в какой-то степени – да, первоначальным условием для крещения было быть вместе с этим человеком. Но Христос так полюбил Владимира, что дал ему силы, и он стал другим. Об этом свидетельствуют многие документы. Но желание иметь супругу – сестру императора Василия – конечно, было. И естественно, если он принимает крещение, то в честь небесного покровителя императора Василия был крещен как Василий. Но был известен и в истории прославился как Владимир. Напомню, что Ольга была в крещении названа Еленой. Александр Невский накануне смерти принимает монашество, но все равно он как Александр вошел в историю, а не как Алексей. А так – спасибо за очень хороший, интересный вопрос.

– Это наш постоянный телезритель Евгений из Белгородской области. Уже по голосу узнаем.

–  А еще, что касается учителей, двоек, – хороший учитель, если ставит двойки, то объясняет – почему. Потому что иногда ставишь двойку, а ученик не понимает: что ж я не знаю? И в следующий раз важно спрашивать и то, что он не знал. Таким образом, он повторяет (и знает, что должен повторять) тот материал, который не знал. Но если он ответил на пятерку то, что знал на двойку, оценку нужно ставить действительно ту, которую он заслуживает. Человек не знал, но сегодня он знает. По этой причине – да, ставлю хорошие оценки, если человек  исправляется. А тройки как раз не люблю ставить. Двойка же заставляет пересмотреть материал, выучить его заново.

– Я вспомнил шутку, как в Академии отец Алексий Ширинкин ставит точку в журнале и называет это так: кол, вид сверху.  

Владыка, мы знаем, что у князя Владимира  был выбор – приходили разные послы... Почему выбор пал именно на православие? Ведь и другие религии тоже имели место, в том числе католичество.

– Да, пришли те же иудеи (хазары), просили: «Давайте…» Но ему стало понятно: «Если вы действительно говорите, что Бог вас любит, – покажите, где ваша страна? Вы так рассеяны». А что касается мусульман – тоже приехали представители с Волжской Булгарии. Но, прекрасно понимая, что с соседом нужно жить хорошо, быть в дружбе, в хороших отношениях, он говорит: «Вы знаете, мы любим и гулять, и выпивать. А вам нельзя… Мы пока еще не готовы это рассмотреть. Мы вас очень уважаем и любим, но пока не готовы». Вот что касается папы…

– Хотя тогда с католичеством еще не было такого разделения.

– Но все равно пытались каким-то образом повлиять, но не получилось. По той причине, что в Киеве знали, как и чем прославился, например, папа Иоанн XII, не самый благочестивый...

– И это смутило даже язычников?

– Конечно. Ведь проходили переговоры, приезжали купцы из разных мест... И папа запрещал в Польше совершать богослужение на славянском языке. Поэтому иметь что-то общее с этими людьми, которые вчера были одни – сегодня другие?.. Лучше – в сторону.

А греки удивили тем, что рассказали историю Ветхого и Нового Завета, о страдании – и показали картину Страшного Суда: имейте в виду, что ожидает. Важно было и на это обратить внимание. И, конечно, князь, думаю, обратил внимание на стойкость в вере тех мучеников, которые пострадали. Он выбирал, искал. Не  только причина – Анна, что она заставляет его принимать христианскую веру. Ведь он делает главного языческого бога киевлян Перуна и надеется, что тот объединит всех. Оказалось – нет, были верующие, которые не хотели поклоняться Перуну. И, увидев, как страдают христиане, он подумал: какая вера настоящая! Это тоже был сигнал. Так что беседы, жизнь вот этих мучеников, их страдания тоже повлияли положительно на решение князя Владимира.

– Вы привели пример – крестятся более 90 человек... Это, наверное, в основном уже взрослые люди. Какие шаги нужно предпринимать им далее для того, чтобы лучше понять веру? Потому что зачастую огласительные беседы перед крещением для кого-то полезны, а для кого-то этого мало. Дальше какой шаг должен быть в Церкви?

– Мы ездим постоянно туда, и у нас после службы проходят беседы. В ближайшее время вернусь в Орск и поеду по тем районам, где уже был. И до этого показывали – и сейчас покажем какие-то фильмы. И продолжим беседовать. Беседа вечером, утром после литургии. Только так закладывается хороший фундамент. А если ты оставляешь человека, тогда он забывает, что крещен. Но если продолжаешь с ним работать – есть плоды.

– То есть это постоянная работа. И только так?

– Да, постоянные беседы. И очень хорошо, когда заканчивается служба – накрывается стол. Общая трапеза объединяет. Общие вопросы, какие-то истории... Вот это все есть в нашей Орской епархии.

– Вопрос телезрительницы: «Тридцать девятый год – крестили в маленьких церквушках или часовенках. И говорили, что человека погружали, а не крестили. А погружение – это значит не крещение как будто. Если не у кого узнать, было погружение или крещение, как быть человеку в этом случае?»

– Практически этот же вопрос мы сегодня уже слышали, и я дал ответ: если есть какие-то сомнения – пойдите к батюшке, пускай еще раз покрестит. Но если есть возможность узнать, какие читались молитвы, если крестили «во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь», – тогда человек крещен. Но если нет уверенности, что могли крестить правильно, то лучше еще раз покреститься, это грехом не будет.

– Владыка, есть такое мнение, что если тебя покропили или просто облили, а не погрузили всем телом в купель, то это не крещение.

– Конечно, важно и правильно, чтобы человека крестили целиком, чтобы он погружался в воду. Ведь смысл в том, что он умирает и рождается для новой жизни. Но бывает, что нет такой возможности – нет купели, нет воды. И тогда просто берем песок и крестим человека, бывает и такой способ тоже. Самое главное – желание человека стать другим.

Когда я провожу беседы перед крещением, то предлагаю всем подумать. Ведь когда ты идешь служить в армию – даешь присягу, ты ее учишь. Или если устраиваешься работать на заводе – должен подписывать те или иные документы, что готов соблюдать положенные правила, технику безопасности. Пока я ничего не подписывал, я еще не являюсь работником. И здесь то же самое: если вы хотите креститься – вы должны знать, во что мы веруем, что соблюдаем. Ведь иногда бывает, что верующие, крещеные, а как себя ведем? В таком случае обидно, что нас обличают неверующие люди и говорят, какими мы должны быть.

Важно ведь еще благодарить тех людей, которые нам говорят: «Вы должны стать солью, светом, мы бы хотели видеть в вас ангелов. Если вы не делаете то, что положено, не живете как надо – вы для нас соблазн». В данном случае надо благодарить тех людей, которые наступают нам на палец. Нога болит, и я узнаю, что у меня мозоль. Я должен стать светом для них и радоваться, что они изучают Священное Писание, знают учение Христа, учение нашей Церкви. И кто знает, может быть, через какое-то время они станут настоящими христианами, на которых мы будем равняться.

– Иногда проповедь – это не совсем то, что мы говорим в толпе людей, на улице или с амвона. Иногда просто пример жизни, то есть как мы живем,  и есть наша проповедь.

Владыка, сейчас очень большой праздник для славянских народов. Как известно, Вы родом из Молдавии. А как там? Крещение Руси – тоже ведь, получается, праздник?

–  Крещение Руси – праздник для Молдавии; и отмечается тоже широко. Я думаю, что в первую очередь это связано с тем, что Молдавия в составе Русской Православной Церкви; и общие праздники – они везде. А вторая причина – во главе Кишиневской митрополии стоит митрополит Владимир. И все  поздравляют его с днем ангела. Принцип тот же: митрополит смог объединить вокруг этого святого людей и таким образом прославляет князя Владимира (и воскресшего Христа), который во имя Христа и крестился.

– Получается, всегда нужна какая-то очень важная причина. Ведь, насколько я знаю, в Белоруссии особо как-то праздник и не проходит, обычный воскресный день.

– Да. Я сегодня приехал, и кто-то подошел и говорит: «А почему сегодня отмечаете? Потому, что у нашего президента день ангела?» Я говорю: «В принципе, и это тоже причина». Конечно, для нас в первую очередь это Крещение Руси, и князь Владимир этому способствовал. Но если кто-то видит, что во главе Родины стоит православный верующий человек, который почитает своего небесного покровителя князя Владимира, то надо только радоваться этому.

– Есть какая-то сформировавшаяся традиция, которая позволяет нам это праздновать. Но как Вы считаете, может быть, нужно сделать этот день особым днем государственной важности?

– Я так понял, что в России это уже выходной.

– Это воскресенье сегодня.

– Я надеюсь, что в Москве поступят так же, как поступают священнослужители Орской епархии – в день князя Владимира после службы крестным ходом идут к речкам, освящают воду и все купаются.

У вас так?

– У нас так.

– И много людей купается?

– Много. Потому что зимой страшно, холодно. И у нас более жарко, чем в Москве, – больше тридцати; наоборот, радость покупаться.

– Предположим, если бы князь Владимир выбрал не нашу веру – могла бы вообще сложиться русская история? Могли мы состояться как народ, как Вы думаете? И вообще эта вера и русский народ – одно и то же? Или это разные вещи?

– Хочется верить, что да. Но история не знает сослагательного наклонения.

– То есть «если бы да кабы» здесь не получится.

– Да.

– Вопрос телезрителя Владимира Владимировича: «Господь по воскресении дал Своим ученикам, апостолам власть решать и вязать грехи. Православная Церковь прославила князя Владимира как равноапостольного. Имели ли равноапостольные мужи, князья эту власть решать и вязать грехи

– Вы верно заметили, Господь дал эту власть апостолам, она передается через рукоположение, и получают ее священнослужители. Князь Владимир сделал все, чтобы люди приняли крещение и каялись. Для этого он пригласил священников-греков из Константинополя, они были первыми священнослужителями. И он не брал на себя роль этих священников. Нет. Он понимал прекрасно: он во главе страны, а заниматься духовным просвещением, учить народ должны священнослужители, которые приезжали и совершали свое служение.

– Владыка, давайте подытожим нашу сегодняшнюю встречу. Вам слово, попрошу обратиться к нашим телезрителям.

– Дорогие братья и сестры! На Украине беда, раскол. Верю, что мы совершим общие молитвы, и Господь вразумит каждого. И увидят истинный свет – где он находится. Кроме того, хотелось бы, чтобы каждый из нас жил так, чтобы окружающие хотели стать, как мы, – верующими людьми. По той причине, что мы любим свою веру, почитаем Христа и готовы отдать последнее и любить каждого, как полюбил нас Христос, – до смерти. Помоги всем Бог!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​