Архипастырь. С архиепископом Иаковом

11 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает архиепископ Иаков Белостокский и Гданьский (Польская Православная Церковь).

— Хотелось бы сегодня поговорить с Вами о Польской Православной Церкви. К Русской Православной Церкви мы привыкли: знаем приходы, богослужение, традиции крестных ходов, прибытия святынь. Каково Православие в местах, где оно тесно соседствует, например, с Католической Церковью? На прошедшей богословской конференции в Екатеринбургской епархии, посвященной 130-летию со дня ее основания, Вы выступали с докладом на тему календарной проблемы в литургической жизни Православной Польской Церкви. Предлагаю сегодня поговорить о жизни Польской Православной Церкви: ее календаре, языке, на котором ведется богослужение и прихожане читают Евангелие и поют праздничные песнопения.

— Польская Церковь живет в иных условиях, нежели Русская Церковь. Если проследить литургическую практику других Поместных Церквей, то литургическая практика Польской Церкви — самая близкая к Русской Церкви. Что касается календаря, несмотря на то, что мы живем в «море» католицизма, мы используем юлианский календарь. Я говорил на конференции о том, что в 1925 году были попытки, связанные с политическим влиянием, перевести нашу Церковь на новый календарь, который ввели Греческая и Византийская Церкви. Когда организовалось Польское государство и вся жизнь велась по новому стилю, было давление, чтобы Церковь использовала новый календарь. Синод ввел новый стиль, но верующие не пошли на богослужения, особенно когда было Рождество. Люди пошли в те храмы, которые служили по старому стилю. Хотя официально Польская Церковь была новостильной, но в большинстве приходов (примерно 80 процентов) верующие жили литургической жизнью по старому стилю.

В этом году на Архиерейском Соборе было принято решение, возвратиться на старый стиль, потому что переход на новый был лишь на бумаге. Если же приход привык служить в новом стиле, он может остаться в новом стиле. Немного приходов пожелали остаться в новом стиле. В большинстве наша Церковь на практике и официально живет по старому стилю.

— Есть ли принципиальная разница в жизни по тому или иному стилю литургической жизни?

— Конечно, есть. Пасха празднуется в то же время и в старом, и в новом стиле. Двунадесятые праздники сдвигаются, поэтому сокращается Петров пост. В прошлом году совсем не было Петрова Поста, так как была поздняя Пасха, при этом на две недели раньше было празднование памяти святых апостолов Петра и Павла. Также нужно учитывать условия, в которых мы живем: мы являемся меньшинством в Польше, даже в таких епархиях, как Белосток, где довольно много православных. Нас около 25–30 процентов в городе Белостоке. У нас в государстве выходные дни, когда праздники по новому стилю, а для православных это является затруднением: им после праздников нужно идти на работу. В тех школах, где много православных, мы просим, чтобы в праздничные дни не было занятий. На заводах, в госпиталях это даже удобно, потому что когда празднуют католики, работают православные — и наоборот, когда приходят православные праздники, работают католики. Поэтому, в этом есть и некоторое удобство: не весь город отдыхает, а по очереди.

— Вы назвали цифру 25–30 процентов православных. Какие конфессии составляют остальной процент?

— Польша в большинстве своем — католическая, и есть очень небольшая часть протестантов. В Белостоке не так давно образовался один протестантский приход, который посещают 23 человека. Конечно, есть немного сектантов, Свидетелей Иеговы, баптистов. Но, все-таки, католики на первом месте, на втором — православные, на третьем — другие деноминации. Мусульман очень мало, правда, сейчас есть наплыв, но в Польше очень мало мечетей.

— Возникает ли в Польше конфликт на религиозной почве. Те люди, которые ходят в разные приходы, сталкиваются между собой?

— Да, есть такие проблемы, но таких конфликтов все меньше — тенденция к улучшению. Хотя бывает: например, у нас большая безработица, и бывает, что православного не принимают на работу по религиозному признаку. Бывает много конфликтных моментов в семьях: у нас много смешанных браков — католик женится на православной, и наоборот. Они надеются, что проблем не будет, а потом при возникновении ссор спор переходит на религиозные темы. Еще сложнее, когда вмешивается теща. Бывает, что договариваются, крестить ребенка в православном храме, но вмешивается теща — и начинаются проблемы. Мы пользуемся теми же правами, которыми пользуется Римо-Католическая Церковь. Когда какой-то начальник является католиком, он благоприятствует католикам — это тоже приводит к некоторым сложностям. Отношения с Католической Церковью идут к лучшему, выходят на нормальный уровень. Сейчас есть много проблем, особенно в Европейском Союзе, нравственного характера, которые также касаются и католиков, и нас. Во многих случаях мы должны говорить в один голос. Когда мы говорим вместе — этот голос намного сильнее.

— Владыка, что делается, для того чтобы в семейных парах православная половинка привела католическую к Православию?

— Таких организованных действий нет. Мы бы желали, чтобы другая сторона приняла Православие, и есть очень много таких случаев не только в браке, но и по убеждениям верующих. Однако мы должны знать, что католическая сторона тоже бы желала, чтобы православный супруг перешел в католичество. Агрессивно мы этого не делаем, но наши священнослужители перед тем, как молодые люди приходят заключить брак, общаются с женихом и невестой. Священник говорит им, как мы понимаем полноту брака, семьи. Должно быть единение, ведь семья — единое тело во Христе Иисусе. Полнота семьи возможна, когда мы причащаемся из одной Чаши, когда мы вместе в храме. Когда брак смешанный — нет полного понимания.

— Смешанные браки венчаются в Польской Православной Церкви?

— Да, 90 процентов браков в Польше — церковные браки. 10 лет тому назад был веден закон о том, что церковный брак является действительным для государства. Священник расписывается в документе, который нужно в течение 5 дней отдать в ЗАГС — и брак считается действительным.

— Наверное, молодежи очень сложно выбрать храм, где совершить венчание?

— Поэтому мы ведем широкую работу с молодежью, разъясняем, в чем истинность Православия. В школах преподается Закон Божий, где говорят о том, что брак должен быть между людьми одной веры. Но, конечно, любовь сильнее, она не имеет границ. Есть много случаев смешанных браков. Каждая семья — это частный случай. Я встретил много семей, где православный человек настоял на том, чтобы дети были крещены в Православии, но не водил в храм, и, бывало, что католическая сторона приводила их в православный храм. Мать-католичка стояла с детьми в православном храме, так как они были крещены в Православии. Когда дети подросли, она оставляла их в православном храме, а сама шла в костел. Бывает даже, что из таких семей идут в монастыри и даже в семинарию.

— А бывают ли между католиками и православными совместные праздники или богослужения?

— Нет, каноны определенно говорят, что совместных богослужений и молитв не должно быть. Если мы присутствуем на католическом празднике, мы просто присутствуем, но молитвенного участия нет. Довольно часто мы участвуем в мероприятиях, например, в празднике, посвященном закладке нового школьного здания, куда приглашают и католиков. Мы по очереди молимся, освящаем и участвуем. Говорим слово по очереди. Надо понимать, что среди работников есть и те, и другие. Мы должны показывать, что мы мирно живем: вместе участвуем в этих мероприятиях. На неделе таких мероприятий бывает довольно много — на неделе несколько раз, ведь это жизнь. Бывало так, что в некоторые места меня не приглашали, а католики делали замечание директору, что православных надо приглашать. У нас все построено на взаимном уважении: и одни, и другие работники нуждаются в присутствии своего священника.

— Какая работа ведется для просвещения молодежи и тех людей, которые приходят в храм на богослужения, для более полного представления о Церкви?

— До 1989 года с молодежью и верующими мы могли работать только на приходах. У нас не было преследования верующих, как в СССР: не закрывались храмы, но, конечно, мы и не строили новых. До 1956 года в школах преподавался Закон Божий, затем его упразднили, но на приходах можно было преподавать — это было что-то похожее на воскресные школы. Молодежь приходила на занятия, и с ними работал священник. Но мы очень старались, так как работа с молодежью очень важна: это остается для них напутствием на всю жизнь. Однако в 1989 году, после первых свободных выборов в парламент, было решено возвратить Закон Божий в школы, и его преподаватели сразу были отправлены в школы. Православные идут к своему преподавателю, католики — к своему. Есть города, где нас очень мало, тогда организуется что-то похожее на воскресную школу в одной из школ или в каком-то зале. Но и этому преподавателю платит государство: он подписывает договор с одной из школ, а его занятия посещают дети со всех школ. Молодые люди, которые ходили в храм, говорили, что Закон Божий в школе похож на один из уроков: не то ощущение, что в храме. Поэтому мы продолжаем встречи молодежи со священником в храме для изучения и обсуждения Священного Писания, вопросов совместных паломничеств, лагерей. Есть у нас специальная структура — Братство православной молодежи Польши. В каждой епархии выбираются председатели этого братства, им подчиняются председатели прихода. Молодежь стала инициатором этого братства. Важно, чтобы священнослужитель правильно их направлял, но чтобы и не вмешивался слишком в их души, чтобы не оттолкнуть. Священник должен быть маяком, который ведет их, пастырем, но не должен погонять овец.

— Преподаватели Закона Божия — католические и православные — являются верующими людьми?

— Преподавателей принимают на работу только с письменной рекомендацией епископа. Это люди с богословским образованием. Бывает, что и священник преподает в школе, ходит туда в подряснике, и ему платит государство, как всякому преподавателю других предметов. Рекомендация епископа важна, так как преподаватели должны быть церковными. Если епископ отнимет рекомендацию, директор должен сразу отстранить его от преподавания. Это все придумали католики, но мы пользуемся теми же принципами. В Греции принимают на работу тех, кто получил богословское образование, но не являются церковным человеком. Часто бывает, что человек не смог, например, поступить на юридический факультет, и поэтому идет на богословский. У нас два требования: преподаватель должен быть церковным, но и образованным как в педагогическом, так и богословском направлении. Таким образом, не пройдет никакой сектант. Очень часто сектанты стараются проникнуть в школы. У вас в России ведены Основы православной культуры и светской этики, и здесь преподаватель может преподносить и сектантские моменты

— У нас проблема в том, что преподаватель должен рассказывать обо всех религиях, не только о Православии.

— У нас этика тоже есть, но по выбору: либо Закон Божий, либо этика. И выбор большинства падает на Закон Божий. Получается, что они изучают веру у людей церковных. В Великий пост дают свободные три свободных дня, чтобы организовать Исповедь и Причастие. Это делает преподаватель Закона Божиего.

— Получается, что идет не только теоретическое изучение?

— Мы призываем преподавателей Закона Божия ходить вместе с учениками в храм, чтобы молодежь знала, что вера — это не знание, а жизнь, и Церковь — не помещение, а люди.

— Какое просвещение ведется для взрослых: курсы, дополнительное образование?

— В городах организуются встречи на исторические и богословские темы. В приходах священники иногда тоже проводят встречи, но менее масштабно. У нас, как правило, священник проповедует после Евангелия на воскресной Литургии. Это лекция для присутствующих в храме. Есть личная работа священника с неокрепшими верующими, ищущими свою дорогу: часто он лично встречается с ними, беседует, дает книги. Унифицировать эту работу нельзя. В разных приходах работа по катехизации взрослых производится по-разному.

— Важная задача Церкви — заниматься катехизацией. Не мене важным является миссионерство. Есть ли какие-то направления по миссионерской работе?

— Организованных направлений нет. Даже если мы бы организовали такое движение, в Польше это было бы нелегко. Лично каждый священник ведет такую работу, его задача — показать, что Православие истинно. В случае смешанных браков есть примеры, когда католик принимает Православие, но нет таких случаев, чтобы православный осознанно решил принять католицизм. Лично я таких случаев не встречал, а противоположных — довольно много. Катехизация бывает индивидуальной в каждом конкретном случае: один приходит к вере через икону, другого привлекло православное пение, третий прочитал православные книги, кого-то тронула поездка на Афон. Во время таких паломничеств люди видят совсем другую жизнь, отношение человека к Богу, и они обращаются к священнику, и он им многое объясняет.

— На каком языке звучат Ветхий и Новый Завет на богослужении?

— Обычно люди читают на том языке, который им понятен. Большинство читает на по-польски, поэтому есть потребность, читать за богослужением Писание на польском языке. Но на практике в Кафедральном соборе у нас три Литургии. В 7.30 там много молодежи, поет молодежный хор, а богослужение идет на церковно-славянском языке, но чтения Писаний и по-церковнославянски и по-польски, проповедь — на польском. Вторая Литургия в 9.00 — вся на польском языке и третья Литургия на церковно-славянском. На всех этих Литургиях храм наполнен. Когда русский язык еще преподавался в школе, было легче. Больше людей понимали церковно-славянский. Хотя польский язык, говорят, очень похож на церковно-славянский, молодым людям все же легче понимать богослужение на польском. Ведутся работы по переводу богослужебных книг. Мы издали перевод Евангелия на польский язык, переводятся и другие богослужебные книги. Если верующий приходит и просит, чтобы был совершен молебен на польском, священник совершает на польском.

— Сейчас идет вторая неделя подготовки к Великому посту. Как нам, христианам, подготовиться к главнейшему празднику Пасхе и к этому сорокодневному подвигу?

— В этот период Православная Церковь очень хорошо готовит нас к Пасхе. Неслучайно говорится, что это духовная весна. Если мы проследим исторически, раньше эти подготовительные воскресенья были воскресеньями Великого поста. Потом эти евангельские чтения были перенесены на время подготовки, для того чтобы мы начали поститься, уже зная, как мы должны жить. Например, Закхей пожелал увидеть Господа Иисуса Христа, но был не в состоянии, хотя все делал, чтобы увидеть. И тогда Господь его сам встречает и идет к нему в дом. Если у нас есть желание быть со Христом, видеть Христа, Христос придет к нам Сам, в наш дом — в дом нашего сердца. С этого желания начинается наша жизнь.

Следующие седмицы: мытаря и фарисея, о блудном сыне — все это прекрасная подготовка. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы часто похожи на старшего сына из притчи о блудном сыне. Здесь Господь показывает, насколько любовь Божия превосходит любовь человеческую. Старший сын говорит: " Твой сын», а отец исправляет его: «Твой брат». Мы должны желать всем спастись, нельзя говорить: «я православный, я спасусь, католик не спасется». Православие — это истина, которая дает путь ко спасению, но мы не должны говорить, что католик не спасется — у Господа Свои пути. Однако наше учение является прямой дорогой. Мы должны желать, чтобы все пришли ко Христу, нашему Небесному Отцу.

— Владыка, на прощание могли бы Вы сказать слова напутствия нашим телезрителям?

— Я заканчивал Московскую Духовную Академию, много учился жизни православной в России. Тогда совсем были другие условия — сейчас другие возможности работы. Я желаю всем, чтобы те возможности, которые открылись в Русской Православной Церкви, послужили тому, чтобы все нашли свой путь ко Христу и свое место в Православной Церкви. Православная Церковь — это богатство, красота, мудрость. Она дает прямой путь ко Господу. У нас должно быть только желание: если оно будет, мы найдем этот путь в Церкви и путь в жизнь вечную со Христом в Его Царствии Небесном.

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать