Актуальный комментарий. Как научиться читать, понимая, что написано?

18 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Комментирует иерей Михаил Сергеев.

– Министр образования Российской Федерации Ольга Васильева заявила, что четверть населения страны не владеет функциональным чтением. Под функциональностью чтения понимается способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии – использованию их содержания для достижения собственных целей.

Как научиться читать, понимая, что написано, поговорим сегодня в программе «Актуальный комментарий» вместе с иереем Михаилом Сергеевым. Получается, что чтение идет на пользу не всем.

– Я учился еще в советское время и вспоминаю, что в школе нас не просто заставляли читать (был определенный список литературы, которую мы должны были прочитать, в том числе летом), но учитель литературы обязательно задавал такие вопросы, на которые невозможно было ответить, просто пролистав книгу. Через это нас пытались научить читать и понимать то, что написано.

Конечно, это не всем удавалось. Я думаю, что какой-то процент таких людей все равно был. Ведь у каждого есть свои таланты, и Господь каждому дал разные способности. Кто-то умеет читать и воспроизводить то, что написано, кто-то умеет хорошо делать что-то своими руками, является мастером, кто-то более способен в точных науках, а чтение для него является чем-то очень тягостным. Безусловно, так было всегда.

А вот современная ситуация, мне кажется, связана с тем, что детей вообще не приучают читать тексты, а дают задания создать какой-то проект, а информацию для этого можно взять в Интернете. Часто ее особо и не читают, а просто копируют и вставляют. Получается красивая картинка, общие фразы, цитаты, дети могут даже сделать небольшой фильм. Все это будет очень эффектно выглядеть, но если спросить ребенка через месяц, а что там было, он не вспомнит. Почему? Потому что у него нет визуального восприятия той информации, которую он просто скопировал и перенес туда, куда ему было нужно.

Здесь, наверное, многое зависит от родителей: насколько мы будем порой даже заставлять детей читать. Но ведь заставлять нужно так, чтобы ребенку самому это было интересно. Не все те тексты, которые мы предлагаем, могут быть интересны детям, но всегда можно выбрать то, что им понравится, например, что-то из приключений, фантастики. Однако при этом необходимо давать и те тексты, которые входят в классику нашей и зарубежной литературы.

– А как привить у ребенка любовь к чтению?

– Это очень сложный вопрос в нынешнем компьютерном веке, когда дети часто вообще не отрываются от экранов планшетов, телефонов и ноутбуков. Наверное, здесь каждый родитель должен выбрать для себя тот путь, который будет оптимальным, который будет воспринят ребенком. К сожалению, это действительно очень серьезная проблема, и без нашего активного участия ее невозможно решить.

Но любое образование и воспитание связано с тем, что мы заставляем ребенка делать то, что ему не нравится. Потом, когда ребенок взрослеет, он обычно нас за это благодарит. Но в какой-то момент надо проявить твердость и при этом всегда дать ребенку возможность отдохнуть после чтения, может, поиграть, что-то посмотреть. Тогда у ребенка будет стимул, чтобы выполнить необходимое задание.

– Личный пример тоже: самим не забывать читать.

– Конечно, безусловно!

 Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать