Архипастырь. Духовные итоги года

3 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

– Наша сегодняшняя тема – «Духовные итоги года».

Владыка, совсем чуть-чуть осталось до нового года, и все мы размышляем над тем, как прошел старый год, что в нем было хорошего и плохого. Хочется спросить у Вас как у правящего архиерея: какие события происходят в епархии? И вообще из чего состоит жизнь епископа?

– Я бы сказал не жизнь епископа, а жизнь епархии, потому что жизнь епископа и жизнь епархии – это нечто неразделимое. Такое таинственное священное единство, которое Господь возлагает на плечи архиерея, помогает архиерею осознавать свою ответственность перед Богом, перед Церковью, перед народом, помогает нести  архипастырское служение.

Год действительно заканчивается, и для каждого из нас этот год нес и минуты радости, и какие-то минуты горести, а может быть, и разочарования. Вступая в год новый, мы называем его годом благости Господней, и в молитве, которая читается на новолетие, год называется благословенным. Кто-то может возразить и сказать: где же благость Господа, когда за уходящий год случилось много трагедий, какие-то катаклизмы? В истории уходящего года и для самой Церкви было много такого, что стало в историческом плане непростым, – это если говорить о всеправославном единстве и о наметившейся тенденции к нарушению этого единства. И тоже можно сказать: где же здесь благость Господня?

А благость Господня является в том, что Господь, помимо испытаний, которые предлагает нам, дает и мудрость, как выходить из этих испытаний; дает и какие-то векторы направления, ориентируясь на которые, ты понимаешь, что, проходя через трудности и испытания, вместе с тем проходишь и школу жизни. Ведь не все в жизни бывает благополучно и устлано лепестками роз. В этом-то и есть благость Господня – что Господь, не нарушая нашу свободу, не нарушая наши права, дает нам проходить этим путем благости Божией.

Для нашей епархии минувший год также был непростым, но благость Божия была замечаема и видимым образом отображалась на всем, к чему бы ни прикасалась десница Божия. Слава Богу, строились и освящались храмы, продолжалось строительство наших духовных центров. Количество духовенства в епархии возросло, появились новые священники, диаконы, которые молоды годами, но, несмотря на это, несут свой пастырский труд на благо Церкви, на благо Отечества.

За этот год мы потеряли ряд клириков, которые перешли в мир иной. Но, несмотря на эти минуты горести, есть и много моментов, сопряженных с радостью и хорошей гордостью за то, что жизнь в Выборгской епархии продолжает развиваться. Как говорится, жизнь жительствует, и на сегодняшний день вместе с трудностями есть и хорошие минуты радости.

– Владыка, как Вы можете обозначить, что главное в архипастырском труде: богослужение или административная деятельность?

– Конечно, богослужение. Административная деятельность только ему сопутствует, а главное в жизни архипастыря, пастыря и, наверное, каждого человека – это служба, молитва, общение с Богом. Год уходящий оставил в жизни свои духовные отпечатки. Ведь человек с каждым годом становится старше, получает какой-то духовный опыт, и каждый год тоже становится годом молитвенного навыка. Жизнь каждого архиерея и каждого пастыря в первую очередь сопряжена с молитвенным подвигом, с совершением богослужений, с рядом священнодействий, таинств. А все, что касается административной работы, это уже второстепенно. Если архипастырь является только администратором, а не пастырем, то он уже не архипастырь, он становится чиновником, бюрократом, тем человеком, кто чаще всего заполняет свою жизнь бумагами, решением насущных проблем, но не проблем духовных.

– Насколько я знаю, практически через день Вы совершаете служение в епархии в тех или иных храмах. Откуда Вы берете силы? Не устаете ли от такого интенсивного общения на новых приходах с разными людьми?

– Ответить на этот вопрос можно словами Священного Писания: «Все могу в укрепляющем меня Господе». Часто люди, особенно светские, задают такой вопрос, потому что свои силы не соизмеряют с духовным потенциалом, духовными возможностями и, конечно, устают. Они говорят, что у них есть хотя бы два дня выходных – суббота и воскресенье, а для архиерея или священника эти дни, наоборот, являются насыщенными, потому что наполнены богослужениями.

Дело в том, что именно в службах, в таинстве Святой Евхаристии черпаешь силы. Это как некий мощный заряд. Например, аккумулятор дает силы и возможность работать автомобилю. Человеческая душа тоже нуждается в духовной подзарядке, и через участие в таинствах, тем более через совершение святых таинств,  получаешь силу, которую трудно описать обычным человеческим языком… Повторюсь словами Священного Писания: «Все могу в укрепляющем меня Господе».

– В нашей Выборгской епархии, клириком которой я тоже являюсь под Вашим началом, есть такой духовный остров – Коневец. Мы знаем, что там сейчас идут интенсивные работы по восстановлению. Наверное, можно сказать, что это тоже духовные итоги года, хотя это и стройка?..

– Да, это тоже итоги уходящего года, потому что за этот год уже многое сделано. Произведены главные работы в центральной усадьбе. На конец отчетного года я освятил Никольский храм. Три дня назад сняли леса в Арсеньевском храме, в нем появилась роспись. Что касается главного монастырского каре, то все работы завершены. Теперь основные работы переносятся на скиты, где продолжают совершаться в такой же интенсивности. Поэтому уходящий год ознаменован такой прекрасной страницей, этапом в реставрации Коневского монастыря.

Новый виток паломнической работы: впервые в зимний период в конце декабря большая группа паломников приедет в монастырь, чтобы встретить новолетие по-христиански, с молитвой, через причащение Святых Христовых Таин. Также паломнические группы будут и на праздники Рождества, Крещения, на Сретение. Поэтому и для духовенства, и для жителей Карельского перешейка, и для всех есть возможность прибегать к этому духовному источнику и обновлять свои немощные силы, пополнять свой духовный потенциал в любое время года. Если раньше было тяжелее зимой попасть на остров, то теперь такая возможность предоставляется. Так что можно открывать свой духовный путь, духовный маршрут на остров Коневец и в зимний период.

– Как туда попасть?

– Через паломническую службу. Есть координаты службы, руководители, структура. В паломническую службу можно позвонить, там проконсультируют, дадут полную, исчерпывающую информацию, чтобы человек мог принять решение и выбрать средство передвижения на остров.

– Восстановительные работы на острове велись достаточно много лет совершенно в другом темпе. Почему сейчас пошли такие стремительные изменения, с чем это связано?

– Я уже неоднократно отмечал, что на протяжении двадцати семи лет, когда монашеская жизнь на острове была возрождена, восстановление шло тихо, постепенно, медленными темпами. Восстановление шло благодаря тем небольшим средствам, которые выделялись по линии Министерства культуры, и тем, которые аккумулировал сам монастырь в плане строительства и возрождения. Но после того как остров посетил глава нашего государства (это был не официальный, а просто ознакомительный визит), все стало складываться совсем по-другому, и сегодня мы видим, что за три года это совсем другие темпы. Вложены большие средства. Мы никогда не надеялись, что на острове появится электроэнергия, ведь шестьсот двадцать три года там не было электричества, и даже темы не было об электричестве. Сегодня на острове есть электроэнергия – проделана колоссальная работа по прокладке кабеля по дну Ладожского озера; и многое-многое другое. Поэтому, надеюсь, пройдет еще небольшое время, и мы увидим Коневец, возрожденный совсем в ином виде. Наверное, он будет лучше, чем когда-либо за годы существования в своей исторической эпохе.

– Задам нескромный вопрос. Неподалеку есть Валаам. Почему Владимира Владимировича привлек небольшой монастырь на маленьком острове?

– Это вопрос не ко мне, это к Господу вопрос. Наверное, Господь по молитвам братии, по нашим молитвам обратил Свой Божественный взор на Коневскую землю. Хотелось бы отметить, что в истории Выборгской епархии и Валаамский монастырь, и Коневский монастырь входили в состав Выборгской епархии. Но так сложилось в более поздние времена, что Валаам стал ставропигиальным монастырем, а Коневец оказался под омофором архиерея Выборгской епархии.

Президент ежегодно бывает и на Валааме, но так Господь устроил, что, проходя на корабле, он увидел купола и заинтересовался тем, что на острове есть какой-то храм. Он решил подойти к острову и увидел не только храм, но целый монастырский комплекс. Самое главное, он увидел живой монастырь. Братия, учитывая свои физические силы, несла свои послушания, несмотря на то, что это островные условия, подвижнические условия. Наверное, больше всего это его и привлекло к монастырю. В этом году было уже два президента на острове – наш президент и президент Белоруссии. Поэтому сегодня уже есть что показать и можно погордиться за духовную жизнь нашей страны.

– Я поясню, что ставропигиальный – это монастырь, который относится напрямую к Патриарху.

– Да, Патриарх является настоятелем монастыря. На Валааме есть такое понятие – священноархимандрит. На Коневце настоятелем, священноархимандритом являюсь я, а на Валааме – Патриарх.

– В епархии происходит строительство храмов, открываются разнообразные дополнительные церковные постройки. Иногда у людей складывается впечатление, что жизнь Церкви вращается вокруг той или ной стройки. Так ли это? Какие еще проекты существуют в епархии? Может быть, социальные, благотворительные. Что-то развивается, растет?

– Жизнь наших приходов, да и всех приходов Русской Церкви, не вращается вокруг стройки. Так выпало на нашу долю, что мы являемся и прорабами, и строителями, и хозяйственниками, но это тоже, наверное, благословенное время. Ведь это счастье, дарованное Господом, – участвовать в строительстве храмов. Очень легко разрушать, а созидать очень трудно. И то, что созидается, мы верим и знаем, созидается на века.

Стройки рано или поздно заканчиваются, и невозможно концентрировать свое внимание, свою жизнь лишь на строительных моментах. Поэтому наряду со строительными делами обязательно  ведется социальная работа, молодежная работа. У нас на территории епархии расположено несколько социальных центров. Во-первых,  есть реабилитационные центры для людей зависимых: наркозависимых, алкоголезависимых. В этих центрах располагаются как мужчины, так и женщины. В епархии существую геронтологические центры, дома призрения для людей пожилого возраста. На территории Ленинградской области нашей епархии был открыт детский хоспис для детей, больных онкозаболеваниями; это очень большой проект. В Токсово на территории Соборного комплекса как раз располагается дом призрения для пожилых людей и хоспис. Ведется строительство кризисного центра для женщин, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, то есть для тех, кому грозит опасность совершения абортов. Есть движение, общество по борьбе с алкогольной зависимостью. Ведется большая молодежная работа. Все то, что сегодня развивается в Церкви, присутствует на территории небольшой Выборгской епархии.

– Как простому верующему человеку принять участие в той или иной церковной инициативе?

– Что касается нашей епархии, то из 80 приходов примерно процентов на пятьдесят у нас есть те направления, которые я озвучил, и каждый человек может обратиться в свой приход и получить исчерпывающую информацию о деятельности, которая ведется на территории приходов. Но если в каком-то приходе отсутствует такая информация, то в рамках деятельности епархиального управления можно навести справки и предложить свои услуги для участия в работе того или иного социального или молодежного проекта. Это не представляет никаких трудностей. Есть молодежные группы и во Всеволожске, и в Выборге, и в Приозерске. Поэтому везде можно найти полную информацию. Если что, можно обращаться в Выборг в епархиальное управление.

– Как Вы считаете, хорошо и позволительно ли мирянину обратиться к священнику с инициативой? Например, сказать: «Батюшка, я хочу заняться зависимыми (или пожилыми) людьми». Или все-таки надо ждать инициативы от приходского священника?

– Если такие люди находятся, то этому стоит только порадоваться. Самое главное, чтобы это не было сиюминутным предложением. Например, понравилась тема, выступил архиерей на телеканале «Союз», рассказал о деятельности, значит, завтра я пойду в приход. А потом наступает послезавтра – и через два-три дня пропадает запал, горение.

Если ты собираешься принять участие в реализации каких-то программ (например, социальной направленности), то должен понимать, что это не один-два дня; это уже ответственность. Если ты готов предложить священнику свои услуги, то любой настоятель, любой священник будет только рад. Потому что священнику самому заниматься всем тем, что я перечислил, практически невозможно. Помимо всех строительных работ есть и пастырская работа. Есть еще такой момент, когда священник один на приходе, у него нет ни второго священника, ни диакона, поэтому он должен заниматься своими пастырскими обязанностями. И если появляются помощники, то это вызывает только чувство гордости и радости. Слава Богу, что такие люди появляются.

– Но, по Евангелию, надо сначала рассчитать свои силы – сможешь ли построить что-то до конца?..

– Да, безусловно. Очень часто  люди обращаются: «Владыка, благословите: мы решили построить храм». Совсем недавно я получил такое письмо. Почему-то люди считают, что храм построить можно быстро, четко, и не предполагают, что могут возникнуть трудности. Они сразу требуют, чтобы совершили юридическую регистрацию прихода, назначили священника. А когда начинаешь объяснять, как это все происходит, для чего это необходимо, то порой возникает непонимание. Проходит месяц, два, три – и пыл немножко начинает убавляться. Когда задаешь вопросы, мол, смотрите, населенный пункт совсем небольшой, а у священника семья, дети, порой бывает так, что и школы нет, – и у людей чуть-чуть пыл проходит, они успокаиваются. Но если действительно желание есть, люди берут и строят. А бывает – только для красного словца...

Надо всегда рассчитывать свои силы, имею в виду и материальные силы, потому что сегодня не так просто строительством заниматься – время непростое. Для того чтобы заниматься строительством, нужны помощники, нужны такие люди, которые не только будут говорить красивые слова, но и реально помогать: помогать делать, помогать возводить, помогать созидать.

– Позвольте задать практический, прагматический вопрос. Проходит год: можно ли мирянам в конце года подводить для себя какие-то духовные итоги и отмечать свой собственный духовный рост? Это возможно или это вредно?

– Я сказал бы, что это необходимо. Ведь календарный год – это для человека еще один год его личного календаря, его личной жизненной школы. И ты не знаешь, каким будет следующий год. А может быть, следующий год станет уже годом твоей встречи с Богом? Поэтому перед тем как перешагнуть эту священную, таинственную черту года наступающего, нужно сесть и задуматься. Или в последнее воскресенье уходящего года причаститься, исповедоваться и подвести личные итоги своего личного года. Ведь помимо радостей были и какие-то трудности, проходя через которые, ты делал какие-то ошибки, а может быть, они стали школой твоего возрастания, возмужания. Для своего личного духовного багажа сделать такое подытоживание просто необходимо. Если мы не будем задумываться об этом, не будем этого совершать, то не думаю, что в будущем можно будет ждать чего-то хорошего. Ведь каждый день, читая вечерние молитвы, когда отходим ко сну, мы произносим последнюю молитву – в принципе, это и есть подведение итогов уходящего дня. Если в молитвословиях это отмечено такой молитвой, то чем же хуже не день, а год? Поэтому я считаю, что надо в молитвенном духовном сопереживании такую духовную черту в личном календаре своей жизни проводить.

– Как соотносятся в духовной жизни качество и количество? Спрашиваю потому, что, бывает, люди в течение года увеличивают свое молитвенное правило: сначала добавляют кафизму, потом акафист, потом еще акафист. А к концу года понимают, что все это не тянут, и впадают в уныние. И происходит откат назад. Как с этим быть? Это духовный результат или  духовная ошибка?

– Думаю, что, конечно, ошибка. Не нужно возлагать на себя бремена неудобоносимые. Конечно, в какие-то минуты духовного восхождения хочется как можно больше, взять максимум и принести  молитвенный подвиг. Не нужно этого делать. Надо отличать количество от качества. Пускай ты будешь читать один раз в неделю акафист, пускай  будешь читать ежедневно только утренние и вечерние молитвы – это уже будет твоим личным подвигом. Главное, чтобы не произошло духовного надрыва.

Человек, совсем недавно пришедший в ограду Церкви, видит вокруг очень много интересного, начинается чтение духовных книг. Появляются так называемые «духовные наставники» в кавычках (я не отношу эти слова к священникам) среди народа, которые начинают давать духовные советы, как себя правильно вести, какие акафисты читать, чтобы было благополучие в бизнесе, в семье. Человек все это слушает, начинает применять на практике. Но дьявол же тоже не дремлет и помимо всего прочего тоже возлагает на плечи такого человека какие-то свои напряги. Самое главное, не надломиться под тяжестью духовной, а возрастать от силы к силе (есть такое хорошее высказывание).

Научился читать «Отче наш», пусть даже учился год, – слава Богу! Главное, чтобы это было от чистого сердца, от чистоты твоего ума, чтобы это не было скороговоркой, прочитанной и совершенной наспех. Поэтому перед тем как возлагать на свои плечи духовные неудобоносимые бремена, нужно, как говорят, семь раз отмерить, один раз отрезать. Надо всегда иметь трезвость ума; как говорят, чтобы твои дела были делами по разуму, а не без разума.

– Соотношение веры и дел... Часто духовными результатами, духовными достижениями люди считают то, что они чаще стали ходить на службы, больше времени уделять молитве. Но когда задается вопрос о реальных делах, о помощи ближним, наступает неловкое молчание. Как с этим быть?

– Да, очень часто бывает такое, что человек начинает ходить в храм и считает, что если он пришел в храм, то совершил подвиг. Когда наступает время поста, человек постится, а о добрых делах, которые во время поста необходимо делать, забывает. Например, человек приходит на работу и с чувством выполняемого долга может творить что угодно: может разрывать межличностные отношения, может «съедать» своего коллегу, может делать любые пакости. Тем не менее считает: если он сходил на службу в воскресный день, значит, совершил свой личный духовный подвиг.

Так и добрые дела. Никогда не нужно выпячивать себя: вот я сделал доброе дело. Даже самому себе порой признаваться не нужно – сделал и забыл. Как сказано в Священном Писании, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Поэтому не только хождение в храм важно, но и жизнь по вере, которая совершается вне стен храма; чтобы сила веры, которую ты укрепил, пребывая на воскресном богослужении, проявлялась в твоей жизни. И чтобы, выходя за ограду храма, ты не забывал, что ты верующий человек, носитель образа и подобия Божия, что являешься образом Христа.

Если войти в глубину евангельских повествований, то Спаситель никогда не забывал совершать добрые дела. И когда кто-то из учеников пытался похвалить или обратить внимание на то, что совершил Спаситель, то были разные ответы. Спаситель через Свой пример и нам заповедал совершать добрые дела; помимо той веры, о которой мы свидетельствуем, приходя в храм Божий.

– Владыка, как Вы считаете, могут ли миряне между собой делиться своими сокровенными откровениями? Ведь все мы периодически от Господа получаем какое-то откровение через Священное Писание или через молитву. Простите за такой дерзкий вопрос, но, может быть, Вы сможете поделиться чем-то, что Вам открылось в прошедшем году?

– Я считаю (это моя точка зрения), что делиться с кем-то своими откровениями, которые Господь являет, не следует; если только на таинстве Исповеди. Потому что если такое откровение было или был какой-то знак Божий, он же был явлен только лишь тебе, а не для многих. Раскрывая маленькие закрома своей души, каждый человек может быть уловляем и дьяволом; и все то, что, как ты думал, являлось неким Божиим знаком или движением Божьего Промысла, может быть и лукавым наваждением.

Для меня лично уходящий 2019 год тоже стал неким жизненным уроком, и тоже были моменты откровений и получения мудрости, которыми я не буду делиться, – это именно для меня. Может быть, если я поделюсь, это не станет для того человека, с кем я поделюсь, каким-то уроком, а, наоборот, послужит каким-то соблазном или еще неизвестно чем. Поэтому я считаю, что все размышления, мысли, откровения должны быть личностными и делиться ими не надо. Делиться можно лишь с Господом в молитве.

– Спасибо за ответ, владыка.

Есть те, кто, оглянувшись на прошедший год, с сожалением признают, что итогов духовной жизни особо и нет. И дай Бог, чтобы у этих людей проснулась жажда, чтобы в следующем году эти духовные итоги были уже совсем другими. Что Вы могли бы посоветовать, чтобы человеку влиться в церковную жизнь? Как начать духовную жизнь, на что сделать акцент?

– Никогда не поздно вступить на путь духовного подвига. Не поздно и сейчас, когда остается 3-4 дня до наступления нового года. Это можно сделать завтра с утра, можно и с сегодняшнего вечера принять решение встать на путь духовной жизни. Во-первых, этот путь духовной жизни уже должен быть с момента твоего крещения, когда ты принял в таинстве Крещения благодать Божию, дар Духа Святого. Это уже твои проблемы, если ты свернул влево или вправо, двигаясь по жизни, от купели крещения. А путь предопределен, Господь тебе открыл этот путь.

Поэтому снова возродиться к духовной жизни никогда не поздно. Это можно сделать прямо сегодня вечером, отходя ко сну, прочитав молитву «Отче наш» или любую молитву, которую знаешь, а уже завтра начать строить свою жизнь немножечко по-другому. И почувствуешь, как изменения начнут проявлять свою силу. Даже для тебя это, может быть, будет не видно, а люди могут свидетельствовать, как ты изменился за какой-то короткий промежуток времени. А почему эти изменения – будешь знать только ты один, так как все эти изменения есть не что иное, как таинство, совершаемое Господом в человеческой душе.

– Если говорить о таинствах, которые совершаются в Церкви, как бы Вы посоветовали поступать людям, которые только начинают свои шаги?

– Буквально две недели тому назад мы выпустили второе учебное пособие для молодежи, оно называется «Техника духовной безопасности». Первое пособие касалось вхождения в Церковь, знакомства с ней. Вторая часть пособия посвящена Крещению Руси и личному крещению. Сегодня можно прочитать какую-то литературу и просто прийти в храм Божий и задать какие-то вопросы; необязательно священнику – сегодня есть и специальные люди, которые готовы ответить на вопросы. Если ты крещеный человек, значит, надо подготовиться к таинству Исповеди, к таинству Покаяния. Может быть, не сразу, постепенно. Прийти на богослужение. И через это постепенное вхождение обретать те азы, которые некогда потерял после таинства Крещения.

Поэтому никогда не поздно приходить к Господу, даже в одиннадцатый час. Самое главное, чтобы не наступил момент, когда перед тобой Господь встанет, а тебе нечего будет Ему сказать. Тогда ты уже не скажешь, что тебе было некогда, что ты был занят работой, служебными делами. Этот момент может наступить внезапно. Мы видим, как уходят в мир иной родственники, друзья, знакомые, и понимаем, что это может произойти и с нами. И все то, что порой человек вкладывает в земную жизнь, становится ничем в одну секунду.

Самое главное – это встреча с Богом. А первая встреча с Богом происходит еще здесь, на земле; она происходит в храме Божием, когда ты причащаешься Святых Христовых Таин, когда участвуешь в таинствах Церкви. Это маленькая проекция, которая осуществится потом, когда ты переступишь порог вечности. Самое главное, эту встречу не отодвинуть и уже здесь, как в школе, подготовиться к этой встрече, научиться этому священному сокровенному моменту, участвуя в таинствах и в жизни Церкви.

– Хотелось бы спросить у Вас от лица тех людей, для кого прошедший год стал первым годом жизни в Церкви. Для этих людей наступает первое Рождество и первый Новый год, когда они не захотят веселиться так, как веселились раньше, и проводить время так, как проводили раньше. А церковных друзей у них, может быть, пока еще нет. Что можно сказать этим людям в поддержку? Быть может, им сейчас немножко грустно и даже отчасти одиноко...

– Я хочу сказать, что не нужно грустить, не нужно печалиться, в этом нет ничего страшного. Мы все встречаем новый год; конечно, не с таким размахом, как привыкли встречать люди в повседневной жизни, но никто не запрещает поднять бокал шампанского... Самое главное, чтобы этот год можно было встречать духовно, с молитвой, прочитав вечерние молитвы, специальную молитву на начало нового года, испросив благословения Божьего. А потом можно сесть за новогодний стол, вместе со своими близкими поднять бокал шампанского – в этом нет ничего страшного.

– То есть не надо себя отделять от близких, друзей.

– Абсолютно. Самое главное, не уподобляться тем, кто уже приобретает нечеловеческий вид. Но начать новый год с благословения Божьего, с молитвы, с такого символического вступления необходимо. Впереди Рождество Христово – светлый, радостный праздник Пришествия в мир Богочеловека, рождение Христа Спасителя… Самое главное, с молитвой, с духовным взором входить в эти священные минуты смены календарного года.

– Какие надежды лично Вы возлагаете на грядущий новый год?

– Я надежды возлагаю не на год, а на Господа Бога; это самым главным должно быть в жизни каждого человека. Чтобы Господь исполнил те внутренние чаяния, какие-то молитвенные воздыхания, которые я приношу у престола Божьего при совершении литургии, чтобы Господь слышал эту молитву. Самое главное, чтобы мы Господа не разочаровывали. Чтобы мы через свои дела и поступки только лишь утверждали веру Христову, чтобы являлись проводниками той Божественной благодати, которая подается каждому человеку, пришедшему в этот мир. И чтобы мы только несли радость в своем служении на благо народа Божьего.

– Владыка, прошу Вас в заключение сказать еще несколько слов для наших телезрителей в связи с наступающим Новым годом и Рождеством. И благословить нас на прощание.

– Я хотел бы всех поздравить с наступающим новолетием и Рождеством Христовым и пожелать, чтобы наступающий год был годом благости Божией, годом исполненных благ. И чтобы эта благость Божия проявлялась и в мудрости человеческой в принятии тех или иных вызовов современной жизни. Чтобы этот год был благословенным и успешным. И чтобы мы не предавали Господа, а укреплялись в вере, были сильны, стойки и крепки.

Божие благословение да пребывает со всеми вами!

Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы