Архипастырь. Миссионерское служение

29 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор.

– Сегодня тема нашей передачи – «Миссионерское служение». Владыка, в этом году празднуется десятилетие со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Я знаю, что Святейший Вас рукополагал. Не могли бы Вы рассказать о Ваших впечатлениях от личной встречи с Патриархом?

– У меня особые впечатления от встречи со Святейшим. Незадолго до архиерейской хиротонии у меня было собеседование с Патриархом. То есть он меня вызвал на собеседование, чтобы познакомиться со мной как с кандидатом в архиерейский сан. Конечно, я очень переживал. Я всегда с любовью, с большим уважением и почтением относился к Святейшему и знал его еще тогда, когда он был митрополитом, главой ОВЦС. Но когда я шел к Святейшему на собеседование, очень волновался. И так получилось, что мне было назначено одно время, но так как у Святейшего очень плотный график и он много работает, встреча отодвинулась почти на два часа. Поэтому за эти два часа что я только не передумал! Думал, как Святейший на меня посмотрит, что я ему скажу, как отвечу, как я должен отвечать на его вопросы, чтобы достойно выглядеть в его глазах. В общем, я очень сильно переживал.

И когда наступил момент этой встречи, я вошел в его кабинет действительно с большим страхом и благоговением. И вдруг меня встретили очень добрые глаза – то, чего я точно не ожидал. Он посмотрел на меня как родной человек, который давно меня знает, и я почувствовал, что и я как будто бы его близко знаю. И, что самое интересное, на встречу было отведено десять или пятнадцать минут, а Святейший очень просто начал со мной беседовать. Он совсем не стал мне задавать тех вопросов, о которых я думал, а стал спрашивать у меня просто о моей жизни, о моей семье, о том, какое у меня было детство. И совершенно исчез страх и трепет, потому что Святейший очень искренне меня спрашивал, я чувствовал его заинтересованность во мне как в человеке. Так мы беседовали 45 минут.

Что могу сказать? Я был под впечатлением от этой простой, человеческой, доброй отеческой беседы, фактически почти трое суток у меня было какое-то пасхальное настроение. Удивительно, но факт. Что могу еще сказать о нашем Патриархе? Сегодняшняя тема  беседы – миссионерство. Наш Святейший Патриарх – это главный миссионер нашей Церкви, его пример очень заразителен. За эти десять лет он много сделал для Церкви, для нашего русского православного народа; он сделал то, что можно считать невообразимым.

Его служения, его пламенная проповедь лично для меня служат примером. Конечно, я не могу сказать, что я в чем-то, может быть, на него похож, но я стараюсь быть на него похожим. И мне очень помнится и сама хиротония. Это происходило 19 мая 2013 года в Екатеринбурге. И когда Святейший вручал мне жезл, как это положено во время церемонии хиротонии, он тоже обращался ко мне именно по-доброму, по-отечески, как-то неофициально. Он зачитал речь, мне потом ее вручили (это назидание, направление), но опять я чувствовал именно эту доброту, которая вдохновляет на служение.

Каждому человеку, кто бы он ни был и какую бы должность ни занимал, бывает трудно, бывает тяжело. Бывают моменты, когда кажется, что, может, делаешь все неправильно или, может быть, никакого смысла нет в твоих трудах. В такие моменты я всегда вспоминаю прежде всего его, а потом уже вспоминаю пример святых, и это очень помогает.

– Были какие-то особые напутствия или пожелания во время хиротонии?

– Да. Святейший Патриарх в своем слове на вручении жезла прежде всего поручил мне послушание работы с молодежью, так как город Димитровград можно назвать городом студентов. Во-первых, это наукоград. У нас в городе находится очень значимый объект –Научно-исследовательский институт атомных реакторов. Также у нас в городе филиал нашего знаменитого МИФИ, есть сельскохозяйственный колледж и много других учебных заведений, поэтому в городе очень много молодежи, студентов. Святейший Патриарх обозначил, что моя приоритетная деятельность как преемника святых апостолов – это работа с молодежью и проповедь именно среди молодежи, привлечение молодежи в ограду Церкви.

– Какие особенности есть на пути миссионерства для молодежи?

– С молодежью нужно разговаривать на ее языке, а это не всегда просто. Хотя, слава Богу, я и сам еще все-таки отношусь к молодежи, но тем не менее... Мир так стремительно развивается, в мире так быстро все меняется (особенно научно-технический прогресс, много разных моментов), что, конечно, молодежь отличается от нас (тех, кто постарше). Она все-таки живет в каком-то другом, параллельном мире. Поэтому нужно успевать понимать, чем живут молодые люди. И разговаривать с ними, как говорил Святейший Патриарх, понятным для них языком, оперируя их понятиями, их мировоззрением, чтобы можно было вновь и вновь доносить до людей Благую Весть – Святое Евангелие, весть о Христе Спасителе и Его воскресении из мертвых.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос касается цифр и номеров. Каково значение этих цифр в Евангелии, Ветхом и Новом Завете? Мы знаем, что было 12 апостолов, еще  есть разные факты…»

– Это очень похоже на оккультную науку нумерологию. В христианской Православной Церкви мы не уделяем много внимания таким древним наукам. Я не совсем понимаю суть вопроса. И какое отношение к нам имеет эта наука? Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Мы, верующие в Иисуса Христа, принявшие Его в свое сердце, уже не живем по стихиям этого мира». Поэтому никакая астрология, нумерология или магия над детьми Божьими, искупленными кровью Иисуса Христа, не имеют власти. И я очень Вам советую всего этого остерегаться.

Внутри ограды нашей Церкви, к сожалению, сейчас много таких людей, которые считают себя православными, а на самом деле очень невежественны, ибо не знают ни Святого Евангелия, ни учения нашей Святой Церкви. И опираются в своих рассуждениях на сны, видения, откровения очень сомнительных, не прославленных Церковью святых и прочее. Поэтому очень Вам советую читать каждый день с молитвой Святое Евангелие, слово Божие. И, как Господь наш Иисус Христос нам заповедовал, просить у Отца Небесного прежде всего Духа Святого, чтобы Дух Святой, наполнив собой Ваше сердце и разум, просветил Вас и наставил на всякую истину. Помоги Господь!

– Я знаю, что на поприще миссионерского служения у Вас возник отдел общественных проектов. Расскажите о нем, пожалуйста.

– Смысл деятельности этого епархиального отдела  прежде всего связан с миссионерством и работой с общественностью, с общественными организациями, необязательно церковными. Ведь мы все живем в одном обществе, на одной земле, под одним небом.

В Димитровграде, где я сейчас милостью Божией являюсь епископом, все-таки сто тысяч человек. И, слава Богу, у нас есть замечательная возможность трудиться не только внутри церковной ограды, на территории своих храмов и на какой-то своей узкоцерковной территории, но и участвовать в общественной жизни нашего города и всех районов, так как наша епархия состоит из шести районов области.

Поэтому на одном из епархиальных советов мы подумали и учредили  отдел по работе с общественностью. Этот отдел возглавляет иеромонах Максим (Однорал), и его сотрудники генерируют такие идеи, с помощью которых можно, как я говорил, разговаривать с молодежью на их языке. Нам нужно понимать, чем живет молодежь, и  в соответствии с этим уже предлагать то, что мы должны предлагать: проповедь Святого Евангелия. Поэтому очень важно, чтобы общественность (допустим, граждане нашего города) не смотрела на Церковь как на что-то обособленное. Чтобы  люди понимали: православные граждане – это часть нашего народа, нас особо ничего не разъединяет. Мы вместе трудимся на благо нашего Отечества, на благо процветания конкретного города, области, нашей Родины.

Приведу в пример два проекта, которые мы осуществили в прошедшем 2018 году. Это создание фильма (фактически миссионерского) в помощь катехизаторам для подготовки к крещению. Фильм называется «Ступени», состоит из трех частей. Первая часть фильма – о Боге, вторая – о жизни с Богом, третья – о таинствах Церкви. В этом фильме знаменитые люди, которых знают с экранов телевидения и по разным другим культурным событиям жизни нашей страны, рассказывают совершенно искренне (потому что сами все это переживают) о простых истинах доступным для наших современных людей языком, прежде всего для нашей молодежи. Мы уже создали третью часть фильма, и сегодня в Храме Христа Спасителя на одном из мероприятий, посвященных катехизации, презентовали фильм. Как я понял, все, кто присутствовал на презентации, одобрили идею создания фильма, и сам фильм всем очень понравился.

Второй очень интересный проект (мы уже начали его осуществлять) – это «Сельский храм».

– Вопрос телезрителя: «Согласно Символу веры Сын рождается от Бога Отца, а Святой Дух исходит от Бога Отца. Как ни крути, а ранг Бога Отца получается выше. Почему Символ веры противоречит принципу абсолютного равенства всех трех Ипостасей? Мы же не говорим, что Бог Отец рождается от Сына?»

– Понятно, Вас интересуют догматика, и Вы усмотрели в тексте Символа веры (причем это древний текст, утвержденный святыми отцами на Первом Вселенском Соборе) нечто противоречащее истине. Я могу сказать, что Вы не правы. Потому что Бог один, но Он в трех Лицах. Как это рассказать  на нашем человеческом языке? Как нам понять вещи из духовного мира, который мы на данный момент не видели и не слышали и не имеем о нем никакого представления, а все, что нам приходит из того мира, преломляется в разуме каждого человека? Если мы получаем какую-то информацию, доселе нам неизвестную, о неведомых нам вещах, то чтобы как-то это уяснить для себя, начинаем это неведомое сравнивать с тем, что знаем здесь и сейчас – из нашей жизни, из нашего мира.

Троичность Единого Бога – это тайна, которую нельзя разъяснить здесь и сейчас нашими понятиями. Поэтому она и называется «догмат веры». А что такое догмат веры? Это то, что, возможно, на первый взгляд звучит нелогично. Вот как Вы сейчас сказали: «Как так? Мы говорим о том, что три Лица равночестны между собой, а оказывается, что Сын предвечно рождается, а Дух Святой предвечно исходит».

Если размышлять категориями нашего мира и нашего мировоззрения, то здесь нет равночестности. Но в том-то и  тайна, и об этом засвидетельствовали все великие святые отцы и учители  Святой Православной Церкви с самого начала ее существования. Эту тайну и догмат этой веры утвердили фактически на всех Вселенских Соборах. Если это признали святые и, как могли, истолковали понятным нам человеческим языком, то нам не стоит сомневаться в этих истинах, особенно в догматах нашей веры. Догмат мы принимаем исключительно верой, в этом таинство самой веры.

О Боге мы знаем ровно столько (это слова из Священного Писания), сколько Сам Бог благоволил нам открыть о Себе, но ни в коем случае не больше. Конечно, существо Божие действительно непостижимо, Бога нельзя ни с кем сравнить, Бога нельзя никому уподобить, Он ни на кого не похож. Это только всех и всё можно с Ним сравнивать; Он – источник жизни и всего, что существует.

Бог нам открылся так: Единый в трех Лицах; и три Лица равночестны между Собой. И мы знаем (так говорит догмат), что Сын предвечно рождается от Отца, а Дух Святой предвечно от Него исходит. Отец – не Сын и не Святой Дух, Сын – не Отец и не Святой Дух, Дух – не Сын и не Отец, но Они – три в Одном и Один в трех. Это догмат нашей святой веры, и если Вы это не принимаете, я не могу сказать, что Вы являетесь православным христианином. У нас есть много древних заблуждений, которые мы называем «ереси». То, о чем Вы говорите, – это ересь антитринитариев. Поэтому простите нас.

– Вы начали говорить о проекте «Сельский храм»…

– В чем заключается смысл этого проекта? Мы все сейчас знаем и понимаем, что село в нашей стране в буквальном смысле умирает. Святейший Патриарх говорил, что в сельской местности (пусть это даже самое маленькое поселение), если там живут православные люди, очень важно организовать православный приход, работать с этими людьми. Хотя бы молитвенную комнату, а если есть возможность – молитвенный дом. А уж если есть действительно благая возможность, можно построить какой-то небольшой храм, чтобы создать приход, который объединил бы вокруг себя  людей,  живущих в этом поселении. Нужно всячески способствовать сохранению сельской местности и сельских поселений.

И я как епископ небольшой епархии в Ульяновской области  сталкиваюсь с чем? У нас, слава Богу, очень много сел сохранилось, там живут люди, но чтобы построить полноценный храм в одном из этих сел, у нас нет средств. Нет средств прежде всего у тех людей, которые живут в этих небольших поселениях. Но очень хочется всегда, чтобы это была все-таки не какая-то молитвенная комната (у нас, конечно, много и таких), а  красивое место для молитвы, как это у нас принято.

Поэтому наши молодые священники (наверное, им Господь послал такую благую мысль) предложили строить модульные храмы. Это не капитальные строения, и их строительство очень экономично по финансам. В этом году мы построили два таких небольших храма. Один храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Бригадировка Мелекесского района (там численность населения более 500 человек).

Я честно признаюсь, когда один человек попросил нас построить там храм (он согласился профинансировать), у меня была мысль: мы построим этот храмик, а нужен ли он людям? Потому что никто из тех, кто живет в этом селении, не обращался с этим. А когда построили храм, к моему большому удивлению, он наполнился людьми. И самое главное, сейчас, когда организовали регулярные богослужения, люди ходят на службы. Там совершают таинство Крещения, там уже совершали таинство Брака, организовывается воскресная школа. Это удивительно для меня самого.

Второй такой храм мы построили тоже в пригороде Димитровграда, на городском кладбище. Там, правда, для других целей. Основная масса захоронений – это православные граждане, и чтобы была возможность совершать обряд погребения непосредственно в пределах кладбища, там построили храм Архангела Михаила.

– Вопрос телезрительницы: «Как должен вести себя со сверстниками настоящий юный миссионер?»

– Во-первых, если юный миссионер действительно добрый христианин (в том плане, что любит Христа Спасителя, живет по Его слову, по слову Святого Евангелия), то нужно быть самим собой. Конечно, не нужно быть таким, как это, к сожалению, часто бывает, когда человек принимает верой Христа Спасителя (как сейчас говорят, интегрируется в жизнь Церкви; и у него большое желание жить по всем правилам и законам Церкви), но становится таким букой: это и то нельзя,  грех, ко мне не подходите, вы все плохие. Это очень плохо, такой человек никогда не сможет быть миссионером. А у нас, к сожалению, много таких людей среди взрослых; порой и среди молодых. Я сам с этим сталкивался.

Такой никогда не убедит другого человека, который пока еще не совсем знаком со Христом и Евангельским учением, что ему нужен Христос. Нужно быть добрым человеком, а добрый человек открыт этому миру. В каком плане? Я понимаю, что мои слова можно истолковать в другом смысле. Открыт этому миру точно так, как ему открыт прежде всего Сам Христос Спаситель. А Христос Спаситель с распростертыми объятиями всех призывает к Себе, Он не делит людей на хороших и плохих, Он говорит: «Придите ко Мне все, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко».

Поэтому если ты молодой миссионер, то должен жить так, как велит Христос. Конечно, надо всячески остерегаться негативных моментов, которые присущи жизни современной молодежи. Но мне сейчас вспомнилось высказывание одного из святых, его любил повторять покойный патриарх Сербский Павел. Когда его спрашивали, как говорить о Христе, как приводить людей ко Христу, патриарх Павел говорил: не нужно много говорить о Христе, живите так, чтобы вас о Христе спросили. Мне очень нравятся эти слова; их смысл, думаю, прост и ясен. Живите по заповедям Христа, чтобы это было видно.

Допустим, праздник Хэллоуин. Мы все понимаем, что это отрицательное явление. Я православный человек, я понимаю, что, во-первых, для меня это не праздник, его идеология совершенно антицерковная и никакого положительного заряда не несет для моей жизни. Конечно же, я  не побегу его праздновать. Но я не буду говорить, что все, кто пошел на этот праздник, плохие люди. Если кто-то спросит: «Почему ты не пошел вместе с нами? Ведь ты наш одноклассник (или однокурсник)», – я постараюсь объяснить, что  верю в Иисуса Христа, что в свою жизнь стараюсь воплотить то, что сказано в Святом Евангелии. И постараюсь объяснить суть и смысл этого языческого праздника. Что с моей верой это никак не вяжется, поэтому я туда не иду. Я не буду говорить: если вы туда идете, вы плохие, негодяи, делаете плохо, вы погибнете, будете гореть в аду. Знаете, все миссионерство на этом и закончится.

Сразу вспомнил пример Макария Великого. Когда преподобный Макарий решил пойти в какое-то пустынное место помолиться, он пошел со своим учеником (молодым монахом), но его послал впереди себя. Молодой монах встретил на пути языческого жреца, который нес дрова для жертвенника. Увидев этого жреца, он начал его поносить: ты язычник, безбожник, гореть тебе в аду и так далее. Жрец положил дрова на землю и очень сильно избил этого молодого монаха: так, что тот лежал при дороге в изнеможении.

А чуть позже с этим же жрецом встретился преподобный Макарий Великий. И что он сказал этому жрецу? Он говорит: «Добрый человек, мир тебе! Желаю тебе помощи Божией и здоровья». И жрец очень удивился, даже оторопел. Он ответил: «И я тебя приветствую, добрый человек. Давай присядем, отдохнем; и я утомился, и ты, наверное, идешь издалека». И говорит: «Вот я знаю, что ты христианин, но странное явление: совсем недавно мне тоже навстречу попался христианин, но он начал поносить меня последними словами, так что я вынужден был его наказать. А почему ты со мной говоришь вот так, по-доброму, ведь ты тоже знаешь, кем я являюсь?» И преподобный Макарий ему объяснил суть и смысл христианского благовестия и веры во Христа Спасителя.

Что произошло с тем человеком – нам не открыто. Вот тоже яркий пример миссионерства и проповеди. Надо быть добрым, доброжелательным, а в каких-то моментах и твердым. Если я понимаю, что какое-то явление считается греховным, противоречит моей совести, я должен твердо стоять на своих позициях, но я не должен всех других людей обрекать на адские муки и заявлять об этом вслух. Бог разберется со всеми, Бог – истинный Судья, но никак не мы.

Поэтому загробную участь каждого не нам решать, а мы очень часто этим страдаем, особенно наши русские православные христиане начинают сразу всех делить на своих и чужих, правильных и неправильных. Дорогие мои, остановитесь, это в корне неправильно, Бог – истинный Судья, Он говорит: «Аз Судья, Аз воздам». Дело каждого православного христианина – совершать дело спасения прежде всего внутри своего сердца и жить так, как говорят святые, чтобы нас о Христе спросили, чтобы заинтересовались, почему мы так живем, что нами движет, что является главным мотивом именно такого образа жизни. Вот она – истинная проповедь и для молодых, и для старых.

– Я прервал Вас на моменте, когда Вы рассказывали о храме Архангела Михаила...

– Да, это небольшой кладбищенский храм, который мы воздвигли в честь Архангела Михаила, он замечательно служит необходимым целям. Самое главное, что можно реализовать этот проект в каком-то сельском поселении, найдя добрых людей-меценатов. Это строительство малозатратное, занимает небольшое время (максимум два месяца), и дальше уже можно начинать полноценную церковноприходскую жизнь.

Сейчас наш проект поддержала Барнаульская епархия, там уже воздвигнут один храм, уже существует полноценный приход. Также наш проект поддержала и Барышская епархия, уже построен и действует храм. И планируется, как я слышал, в Барнаульской епархии строительство более десяти новых храмов именно такого порядка (в труднодоступных местах и в сельской местности). Конечно же, если Бог даст и все будет хорошо, мы планируем подобные храмы в грядущем году воздвигнуть еще в нескольких селах, где действительно это очень нужно, но нет возможности построить полноценный храм.

– Какое значение в миссионерском служении имеет рассказ о святых вашей земли, вашего края?

– Небесный покровитель Мелекесской епархии и города Димитровграда (в прошлом города Мелекесса)  преподобный исповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский. Он относится к Собору новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших. Удивительное дело, как Господь являет чудеса именно сейчас, в наши дни, среди нас. Преподобный Гавриил – один из тех святых, которые проявляют свое участие именно здесь и сейчас, в нашей жизни, в жизни нашей земной Церкви.

По молитвам к преподобному, когда люди  просят его ходатайства, заступничества пред Отцом Небесным, рождаются дети у неплодных родителей, у многих устраиваются какие-то жизненные обстоятельства, которые до этого казались неразрешимыми. По молитвам к преподобному происходит много доброго и в жизни нашего духовенства, и прежде всего в моей жизни. Мы обращаемся к нему за помощью и советом во всяком деле. Я не знаю, как лучше сказать, чтобы было понятно… Есть реальное ощущение, что преподобный действительно рядом с нами. И если наступает момент, когда действительно сам не можешь что-то изменить, обращаешься к святому и, конечно же, к Господу Богу, потому что мы просим святого молиться вместе с нами и просить Бога о милости. Как говорил один владыка, вот создалась такая жизненная ситуация: перед тобой каменная стена; что сделать, чтобы идти дальше, когда такая преграда? Помолился Богу, попросил святых – и стены нет. Это действительно так.

В плане миссионерства хочу сказать, что преподобный Гавриил принимает и здесь большое участие. Во-первых, каждый год мы особо совершаем день памяти святого Гавриила (это 18 октября). Но ко дню его памяти с первого же года его прославления в лике святых (это 2000 год) у нас сложилась замечательная традиция. И большая благодарность нашему губернатору Сергею Ивановичу Морозову (тогда он был мэром Димитровграда), что он проникся любовью к преподобному, к идее его прославления в лике святых, к тому, что у нас будет свой небесный покровитель города. Он положил основание той традиции, которая ежегодно и до сего времени соблюдается.

У нас во всех школах,  детских садах, во всех вузах,  библиотеках и медицинских учреждениях проводится в течение месяца до дня памяти святого Гавриила и после него очень много разных мероприятий именно духовной направленности. Конечно же, в центре имя преподобного исповедника, но, говоря о нем, мы говорим о Христе, потому что любой святой, любой священник говорит и свидетельствует своей жизнью исключительно о Христе Спасителе. Поэтому пример жизни преподобного исповедника Гавриила на самом деле оказывает влияние на современных православных христиан и даже на неправославных. Он близок нам по времени, и самое приятное то, что есть еще живые люди, которые были его духовными чадами.

Например, в прошлом году мне запомнилось одно мероприятие. Мы были в городской музыкальной школе, там дети подготовили несколько музыкальных номеров, а преподаватели рассказывали о жизни преподобного исповедника. Конечно, и я выступил тоже с довольно продолжительной проповедью о преподобном. Но я заметил, что дети слушали меня с большим интересом. То есть среди них не было уткнувшихся в телефоны, не было сидящих в наушниках, как это часто бывает, когда встречаешься с молодежью. То есть рассказ о преподобном затронул сердца детей. Это просто как один из живых примеров...

– Время нашей передачи, к сожалению, подходит к концу. Я знаю, что Вы хотели в конце передачи сказать еще несколько слов.

– Так как в этом году исполняется 14 лет деятельности нашего замечательного телеканала «Союз», я хочу выразить благодарность от себя лично и от всех православных граждан Мелекесской епархии, наших братьев и сестер. Потому что большое количество православных христиан (особенно среднего и пожилого возраста) молодцы в том плане, что по телевидению смотрят только телеканалы «Союз» и «Спас», больше ничего. Я считаю, что это правильно. У нас много православных христиан оставили телевизор у себя дома только лишь ради телеканала «Союз». Поэтому от их лица, от себя лично хочу выразить большую благодарность всему коллективу телеканала, его основателю. И как у нас принято в современной Церкви, в знак благодарности и в знак поощрения хочу преподнести телеканалу в лице его руководителя архимандрита Димитрия (Байбакова) вот эту награду – высшую награду Мелекессой епархии, знак преподобного исповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, первой степени.

Примите ее в знак нашей любви и признательности, в знак наших молитв обо всех вас, чтобы Господь даровал вам много вдохновения, много терпения. Потому что это труд, где действительно нужны и усидчивость, и терпение. И самое главное, чтобы всегда была правильная мотивация. Чтобы вы помнили, что делаете очень хорошее, очень нужное дело всем добрым людям, прежде всего проживающим на территории нашего Отечества. Но мы знаем, что телеканал «Союз» смотрит много людей за пределами нашей страны. Здоровья, помощи Божией и Божьего благословения!

– Благодарю Вас, владыка, награда обязательно попадет в наш основной город, откуда идет вещание, – в Екатеринбург, в нашу редакцию. Это большая честь для нас. Прошу Вас: благословите наших телезрителей.

– Всем желаю помощи Божией и обильной благодати Святого Духа. Я уже говорил одному телезрителю и хочу сказать всем. Дорогие мои, сейчас много недоумений у многих людей в плане церковной, политической жизни в нашей стране и много вызовов современности. Но вместо того чтобы вот так рассеиваться своим разумом, своим духом и метаться от одного к другому, бояться антихриста, какой-то печати и прочих разных моментов, лучше наполняйте свой разум, свое сердце Христом Спасителем, Его Божественным словом, лучше доверяйте свою жизнь исключительно Христу. И если в вашей жизни, в вашем сердце, в вашем разуме будет Христос, там не будет места ни антихристу, ни дьяволу, ни какому-либо другому негативу, угрожающему нашей вечной участи. Дорогие мои, помните об этом и помните, что Христос обещал Своих верных чад сохранить при любых обстоятельствах и где бы они ни были. И если вы будете верить Христу, то никто и ничто вам не может повредить.

А для того чтобы разбираться в разных недоумениях, не нужно слушать околоцерковных вещателей, которые к Церкви-то фактически никакого отношения не имеют, а лучше просить Бога. Как Христос говорит: «Просите у Отца Небесного Духа Святого, и Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Вот в чем спасение, вот в чем смысл нашей духовной жизни. Но ни в коем случае не в осуждении других, не в отчуждении от них. Человечество – единое целое, хотим мы этого или нет, такими нас создал наш Господь. Поэтому наша задача (православных христиан) – привлекать своей жизнью, своими трудами, своими молитвами Духа Святого в этот мир, в жизнь всех окружающих нас людей. Помните об этом. Храни всех Господь!

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​