Архипастырь. Ответы на вопросы

11 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. Передача из Москвы.

– Вопрос от телезрителя: «Когда я читаю вечерние и утренние молитвы, я стараюсь прочесть их внимательно и не торопясь. Но из-за того, что мысли рассеиваются, снова возвращаюсь к первым словам молитвы и начинаю читать заново. В итоге утреннее и вечернее правило я читаю по два-три часа. Что Вы можете посоветовать в данной ситуации?»

– Естественно, каждый человек должен стремиться читать молитвы нерассеянно, со вниманием. Но дар молитвы – особый дар, который Господь дает человеку за его старания. Я думаю, почти все очень часто испытывают рассеянность в молитве. Это не должно вводить человека в уныние и апатию. Можно продолжать молиться. Когда чувствуешь, что ум начинает рассеиваться, самое главное – на секунду остановиться, попросить у Господа прощения («Господи, прости, что молитва такая рассеянная, не вмени ее мне во грех, помоги дальше сосредоточиться»). Не всегда есть возможность молиться 2-3 часа: например, когда человек собирается на работу; либо вечером. Он оставляет на молитву приблизительно 15-20 минут – и этого вполне достаточно. Торопиться вычитать обязательно все, если по времени не получается, не нужно. Апостол Павел пишет: «Хочу лучше сказать пять слов умом, чем тьму языком». Может быть, лучше более сосредоточенно прочитать немного меньше молитв из утреннего и вечернего правила. Если время позволяет, конечно, можно вернуться к тому моменту, на котором рассеялось внимание.

– Некоторые говорят, что телевизор – зло, но, с другой стороны, на телеканале «Союз» утром и вечером читается правило. Скажите, насколько допустима такая ситуация: человек просто подходит к телевизору, включает его – и молится вместе с нами?

– Это вполне допустимо и, может быть, очень кому-то поможет, потому что когда человек читает молитвы сам, его мысли улетают, а когда он слушает молитвы – это другое дело. Понятно, что молиться нужно не перед телевизором. Пусть телевизор работает, а человек перед иконой старается слушать то, что читают. Это то же самое, что и в церкви: когда мы туда приходим, мы тоже слушаем молитвы и стараемся сосредоточиться. Если это помогает – пожалуйста. Каждый должен выбирать: кто-то молится про себя, кто-то вслух, кому-то проще молиться шепотом. Каждый должен знать свою меру, искать золотую середину.

– Если человек по суете, по занятости не вычитал либо утреннее, либо вечернее правило (как я понимаю, то, что молитвы не прочитываются, уже входит в ежедневную практику), как снова вернуться к прочтению молитв?

– Конечно, такие случаи бывают. Человек проспал на работу, ему нужно срочно ехать, и нет времени прочитать молитвы полностью. Может быть, человек плохо себя чувствует или устал, пока укладывал детей, ощущает, что просто засыпает. Здесь опять же можно вспомнить слова апостола Павла, которые я уже ранее приводил. Есть замечательное Серафимовское правило: три раза читается «Отче наш», три раза – «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры». Если уж совсем не получается прочитать полное правило, можно потратить две минуты – и вознести Богу хотя бы эти молитвы. Но это правило не должно становиться каждодневным правилом в прямом смысле этого слова. Это исключение из правил. Необходимо принуждать себя к молитве, не отчаиваться, не унывать, что, может быть, не всегда получается сосредоточиться. Господь, как говорит Священное Писание, зрит и помышления наши. Если человек старался хоть немного помолиться, Бог услышит и два-три воздыхания.

– Вопрос от телезрительницы из Тюменской области: «Мой 18-летний сын задал такой вопрос: почему Господь сотворил страдания, если Он есть Любовь? Почему создал лукавого? Ведь Он знает, чем все закончится. Для чего весь этот замысел?»

– Из Священного Писания мы знаем, что «пути человека от Господа исправляются». Мы не можем судить о той или иной человеческой жизни своим человеческим умом. Господь говорит: «Ваши пути не Мои пути, и ваши мысли далеко стоят от Моих мыслей». Бог Сам видит, как привести человека к спасению. Мы люди и смотрим не так далеко и глубоко в вечность, как это делает Он. Мы смотрим на какое-то определенное время: на сиюминутность или недалекое будущее. Но Господь зрит наше сердце и готовит его к спасению. Он хочет, чтобы каждый спасся, и поэтому, если Бог видит, что человек не несет каких-то особых духовных подвигов и ему полезно перенести ту или иную скорбь, неприятность или болезнь, Он это попускает. Попускает не из-за того, что хочет наказать. Не нужно принимать скорби и болезни как наказание от Господа. Он никому не хочет зла – хочет только, чтобы люди спаслись. Проблемы, искушения посылаются Богом исключительно для нашего спасения. Верующий человек понимает, что Господь все видит: наши и духовные, и физические силы. Если человек не может перенести данную скорбь или болезнь, Бог никогда этого не попустит. Если же попущено – значит с Божией помощью перенесем. Поэтому ни в коем случае не надо отчаиваться и унывать. Если мы начинаем печалиться о каких-то неприятностях, болезнях, о том, что в жизни все получается не так хорошо, как хотелось бы, – это показатель нашего маловерия.

Святые отцы всегда говорили, что самое главное – доверие Богу. Мы должны доверять Ему, как своим родителям. Маленький ребенок не задумывается, как поступить: так или иначе. Он доверяет родителям – и они все решают сами. Так же и взрослый в духовном смысле человек должен больше доверять Богу, чем самому себе, потому что мы, люди, испорчены различными грехами и не всегда понимаем, что нам полезнее. А Господь знает, что полезнее. В Священном Писании мы нигде не видим, чтобы Бог говорил, что мы проживем здесь, на земле, благостно, без проблем – и спасемся. Все Евангелие, наоборот, пронизано мыслью: «кто хочет идти за Мной – возьми крест свой и следуй за Мной», «кто хочет спасти душу – готовь ее во искушение», «многими скорбями подобает внити в Царствие Небесное». Такова вся Священная история нашей Церкви начиная с апостолов, которые претерпели невообразимые муки за Господа. Они доверяли Богу: если Господь попустил пострадать за Его имя, они радовались этому. Так же и мы, верующие, должны понимать: если Бог что-то попускает, мы должны принимать какие-то искушения, скорби с благодарностью и осознавать, что Он хочет нас спасти именно этим.

Другое дело, что нужно хорошенечко разобраться в себе: а туда ли я иду? Когда приходят скорби, искушения, Господь этим как бы вразумляет человека, не наказывает, но вразумляет: может быть, ты не туда пошел, что-то не то делаешь. Поэтому стоит пересмотреть свою жизнь, подойти к батюшке, посоветоваться, рассказать о себе и разобраться вместе с ним. Может, Господь поможет наладить жизнь через батюшку. Если священник скажет, что все нормально, «держись», «крепись» – значит нужно взять на себя подвиг претерпеть это искушение или болезнь. Без искушений и скорбей не бывает спасения.

– Вопрос от телезрителя: «Как поддержать мир в душе? Ежедневно общаешься с не очень воцерковленными людьми – отсюда и раздражение, и другие искушения».

– Это опять же показатель нашего маловерия. Нельзя разделять людей на верующих и неверующих. Господь не говорил нам, что мы должны общаться с верующими людьми одним образом, а с неверующими по-другому. Это совершенно неправильно. Апостол Павел пишет: «Я был для всех всем: для язычников был язычником, для иудеев – иудеем. Был всем для того, чтобы хоть кого-нибудь приобрести». Так же и мы ни в коем случае не должны говорить: «Я не могу общаться с этим человеком, потому что он неверующий и нехороший». Господь заповедовал любить всех. Мы сегодня вспоминаем о том, что самая главная добродетель человека – это любовь. Бог есть Любовь. В Священном Писании (а мы всегда опираемся на его текст) Господь говорит человеку, который утверждает, что любит Бога: «Как ты можешь любить Бога, Которого ты не видел, если ты не любишь брата, который рядом с тобой?» Это показатель нашего маловерия, гордыни, раздражения. Мы должны бороться не с человеком, а с этим. Нужно стараться относиться ко всем ровно и спокойно.

– Но бывает, человек искушает, провоцирует на раздражение.

– Естественно, существуют не совсем добрые люди. Необходимо спокойно, с лаской отходить от них, стараться не ссориться. Не надо трогать таких людей и пытаться не появляться на их пути. Если он работает рядом с нами, набраться терпения, видя все укоризны, замечания, подколы, придирки, направленные в вашу сторону, вспоминать святых, что их тоже гнали, над ними издевались, но они все прощали.

– Например, человека ограбили на улице. Как же жертва должна при этом любить преступника, который это сделал? Ведь многие не прощают этого, идут в полицию, пишут заявление – и человека наказывают.

– Смотря как поступить. Если мы хотим поступить по справедливости, то у нас есть возможность прийти и написать заявление, чтобы этого человека как-то наказали. А можно поступить, как поступали святые. Например, преподобный Серафим Саровский, когда его избивали, мог спокойно себя защитить: он был с топором, но предался воле Божией. Господь решил – пусть будет так. И когда этих разбойников нашли, он, наоборот, просил их не наказывать. Понятно, что если человек убил, здесь уже нужно его ограничивать, потому что если мы будем страдать от такой вседозволенности, что будем прощать и убийство, и насилие, это, конечно, неправильно и это нужно пресекать на гражданском уровне. А если кто-то подошел и ограбил лично тебя, нужно помнить, что в Евангелии Господь говорил: «Если у тебя отбирают верхнюю одежду – отдай нижнюю». Здесь надо смириться, а не сопротивляться. Лучше отдать все, что ты имеешь, но остаться живым, чем лишиться жизни, цепляясь за какие-то приобретения и накопленные богатства. Необходимо проще к этому относиться. Когда человек переходит моральные рамки, за это не нужно мстить, но для того, чтобы его ограничить, чтобы он не страдал от вседозволенности, о таких случаях важно сообщать.

– Рассудите, владыка: одно дело – когда тебя оболгали (хотя это не очень приятно), а другое – воровство и так далее. Это же может развиваться и дальше.

– Естественно. Если обидели лично тебя – это одно: ты можешь стерпеть, хотя это и сложно, помолиться за обидчика. Господь говорил: «Благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих». Но если совершаются какие-то страшные грехи, чтобы остановить человека от еще больших грехов, жертвами которых будут другие люди, в тебе должны действовать не раздражение, обида и мщение, а понимание того, что это делается для того, чтобы оградить других. Если он будет продолжать делать то, что делает, и все будут молчать, этот человек разойдется и, к сожалению, натворит еще больших бед.

– То есть все-таки наказание быть должно?

– Наказание бывает всегда. Любой преступник должен его понести, но нужно судить по тяжести совершенного.

– Вопрос от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Скажите, пожалуйста, если человек был крещен в православие, а потом принял протестантство, можно ли за него молиться? И можно ли молиться за иноверцев в целом? Как это лучше делать?»

– Как мы уже говорили, молиться можно за всех. Другое дело, что на Божественной литургии и на поминовении мы можем подавать записки только о православных христианах, принадлежащих Церкви. Если мы знаем, что человек не был крещен в православие, остается только домашняя молитва. Мы должны молиться Господу, чтобы Он помог человеку прийти к познанию истины и так исправить свою жизнь. После вечерних или утренних молитв можно даже попросить своими словами, чтобы Бог помог ему определиться. Если человек был крещен в православие, но ушел в протестантизм, не принимая крещения там, то за него можно молиться и в церкви, чтобы Господь направил его в нужное русло, обратно, чтобы он прекратил заниматься раскольничеством. Если же человек осознанно принял второе крещение в баптизм (протестантство), то тогда мы должны, как я уже сказал, молиться отдельно, домашней молитвой.

– Вопрос от телезрителя: «Как вести духовную жизнь посреди мира? Я хоть и стараюсь помолиться когда вспомню, все равно возникает какое-то нерадение – и потом трудно заставить себя сделать что-то доброе. В какой мере полезно общение со сверстниками, чем спасается человек в миру и в монастыре?»

– Общение должно быть со всеми – и со сверстниками в том числе. Но есть очень хорошее выражение: «Тлят обычаи благи компании злы». То есть если ты знаешь, что компания не слишком порядочная (выпивают, курят, сквернословят), то с ней однозначно водиться не надо.

У каждого человека есть спасение: может быть, в миру, а может – в монастыре. Но человек может и погибнуть и там, и там. Все зависит от настроя человека, насколько он старается вести духовную жизнь. «Лучше быть хорошим мирянином, чем плохим монахом». Для того чтобы стать монахом, есть послушания. Человек приходит в монастырь, присматривается к монашеской жизни, к себе (сможет ли он жить в монастыре и блюсти обеты). Слава Богу, сейчас до пострига человека проходит достаточно времени. Раньше, 20 лет назад, когда меня постригали, был духовный вакуум и открывалось очень много монастырей, братию постригали достаточно быстро. И практика показала, что некоторые из них ушли, уже будучи в постриге. Это большая проблема. Сейчас у человека есть возможность посмотреть на свои силы, на современные монастыри, как там живут – и сделать для себя выбор: хочет ли он так жить все оставшееся у него время. Если же выбрал монашество, дал обеты – значит, стиснув зубы, собрав силы и волю, нужно подчиниться монашескому общежитию и нести этот подвиг.

Так же и в миру. Жить в миру не спокойнее и не комфортнее. Там тоже много скорбей. Человек должен выбирать либо монашескую, либо семейную жизнь. Быть одному, не женившись и не уйдя в монастырь, в миру сложно. Очень много искушений. А когда человек связывает себя семейными узами, он несет свой подвиг терпения (претерпения скорбей от жены, детей, креста семейной жизни). Говорить о том, что монашеская жизнь лучше и так легче спастись, а в миру спастись невозможно, не совсем правильно. Человек может достигнуть святости и в миру. Может быть, не такой, как в монастыре, но он все равно может спастись – это самое главное. Человек должен судить по своим силам. Брать на себя подвигов больше своих сил не нужно.

– Полезно ли общение со сверстниками в целом?

– Конечно. Мы живем в социуме и не можем полностью закрыться и жить отдельно от людей. Но человек должен искать сверстников, близких ему по духу. Если человек верующий, он в первую очередь должен искать общения с верующими людьми, дружить с теми, кто понимает его взгляды и ценности. Если верующий человек приходит в обычную компанию современных ребят, которые, возможно, пока еще далеко отстоят от церковной, духовной жизни, то он может сильно соблазниться их поведением: «Тлят обычаи благи компании злы». Поэтому выбирайте по своему духу.

– Вопрос от телезрителя: «Есть ли смысл молиться Богу за близкого человека, который страдает от гордыни, гнева, уныния, чтобы Господь открыл ему глаза? Или человек должен увидеть свои грехи сам? Хочется ему помочь».

– Молиться нужно за каждого человека. Молитва – проявление нашего отношения к человеку. Если мы его любим и хотим ему блага, но он не слушает наших советов, ведет себя не так добропорядочно, как нам бы хотелось, наша задача – усугубить молитву. Если человек прислушивается к советам – это замечательно. Коли человек подвержен определенной страсти, существует много специальных молитв: например, «Неупиваемой Чаше» от пьянства и наркомании, если человека обуял гнев или гордыня – есть икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». В Церкви есть определенные молитвы, которые мы возносим Господу, чтобы Он помог человеку исправить свою жизнь, наладить ее. Как верующие люди мы обязаны это делать, проявляя к кому-то любовь.

– Вопрос от телезрителя: «В жизни очень часто необходимо быть настойчивым, чтобы добиться результатов. Настойчивость и упорство порой помогают в изучении языков и личной жизни лучше всего. Но не являются ли упорство и настойчивость нарушением воли Бога? Как распознать волю Господа, понять и точно узнать, как поступать?»

– Господь не возбраняет человеку достигать каких-то определенных целей. Он дает людям свободу – это самый высший дар. Человек свободен в выборе профессии, места жительства. Он может строить свою карьеру. Но во всем этом должно быть духовное основание. Если человек верующий, то он должен понимать, что для достижения цели, карьерного роста нельзя поступиться какими-то духовными принципами. Мы не должны делать для себя поблажек. Если это не противоречит заповедям, Господь этого не возбраняет. Но наша задача – не построить здесь карьеру, не обрести комфортное житие на земле, а сделать то, о чем Господь говорил в Священном Писании: «Ищите прежде Царства Небесного, а все остальное приложится вам». Человек выбирает профессию, но понимает, что она временна. Когда-то он пойдет на пенсию, умрет – и тогда все наши земные терзания закончатся – и начнется вечность. Она намного больше и ценнее, чем та временная жизнь, которой мы живем здесь. Поэтому человек, в первую очередь, должен заботиться о душе. Все должно быть соизмеримо с духовными законами. Мы должны оценивать любое наше желание с точки зрения веры: можно ли мне это как верующему. Если это не противоречит заповедям, значит можно. Если противоречит – лучше не стоит.

– Вопрос от телезрителя: «Патриарх Кирилл благословил на молитву о мире в Украине. Кому можно читать эту молитву? Где можно (и нужно ли?), а где нельзя брать на это благословение у священников на местах?»

– Как мы уже говорили, молиться можно и нужно за каждого человека, тем более за людей сродных, потому что нельзя разделять русских, украинцев и белорусов. Мы все славяне. Мы все связаны друг с другом корнями. И мы обязаны молиться о них. Церковь призывает к этому: на каждой Божественной литургии мы возносим молитву о мире в Украине. Эту молитву не запрещено читать мирским людям. Пожалуйста, если человек имеет особое желание и ревность помолиться еще и дома, никакого греха в этом нет. Конечно, лучше взять благословение у батюшки, своего духовника, чтобы не возгордиться, чтобы не было помыслов: «я такой замечательный молитвенник, молюсь за всех». Если на что-то есть Божие благословение, это уже твоя обязанность.

– На каждую ли молитву надо брать благословение?

– Если человек хочет совершать особые молитвы (например, сугубо за кого-то молиться), лучше взять благословение, чтобы это не было самочинием и чтобы бес не поймал нас на гордыне, превозношении (что именно наши молитвы помогли человеку). Если мы берем благословение, это благословение Божие. Мы не приписываем себе, что мы великие подвижники, а думаем о том, что это наша обязанность. Раз мы взяли благословение – исполняем его.

– Вопрос от телезрительницы: «Когда кто-то из близких заболевает, у меня начинается паника: думаю, что простое ОРЗ даст осложнения. Является ли такое поведение грехом, и как с этим бороться?»

– Это опять показатель нашего маловерия. Мы уже говорили, что скорби, искушения, болезни попускаются Господом. Конечно, есть очень серьезные болезни (такие, как онкологические заболевания), когда человек начинает печалиться и унывать. Но есть легкие болезни (например, простуда, небольшие воспаления). Здесь печалиться и унывать не надо. Родным необходимо помолиться за больного человека, а самому болящему нужно исповедоваться и причаститься, чтобы Господь простил ему какие-то ведомые и неведомые прегрешения. Если Бог попустил, на то воля Божия. Есть очень хорошее выражение: «Если человек заболел, значит – его Господь посетил». Надо порадоваться, что Бог не забывает о нас, посылает нам скорби и болезни для того, чтобы, претерпев их, нам хоть как-то спастись.

Вопрос от телезрителя из Москвы: «Почему Господь создал нас похожими на животных по физиологическому строению? Может быть, для того, чтобы мы думали, что произошли от обезьян?»

– Я совершенно уверен, что мы не произошли от обезьян. Святые отцы не говорили об этом, в Священном Писании об этом также не сказано. Не вижу диссонанса в том, что мы физиологически немного похожи на животных и созданы Господом именно такими. Это вопрос нашего доверия. Глина не советует и не может сама решить, что из нее вылепит горшечник. Если Господь решил именно так, мы должны принимать это спокойно. А если кого-то это сильно смущает, это уже от лукавого. Сначала Бог создал всех животных, а потом человека, но надо понимать: пусть мы в какой-то степени внутренними органами похожи на животных, но у нас есть огромное отличие от них. У нас есть бессмертная душа. С точки зрения православия у животных тоже есть душа, но она смертна и умирает здесь, вместе с телом. Если мы читали Ветхий Завет, мы знаем, что Господь создал человека из земли, дал ему душу и «вдунул в нее дух жизни». Этот «дух жизни» и отличает нас от животных. Мы наследуем Царствие Небесное (или, к сожалению, не наследуем, а наследуем геенну – все зависит от выбора человека). Самое главное, мы должны быть рады тому, что наша душа совершенно не похожа на души животных.

– Господь создал человека по Своему образу и подобию. Под образом подразумевается наше человеческое тело или что-то иное?

– Образ и подобие Божие, как это объясняет догматическое богословие, заключаются в том, что Господь создал нашу душу, которая бессмертна, как Бог. В этом и есть образ Божий, отличающий нас от животных. А подобие Божие – в том, что мы можем Ему уподобиться в добродетелях, если будем стараться серьезно блюсти свою жизнь. Человек, который достиг высшей степени духовного совершенства, – Матерь Божия. Церковь воспевает Ее как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть Божия Матерь стала выше ангелов и архангелов.

– Вопрос от телезрительницы: «Мне 26 лет. Замужем, нахожусь в декретном отпуске. В свое время не получила профессию и теперь мучаюсь от незнания, в какой области мне работать. Что Вы посоветуете?»

– Здесь сложно что-либо посоветовать, потому что надо знать человека. Можно только самой помолиться, чтобы Господь помог определиться в жизни, выбрать ту или иную профессию. Можно подойти к священнику (замечательно, если есть духовник) и попросить его совета, рассказав о себе, своих взглядах, приоритетах. Он может хотя бы сказать, в каком направлении двигаться. Выбор профессии зависит от желаний человека, способностей, гуманитарий он или техник, интересует ли его искусство.

– А то, что 26-летний человек не получил образования, приветствуется Церковью или нет?

– Может быть, это не совсем типично. Но мы не знаем жизни этого человека, что было до 26 лет. Наверно, он не просто сидел дома и ничего не делал, а, я надеюсь, чем-то занимался. Конечно, если человек до 26 лет после школы ничего не делал, это уже какое-то тунеядство, неправильное понятие жизни. Окончив школу, человек либо идет в определенный вуз, либо работать. Двадцать шесть лет – не критический срок, чтобы отчаиваться и унывать. Люди часто выбирают профессию не сразу. Например, человек попробовал себя в одной области, ему не понравилось – он окончательно решил уйти в другую область и там нашел свое счастье. Самое главное – искать, не сдаваться, молиться, но не сидеть и ждать, чтобы кто-то пришел и сказал, какая профессия нужна именно вам. Господь дает человеку свободу выбора. Вы можете посоветоваться со священником, но поступить иначе.

– Вопрос от телезрителя: «Чувствую, что хочу и могу быть священником. Но как и где узнать, достоин ли я этого? Грехов в жизни было много, женат, четверо детей. Сейчас благодаря детям и пришел к Богу, второй год стараюсь жить по-христиански. Получается не очень, но твердо намерен держаться этого пути. Хочу понять, смогу ли быть священником и помогать людям, как наш батюшка».

– Радует, что у человека есть желание служить Богу у престола Божия, но здесь возникает достаточно много вопросов. Мы услышали, что человек стал православным христианином всего два года назад. Но распаленное чувство, как пишут святые отцы, – это первая благодать, которую Господь дает неофиту (новообращенному человеку), особая ревность, она иногда со временем проходит. Многие люди чувствовали это на себе, что когда они приходят к вере, то распаляются особой ревностью, готовы нести великие подвиги, их молитва нерассеянна, они очень сосредоточенно несут различные послушания. Но приходит время, когда Господь немного отступает. Как пишут святые отцы, та предваряющая благодать, которую Бог дает человеку, нужна для того, чтобы человек понял, к чему стремиться. А потом Господь ее отнимает, потому что она была дана даром. Человек должен заработать эту благодать. Преподобные и святые отцы несли много подвигов для того, чтобы держаться этого благодатного чувства, когда Господь всегда находится в сердце. Лучше пока не торопиться с выбором.

Особенно мне понравилось выражение: «Я хочу быть священником и знаю, что смогу». Но при этом потом человек пишет: «Не знаю, достоин я или не достоин». Сможем мы или нет – зависит от того, выберет ли нас Господь, допустит ли, чтобы мы стали священниками. Для того чтобы стать священником, нужно не просто прожить человеческую жизнь. Во-первых, нужно получить духовное образование. Затем, если нет канонических препятствий, можно задумываться о рукоположении. Я бы посоветовал заочно поступить в семинарию или Свято-Тихоновский институт. Без духовного образования сейчас не рукополагают. И как раз когда пройдет время обучения и человек больше узнает о церковной жизни, истории, догматике, тогда и определяться. Сейчас не нужно об этом думать. Если есть желание быть священником, начните учиться, а там – как Господь поведет: если выведет на этот путь, тогда хорошо. Если будут проблемы либо человек осознает, что это была лишь первая ревность пришедшего к вере и желание служить в алтаре как батюшка, тогда – нет. Должно пройти время (не два года), чтобы понять, сможете ли Вы быть священником.

– От одного архипастыря я слышал, что если ты поступаешь в семинарию, у тебя должно быть твердое желание служить Богу. Как сделать выбор? Что если потом данное желание пройдет?

– У человека, который задал этот вопрос, есть желание, но он стал православным христианином лишь два года назад. Чтобы желание укрепилось или ушло, должно пройти время. Если человек во время обучения понимает, что, к сожалению, он не сможет нести священнический крест, потому что он очень тяжел и нет такого призвания, то Господь уведет человека в другую область. Нужно получать образование, но для этого необходимо, чтобы был духовник, который знает вашу духовную сущность, и чтобы он благословил или не благословил поступать в семинарию или Свято-Тихоновский институт. Необязательно поступать в семинарию, потому что у человека четверо детей, можно поступить и в Свято-Тихоновский университет.

– Вопрос от телезрительницы из Тольятти: «У современных людей много важных духовных вопросов (впрочем, так было всегда). Есть и неординарные вопросы об обычной жизни: делать или не делать операцию, у молодых девушек – выходить или не выходить замуж, а у молодых людей – жениться или не жениться. Раньше они решались духовником, и часто это были старцы в монастырях. Сейчас очень сложно найти своего духовника. И старцев, как известно, мало. Что делать?»

– Не советую гоняться за старцами, искать прозорливого чудотворца, который бы рассказал человеку о его жизни, куда пойти, какую профессию получить. Как Вы правильно заметили, у нас не так много настоящих старцев. Но если человек живет духовной жизнью, старается регулярно (хотя бы раз в месяц) исповедоваться, причащаться, читать дома утреннее и вечернее правило, старается быть настоящим православным христианином, то Господь пошлет ему духовника, он прилепится к какому-то священнику, необязательно старцу, можно и к молодому. Если вы приходите на исповедь и чувствуете духовную близость, спокойно открываетесь и принимаете советы священника, можно начинать общаться с этим человеком, а дальше это может перерасти в отношения духовного отца и духовного чада. Если же этого пока нет, то можно по-настоящему помолиться Господу, чтобы Он помог открыть через обычного священника, куда направить помыслы, как положить начало тому или иному предприятию. Если врачи советуют делать операцию, можно подойти за благословением к любому священнику. Господь дает благословение через священника. Знаете, есть такая книга – «Духовный руководитель». В ней рассказывается, как человек, идя к священнику на исповедь, вошел в храм и увидел, что данный священник совершал страшный грех, но решил, что раз Господь действует через этого священника, пусть даже недостойного, – как скажет священнослужитель, так он и поступит. И по вере человека Бог вложил в уста этого недостойного священника то, что было нужно. А другой пришел к старцу, но пришел с сомнениями: настоящий ли это старец, что он скажет. И за свое маловерие он не получил ответа на свой вопрос. Как говорил Господь, «по вере вашей будет вам». Главное, чтобы священник не был запрещен в священнослужении, потому что, бывает, люди ищут старцев, которые занимаются шарлатанством. Здесь не надо слушать молву. Если Господь приведет к старцу – замечательно, не привел – значит так нужно.

– Но иногда говорят: «Вот, живет старец, ты должен к нему съездить – он тебе откроет всю твою жизнь».

– В этом случае надо быть осторожнее. Такой лжестарец был и у меня в епархии. Он снимал венцы безбрачия и тому подобное. Это был совершенно необразованный человек, и, к большому сожалению, он пошел не туда. Прошло уже более 50 лет, как он был рукоположен в священники, и вот он начал «чудотворить».

– Вопрос от телезрителя: «Как нужно молиться в храме во время богослужения: выучить текст литургии и молиться по нему или молиться так, как хочет душа?»

– Во время литургии главное – не стоять рассеянно, а слушать. Для того чтобы понимать, что происходит в конкретный момент богослужения, тоже необходимо немного постараться. Когда человек приходит в храм, в первое время он ничего не понимает. Вот вынос Евангелия (малый вход): идут люди, несут Евангелие. Что это означает, непонятно. А на самом деле это означает выход Спасителя на проповедь. И когда человек осознает, что в данный момент мы вспоминаем выход Христа на проповедь, он понимает, что это с ним Господь разговаривает через Евангелие в этот день, это Он говорит ему, что нужно делать. То же самое с великим выходом, когда священник выходит с Чашей. Это означает выход Спасителя на крестную Жертву. И когда человек хоть немного узнает о Божественной литургии (а сейчас очень много духовной литературы, с которой можно ознакомиться, почитать объяснения Божественной литургии), он начинает молиться более сосредоточенно.

Но бывает так, что человек все знает, но во время службы приходит рассеянность, сонливость. Когда поет клирос, особенно на всенощном богослужении или вечерней службе (стихира на «Господи воззвах», стихиры на стиховне), человек не всегда слышит и понимает то, что поют. Происходит некая раздвоенность: человек хотел бы понять, но не может. Можно спокойно заниматься Иисусовой молитвой, читать в это время ее. Если что-то непонятно, недослышал – Иисусова молитва спасет. После «Отче наш» это одна из основных молитв, которые советуют читать святые отцы.

– Вопрос от телезрителя: «Моя племянница крещена в католичество. Могу ли я за нее молиться?»

– Мы уже говорили об этом. Здесь частный случай. Так как человек не крещен в православие, мы не можем поминать его на Божественной литургии, писать записки, подавать сорокоусты, но можно молиться за него дома, когда мы читаем утреннее и вечернее правило, можно помолиться в конце своими словами за человека, который еще, может быть, не пришел к вере или принадлежит к другой религии. Мы молимся, чтобы Господь открыл глаза и душу этого человека, чтобы он осознал неправоту учения, которое отличается от православия, и принял православное христианство всем сердцем.

– Можно ли молиться за такого человека в храме самостоятельно?

– Священники могут поминать неправославных людей на молебне. Например, так делал святитель Алексий, митрополит Московский, который по желанию хана молился за его жену Тайдулу. Она не была верующим человеком и не была христианкой. Но, приехав в Золотую Орду, святитель Алексий совершил водосвятный молебен, окропил ее святой водой – и она прозрела не только телесно, но и духовно. Поэтому люди могут подавать записки на молебен о неправославных, чтобы те что-то осознали, но не на Божественную литургию. На Божественной литургии мы вынимаем частички за всех православных христиан – членов нашей Церкви. Также нельзя подавать записки о неправославных за упокой. К сожалению, их участь уже решена.

– Вопрос от телезрителя: «Как побороть гордыню и прийти к смирению, когда в делах терпишь неудачи? Ведь Бог дает провалы, чтобы увидеть гордость и побороть ее. Но она каменная, не рассыпается. Отсюда переживания вместо смиренного мира в душе. Как хотя бы немного прийти к смирению перед Богом и людьми?»

– Гордость – мать, корень всех пороков, дерево, на котором гнездятся все остальные грехи. Чтобы выкорчевать данные корни, нужно сначала побороться с веточками, потом со стволом – и только потом выкорчевывать. То есть можно побороть гордость многими стараниями, трудами, подвижническими делами. Но мы, может быть, и за всю свою жизнь не успеем полностью побороть гордость и стать святыми людьми, потому что полного бесстрастия и смирения достигали только святые. Господь давал им выкорчевать этот самый главный грех, который мешал человеку стать совершенным. Антонию Великому явился бес и сказал: «Ты мало спишь – я вообще не сплю, ты мало ешь – я не ем. Ты побеждаешь меня одним: смирением». Смирение – огромная добродетель, которую Господь дает только тогда, когда видит, что человек может ее понести. Если же Он видит, что человек не может стяжать этой благодати, Он ее не дает. Если мы скончаемся, будучи подвержены какой-то страсти, но борясь с ней, то тогда надежда на спасение есть: «только борющийся имеет надежду на спасение». Поэтому мы должны прилагать все силы и просить Господа, чтобы Он помог. Однако Бог помогает бороться с гордыней, попуская искушения, проблемы, болезни, чтобы человек понял, что он никто по сравнению с Господом и что наша жизнь здесь – только мгновение, а самое главное, к чему мы должны стремиться, – это вечность. И для того чтобы ее заслужить, человек должен уже на земле стараться быть с Господом.

– Вопрос от телезрительницы: «Я хочу уйти в монастырь. Если там будет такое правило, как откровение помыслов, как правильно себя вести в такой ситуации?»

– Если человек хочет монашеской жизни, это не должно его пугать. Во-первых, он должен прийти в монастырь с благословения своего духовника. Такие вещи делаются с благословения, а не просто по желанию. Во-вторых, если человек выбрал какой-то монастырь или его благословил духовник, он должен принять его как место, где он должен спасаться. Я знаю, что откровение помыслов сейчас есть, например, в Оптиной пустыни. Мне очень нравится этот обычай. Он древний. Еще до революции в Оптиной пустыни послушнику давали старца, необязательно священника, обычного монаха, достигшего достаточного совершенства, с которым он каждый день советовался, открывал ему свои помыслы, проблемы – и старец советовал, как поступить. Поэтому это очень хорошо. Сейчас такой практикой занимается мало монастырей.

– Вопрос от телезрительницы: «Несмотря на юный возраст (мне 22 года), я потеряла вкус к жизни. Меня ничто не радует, каждый день бессмысленно проживаю с утра до вечера. Если раньше я «горела», старалась постигать новые горизонты, засиживалась за учебниками, книжками и с увлечением училась, занималась в спортивной секции и т.д., то теперь все это мне безразлично. Ощущаю какую-то отрешенность, апатию ко всему, как будто все происходит не со мной и меня не касается. Работаю над чем-то, но проходит день, а дело не закончено, будто бездельничала все время. Постоянно чувствую усталость, даже с самого утра. Стараюсь читать утреннее и вечернее правило, но все равно состояние апатии и отрешенности не проходит. Подскажите, пожалуйста, где искать корень этой проблемы и как ее решить?»

– Апатия – плохое чувство, немного похожее на начало уныния. Как говорили святые отцы, в том числе Серафим Саровский: «Уныние – самый страшный грех, который может быть у человека. Это показатель нашего маловерия». В первую очередь надо осознать, что наша земная жизнь по сравнению с вечностью – только миг. И полностью прилепляться к этой жизни не нужно. Но необходимо прожить ее достойно, выбрав профессию, определенный образ жизни (либо монашеский, либо семейный), и идти по этому пути. А он многоскорбный и, может быть, не всегда приносит радость, которую человек хотел бы испытывать. Есть искушения, проблемы, но через них люди и спасаются: «Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам». Нужно прежде всего искать духовного настроя, а не чересчур увлекаться спортом или искать какие-то увеселения. Я бы посоветовал прийти в храм и пообщаться со священником. Мы не знаем, как долго человек ходит в церковь, насколько он духовно совершенен, и можем говорить какие-то общие фразы, а священник может помочь, разобравшись более подробно. Главное – понять, что давно пора начинать бороться с апатией и унынием, идти на исповедь и каяться в этом. Важно, чтобы дело не дошло до отчаяния.

Но, как мы уже говорили сегодня, такое состояние может предварять благодать – если человек ходит в храм уже долгое время, он получил благодать, ему все было радостно, благостно, он ощутил вкус к молитве и духовной жизни, а потом начался период «богооставленности», когда Господь это отнял. Бог не оставил человека, а просто немного отошел, чтобы показать: если ты и дальше хочешь иметь такую благодать, ты должен приложить усилия. Поэтому нужно потрудиться: прийти на исповедь к священнику, посоветоваться с ним, «поковыряться» в своей душе, разобрать, что именно мешает.

Спасибо за передачу. Я ответил на вопросы, которые мы получили, как смог. Желаю всем прежде всего искать Царствия Небесного, а все остальное приложится, не унывать, не отчаиваться в этой жизни. Какие бы скорби нас ни постигали, мы должны понимать, что Господь любит нас. И эта любовь проявляется в том, что Он о нас не забывает и дает скорби для того, чтобы вразумить как неразумных детей. Желаю укрепления в вере, любви к ближним и к Богу.

 

Ведущий Сергей Юргин
Расшифровка: Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​