Встреча протоиерея Андрея Ткачева с общественностью г. Екатеринбурга. 13 марта 2015. Часть 3

23 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встреча протоиерея Андрея Ткачева с православной общественностью Екатеринбурга. Часть III, ответы на вопросы.

Расшифровка беседы:

— Можно ли использовать духи идущим в храм?

— Человек, конечно, должен быть чистым, но без резких запахов. Различайте, куда вы идете. Помыться не помешает, а обливаться парфюмерией не стоит. Где выдумали парфюмерию? Французские короли обливались парфюмерией, потому что мылись раз в месяц.

— Какой библейский смысл в «Ромео и Джульетте»?

— Две непримиримо враждующие семьи помирились только тогда, когда умерли их самые любимые, невинные, юные дети, полюбившие друг друга. Над их остывшими телами эти семьи непримиримых врагов вынуждены были обняться в горе и примириться. Искупительная жертва длительной вражды — это смысл «Ромео и Джульетты». Если ты сам не хочешь примириться, то тебе нужна искупительная жертва. Если не хочешь, чтобы умер кто-то из твоих самых родных, быстрей мирись и живи со всеми в мире. Вот библейский сюжет.

— Расскажите об Украине.

— Не об этом нужно говорить, а о духовных вещах. Если бы мы на коленях обошли все украинские святыни, в каждом приходе подняли бы духовную работу, крепко молили Господа и покаялись в грехах своих, то ничего бы не произошло. Дьявол вертит нераскаянным человечеством. Давайте не терять времени, перемывая кости бедной Украине, а делать все, для того чтобы в России этого не было. Потому что удар направлен на Россию, Украина никому не нужна, даже самим украинцам. Война объявлена России, просто идет на территории другого государства.

— Около десяти лет я была в протестантской среде, прочитала всю Библию с большим воодушевлением, зато теперь в Православии не могу себя заставить читать Евангелие. Я «отравилась» или это нечто другое? Как с этим быть, что делать?

— В какой-то степени Вы отравились. С Вами произошло нечто подобное, что происходило со многими монахами и мирянами. В «Отечнике» святого Игнатия Брянчанинова описывается, как некий человек, мирянин, торговец в лавке, каждое утро поднимался с молитвой, не ел до трех часов дня, на звон колокола первым бежал в храм. Половину своего заработка он отдавал нищим, никогда не занимался праздными разговорами, часто вставал на молитву по ночам, от своей трапезы кормил бедняков. Был удивительно праведным человеком. Кто-то направил его в монастырь. После пострига и принятия монашеских обетов, он прекратил молиться вообще, возненавидел службу, терпеть не мог игумена и даже порывался его убить. Когда начали думать, что произошло, ответ был следующий: пока он был в миру, его подвижничество питалось корнями от грязной воды тщеславия. Когда он пришел в монашество, уже не было перед кем хвалиться — все такие, как он, монахи, и нужно до смерти подвизаться, умереть для мира. Тогда обнаружилось, что корень этого бывшего праведника напоен горькой водой тщеславия.

Что-то подобное было и у Вас. Вы отравились горькой водой еретического учения и, когда пришли в каноническую, законную благодатную Церковь, приобрели отвращение к святому Евангелию. Нужно выздоравливать: причащайтесь, молитесь и осторожно открывайте Евангелие. Когда отрок Самуил был маленьким и спал при скинии, Господь звал его на пророчество. Однажды он услышал голос: «Самуил, Самуил!» и побежал к своему священнику Илию. Священник ответил: «Нет, чадо, я не звал тебя. Иди, ложись спать».

Он ложится, но опять Господь обращается к нему: «Самуил, Самуил!» Опять Самуил бежит к Илию. Илий ему ответил: «Я тебя не звал, но что ты слышишь?» «Я слышу, что кто-то зовет меня по имени». Илий сказал: «Сынок, это Господь. В следующий раз, когда Он заговорит с тобой и ты услышишь свое имя, скажи: говори, Господи, слушает раб Твой». Самуил так и сделал, и началось пророческое служение. Бог стал разговаривать с Самуилом.

Вот и Вы, открывая Библию, говорите: «Открываю книгу Твою, Господи. Говори, Господи, слушает раба Твоя» и начинайте читать Священное Писание. Прочитав, поцелуйте Библию. Даже если вы ничего не поняли, уткнитесь в нее носом: «Люблю Слово Твое. Вразуми меня оправданием Твоим. Открой мне все, что Ты говоришь, или хотя бы частицу этого». Разговаривайте с Богом во время чтения и после, и Библия опять заговорит с вами, только уже по-православному и по-настоящему. Во время службы мы слышим слова диакона: «Премудрость, прости. Услышим Святого Евангелия…». Священник говорит: «Мир всем». Мы отвечаем: «И духови твоему». В это время, когда прозвучало «Вонмем», мы можем сказать в сердце: «Говори, Господи, я тебя внимательно слушаю, говори, что Ты хочешь мне сказать». Напрягитесь в это время. Человека можно проверить: когда он выходит с храма, спросите у него, что сегодня читали из Евангелия, из Апостола. Если человек не понял ничего из Писания, был ли он на службе?

Так когда-то Василий Блаженный бил словами в лицо царя Иоанна Грозного, который строил на Воробьевых горах церковь. Царь вошел в храм на царское место и молился, но мыслями летал по Воробьевым горам. Когда он вышел из храма, к нему подбежал юродивый Василий и говорит: «Царь, ты почему в воскресенье не ходишь на службу?» Царь ответил: «Совсем ты шальной, юродивый! Я только что отстоял Литургию и выхожу из церкви». Блаженный сказал: «Не был ты на Литургии. Ты всю службу по Воробьевым горам лазил, а на службе тебя не было». Это очень важный вопрос.

Библия должна заговорить с нами и на богослужении, и дома. Почему Господь зовет человека дважды? Он говорит, к примеру: «Самуил, Самуил! Авраам, Авраам!» Или когда Христос говорит: «Марфо, Марфо!» Потому что обращается Бог ко всему человеку: к тому Дориану Грею, который сидит внутри, к этому уродцу, и к тому, который наружу виден. Потому что есть два человека: внешний и внутренний. Господь обращается к обоим.

— Как понять слова: «Брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши»?

— Как расшифровать «блуд и гордость»? Это самые понятные слова. Сегодня 12-летний ребенок больше старика знает о блуде — интернет научил. «Блуд и гордость гониши» — то есть несешь из себя, постоянно творишь. Как река гонит мутные воды, так и ты несешь из себя блудные похоти, помыслы, взгляды, намерения и всякую гордыню. Блуд и гордость мы должны из себя прогнать. А здесь имеется в виду, что они из тебя как источники бьют. По идее должен из тебя исходить источник воды живой. «У верующего в Меня из чрева потекут реки воды живой». А из нас течет мутный поток блуда, гордыни и прочей нечистоты.

— Готовится издание Вашей книги «Беглец от мира. Путь жизни». Какой жанр, на какую аудиторию рассчитана книга?

— Эта книга уже вышла. Это сборник статей о литературе. Название книги взято из статьи о Григории Сковороде. Книга «Христос семи Церквам» — это небольшая попытка исследования обращения Воскресшего Господа к семи Церквам Апокалипсиса. Есть книжка «Проповедь о проповеди». Это сборник статей, посвященных тем, кто должен проповедовать: священникам, катехизаторам и всем тем, кто любит Божие Слово.

— Вспоминаются прошлые грехи. Каялась на исповеди, все равно волнуюсь, не получается забывать прошлое и простираться вперед. Как быть, за какие мысли зацепиться, чтобы был покой и мир в душе, радость о Господе?

— Верным признаком того, что грех прощен, является такая ситуация, при которой при вас кто-то говорит о грехах, которые вы когда-то совершали, а ваше сердце слушает о них, как о чужих и не волнуется об этом. Это знак того, что грех прощен и вышел из души. Когда кто-нибудь говорит: я украл. А ты думаешь: это про меня, что ли? Значит, ты не прощен в том, что ты воровал. Когда ваше сердце не реагирует на слова о ваших прежних грехах, при этом вы о них плакали и плакали, то значит, прощен вам грех. Чернила смываются водою, а грехи смываются слезами. Нужны слезы для прощения грехов. Такие слезы называются утешительными. Утешаются и радуются люди, которые плачут по Богу, в Боге о грехах своих. После таких слез человек выходит как после чистой жаркой бани, как родившийся на свет. Закрывайте свои грехи милостыней, молитесь Богу, чтобы Господь вас простил, и на каком-то этапе вашей жизни они смоются, потому что грехи имеют свойство смываться Божественной благодатью.

— Каков взгляд богословов на первобытных людей? Кто они такие, как связаны с Адамом и Евой? Мне это важно знать, как преподавателю.

— Я порекомендую вам найти книги по биологии для православных гимназий и школ, где дается развернутый анализ всего того, что антропологи и палеонтологи написали про древнего человека. Все эти кроманьонцы, неандертальцы, синантропы — по большей части фальшивки и научные инсинуации. Нет никакой доказательной базы для того, о чем пишут в учебниках биологии. Там, где наука описывает мир ископаемых ящеров, ихтиозавров или древнего человека, по большей части мы имеем дело с научной фантастикой, красиво разрисованной в книжках. Держитесь за библейское повествование, как упертые евреи. Вот уж кто не верит в динозавров, так это они. Они держатся за то, что мир стоит семь тысяч лет с небольшим, и нам нужно в этом смысле у них брать пример.

— Как научиться забывать обиды при хорошей памяти?

— Возгрейте в себе желание получить от Бога прощение всех ваших грехов. В молитве «Отче наш» сказано очень глубоко и ясно: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим». То есть я оставляю первый, а теперь и Ты, Господи, оставь мне так, как я оставил. Если я чуть-чуть оставил, Господь и мне чуть-чуть оставляет. Если я оставил, а потом вспомнил, значит и мне Господь все простил, а потом взял и вспомнил. Если вы хотите, чтобы Бог вам все оставил и все забыл, то потрудитесь ради этого все оставить и забыть человеку, на которого вы имеете печаль. После этого вы сможете дерзновенно спрашивать у Господа и просить Его: «Господи, Ты говорил и я сделал. Я все простил тем, которые меня обижали. А Ты, пожалуйста, теперь со Своей стороны все мне прости по Своему слову». Так разговаривать с Богом можно, не надо думать, что это хамство, или фантазия. Господь обязательно сделает, Он не обманет. Поэтому возгрейте в себе желание получить прощение всех грехов и с этой мотивацией понуждайте себя прощать людей. Потому что души у нас злые, сердца цепкие, как репейник вцепляется в них всякий грех и злопамятство. Это все ерунда, когда люди говорят: я очень добрый, я всех люблю. Это неправда. У всех злопамятные мелкие души, все помнят обиды и не умеют прощать. Понуждать себя прощать нужно волей, здесь недопустимы сантименты. Надо заставлять себя волевым усилием прощать человека, ради того, чтобы и мне простили все мои грехи, которых у меня много. Вы должны иметь желание получить прощение. Это волевой труд, а не сентиментальное «сю-сю».

— Как трактуется притча о неверном домоуправителе?

— Притча о неверном домоуправителе, описанная в 16-ой главе Евангелия от Луки, — это самая сложная притча. Если все притчи толкуются по стиху и пошагово, по строчке, то эта притча толкуется целиком. Нам представлен для подражания некий нехороший человек, который был замечен в злоупотреблении имуществом хозяина. И до тех пор, пока его не выгнали совсем с места, он еще больше злоупотребил имением хозяина, для того чтобы приобрести себе друзей у бывших заимодавцев, кредиторов своего господина. Что здесь нужно иметь ввиду? Господь говорит: «Видите, как поступает неправедный человек? Сыны века сего умнее сынов Царствия в роде своем». То есть люди мирские, сыны века сего пронырливы, хитры и изобретательны в своих делах. Нам нужно у них учиться этой настырности, изобретательности — только в своих небесных делах. В этом смысле можно у всех учиться. Купец, торговец, пройдоха какой-нибудь, тратит 24 часа в сутки для приобретения прибыли. Ты также трудись — только для приобретения Небесного Царствия. Как он гоняется за прибылью, так и ты гоняйся за христианскими добродетелями. Алкоголик с утра до вечера ищет, что бы выпить, а ты ищи с утра до вечера, что бы для Бога хорошего сделать. Подражайте злым людям в добром. В настырности надо подражать злым, но цели иметь добрые. В этом смысле Господь и поставил в пример неверного домоуправителя.

Святитель Иоанн Златоуст об этом говорил: пойди на стадион и посмотри, сколько пота проливает спортсмен. Для чего? Для того чтобы получить тленный лавровый венок и похвалы от зрителей. Если бы ты пролил хотя бы в пять раз меньше пота ради Царства Небесного, ради похвалы от Бога, то ты бы стал святым человеком. Он ради суеты потеет и умирает, а ты ради Царства Божиего не потеешь и не умираешь. Несправедливо. Брать примеры нужно у всех, только направлять эти усилия на Господа.

— В чем польза благотворительности, почему важнее давать, чем брать?

— Поясню это примером. С Ливанских гор стекает Иордан, как маленький ручеек. Набирает воду по мере движения, втекает в Тивериадское озеро (или Галилейское море), потом вытекает оттуда и втекает в Мертвое море, откуда уже никуда не вытекает. В Мертвом море огромное количество соли в воде и нет ни рыбки, ни моллюска, ни улитки, ни водоросли — ничего живого. А в Галилейском море водится множество всякой рыбы. В этом есть урок.

Помните, когда в Евангелии описан чудесный лов рыбы после Воскресения Христа. Апостолы вытащили сетку, полную великих рыб: сто и пятьдесят, и три. Некоторые считают, что сто пятьдесят три — это число видов рыб, которые существуют в Галилейском море. Каждый вид рыб делегировал от себя по одной рыбке в эту сетку, чтобы проявить послушание Господу. Апостолы сначала ничего не поймали, а потом, когда забросили сеть по слову Христа, то рыбы поспешили исполнить послушание. Галилейское море окружает такая красота, что эти места похожи на райский сад. Раввины говорили, что когда придет Мессия, то непременно будет жить в этих райских местах. И действительно, когда Христос пришел, то в пределах Галилейского моря Он произнес Нагорную проповедь, умножил пять тысяч хлебов для пяти тысяч народа, ходил по водам, встретил апостолов и находился там постоянно.

В чем же здесь смысл? Иордан втекает в Галилейское море и вытекает из него, и Галилейское море живет, потому что оно берет и отдает. А Мертвое море берет и не отдает, поэтому оно и мертвое. Вот вам практический ответ, почему нужно отдавать. Нужно отдавать знания, силы, деньги, хлебом, одеждой, радостью нужно делиться, скорбь чужую нужно забирать. Надо всем делиться. Как сердце, которое работает в постоянном режиме. Сжалось — разжалось, взяло — отдало. Если вдруг возьмет и не отдаст, тогда наступит смерть. Если ты ничего не отдаешь — значит, ты труп. Вы спрашиваете, в чем польза? Польза в том, чтобы не быть трупом духовным. Надо отдавать обязательно.

— Как научиться ходить в страхе Божием?

— Это очень обширный вопрос. Простой и сложный одновременно. Это заповедь Авраама. Аврааму Господь дал только одну заповедь: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17:1). Авраам исполнял эту единственную заповедь: ходил перед Богом и стремился к непорочности. Как это делать? Необходимо помнить о Господе, думать о Нем, разговаривать с Ним в молитвах, хвалить, благодарить, находить время для того, чтобы уединяться ради Него. Все, что встречается в жизни, сопоставлять с Его волей и Его заповедями, везде и во всем искать Его. У пророков написано: «Народ будет наказан за то, что священники и люди с утра до вечера не спрашивали: где Господь». Оказывается, для того, чтобы спастись и Богу угодить, нужно постоянно спрашивать: «Господи, где Ты? Что хочешь, чтоб я сделал?» Помните, когда Павел шел в Дамаск и его ослепил божественный свет, он спросил: «…кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5). Павел тут же спросил: «Господи, что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6). Вот какая великая просьба. О чем мы просим у Бога? «Господи, дай мне здоровье», «Господи, прости мне грехи», «Господи, дай мужа моей дочке», «Господи, защити меня, прости, утешь, не оставь». А у апостола такая великая просьба: «Господи, что повелишь мне делать?» Такие вопросы рождаются из страха Божиего, и из этих вопросов рождается страх Божий.

В одной из коротких молитв святителя Иоанна Златоуста говорится: «Всели в меня корень благих, страх Твой в сердце мое». Нужно просить, чтобы как в землю был посажен росточек, так Господь насаждал в наших сердцах добрые семена. А еще лучше надо найти человека, у которого есть страх Божий, пожить возле него немного, присмотреться, послушать, попить с ним чаю, поработать, помолиться. Если у человека есть страх Божий, то он таинственным образом сообщится и вам, потому что: «С преподобным преподобен будеши, с неповинным неповинен будеши, со избранным избран будеши, а с нечестивым развратишися» (См.: Пс.17:26–27). Люди передают друг другу тайными путями все, что у них есть: нечестивцы делятся нечестием, благочестивцы — благочестием. Даже если человек ничего не делает, просто рядом посидит, все равно напитаешься, если у него есть страх Божий.

— Каким должно быть покаяние, чтобы Господь обновил душу, обнулил грехи?

— Мы должны вывести покаяние за рамки одной лишь исповеди, не ограничиваясь ею, и просить среди всего прочего: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Чтобы Господь научил нас каяться, необходимо обратиться к Нему в молитве: «Научи, даруй мне покаяние всецелое». Как написано в Покаянном каноне: «Даруй ми покаяние всецелое и сердце люботрудное на взыскание Твое». Это как раз то, о чем мы говорили: «Где Ты,  Господи, ищу Тебя, люблю Тебя, яви мне лицо Твое. Что мне делать, как поступать?»

Когда в Церкви совершается Божественная Литургия и происходит пресуществление Даров во время Евхаристического канона — это особенно благодатный момент. Почтив преложение Даров на Престоле в Тело и Кровь Христовы, в это время можно принести Богу свои жаркие молитвы. На каждой Литургии, сугубо умножая прошения, можно попросить самого дорогого, чего просит сердце. После того, как Дары пресуществились, и священник готов сказать: «Изрядно о Пресвятей», склоняйся до земли, преклоняй колени и взывай: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты сейчас на Святом Престоле, что Тело Твое и Кровь Твоя готовы к Причастию. Господи, прошу Тебя, дай мне настоящее покаяние». Может быть, вы будете просить за кого-то: «Господи, прошу Тебя, сделай так, чтоб муж мой в Церковь пришел», «Господи, прошу Тебя, чтобы дочь моя из дома не уходила». Но и среди всего прочего, нужно молить сугубо о себе: «Дай мне сердце люботрудное на взыскание Твое, и даруй мне покаяние всецелое».

Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы