Архипастырь. С митрополитом всей Америки и Канады Тихоном

26 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встреча с блаженнейшим архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки и Канады Тихоном.

– Сегодня мы встречаемся с предстоятелем Православной Церкви в Америке Его Блаженством Тихоном, архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки и Канады.

Ваше Блаженство, мы с Вами встречаемся в самом центре Беловежской пущи, на польской ее стороне, в городке Беловежа. Совсем недавно Вы посещали с визитом пределы Польской Православной Церкви, побывали и на святой горе Грабарке, здесь, в Беловеже; были в Белостоке, в разных монастырях Польской Православной Церкви. Совсем рядом начинается уже белорусская сторона. Я знаю, что Вы несколько раз также посещали пределы Русской Православной Церкви. Известно, что истоки православия в этой части Польши, в Белоруссии, на Украине и в России одни – это днепровская крещальная купель. Заметили ли Вы сходство между православными людьми, православными традициями здесь, в Польше, и в России?

–  Это действительно мой первый визит в пределы Польской Церкви, и я несколько раз посещал с визитом Русскую Церковь. Я бы сказал, что одним из сходств является искренняя преданность Христу и Православной Церкви, которую можно видеть и в России, и в Польше, а также в моих родных странах: США и Канаде. Меня всегда впечатляет это сходство подлинной веры людей. Также есть сходство в том, с чем сталкиваются православные верующие. Это вызовы секуляризма и различные другие, с которыми сталкивается в целом современный человек во всех странах; все они очень схожи.

В Польше я был сильно впечатлен полнотой жизни Церкви, особенно в монастыре на святой горе Грабарке, когда увидел множество паломников, особенно молодых людей, отправлявшихся на Грабарку, – это нечто уникальное для Польской Церкви.

– Владыка, Ваша паства – это православные американцы. Есть ли специфика тех трудностей, с которыми сталкиваются в повседневной жизни православные христиане именно вашей Церкви?

– Я, как и Вы, могу сказать, что, с одной стороны, вызовы, с которыми сталкиваются в православной Америке, идентичны тем вызовам, с которыми сталкиваются православные верующие во всем мире. Я бы сказал, что в Северной Америке есть и свои особые проблемы, связанные с тем, что это своего рода новый мир – молодой континент, который не имел настоящей христианской традиции, как в Восточной Европе или в странах Средиземноморья. Здесь мы видим исторически укорененные основания для существования изначально православных христианских стран и народов. Вы не найдете этого в Северной Америке, потому что страны на этом материке молодые: это Канада, Соединенные Штаты и даже Мексика. То есть североамериканский мультикультурализм – это проблема для молодых, да и вообще для всех людей, потому что необходимо почувствовать связь с древней традицией.

Можно сказать, что весь мир представлен в Америке: люди со всех уголков земли живут в ней по делам бизнеса, по экономическим, поверхностным причинам. Порой найти Церковь – сложный процесс. Я думаю, что в этом и есть вызов, который может стоять перед американцами, – не так просто найти Древнюю Церковь в этой современной и поверхностной культуре Северной Америки. Но за исключением этого, думаю, остальные вызовы похожи на те, что актуальны по всему миру.

Часто говорят, что именно из Америки исходят все проблемы современного мира. Не уверен, что это так, но совершенно точно, что мы в Америке делаем в них большой вклад. Но также я думаю, что для культуры Северной Америки характерна большая доброта, простота и честность – это путь, на котором можно обрести истину исторической, древней православной веры.

– Первые православные просветители Америки, тех племен, что жили и живут на Аляскинском полуострове, например алеутов, – святой Герман Аляскинский и святитель Иннокентий Иркутский для успешной проповеди Евангелия использовали образы, понятные для охотников, рыболовов, то есть учитывали быт и условия жизни местных племен. Не стоит ли современным православным миссионерам в проповеди молодым людям, выросшим не в лоне христианской, а в лоне секулярной масс-медиа культуры, использовать язык соцсетей, язык Интернета?

– Я думаю, что в современном мире перед нами стоят великие вызовы, но, возможно, они и не так отличаются от тех, что стояли перед святым Германом в XVIII веке. Эти вызовы перекликаются. Например, в Интернете изображения часто называют иконками, и, возможно, мы как Церковь могли бы восстановить отношение, пробудить интерес к образа́м, иконам. Речь не только об Интернете, но, например, и о музыке. Мне особенно интересно, как музыка достигает душ людей и покоряет их. Большая часть нашей молодежной музыки, конечно, не очень высокого качества, но, на мой взгляд, там встречаются и настоящие песни, похожие на псалмы царя Давида, в которых люди раскрывают свое сердце: боль и страдания, все трудности жизни. Я думаю, что как Церковь мы должны сказать: «Мы здесь, рядом с вашими страданиями, болью и растерянностью, и мы должны помочь вам постепенно принести эту боль Христу, в Церковь». Это тяжелое задание, и у меня нет рецепта, как этого достичь, но, думаю, такие святые, как святой Герман, дают пример того, как взять на себя эти настоящие эмоции и страдания людей, окружив их любовью и смирением, – именно так мы знакомим их со Христом и Евангелием. То есть я думаю, что наша задача как Церкви – попытаться сделать это, услышать то, что говорят люди, и ответить нашей древней верой. Она древняя, но она может быть понятной и современным людям.

– Владыка, в монашеском постриге Вы носите имя Тихона в честь святителя Тихона, Святейшего патриарха Московского, который был первым патриархом после длительного Синодального периода, патриархом уже Советской России. Но до революции он нес пастырское служение на американской земле. Можно говорить о том, что в каком-то смысле Вы являетесь продолжателем его архипастырского служения. Чем актуальна фигура Святейшего патриарха Тихона для наших времен и какие черты его характера мы можем взять за образец?

– Святитель Тихон, патриарх Московский, очень важный святой для XXI века и современных православных, потому что он жил не так давно и, как показывает его жизнь, был знаком с жизнью здесь, в Литве, Польше, России, и, конечно, в Северной Америке, где он нес миссионерское служение. Думаю, у него была любовь к людям вне зависимости от того, где они были. Когда он приехал в Северную Америку, то процитировал пророка Осию, сказавшего: «Тот народ, который не Мой, Я сделаю Своим». Те люди, к которым он приехал в Северную Америку, были для него новым народом, но он окружил их любовью и Христовым смирением. Думаю, он излучал это, где бы он ни был, особенно это было характерно для конца его жизни, когда он столкнулся с трагедией революции и теми тяжелыми трудностями, которые она принесла. Он все еще сохранял это Христово смирение и любовь, и это то, что меня очень восхищает в нем.

– Нынешним летом Русская Православная Церковь отмечала столетие убиения Царственных страстотерпцев, членов царской семьи. Хотелось бы спросить, почитают ли святого царя страстотерпца Николая на американской земле?

– Конечно, жизнь Русской Православной Церкви очень связана с жизнью Православной Церкви в Америке. Мы благодарны за многие дары от святого Германа до святителя Тихона, который приехал и привез сокровище Русской Православной Церкви – веру – в Северную Америку. В целом, думаю, здесь любят и уважают все связанное с Русской Церковью. Это касается и Царственных страстотерпцев, которых почитают многие в Американской Церкви. Здесь помнят ту трагедию, которая произошла в годы революции, началась до нее и, конечно, продолжалась потом еще много лет. Все эти трагедии глубоко повлияли на жизнь Церкви в Северной Америке, поэтому, думаю, люди отождествляют себя с теми страданиями, вне зависимости от того, о ком идет речь: о самих Царственных страстотерпцах или епископах, священниках, мирянах, которые тоже пострадали как мученики в то трудное время.

У нас в Северной Америке немного святых, поэтому для нас большое благословение – молиться перед иконой Царственных страстотерпцев, как и перед иконами американских святых. Мы смотрим на них как на семью святых, которая благословляет Церковь Северной Америки.

– Владыка, напомню нашим телезрителям, что мы с Вами встречаемся во время Вашего пребывания в пределах Польской Православной Церкви. Вы много раз служили, побывали в разных местах с блаженнейшим митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой. Какие моменты проповеди блаженнейшего Саввы были Вам интересны и созвучны?

– В своей проповеди на святой горе Грабарке Его Блаженство говорил на многие темы. Среди них, конечно, сотая годовщина независимости Польши, а также большие проблемы, которые Польская Церковь переживала в прошедшие сто лет. Я думаю, то, о чем он говорил нам на Грабарке, – это постоянные вопросы жизни Церкви в современном мире, которая сталкивается с трудностями политической, культурной и социальной ситуации, хотя это по-особому проявлялось в истории Польской Церкви. Он отмечает, что все мы должны прийти к Святой горе Фавор – к преображению, вне зависимости от ситуации в нашей жизни. Я думаю, что он связал историю Польской Церкви и народа с нашей нынешней реальностью, и, конечно, подчеркнул важность молодежи, пришедшей в большом количестве на паломничество, которая является новым поколением верующих.

То, что сказал Его Блаженство митрополит Савва, было прожито им самим, и он сам жил при этих восьмидесяти трудных годах в Церкви. Своим служением, пастырской заботой и любовью он действительно укрепил Польскую Церковь, и это пример всем нам, независимо от того, какова наша личная жизненная ситуация, из какой мы страны, какие у нас реальные трудности. Это реальный пример большого миссионера, пастыря и отца паствы.

– Мы уже говорили, что столетие назад Русская Православная Церковь испытывала серьезные потрясения, которые затем продолжались многие десятилетия советской власти. Здесь, в Польше, появилось новое молодое государство, где православные люди жили также с определенными трудностями. Сейчас, казалось бы, нет гонений на Православную Церковь, тем не менее чего, на Ваш взгляд, стоит остерегаться новому поколению православных людей?

– Думаю, всегда важно вот что – в Церкви мы всегда пытаемся найти баланс между Крестом и Воскресением. Мы радуемся Воскресению, но также склоняемся перед реальностью Креста. И мы видим, что это отражается в богослужении: когда мы проходим Великий пост, мы переживаем очень сложное время. Однако это также время мирной радости. Потом мы приходим к Пасхе и ощущаем взрыв этой радости и все равно пытаемся относиться к ней рассудительно. Думаю, это характерно и для всего в нашей церковной жизни: мы все страдаем, когда происходят большие трагедии и когда отдельные люди или группы людей преследуют других. Конечно, это не то, чего нам хотелось бы, но это часть трагедии человеческого существования.

Поэтому когда для нас наступает время покоя, мы должны радоваться, но радоваться через благодарность Богу за то, что и в печальные, и в радостные времена у нас сохранилось ощущение мира. Я бы сказал, что радоваться – это всегда хорошо, и никогда не бывает слишком рано это делать. А если мы подойдем к этому с рассудительностью наших святых, нашей литургической жизни, то, думаю, мы сохраним себя от будущего соблазна, который возвратит нас в трудные времена.

Конечно, дьявол никогда не сидит без дела, и никогда не знаешь, когда случится трагедия или какая-то проблема. Но как православные христиане, мы доверяем Богу, а не князьям и сынам человеческим. Мы пытаемся сохранить именно рассудительную радость, а не ту, которая ведет нас к потере бдительности. Я думаю, что радоваться – это хорошо, но нужно знать меру и сохранять способность двигаться вперед.

– Ваше Блаженство, большое спасибо за эту беседу. Мы надеемся, что она будет интересна нашим телезрителям, а также выражаем надежду, что встретимся с Вами еще раз и более обстоятельно побеседуем о жизни православных в Америке – о жизни Вашей паствы.

Ведущий Артем Махакеев

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать