Архипастырь. Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан

8 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви. Передача из Екатеринбурга.

– Студию телеканала «Союз» в г. Екатеринбурге посетил митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, глава Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

Владыка, мы рады приветствовать Вас у нас в гостях.

Двадцать третьего ноября исполнилось бы восемьдесят лет ушедшему от нас в минувшем году Блаженнейшему митрополиту Владимиру, которого многие и многие христиане вспоминают очень тепло, с добром. Двадцать два года он был предстоятелем Украинской Православной Церкви. Наверняка и у Вас есть какие-то теплые воспоминания об этом достойнейшем архиерее. Поделитесь ими, пожалуйста.

– Личность Блаженнейшего митрополита Владимира занимает особое место в нашей новейшей церковной истории. Это был выдающийся архипастырь, Человек с большой буквы, без всякого преувеличения. Мне посчастливилось на протяжении одиннадцати лет трудиться под его непосредственным руководством, его управлением. Я исполнял обязанности управляющего делами Украинской Православной Церкви, затем по благословению митрополита Владимира и решением Священного Синода был назначен на должность, которую сейчас занимаю в нашей Церкви, – председателя Отдела внешних церковных связей. Общение с Блаженнейшим митрополитом Владимиром навсегда останется в моей душе и моем сердце, потому что для всех нас он действительно был отцом, который дал нам путевку в духовную жизнь.

Я приехал в Киев в 1994 году, только закончив обучение в Христианской богословской академии в Варшаве, и, будучи еще простым иеромонахом, по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира, остался в лавре, затем был принят в число преподавателей Киевских духовных школ, занимал должности инспектора, проректора, затем был рукоположен во епископа и назначен управляющим делами Украинской Православной Церкви и викарием Блаженнейшего митрополита Владимира. Практически вся моя жизнь – как администратора, преподавателя, викария – прошла под его непосредственным попечением. Митрополит Владимир действительно уникальный человек. С ним можно было очень легко вести беседу на любые темы: и на темы, касающиеся исполнения моих непосредственных обязанностей, и на темы, касающиеся каких-то личных вопросов. Он всегда старался найти доброе слово, поддержать в трудную минуту. Блаженнейший принимал всех, невзирая на то, молодой это человек или человек старшего поколения, занимает человек какое-то положение в обществе или это простой рабочий – он был настолько открытым, настолько доступным для каждого, что люди сегодня с любовью вспоминают и его службы, и его благословения. Я помню, как он, выходя из храма или идя на службу в храм, благословлял огромное количество людей: каждый хотел прикоснуться или к его руке, или к одежде; каждому хотелось получить его благословение.

Роль Блаженнейшего митрополита Владимира в нашей церковной истории трудно переоценить, потому что он был избран на Киевскую кафедру в очень трудное для нашей Церкви время, – время, когда начался церковный раскол, когда в нашей стране начались нестроения, когда нашу Церковь просто не принимали, игнорировали. На первых порах ему было очень трудно. Но благодаря авторитету, который он уже имел к тому времени и среди епископата, прекрасно знавшего Блаженнейшего, и среди духовенства, благодаря тому что родился и вырос в Украине (в селе Марковцы Хмельницкой области), к нему сразу потянулись люди. И хотя я не был свидетелем его прибытия в Киев после избрания на Киевскую кафедру, очевидцы, с которыми я общался и которые были свидетелями этого события, говорили, что это было что-то неповторимое, что это была Пасха. Люди, встречая Блаженнейшего (а это было огромное количество народа – тысячи людей, которые пришли на Киевский вокзал, для того чтобы встретить своего архипастыря) и провожая его в лавру, пели пасхальные песнопения. Блаженнейший рассказывал, что когда он подъезжал уже к Киеву, к нему в поезд подсели сотрудники КГБ и сказали, что лучше бы ему выйти где-нибудь раньше, чтобы, не дай Бог, не было никаких столкновений или каких-либо непредвиденных обстоятельств. На что Блаженнейший ответил: «Я еду к своей пастве, мне бояться нечего». И вот он приехал, на вокзале его торжественно встретили, провели в лавру, и с того момента началась новая страница в истории Украинской Православной Церкви.

Будучи долгое время непосредственным помощником Блаженнейшего митрополита Владимира, я могу свидетельствовать о том, сколько ему приходилось решать самых различных вопросов: и с руководством страны, и с политиками, и с предпринимателями, и с другими людьми, чтобы общество приняло Церковь, чтобы с Церковью начали считаться, чтобы Церковь стала тем институтом, который вносил бы в это общество дыхание духовности, проповедь евангельских истин. Эту линию на духовное оздоровлен ие нашего общества, на укрепление единства нашей Церкви он и проводил до самых последних дней своей жизни. Даже невзирая на тяжелый недуг, который сковал его, он тем не менее всегда имел чистый разум, прекрасно понимая то, что происходит в стране, и очень переживал особенно по поводу последних событий, произошедших в Украине. Но никогда не унывал и всегда, когда мы спрашивали его, как же будет дальше, как нам жить и устраивать наши дела, очень спокойно говорил: «С нами Бог, как-то оно все будет». Вот эти несколько слов настолько западали в душу, внушали такой оптимизм, что все проблемы забывались и казались уже не столь неразрешимыми. Именно его вера, которая давала Блаженнейшему такой оптимизм, помогла, наверное, выжить и нам в непростое и сложное время. Поэтому мы всегда в своем сердце, своих молитвах помним его, молимся о нем и надеемся, что он тоже о нас не забывает.

– Владыка, люди, с которыми мы много и подолгу общаемся, нередко становятся нашими учителями. Какой главный урок дал Вам митрополит Владимир? Частично Вы уже об этом сказали, но, может быть, есть что-то еще?

– Что касается каких-то личных моментов, то Блаженнейший всегда (и он это часто показывал своим личным примером) говорил: «Ничего для себя не просите, но и ни от чего не отказывайтесь». Это был девиз его жизни, он часто повторял эти слова. То есть если Церковь оказывает тебе доверие и дает какое-то послушание в епископском ли сане, пресвитерском ли, ты должен исполнить его как можно лучше, как можно добросовестнее. Именно так и поступал Блаженнейший. Он всегда учил любить людей, какими бы они ни были – со всеми недостатками и проблемами. Он умел это делать сам: мог тонко, часто с юмором так подчеркнуть какие-то недостатки людей, что этого было достаточно для того, чтобы понять какую-то свою ошибку или неправильное действие. Это было очень ценно.

– Владыка, у нас получилось очень светлое начало беседы, но дальше, если позволите, я перейду к проблемам. Хорошо известная китайская мудрость гласит: не дай тебе Бог жить в эпоху перемен, но мы живем именно в эту эпоху. Когда не просто меняется, а рушится очень многое из того, что было привычным, казалось таким надежным, добрым, мирным. Как сохранять душевный мир и внутреннее спокойствие в этих обстоятельствах?

– Перемены бывают разными, и переживает их человек по-разному. Большие, сложные, кардинальные перемены переживаются труднее; те, что попроще, – легче, мы быстрее адаптируемся к новым обстоятельствам. Но самое главное, какие бы перемены ни происходили (а жизнь и состоит из таких разных перемен, просто мы не всегда об этом задумываемся, не всегда это замечаем), даже серьезные геополитические изменения в жизни и деятельности нашего общества, всегда нужно помнить слова Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам, когда возносился на небо: «Я с вами во все дни до скончания века». А ведь апостолы в свое время тоже жили в эпоху перемен, но сумели преодолеть и преследования, и непонимание, и пренебрежение к их словам. Если с нами Господь, если мы к Нему обращаемся в молитве, если мы просим, чтобы Господь укрепил наши духовные, телесные силы, просветил, вразумил нас и дал нам сил и мужества, Господь все это даст, и какие бы перемены ни были, с Божьей помощью мы их сможем преодолеть. Нет того, что человек бы не смог пережить, понести выше своих сил, ведь не зря же сказано, что Господь не посылает креста выше человеческих сил, и, может быть, эти перемены (которые тоже являются своеобразным крестом) Господь посылает нам, зная, что мы, уповая на Его помощь, сможем и эти трудности преодолеть. Конечно, мы не всегда это понимаем, и в силу наших слабых человеческих сил, какого-то страха и неуверенности, которые чаще всего происходят от недостаточности нашей веры и любви к Богу, получается, что мы боимся и с неуверенностью смотрим в наше будущее, не знаем, как себя вести и как устроить свою жизнь. Но если мы с Богом, если мы будем помнить Его слова, то я думаю, что никакие перемены нам не будут страшны.

Ведь наша Церковь после переворота 1917 года тоже пережила время страшных перемен, когда все перевернулось с ног на голову, когда были и преследования, и физическое уничтожение Церкви. Но благодаря той вере, которую имели крепкие духом люди, которых мы сегодня почитаем в лике новомучеников и исповедников, благодаря их трудам, их страданиям, их крови наша Церковь пережила все это, и сегодня мы пользуемся спокойствием и обустраиваем нашу и церковную, и личную жизнь. Я думаю, что мы должны идти этим путем и дальше и не бояться никаких перемен.

– Владыка, каждый день мы читаем молитву «Отче наш», где есть слова, порой нас обличающие: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Вспоминается история: когда митрополит Антоний Сурожский был еще подростком, он никак не мог простить кого-то, кто его обидел, и духовный отец сказал ему: «Ну, тогда ты пропускай эти слова в молитве». Когда он попробовал так делать, то понял, что не может без этих слов читать молитву, потому что хочет быть прощенным Богом. И тогда он смог простить. Заповедь Спасителя о любви к врагам и о прощении кажется такой простой в плане достижения нами спасения таким способом, но и такой сложной, когда тебе или твоим близким действительно причинили горе, когда кто-то стал причиной твоих страданий или страданий любимых людей, когда кто-то тебя оклеветал. Как любить врагов в этой ситуации – когда тебе не просто на ногу наступили или как-то задели твою гордость, а когда все очень серьезно?

– Конечно, заповедь эта достаточно сложная в нашем человеческом понимании. Иногда приходится слышать даже такое мнение, что это вообще нереально – простить своего обидчика, своего зложелателя. Наоборот, когда нас кто-то обидит, сделает нам что-то плохое, мы стараемся как-то отомстить этому человеку, ищем возможность отплатить ему тем же, а то и сделать хуже того, что он сделал нам. Но нужно понимать: насколько эта заповедь трудна, настолько может быть и легко исполнима. Главное, нужно всегда помнить, что если мы будем воздавать злом за зло, то зло будет только умножаться. А если мы найдем в себе силы (а силы нам даст Господь через нашу к Нему молитву), переступив через себя, через свои личные амбиции и эмоции, по крайней мере не отплатить человеку, нас обидевшему, тем же, то рано или поздно этот человек поймет, что он поступил неправильно по отношению к нам. Есть множество тому примеров, когда, поступая именно таким образом, обидчики, осознавая свою неправоту, приходили и примирялись с другим. Два человека примирились, и, таким образом, зло преодолевается. Мы можем это сделать, хотя это и трудно, но нужно постараться научиться переступать через какие-то свои личные эмоции и настроения. И помнить, что по-другому мы никогда не преодолеем и не победим зло, потому что одно зло, причиненное и помноженное на другое, только увеличивает его. Посмотрите на пример Самого Господа: ведь, имея такую Божественную власть, Он мог бы наказать Своих обидчиков, Своих распинателей, но Он, наоборот, молился о них; они предавали Его на такую ужасную смерть, а Он молился о них и по Своему человечеству их простил. Это и в наших силах, и мы можем это делать, ведь мы верующие люди и должны помнить, что если не будем прощать нашим ближним каких-то обид и прегрешений по отношению к нам, то и Господь нам не простит. Господь говорит: если хотите, чтобы вас простили, и вы прощайте; если хотите, чтобы вас любили, и вы любите; если хотите, чтобы вам делали добро, и вы делайте добро. Это все взаимосвязано, и хотя эта заповедь и кажется трудноисполнимой, тем не менее это вполне реально и в наших силах, нам нужно только сосредоточиться и глубже понять значение этой заповеди. Исполнение заповеди не будет означать, что мы тем самым проявим какую-то слабость, наоборот, тот, кто сумеет простить своего обидчика, покажет свою силу и даже свое превосходство. Поэтому я думаю, что эта заповедь нам по силам, и если есть такие случаи в нашей жизни, то ни в коем случае не нужно стараться воздавать людям злом за зло. Если мы не можем простить, то можно просто помолиться за того человека, который поступил с нами несправедливо. Но ведь бывает и так, что мы сами являемся причиной каких-то не очень хороших действий со стороны других людей. Чаще всего мы этого не замечаем и всегда обвиняем того, кто, как нам кажется, нас обидел. Поэтому нужно быть очень внимательными к себе, к своим действиям и поступкам. Но еще раз повторю: заповедь эта вполне реализуема в нашей жизни.

– То есть получается, что здесь, если можно так выразиться, один рецепт – любовь к Спасителю, доверие к Его словам и внимательное отношение к тому, что ты делаешь, что думаешь и что говоришь.

– Безусловно! Мы должны следить за каждым своим словом, за каждой своей мыслью, я не говорю уже о каких-то поступках. А все это проистекает из заповеди любви.

– Владыка, в продолжение темы: потеря близких, причем потеря неожиданная, во время бомбежки, теракта, в транспортной катастрофе – это то, с чем люди сейчас сталкиваются, может быть, чаще, чем еще десять – двадцать лет назад. Как это пережить? Что бы Вы сказали тем, кто в данный момент переживает потерю близких?

– Конечно, потеря близких людей переживается всегда очень тяжело. Часто мы бываем беззащитны перед проявлениями агрессии и ненависти. Но я думаю, что в любом случае мы не должны отчаиваться, потому что отчаяние – очень плохое состояние, которое может привести человека к трагическим последствиям. Что бы ни случилось, даже если мы потеряли родных и близких людей, мы не должны думать, что жизнь на этом останавливается; мы должны жить дальше, молиться Богу, чтобы Господь вразумил тех, кто производит такие страшные действия, когда гибнут невинные люди. Те, кто должен бороться с проявлениями этой агрессии, с терактами, пусть занимаются своим делом, но нам ни в коем случае нельзя падать духом! Нам нужно молиться Богу за своих усопших, за тех, кто пострадал, кто покалечился, потому что другого пути у нас нет. Мы не всё можем сделать, наши возможности ограниченные, особенно перед такой угрозой, как терроризм, который сегодня волнует весь мир. Я думаю, что те, кто может реально бороться с этим злом, должны объединить свои усилия, потому что одному человеку или одному государству трудно бороться с проявлениями насилия и агрессии. Мы можем сделать это только все вместе.

– Владыка, Вы знаете, когда разбился российский самолет, летевший из Египта, и погибло более двухсот человек, священники Санкт-Петербургской митрополии работали в аэропорту с родственниками тех, кто так внезапно ушел из жизни. И батюшка, беседовавший с близкими погибших, рассказывал о женщине, которая спрашивала его с горечью: «Ну как же так? Я ведь читала акафист святителю Николаю, пока они летели! Почему же все-таки это произошло?» И он говорил, что в этой ситуации он не мог сказать ничего утешительного – можно было только сесть рядом и плакать. И все-таки когда не исполняются наши молитвы о самом важном или когда они внезапно вот так прерываются, когда мы долго о чем-то просим, может быть, даже не о чем-то личном, а об общественном, значимом для миллионов людей, и это не исполняется, нужно ли верить, надеяться и продолжать молитву или надо отступиться и подумать, что Господу, может быть, это не угодно?

– Нет, ни в коем случае! Мы должны молиться всегда, не переставая, а в таких обстоятельствах молиться еще усерднее. Пусть даже какими-то своими простыми словами, но излить перед иконой Богу то, что у нас на сердце и на душе. И обязательно будет облегчение! То, что мы молимся и иногда не получаем просимое, это уже тайна премудрости Божией. Мы не знаем, почему Господь устроил именно так, и мы не можем каким-то образом повлиять на то, если Господь определил, что должно быть именно так. Поэтому и выходит, что когда мы не получаем того, что просим, начинаем роптать на Бога, считая, что Он поступает с нами несправедливо. Но нужно помнить и о том, что враг рода человеческого тоже не дремлет, тоже противодействует нашей молитве и нашему движению вперед, к духовному совершенству. Причиной того, что мы не получаем просимого, является не Бог, а только наши личные недостатки.

– То есть надо опять же посмотреть на себя?

– Да, обязательно! Надо быть очень внимательным к своему духовно-нравственному состоянию.

– Владыка, какие главные духовные проблемы наших дней Вы бы назвали? Какие опасности в большей степени подстерегают современных христиан? Кто-то говорит – сейчас время комфорта, который очень сильно нас расхолаживает, и мы уже готовы променять Христа на поход в торговый центр: вместо того чтобы пойти в субботу вечером на всенощное бдение, гораздо легче и приятнее пойти погулять по магазинам. То есть все больше начинают присутствовать незаметные, малозначащие предательства, но духовная жизнь – это такое поле брани, где ничего малозначащего не бывает. А кто-то говорит, что главная опасность – в разделении христиан, которое начинается по любому поводу между приходами или внутри приходов, несмотря на то что вроде бы все христиане, все верят во Христа и должны быть едины. Не об этом ли молился Господь, как мы знаем из Евангелия? Но это только два примера, а что бы Вы сказали?

– Я думаю, причина здесь в том, что иногда мы хотим не себя найти в Церкви, а Церковь подстроить под себя, под свои какие-то слабости. Поэтому высказываются иногда такие пожелания: «А может, было бы лучше, если бы Великий пост был не сорок дней, а гораздо меньше, зачем нам столько поститься?» Или: «Может быть, надо отменить поклоны, зачем нам поклоны? Зачем себя утруждать? И молитвы надо сократить!» Если мы будем подделывать Церковь под себя, ничего доброго из этого не получится. Видим: это и есть причина все большей секуляризации общества – как бы идти по линии наименьшего сопротивления. К сожалению, Католическая Церковь и многие протестантские деноминации пошли на поводу у человеческих страстей и немощей: евхаристический пост у католиков сокращен до двух часов, а протестанты практически совсем отменили посты – и Евхаристии там просто нет. То есть все было подстроено так, чтобы уступить человеческим слабостям и недостаткам. И в результате получилось, что сегодня в Западной Европе стоят пустые храмы, а некоторые храмы продаются различным учреждениям. Сегодня даже есть попытки передавать католические храмы мусульманским общинам, и все это потому, что Церковь пошла на поводу у немощи своих верующих. Православная Церковь сильна своим консерватизмом, именно в нем сила Церкви, потому что все сохранено так, как передали нам святые апостолы, мужи апостольские, святые угодники Божии. Именно церковной традицией мы и сильны, потому что духовная жизнь требует усилий, и если мы будем сдаваться просто так, без всякого боя, без сопротивления своим страстям, то в конечном итоге духовно себя обедним и никакой пользы для нас не будет. Духовная жизнь – это труд, который мы должны применять каждый день: молиться теми правилами, которые установила Церковь, соблюдать все без исключения посты; без всяких послаблений совершать те правила и каноны, которые предписаны нашей церковной традицией. Тогда мы будем сильными! Тогда наша вера не будет ослабевать и мы не будем потакать нашим желаниям сходить погулять по магазинам вместо того, чтобы идти в церковь.

– Спасибо, владыка! О верности православным канонам Вы говорили и в недавнем комментарии. Давая комментарий, Вы говорили о подготовке Всеправославного Собора, вызывающего тревогу у многих православных верующих. Если можно, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Что вызывает наибольшее беспокойство и как с этим быть?

– Поскольку большинство верующих людей не посвящено в тонкости подготовки к Собору, возникают различные опасения, что будут отступления от истин православной веры, что будет упразднение постов и многие другие новшества, которые вызывают у нас, мягко выражаясь, удивление и неприятие. На последнем заседании Синода Украинской Православной Церкви мы коснулись этого вопроса, потому что к нам приходит множество писем, да и устно люди спрашивают, что это будет за Собор и что он нам принесет. Поэтому я и давал комментарии по поводу того, какие документы будут приниматься на Соборе. Мы говорили о том, что не принят документ, который определяет роль Православной Церкви в сегодняшнем мире, а также документ, касающийся провозглашения автокефалии. Мы обратились с призывом, чтобы те, кто готовит эти документы, кто будет представлять их на Соборе, очень внимательно изучили мнение верующего народа. Чтобы не получилось так, что документы на Соборе примут, а на уровне простых верующих эти документы не будут иметь силы, не будут работать, что может привести к очередному расколу Церкви. Мы уже имеем такие примеры: это и новый стиль Греческой Церкви, и старостильные Церкви, и календарный вопрос в Поместных Православных Церквах, – все это сегодня до конца не высказано, до конца не объяснено и вызывает тревогу верующих людей. Поэтому в нашем обращении к пастве мы подчеркнули важность того, что те, кто готовит документы, должны быть очень внимательны к настроениям, которые сегодня имеют место в среде верующего народа.

– Владыка, правильно ли я поняла, что тревогу вызывает не сам факт созыва Всеправославного Собора, а то, что у людей есть неразрешенные вопросы, которые усугубляются тем, что люди начинают что-то еще себе придумывать, и эти неясные мнения распространяются дальше? Из этого действительно может вырасти опасность для Церкви – вплоть до ее раскола?

– Да, есть и такие разговоры, что это будет якобы Восьмой Вселенский Собор и все дружно предадут православие. Люди переживают не о самом факте созыва Собора, а о том, что будет на нем происходить. Они обеспокоены именно тем, какие решения будут приняты и как на них нужно будет реагировать. Поэтому мы, еще раз повторюсь, и упомянули в документе, что все должно быть очень хорошо продумано, чтобы, не дай Бог, не дать повода к соблазну для верующего народа.

– Спасибо, владыка, что Вы ответили на этот вопрос, потому что он очень острый: по зрительским откликам мы знаем, что многих он волнует, и очень важно, что Вы об этом сказали.

Хочется поговорить и о радостном. В 2014 году исполнилось 70 лет Луганской епархии. В этом году Луганск отметил свое 220-летие, и вообще 2015-й год – год 1000-летия преставления святого князя Владимира, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Торжества по поводу круглых дат почему для нас так важны? Какое значение для нас имеют эти юбилейные даты?

– Юбилей – это повод еще раз вспомнить и обратиться к своей истории. Потому что, не зная своей истории, мы не можем строить будущее, это аксиома, известная для всех. Кроме того, празднуя те или иные круглые даты, мы, конечно, подводим какие-то итоги того, что сделано за прошедший период, что нам удалось сделать, что не удалось. Поэтому это не только возвращение к прошлому, к своим истокам, но и прежде всего обращенность в будущее. Празднуя круглые даты, делая анализ всего того, что произошло за эти годы, мы имеем возможность строить какие-то планы на будущее. Я думаю, что с этой позиции нам очень полезно праздновать эти юбилеи. Ну и, конечно же, самое главное, каждый юбилей – это повод поблагодарить Бога за все то, что мы пережили за празднуемый период: и за радости, и за скорби; за все мы должны благодарить Бога, и это еще одна возможность принести Богу благодарственные молитвы. Я думаю, что в этом и есть самое главное значение празднования юбилеев.

Как Вы уже сказали, в нашей епархии было несколько юбилеев. К сожалению, в 2014 году мы не смогли отпраздновать 70-летие нашей епархии, потому что как раз в это время у нас велись очень интенсивные военные действия. Поэтому этот юбилей, несмотря ни на что, мы праздновали в этом, 2015 году. Мы не могли проигнорировать возможность поблагодарить Бога и наметить что-то на будущее. Конечно, военные действия помешали нам осуществить многие планы, в том числе и более широкое празднование юбилея нашей епархии. Но тем не менее мы все-таки по мере наших сил и возможностей стараемся идти в ногу со временем, отвечать на те вопросы, которые ставит перед нами современный мир, и мы опять будем что-то планировать на будущее, несмотря на то, как будут развиваться в дальнейшем события на Юго-Востоке Украины. Мы ничего не знаем, что уготовал нам Господь, но тем не менее, отвечая за Церковь, отвечая за епархию и за приходы, каждый настоятель на своем месте должен трудиться, должен молиться, не сидеть сложа руки, но, несмотря на трудные обстоятельства, трудиться во славу Божию для блага епархии, для блага верующего народа.

– Владыка, если можно, расскажите, пожалуйста, подробнее об истории Луганской епархии. Вот что интересно: семьдесят лет – это ведь получается, что епархия была сформирована сразу после окончания Великой Отечественной войны, но ведь было же православие на этой земле и раньше?

– Да, конечно, православие имеет очень глубокие корни на Луганщине. Я думаю, и так говорят некоторые историки, что появление здесь христианства связано непосредственно с Крещением Руси святым князем Владимиром, хотя каких-то конкретных свидетельств, исторических памятников того периода не сохранилось. Мы больше говорим о том периоде, когда на этих землях начали разрабатывать угольные месторождения, когда началось развитие металлургической промышленности и началось заселение этих регионов. Именно тогда эта территория начала формировать и определенные структуры церковной жизни, начали организовываться приходы, кое-где открывались даже монастыри. Луганск отпраздновал в этом году двести двадцать лет, и, наверное, так же, как и Екатеринбург, основанием своего возникновения имеет вот это развитие угольной и металлургической промышленности.

– В 1723 году был основан крупнейший в России железоделательный завод, оттуда мы и пошли…

– Да, а у нас шахты, хотя и металлургический завод тоже был организован. Люди начали заселять эти территории, возникали города, в том числе и город Луганск. Первоначально это было небольшое селение, но с развитием промышленности городок укреплялся, увеличивался. Со временем было построено несколько храмов; в самом городе до революции было шесть больших красивых храмов, но переворот 1917 года, революция внесли свои коррективы не только в общественную, политическую, но и духовную жизнь общества. За время атеистической пропаганды, воинствующего безбожия храмы были уничтожены не просто физически, самое печальное, что вместе с храмами уничтожалась и душа народа. Луганщина была очень сильно подвержена воздействию той безбожной пропаганды, которую мы ощущаем до настоящего времени. Петропавловский собор оставался единственным уцелевшим церковным зданием, когда в 1944 году решением патриарха Алексия I и Священного Синода образована Луганская епархия, епископом которой был назначен Никон (Петин). Благодаря его трудам и началось развитие Луганской епархии как самостоятельной. В городе был построен еще один большой храм и открыт молитвенный дом. Эти три храма просуществовали все время советского периода, вплоть до перестройки.

В начале 50-х годов, когда владыку Никона перевели на Одесскую кафедру, власти запретили рукополагать и назначать в Луганскую епархию нового епископа, и одесские архипастыри – после владыки Никона это митрополит Борис (Вик) и митрополит Сергий (Петров) – управляли Луганской епархией из Одессы. Два раза в год они приезжали в Луганскую епархию, совершали архипастырские визиты в приходы, и таким образом поддерживалась духовная жизнь епархии. Лишь в 1989 году был назначен самостоятельный епископ, которым стал Иоанникий (Кобзев). Он окормлял нашу епархию на протяжении почти двадцати трех лет и затем ушел на покой (это мой предшественник, уже четвертый год я возглавляю Луганскую епархию). За время управления епархией владыкой Иоанникием значительно увеличилось количество приходов. Если в советское время по всей Луганской епархии насчитывалось шестьдесят пять приходов, то сегодня только в одном Луганске существует сорок шесть приходов. Это и часовни, и ведомственные храмы; богослужение совершается во всех сорока шести приходах. Кроме того, было открыто четыре новых, вновь образованных монастыря – два мужских и два женских. Благодаря трудам владыки Иоанникия было сделано очень много для укрепления жизни епархии.

Мы продолжали начатое владыкой Иоанникием дело, но, к сожалению, во многом нам помешали военные события. Они спутали наши планы, касающиеся осуществления различных больших проектов в области духовного образования, особенно в области работы с молодежью, детьми и что касается духовного просвещения. До войны мы издавали епархиальную газету «Луганщина православная», начали издание детского журнала «Серебряный звоночек», который получил даже статус всеукраинского; удалось издать также один выпуск журнала «Агапа», который имеет религиозное философско-историческое направление. Кроме того, некоторые приходы выпускали свои газеты, приходские листки, но, к сожалению, последние события помешали нам продолжить возрождение этих изданий. Мы очень надеемся, что все-таки начнем трудиться над этим. До войны нас приглашали и на радио, и на телевидение, мы имели возможность обращаться к людям с добрым словом, наставлением и очень надеемся, что, если это перемирие станет уже необратимым, если установится мир на Луганщине, все эти проекты будем реализовывать и дальше.

– Владыка, дай Бог, чтобы действительно установился мир! Во всяком случае, мы каждую литургию молимся об этом, почему я и спрашивала о неустанности и неотступности молитв.

– Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить всех, кто молится сегодня за Украину, за украинский народ, за тех, кто сегодня страждет, кто находится в разделении, и хотел бы сказать без всякого преувеличения, что эти молитвы нам очень помогают. Они являются той духовной поддержкой, в которой так нуждается сегодня простой верующий народ. Когда я вернусь к себе в епархию, расскажу людям о добром отношении к нам, о тех молитвах, которые возносятся о нашей Церкви, нашей стране. Я думаю, это будет сильным стимулом для того, чтобы люди не падали духом, верили в лучшее и это лучшее связывали с Богом; молились Богу и учили детей молитве; учили детей, как правильно относиться к старшим, различать добро и зло, то есть всему тому, что будет способствовать их духовному возрастанию.

– Сердечно благодарю Вас, владыка!

 

Ведущая Светлана Ладина
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать