Архипастырь. Епископ Истринский Серафим

22 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Истринский Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

– Первый вопрос: «Почему наша Церковь не признает наличие братьев и сестер у Иисуса Христа, несмотря на то, что в Евангелии неоднократно о них говорится?»

– Несколько странный вопрос. Церковь признает наличие братьев по плоти у Господа Иисуса Христа. Конечно, эти братья, так сказать, мнимые. Так же именуется и праведный Иосиф Обручник – мнимый отец Иисуса Христа. Апостол Иаков – брат Господень, апостол Иуда – брат Господень. Так что история Церкви свидетельствует об этих людях и о том значении, какое они имеют для распространения христианства по лицу всей земли.

– Следующий вопрос: «Слышал такое мнение, что молитва о земном противна Богу. Как это понять? Ведь мы молимся о здравии, мире в семье, чтобы работу найти, бросить пить, с коллегами жить в мире, то есть много разных житейских забот. Почему это противно Богу?»

– Я полагаю, что никакая молитва не может быть противна Богу. Молитва – это наша беседа с Господом Богом, это наш с Ним разговор. И образцом молитвы является молитва Господня «Отче наш», которую нам дал Сам Спаситель.

Когда мы молимся Господу Богу, о чем мы должны прежде всего просить Его? В первую очередь мы должны благодарить Господа за все те блага, которые Он нам ниспосылает, за сам дар жизни, за все то, с чем мы сталкиваемся на своем земном пути. Затем мы должны Господа Бога славословить и восхвалять, и уже третий вид молитвы – это так называемая просительная молитва, когда мы обращаемся к Богу со всем тем, что нас беспокоит, что находится в нашем сердце. Это могут быть как вещи, связанные с нашим духовным развитием, очищением, так и вещи обычные, земные, без которых не может жить человек. Поэтому вполне естественным является то, когда человек обращается к Господу с просьбой об успешной учебе, поиске хорошей работы, о создании семьи, земном благополучии.

Господь создал человека для блаженной и счастливой жизни. И нет ничего плохого и предосудительного в наших просьбах к Господу о тех или иных моментах, которые касаются нашего земного бытия. Однако всегда нужно помнить, что земное бытие, земное счастье и благополучие находятся в прямой зависимости от нашего духовного состояния. А потому прежде всего необходимо думать и молиться о счастье своего внутреннего человека, о том, чтобы всегда находиться в гармонии с Господом Богом и самим собой, с окружающими людьми, чтобы всегда на душе был мир и спокойствие, чтобы идти правильной евангельской дорогой, которую указывает нам Спаситель. Но если будет так, то все остальное, земное непременно приложится.

– Вопрос телезрителя: «Наши молитвы доходят до Бога через наши грехи и пороки? И еще: Алексей Ильич Осипов говорил: когда просите о чем-то, то просите упорно. Это так?»

– Относительно первой части: безусловно, каждый из нас должен молиться за своих родителей, своих предков, родных и близких. И указание на то мы имеем в самом Священном Писании (как в Ветхом Завете, так и в Новом). Достаточно вспомнить хорошо известные всем нам слова: «Поминайте наставников ваших». В широком смысле всеми нашими наставниками являются в том числе и наши родители, и наши предки, и наши родные и близкие. И вообще человек призван молиться за всех людей без исключения, в том числе даже за своих врагов. Молитва дает нам колоссальную силу.

Исповедник веры и Церкви священномученик Серафим, архиепископ Смоленский, говорил так: «Молитва – это самое дорогое, что есть у христианина». И когда мы молимся за кого-то, то тем самым показываем, что готовы для этого человека сделать все, что в наших силах, готовы разделить с ним самое ценное, что есть у нас как у носителей христианского мировоззрения.

Слышит ли Господь наши молитвы, невзирая на то, что мы подчас очень много грешим? Конечно, слышит. Достаточно вспомнить Евангелие, где говорится о молитве грешного мытаря, который действительно имел много злых поступков на своей совести. Но сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. И мы знаем, что его покаянную молитву  (молитву о том, чтобы Господь проявил к нему милость) услышал Всевышний, и грешный мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей, который занимался самовосхвалением. Поэтому свои грехи мы должны осознавать, мы должны в них каяться, но при этом они не должны служить для нас неким препятствием или сомнением относительно того, стоит ли нам молиться и слышит ли Господь нашу молитву.

Что касается второй части вопроса, я думаю, Алексей Ильич Осипов совершенно прав: Господь любит твердое намерение человека. И если мы у Господа чего-то просим, то должны просить об этом твердо, должны общаться в молитве с Господом Богом благоговейно, с полным пониманием, что мы действительно нуждаемся в том, о чем просим. Если, конечно, у нас порой не бывает уверенности (а нужно ли нам то, о чем мы Господа просим, или же через неделю вдруг появятся иные интересы и просьбы), тогда, наверное, наша молитва и бывает вялой, неуверенной. Но когда у нас есть конкретная добрая цель, к которой мы стараемся идти, то молитва наша должна быть непреложной, регулярной и, безусловно, со значительным сегментом твердости. Тогда Господь слышит все, с чем мы к Нему обращаемся, и видит наши ясные и четкие намерения.

– Следующий вопрос: «Работаю в школе, и в течение дня приходится быть очень строгой, требовательной и так далее. В конце дня начинаю анализировать, как прошел день, и начинается раскаяние, плачу».

– То есть стоит ли быть строгой и требовательной?

– Не получается быть доброй.

– Дело в том, что доброта и строгость не противоречат друг другу. Строгость – это качество, которое подразумевает требовательность и ответственность. Если к строгости не примешивается озлобленность, ненависть, какие-то негативные ощущения, тогда в этом нашем душевном состоянии нет ничего предосудительного. Собственно, каждый человек должен быть строгим и прежде всего эту строгость проявлять к самому себе. Если же строгость совмещается с некими злыми чувствами, раздражительностью, ненавистью, то это сигнал, который говорит о том, что именно в этот момент нам необходимо задуматься, остановиться, сделать некую паузу, чтобы уже через несколько секунд изменить свое поведение, что-то негативное в себе ликвидировать и далее вести себя беспристрастно.

– Следующий вопрос: «Что делать с распространяемыми баптистами, свидетелями Иеговы листовками, объявлениями? И как поступать, когда видишь, как они убеждают людей (и порой вполне успешно)?»

– Если такие листовки попали в Ваш почтовый ящик либо Вам положили их у двери в подъезде, необходимо посмотреть, что там написано. Очень часто на подобного рода листовках бывают цитаты из Священного Писания, поэтому, конечно, их нельзя утилизировать обычным бытовым способом.

– Даже если это их листовки?

– Да, слово Божие всегда остается словом Божиим. Наверное, самым правильным вариантом будет где-то их сжечь (может быть, на своем приусадебном участке), в непопираемом месте.

А как вести себя, когда становишься свидетелем, как тот или иной сектант пытается склонить на свою сторону слушающих людей? Я думаю, если позволяют обстоятельства, необходимо вступить в диалог и изложить православное вероучение в целом, а также конкретно относительно той или иной темы, вокруг которой идет обсуждение. Но для того чтобы участвовать в дискуссии данного рода (собственно, как и вообще чтобы участвовать в любой дискуссии), необходимо четко знать, о чем ты собираешься говорить, иметь соответствующие знания и способность доходчиво излагать.

Иногда бывает так, что человек хочет изложить ту или иную мысль, хочет сделать доброе дело, но пробелы в знаниях, какая-то, может быть, неопытность приводят к совершенно обратному эффекту. Иными словами, я хочу сказать о том, что любой диалог православного христианина с инославным человеком (либо с носителем другой религии, либо с сектантом) должен быть качественным.

– Кстати, в этой ситуации, если вмешаться в разговор и проявить какое-то невежество, перед человеком предстанет выбор, и не всегда в нашу пользу.

 Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Книге Бытия есть слова: "И увидел Господь Бог, как велико развращение человека на земле", а в конце Он говорит: "Истреблю человеков с лица земли, которых Я сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их". Раскаиваются обычно в ошибках, и получается, что сотворение человека было ошибкой. Но Бог сохраняет Ноя, а потом появляются Содом и Гоморра – опять ошибка. И я не уверен, что развращение современного мира меньше, чем допотопного. Это уже третья ошибка. Объясните мне это».

 – Господь Бог не совершил никакой ошибки, равно как и не создал зла в нашем мире. Все ошибки, все грехи, которые имеют место в нашей жизни, являются результатом грехопадения. Первым создателем зла был Денница – дьявол, который еще до создания земного мира отпал от Бога вследствие своей гордыни. А затем этот же страшный грех гордости совершили наши прародители, первые люди – Адам и Ева.

Почему так произошло? Потому, что Господь наделил человека свободной волей. Свобода воли – это один из атрибутов Господа Бога, который Он также даровал и человеку, ибо мы являемся носителями Его Божественного образа и в каждого из нас заложен потенциал для того, чтобы мы достигли в себе раскрытия этого Божественного образа, то есть стали богоподобными. А поскольку у человека есть свобода воли, у него есть выбор, как поступать: жить по Божественным заповедям либо их нарушать.

Первым людям, Адаму и Еве, была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Эта заповедь заключала в себе необходимость любви к Господу Богу со стороны человека, послушания, почтения и всего остального. Но человек, к сожалению, пользуясь своей свободной волей, нарушает Божественную заповедь и совершает грех.

Если бы Господь Бог не даровал человеку свободной воли, а заложил  в него некий алгоритм действий, такой, какой Он хочет Сам, то тогда мы бы не были носителями образа и подобия Божия, тогда человек не был бы венцом творения и мы бы имели совершенно другое предназначение. А предназначение человека заключается в том, как говорят святые отцы, чтобы он стал богом по благодати. Господь сотворил мир и нас – людей и нам вручил в управление окружающий мир. Это подразумевает необходимость заботы человека об окружающей среде, продолжение того творения, что было сделано Господом Богом.

Но когда человек стал укореняться в грехах, в пороках (и в упомянутой Вами главе Книги Бытия говорится о том, что греховность и развращенность достигла своего предела), то это стало поводом праведного гнева со стороны Господа Бога. И слово «раскаялся», которое используется в данном контексте, означает не признание своей ошибки, ибо никакой ошибки не могло быть; это означает констатацию Господом Богом того факта, что, к сожалению, человек использует свою свободную волю не во благо, а во зло.

Поэтому Господь уже в Ветхом Завете неоднократно пытался положить пределы злу, и таковым был потоп во времена Ноя. Это было очень грозное явление, когда действительно все грешники были истреблены и было оставлено лишь семейство праведного Ноя. И мы знаем, после потопа Господь сказал, что более не будет повторять такой кары, потому что она действительно была очень грозной и выразительной для всего человечества.

Но так или иначе Промысл Божий в различных формах полагает пределы злу. Там, где зло превосходит добро, где злые поступки приводят к таким последствиям, которые просто вопиют к небу, Господь, безусловно, вмешивается и уничтожает зло либо делает так, что эти последствия зла в конечном итоге служат неким благим целям. А вообще Господь безгранично любит род человеческий, и ярким свидетельством того является искупительная жертва, которую совершил во имя спасения всех нас Господь Иисус Христос, Сын Божий.

– Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Господь Иисус Христос взял наши немощи и болезни на Крест, и ранами Его мы исцелились. И заповедь о том, что прежде всего надо искать Царствия Небесного, а остальное приложится, говорит, что молиться-то мы должны больше о наших духовных грехах, а в остальном Господь Сам знает наши нужды. Стоит ли вообще молиться о материальном? Может быть, нам нужно только и делать, что молиться о духовном? И второе: как не впасть в осуждение, находясь среди большинства неверующих людей, которые только и делают, что осуждают? Если находишься в прямом диалоге с ними, очень часто попадаешь в грех осуждения».

– Первый вопрос является очень интересным и довольно распространенным. Мы упомянули о том, что Промысл Божий действует в отношении каждого человека, искореняет зло там, где оно переходит границы, и делает все для блага человека. И в этой связи у многих людей может возникнуть вопрос: если Господь Сам всем управляет, если Он Сам заботится о людях, то стоит ли нам вообще молиться? Может быть, действительно не нужно ничего у Бога просить (Он все знает), просто раскаиваться в своих грехах, стараться совершенствовать свою духовную жизнь?

Безусловно, в первую очередь наше внимание должно быть сосредоточено на жизни нашей души, на том состоянии, в котором пребывает наш дух. Мы должны просить Господа помочь нам идти по лестнице деятельного восхождения, искоренять в себе грех, злобу, всякую неправду и становиться чище, лучше и идти на вершину святости, как и сказано о том в слове Божием. Но человек в любом случае устроен таким образом, что не думать о материальном он не может. Даже если мы сегодня с вами постараемся максимально сконцентрироваться исключительно на вещах духовных, сама жизнь на земле, в обществе окружающих людей, в котором существуют определенные правила, понятия, установки, связи, будет так или иначе говорить нам о тех вещах, которые нам необходимы.

Поэтому очень часто всякий человек беспокоится по поводу таких тем, как хорошее образование, достойная работа, заработная плата, создание семьи, рождение детей, семейное счастье, благополучие. И в этом нет ничего зазорного. Безусловно, Господь Сам знает, какое лучшее образование каждому из нас получить, на какую профессиональную стезю лучше каждого из нас поставить, кому и в какой момент необходимо создать семью и так далее. И, конечно, Господь направляет наш ум, наше сердце, наши стопы к тем решениям, которые должны произойти в тот или иной момент нашей жизни.

Но если мы понимаем, что всей нашей жизнью руководит Господь Бог, если верим в то, что Господь действительно Своим Промыслом управляет нашей жизнью, то в своей молитве о тех или иных земных вещах мы, собственно, и выражаем нашу веру в это. Что Господь руководит нашими мыслями, чувствами, нашей жизнью и устрояет все во благо. Если мы молимся Господу о ниспослании тех или иных земных вещей, то, несомненно, делаем это с таким осознанием: пусть Господь подаст нам это в том случае, если это действительно нам нужно, и в тот момент, который будет для этого наиболее благоприятным.

Таким образом, если подытожить, то можно сказать, что наша молитва о делах земных, о вещах материальных должна быть свидетельством выражения нашей искренней веры в то, что Господь управляет нашей жизнью Своим Промыслом. Это должно быть свидетельством того, что все свои желания, связанные с нашим земным благополучием, мы отдаем в руки Божии, склоняемся перед Ним и готовы принимать то, что Господь нам ниспошлет.

– Очень важный вопрос, который часто задают: «Хочу исповедоваться первый раз. Естественно, страшно. Что нужно сделать для того, чтобы исповедь была полной?»

– Тоже очень важный вопрос, который значим для многих людей, в том числе для тех, кто впервые переступает порог храма либо готовится к приходу в церковь. Исповедь – это таинство, в котором Господь Бог вследствие искреннего раскаяния человека прощает все его грехи. Мы знаем, что прощение грехов происходит в таинстве Крещения, когда, погружаясь в крещальные воды, мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа – и вся наша предыдущая жизнь, все те злые поступки, которые были в нашей жизни, омываются водами крещения. И через крещение мы способны усваивать плоды искупительного подвига Господа Иисуса Христа.

Но мы все прекрасно знаем, что большинство людей в нашей христианской стране крещены в детстве; и сейчас мы крестим детей. И перед крещеным младенцем стоит целая жизнь, в которой будет много всего, в том числе грехов и пороков. Как же быть? Неужели нужно еще раз креститься для того, чтобы омыть грехи? Нет. Для этого и установлено таинство Покаяния, Исповеди, которое нередко именуют малым крещением. Всякий взрослый человек, который впервые приходит в храм, конечно, сталкивается со страхом: «Как же я расскажу в присутствии священника о своих грехах, о своих злых действиях?» У кого-то возникают угрызения совести, у кого-то – некая стыдливость; кажется, что священник может тебя не понять, что он плохо подумает о тебе. Нужно отогнать подобного рода мысли.

Прежде всего необходимо помнить о том, что на исповеди мы все свои грехи рассказываем Самому Христу Спасителю, Который незримо стоит и принимает наше раскаяние. Священник в данном случае выступает лишь в роли свидетеля, он не является судьей, он не имеет права осуждать человека, порицать его, укорять. Его задача заключается в том, чтобы засвидетельствовать раскаяние человека и дать определенного рода советы, как человеку дальше следует устраивать свой жизненный путь.

Кроме того, необходимо помнить, что любой священник такой же человек, как и все остальные. У каждого священника также есть свои грехи и пороки, и, может быть, у некоторых священников их не меньше, а даже больше, чем у мирян. Поэтому не стоит смотреть на священника как на человека, который не способен понять тебя на исповеди, или смотреть на него как на грозного судью, который непременно будет тебя осуждать.

Это ложный стыд, ложный страх; его нужно преодолеть, не стоит обращать на него никакого внимания. Когда подобного рода стыдливые ощущения возникают у нас, то мы должны задуматься над тем, как тяжело, как стыдно и как горько будет нам в момент Страшного суда, если мы не раскаемся в своих грехах на земле. Ибо, как сказано в Священном Писании, то, что разрешено будет людям на земле (те грехи, от которых они будут разрешены), будет разрешено и на небе. А с тем, что останется неразрешенным на земле, человек и предстанет в момент Страшного суда.

А там уже будет не один священник в качестве свидетеля, а Сам Господь Бог со всеми святыми, да и вообще будут присутствовать все люди, которые когда-либо жили на нашей земле. Поэтому нужно преодолеть свой стыд в связи с грехами здесь, на земле, в этой жизни, чтобы очиститься от всего этого и предстать пред Господом Богом светлыми, чистыми, с добрыми делами, которые мы могли бы представить в качестве плодов нашей жизни.

– Почти у каждого такая проблема: каждую исповедь говорим одно и то же. Просто повторяешь все из раза в раз. Можно заготовку сделать и ходить с ней каждый раз. Что делать? Стоит ли все повторять на исповеди? Как правильно?

– Конечно, необходимо от исповеди к исповеди улучшать свое духовное состояние, очищаться и избавляться от грехов и пороков, страстей. Но мы знаем, что существуют разные грехи. Есть грехи смертные, которые являются корнями для прочих более мелких грехов и пороков, и есть мелкие грехи, которые представляют собой производное от тех или иных грехов, являющихся основополагающими.

Прежде всего необходимо на исповеди раскаиваться и затем искоренять то, что больше всего отравляет нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей. Если не получается сразу искоренить тот или иной грех, то, по крайней мере, от исповеди к исповеди нужно стараться достигать определенного духовного прогресса. Если какому-либо греху ты поддаешься каждый день, то начни с того, что после исповеди будешь стараться делать все, чтобы эта слабость не повторялась у тебя ежедневно, а становилась все более редкой. И так постепенно можно приходить к полному отказу от того или иного порока, отягчающего нашу жизнь.

Но есть и мелкие грехи, которые часто встречаются в нашей повседневной, бытовой жизни. Безусловно, их нужно исповедовать. И, наверное, очень трудно вообще не подвергаться этим мелким грехам. Наверное, на это способны только те подвижники, которые пребывают в безмолвии и в каких-либо пустынных и отдаленных местах. Главное, чтобы исповедь не становилась для нас неким машинальным ритуалом, в ходе которого мы перечисляем стандартный набор грехов, а после разрешительной молитвы, произнесенной священником, не делаем ничего для того, чтобы эти грехи искоренять из своей жизни.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Почему крещение так важно для христиан?»

– Крещение – это наш ответ Господу Богу на Его любовь, на искупительную жертву Сына Божия. Через крещение человек входит в благодатное Христово Царство, которое начинается уже на земле в рамках святой Православной Христовой Церкви. Господь Иисус Христос пострадал за каждого из нас на кресте, он искупил первородный грех, совершенный Адамом и Евой, который переходит на каждого из нас по наследству от родителей. А также Господь искупил вообще все грехи, которые совершали, совершают и будут еще совершать люди.

И чтобы мы усвоили это искупление, чтобы кровью Христовой были омыты от всех прегрешений, нам необходимо сделать свой шаг навстречу Господу Богу, нам необходимо поверить в Него и жить в соответствии с этой верой. И вот таковым нашим актом волеизъявления является крещение, то есть посвящение себя Господу Богу, принятие веры во имя Отца и Сына и Святого Духа, принятие Христа и Его Евангелия и жизнь в соответствии с этим Евангелием. Таким образом, именно крещение открывает для нас возможность вхождения в благодатную жизнь с Господом Богом, именно крещение дает нам возможность очищения и наследования вечной жизни в раю.

– Следующий вопрос: «Не люблю людей. Как же выполнить основную заповедь Христа? Как же приобрести любовь Божию для спасения души?»

– Любовь – это наивысшая заповедь. Когда Спасителя спросили, какая есть самая главная и наивысшая заповедь, Он назвал заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, всем разумением твоим и ближнего своего, как самого себя». Действительно, как же научиться любить людей, в том числе и врагов? Как научиться не осуждать людей, когда ты порой пребываешь в обществе тех, кто злословит и осуждает окружающих? Это очень сложный момент. Стяжание любви порой занимает всю сознательную жизнь человека.

Любовь – это Божий дар. Нельзя сказать, что одним он дан, а другим не дан. Но ведь когда человек рождается, он без всякого научения проявляет любовь к своим родителям, потому что те заботятся о нем, делают все необходимое для его жизни, его счастья. Таким образом, любовь записана в нашем подсознании.

Точно так же, как в нас заложена любовь к родителям, в нас заложена любовь и ко всем окружающим. Потому что каждый человек стремится к прекрасному,  хорошему. Неиспорченный духовно человек не может желать зла, чего-то плохого, отрицательного. Он стремится к гармонии и красоте. А раз он стремится ко всему спектру этих добрых эмоций, качеств, чувств, ощущений, это означает, что любовь заложена в нем изначально.

Но любовь мы можем в себе развивать, а можем и подавить. И когда происходит подавление любви, тогда ее место в нашем сердце занимает ненависть. Ненависть, отсутствие любви является результатом человеческой гордости, себялюбия, когда человек думает только о себе. Не случайно Господь сказал: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Если ты любишь себя, если желаешь себе всего хорошего, ты должен этого же желать и тем людям, которые тебя окружают. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Мы очень часто с легкостью проявляем любовь и творим дела любви по отношению к нашим родным и близким, к друзьям, по отношению к тем людям, которые с нами хорошо поступают, которые любят нас. Но, как свидетельствует Евангелие, этого недостаточно. Если мы любим тех, кто нас любит, если мы благотворим тем, кто нам делает добро, если мы взаймы даем, ожидая получить это обратно, то какая от этого нам будет польза? Никакой, говорит Евангелие, ибо так поступают грешники. Господь же дает нам заповедь совершенной любви, когда мы призываемся любить не только тех, кто поступает хорошо по отношению к нам, но и тех, кто является нашим врагом, кто делает нам зло, кто нас осуждает.

Конечно, степень любви бывает разной. И одна степень любви по отношению к нашим родителям, другая степень любви по отношению к нашим друзьям. Но когда речь идет о наших врагах и мы понимаем, что очень трудно поступать с врагами так, как мы поступаем с людьми, которые нам близки и дороги, то тогда мы должны определить для себя хотя бы то, что не стоит с врагами поступать так, как они поступают с нами. Не стоит отвечать злом на зло, не стоит злословить в ответ на злословие, не стоит делать злые поступки, если кто-то по отношению к тебе совершил злой поступок. Все это рано или поздно вернется к тебе самому, потому что все это будет проявлением ненависти, мстительности, которая в тебе живет.

Когда мы не отвечаем злом на зло, уже можно сказать, что какую-то (может быть, достаточно значительную) меру любви к врагам мы проявляем. Конечно, хорошо не только нейтрально относиться к злому человеку, но еще и сделать в ответ на его зло что-то доброе. Но если на это пока еще у кого-то из нас не хватает духовных сил, то, по крайней мере, как уже было сказано, нужно воздержаться от мстительности, от творения зла в ответ на зло.

– Следующий вопрос: «Кто первый должен идти к Причастию? Есть ли какие-то правила и установления? Или это вопрос традиции?»

– Это скорее всего вопрос некоего обихода. Обычно в монастырях к Причастию, как и положено, вначале подходят насельники монастыря, затем те люди, которые несут там послушания, затем идут мужчины, а после них к Причастию приступают женщины. Иногда с такой практикой мы сталкиваемся и на тех или иных приходах, но я полагаю, что данная практика не является общеобязательной. Наверное, все должно устраиваться исходя из условий и особенностей местного прихода.

– Еще один вопрос: «Брат лишил себя жизни. Как теперь за него молиться? В церкви отказываются принимать записки».

– Самоубийство – очень страшный грех, поскольку, совершая его, человек уже не имеет возможности раскаяться в содеянном. Но никто из нас не должен выносить окончательного суждения о человеке, каким бы ни был страшным его поступок. Конечное суждение о человеке, о воздаянии ему принадлежит исключительно Господу Богу. И то, каким образом Господь будет вершить суд, на что Он будет опираться в момент вынесения вечного приговора человеку, никто из нас не знает. Но в соответствии с традицией Православной Церкви не положено совершать церковное поминовение самоубиенных. Однако существует возможность частной молитвы, никому из нас не возбраняется просто прийти в храм, встать возле иконы и помолиться Господу о прощении грехов и упокоении тех людей, которые сами свели счеты с жизнью.

Также в Русской Православной Церкви принят чин молитвенного утешения сродников тех, кто самовольно закончил свою земную жизнь. Вы можете обратиться к священнику с просьбой, чтобы такой чин был совершен. Также в соответствии с церковной традицией о тех людях, которые покончили жизнь самоубийством, равно как и о тех, кто умер без святого крещения и покаяния, нередко молятся святому мученику Уару, читают соответствующий канон, акафист этому святому. Молятся и святой великомученице Варваре. К ним обращаются с просьбой о том, чтобы они ходатайствовали пред Господом о прощении грехов этому человеку.

Еще очень важный момент, который каждый из нас должен иметь в виду, если мы хотим улучшить посмертное воздаяние тех, кто окончил жизнь самоубийством (либо вообще наших усопших близких), – это добрые дела, которые мы должны совершать в их память. Стоит совершить какую-то жертву, оказать кому-то помощь, совершить какие-то благие поступки и попросить, чтобы Господь как бы принял это доброе дело в качестве умилостивительной, молитвенной жертвы в память об этом человеке.

– Попрошу Вас в завершение нашей программы обратиться к нашим телезрителям.

– Хочу поблагодарить всех телезрителей за наш сегодняшний диалог, за вопросы, которые были заданы. Каждый из них имеет большое значение, в том числе и для тех людей, кто, быть может, впервые переступает порог храма. Пусть все то, что мы сегодня обсуждали, останется в нашем уме, в нашем сердце, в нашей памяти и послужит делу нашего духовного совершенствования. Пусть Божие благословение и покров Царицы Небесной пребывают со всеми вами!

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы