Архипастырь. Эфир от 27 января

27 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Воронежский и Лискинский Сергий.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Владыка, первый вопрос такой: «Можно ли говорить с Богом, не посещая церковь?»

– Конечно, можно. Но посещать церковь нужно, потому что Христос сказал: «Где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди них». Церковь – это не только собрание верующих людей, но и Божественное присутствие Самого Христа.  Церковь основана Христом. Если мы говорим о церкви как о храме, то в храме собирается верующий народ, там совершаются церковные таинства, без которых человеку верующему в жизни нельзя. Первое из таинств – крещение, потом – миропомазание. И обязательно мы должны, если вступаем в брак, венчаться. Обязательно таинство Исповеди, потому что мы по жизни грешим. И самое живительное и необходимое – таинство Евхаристии.

Приходите в храм, там много намоленных икон, много опытных батюшек, и они ответят на все ваши вопросы. Вы почувствуете, когда молитесь в храме, что получаете благодать… Конечно, это зависит от вашего внутреннего расположения, но вы никогда дома не получите того благодатного устроения, которое получите в храме во время вечернего богослужения или же особенно во время литургии. Поэтому храм нужно посещать обязательно.

Обязательно нужно причащаться, хотя бы раз в месяц. А если вы  часто практикуете церковные таинства, то вам нужно причащаться раз в две недели, без этого благодатная жизнь человека невозможна.

Если же будете практиковать самостоятельную молитву, то у вас появятся какие-то размышления, вам нужно будет что-то осмыслить. Одному это очень трудно, нужно иметь большой духовный опыт. Те аскеты, подвижники, которые были анахоретами, то есть жили одни, перед этим проходили очень большую школу послушания в монастыре, несколько лет, становились твердо на ноги, а потом уже шли в пустыню и там подвизались. Без подготовки это сделать невозможно.

– Ну да. Тем более даже такие отшельники все равно в какое-то определенное время причащались. Потому что без этого было невозможно.

– Конечно… Без посещения храма у вас появятся какие-то сектантские наклонности, вам будет внушать дух лукавый всякого рода недоуменные вопросы, на которые Вы самостоятельно не сможете ответить. Вы запутаетесь, и потом очень трудно будет Вас вернуть даже к тому первоначальному состоянию, когда вы становились на этот путь.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Цитата из Евангелия: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Святые отцы говорят: "Кому Церковь не мать – тому Бог не отец". В связи с этим такой вопрос: чего нам не хватает в епархиальной жизни (касается Воронежской епархии)?»

– Я рад, что Вы интересуетесь церковными вопросами. Но действительно мы приходим к Богу через Евангелие.  Христос всегда говорил, что через Евангелие мы познаем Святую Троицу, Бога Отца. И без воли Отца человек не может творить ничего. Поэтому это школа, которая непосредственно ведет к Богу, абсолютно.

 А что не хватает епархии? Наверное, не хватает активности мирян.

– Они же тоже члены Церкви.

– Наша епархия очень хорошая. У нас хорошие священники и хорошие миряне. Нам есть о чем рассказать. Но хотелось бы, чтобы чаще ходили на богослужения, чаще бы занимались вопросами благотворительности, чаще замечали бы людей, которые нуждаются в помощи, а помощь нужна людям разная. И это зависит не столько от епархиального начальства, сколько от активности и желания самих людей как-то применить свои силы.

– Да, потому что Церковь, как мы говорили вначале, не только здание – это общество людей, о котором говорится в Катехизисе.

– Да, в первую очередь. И здесь не надо думать, что Церковь – только иерархия… Люди занимают какие-то иерархические позиции: диаконы, священнослужители, епископы. Они, в общем-то, учились, они молятся гораздо больше, чем миряне, и опыт у них общения с людьми гораздо больше. Но они не есть Церковь. Церковь – это и клир церковный, и миряне. Вот эта полнота и есть Церковь.

– Очень много вопросов касается таинства Крещения. Например, человек спрашивает: «Я хочу, чтобы у меня был крестным мусульманин».  Но ведь он другой веры. И как это объяснить? Ведь на огласительные беседы его не пригласишь, а более никого близкого нет. Как быть в этой ситуации? Как выбрать крестного своему ребенку?

– Что такое крестная, крестный? Это человек, который дает перед Богом клятвенное обещание, что он воспитает этого младенца в основах православия, в основах церковных. Если он сам некрещеный, как он может научить христианству? Это абсолютно невозможно. Невозможно, чтобы атеист или человек другой веры или другого христианского вероисповедания стал восприемником. Обязательно это должен быть православный человек высоконравственной жизни, который мог бы участвовать в воспитании вашей дочери или вашего сына и сообщить им какую-то сумму знаний.

Остерегайтесь говорить себе: «О, это хороший крестный, он состоятельный, он будет хорошие подарки делать нашему малышу, никогда не будет малыш забыт и обижен…» Подарки – второстепенная вещь, можно обойтись и без них. А вот воспитать человека –это очень большая ответственность. Если Вы доверяете этому человеку, считаете, что он может воспитать, – приглашайте его в крестные. Если нет, то нет. Но не может быть такого, чтобы не нашлось у вас крестного отца или крестной матери.

И еще одно нужно помнить: по учению Церкви, крестным отцом становится восприемник мальчика, а крестной матерью становится восприемница девочки.  У нас так заведено, чтобы и крестная мать была, и крестный отец – и у мальчиков, и у девочек. Но правильно так: когда совершается таинство Крещения, то входят в духовное родство по половому признаку. Это человек, который воспринимает младенца: если это девочка – то женщина, если это мальчик – то мужчина. И все обязательства, связанные уже с жизненной практикой, относятся, если это девочка, только к крестной, если мальчик – только к крестному.

– Вопрос от постоянного телезрителя Евгения из Белгородской области: «Известно из богословского понятия, что Церковь – это христианское духовное единство людей, верующих во Христа и стремящихся жить по Его заповедям. Да и в Евангелии Христос самарянке у колодца говорил, что настанут и настали уже времена, когда Отцу будут поклоняться не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе и истине. Чтобы поклоняться в духе, разве обязательно собираться в каком-то месте? Допустим,  два истинно верующих человека – один на Южном полюсе, другой на Северном – будут Церковью или нет?»

–  Нет, потому что мы не только духовные, но еще и телесные. Мы не ангелы и не духи.  Мы – люди. Поэтому мы телом и душой страдаем и радуемся, у нас это очень взаимосвязано... Средства массовой коммуникации позволяют сейчас и по скайпу поговорить, и по телефону пообщаться. Это все так. Но никто и ничто не заменит личного общения. Поэтому вы не можете себя считать какой-то духовной двоицей, какой-то маленькой церковной ячейкой, если живете в разных местах. По нашим русским православным правилам в этом отношении вообще это очень строго: если вы живете на данной территории, где есть храм, то вы являетесь прихожанином этого храма, и не должны искать духовников где-то в других приходах. Потому что священник должен вас знать, вы должны к нему ходить, и он должен руководить вашей духовной жизнью.

Вы говорите о беседе с самарянкой. Но самаряне как раз говорили, что есть какие-то другие святые места. А евреи говорили, что главная святыня – это Иерусалимский храм, что только там они поклоняются истинному Богу. И где бы ни жил еврей, он был обязан в праздник Пятидесятницы прийти в Иерусалим и там сотворить молитву. Это было и раньше, эта практика в еврейском народе существует и сейчас.

А Христос действительно говорил, что настали те времена. И Он сказал: Я – Мессия, Христос. Она Ему поверила, даже призвала своих сельчан, чтобы они пришли и подивились словам Христа. И Он сказал о ее жизни. Он сказал, что настали времена, когда не только на этом месте, не только в Иерусалиме, но во всех местах будут поклоняться Богу истинному. И в истине. Эти времена настали с Пришествием Христа. И действительно, посмотрите на весь мир: во всем мире совершается молитва. Православная, христианская молитва. И Господь всех слышит, именно об этом говорил Христос. Что это необязательно Иерусалим, Афон, но в любом месте, где есть храм, может совершаться молитва.

Но вы не должны строить свою жизнь так, чтобы обособиться от церковной общины и не быть под руководством священнослужителя, заниматься вопросами спасения самостоятельно, своим умом. Вы никогда не достигнете в этом отношении цели, вам нужен духовный руководитель.

– Как у спортсменов есть тренер.

– Обязательно. И, кстати, в Священном Писании  апостолом Павлом говорится о спортсменах, что они достойны подражания, так как много трудятся, когда готовятся пройти какую-то дистанцию или что-то еще.

– А у нас вся духовная жизнь – это вообще спорт, самый настоящий. Ни минуты покоя.

– Да-да, именно так.

– Вопрос телезрительницы Надежды из Башкирии: «Двадцать лет назад у меня муж совершил суицид. Я без разрешения митрополита самовольно в церкви заказала заочное отпевание. И меня грызет совесть: могу ли я его писать в записках для поминания на панихидах, если у меня не было разрешения митрополита на это отпевание?»

– Вы своему митрополиту напишите прошение (или по-светски – заявление), расскажите о той ситуации. И что Ваша душа не находит покоя, Вас этот вопрос беспокоит. И оставьте это уже на решение Вашего владыки. Только напишите какие-то нюансы: почему Вы решили отпеть его, что Вас сподвигло на этот шаг. Потому что Вы, к сожалению, нам не сказали, знал или нет священник, что это самоубийца. Или священник разрешил отпеть и отпевал его, несмотря на то, что это самоубийца; может, были какие-то доводы.  И то, что Вам владыка скажет, – исполняйте, и Ваша душа успокоится.

– А в этом случае (ситуация на самом деле частая в наш век, когда люди так уходят из жизни) владыка, архиерей как может отреагировать?  Это епитимья какая-то? Или какие-то другие могут быть решения?

– По-разному. Смотришь на обстоятельства: что к этому побудило человека? почему он беспокоится? Бывает так, что человек просто перестраховывается… Ему говорят: «Ну как ты так отпел  родственника? Нужно было это с благословения архиерея делать, такие правила, их никто не отменял». И человек начинает мучиться. Поэтому  рассматриваешь  все, взвешиваешь все за и против, молишься об этом человеке. И потом уже, в зависимости от ситуации, отвечаешь.

Часто бывает так, что человека отпел по правилам, а душа все равно скорбит…Если Вы действительно как-то обманули – обязательно сходите к архиерею, надо обязательно исповедоваться в этом, понести какую-то епитимью. Чтобы и Ваша душа успокоилась, и душа покойного тоже была успокоена...

–  Надеюсь, этот вопрос все-таки как-то разрешится, и будет у нашей звонившей телезрительницы с Церковью мир.

Владыка, такой  вопрос: собирается человек первый раз на исповедь, уже в зрелых годах; понимает, что очень много грехов было совершено. Как найти в себе силы прийти на исповедь и все рассказать? Беспокоит, что мог что-то забыть за эти годы. Как быть в этой ситуации?

– Не должно быть абсолютно никакой боязни. Придете к священнику и скажете, что, несмотря на свой почтенный возраст, впервые приступаете к таинству Исповеди. И батюшка примет вас с любовью, все объяснит, поговорит с вами – только порадуется. Если вы потом что-то еще вспомните – никто же не запрещает, чтобы вы пришли через неделю, через месяц и опять поговорили с батюшкой. Но желательно приходить к одному священнику, чтобы он вас уже знал, чтобы вы были ему знакомы. Менять каждый раз на исповеди священников  не очень хорошо.

Бывает, человек прячется от своего духовного состояния; боится, может быть, повторения каких-то грехов. Или это ложный стыд, что будет не в очень хорошем свете выглядеть перед священником. Бояться этого не надо. Священник за свою жизнь слышит много негатива, и ничего нового он не услышит. Он просто-напросто поймет, в каком вы духовном состоянии находитесь, и подскажет пути выхода из этого духовного тупика, из этого кризиса. Вы почувствуете облегчение.

– Такой интересный момент: действительно, священники же тоже люди, всякое бывает. Вы, как архиерей, уже много лет под началом имеете много священников. Бывает, священники ломаются... Как поступать в этой ситуации? И что делать мирянам, чтобы священник был в строю и духовно крепким?

– Не нужно думать, что вы, исповедуя какой-то грех, духовно ломаете священника. Это Толстой Лев Николаевич неправильно понимал. У него есть знаменитый рассказ «Отец Сергий», даже фильм снят по этому рассказу: священник на свечке обжег свою руку, чтобы не искуситься. Известны случаи в истории Церкви, когда молодые священники как-то искушались, и для того, чтобы искушения не было, накладывали на себя строгий пост или что-то еще. Но не нужно думать, что вы введете человека в искушение. Если это психолог, который поставил себе задачу, как в случае с толстовским отцом Сергием, специально искусить священника, то это, конечно, очень плохо. Человек встречает вас с любовью, а вы сознательно его искушаете… Тогда уже вы тоже становитесь ответственным за его состояние.

Причем, как говорят нам святые отцы, не нужно на исповеди никаких подробностей совершения греха. Вы называете грех как таковой и получаете прощение от этого греха и свободу от его последствий. Если так будете подходить к исповеди – все будет хорошо и со священником, и с вами. Не нужно требовать: «А Вы, пожалуйста, послушайте, меня это беспокоит…. Там были такие вот нюансы, такие вот вещи, я без этого не могу». Не надо так мучить священника, нужно верить в силу Божию. Вы назвали грех. А если требуете совета, как с этим бороться, – священник даст совет. Но не вводите  себя в такое любование грехом, а священника в искушение.

– Вопрос телезрительницы: «В моем окружении есть люди, с которыми я не хочу общаться, потому что они обидели меня. Я стараюсь их простить, но при общении с ними все равно начинаю плакать. Могу ли я причащаться или все-таки не готова? Потому что все равно неприятно, не хочу я с ними продолжать общение».

– Если Вы обижены на какого-то человека, то это уже не Ваше окружение (Вы сказали, что в Вашем окружении есть люди, которые Вас обидели). Еще, на мой взгляд, важнее это: Вы должны к любому человеку относиться с доверием и любовью. Если человек против Вас агрессивно настроен – порассуждайте немного: почему это происходит? Если это наговор на Вас – тогда просто поговорите с человеком (если это Ваш друг или подруга). А если  у человека просто какое-то такое настроение – тоже поразмышляйте. Может быть, Вы причина этого настроения. Может быть, у него какие-то неполадки. Авва Дорофей советует: каждый вечер поставьте себя как бы в центр круга, отойдите на край этого круга и посмотрите на себя  посторонними глазами; поверьте, вы  найдете  много негатива. Если  так будете поступать в своей жизни, то окружающие вас люди будут намного добрее, приветливее. И во многом вы будете находить, что виной чего-то будете являться вы сами.

Но если это какой-то злоумышленник  хочет вашей погибели (материальной, душевной или еще какого-то вашего падения), то оставьте этого человека. Круг не сводится только к одному человеку. Пусть он живет своей жизнью. Но не обижайтесь на него, молитесь за него и доброжелательно к нему относитесь. И все будет хорошо.

– А приступать к причастию?

– Вы должны внутренне примириться. Тогда ощутите, что, кроме добра к этому человеку, ничего не чувствуете, а эта обида, которая вам нанесена, не кровоточит. Потому что вы с собой тоже поработали и простили этому человеку. Мы настолько несовершенные люди, настолько делаем много ошибок, что очень принципиально относиться к окружающим неправильно. Если бы Господь так относился к нам, Он давно бы нас всех наказал, и очень строго.

Мы молимся: И остави нам грехи наша, как и мы оставляем должником нашим (то есть тем людям, которые грешны против нас). Поэтому примирение – это первое условие причастия. Что нам говорит Христос, что говорит апостол? Если ты принес жертву к жертвеннику (а в данном случае у нас, христиан, это приступить к Телу Христову) и чувствуешь, что не примирился с кем-то, – оставь свою жертву, оставь этот момент, иди и примирись.  А на вопрос апостола Петра, сколько раз прощать брату, Христос ответил: «До семидесяти семи раз прощай ему, если он скажет: "Прости"». Вы тоже позвоните, скажите: «Чем-то, наверное, я Вас огорчила, простите меня». И это уже дело другого: если он простит – вы себе опять приобрели друга. Может сказать: больше мне не звони… Но вы ему позвонили, сделали попытку с ним примириться. После этого приступайте к Святым Христовым Таинам со спокойной душой. Но если на сердце есть заноза, лучше ее вытащить.

– Вопрос: «Живу в счастливом браке, у нас шестеро деток. Очень волнует такой вопрос: на службу попадаю редко, занимаюсь дома детьми. В чем проявить свою веру, чем послужить Богу?»

– Во-первых, нужно Вас поблагодарить, что у Вас столько деток. Вы делаете очень хорошее, доброе дело, воспитывая детей. Вы этим служите и Богу. У Вас же не только дети, у Вас, наверное, и муж, о котором Вы заботитесь. Поэтому никакого уныния и отчаяния не должно быть. Ваше самое главное дело – воспитывать этих детей в христианском духе. Говорить с ними о Боге, о жизни, читать им хорошие сказки, рассказывать хорошие истории. Обязательно читайте им жития святых и Библию для детей, это все изложено на понятном для детей языке. Обязательно с мужем говорите при детях о каких-то хороших, замечательных вещах. И это будет ваш труд по воспитанию  детей. А подрастут дети – идите в храм. Кого-то на колясочке везите, кого-то за руку ведите. Но приучайте детей к храму. Чем раньше Вы это будете делать, тем лучше и полезнее. Это Ваш подвиг христианки.

– А старшие дети могут помогать младшим.

­– Обязательно. Они должны следить за ними, должны воспитывать их.

– Вопрос телезрителя: «Уже несколько лет хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь, а результата не вижу. Остаюсь такой же грешник, так же завидую, осуждаю. То есть никаких духовных изменений во мне не происходит. С чем это связано?»

– Я думаю, это связано с тем, что Вы формально подходите к этому. Покаяние у Вас поверхностное, оно не внутреннее. А покаяние должно быть обновляющим, преображающим. Если Вы покаялись в грехе (дальше после этого Вы же причащаетесь и получаете благодатные силы), то должны себе положить на сердце: больше к этому греху не возвращаться. Вы же перед Богом покаялись, как Вы можете еще продолжать грешить?

Если позавидуете или отсудите кого-то, то потом скажите: «Господи! Опять я этим занимаюсь…» И постарайтесь поработать над этим. Просто разобрать ситуацию: почему я завидую человеку? У меня что, жизнь сложилась не так? Может быть, и не так. Кто в этом виноват? Мы сами виноваты в том, что у нас такая жизнь. Мы опять стали жертвами ситуации – но мы же на эту жертву опять согласились? Мы же не вышли из этой ситуации, не предприняли каких-то усилий. В этом отношении работайте над собой, и все будет хорошо.

По значимости греха выше зависти только гордость. Зависть подвигает человека на что угодно, абсолютно на всякую подлость, на какие-то нестроения и в собственной жизни, и в жизни того человека, которого Вы ненавидите. Раз завидуете, значит, начинается ненависть. «Почему ему все, а мне ничего? Почему так? У него такие дети – у меня вот такие дети… Почему у него такие бытовые условия, а у меня вот такие?» Но мы же не знаем, как этот человек трудился, работал. У нас только на поверхности негативные слухи, которые мы не отсекаем, а берем за основу и говорим: «Но мы же знаем, кто он такой. Он недостоин этого».

Нужна доброжелательность. Если мы будем друг к другу доброжелательны, общество наше будет крепче. А если будем завидовать друг другу, будем ненавидеть друг друга, то будем врагами. И никогда у нас ничего не получится – ни в семье, ни в обществе. Это прописные истины. Помоги Вам Господь, чтобы Вы нашли  благодатную почву в своей душе, могли бы на нее чуть-чуть опереться, а священник и таинства Господние Вам в этом помогут.

– Вопрос: «В жизни бывает так, что просишь чего-то у Господа в молитве (бывает, слезно молишься), а потом думаешь: вдруг тебя Бог не слышит? Как узнать, слышит Бог или нет?»

– Если Вы будете все время так спрашивать, лукавый и ответит под видом ангела света, что слышит. Или, наоборот, скажет, что не слышит, потому что Он такой вот негодный, скверный, недостойный. И любой совет от лукавого очень плохой. Мы не должны искать такого богообщения, которое было бы на уровне какого-то экстрасенса или колдуна... Здесь такой зависимости Бог от нас не требует. Мы имеем свободу воли, и эту свободу воли мы направляем или к спасению, или к осуждению самого себя и в конце концов к погибели.

Поэтому когда мы молимся, когда несем какое-то послушание, делаем добрые дела – мы это делаем не для того, чтобы Господь отметил нас каким-то знаком. Мы это делаем для того, чтобы помочь человеку. Когда поможешь человеку, почувствуешь особую благодатную силу. Но не нужно обольщаться: мол, так хорошо на душе, вот я сделал доброе дело. Потому что в следующий раз придет помысел: не так мне спасибо сказали, не так улыбнулись... И вы будете искать, чтобы вам улыбнулись каким-то «надлежащим» способом или  сказали что-то такое ласковое, хорошее, чтобы вы запомнили это надолго. Не ищите ради Бога этого.

Запомните: если ваша свобода направлена на то, чтобы делиться  счастьем богообщения, духовной опытностью или как-то финансово помогать людям, – счастье придет. Человек счастлив, если он чувствует, что необходим другим. Семье, мужу, жене (это ближний круг) или просто людям, которые вместе с ним трудятся, рядом живут. Если они ищут общения с вами, если вы, как солнышко, им светите – это и есть проявление того, что Господь вас слышит и дает вам Свою благодать. Счастье, которое при этом наполняет душу, – не сравнится ни с чем.

– Вопрос телезрительницы: «По какому принципу выбираются храмы для службы, когда владыка служит не в кафедральном соборе, а в каких-то других, маленьких и больших, храмах?»

– Принцип абсолютно разный. Во-первых, это бывает в день какого-либо праздника: в престольный праздник, на Пасху, Рождество и т.д. Или в силу желания общины встретиться со своим епископом. А бывают и другие случаи: например, какие-то нестроения в общине. И нужно съездить туда, послужить вместе с народом, почувствовать, насколько глубока народная молитва. Побеседовать с людьми, узнать, какие есть вопросы. Бывает так, что происходят какие-то нестроения, но достаточно приехать, что-то сказать на проповеди, спросить – и  все становится замечательно, в этой общине водворяется мир.

Епископ должен часто ездить по епархии. В советское время  уполномоченный Совета по делам религии контролировал поездки архиерея. Потому что каждая поездка архиерея – это поднятие религиозного, духовного настроения. Каждый человек от совместной молитвы с архиереем получает какие-то новые силы, его жизнь окрыляется. И люди приходят на эти богослужения, в народе усиливается религиозность.

Это в советское время не приветствовалось. Поэтому архиерей служил в основном лишь в своем кафедральном соборе. А все выезды по другим городам или деревням он обязан был согласовывать с уполномоченным. Тот всячески отговаривал архиерея от этого святого дела, а то и запрещал, бывало и так.

Сейчас мы никому об этом не докладываем. Мы должны быть ответственны за состояние дел в нашей епархии только перед Богом. И перед Святейшим Патриархом и Священным Синодом. Поэтому мы часто общаемся с народом, совершаем богослужения или просто приезжаем куда-то и проводим какую-нибудь встречу по принципу «вопросы-ответы», открываем разные выставки к государственным, церковным юбилеям... Обязательно нужно архиерею  поговорить с народом. Это дело очень благодатное.

– Еще такой вопрос: «Мы с мужем 18 лет живем в венчанном браке, у нас трое детей. Во время частых ссор муж оскорбляет меня непристойными, грубыми словами, иногда даже при детях. Этим убил во мне всю любовь к нему, не знаю, как с этим человеком жить дальше. Любовь сменилась страхом и равнодушием. Что делать?»

– Равнодушие мне понятно, а страх непонятен… Вы не говорите, что есть угрозы. Конечно, мало приятного, что он так ругает Вас. Но вспомните историю ваших отношений: наверное, вы оба допустили большую ошибку. Потому что ваш брак скорее всего не был основан на высоких началах... Ведь он должен  относиться к Вам так, чтобы бояться Вас оскорбить. А Вы должны бояться оскорбить его.

Нужно находить всегда что-то хорошее, доброе; подумать: «Вот какое у него есть замечательное качество! У меня такого нет, надо бы и мне попробовать быть такой». И он тоже подумает: «За что я люблю свою жену? Вот, наверное, за что». И так же возвышенно будет Вас воспринимать… А может быть, он так ведет себя из-за того, что Вы стоите выше по нравственному развитию. И он Вам завидует, что он не такой, хочет Вас стащить на свой приниженный уровень мировосприятия. Он не хочет расти...

Посмотрите на все это с огромной любовью и оцените годы совместной жизни. Поговорите с ним серьезно. Без ругани, спокойно поговорите о том, что у вас есть дети, которых нужно воспитывать, давать им образование. Что Вы ему не враг, что Вы его любите. Но любите его хорошего и замечательного. Зачем он Вас огорчает? По крайней мере, у Вас будет ясная картина. Переживать это в одиночку – дело неблагодарное. Вы вместе с мужем, в общем-то, одно тело, у вас более близких родственников нет. Живите и стройте свою семейную жизнь так, чтобы не было  никаких тайн и недомолвок, но во всем была прежде всего любовь друг к другу и любовь к Богу.

– Владыка, спасибо Вам за эти замечательные, глубокие ответы. Я бы хотел попросить Вас обратиться с Вашим архипастырским словом к нашим телезрителям. С пожеланием, увещеванием и советом.

– Время, в которое мы живем, дорогие братья и сестры, очень ответственное, очень нелегкое. Оно требует от каждого из нас максимум внимания – к себе и к тому, что происходит вокруг. Мы должны в это время быть святыми людьми: стараться не грешить, жить по евангельским заповедям, пребывать в молитве, брать в пример рассуждение и практику жизни святых отцов, как бы давно они ни жили. И обязательно обращайте внимание на пример жизни ваших архиереев и священников. Разные бывают искушения и у них,  но посмотрите на них глазами добра: что доброго они вам сделали. И, конечно, самый великий пример для нас – это наши патриархи.

Исполняется десять лет со времени интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Посмотрите, сколько он сделал для нашей Церкви и для нашего народа за этот короткий период! Он старается показать каждому человеку красоту церковной жизни. Мы часто собираемся на соборах, обсуждаем все вопросы жизни. Посмотрите, какая огромная работа ведется на приходском уровне – в плане благотворительности, катехизации, просвещения. Святейший Патриарх развил это, используя все возможности, которые сегодня есть у нас. И мы должны благодарить Бога, что у нас есть такой Патриарх, пожелать ему многих лет жизни, многих лет патриаршества, чтобы Господь всегда был и с ним, и с нами. И глядя на пример и его жизни, и других патриархов (они все поучительны), давайте тоже будем добрыми гражданами,  добрыми христианами, добрыми православными людьми. Я желаю, чтобы Божие благословение было со всеми нами.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы