Архипастырь. Служение Слову

26 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Петергофский Серафим.

– Наша сегодняшняя тема – «Служение Слову». 

Владыка, я знаю, что Вы в Духовной академии преподаете предмет пастырского богословия. Хотелось бы у Вас в первую очередь спросить, в чем Вы видите смысл этого предмета, задачи этого предмета и насколько он важен для будущих священнослужителей? 

– Пастырство – это социально-религиозный феномен, несущий в себе духовный ценностный потенциал, который раскрывается в Церкви и является основополагающим и важным аспектом в ее жизни. Пастырство представляет собой процесс созидания человеческих душ, заключающийся в заботе и попечении о духовном состоянии каждого члена Церкви, в донесении Божественной истины с любовью и опекой. Пастырство – это установленное Богом самоотверженное служение любви, посредством которого пастырь всесторонне заботится о потребностях и благополучии людей, содействует их духовному совершенствованию и ведет к спасению. Пастырство также формирует и передает принципы, раскрывающие взаимоотношения Бога и человека, и одновременно выполняет очень важную функцию интеграции христианских идеалов и ценностей в жизнь человека и общества. Пастырство создает правильную атмосферу и благоприятные условия для духовного развития человека. Опыт святых отцов, в том числе новомучеников и исповедников, их многогранная пастырская деятельность свидетельствуют о том, что пастырство следует рассматривать именно как феномен, то есть чрезвычайное духовно-религиозное явление, посредством которого происходит созидание души человека, раскрывается суть всего того, к чему Господь призывает нас в Евангелии. Собственно, разъяснению этих понятий и посвящен предмет, который именуется «Пастырским богословием». 

– А почему это именуется именно пастырским богословием? Почему, например, не пастырской практикой или теорией пастырства? Почему именно богословием? 

– Пастырское богословие как наука, мы с вами хорошо знаем, сформировалось довольно недавно, во второй половине (даже в конце) XIX века. Однако опыт показал, что данный предмет имеет своей целью не только то, чтобы раскрыть и показать какие-то практические аспекты деятельности пастыря, но имеет своим источником Божественное Откровение, Священное Писание и Священное Предание Церкви. Пастырское богословие начинается с Самого Господа Иисуса Христа, Которого мы именуем Пастыреначальником. Поэтому все то, о чем говорит пастырство, все то, к чему оно призывает, все те истины, которые оно раскрывает, есть не что иное, как богословие – слово о Боге, или слово Бога к человеку. И данный предмет сегодня занимает свое надлежащее место среди остальных дисциплин богословского цикла. 

– Этот предмет только для священнослужителей? Или миряне тоже могут что-то для себя почерпнуть, читая труды по пастырскому богословию? 

– Безусловно, если исходить из самого названия, этот предмет действительно в первую очередь нацелен на будущих священнослужителей, на пастырей; он должен помочь будущему священнику получить должное формирование, воспитание и становление. Однако сегодня любой человек может ознакомиться с содержанием этого предмета, прочитать соответствующую литературу, что, думаю, будет ему достаточно полезно в духовной жизни. 

– Владыка, знаю, что Вы еще один предмет преподаете в академии – историю риторики. Правильно? 

– Историю русской риторики. 

– Казалось бы, название предмета достаточно светское. Какое отношение риторика имеет к проповеди? Какую роль играет проповедь в пастырском богословии, в пастырской деятельности? Очень много вопросов... 

– Безусловно, риторика – умение правильно и красиво говорить – имеет большое значение для проповеди, а проповедь имеет первостепенное значение для Церкви и для веры. Собственно, веры нет без проповеди; для того чтобы верить, необходимо вначале услышать слово, услышать проповедь. Как мы с вами знаем, проповедь – это одна из самых первых обязанностей пастыря. Одним из основоположников пастырского богословия является святитель Григорий Двоеслов, который в 591 году написал свое знаменитое «Пастырское правило» – творение, которое до сих пор не утеряло своей актуальности для пастырей. Он выводит три основные, можно сказать, кардинальные обязанности пастыря, среди которых проповедь (или учительство) занимает первое место. Он называет их именно в таком порядке: учительство, совершение таинств и душепопечение (либо, собственно, пастырство). 

«Горе мне, если не благовествую», – говорит святой апостол Павел. Проповедь – это неотъемлемая часть богослужения, неотъемлемая часть самого таинства Святой Евхаристии. Поэтому священник или будущий священник всегда должен соответствующим образом готовиться к проповеди и отдавать себе отчет в том, что проповедь Божественного слова является его первостепенной задачей. 

– Если говорить именно о риторике, само слово как-то мысленно нас возвращает в античные времена, представляются какие-то греческие ораторы. Это сейчас актуально? 

– Я думаю, это несколько субъективно, потому что риторика, хотя и возникла в античное время, развивалась и в эпоху средневековья, и в последующие периоды. И среди отцов Церкви можно назвать очень много выдающихся ораторов, хотя бы хорошо известного святителя Иоанна Златоуста. Те приемы и методы, которые использует данная наука, в полной степени соответствуют целям и задачам гомилетики – предмету о церковном искусстве проповеди, и их знание, а также знание всего исторического экскурса очень полезно и необходимо для проповедника. 

– Владыка, встает такой вопрос. Пастырь выходит на амвон, начинает свою проповедь, и его слова по-разному доходят до разных людей. Как Вы считаете, отчего степень восприятия больше зависит – от Божественной благодати, которая дана пастырю, или же от его искусства говорить? 

– Я думаю, что должна быть симфония и первого, и второго. Спаситель сказал о том, что «когда приидет Дух истины, Он наставит вас на всякую истину». Но это не снимает обязанности со священника должным образом готовиться к проповеди слова Божия. Для того чтобы твое слово было услышано, чтобы оно было правильно понято, ты должен сам хорошо понимать, что ты проповедуешь, к чему призываешь. Более того, ты сам должен верить в то, что ты говоришь, и поступать так, как ты говоришь. Не должно быть никакого разночтения между твоим словом и твоим делом. 

Почему проповедь святых апостолов была успешна? Почему проповедь святых подвижников веры и благочестия всегда была благополучна? Потому что она никогда не вступала в противоречие с их образом жизни, с их поведением, с их поступками. В этом смысле для проповедника очень важно, чтобы слова не расходились с делами. Когда слушающие видят, что твое слово идет от души, когда ты говоришь действительно о том, что ты сам пережил, что прочувствовал на собственном опыте, тогда это воспринимается совершенно иначе, чем какая-то проповедь или поучение, заученные наизусть либо прочитанные по бумаге. 

– Ограничивается ли церковная риторика амвоном? Или же риторику мы можем использовать и на просторах Интернета и, может быть, в какой-то частной беседе? Может быть, даже миряне могут ее использовать? 

– Безусловно. Как сказал апостол о том, что нужно непрестанно молиться, точно так же мы можем сказать и о том, что любой христианин должен непрестанно проповедовать. Сегодня, слава Богу, мы живем в свободное время, когда проповедь слова Божия не ограничивается церковным амвоном, стенами храма. Сегодня каждый священник и вообще каждый активный верующий человек призван к тому, чтобы проповедовать слово Божие в мире, нести Христа и в простых беседах со своими друзьями и коллегами на работе или в университете во время учебы, и на просторах Интернета, в тех или иных дискуссиях. Однако всегда необходимо учитывать готовность аудитории тебя слушать. Если ты видишь, что тебя не совсем хотят слушать, или же твои слова вызывают какое-то непонимание или неприятие, то, наверное, стоит воздержаться и подождать того благоприятного момента, когда те люди, к которым ты желаешь обратиться, будут способны правильно, непредвзято и объективно воспринять то, о чем ты говоришь. 

– Владыка, хотелось бы спросить у Вас, как Вы готовитесь к своей проповеди? Это для Вас процесс трудный, или же это какой-то полет мысли, благодатное состояние? Как Вы это ощущаете? 

– Я думаю, что это и первое, и второе, и третье. При подготовке к проповеди первое, что я стараюсь сделать, – это внимательно и вдумчиво прочитать тот библейский текст, на тему которого я собираюсь проповедовать. Безусловно, я обращаюсь к святоотеческой экзегезе, но очень важно также пропустить этот текст через себя, через свое сердце, глубоко поразмыслить над ним, порассуждать, выделить для себя что-то первостепенное, что-то главное. Необходимо составить план проповеди, но, на мой взгляд, не стоит никогда ее заучивать наизусть. Проповедь должна исходить из сердца. Как я уже сказал, паства должна услышать твои собственные переживания, должна почувствовать твою собственную веру. Я думаю, что личный пример всегда, во всех ситуациях и во всех случаях является самым лучшим и действенным способом донесения тех или иных истин, которые ты проповедуешь. 

Иногда процесс подготовки к проповеди, связанный с такими глубокими рефлексиями, рассуждениями, занимает у меня вечер и даже ночь накануне той Божественной литургии, во время которой я хочу проповедовать. Всегда стараюсь говорить о том, что является важным, злободневным, и о том, что действительно составляет важную часть моего сердца, моей души. 

– На исповеди часто люди говорят, что они не могут найти общий язык со своими ближними, которые вне Церкви. Вы можете посоветовать что-нибудь? Как планировать, может быть, свою беседу с ближними, которые вне Церкви? Ведь это же тоже своего рода проповедь? 

– Такие беседы должны иметь ненавязчивый характер, ни в коем случае не должны изобиловать императивами, повелительными наклонениями, приказным тоном. Необходимо помнить золотое правило, которое всем нам дал Господь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Если мы хотим нести слово Божие, которое является семенем и источником добра, если мы хотим посеять любовь в сердцах наших ближних, то каждое наше слово и каждое наше действие должны сопровождаться любовью, милосердием, заботой. Необходимо всегда сохранять спокойное состояние духа, ни в коем случае не поддаваться на те или иные провокации, с которыми мы часто встречаемся в жизни, в том числе даже иногда и в семьях, и с коллегами, с друзьями, с приятелями. Я уж не говорю о том, когда речь идет о людях малознакомых для нас. Поэтому еще раз подчеркну, что проповедь слова Божия никогда не должна быть навязчивой, но в то же время должна быть твердой, ясной и доноситься на понятном языке. 

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Меня очень интересует такой вопрос, я считаю его очень актуальным, он касается молодежи. Современная молодежь сейчас настроена очень негативно к Церкви, к вере, считая ее пережитком прошлого. Часто встречаются такие вопросы: «А почему Бог это допустил? Почему происходит всякое зло?» Пожалуйста, ответьте, как говорить с ними и о чем?» 

– Очень важный вопрос и актуальный, особенно для меня, поскольку, как вы знаете, до недавнего времени я возглавлял Синодальный отдел по делам молодежи. Не могу до конца согласиться с тем, что в молодежной среде уж прямо поголовно такие антицерковные тенденции и какое-то не очень доброе отношение к Церкви и к религии. Я, например, в своей жизни встречался и до сих пор встречаюсь с противоположными примерами, когда молодые люди очень радостно и активно ангажируются в жизнь Церкви, воспринимают слово проповеди, открывают для себя Христа, и Он становится частью их жизни. 

Собственно, цель церковной миссии среди молодых людей и заключается в том, чтобы помочь молодому человеку открыть для себя приятный и радостный мир духовной жизни с Господом Богом. Никакой другой цели Церковь не преследует. И для того, чтобы сегодня молодежь услышала пастырей Церкви, услышала голос Церкви, поняла посыл церковный, всем нам необходимо нести проповедь на понятном языке, в доступных категориях и, что очень важно, правильно выстраивать диалог. Как я уже сказал, не должно быть в нашей проповеди императивов, равно как не должно быть и поведения, когда пастырь (или архипастырь) смотрит на молодого человека сверху вниз. 

Как я всегда говорю, отцом священнослужитель становится по факту своего рукоположения – это бесспорно. А вот дальше перед ним стоит задача стать другом молодого человека, то есть заслужить доверие, стать таким человеком, к которому бы молодежь хотела прийти, доверить свои проблемы, рассказать о своих трудностях и получить советы. Вот это очень большая задача для священника и будущего священника. 

А молодежь, как правило, действительно в большей степени интересуют вопросы экзистенциального характера: в чем смысл человеческой жизни, как достичь счастья, как стать благополучным. Молодежь, в силу своего возраста, энергии и огромного потенциала, хочет изменить мир, сделать его лучше, добиться справедливости, свободы, что, собственно, не противоречит посылу Церкви. Потому что задача Церкви как раз и состоит в том, чтобы сделать этот мир лучше. И священнику необходимо приложить все усилия к тому, чтобы ответить на эти важные экзистенциальные вопросы, подобрать правильные слова. 

Но когда мы задаем вопросы Богу, почему происходит то или иное, почему случаются скорби в нашей жизни, почему мы сталкиваемся с такими трудностями, тем самым мы как бы предъявляем Богу свои некие права: «Ты должен нам сделать то-то и то-то. Почему Ты не ограждаешь нас от всяческих бед, напастей и нестроений?» Но при этом мы забываем о своих обязанностях перед Господом Богом, мы забываем спросить самих себя: а что лично ты сделал для Бога? Насколько глубока твоя вера? Вообще веришь ли ты в Него? И твоя вера зависит от каких-то условий, от каких-то жизненных событий? Ты веришь только тогда, когда это выгодно, когда в твоей жизни все хорошо, либо ты начинаешь задумываться об этом, когда тебе плохо?.. 

Действительно, нам предстоит еще очень и очень много работы для того, чтобы достичь той цели в молодежной деятельности, о которой я сказал, но уже сейчас есть определенные моменты, которые свидетельствуют о положительных сдвигах в этом направлении. Я не хочу идеализировать ситуацию, но тем не менее я убежден, что сегодня современный молодой человек, в отличие от тех, кто жил двадцать, тридцать и даже десять лет тому назад, более адекватно смотрит на священнослужителя. Например, когда я иду по улице в рясе, или нахожусь в метро, или захожу в супермаркет, или нахожусь в аэропорту, никто не смотрит на меня как на инопланетное явление. Сегодня священника воспринимают точно так же, как воспринимают учителя, врача, инженера либо человека другой профессии. Находясь в общественных местах, я постоянно сталкиваюсь с такими ситуациями, когда люди охотно вступают со мной в диалог, в том числе молодые люди. Сегодня молодые люди не стесняются задавать священнику разные вопросы, современные вопросы, актуальные для них. Я полагаю, что просто нам необходимо постоянно подчеркивать свою готовность идти навстречу молодому человеку, не бояться молодого человека, открывать свое сердце и стараться послужить всем тем, что у нас есть. А ведь многого не нужно, необходимо только время, внимание и желание помочь, поделиться тем, что у нас есть. 

– Позвольте, я акцентирую внимание на той теме, которую мы обозначили,– служение Слову. Иисус Христос, наш Спаситель, именуется в Евангелии Словом Божиим. Часто на просторах Интернета сейчас можно прочитать о том, что православные говорят о чем угодно, но не об Иисусе Христе. Как Вы считаете, справедлив ли такой упрек? И как Вы считаете, какое место Слова Божия – Иисуса Христа в проповеди? 

– Я не знаю, насколько справедлив данный упрек; необходимо знать конкретную группу тех людей, кто так поступает. Для меня Спаситель, думаю, как для любого искренне верующего человека, – это действительно суть жизни. Слово Божие – это очень глубокое понятие. Мы знаем, что в Ветхом Завете под словом Божиим прежде всего понималась творческая сила Бога, и высшим выражением этого Божьего слова было сотворение мира. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. В Новом Завете под словосочетанием «Слово Божие» подразумевается уже совершенно иное, новое значение – Словом Божиим именуется Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, Господь, Который явился на землю, воплотился. В Евангелии от Иоанна мы читаем: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 

Собственно, центром христианской проповеди и является истина о том, что Бог настолько возлюбил человека, что воплотился, Сам стал Человеком, пострадал за нас на кресте, умер и воскрес, для того чтобы открыть врата вечной жизни. И собственно, вот эта истина и является Новым Заветом между Богом и человеком. Слово Божие – это ответ Бога на все вопросы мятущегося человеческого сердца. Воплощение Слова – это твердый ответ Бога против греха, смерти и дьявола. 

Поэтому когда мы рассуждаем на тему истории Церкви, на тему истории нашего Отечества, когда говорим о тех или иных духовных добродетелях, мы, безусловно, краеугольным камнем в своем слове должны иметь проповедь о Господе Иисусе Христе, Который ради нас и нашего ради спасения умер и воскрес. Это и есть служение Слову, которое должен осуществлять каждый пастырь и каждый христианин. 

– Те реплики, которые встречаются в Интернете в комментариях и даже в статьях, наверное, относятся к православным, которые много говорят об акафистах, много говорят о традициях, много говорят о каких-то вещах, достаточно второстепенных, а о личности Иисуса Христа благоговейно умалчивается. Как Вы считаете, достойно ли и правильно ли православным христианам, собираясь вместе, просто говорить об Иисусе? 

– Это не просто правильно, это просто-напросто необходимо. Очень часто многие задают вопрос о том, как следует воспринимать Божие слово, как следует читать Священное Писание, вообще для чего это нужно. Кто-то, наоборот, к сожалению, читает больше акафистов, канонов, каких-то молитвословий, но забывает ежедневно назидаться Священным Писанием. Когда меня спрашивают, я обычно отвечаю, что слово Божие необходимо читать пусть немного, но с большим вниманием, с ответственностью, со старанием вникнуть в то, о чем говорится в той или иной главе Евангелия. Еще очень важно при чтении слова Божия размышление над ним, важно задавать себе вопрос: а как в той или иной ситуации поступил бы Господь Иисус Христос? 

Ведь очень часто все наши вопросы связаны именно с повседневной жизнью: скорби, испытания, беды, ссоры, конфликты и так далее. Многие люди обращаются к священникам, к тем людям, которые являются для них авторитетными, и спрашивают: «Как быть, что сделать? Как мне решить эту ситуацию?» Мне кажется, может быть, прежде чем кого-то спрашивать о том, как поступить в тех или иных жизненных обстоятельствах, необходимо постараться найти ответ в Евангелии, почитать Новый Завет и задать себе вопрос: а как Господь поступил бы на моем месте? Что Он сделал бы в той или иной жизненной ситуации? И вот такое размышление о Господе Иисусе Христе, о всех словах, которые Он сказал нам, о Его поступках, об образе Его поведения должно быть доминантой в жизни любого верующего человека. 

– Вопрос телезрительницы из города Покрова: «У меня педагогическое образование, я психолог. Я слушаю все лекции Алексея Ильича Осипова. У меня есть на сердце желание идти и нести слово Божие. Но я женщина. Как владыка ответит: благословит он меня или все-таки у женщины иное предназначение? Вот это меня смущает. Я думаю, это актуально, может быть, для многих телезрителей». 

– Вас не должно это смущать. Несение слова Божия – это прерогатива любого верующего человека и, как я уже сказал, даже обязанность. И мужчина, и женщина в равной степени имеют право проповедовать о Господе Иисусе Христе. Но только, как я уже говорил перед этим, необходимо правильно выбирать место и время проповеди, форму этой проповеди. Я думаю, что не совсем будет правильным действовать, как это делают некоторые сектанты, когда становятся в центре площади либо рынка и начинают что-то говорить, вызывая неадекватное отношение к себе со стороны людей. 

Самая главная наша проповедь – это наша с вами жизнь. И мне кажется, что следует свидетельствовать о Господе, о заповедях, о Божественной любви прежде всего тем, кто находится с нами в непосредственном соприкосновении. Ведь очень часто и некоторые члены наших семей не воцерковлены и не научены словом Божиим – необходимо к ним подобрать соответствующие подходы и постараться рассказать должным образом о Боге. 

Точно так же нужно быть готовыми помочь найти те или иные ответы на вопросы, связанные с духовной жизнью, нашим коллегам, нашим знакомым, нашим друзьям. 

И более того, я считаю, что очень важной формой проповеди является то, когда человек не стесняется скрывать своих религиозных убеждений. Например, если мы идем мимо храма, мы должны обязательно осенить себя крестным знамением, причем сделать это спокойно, а не украдкой. Если мы находимся в месте общественного питания, то нам необходимо начать свою трапезу молитвой, нисколько не стесняясь того, как посмотрят на нас окружающие люди. Христианин должен быть христианином всегда, во всех условиях, во всех обстоятельствах, 24 часа в сутки. Поэтому пусть наша проповедь прежде всего проявляется в нашем поведении и в наших добрых делах. 

– Вопрос телезрительницы из Владикавказа: «Мне часто приходится находиться в молодежной среде, представители которой (зачастую это мои друзья или хорошие знакомые), узнав, что я православный воцерковленный человек, начинают переубеждать меня и доказывать неправоту моих убеждений. Стоит ли мне вступать с ними в спор или же игнорировать подобные высказывания?» 

– Все зависит от настроения Ваших друзей, для чего они стараются Вас переубедить. Если это их некий чистый позыв, может быть, наивный, то Вам следует с ними подискутировать, дружелюбно изложить свою точку зрения, показать, что вера в Бога для Вас – это не просто дань традиции, не пережиток прошлого, не элемент фольклора, а Ваша жизнь. Ведь мы верим в Господа Бога не потому, что нам приказали, не потому, что нам это дает какие-то выгоды. Мы верим в Господа потому, что мы реально чувствуем Его. И каждый, кто имеет опыт глубокой и сердечной молитвы, опыт регулярного участия в таинствах Церкви, прекрасно это понимает. Поэтому Вам добросердечно, дружелюбно необходимо рассказать о том, почему Вы верите, что для Вас вера, что без веры Ваша жизнь будет лишена смысла и что не стоит Вас переубеждать. 

Ну а если настроение Ваших собеседников крайне негативное, неадекватное, сопровождается неким издевательством, тогда, я думаю, не стоит тратить свои силы на то, чтобы доказать людям то, чего они не хотят услышать. Я думаю, что и их Господь приведет к Себе через скорби, через испытания, ибо Он каждому направляет Свой Божественный призыв. Но мы должны услышать этот призыв и возыметь в себе желание на него ответить. И вот если человек даже пусть не верит в Бога, но в какой-то момент слышит Божественный призыв и даже воспринимает его как вызов и старается на этот вызов ответить, то он, безусловно, придет к Богу. Ну а если человек априори, заранее отвергает Божественный призыв и даже слышать ничего об этом не хочет, тогда мы уже ничего исправить не сможем; человек делает свой выбор, ибо каждый из нас обладает свободой воли. 

– У апостола Иакова в послании есть слова о том, чтобы показать веру свою и дела свои... Не кажется ли Вам, что нашим современным православным, к сожалению, очень часто нечего показать, дел особо каких-то ярких нет. 

– Смотря кому, наверное. (Смеется.) У кого-то больше добрых дел, у кого-то меньше, но, безусловно, мы должны стремиться к тому, чтобы вера находила конкретное воплощение. «Не всякий говорящий Мне “Господи, Господи!” войдет в Царствие Небесное, но тот, кто выполняет волю Отца Моего», тот, кто делает добрые дела. И притча о Страшном Суде красноречиво показывает нам о том, как будет выноситься решение о вечной участи человека. В Царство Небесное пойдут те люди, которые сделали конкретные добрые дела: накормили голодного, обогрели холодного, посетили того, кто пребывал в темнице либо находился в больнице, и так далее. И наоборот, тот, кто этого не сделал, пойдет в муку вечную. 

Поэтому нужно стараться в меру своих сил делать добрые дела, каждый день стараться хотя бы немного воплотить Божественные заповеди в своей жизни. И пусть наши добрые дела, может быть, не будут какими-то огромными – не все из нас способны горы сворачивать, но каждый из нас способен окружающим людям уделять свое время, проявлять свою заботу, выслушать человека и даже просто на уровне сопереживания поддержать его в той или иной жизненной ситуации. Вот это и есть милосердие, к которому призывает нас Господь. 

– Хочется еще много о чем поговорить. И, конечно же, о таинстве Святого Причастия, потому что это центральное таинство Церкви. Как Вы считаете, может или должна ли проповедь священнослужителей строиться вокруг таинства Причастия с призывом к Причастию? 

– Вся экклезиология Православной Церкви построена вокруг таинства Святой Евхаристии, в отличие от инославных конфессий. Для нас Евхаристия – это центральный момент духовной жизни. Через Причастие Тела и Крови Христовых мы соединяемся с Ним и соединяемся друг с другом и образуем одно единое тело Церкви Христовой. Поэтому проповедь с амвона, проповедь в форме беседы или разговора где-то в светском месте, безусловно, должна в себе в первую очередь заключать призыв к таинству Покаяния и таинству Евхаристии. Необходимо через покаяние очистить свою душу, очистить свое сердце, примириться с Богом, постараться изменить себя в лучшую сторону и затем, как печать всего этого, принять Тело и Кровь Спасителя, для того чтобы получить залог вечной жизни. Ни о чем другом, как о единении со Христом через покаяние и через Евхаристию, мы и не можем проповедовать, это суть христианской миссии, это действительно центральный момент нашей проповеди. Поэтому любая проповедь, какому бы событию, тексту, добродетели либо личности она ни была посвящена, в любом случае должна выводить к призыву о необходимости регулярного участия в таинстве Покаяния и таинстве Евхаристии. 

– Владыка, как Вы считаете, мирянин в беседе с человеком невоцерковленным должен ли сказать: «Так, тебе нужно пойти причаститься. Ты со своими проблемами маешься – надо пойти и причаститься». Такой призыв является корректным? 

– Собственно, я так всегда и делаю. Когда мне приходится беседовать с маловоцерковленными либо невоцерковленными людьми и слышать от них те или иные жизненные ситуации, когда люди рассказывают о своих проблемах, сложностях в семье, на работе либо во взаимоотношениях в коллективе, первое, что я делаю, – спрашиваю: «А как давно вы причащались, исповедовались?» Ведь мы с вами прекрасно помним из Священного Писания, что если из человека изгоняется злой дух, но затем человек не наполняет себя Божественным содержанием, то тогда в него вселяются семь злых духов, более сильнейших, и истязают его. 

Так вот, очень часто все наши проблемы и жизненные сложности происходят оттого, что мы мало общаемся с Господом, мы очень мало времени уделяем молитве, мы не заботимся о чистоте своей души и уж тем более редко причащаемся Святых Христовых Таин. А когда мы имеем опыт регулярной молитвы, регулярного покаяния, регулярного причащения Святых Христовых Таин, то даже на некоем внутреннем благодатном уровне ощущаем Божественную силу, которая, может, даже красноречивее каких-либо слов, каких-либо ответов помогает нам понять и разобраться во всех тех сложных хитросплетениях жизни, в которых мы зачастую оказываемся. Поэтому, конечно же, строя диалог с человеком маловоцерковленным или невоцерковленным, первое, что мы должны сделать, – это призвать его к общению с Господом через покаяние и через Причастие. Это самое главное, это то, что дает нам приобщение к Источнику жизни и надежды. 

– Но часто от тех людей, которых призывают ко Святому Причащению, мы слышим такие отговорки: «Ой, да это же надо столько всего вычитать! Это же нужно столько-то дней поститься!..» Нужно то, нужно это, и получается, что вещи подготовительные становятся стеной перед причастием. Как Вы считаете, как нужно пастырски верно поступать в таких случаях? 

– Когда мне приходится беседовать с подобного рода начинающими людьми, то я всегда призываю их к тому, чтобы чтение тех или иных канонов, акафистов, каких-то еще молитв, необходимых перед таинством Покаяния и таинством Святого Причастия, производилось ими в том объеме, в каком это возможно. Если ты можешь, прочитай все три канона и последование ко Святому Причастию. Если не можешь этого сделать сразу, прочитай хотя бы один канон или одну молитву, одну-единственную молитву, но сделай это от души, сделай это от чистого сердца, будь во время этой молитвы действительно горящей свечой, которая пламенеет к Господу Богу и всем своим существом свидетельствует о сокрушенном сердце, о раскаянии, о желании соединиться с Богом. А как мы знаем, сердце сокрушенно и смиренно Господь не уничижит. 

Что касается людей, являющихся практикующими христианами, то я думаю, нет никакой сложности в том, чтобы, готовясь к причастию, прочитывать необходимые молитвословия, делать это от души. Нет никакой сложности в том, чтобы в течение недели среду и пятницу сохранять в качестве постных дней. Ведь очень часто мы говорим о силе, о свободе, особенно молодые люди. Но где же наша сила и где наша свобода, если мы вдруг не обнаруживаем в себе способности к тому, чтобы всего лишь два дня в неделю воздержаться от скоромной пищи? Или чтобы в течение часа взять и уделить время Господу? Отойти от Интернета, от социальных сетей, в которых приходится сталкиваться с бесконечной грязью, выключить телевизор, встать перед иконой (либо сесть, если кто не может стоять), открыть молитвослов и посвятить всего лишь один-единственный час разговору и общению с Господом Богом. Разве это сложно? Разве это нанесет какой-то ущерб нам? Нет, это будет только к пользе для нашей души и для всего нашего физического состояния. Потому что очень важно на регулярной основе отходить от всего того, что пропагандирует и несет нам грешный мир, и погружаться в мир Божественный, мир духовный. 

– Вопрос телезрительницы из города Георгиевска: «Я являюсь студенткой, учусь в Санкт-Петербурге. В первую очередь мне бы хотелось поблагодарить владыку Серафима за молодежную литургию, за возможность обычным студентам попеть в хоре. И мой вопрос: как студенты академии учатся говорить проповедь?» 

– (Смеется.) Это процесс продолжительный. Студенты первого курса бакалавриата учатся говорить проповеди путем того, что слушают старших священнослужителей и старших сокурсников, наблюдают за тем, как это происходит. Затем на втором курсе бакалавриата начинается предмет гомилетики – собственно дисциплина, которая излагает правила церковного проповедничества и красноречия, и здесь уже при помощи соответствующих методик студент обучается этому высокому церковному искусству. Затем начинается практика. Первые проповеди студенты произносят на вечерних молитвах на тех или иных приходах, а уже затем, окрепнув и почувствовав некоторую смелость и мужество, проповедуют в академическом храме за богослужениями, что всегда очень радостно и приятно. Я с большим удовольствием слушаю проповеди наших студентов и хочу сказать, что у абсолютного большинства из них очень и очень хороший уровень. 

– Владыка, время пролетело очень стремительно, а так много еще вопросов... Но я надеюсь, что мы с Вами еще увидимся в нашей студии. Прошу Вас благословить нас на прощание и, может быть, еще несколько слов пожеланий... 

– Я желаю, чтобы Божие благословение и Покров Царицы Небесной пребывали со всеми нами. Хочу пожелать, чтобы все мы были стойкими в вере, чтобы никогда не предавали Господа, чтобы мы были верными Ему и в наших словах, и в наших поступках. Храни всех Господь! 

Ведущий Михаил Кудрявцев, иерей 
Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы