Архипастырь. Пасха и душа человека

2 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

– Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема звучит так: «Пасха Господня и душа человека».

Владыка, мы уже несколько дней пребываем в Пасхе Господней, как Вы сами переживаете наступление этого чудесного праздника?

– Я думаю, что для каждого христианина праздник Пасхи – это особые дни в церковном году. Ему предшествует Великий пост – время серьезного раздумья над своей жизнью, над возможностью совершить какие-то хорошие дела. А Пасха – это тот золотой лучик, видя который, человеческая душа входит в стадию весны, не только природной весны, но и душевной весны. Не только современный человек так рассуждает и чувствует. Об этом писали и святые отцы. И эта духовная весна помогает и в последующие дни сохранять радость общего воскресения, а самое главное – надежду. Господь нам через Свою смерть даровал великую надежду на спасение. Те врата рая, которые были закрыты для Адама на протяжении многих тысячелетий, отверзаются для человеческой души. Бог снова в радости, в примирении с человеком, а точнее  –  человек в первую очередь в примирении с Богом. Конечно, душа и сердце наполняются великой радостью, несмотря на какую-то утомляемость, соединенную с трудностями Страстной недели, с богослужениями, с постом. Ты чувствуешь лично в себе прилив каких-то  необъяснимых сил, –  сил, которые тебе и в дальнейшем помогают на жизненном пути.

– Владыка, как Вы считаете, какая самая главная составляющая Пасхи?

– Это та душевная радость, которую человек испытывает, тот неизгладимый дар, который Господь даровал нам (каждому из нас), – стать сынами Божиими. Это человеку дает силы, дает  положительный заряд. И самое главное и основное – через радость видения света Христова Воскресения, как через призму, стремиться к Христу Воскресшему. Стремиться не просто словами, а всей своей жизнью, всей своей душой.

– Сейчас параллельно пасхальным дням у нас идут дни светских праздников. И многие люди, к сожалению, решили, что времяпрепровождение на грядках важнее, чем пребывание в храме на Светлой седмице. Как Вы можете это прокомментировать?

– Есть такой момент.. И каждый человек, направляющий свои стопы на приусадебные участки, конечно, может это объяснить. Забота о хлебе насущном почему-то становится основной заботой. Нужно подумать и вспомнить слова Спасителя, да и слова молитвы «Отче наш». То слово, которое нам Господь дарует как дыхание жизни, мы меняем на трудовую деятельность. Все это приемлемо, но лучше, конечно, когда человек соединяет душевное, духовное с телесным, тогда и Господь дает помощь и силу и в получении урожая уже в конце дачного сезона.

Я вспоминаю сюжет: 3 мая 1993 года – визит Святейшего Патриарха Алексия в город Смоленск. Был праздник жен-мироносиц. Людей не так много собралось на богослужении. Но через неделю после визита ударили морозы. И все, на что люди устремляли и полагали свои силы (на посадку овощей и фруктов), было погублено морозом. Тоже какой-то своего рода Божий знак, который часто мы пытаемся не замечать, потому что мы устраиваем свою жизнь по своим человеческим законам и думаем, что будет намного вернее, если поступим так, как  считаем.

– Спаси Господи, владыка.

Вопрос телезрительницы Ольги из Санкт-Петербурга: «Господь при Втором Пришествии решит, где находиться душам умерших. А сейчас, до Второго Пришествия, где они находятся?»

– Душа находится у Бога, если человек жил праведной жизнью, какой должен жить христианин. Очень часто люди задают эти вопросы. Конечно, тема, связанная с загробной жизнью, более или менее интересует человека. Души находятся у Бога, и по Втором Пришествии будет окончательный Суд, который будет произнесен над той или иной человеческой душой. Но, несмотря на это, в ожидании Страшного Суда все равно душа человеческая находится либо в раю, либо в аду.

– Мы молимся, чтобы они попали в место покойное.

– Самое главное, что есть возможность молитвенного утешения и предстательства оставшихся на земле за души умерших людей. И может быть так: от молитв за того или иного усопшего будет зависеть и результат, приговор, который будет вынесен на Страшном Суде. Поэтому человеческая молитва за душу усопшего человека является действенным фактором, который может поменять загробную участь той или иной души человеческой. Если сам человек не может после физической смерти изменить свое положение, то те, которые остались на земле, могут вполне. Примеров тому достаточно.

– Скажите, пожалуйста, как приступать к таинству Святого Причастия на Пасху и в течение всей Светлой недели? Как относиться к таинству Покаяния в это время?

– Само причастие в день Святой Пасхи – очень важный момент, священный. Мы находимся в ожидании этого дня, в ожидании реального соприкосновения со Христом. Хотя реальное соприкосновение происходит за каждой Божественной литургией. Но никогда не нужно упускать момента подойти к Святой Чаше, особенно в день Пасхи или в день Великого Четверга, когда мы вспоминаем установление Святой Евхаристии. И, конечно, в течение всей Страстной недели мы стараемся  причаститься, исповедоваться.  Сама Светлая седмица наполняет человека особой атмосферой, помогающей ему эту радость переносить и в деле причащения, в деле таинства Святой Евхаристии. Кто имеет возможность, тот должен приобщаться Святых Христовых Таин на Светлой неделе. Где мы можем черпать силы и соединяться с Господом, как не в молитве, как не в общей Чаше, как не через таинства Святой Церкви? Человек грешен, оступается, совершает поступки, которые становятся преградой между Богом и им. Но есть таинство Покаяния, то дарованное Самим Богом таинство, проходя через которое, ты снова обретаешь мир с Богом. А таинство Святой Евхаристии – это та священная печать, которая запечатлевается, когда человек под видом хлеба и вина получает Тело и Кровь Спасителя, исполняя Его завет, оставленный через Его  учеников и нам с вами: кто не вкушает, тот несть Меня достоин. Эти слова должны подвигать каждого человека стремиться быть достойным Господа.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Праздник Воскресения Христова длится 40 дней, и если подходить к этому буквально, то получается, что вообще ничего ни сажать, ни сеять нельзя. Что лучше для человека: копаться на грядке, молить Бога о прощении и думать о Нем или, стоя в храме на службе, переживать, что грядки незасеянные?»

– Я глубоко уверен, что в селах, где существуют храмы, нет службы каждый день. Праздник Святой Пасхи продолжается 40 дней, но мы говорим о днях Светлой недели. Это больше касается городских приходов. Я говорил: если есть возможность. Но нужно помнить, что Божественная литургия длится всего лишь один час. Много за один час Вы успеете обработать грядок? Или можно побывать на службе, а потом уже пойти потрудиться. Говоря на такую тему, очень часто человек переносит и проецирует это на обычный воскресный день. Считает, что должен отдохнуть, выспаться. Так у нас и получается: мы Богу оставляем в своей жизни самое последнее местечко. А что касается самого себя любимого, то здесь в первой линии только я. Так что давайте всё соразмерять. Надо во всем иметь разум. И на грядках с молитвой нужно трудиться, но не забывать, что если один час побудешь в храме, поучаствуешь в общей молитве вместе со всеми, то  благополучие будет и на грядках, и в доме, и в отношениях с близкими.

– А что мы можем сказать человеку, который решил благочестиво на Светлой неделе причащаться каждый день? Что мы можем порекомендовать ему в качестве подготовки ко Святому Причастию?

– Есть правила, которые немного сокращенные, есть молитвы, есть канон ко Причастию. Здесь нельзя брать ориентир: буду каждый день причащаться, не буду ни читать, ни соблюдать что-то – такая уникальная возможность. Это снова к теме о разуме. Если ты чувствуешь в себе силы, если ты в Страстную неделю или весь Великий пост брал на себя подвиг поста, молитвы, то, конечно, причащайся. Но если ты не исполнял Великий пост, все то, что необходимо было исполнять, а решил восполнить это в Светлую неделю Святой Пасхи, то нужно через таинство Исповеди подходить к Чаше. А так причащайтесь, пожалуйста.

– Такой вопрос задают: «После поста накопилось покаянное чувство, некая инерция, и с наступлением Пасхи люди не могут сразу же войти в то радостное настроение, о котором мы говорим. Отменяются земные поклоны, но люди говорят: может, иногда где-то можно сделать земной поклон…» Как Вы считаете, останавливать такое рвение или не надо?

– Если хочет человек сделать земной поклон, то пусть делает у себя в келье, отходя ко сну. Здесь личные отношения между человеком и Богом, и Господь тебя не осудит. Не на этом порой нужно зацикливаться и думать: «Вот сделал я земной поклон: такой грех совершил». Нет. Главное, то покаянное чувство, которое мы приобрели в дни Великого поста, все равно присутствовало, несмотря на радость Святой Пасхи. Ведь и Спаситель сказал: «Радости вашей никто не отнимет». Но покаянное чувство должно присутствовать на протяжении всей жизни. Воскресенье – это малая Пасха. Если в воскресный день мы причащаемся Святых Христовых Таин и покаянное чувство перетекает в радость, то и слава Богу, хорошо.

– Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Почему Тайная Вечеря называлась тайной?»

– Все то, что происходило в Сионской горнице, действительно было тайной. И слова «таинство» и «тайна» созвучны. Все, что происходило в Сионской горнице (таинство установления Святой Евхаристии) было сокрыто для многих людей. Но сегодня то, что было сокрыто, стало явью, реальностью. Называется эта вечеря тайной потому, что Спаситель не на центральной площади Иерусалима совершил эту пасхальную трапезу, а при закрытых дверях, в кругу только Своих учеников.

– Владыка, Вы знаете, иногда мирские люди или те, кто к Церкви пока еще не слишком близок, думают, что священники (а тем более епископы) знают какие-то особенные тайны и что слово «таинство» происходит не от Божественного действия, а от тайн, которые мы с вами знаем. Как Вы считаете, что можно на это ответить?

– Действительно, и священник, и епископ обладают тайной, которую Господь открывает во время хиротонии (рукоположения, посвящения в сан). Это таинство тоже является тайной. Но священнослужитель не скрывает этой тайны.

Самая главная тайна (а может быть, тайна, открытая для всего народа) – что он является совершителем тех Таин, которые Господь даровал человеку. Это самое сакраментальное. В буквальном смысле слова не нужно допытываться большего. Священник есть носитель той духовной составляющей, тайной составляющей, которая устанавливается между Богом и священнослужителем.

– Как Вы считаете, можно ли мирянам знакомиться с молитвами, которые читаются священнослужителями во время литургии (тайными молитвами)? Можно ли их читать для ознакомления?

– Я читаю молитвы громко, вслух. Конечно, можно было бы читать про себя. Но ведь у нас помимо совершения таинства Святой Евхаристии или Божественной литургии еще и миссионерские цели есть. Когда читаешь молитвы громко (а они, конечно, очень красивые, насыщенные, наполненные моментами Священной истории, богословский смысл в них явно присутствует), то для человека, приходящего в храм, многое открывается. Давайте будем тайно молитвы читать, закроем всё – и человек будет даже не соучастником, а просто наблюдателем того, что происходит. Поэтому чтение молитв, особенно евхаристических, должно быть понятным. Не надо человеку читать их: читает священник, и любой стоящий в храме может вслушиваться в них и применять к себе, так сказать.

– Хоть и наступила Пасха Господня, многие люди пребывают в той или иной скорби. У кого-то болеют родственники, у кого-то еще какие-то жизненные события, которые не дают им в полной мере приблизиться к радости Пасхи. Что бы Вы могли посоветовать этим людям?

– Пасхальная радость даже среди тех, кто пребывает в скорби, прикован к кровати, также присутствует. Я много встречался с людьми, несущими в себе телесный недуг, но являющимися христианами. Здесь и можем как раз поговорить о том, насколько искренне человек исповедует Христа. Смотришь – тяжелобольной, лежит, но все равно он эту пасхальную радость, этот свой крест, крестоношение болезни, других скорбей переносит с Божией помощью. И так же радуется Пасхе, потому что понимает, что, соприкасаясь с этой тайной пасхальной ночи, соприкасается с Самим Господом.

Если Господь дает в таком состоянии пребывать, значит – это тоже рука Божия. Через болезни, скорби, трудности Господь каждого из нас желает отрезвить, образумить. Как человека приведешь в разум истины или спасешь, если он упорствует? Если не желает спасения? Пути различны. Порой Господь эти пути и применяет. А причиной скорбей является всегда сам человек. Не слышишь голос Божий – но все равно Господь тебя желает спасти. Приходится сталкиваться со скорбями. Ведь Господь прошел Свой путь через скорби, трудности, отвержение, биение, заушение (как мы говорим в отпусте на Страстной неделе: «Грядый Господь на вольную страсть»), показывая каждому, что можно пройти таким же путем...

– Что касается людей светских, им приходится работать во время праздничных дней… Сейчас очень многие не привязаны к общепризнанным государственным праздникам. Как себя вести в среде своих коллег, светских друзей? Каким образом можно донести до них радость Воскресения Христова?

– Вести так, как ты себя ведешь, не заниматься устроением двойных стандартов. Если ты поистине встречаешь Пасху с радостным, хорошим настроением, этот пасхальный свет отображается у тебя на лице – даже для людей светских, далеких от веры… Хотя сегодня понятие светскости куда-то уходит, сегодня в реальности каждый человек имеет хоть какое-то информационное поле. Поэтому веди себя так, как ведешь себя всегда. Будь православным человеком. Эту радость никто не отнимет. Наоборот, увидят, что твое лицо сияет, что ты исполнен каких-то необъяснимых чувств, и пожелают присоединиться к той радости, которую ты испытываешь.

– Вопрос телезрительницы: «Признает ли Православная Церковь гражданские браки? Вчера ответ был такой, что надо каждый конкретный случай рассматривать. До этого, две или три недели назад, тоже был вопрос. Мать живет в гражданском браке с мужчиной, но из-за того, что дети против, они не расписываются. И батюшка тоже сказал, что надо этот вопрос рассматривать отдельно. Так теперь тоже, как и за границей, признается браком сожительство? Или все-таки православие против этого?»

– На эту тему, кажется, мы рассуждали на прошлой нашей встрече, если не ошибаюсь. Есть понятие гражданского брака как блудного сожительства. Я вспоминал советские времена, когда гражданским браком назывался брак невенчанный.  А сейчас гражданский брак – это просто сожительство. Особенно среди молодежи сегодня это распространяется. Не знаю, какие есть причины и поводы... Но самое главное – это не брак, это сожительство, браком это быть не может. Церковь не признает его и признать не может. Есть  документы, постановления, когда считается, что к таинству Венчания подходят только люди, имеющие гражданский брак.

– Официальную регистрацию.

– Официальный гражданский брак, не сожительство. Тогда совершается таинство Венчания… А сегодняшняя практика – конечно, практика лукавая, помогающая молодым (особенно молодым людям) избегать всякой ответственности. Вот сегодня пожил – а завтра разбежались; послезавтра еще с кем-то, а потом еще с кем-то... Поэтому Церковь не признавала и не признает такие формы сожительства.

– Может быть, тогда как раз коснемся таинства Венчания и других таинств, которые могут выпасть на Светлую неделю? Какие из них совершаются, а какие нет? И почему такая градация существует?

– Не совершается таинство Венчания. Венчания начинаются с Фомина воскресенья, так установлено. Это естественно, потому что Светлая неделя исполнена особого духовного подъема, и таинство Венчания переносится. Как бы продолжается еще Великий пост, мы Великим постом не венчаем. Все остальные таинства – Крещения, Миропомазания –  совершаются. Если кто-то желает креститься, может креститься.

– Можно сказать об отпевании, хотя мы его не причисляем к таинствам.

– Отпевание не является таинством, но все равно оно осуществляется. Если человек отошел ко Господу в Светлую неделю, чин отпевания очень короткий, пасхальный (из-за радости). Но панихида не является таинством. А все, что связано с погребением человека, – конечно, это родительский день, Радоница, вторник на второй неделе Святой Пасхи.

– Мы озвучили тему так: «Пасха Господня и душа человека». Как Вы считаете, душа человека действительно преображается в течение Пасхи? Все люди, даже те, кто не имеет серьезного воцерковления, каким-то образом меняются? Или это касается только тех, кто причащается?

– Что касается преображения, то душа человеческая, безусловно, преображается. Но если это преображение соединено с преображением христианским, я бы так сказал. Если человек живет жизнью Церкви, причащается Святых Христовых Таин, если соблюдает посты, конечно, он чувствует это изменение, преображение. Даже дни Великого поста помогли, ведь за эти дни те, кто в первый раз попробовал вступить на поприще Великого поста, совсем с другим чувством встречают Светлое Христово Воскресение.

Но даже те, кто не успел присоединиться к постящимся, все равно, желая соприкоснуться с пасхальной радостью, пытаются приложить к этому много сил. И правильно говорит Иоанн Златоуст в своем огласительном послании: «Постившиеся и непостившиеся, войдите в радость Господа своего». Никто не может человека из этой радости исключить, никто не может ее отнять. Конечно, самое главное – как можно дольше сохранять этот свет преображения, пасхальной радости. Не всегда получается, но, возвращаясь мыслями к дням Святой Пасхи, ты можешь вносить коррективы, изменения в свою собственную жизнь. Я уже говорил, что каждый воскресный день является малой Пасхой. Можно возвращаться снова и снова в то благодатное состояние, которое человек от Пасхи до Пасхи может испытать вне зависимости от времени года, суток, дня.

Вопрос: «Почему в Пасху в службе есть такой момент, когда батюшка держит три свечи зеленого, красного и желтого цветов? С чем это связано?»

Может быть, поясните богослужебные особенности пасхальной службы?

– Особенностей много. Но доминантой является Божественная литургия. Пасхальная заутреня своеобразная, она отличается от той утрени, которая совершается в обычные дни. Каждое слово пасхальных ирмосов исполнено надеждой, животрепещущей радостью, соприкасаясь с которыми, человеческое сердце чувствует наполнение. Многочисленные каждения, христосования с людьми, с народом свидетельствуют о том неимоверной силы желании, которым священник как служитель алтаря Господня, как последователь, как апостол хочет поделиться со всеми, чтобы это теперь уже было не тайной, а стало явью, о чем должны узнать все. Это чтение Евангелия на различных языках и еще много вещей, через которые проявляется желание рассказать об этом великом историческом событии многим людям – даже тем, кто никогда еще не соприкасался с христианством и учением Христа.

– Трисвечник – тоже особенность.

– Трисвечник тоже символизирует это, поэтому все исполнено радостной миссией слова. Потом священник в храме, а люди, когда встречаются на улице, тоже приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» Поскольку это также желание поделиться радостью.

– Вопрос телезрительницы: «Как читать молитвы и каноны женщине, если они написаны как бы от лица мужчины? Например, молитва ко Пресвятой Троице утренняя: „…не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго“. Нужно менять на „ленивую и грешную“?»

– Нет, читайте так, как написано. Из слова Священного Писания мы знаем, что нет «ни мужескаго, ни женскаго пола». Необязательно менять, не нужно изобретать велосипед... Если Вас это как-то оскорбляет или беспокоит, читайте тогда «ленивую и грешную», но это не столь значимо. Произнесение слов этой молитвы должно быть осознанным. Если мы говорим «ленивый и грешный», мы должны понимать, что это значит. Здесь самое главное – смысл. Поэтому я не вижу в этом ничего страшного.

– В конце концов, женщина – человек, а человек – слово мужского рода.

– Да. Давайте будем переписывать очень многие вещи, и так мы можем зайти в тупик. Не будем заводить сами себя в тупик.

– Насколько я знаю, у протестантов есть даже такое издание Библии, где слово «Бог» в женском роде везде. Феминистская Библия такая...

– Будем проще. Будем воспринимать слова молитвы как относящиеся непосредственно к самому человеку.

– Как быть с детьми в пасхальный период, особенно на пасхальной службе? Стоит ли их вести на ночную службу или лучше на утреннюю? Или, может быть, привести их на Светлой неделе (вместо того, чтобы они были на многолюдном пасхальном ночном богослужении)?

– Здесь разные варианты. Сейчас в большинстве храмов сложились практики служения ночной литургии и поздней литургии. У нас в епархии, в Выборге, в 10 часов утра служится литургия. И количество людей даже порой бывает больше, чем на ночной службе. Я приехал на позднюю службу, увидел большое количество детей. Родители приводят их днем, потому что ночью дети отдыхают. Плюс не всегда может быть удобно добираться до храма. Если нет возможности – можно и на Светлой неделе. Вообще нужно детей приводить обязательно, если есть возможность. На Светлой неделе вообще можно приводить детей на ежедневную литургию, если такая совершается на приходе, и причащать их всю Светлую неделю, потому что эта возможность уникальная, особенно для детского сердца. Мы знаем, что детская душа как чистый лист бумаги. Если этот чистый лист бумаги еще закреплен таким прекрасным таинством, как Святая Евхаристия, то почему же этим не воспользоваться? Плюс еще самому родителю хорошо прийти в храм Божий, чтобы порадоваться светлому Христову Воскресению, поучаствовать в крестном ходе, который совершается ежедневно на Светлой неделе. Поэтому есть различные варианты. Сегодня нельзя сказать, что нет возможности пойти в храм Божий. Слава Богу, эта возможность есть. Как раз, если вернуться к теме предыдущего звонка, если лень преобладает над твоим сознанием, душой, то здесь уже винить никого не надо.

– У мирян, у людей, прихожан часто возникает желание, особенно в такие праздничные дни, наполнить свою жизнь духовным общением. Не всегда в храмах есть такие дружные общины, но как быть в общении со священником? Можно ли пригласить батюшку домой (или послужить какой-то молебен, или для какого-то неформального общения)?

– Конечно, можно. Наверное, это проще осуществлять в сельских приходах,  но можно, конечно, и в городских. Если я не ошибаюсь, такая дореволюционная практика  существовала. Устраивали крестные ходы не только в пасхальные дни, даже носили по селу, по местности иконы, эти иконы заносили в каждый дом, служились какие-то молебны. Это, конечно, замечательная практика. Я не знаю, как это сегодня можно осуществить, но почему же нельзя? Почему нельзя поделиться пасхальной радостью, прийти в гости к своим знакомым, друзьям? Пускай даже к членам общины, а может, и нет. Взять кулич, яйца и прийти похристосоваться – это своего рода тоже какая-то проповедь. Это желание христианина поделиться радостью. Второй момент: занятость, может, священнослужителя. Но я считаю, что можно свою занятость немножечко отставлять на заднем плане и находить возможность пообщаться со своей общиной, а может быть, и с людьми, которые могут стать новыми членами общины.

– Что касается социальной деятельности, может быть, есть смысл на пасхальной неделе взять яйца, куличи и отнести их нуждающимся?

– Это я упустил в своем повествовании. Действительно, есть даже такое сказание, что на протяжении сорока дней, когда совершается вот эта пасхальная радость, Господь ходит по земле. Это народное поверье благочестивых наших предков. Наверное, это действительно так. Но Он ходит по земле в образе людей бедных, нищих, больных, страждущих. Это самое время, когда можно делать добрые дела; тоже ради воскресшего Христа. Увидеть в своем ближнем образ Божий… Мы видим, как Святейший в день Пасхи посещает социальные учреждения, а также многие архиереи… Если кого-то навестить, кого-то утешить, кому-то помочь, то это будет самый большой и радостный отпечаток в сердце, нежели чем лишний раз посидеть за столом.

– Приближается Фомина неделя, Антипасха. Могли бы Вы пояснить, что это за день? Может быть, он для каких-то людей является наиболее актуальным?

– Говорится о том, как Господь явился ученикам, а среди учеников не было Фомы. И когда тот уже встретился с реальными участниками встречи с воскресшим Христом, то  не поверил, что они видели Господа. И вот эти слова испытующие. Те слова, которыми человек порой пытается объяснить свое маловерие: пока не почувствую в своих руках Его тело, пока не вложу свои руки в Его раны, не имею веры... Это актуально и сегодня. И вот Фомино воскресенье, Антипасха… Мы читаем Евангелие, когда Господь явился непосредственно Фоме и исполнил то, о чем Фома в своем сердце помыслил и успел еще и устами произнести. Господь сказал: «Свои руки вложи в Мои ребра, почувствуй Меня». «Блажен не видевший, но уверовавший» – это для каждого человека, потому что очень часто человек говорит: пока не увижу, не имею веры. Когда такие мысли возникают, открывай главу о явлении Христа апостолу Фоме и читай. Таким же Фомой может выступить каждый человек.

– Тем не менее были какие-то люди, которые по своим служебным обязанностям, например, не смогли быть на пасхальной службе. Можем ли мы сказать им, что для них это может стать неким замещением службы?

–  Каждый человек несет свое послушание. Как Марфа и Мария: одна слушала слово Божие, а другая несла свою миссию, готовила разные вкусности, чтобы встретить хорошо Спасителя. Служение Марфы и Марии тоже сегодня существует. Но все равно можно найти какое-то окошечко в этом служении о человеческом комфорте и прийти в храм Божий в воскресный день, порадоваться светлому Христову Воскресению, пройти крестным ходом, похристосоваться  с теми, с кем  не успел в дни светлой Христовой Пасхи.

– Прошу Вас сказать еще несколько  пасхальных назидательных слов нашим телезрителям.

– Всех поздравляю с Пасхой Христовой! Пусть свет и мир  Воскресшего Спасителя будет в душе каждого человека. И чтобы  пасхальную радость не мог отнять никто, ибо через эту радость Господь входит в жизнь каждого из нас. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы