Архипастырь. Миссионерство среди коренных и малочисленных народов

28 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

– Тема нашей передачи – «Миссионерство среди коренных и малочисленных народов». Почему эта тема актуальна сегодня?

– Надо сказать, что современное миссионерство Русской Православной Церкви имеет свои корни, которые связаны прежде всего с деятельностью таких миссионеров, как святитель Иннокентий Московский и Коломенский, архимандрит Макарий (Глухарев). Они начинали свою миссионерскую деятельность среди малочисленных коренных народов Российской империи. Эта традиция, зародившаяся со дня освоения земель, которые в дальнейшем вошли в Российскую империю, продолжается и до настоящего времени.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделяет много внимания проповеди среди народов, которые живут в трудных, хотя и привычных для них условиях. Эти народы традиционно всегда жили в условиях Крайнего Севера, в Сибири, на Дальнем Востоке,  Камчатке и Чукотке. Они нуждаются в постоянном нашем участии с точки зрения духовно-просветительской и миссионерской. Без этого, как правило, эти народы начинают вести достаточно депрессивный образ жизни, у них очень большая смертность, и результатом этого может быть их исчезновение. Чтобы этого не произошло, необходима проповедь Евангелия среди коренных малочисленных народов, населяющих просторы необъятной России. Очень важно, чтобы мы сделали это в традициях нашей Церкви, с учетом как этнических особенностей, так и особенностей сегодняшнего развития этих народов. Поэтому и Святейший Патриарх Кирилл, и постановления Архиерейских соборов направляют усилия миссионерского отдела на то, чтобы вести проповедь среди народов, живущих в условиях Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири и так далее.

– Как привнести христианскую православную культуру в жизнь этих народов, но в то же время сохранить их самобытность?

– Это один из главных принципов, который был установлен еще святителем Иннокентием, митрополитом Московским и Коломенским. Когда он по собственному желанию, по Божьему благословению, как он сам вспоминает, почувствовав призыв Божий, проповедовал среди алеутов, коряков, самоедов и так далее, он прежде всего соблюдал принцип проповеди Христа. Не культурного превосходства, как это часто бывает среди западных миссионеров, а принцип проповеди Христа и так называемой инкультурации, то есть погружения в культуру народа. Достаточно сказать: проповедуя среди алеутов, он понял, что они не знают, что такое хлеб (хлеба не было в их рационе, они не занимались земледелием), и он в молитве «Отче наш» заменил слово «хлеб» на слово «рыба». Рыба для алеутов и была хлебом насущным на каждый день. Эта молитва до сих пор существует на алеутском языке в переводе святителя Иннокентия.

Это пример бережного отношения к культурным и национальным особенностям народа, к которому пришли наши миссионеры. Сохраняя самобытность народов, в то же время они духовно просвещали их. А это очень важно. Посмотрите, как часто совершают ошибки из благих побуждений: например, забирают из охотничьих или оленеводческих станов детей в интернаты. Практически дети проводят все свое детство в интернате и не научаются тем навыкам, которые в дальнейшем должны бы им пригодиться для жизни в этих суровых условиях. Они оказываются неприспособленными, и это незавидный удел. Чаще всего они страдают от алкоголизма, депрессий, бывают и суициды. Это результат того, что вырванные из обычной среды дети (например, тех же алеутов, эскимосов, коряков и так далее) просто не находят потом своего места в жизни. Теряя самобытность, они постепенно начинают исчезать. Это очень большая проблема.

– То есть православие дает нравственный фундамент, на который они могут опереться?

– Совершенно верно. Поэтому когда мы осуществляем свою проповедь, стараемся следовать примеру святителя Иннокентия, который жил среди алеутов, якутов и других народов Севера и Дальнего Востока. Он внимательно изучал их быт, учил их каким-то навыкам, которые могли бы им пригодиться. Но все это было очень тонко погружено в культуру этих людей. Они воспринимали это как дополнительное знание, которое уже имели. А ведь на самом деле, представьте себе, если человек долгое время фактически в одиночку управляет теми же оленьими стадами, сколько знаний нужно ему иметь, без навигационных приборов совершая переходы, определяя, какая будет погода на следующий день, определяя, где лучше расположить и укрыть тех же оленей от ветров и так далее! Все эти знания передаются опытным путем. Поэтому когда начали забирать детей в интернаты из благих побуждений, чтобы они там получили знания, хорошие условия, забывая о том, что им придется возвращаться к домашним очагам, где совершенно другие условия, возникло колоссальное противоречие и опасность. Чтобы такого не произошло в духовной жизни этих людей, наши миссионеры участвуют, например, в гонках на собачьих упряжках.

– То есть сами это осваивают…

– Сами осваивают те традиционные формы жизни, которые характерны для малочисленных коренных народов. Этим самым они вызывают доверие у местного населения. А это очень важно. Например, о наивности чукчей много анекдотов. Но за этой наивностью стоит открытость ко всему творению Божьему, когда они открыто воспринимают все то, что дает им Бог. Люди порой воспринимают это как некую недоразвитость, а это их способ жизни, и нужно уважительно к этому относиться. К сожалению, часто люди путают евангельскую проповедь с проповедью культурного превосходства, когда начинают рассказывать о том, как хорошо жить в цивилизации города, забывая, что у каждого человека есть свое предназначение.

– Каковы главные особенности проповеди среди коренных и малочисленных народов?

– Прежде всего должна быть искренность. Люди, живущие в различных условиях Севера (я имею в виду представителей коренных малочисленных народов), с одной стороны, наивные, а с другой, у них есть свой взгляд на все происходящее. Они постепенно могут считывать человека, точно так же познавая его, как они узнают о каких-либо природных катаклизмах заранее и так далее. Если миссионер неискренен, если он не любит народ, среди которого проповедует, то эта неискренность сразу же обнажается. Она может проявиться в любой форме. Поэтому прежде всего должна быть любовь. Далее – нужно хорошо знать обычаи этих народов. То, что приемлемо для нас, людей цивилизации в основном городской, которая основана на Интернете, соцсетях и так далее, для представителей малочисленных коренных народов неприемлемо. Нужно знать эти обычаи, особенности, следить за словами, которые ты произносишь. Казалось бы, безобидные фразы могут нанести глубокую обиду, потому что восприятие слов другое.

– Например, какие слова могут ранить?

– Все зависит от ситуации. Мне рассказывали такой случай. Рыбацкую лодку один человек, не миссионер, назвал корытом.

– В шутку, наверное?

– Он подумал, что она несовременная, не оснащена навигацией, мощными моторами и так далее. От этого человека все отвернулись, а он не мог этого понять. А занимался он тем, что скупал рыбу. Там есть квоты для малочисленных коренных народов по вылову рыбы, как раз была путина, когда рыба идет на нерест, когда ее добывают. Этот человек потом никак не мог найти ни с кем общего языка, потому что он своей шуткой или неудачным высказыванием обидел. Эти лодки, на которых они выходили в море, передавались по наследству.

У малочисленных коренных народов очень развит культ предков. Они постоянно говорят о своих бабушках, дедушках, пытаются общаться с ними. Здесь тоже очень важно не затронуть этих тонких чувств. Когда неумело начинают учить, как общаться с усопшими, сразу резко ставят какие-то правила, это вызывает обратную реакцию. Просто-напросто перестают такому человеку доверять. Когда многие люди удивляются, почему вдруг возникает какое-то депрессивное состояние у юноши или девушки, необходимо выяснить причину. Очень часто этой причиной бывает то, что они начинают скучать об усопших (дедушке или бабушке), рассказывать какие-то истории. Надо обязательно выслушать такого человека, обязательно проникнуться его проблемой. Если же пройти мимо, то бывают очень серьезные последствия, вплоть до суицида. Мы знаем об этих проблемах, знаем, почему здесь возникают такие ситуации, когда смертность превышает рождаемость, и так далее. Все это идет от особого устроения этих народов. Такие особенности нужно всегда помнить при проповеди среди малочисленных коренных народов.

– Действительно, миссионерство подобного рода – это особый путь. Коренные малочисленные народы, как я понял, – особая, чуткая, чистая, можно даже сказать наивная среда, где никакая фальшь не проходит, где нужно быть предельно искренним, настоящим. Действительно, это особый путь. Расскажите, пожалуйста, о священниках, которые все-таки идут проповедовать среди этих народов.

– Когда мы вырабатывали стратегию миссионерской деятельности, то Синодом был принят документ, в котором говорилось о возрождении миссии; прежде всего о развитии миссионерских станов. В свое время архимандрит Макарий (Глухарев) очень много потрудился для того, чтобы развить миссионерские станы. С одной стороны, они были центрами для проповеди Евангелия, с другой, там же происходило и обучение коренных народов. Там же они приобщались и к мировой цивилизации, мировой культуре. Мы взяли этот опыт. Сейчас у нас во многих епархиях (как Якутская, Чукотская, даже Магаданская, Камчатская) созданы миссионерские станы.

Миссионерский стан действует следующим образом. Самый яркий пример – это миссионерский стан в поселке Тикси. Кстати, его посещал Святейший Патриарх Кирилл. Там они встречались с президентом Якутии. Я должен сказать, что это тоже было знаменательное событие, потому что Тикси – особый населенный пункт. Сейчас в связи с новым освоением Арктики он приобретает все большее значение. Там мы построили и освятили миссионерский стан, который теперь является опорой для всего Заполярья. В этом миссионерском стане активная жизнь. Там, помимо представителей малочисленных коренных народов, пребывают и наши воины из частей, расположенных в Тикси. Там постоянно находятся священнослужители (в основном они из Белгородской митрополии), которые посылаются в длительные командировки (от полугода и более). Сейчас там иеромонах Иоасаф, он уже второй год там находится, а к нему мы присылаем помощников примерно на полгода.

Главная особенность этого миссионерского стана в том, что он стал духовным и культурным центром для всего населения Тикси.  Я Вам расскажу о своих впечатлениях. Мы прилетели вместе с владыкой Романом Якутским освящать миссионерский стан, и после двухдневного нашего пребывания там погода стала нелетной. Мы практически пробыли там две недели.

– Из-за погоды?

– Да. За две недели мы буквально освятили все котельные, которые там есть, а это жизненно важно. Когда там минус сорок или пятьдесят, котельная – центр всей жизни. Естественно, это детские сады, школы, больницы... Мы встречались с людьми. Кстати, приезжал бортом военно-транспортной авиации большой отряд священнослужителей, наших миссионеров. Замечательный ансамбль «Ихтис» давал концерты. Эти концерты вызывали очень большой интерес у всех, потому что они сопровождались и комментариями, и Священным Писанием. И все это, как мне кажется, создало такую атмосферу, что Тикси не воспринимался как край земли, где уже только Ледовитый океан. Мы согрели своими сердцами, своей молитвой все вместе этот край и чувствуем, как до сих пор там бьется пульс миссионерского сердца.

Надо сказать, что Тикси – удивительный для всей планеты уголок. Например, там находится лаборатория стандарта чистоты воздуха, так как в районе тысячи километров нет ни одного предприятия. Эта лаборатория находится в чистом поле и постоянно мониторит и дает стандарт чистоты воздуха для всей планеты.

– То есть там самый чистый воздух?

– Да. Это удивительно. Там находится метеостанция, где до сих пор трудятся представители и ЕЭС, и России, и американцы. Это тоже удивительное место с точки зрения природного устройства. Но и люди там уникальные. Я вспоминаю, как каждый день пребывания с утра мы собирались в миссионерском стане, ко мне подходила бабушка-эвенка и тихо говорила: «Сегодня не улетите». Я делал вид, что ничего не произошло, мы составляли план на день, чтобы обязательно использовать время пребывания для встреч с людьми, там же и крестили многих. Я никак не мог понять, где же у нее барометр, который определяет погоду. Ведь там буквально чуть-чуть меняется ветер – и уже можно взлетать. И вот она сказала: «А сегодня улетите». И мы полетели на военном транспортном самолете, в капсуле, потому что там были, по-моему, какие-то КамАЗы (два КамАЗа входят в этот самолет). А так он не оборудован никакими средствами для пассажиров; есть небольшая утепленная капсула. И вот в этой капсуле мы летели вначале в Иркутск, а потом уже из Иркутска добирались до Москвы обычными самолетами. Такие замечательные страницы из миссионерской деятельности запоминаются на всю жизнь.

– Видимо, в Тикси находится не только образец чистоты воздуха, но и чистоты чутья, мироощущения у тех людей, которые там живут. Расскажите подробнее о людях.

– Прежде всего люди готовы всегда прийти на помощь. Сейчас это утрачивается у современных людей, живущих в больших городах, когда люди чувствуют какую-то ненужность, одиночество и это социальное одиночество распространяется как некая болезнь, некое депрессивное состояние. Там и вьюга, и такая ночь, когда день длится всего лишь два-три часа, а остальное время – темень; в этом состоянии очень сложно организму, очень сложно человеческому мозгу. Все-таки люди привыкли к смене: утро, день, вечер, ночь… А когда сплошная полярная ночь, люди постепенно теряют социальную активность.

Очень важно, чтобы именно в эти периоды чаще совершалось богослужение. Богослужение, когда люди вместе собираются, по слову Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них...» Здесь происходит необыкновенная общность, единение людей, когда едиными устами, единым сердцем воспевают славу Господу. И люди чувствуют себя вдохновленными. Когда они расходятся по домам, то это светлое чувство остается вместе с ними. Это светлое чувство побеждает тьму, которая вокруг. И когда я как раз был там, завьюжило. Когда вьюжит, ветер поет, точнее – завывает так, что не по себе становится. Просыпаешься ночью и чувствуешь безотчетную тревогу. Потому что одни звуки при ветре, пурге наше ухо улавливает, а другие нет, это особенность человеческого восприятия. Видимо, низкие частоты, которые мы не улавливаем, и вызывают эту тревогу.

Конечно же, здесь очень важно, чтобы люди могли понимать друг друга. Поэтому там нет наигранности, нет сложных отношений, которые характеризуют современное сегодняшнее общество в больших городах. Или же в каких-то других природных условиях, где люди не напрягаются от того, что они остаются одни. Вот это желание быть вместе – естественно в таких суровых природных условиях. Конечно же, особенно местные жители мне хорошо знакомы, потому что я, окончив университет по светской специальности, занимался этнографией, преподавал. Естественно, участвуя в экспедициях, я еще тогда, будучи студентом, преподавателем вуза, знакомился с особенностями эвенков. В дальнейшем мне это пригодилось. Когда сейчас мы сталкиваемся с ними, мне понятно, как они реагируют на наши слова, наше поведение. Эти особенности, конечно же, всегда нужно учитывать при миссионерской деятельности.

– Как они реагируют на проповедь о Христе?

– Всегда важно начинать правильно проповедовать. Нельзя начинать с каких-то очень сложных вещей… Я вам расскажу историю, как два семинариста решили на летних каникулах заняться миссионерской деятельностью. Они выбрали достаточно далекий населенный пункт. Сошли с поезда, увидели телегу, договорились, что их довезут. Уже вечерело. Они сели на эту телегу, и один другому говорит: «Ну, начинай проповедовать». А тот говорит: «Нет, ты начинай». Давай друг друга подталкивать. А возница начал оборачиваться – странное какое-то поведение, мало ли что они там замышляют, и тут вдруг один из семинаристов, вспоминая уроки о том, как можно привлечь внимание человека, говорит: «А задумывались ли Вы когда-нибудь о смерти?» А ехали они через лес, темно. Естественно, этот мужичок вожжами их так отходил! Они спрыгнули с телеги, он на полном ходу приехал в деревню. Когда они уже зашли в нее, их встречали с рогатинами.

Вот пример того, как люди, начиная проповедь, не понимают, к кому они обращаются, в какой момент и для чего... И когда  они еще не завоевали доверия, а начинают о чем-то говорить, невозможно рассчитывать, что они будут восприняты. Они должны вначале укорениться, расположить к себе местных людей, чтобы они с доверием относились к тем, кто к ним приехал.

– Расположить можно только своей искренностью, добрым сердцем?

– Добрым сердцем, где-то помочь, что-то хорошее рассказать. Может быть, чему-то поучиться. Я помню, как, даже будучи студентом светского вуза, для того чтобы услышать эпосы, я пробовал выделывать шкуру медведя. Со стороны мне казалось, что это очень легко. Но когда я попробовал размять эту просто окаменевшую шкуру, понял, что нужна масса усилий, тренированные руки. А со стороны казалось, что это очень просто. И так во всем. Пока не попробуешь что-либо, пока сам не войдешь в этот мир, не сможешь понять, с чего тебе начать проповедовать. Это очень важно.

– Прошу Вас рассказать о миссионерском проекте «Странник».

– Дело в том, что в прошлом году исполнилось 25 лет моего архиерейского служения. Я думал, как такой небольшой юбилей запечатлеть. Тогда мои друзья подсказали мне сделать музыкальный проект из моих музыкальных произведений. Я согласился, и первая проба была в октябре в Белгороде, усилиями симфонического оркестра филармонии, хора. Этот проект, состоящий из музыкальных произведений, написанных и на мои стихи, и на стихи различных авторов, в общем-то, понравился людям. Он построен следующим образом. Приводится текст из Священного Писания, а затем исполняется композиция, где отражаются основные мысли из Священного Писания. Или, например, переложения псалмов – 21-го, 22-го. Вначале поэтическое переложение, а затем и музыкальное. Все это в результате сложилось в цельную композицию с видеорядом.

Этот музыкальный проект я назвал «Странник» – по названию композиции, которая была написана на стихи молодого иркутского поэта Василия Попова. У него такая же фамилия, как у меня. Сам я из Иркутска. Этот проект 26 декабря здесь, в Москве, был представлен в концертном зале Московского института стали и сплавов (МИСиС). Как раз это было приурочено к его столетию. Концерт транслировался в Интернете. Слава Богу, многие высказались положительно. Но самое важное, в чем суть этого проекта, – показать, что Священное Писание – не какая-то мертвая буква. Это то, что необходимо всем нам сегодня. Это живое слово, которое нас всех преображает, живое слово, которое нас делает лучше. Потому что Христос не меняется.

…Сейчас колоссальные средства тратятся на то, чтобы продлить жизнь. А что в результате происходит? В результате одна маленькая клеточка, которая вдруг теряет программу на умирание, начинает рождать себе подобные, они начинают распространяться, питаться за счет нормальных клеток, и эту маленькую клеточку называют онкологической. Она потеряла программу на умирание. И что произошло? Произошла смерть. Когда люди идут против Бога, когда они пытаются опять строить Вавилонскую башню, обосновывая все благими намерениями, но при этом не молятся, не обращаются к Священному Писанию, они блуждают во тьме. Подобно тому, как наступает полярная ночь – и слышатся только звуки вьюги, которая навевает тоску. Отсюда и депрессии, и нежелание жить, радоваться, любить. Поэтому главная суть проекта «Странник» – вернуть радость людям, чтобы они почувствовали живое евангельское слово, которым мы живем и существуем.

Божие благословение всем вам, дорогие мои. Обильных милостей от Господа. Чаще молитесь, и Господь даст Свою всесильную помощь. С нами Бог.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​