19 августа. Преображение Господне

19 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 19 августа 2015 года

Святая Церковь в этот день, прославляя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, празднует Его Пресветлое Преображение на горе Фавор.

Господь взял с собой трех ближайших учеников. Близость к Богу зависит не от внешнего - Господь прозирает внутреннее. Бывает, что внешне человек и симпатичен, и приятен для светского, мирского общения, а внутри - как однажды сказал Господь фарисеям - полон всякой нечистоты. И наоборот, внешне нескладен, неказист, а внутреннее человека, его душевные качества милы Богу, именно за них Он приближает к Себе, а точнее человек приближается к Богу своим внутренним: верой, любовью, надеждой.

Возвел Господь учеников на гору Фавор и преобразился пред ними, одежды Его стали белы, как снег, как белильщик не может выбелить на земле, и явились Ему беседующе Моисей и Илия об исходе Его. Петр, потрясенный этим видением, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть. Сотворим три сени Тебе, Моисею и Илии». Как замечает евангелист, «не ведал бо, что говорил», то есть был в некотором исступлении, изумлении, вышел из своего привычного состояния.

Явилось облако, покрыло гору, и был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Ученики в страхе упали ниц и не смели поднять главы. Господь подошел к ним, прикоснулся: «Встаньте, пойдемте». Они восклонились и уже не увидели никого, кроме Иисуса, и запретил им говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Такое событие празднуем мы сегодня. Событие, которое прежде славы Божией - Его Воскресения - указывает на Его Божество, на то, что Царствие Небесное, которое в силе, всегда было со Христом. Ученики пришли в особое состояние: «…якоже вмещаху ученики славу Его видели. Да когда узрят Его распинаемым, уразумеют Его вольные страдания и всему миру проповедят, яко Христос воистину Отчее сияние».

Видение Моисея и Илии тоже было сверхъественным. Как ученики смогли узнать их, ведь тогда не было ни фотографий, ни портретов? Духом Святым открыл им Господь эту тайну. И говорили они не о тайнах Царствия Небесного, а об исходе Его, о том, что надлежит Ему много пострадать и предану быти, и оставленным учениками, и распяту, и в третий день воскреснуть.

«... Якоже вмещаху» - как может человек видеть славу Божию? В чем тайна нашего сообщения с Богом. В Боге? Но Он вчера, и днесь, и вовеки Тот же. Бог неизменен по Своей природе, следовательно Его слава всегда с Ним. Дело, наверное, в нас, в нашем состоянии, которое или приближает нас к Богу, или удаляет от Него. «Чистые сердцем Бога узрят», - говорит заповедь блаженства, указывая на одну из ступеней восхождения к Царству Небесному. Значит, одна из духовных задач - очистить свое сердце от всякия скверны плоти и духа. Сердце очищает Господь: Он, Царь Небесный, приходит, вселяется в нас и очищает от всякия скверны. Но что-то зависит и от человека. Человеку очень важно засвидетельствовать, доказать, что он хочет этого, хочет быть христианином, а не казаться им. Каким образом? Конечно, теми делами, без которых вера мертва есть. Многие люди признают существование Бога, наверное, нет таких, которые были бы абсолютно пусты в этом смысле. Хотя порой они и бравируют тем, что а-теисты, но как только возникает угроза их жизни или здоровью, либо происходит серьезное потрясение, человек невольно обращается к Небу, Богу и ищет помощи, поддержки, забывая про свои стереотипы, шаблоны, свое атеистическое сознание.

Люди знают, что есть Бог, но далеко не каждый человек ставит это во главу угла: целью, смыслом и центром своей жизни, вспоминая о Боге, лишь когда гром грянет. Как тревога, так до Бога. По жизни же у человека совершенно другие интересы, ценности, приоритеты - не ко Христу и не со Христом. А верующий человек все что ни делает: ест, пьет, совершает ли что иное - все старается делать во славу Божию, ищет любой возможности приблизиться ко Христу, выражая свою веру делами.

Одно из важнейших дел, в котором все мы сейчас находимся, - это период Успенского поста: мы готовимся к дню рождения Пресвятой Богородицы в вечную жизнь, Ее святому успению. Мы готовимся и чтим Божию Матерь тем, что неленостно и решительно идем этим путем. Пост - очень важный инструмент для очищения души от греха. Пророк Божий Давид говорит: «Постом смирял душу мою, и молитва в недра моя возвратилась». Парадокс - постится тело, а смиряется душа. На самом деле, все закономерно: душа в теле, его состояние влияет на душу,  тело испытывает воздержание, и это обязательно отражается на душе, которая смиряется, а смиренной душе Бог дает благодать.

Путь к преображению, в`идению Бога - это путь через смирение. «Смирихся, и спаси мя Господь. Благо мне, яко смирил мя еси», - восклицает Божий пророк Давид. Не пренебрегайте возможностью смириться, ведь Господь избрал тех, кто ощутил в себе призыв жить по-христиански, для кого Евангелие стало конституцией жизни, литургия - центром встречи с Богом, для кого молитва не пустой звук. Все это требует усилий, решимости и любви к Богу, но тех, кто живет по-христиански, а не просто именуется христианами, не так много.

Избранничество Божие зависит, конечно, не от ума, потому что в мире, за пределами Церкви, есть много умных и даже более умных людей. Не за красоту избрал Господь и не за статус в обществе, не за богатство и не за благородство. Господь позвал ради потенциальной возможности тех, кто захочет стать учеником Христовым, последовать за Ним, ради возможности делать так, как делал Он: «Я вам дал пример, чтобы и вы так поступали. И кто из вас хочет быть большим, будет всем слугой. Кто хочет быть первым, поработи себя всем». Эта возможность смириться есть только у христиан, тех, кто живет в сообщении со Христом, потому что это Его свойство: Он кроток и смирен и может научить этому. Не упускайте возможности, например, уступить дорогу (даже если едешь на большой красивой машине), пропусти: ничего страшного за три секунды не произойдет, но в этом ты смиришься. Прикуси язык, когда хочется оправдаться, или упрекнуть, или сделать замечание; не обижайся, когда тебе говорят правду о том, что ты жалкий грешник, ведь это так, со стороны виднее. «Достойное по грехам приемлю. Я еще хуже, чем вы думаете, потому что вы смотрите снаружи, а я знаю себя изнутри лучше всех вас и на самом деле пороков гораздо больше, чем видится извне». Что обижаться, если делают замечание или выговаривают? Не упускайте, дорогие мои, возможности оставаться созади, не вперед, не права качать. Как однажды воскликнул апостол: «Откуда у вас споры и распри, не лучше ли вам всегда оставаться обиженными?» Конечно, лучше, потому что в этом случае утешителем является Господь, Он дает то, что никакие права, никакая справедливость или наглость не могут дать человеку. Можно добиться какой-то маленькой, земной справедливости, но потерять мир в сердце, потерять жизнь с Богом, потому что вне сердечного мира невозможно быть в общении со Христом. Шаг за шагом, день за днем приобретая смирение, мы приобретаем возможность раскрыть внутри себя Царствие Божие, потому что Божия благодать подается смиренным.

В сей прекрасный день подумаем об этой ежедневной, многократной возможности приближаться, пусть по миллиметру, к цели  нашей жизни - встрече со Христом в Царствии Небесном. Помогай нам всем Господь!

Священник  Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​