Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Дорогой владыка, мы рады Вас приветствовать в нашей московской студии, зная цель Вашего визита: Вы принимали участие в Феофановских образовательных чтениях, которые организовал Издательский отдел Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии.
– Я уже несколько раз принимал участие в Феофановских чтениях, поскольку являюсь управляющим Тамбовской епархией, которую, как известно, святитель Феофан возглавлял четыре года.
В этом году чтения проводились в десятый раз, и практически всегда я старался принимать в них участие. Всегда выступал с докладами, прежде всего о тамбовском периоде служения святителя Феофана. Он служил всего четыре года, но этот период был очень ярким и значимым для истории Тамбовской епархии.
Святитель Феофан был удивительным человеком: и добрым, и молитвенником, и вместе с тем церковным писателем. На Тамбовщине открылся в том числе и его организаторский талант: он стоял у истоков создания Тамбовского епархиального женского училища и много внимания уделял его становлению. Много заботился о том, чтобы воспитанницы имели достойное здание, были всем обеспечены.
Святитель Феофан также основал «Тамбовские епархиальные ведомости» и определял направление развития этого журнала. В последние годы мы возродили его, и он получил свое прежнее название – «Тамбовские епархиальные ведомости».
Святитель, как мы знаем, также был иконописцем, он уделял много внимания духовной семинарии, всегда участвовал во встречах со студентами, принимал участие в экзаменах. Ему принадлежит идея открытия в Тамбовской семинарии иконописного класса. Будучи иконописцем, он следил за тем, чтобы в строящихся храмах и монастырях Тамбовщины появлялись достойные иконы, выступая за иконы византийского письма. Для этого он учил студентов семинарии, и, получая азы иконописания, став священнослужителями, они следили за тем, чтобы в храмах появлялась достойная живопись.
– Каково Ваше участие в Феофановских образовательных чтениях?
– Как я уже сказал, участие в чтениях я принимал почти каждый год, и, конечно, мы старались, чтобы они проходили всегда с участием представителей Тамбовской епархии: не только преподавателей, но и студентов духовной семинарии. Чтения проходили в разных местах. Начинались они, конечно, в Вышинском монастыре, где святитель Феофан был в затворе. Чаще всего они проходят, наверное, здесь, в Москве, но несколько раз были и в Тамбовской епархии, а также в Санкт-Петербургской духовной академии и других городах, где святитель когда-либо служил. В Питере святитель был ректором, в Тамбовской епархии архипастырем. По-моему, чтения проходили и во Владимирской епархии.
Каждый раз во время чтений освящаются, конечно, все аспекты деятельности святителя Феофана: его миссионерское, просветительское служение. Мы рассматриваем его эпистолярное наследие, конечно, его толкования на послания апостола Павла и выполненные им переводы, в том числе «Добротолюбия».
Это настолько удивительный человек и многогранная личность, что хотя чтения проводятся уже в десятый раз, думаю, что они могут проходить еще десятки раз, но будут не в состоянии осветить в полной мере все грани его служения.
Сегодня готовится научное издание его трудов. Эта работа была начата в преддверии 200-летия со дня рождения святителя Феофана, которое мы отмечали в 2015 году. Собственно, и чтения начали проводить за несколько лет до празднования этого юбилея – в рамках подготовки к его празднованию.
В Тамбове мы начали строительство храма, посвященного святителю Феофану, практически недалеко от центра города. Святителя любят и помнят по всей России, но тамбовчане, может быть, особенно, потому что, управляя епархией 4 года, он посещал храмы, монастыри по всем районом епархии. Тамбовская епархия была очень обширной, в нее входил даже Саровский монастырь, сегодня это Нижегородская митрополия. Святитель Феофан носил титул епископ Тамбовский и Шацкий. Значит, Шацкий район нынешней Рязанской области входил в состав Тамбовской епархии. Борисоглебский уезд (сегодня это Воронежская епархия), практически вся Липецкая область также входили в ее состав, то есть это была очень большая епархия. Святитель посещал все ее храмы и монастыри, знакомился с жизнью приходов, вносил какие-то коррективы, замечания и, конечно же, освящал храмы, в том числе и в монастырях. По историческим справочникам, за четыре года его служения было построено почти 60 храмов – это очень и очень много. Сегодня мы возводим храм, который является нашей данью этому удивительному святителю.
Святитель Феофан не только совершал много поездок по приходам и монастырям, но очень полюбил Вышенскую пустынь. И как мы знаем, после того как он перешел во Владимирскую епархию и попросился за штат, то обратился к Святейшему Синоду с просьбой о возможности поселиться именно в Вышенской пустыни. Видимо, этот монастырь очень полюбился ему именно тогда, когда он управлял Тамбовской епархией. Наверное, он приглянулся ему своей уединенностью: находится вдали от центральных дорог, имеет хорошее расположение в лесу. Наверное, поэтому он избрал не какой-нибудь из владимирских монастырей, а попросился именно в тамбовскую землю, которую, видимо, очень полюбил. И не только землю, но и людей, которыми он управлял и которые очень его любили.
– Похоронен святитель тоже в Тамбовской епархии?
– Святитель был похоронен в Вышинском монастыре, где и были обретены его святые мощи.
– Несколько лет назад Вы встречались со Святейшим Патриархом Кириллом. Процитирую, что он сказал о Тамбовской епархии: «Наша русская глубинка, коренная Россия, регион с большой историей, глубинка, которая была форпостами в наших границах».
Расскажите, пожалуйста, о Вашей епархии, событиях, связанных с Феофаном Затворником, в частности об этих торжествах и приезде Святейшего Патриарха.
– Кстати, святитель Феофан очень почитал святителя Питирима Тамбовского, который был похоронен в кафедральном соборе. Святитель Питирим начинал его строить и завещал похоронить себя в нем. Во время управления епархией святителем Феофаном при кафедральном соборе уже велась книга, в которую записывались чудеса, совершаемые на могиле святителя Питирима. Святитель Феофан очень трепетно относился к ним, продолжал вести эту книгу. Одна ее часть сохранилась, хранится у нас, мы переиздали ее как раз к юбилею святителя Питирима, который отмечали два года назад. На полях этой книги, куда записывались чудотворения святителя Питирима, святитель Феофан даже оставил некоторые пометки.
Недавно мы отмечали юбилей святителя Питирима Тамбовского. Конечно же, готовились к нему, привели в порядок наши храмы, монастыри, к юбилею преобразился прекрасный кафедральный собор. Вместе с губернатором мы пригласили на торжества Святейшего Патриарха Кирилла; посетить наш регион. И в 2014 году Святейший посетил Тамбовскую митрополию и возглавил празднования 100-летия со дня прославления святителя Питирима в 1914 году при архиепископе Тамбовском Кирилле (Смирнове), который впоследствии стал митрополитом Казанским новомучеником. В ходе своего визита Святейший совершил богослужение и архиерейскую хиротонию в кафедральном Свято-Преображенском соборе, освятил памятник святителю Питириму, который был установлен в рамках юбилея на Соборной площади. Патриарх посетил Казанский мужской монастырь, который активно возрождается и где сейчас находится Тамбовская духовная семинария. В том числе мы восстановили Иоанно-Предтеченский храм. Воссоздали взорванную в 30-х годах колокольню Казанского монастыря. Она действительно прекрасна и величественна и является доминантой города, потому что ее высота 107 метров. Конечно, сегодня она привлекает паломников, и все посещающие город Тамбов, конечно, посещают Казанский монастырь и любуются этим прекрасным творением.
Конечно, Святейший посетил и Вознесенский женский монастырь, находящийся недалеко от Преображенского собора. У его истоков тоже стоял святитель Питирим, назначивший в него первой игуменьей свою родную сестру Екатерину. Сейчас мы восстановили в нем Вознесенский собор, малое освящение которого и совершил Патриарх Кирилл во время своего визита. Монастырь продолжает восстанавливаться, многое еще предстоит сделать. Но и многое из разрушенного во граде Тамбове удалось восстановить совместными усилиями: при участии нашего губернатора, главы города, наших меценатов.
– Вопрос телезрителя, главы города Тамбова: «Все, что связано с благоустройством и красотой города Тамбова, связано в первую очередь с Вами. Потому что те храмы, которые Вы восстановили, просто довели до ума, – это наша изюминка, мы этим очень гордимся, и за это от всех тамбовчан очень Вас благодарю.
Святитель Феофан, о котором мы с Вами очень много говорили и еще будем говорить, на самом деле личность незаурядная, для нас очень важная. Но когда же все-таки мы с Вами откроем храм, который Вы строите?»
– Спасибо, Юрий Анатольевич, за оценку наших совместных трудов по возрождению храмов на тамбовской земле. Вы справедливо отметили, что в последние годы, особенно в рамках празднования 200-летия со дня рождения святителя Феофана, мы много говорим о нем на Тамбовщине, но не только говорим. Совсем недавно мы заложили храм в честь святителя Феофана, и сегодня там активно идут работы. Конечно, в последнее время, в связи с экономическими проблемами, темпы замедлились, но я думаю, что в любом случае в ближайшее время мы этот храм построим, освятим, и он будет еще одной жемчужиной нашего родного города Тамбова. Конечно, я рассчитываю на помощь всех наших благотворителей и, конечно, на Вашу помощь, уважаемый Юрий Анатольевич.
– Когда храм будет достроен, мы обязательно покажем на нашем канале его освящение. В связи со звонком главы города очевидно, что у Вас хорошие отношения с властью. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.
– Все, что делается в плане возрождения святынь, порушенных храмов и монастырей на Тамбовщине, конечно, делается совместными усилиями. Существуют добрые, теплые отношения и прекрасное взаимодействие и с главой администрации нашей области – Александром Валерьевичем Никитиным, который недавно возглавил область. Существуют добрые отношения и с председателем нашей Тамбовской думы, депутатским корпусом и, конечно, с главой города. Это взаимодействие позволяет многое делать сегодня, потому что правильно говорит пословица: «Один в поле не воин». А вместе нам по силам воссоздавать наши святыни и монастыри.
Мы взаимодействуем не только в плане возрождения святынь. Я хотел бы сказать, что на Тамбовщине очень многое делается в плане воспитания молодежи. Здесь у нас очень добрые отношения с Управлением образования нашей области, с директорским корпусом, с педагогами, родительским сообществом. На Тамбовщине сегодня 96% родителей избрали для своих детей преподавание «Основ православной культуры». Это, конечно, нас очень радует, потому что родители действительно осознают важность воспитания своих детей на тех ценностях, которые проповедует христианство. Это действительно хорошие показатели, которые были достигнуты только благодаря тому, что есть доброе и взаимополезное соработничество.
У нас на Тамбовщине также впервые были лицензированы воскресные школы, и сегодня этот опыт востребован в том числе в городе Москве, где по благословению Святейшего Патриарха Кирилла также начинается этот процесс. В нашем педагогическом колледже действует отделение «Православная педагогика», где мы готовим преподавателей «Основ православной культуры». Конечно, несколько названных мной знаковых моментов говорят о том, что в этой сфере есть понимание того, что сегодня мы должны думать и заботиться о молодежи и, конечно, воспитывать ее на высоких евангельских нравственных ценностях.
– Насколько я знаю, с учителями встречался и Святейший Патриарх Кирилл. Хотелось бы более подробно услышать об этой встрече.
– Когда Святейший посещал нашу митрополию, то в рамках его визита в Тамбове была запланирована встреча с представителями системы образования: директорским корпусом, педагогами, профессорами тамбовских университетов. Патриарх Кирилл высоко оценил наше взаимодействие в этой области, которое совершенствуется из года в год. Сегодня мы, конечно, очень стараемся решать те задачи, которые ставит Святейший Патриарх. И слава Богу, что есть такое понимание. Совсем недавно – 1 сентября мы открыли на Тамбовщине православную гимназию. Пока в строй вступила лишь первая ее очередь, что тоже стало возможно только благодаря такому взаимодействию. Подключились представители системы образования, предложили нам высокопрофессиональных педагогов, и родители с удовольствием привели своих детишек в нашу православную гимназию. Она находится на территории Троицкого храма, где служат духовники гимназии, то есть налаживается очень хорошее взаимодействие.
Конечно, мы стараемся трудиться в этом направлении, потому что очень важно привить нашим детям понимание того, что не только знания необходимы сегодня и молодому человеку, и студенту – сегодня очень важно воспитание души, потому что человек гармоничен. Конечно, очень важно получать знания, потому что это та сфера жизни человека, где он может себя кем-то проявлять, но необходимо, чтобы знания не отрывались от духовного развития. В этом смысле мы, конечно, стараемся исполнять те установления, решения и задачи, которые ставит перед нами Святейший Патриарх Кирилл.
– Много желающих учиться на преподавателя «Основ православной культуры»?
– Да, есть конкурс, и сегодня на отделении православной педагогики обучаются не только студенты из нашей области, но как минимум из нескольких регионов Центрального федерального округа. Потому что в Тамбове проводится Попечительский совет под председательством Александра Дмитриевича Беглова, на который приглашаются руководители системы образования районов ЦФО (Центрального федерального округа). Поэтому они имеют возможность получить этот опыт, которым мы с удовольствием делимся с ними, и с удовольствием направляют своих выпускников школ для учебы на православном отделении нашего педагогического колледжа.
– Если честно, 96 процентов – это какая-то сумасшедшая цифра...
– Собственно говоря, за этими цифрами стоит большой труд, просто так они не даются и не сразу были получены. Еще раз говорю, конечно, мы имеем пожелание, чтобы как можно больше детей учились «Основам православной культуры», но если наши пожелания не будут находить отклик в среде педагогов, системе образования (в данном случае региона), то достичь такого результата будет очень трудно. Об этом свидетельствует опыт других регионов, где есть похожие цифры процентов, но это всегда труд, это всегда взаимодействие и желание и нас, и системы образования, и, конечно, руководителей самого высшего звена региона. Тогда возможен такой результат.
– Давайте поговорим теперь о духовном образовании в регионе, где есть такой небесный покровитель, как Феофан Затворник – ученый муж нашей святоотеческой истории.
– Свое начало Тамбовская семинария берет с указа Екатерины II в 1779 году, и действовала она до 1917 года, когда была закрыта. За это время были подготовлены многие священнослужители Тамбовской губернии, которая была очень обширной, поэтому и Тамбовская семинария была одной из самых больших в Российской империи того времени.
Возродили семинарию мы в 2005 году, и сегодня она, конечно, находится еще в становлении. Трудно сказать, что все у нас сделано, мы еще продолжаем расти, готовим преподавателей: многие наши священники обучаются сейчас в духовной академии, кто защищает кандидатские диссертации, кто-то пишет магистерские работы. Таким образом мы поднимаем профессиональный уровень наших педагогов. Но в семинарии преподает не только духовенство – мы очень тесно взаимодействуем с системой образования и нашими вузами, поэтому у нас много преподавателей из наших светских университетов. Два университета у нас в Тамбове, один Мичуринский: преподаватели, кандидаты и доктора наук светских специальностей также преподают у нас. Мы стараемся, чтобы студенты Тамбовской духовной семинарии получали должное образование, чтобы, получив все необходимое для служения, они были добрыми пастырями. И в этом образы святителя Феофана и святителя Питирима являются для них ярким примером.
Семинария находится в Казанском мужском монастыре, о котором я уже говорил. До революции он был резиденцией тамбовских архиереев, поэтому и святитель Феофан, и все остальные архипастыри начиная с 1758 года жили здесь. В сохранившемся архиерейском доме, который является памятником истории и культуры федерального значения, и находится наша семинария. Надеюсь, что до конца этого года на этом здании мы установим барельефы – памятные доски, посвященные Феофану Затворнику, святителю Кириллу Казанскому, святителю Феофилу (Раеву), который тоже сделал очень много для развития церковной жизни на Тамбовщине и, кстати, рукополагал в этом Казанском мужском монастыре преподобного Серафима Саровского, пригласив его из монастыря на службу. Это самые известные святители, память которых мы стараемся увековечить.
Семинария сегодня, как я уже сказал, развививается, она находится в большом, просторном здании архиерейского дома, но совсем недавно мы получили для семинарии еще одно здание на территории монастыря, где в свое время располагалась одна из средних школ города Тамбова. Сейчас школа выведена с территории монастыря, и мы делаем в этом здании второй корпус семинарии, реконструируя его уже в соответствии с требованиями Рособрнадзора, согласно пожеланиям и требованиям нашего Учебного комитета. Поэтому там будет все необходимое для достойного проживания и учебы наших семинаристов: прекрасные трапезная, актовый зал, надеюсь, мест на 200, аудитории. Будет сделано все, для того чтобы это здание могли посещать люди с ограниченными возможностями здоровья, эти требования сегодня также выдвигаются Рособрнадзором, поэтому будут в том числе устроены лифты для инвалидов-колясочников. Будет и храм, и, надеемся, небольшой музей, прекрасная библиотека, оборудованная всем необходимым, надеюсь, что появятся и интерактивные доски. То есть делаем все, для того чтобы семинария обрела это новое здание и чтобы качество образования и качество проживания были на современном уровне.
– Много воспитанников в семинарии?
– В настоящее время в семинарии обучается 71 воспитанник – думаю, что для Тамбовской митрополии этого достаточно.
– Какие существуют ступени обучения?
– Сегодня мы находимся в процессе перехода на бакалавриат: два курса бакалавриата, остальные, как это было раньше, – на специалитете.
– Мы уже не раз упоминали о святителе Питириме, святителе Феофане, расскажите, пожалуйста, о святынях Тамбовской епархии.
– Святитель Питирим был вторым епископом Тамбовским. Собственно, он заложит то развитие епархии, которое затем продолжали его преемники. Как я уже сказал, он начал строить кафедральный собор и завещал похоронить себя в нем. В 1914 году состоялось обретение его мощей, которые были установлены здесь же, в соборе. Сегодня это главная святыня нашей Тамбовской епархии – мощи святителя Питирима.
Конечно, после 1918 года их изъяли, но, слава Богу, они не покидали Тамбов. Они оказались в запасниках краеведческого музея, который был размещен в кафедральном музее. Все советские годы находились в подвале флигеля, где были устроены запасники. Конечно, были среди сотрудников и верующие люди, которые берегли мощи и говорили людям, что святитель Питирим город не покинул. И зная это, верующие люди приходили в краеведческий музей и к окошку, где приблизительно находились мощи, возлагали цветы либо зажигали свечи.
Когда Церковь уже обрела свободу, эти мощи были возвращены епархии и установлены на том же самом месте, на котором стояли до 1918 года и куда их поставил святитель Кирилл, архиепископ Тамбовский, впоследствии митрополит Казанский.
Еще одна важная святыня Тамбовской епархии – мощи преподобной Марфы Тамбовской, которая скончалась в 1800 году. Ее погребли монахини Вознесенского женского монастыря, о котором я говорил, на Воздвиженском кладбище города Тамбова. И все эти годы не зарастала народная тропа, паломники приходили сюда даже в советские годы. Хотя памятники были смещены, надгробия передвинуты и были люди, которые говорили, что мощи не здесь, верующие продолжали ходить именно на это место. И вот в 2005 году по благословению патриарха мы решили обрести эти мощи, предприняли поиски, была создана специальная комиссия, в том числе с участием специалистов-археологов из Москвы. И Господь благословил нам обрести эти мощи, которые пролежали в земле 205 лет. Когда проводились поиски, вокруг этого захоронения мы находили множество разрозненных останков: все было перемешано и трудно было понять, где какие останки. Но мы опускались все ниже, и оказалось, что останков преподобной Марфы никто не касался, они были обнаружены в непотревоженном виде. Видимо, были вскрыты могилы, находившиеся рядом.
Самое удивительное свидетельство подлинности мощей – то, что на них были железные вериги. Есть описание, что преподобную Марфу похоронили в веригах. Никто не знал, что она их носила, и когда она умерла, никто не нашел ключа, чтобы их открыть, поэтому их и не сняли, а похоронили преподобную в веригах. И когда мы нашли непотревоженные мощи и железные вериги, которые тоже сохранились, мы их извлекли, и сейчас они также находятся в Вознесенском женском монастыре, куда мы перенесли и мощи преподобной Марфы. Это две основные наши святыни.
– Готовите ли вы канонизацию новомучеников?
– Конечно, на Тамбовщине, как и в других регионах, новомученики есть, и их много. Сегодня они входят в собор Тамбовских святых, и мы ведем активную работу в тамбовских архивах по поиску материалов, документов. Вначале мы издали сокращенный вариант книги о пострадавших в эти годы; и совсем недавно – к столетнему юбилею со дня прославления святителя Питирима – целый трехтомник, посвященный новомученикам как прославленным, так еще и не прославленным. Конечно, эта работа ведется активно.
Может быть, самое важное место среди новомучеников занимает святитель Кирилл митрополит Казанский (Смирнов), о котором я уже говорил. Особое место занимает и уроженец тамбовской земли митрополит Владимир Богоявленский, который, как мы знаем, был и митрополитом Московским, потом Санкт-Петербургским и затем Киевским, где и был замучен. Это, наверное, самые главные наши святые.
Конечно, здесь следует указать и святителя Луку (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, который стоял у истоков возрождения Тамбовской епархии в 1944 году. Тогда епархии, собственно, и не было: не было священников, были закрыты или разрушены все храмы и монастыри, и святитель Лука восстанавливал Тамбовскую епархию в эти военные годы, с 1944 по 1946 год. И многое сделал для того, чтобы она возродилась и привлекала к себе священников, которые возвращались из ссылок. В Тамбове ему передали единственный храм, который, слава Богу, действует и сейчас. Удалось ему открыть храм и в Мичуринске.
В целом святитель Лука открыл в это время около 20 храмов, то есть фактически стоял у истоков возрождения Тамбовской епархии. Помимо того, что он был ее управляющим, мы знаем, что он еще и лечил раненых воинов, потому что Тамбов являлся прифронтовой зоной и здесь было много эвакогоспиталей. И святитель Лука был их официальным консультантом: он был ведущим специалистом по гнойной хирургии. Как мы знаем, он написал книгу «Очерки гнойной хирургии», за которую получил сталинскую премию. Конечно, он спас и вернул к жизни многих воинов. До последнего времени в Тамбове еще оставались живы медсестры, которые ассистировали святителю Луке. Они жили долго – девяносто с лишним лет и приносили к памятнику святителю Луке, который мы открыли в Тамбове, живые цветы. Этот памятник установлен около Тамбовской городской больницы №2, которая носит официальное название – больница имени архиепископа Луки.
– Вы общались с этими медсестрами?
– Не только общались, но постоянно взаимодействуем. И когда празднуется память святителя Луки, проводим совместную конференцию с докторами, медсестрами. В этот день я всегда посещаю больницу. У нас также существует премия имени архиепископа Луки, которую в день его памяти мы вручаем врачу, медсестре. Это совместная премия епархии и руководства этой больницы. Конечно, все тамбовчане очень почитают святителя Луку.
– Сколько храмов и монастырей в вашей епархии?
– Четыре монастыря: два мужских и два женских. Храмов сегодня около ста. Конечно, было больше, но стало меньше после увеличения числа епархий, а Тамбовская епархия стала митрополией.
– Время прошло незаметно, прошу Вас в завершение нашей передачи обратиться к нашим телезрителям с приветственным словом и благословить.
– Я хочу пожелать всем нашим телезрителям, которые смотрели этот прямой эфир, чтобы каждый из нас не забывал Бога, чтобы мы сохраняли веру наших отцов и дедов, те нравственные, духовные, культурные традиции нашего народа, на которых всегда созидалась Святая Русь. Очень важно прививать любовь к этим традициям молодому поколению, чтобы связь веков никогда не прерывалась. Желаю всем вам, дорогие мои, помощи Божьей, мира, добра, благополучия, и пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.
Ведущий Сергей Платонов
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Чудеса начинаются!
У книжной полки. Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками
Этот день в истории. 4 декабря
День ангела. 4 декабря
Церковный календарь 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!