Архипастырь. Ответы на вопросы

25 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает епископ Щигровский и Мантуровский Паисий.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, владыка! Благословите наших телезрителей.

– Добрый вечер, ведущий, дорогие братья и сестры! Давайте сегодня разберем те вопросы, которые поступили и которые мы будем ждать от вас в прямом эфире. Постараюсь ответить на них на пользу душе и телу.

– Первый вопрос звучит так: «Что такое свобода в православной вере? Свободным себя не чувствую: много постов, правил, обязательств».

– Самый высший дар, который Господь дает человеку, – это дар свободы. Свободы выбора. Мы свободны выбирать добро или зло, служить Богу или нет, делать ли ту или иную вещь. Но Господь, любя нас, ограничивает какими-то вещами, такими как посты, молитвы, хождения в храм, для того чтобы мы понимали, в каком направлении нам двигаться. Можно сравнить: человек свободен в каком-то периметре. Я сравниваю это иногда с тем, что человек стоит на крыше дома. Он свободен ходить по периметру крыши, от края до края. Но перейдя границу этой крыши, он, к сожалению, погибнет. Так же и Господь дает нам какие-то границы, чтобы мы не переходили их. Почему? Для того, чтобы мы учились добру, терпению, смирению, добродетелям и совершенствовались в вере, естественно. Поэтому свобода есть – свобода выбора. За нее мы и будем отвечать перед Богом.

Но никто человека не насилует, никто не принуждает к посту либо к молитве. Церковь только советует и дает пример из житий святых, из церковных поучений, из Евангелия. Господь говорит о том, что мы должны соблюдать. Это как учение, которое мы, последователи-христиане, должны соблюдать. Если мы не соблюдаем постов, не молимся, не ходим в храм, то назвать нас верующими людьми невозможно. Апостол Иаков пишет: вера без дел мертва есть, а дела веры суть пост, молитва, воздержание, благость и так далее. Дальше он пишет, что дьявол, бесы тоже веруют, но трепещут. Они намного более верующие тем, что знают истину. Но они трепещут в своем противлении и злобе перед Богом. И человек так же. Если он не совершенствуется духовно, он отходит в другую сторону. Человек стоит между Богом и бесовскими силами. Какую сторону он выбирает, в том и совершенствуется. Если он по своей свободной воле выбирает служить Богу, Господь дает ему благость и, самое главное, конечно же, Царствие Небесное. Для этого мы и выбираем здесь, на земле.

– Вопрос от телезрительницы: «Я из Подмосковья. У нас строится храм святой грузинской царицы, и прихожане, которые будут ходить в этот храм, имеют как бы недоверие – что это мы будем поклоняться грузинской Тамаре, таких храмов в России у нас нигде не было. Как это объяснить всем прихожанам?»

– Спасибо за вопрос. Царица Тамара – это великая святая всего православного мира. Православные людей не должны делить на русских, нерусских… Апостолы тоже были нерусскими людьми. В честь их тоже возносилось множество храмов. Царица Тамара – великая святая, которая особенно почитается в Грузии, так как она привела эту страну в церковный порядок, построила много храмов, и житие ее очень поучительно для нас. Также можно сравнить ее с нашей великой княгиней Ольгой. Она также была правительницей своей страны, но имеет особую благодать перед Богом и как правительница, и как святая, которая, будучи, можно сказать, в почете и славе, при этом спасла свою душу. Здесь мы тоже должны учиться.

Когда человек достигает определенного достатка либо имеет большую должность, он, может быть, как раз должен молиться царице Тамаре, чтобы она помогла ему не возгордиться, а также быть достойным православным христианином, чтобы нести свой христианский крест достойно. Не должно быть какого-то разделения – наши святые, не наши святые. Они общие, общехристианские святые. Поэтому смущаться ни в коем случае не надо. Надо объяснить людям, чтобы не было такого национализма – в плохом смысле слова, а должны молиться каждому святому. Паисий Святогорец, который сейчас особо почитается, тоже не был русским, он был греком. Поэтому ни в коем случае не нужно разделять веру по каким-то национальностям.

– Следующий вопрос: «Как справиться с неверием, как верить не сомневаясь?»

– Верить не сомневаясь может быть очень сложно, потому что в начале, естественно, когда человек приходит к вере, у него множество вопросов, проблем, которые он разрешает для себя. Если человек приходит к вере уже взрослым, ему нужно перестроить всю свою жизнь заново. Но новоначальномудается и особая благодать. Святые отцы пишут, что это так называемая предваряющая благодать, когда он на молитве чувствует умиление, на службе нерассеянно молится. Я думаю, что многие из православных христиан испытывали это чувство, когда только пришли к вере, если пришли к ней уже во взрослом состоянии. Потом эта благодать отходит, и начинается уже борьба за свое спасение. То есть Господь в начале дает человеку почувствовать, что такое вера, чем она хороша, как она наслаждает человека. И когда он вкусит этот плод, он знает, к чему потом стремиться.

Когда отходит предваряющая благодать, человек должен совершать молитвы, посты, хождения в храм, и, как говорил преподобный Серафим Саровский, как бы ни были хороши сами по себе пост, молитва, хождение в храм, они только суть средства для достижения самого главного. А самое главное в вере – это стяжание благодати Духа Святого, то есть совершенствование в добродетелях. Совершенствование в добродетелях не может быть скучным, потому что человек должен преуспевать восходить от возраста в возраст. Тем более сейчас все дано. Сейчас очень много духовной литературы.

Когда люди приходили к вере в начале девяностых годов (думаю, многие знают), мы взапой читали духовную литературу, которая появлялась. Сейчас можно все узнать о вере, глубоко узнать. Есть курсы для тех, кто хочет получше узнать веру, на чем она основывается, что есть основание веры, и дальше совершенствоваться. Поэтому человеку верующему не может быть скучно. Может быть какая-то усталость, в какой-то степени лень, которая выражается в том, что я хожу, а не чувствую благодати, которая, может быть, была раньше. Но здесь нужно набраться терпения. Как говорит Господь, претерпевый до конца, той спасется. Поэтому нужно совершать все наши обряды – и церковные обряды, для того чтобы духовно совершенствоваться. А вера несумненная придет только тогда, когда человек станет совершенным, как доказали множество святых тем, что они жили этой глубокой верой и она их наслаждала каждый день. Они мало ели, мало спали, потому что не хотели разлучаться с этой благодатью, которую Господь дает каждому верующему человеку.

– Звонок от телезрительницы: «У меня внучка родилась 26 сентября; 28 сентября день иконы Софии, а 30 сентября день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В какой день отмечать правильно день ее ангела?»

– Спасибо за вопрос. Я так понимаю, что зовут внучку София? Икона Божией Матери называется «София, Премудрость Божия». Это относится к иконе Божией Матери. Конечно, именины внучки – на Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, которые являются первыми христианскими мучениками. Очень великая святая, я всегда привожу ее в пример настоящей веры. Мы как раз говорили о вере. Представляете, как нужно было верить в Господа, чтобы на ваших глазах убивали ваших малолетних детей, а вы не отреклись от веры? Вот к такой вере, дорогие братья и сестры, нужно стремиться. Тогда человек по-настоящему показал силу веры. Она понимала, что дети могут погибнуть здесь, но они спасут свою душу. Но думаю, все равно по-человечески, естественно, было очень мучительно смотреть на страдания своих детей. Так что великая святая празднуется на Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию.

– То есть 30 сентября.

– Да.

– Как известно, испытания и искушения – это посещение Бога. Нам задают вопрос, действительно ли это так.

– Господь по-разному посещает людей – не только испытаниями и искушениями, но и благодатью Своею, и милостью, и любовью Своей в первую очередь. Господь долготерпит нас, и мы должны помнить каждый день, что Господь терпит наши немощи, даже наши прегрешения, дает нам время на покаяние, на исправление своей жизни. И в этом самое главное проявление любви Божией, что Господь нас не наказывает. Не нужно думать, что Господь наказывает кого-то. Господь может только вразумлять. И Господь, видя, что человек, может быть, немного ослаб в вере,  отошел от чистоты, предался какой-то лени или прегрешениям, иногда вразумляет. Болезнями, наказаниями какими-то, как нам кажется. Но это не наказания, а вразумления.

Можно привести такой пример. У человека есть дети. И когда дети перестают слушаться слов, человек их, естественно, наказывает какими-то способами (лишает сладкого или еще чего-то). Но он наказывает их не из-за того, что не любит или хочет наказать. Он хочет по любви к ним вразумить их. Так же и Господь какими-то проблемами, искушениями нас вразумляет. Также Господь говорил: многими скорбями подобает внити в Царство Небесное. От скорбей не были избавлены и святые. Если мы почитаем жития всех святых, не говорим уж о мучениках, но даже преподобных, то увидим, что они несли такие скорби, какие мы с вами, дорогие братья и сестры, не сможем перенести, потому что у нас нет таких сил.

Но самое главное – какие бы ни были скорби, искушения, проблемы, надо понимать, что Господь любит нас, каждого, и знает силы каждого. Если Он видит, что человек не сможет перенести той или иной болезни, скорби или неприятности, Он никогда не попустит. Если попущено – значит, с помощью Божией переживем. И если мы переживем какие-то земные страдания, лишения, может быть, именно этим мы искупим свои грехи, потому что все мы немощны, ленивы, редко несем великие подвиги, какие несли святые отцы. Надо как-то совершенствоваться духовно, поэтому Господь посылает нам, попускает такие искушения, для того чтобы, пережив их, мы хоть как-то взбодрились духовно и принесли плод покаяния.

– Звонок от телезрительницы: «Я осуждаю очень много и своих, и чужих людей. Кому бы мне молиться, чтобы не осуждать, не ругаться бы с ними по личным и семейным делам, как мне быть?»

– Спасибо за вопрос. Молиться можно любому святому о смирении, так как каждый святой в основание своего жительства, естественно, положил смирение. Господь говорит: гордым Господь противится, а смиренным дает благодать. Но невозможно за небольшое время приобрести смирение, если мы совершенствовались столько лет. Я по голосу так понимаю, что Вы уже зрелый человек. Поэтому за какое-то короткое время невозможно приобрести смирение. Совет Вам такой. В первую очередь, прежде чем что-то сказать, ответить, спросить, с близким ли это человеком или с другим, осеките себя на секунду. Никогда не торопитесь говорить. Задайте себе всего один вопрос: как мне сказать (или спросить) так, чтобы человека не обидеть и в грех не впасть? Этот секундный вопрос встрезвит Вас, и Вы уже более серьезно подойдете к своим словам. А если приходит осуждение, у нас есть замечательное средство – Иисусова молитва. Самая главная молитва, какая может быть для смиренного человека. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,– а заканчивается так: помилуй мя, грешную. Акцент надо делать на свою греховность.

Во-вторых, надо понимать, что осуждением мы, естественно, никак человеку не поможем. Мы видим иногда прегрешения других людей,  они могут нас уязвлять, но, еще раз говорю, прежде чем сказать, надо подумать, обязательно помолиться. Если приходит сильное осуждение, в первую очередь обратить внимание на себя и подумать, а в чем мы согрешаем. Думаю, каждый человек найдет грехи, страсти, которые он еще далеко не поборол и которые тоже являются грехом пред очами Божьими. Лучше сначала исправить себя. У преподобных отцов есть очень хороший девиз: познай себя, и довольно с тебя. Если мы познаем свои немощи, свои прегрешения и постараемся их исправить, нам на это всей жизни не хватит. А если мы будем видеть в чужом глазу сучок, то своими бревнами, к сожалению, его только пораним. Опять же, как говорит Господь в этой притче, очень интересно: вынь сначала свое бревно и потом увидишь, как вынуть сучок в глазу брата. То есть не просто не будешь этим заниматься, а увидишь, как это делать. Сначала нужно научиться исправить себя, жить свято, и тогда уже можно на своем примере и опыте помочь другому человеку. А осуждать – мы сами понимаем: не судите, да не судимы будете.

– Примем еще один звонок: «Вопрос о Промысле Божием. У меня за последние три года никак не получается с работой. От меня это нисколько не зависит. Меня то сокращают, то увольняют. Что сделать, чтобы не впасть в отчаяние, поскольку все очень сложно?»

– Я так думаю, Вы живете в городе? Думаю, работу мы здесь всегда найдем. Другое дело, можно хорошенько посмотреть, может быть, в нас все-таки есть что-то такое, что смущает людей? Внимательно покопаться в себе, поговорить с бывшими коллегами, работодателями, чтобы они хотя бы честно сказали, что их не устраивает в Вас. Может быть, Вы чего-то не замечаете. Как говорят, замылился глаз, Вы думаете, что Вы хороший, замечательный человек, работник, а вот со стороны, как говорят, виднее. Поэтому можно спросить бывших коллег, начальников, чтобы они подсказали, что исправить. А отчаиваться ни в коем случае не надо. Мы понимаем, что в этой жизни мы множество раз меняем работу, в основной своей массе, конечно. Но не нужно ее как-то обожествлять, к ней привязываться всем сердцем и душой. И самое главное, конечно, духовно совершенствоваться и честно зарабатывать на хлеб насущный, на крышу над головой. Но в первую очередь, еще раз говорю: в Вас что-то может быть не так. Если Вы не замечаете, спросите у ближних.

– Часто, когда возникают жизненные трудности, препятствия, человек впадает в уныние. Расскажите поподробнее об этом понятии, как противостоять этому греху?

– Уныние – один из самых страшных грехов, считали святые отцы. Например, преподобный Серафим Саровский, когда приходил из своей пустыньки в монастырь, старался братию, можно сказать, развеселить, но не в человеческом понятии, а в духовном. Поддержать, подбодрить. Потому что он считал, что уныние – один из самых страшных грехов, который дальше ведет к отчаянию и потере совершенно связи с Богом. Уныние происходит в основной своей массе у людей, которые, как мы сегодня уже говорили, духовно еще не совсем созрели. Они какие-то неприятности ставят выше того, что можно, как им кажется, перенести. Говорят: это выше моих сил. А вот это как раз совершенно неправильное понятие, потому что, как я уже сегодня говорил, нет ни одной неприятности, ни одной болезни, скорби, которая была бы выше сил человеческих. Значит, здесь человек страдает маловерием – это раз.

Что сделать? В первую очередь – молиться, как всегда. Хоть и кажется, что это дежурный ответ, но Господь сказал: просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толците, и отверзется. То есть просить, чтобы Господь умягчил наше сердце, дал тишину в сердце. В первую очередь, естественно, идти к духовнику либо священнику, покаяться в своем унынии, что мы отчаиваемся и печалимся по какой-то совершенно земной вещи. Не думаю, что это у человека такая огромная печаль. Это показатель нашего духовного несовершенства, а где-то, может быть, и гордыни – наступили на гордыню человека, обидели или оскорбили как-то. И он, прокрутив все это в себе, считает себя обиженным, всеми брошенным. Это тоже показатель своей греховности.

Уныние – один из самых страшных грехов, он рождается больше от гордости. Если человек смиренный, он понимает: какие бы проблемы Господь ни попускал, они нужны для его спасения. Когда приходят какие-то скорби, нужно всегда задавать вопрос не за что, а для чего. Для чего Господь посылает? Для нашего спасения. Все содействует ко благу человека в этой земной жизни. Человек должен понимать и даже ни на секунду не сомневаться, что Господь всегда рядом с ним, если человек сам не отвернулся от Бога, конечно же. Всегда нужно подбадривать себя именно этим: вокруг святые, к которым можно обратиться за помощью, рядом есть храмы, в которые можно прийти, попросить совета и благословения у батюшки, помолиться какому-то своему святому, который является покровителем, чтобы он помог пережить то или иное страдание.

Самое главное, конечно же, понимать, что духовно совершенствоваться надо дальше, и ни в коем случае не отчаиваться. Потому что если приходит уныние и отчаяние, человек иногда оканчивает жизнь самоубийством. Потому и считается это одним из самых страшных грехов, что человек этим показывает свое неверие в Бога: я уже не верю ни во что и не хочу ничего от этой жизни. А надо понять, что Господь нигде в Евангелии не говорит: вы здесь, на земле, проживете наслаждаясь, радуясь, веселясь и Царствие Божие наследуете. Наоборот, везде Господь приглашает на крест: хочешь следовать за Мной – возьми крест свой и следуй. Хочешь спастись – уготовь душу свою в искушении. И мы должны понимать, что если мы достойно донесем, не ропща и не унывая… Печалясь – печаль может приходить. Всю печаль мы опять-таки должны изливать в молитве. В молитве изливать свою печаль перед Господом, и Господь утешит. Ни в коем случае мы не должны отчаиваться и унывать, а дальше бодрствовать.

– Вы уже сказали ранее, что каждая трудность, препятствие даются нам по силам.

– Да-да.

– Вопрос от телезрительницы: «Мне 80 лет. У меня семья 11 человек, трое детей, четверо внуков, муж умер четыре года назад. Когда мы все собирались вместе, то я никогда не чувствовала, что мне кто-то мешает, что вроде это не надо, это лишнее. А сейчас у меня плохое состояние, как будто я лишняя… Не знаю, как сказать, как будто со мной всем плохо. Муж будто целое море любви нам создавал, у нас была прекрасная семья. А сейчас его нет, и я как будто без этого моря его любви нахожусь, как на берегу».

– Понятно… Спасибо, спасибо. В первую очередь, конечно же, как мы только что говорили, ни в коем случае не надо унывать и отчаиваться. Муж у Вас не исчез. Он перешел в вечность. Когда-то придет время, и Вы перейдете. Но пока Вы можете за него молиться и так общаться с ним. И понимать, что нет здесь, на земле, лишних или ненужных людей. Господь определяет времена и сроки. Господь определяет, когда человеку прийти в этот мир, в какой семье появиться. Также Господь определяет время перехода в вечность. Поэтому ни в коем случае не нужно свои эти мысли, которые вам приходят, что Вы лишняя, культивировать. Я так понимаю, когда вы всей родней собирались, никто же не высказывал Вам и даже не намекал, что Вы лишняя. Это Ваши помыслы, которые, может быть, бес Вам всевает в ум, для того чтобы Вы начали унывать и отчаиваться.

Как я уже говорил только что, надо донести свой жизненный крест. И сейчас, вместо того чтобы копаться в том, что Вы лишняя и тому подобное, пожалуйста, займитесь чем-нибудь. Помогайте детям по мере своих сил, внукам, помогайте хотя бы тем, что поусиленней за них молитесь. Если мы не можем как-то физически помочь, нужно, опять же, молиться за них усиленней. Займитесь именно этим. Не нужно зацикливаться только на своей печали о том, что муж умер. Увы, здесь,на земле, ни один человек не будет жить вечно. Я так понимаю, он тоже был преклонных лет. Если человек дожил до семидесяти лет, это уже возраст очень серьезный. В Священном Писании мы слышим: возраст человеку семьдесят лет, аще в силах, – осмьдесят лет. Вы у нас до восьмидесяти лет уже дожили, значит еще в силах. Помогайте, чем можете, своей родне, молитесь и, самое главное, отгоняйте эти помыслы подальше от себя. Лучше всего молитвой.

– Вопрос, связанный с пятой заповедью. Там сказано: чти отца и матерь свою. Что значит чтить? Подчиняться? Какой вообще смысл этого слова?

– В первую очередь, Господь оставил заповеди для того, чтобы мы духовно совершенствовались и понимали, как нам относиться к близким и родным. И Господь в пятой заповеди говорит: чти отца и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле. Аще же нет, смертью да умрешь. То есть это одна из заповедей, которая является, можно сказать, приговором, если не будешь чтить отца и мать. Потому что Господь послал тебя в мир именно от этих родителей, от матери и отца, и они вложили в тебя все, что могли. Есть, увы, родители, подверженные алкоголизму или еще каким-то порокам, но их единицы. Основная масса родителей всегда ради своего сына или дочери пожертвуют собой. Они стараются воспитывать ребенка и давать ему все, что могут, самое лучшее, самое дорогое. И мы должны воздавать тем же.

Господь говорит: как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним. Если мы не будем чтить, почитать, уважать и упокоивать старость своих родителей, так же и дети наши к нам отнесутся. Если мы будем к ним предъявлять претензии, что они, может быть, не дали того, что нам, кажется, хотелось бы – квартиры, машины или еще каких-то вещей… Но это совершенно не важно. Самое главное, что они дали любовь свою, они дали тебе жизнь, воспитание, прокормили тебя, вырастили, выучили. Ты должен быть благодарен им за это. Для того чтобы твои дети также были благодарны.  Почитание – значит, естественно, любовь к родителям, проявление уважения, заботы, чтобы всегда печься о том, когда человек уже возрастает, что им нужно, как упокоивать их старость.

Конечно, родители могут быть неверующими. Здесь проявляется уже другая заповедь. Господь в Священном Писании говорит нам: кто возлюбит отца или мать или чада паче Мене, несть Мене достоин. Здесь как раз говорится о том, что нужно любить Бога больше, чем своих родителей. Потому что Господь дал тебе жизнь, и ты должен Его любить, Он твой самый главный Отец. Родителей – почитать и уважать. Но если родители стоят на пути твоей веры – запрещают молиться, поститься, ходить в храм (когда человек, может быть, совсем молод), уже не нужно слушать родителей, а стараться мягко, корректно настаивать на своем. Здесь уже идет другая заповедь.

– Вопрос от телезрителя: «Находясь в бодрствовании, ты более-менее (не говорю, что полностью) контролируешь свои мысли, воздерживаешься от каких-то грехов. А вот во сне согрешаешь и не противишься этому, а потом просыпаешься с чувством дискомфорта, раскаяния. Это нормально? Можно ли контролировать мысли во сне? Как этому научиться? Нет ли аналогии с мытарствами, если мы во сне не можем иной раз воспротивиться греху; при мытарствах душа может ли себя удержать и сделать движение в сторону добра?»

– Спасибо за вопрос. В первую очередь надо понять, можно ли контролировать свои мысли во сне. Для обычного человека это нереально и невозможно. Возможно святым. Мы знаем, что святые, даже отдыхая телом, погружаясь в небольшой сон, сердцем и душой молились, потому что они углубленно занимались Иисусовой молитвой. Самое главное, конечно же, то, что углубленно заниматься Иисусовой молитвой можно только человеку, достигшему какого-то определенного духовного возраста, с благословения своего духовника, можно молиться более серьезно, занимаясь именно этим деланием, и только под обязательным присмотром духовника, чтобы не повредиться из-за гордости и не впасть в прелесть.

Другое дело, отвечаем ли мы за сны. За сны мы не отвечаем, потому что во сне мы духовно расслабляемся, тело отдыхает и сознание наше отключается. Те сны, которые приходят, в основной своей массе, как пишут святые отцы, от бесов. Потому что бес хочет даже во сне нас соблазнить, привести нашу душу в какое-то расстройство, иногда осквернить или представить нам какое-то непотребство, чтобы мы, проснувшись, долго думали об этом. Либо есть люди, которые даже гадают по снам, это страшнейшая вещь. Гадать по снам – это уже бесовщина в прямом смысле слова. Сны в основной своей массе, еще раз повторяюсь, – это бесовские наваждения, и мы за них не отвечаем.

Но бывают сны от Бога. Они бывают, но как святые отцы советуют различать одни от других? Если ты проснулся и у тебя на душе как-то неспокойно, тревожно, плохо, то, естественно, это сон бесовский. Помолились, восстав ото сна: благодарю Тя, Господи, что дал мне дальше увидеть сей день. Дальше молимся обычными молитвами, совершаем свой день, выкидывая из головы бесовские сны. Если же мы просыпаемся, а на душе приятно, радостно, хочется помолиться, совершить какой-то подвиг, значит – сон от Бога. Но такие сны бывают не так часто. Так что не смущайтесь снами и не ужасайтесь, просто получше молитесь на ночь и поменьше мечтайте.

– Следующий вопрос очень простой: с кем дружить в нашем мире? Как это правильно делать?

– Вопрос кажется простым, но он достаточно сложный. В основной своей массе мы все находим друзей в юном возрасте – в школе, в институте, на работе. Со временем круг общения у нас сужается. Но в первую очередь, конечно, нужно стараться общаться в том обществе, в котором тебе хотелось бы. То есть если мы ходим на дискотеки, на какие-то увеселения, то друзей там найти сложно. Люди там больше развлекаются, приходят совершенно несерьезно. Друзей можно найти в зрелом возрасте в каком-то православном сообществе, либо в воскресной школе для взрослых, или еще как-то.

Но самое главное – не нужно стремиться к этому. У каждого человека самый главный друг – это Господь. Второй друг – это жена или муж. Третий друг – мама, папа и так далее. То есть близких родственников тоже можно назвать друзьями. Для монаха, например, дружба вообще не особо приветствуется, потому что даже слово «монах» происходит от слова «монос» – один. Человек должен быть в основном углублен в свое совершенствование. Из жития преподобного Варсонофия Оптинского я вспоминаю: он описывал, что пришел к своему старцу и спросил: «Отче, с кем ты мне благословишь дружить в монастыре?» Старец ответил: «Благословляю тебя дружить только с одним другом – Господом нашим Иисусом Христом».

Дружба бывает и не совсем полезна. Бывает не совсем полезная компания. Поэтому человек должен быть, в первую очередь, близким другом своим родным и близким, а если Господь сведет с нормальными людьми, которые не увлекают нас в какие-то греховные сообщества, то можно, конечно же, и дружить. Но не надо на этом зацикливаться.

– Продолжим тему дружбы. Телезритель спрашивает: «Как вразумитьчеловека, который тебе дорог? Он ведет вольный образ жизни, часто предается пьянству. Вроде и учить не имею права, но и простить себе, что человек падает, а я в стороне наблюдаю за этим, не могу».

– В первую очередь ни в коем случае нельзя отстраниться и не помогать. Нужно, тем более если это родственник, друг, обязательно подсказывать, как-то просить его. Может быть, сходить с ним к врачу, помочь ему выйти из этого состояния, почаще с ним быть и оттягивать его от греховного и пагубного пристрастия. Но опять же, хочу повториться: усугубить молитву за него. Потому что молитва за родных, близких, молитва отца или матери за чадо либо чада за родителей очень многое может. В первую очередь усугубить молитву – и помогать, подсказывать. Не только обличать и укорять, а помогать и подсказывать. Ни в коем случае не удаляться на расстояние и не ждать, чтобы человек сам исправился. Нужна помощь, нужно обязательно ее оказывать.

– Вопрос от телезрительницы: «В Евангелии от Луки были такие слова: погубить свою душу ради Христа. Объясните, пожалуйста».

Прости, пожалуйста, как тебя зовут и сколько тебе лет?

Телезрительница: «Ангелина, 11 лет».

– О, замечательно, хорошо. Надеюсь, что в воскресную школу ходишь. Это уже хорошо. Замечательно, что задаются такие вопросы. Господь говорил: кто хочет спасти свою душу, тот погубит ее. А кто потеряет душу ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Что это значит? Это значит погубить свою душу не в прямом смысле слова, а с точки зрения даже человеческой. Для людей маловерующих либо неверующих любой верующий человек губит свою душу, то есть свою жизненную составляющую, свою земную жизнь – отказывая себе в развлечениях, мучая (как им кажется) себя постами, хождением в храм и тому подобное, какими-то, как им кажется, вредными для человека составляющими. Лучше бы он веселился, радовался этой жизни, наслаждался, брал от нее все. Для неверующих людей – это жизнь. А христианин для них – это человек, губящий свою жизнь. А для нас, как Господь и говорил в Евангелии от Луки, погубить душу – значит для мира, для грехов, страстей мира. Мы должны отказаться от них и погубить свою душу. Мы в этом не должны участвовать. Вот этим и комментируется этот отрывок. А так – в 11 лет можно еще в воскресную школу ходить и задавать эти вопросы. Спасибо за вопрос.

– Да, благодарим Ангелину за то, что позвонила. Нам очень приятно, что у нас есть такие юные телезрители.

Продолжим нашу беседу. Человек видит, что другой поступает неправильно. Вроде говорили: у себя бревно, а смотрим за сучком другого. Но в то же самое время человек делает какие-то не совсем правильные вещи. Как правильно его вразумить, обличить, может быть, чтобы он изменился, а ты при этом не впал в грех осуждения?

– Например, можно начать с того, что мы читаем иногда в паремиях: Не обличай немудрого, да не возненавидит тя, обличай премудрого, да возлюбит тя, так как обличение немудрому рана ему. В первую очередь не нужно лезть с осуждением, советами, если человек от вас совершенно далек и не является вашим другом или знакомым. Здесь, если мы со стороны видим, что он согрешает, в первую очередь, повторюсь, взмолиться Господу, чтобы Он помог этому человеку остановиться, осознать свою немощь и свою проблему и нам дал возможность сказать этому человеку, не обидев его, отметив ту или иную его пагубную страсть либо его нехороший поступок. И прежде чем говорить, помолиться повнимательнее, подумать, как это сказать.

Может быть, не сразу обличать. Если человек, например, в нетрезвом виде, чересчур выпивши, обличать его, даже близкого и родного, нереально. Он ничего абсолютно не поймет, будет только скандал. Почему и происходят домашние скандалы. Когда человек приходит в таком состоянии, вообще ничего невозможно говорить и не нужно говорить. Нужно его успокоить, положить спать. А когда он пришел в себя, на следующее утро, спокойно с ним поговорить, попросить, чтобы он вел себя более аккуратно в этом смысле. То есть нужно иметь подход. Когда говорить? Если мы видим, что человек в раздражении, в запале, совершает какой-то грех, если начать его обличать, будет только ссора и он ничего не поймет. А потом, успокоившись, тонко намекнуть на какую-то ситуацию… Здесь нужно иметь рассуждение, немного подсказать, может быть. Если мы знаем, что человек может слушать.

Естественно, невозможно, например, осуждать или давать советы начальству. Если человек подчиненный, увы, как бы старший ни согрешал, нужно быть более осторожным, потому что от того, что мы начнем его обличать, он может возненавидеть нас, и будут огромные проблемы. Поэтому нужно тогда усугубить молитву, чтобы Господь, может быть, Сам вразумил этого человека, если такие бывают вопросы.

– Следующий вопрос. Почему нужно обязательно исповедоваться священнику? Разве нельзя обратиться к Богу напрямую, ведь Он и так все слышит?

– Господь слышит, но Он на земле нам оставил Церковь Божию, священников, епископов, отдав им власть разрешать или не разрешать грехи. Говоря апостолам в земной жизни, наш Спаситель дал им власть: те грехи, которые отпустите, отпустятся, а которые держите, держатся, то есть власть разрешать или не разрешать грехи имеют только священники. Но они не своею властью это разрешают, а Господь через священников разрешает нам наши грехи.

Можно привести сравнение. Когда мы совершаем какой-то грех, естественно, мы сразу же можем осознать, что неправильно поступили. Например, поссорившись с близким или родным человеком, мы, придя домой, понимаем, что погорячились, неправильно сказали, обидели человека. Мы осознали это. Можно сказать: все, я примирился в себе. Но до тех пор пока ты с этим человеком не созвонился, не увиделся, не попросил у него прощения с глазу на глаз, этот человек так же обижается на тебя.Так же и здесь. Может быть, это сравнение мирское, но до тех пор, пока мы не пришли и не поучаствовали в таинстве, не получили через священника прощение от Господа, этот грех на нас будет всегда. А так, осознав свои грехи, конечно, мы можем взмолиться Господу, попросить прощения и в ближайшее время, идя на исповедь, обязательно покаяться в этом прегрешении перед Господом. Не перед священником. Священник – только свидетель.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия: «У меня на работе много бумаг, документов, которые требуют очень конкретных данных для их заполнения. И чтобы их честно заполнить, нужно очень хорошо потрудиться, потратить на это много времени. Но многие сослуживцы, как мне видится, тратят пару минут. Я стараюсь их заполнять честно, трачу на них соответствующее время. В результате запаздываю по другим направлениям, что, возможно, создает не очень хорошее мнение среди моих сослуживцев. Нужно ли мне что-то пересмотреть здесь или продолжать соблюдать заповедь, что никакая ложь для христианина недопустима, потому что это язык дьявола?»

– Спасибо за вопрос. Вы правильно сказали, что для христианина должны быть совершенно другие принципы. Не мирской подход, как подходят Ваши сослуживцы, которые придумывают, может быть, какие-то цифры, берут из головы. Мы должны понимать, что есть заповедь: не лжесвидетельствуй. Если Вы обязаны составлять эти бумаги, то Вы должны честно трудиться, потому что мы перед Богом тоже ответим за то, как честно мы трудились, не спустя ли рукава, как по-мирски можно говорить. А если  лжесвидетельствовать (а в Вашем случае как раз если Вы будете приписками или какими-то убытками составлять эти бумаги), то этим Вы можете навести на мысль, что нечестно работаете. Работайте так же, продолжайте честно работать и молитесь, чтобы Господь помог со всем управиться. Вы очень правильно поступаете, держитесь так же, не обращайте внимания, может быть, на тех ленивых своих сослуживцев, которые работают спустя рукава.

– Спаси Господи за вопросы наших телезрителей. Один вопрос у нас, к сожалению, сорвался, но звучал он так: «Какими должны быть отношения в семье, супружеские отношения? Есть ли какая-то литература, что можно почитать и подробно узнать об отношениях между мужем и женой, в том числе и интимных отношениях?»

– В первую очередь каждый православный христианин должен иметь своего духовника. Такие интимные вещи он должен спрашивать, если его интересует что-то конкретно интимное, у духовника. Есть литература о жизни семейной. В первую очередь между мужем и женой должна быть любовь, потому что она является верхом всего. Если люди любят друг друга, то будут жертвовать своими привычками, наклонностями ради другого человека. Любовь – это не только и не столько наслаждение, а больше именно жертва. Поэтому человек не должен от семьи ждать только утех, а должен понимать, что это очень серьезный труд и жить в семье и воспитывать детей – это очень трудно. Здесь нужно много терпения. А терпение как раз может быть, когда человек любит. Он претерпит какие-то обиды, укоризны, может быть, от близкого человека, который иногда бывает не в настроении, либо от детей. Это самое главное.

А интимные вещи прописаны у нас в Уставе. Муж и жена не должны вступать в близость во время постов, как апостол Павел пишет: муж и жена не должны удаляться друг от друга, только по взаимному согласию либо во время установленных постов для упражнения в посте. То есть постом мы должны воздерживаться от интимной сферы. Естественно, не только в большие посты, но и в среду, пятницу. Святые отцы также советуют воздерживаться, когда человек готовится к Причастию – три дня постится и воздерживается от близости, не утешая себя этим. Это основные моменты. А проблемы в семьях бывают, может быть, из-за недопонимания. Один человек может быть более чувственным, более страстным, другой более прохладным, и здесь нужно находить общий язык. Нужно не бояться поднимать эту тему друг с другом, общаться. Если что-то недопонимаете, посоветуйтесь вместе, придите с мужем или женой к духовнику, спросите совета.

– Последний вопрос на сегодня: «Только начал ходить в церковь. На что сейчас важно обратить внимание?»

– В первую очередь на то, чтобы не торопиться, хорошенько узнать основы веры. Как я говорил в начале передачи, сейчас очень много духовной литературы. Почитайте. Начинать можно с Закона Божьего, потому что Библия очень сложная для новоначального. Закон Божий – это сокращенная Библия. Хотя бы узнать это. Читать духовную литературу, Евангелие, начинать молиться потихоньку. И самый главный совет, конечно же, – искать духовника, человека, которому можно доверить свое духовное возрастание. Потому что священник видит со стороны намного лучше, тем более он более опытный в духовном делании. Самое главное – не торопиться, потому что можно впасть в прелесть. Если, например, заняться, прочесть про умную молитву, она замечательная, нужная вещь,но новоначального это может привести к духовным потерям, человек может впасть в прелесть. Самое главное – искать духовного руководителя, молиться, чтобы Господь его послал, а пока читать духовную литературу понемногу. Для новоначальных есть специальные книги.

– Спаси Господи, владыка, за эту прекрасную беседу. Надеюсь, мы в скором времени продолжим. Напоследок  благословите наших телезрителей.

– Очень радостно было, дорогие братья и сестры, слышать сегодня заинтересованные вопросы, даже от маленьких наших телезрителей. Видно, что вы интересуетесь верой. Продолжайте так же, продолжайте изучать веру, потому что она до такой степени глубока, что ей невозможно научиться, как, например, математике либо физике. Это самая главная вещь, которая нам нужна для нашей жизни, потому что Господь говорит: ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам. Помощи вам Божией в ваших житейских делах, и самое главное – духовного роста. Помоги Господи.

Ведущий Сергей Платонов
Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать