16 августа. Священномученик Николай Померанцев

16 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 16 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Антония, Вячеслава.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Николая Померанцева.

Родился святой 11 ноября 1881 года в селе Спасское на Ситуни Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Семеновича Померанцева. В 1897 году Николай закончил Заиконоспасское духовное училище. В 1904 Московскую духовную семинарию.

До 1917 года Николай Петрович служил псаломщиком в одном из московских храмов,  в этом году был рукоположен во священника к Владимирской церкви в селе Осташево Бронницкого уезда, где он прослужил до 1929 года. Затем отец Николай был переведен в Троицкую церковь в село Новлянское Волоколамского района.

В 1931 году священник скрыл от описи властями часть церковной утвари, находившейся в храме, за что был приговорен к максимальному сроку заключения по этой статье – к трем месяцам исправительно-трудовых работ. Вернувшись из заключения, он продолжал служить в храме до наступления очередного периода гонений на Русскую Православную Церковь.

3 ноября 1937 года следователи НКВД допросили дежурных свидетелей, которые показали, что священник вел контрреволюционную деятельность во время выборов в Верховный Совет. Один из них показал: «В момент сбора колхозников Померанцев вышел из дома, к нему подошел и я. “Что-то вы бегаете?” – спросил он. Я ему сказал, что у нас сейчас будет проходить перевыборное собрание. Тогда Померанцев заявил: “Надо сперва товарищу Сталину накормить и обуть колхозников, а потом и собирать на собрания, а то колхозники подыхают от голода”. В это же время ехал наш партприкрепленный. Померанцев меня спросил: “Кто это едет?” Я ответил ему: “Это наш партприкрепленный по выборам в Верховный Совет”. Померанцев сказал: “Опять едет очки втирать колхознику” – и повторил, что надо товарищу Сталину накормить сперва, обуть и одеть колхозников. Весной 1937 года при обмене и вывозке семян Померанцев говорил колхозникам: “Возите, возите, а потом сами подохнете с голоду”. Этими словами он агитировал колхозников, чтобы они не возили государству семян. Нам на весенний сев был спущен план, и при обсуждении такового присутствовал Померанцев, так как это было на общем собрании. И Померанцев заявил: “Вам планы дают не под силу, можно сеять и без их планов, а планы доведут вас до нищенской сумы, и не миновать вам с этими планами голода”«.

3 ноября 1937 года отец Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. 11 ноября следователь допросил его.

– Следствие располагает данными, что вы среди населения занимались сбором подписей для разрешения хождения по домам с молебнами. Следствие предлагает вам дать показания по этому вопросу.

– Подписи с населения на разрешение хождения по домам с молебнами я не собирал.

– Следствие располагает данными, что вы среди населения занимались контрреволюционной и антисоветской агитацией. Следствие предлагает вам дать показания по этому вопросу.

– Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался.

– Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают вашу контрреволюционную и антисоветскую агитацию. Следствие требует от вас правдивых показаний.

– Еще раз заявляю, что контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.

На этом допросы были закончены, и священник был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве.

22 ноября следователь еще раз допросил в тюрьме отца Николая, в основном интересуясь, кто рукоположил его во священника и когда, за что он был ранее судим, и в последнюю очередь спросил – признает ли он себя виновным в антисоветской агитации, на что священник еще раз заявил, что в этом он себя виновным не признает. На следующий день, 23 ноября 1937 года, тройка НКВД приговорила отца Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Николай Померанцев скончался в заключении 16 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Время поста - это сугубое время внимания к своей душе, сонастройки с жизнью и духом Церкви, время выправления перекосов, расслабленности, восстановления, реабилитации. Очень важно восстановить духовное чтение - ежедневное, регулярное чтение святых отцов, потому что именно они вдохновляют нас на практику христианского благочестия. Духовная жизнь не формальна - это удивительное, потрясающее по своей красоте творчество, творчество в сотрудничестве с Богом, творчество преображения своей души, которое представляет собой удивительный процесс. «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?» -  такой вопрос задал в свое время святитель Феофан Затворник. Из этого вопроса родилась целая книга, основанная на переписке с девицей, искавшей духовного спасения через общение со своим духовным наставником святителем Феофаном, и так шаг за шагом возникала эта удивительная книга. Хочется порадоваться за тех, кто еще не читал ее, поскольку вы получите огромное духовное наслаждение. Для тех, кто уже читал, не лишним будет перечитать, вникнуть, вдуматься, как по этапам формируются духовные навыки.

Сердцевиной духовной жизни всегда является покаяние, но покаяние - это не исповедь, не посидеть 10 минут, выдавить из себя что-то и записать на бумажке. Часто люди даже недоумевают: «Как идти на исповедь, вроде ничего не произошло и сказать нечего». В этом они  находят причину отложить Причастие: «Не могу ничего сказать на исповеди, подожду, пока нагрешу, тогда приду». Если человек живет внутренне собранной, внимательной церковной жизнью, то и слава Богу, что неделя прошла без тяжких грехов - подойди, благословись у батюшки и готовься с миром к встрече со Христом в таинстве Причастия. Исповедь - это часть огромного пожизненного процесса покаяния.

Покаяние - это именно процесс, ежедневный и до последнего издыхания процесс преображения и очищения души. Как известно, наша душа имеет три основные силы, которые поражены грехом, повреждены, нарушена их целенаправленность, векторность. Цель всей нашей жизни - привести три этих силы к одному направлению в Боге и этой огромной внутренней энергией в соединении с энергией Божией  обретать Царствие Небесное. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», - говорит Господь.

В таинстве Крещения освящается высшая сила нашей души - духовная сила: сила ума или сила словесности. Как говорится у святых отцов, именно в ней отпечатлен образ Божий, совесть, страх Божий, любовь к Богу.

Освящение этой силы, выправление вектора ума в сторону Бога дает возможность исправить и две остальные силы - страстные, которыми обладают и животные: инстинкт самосохранения и продолжения рода. Сила желания, наша воля и чувства в повреждении грехом направлены в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Покаяние - это изменение ума, когда изменяется ум, тогда преображаются воля и чувства. Мы должны привести их в сонаправленность, созвучие. Чтобы воля двигала человека навстречу Богу, а чувства правильно переживали жизнь: «где сердце ваше, там и сокровище ваше». Все, что делается с сердцем, сердечным чувством, совершается с большей энергией: человек делает только то, что он любит, на это он всегда  находит и время, и силы. Поэтому когда слышишь, что нет времени на храм и молитву, понимаешь, что человек просто не любит этим заниматься.

Святитель Феофан говорит замечательные слова о том, к чему мы должны прийти, каковы характеристики нашего исправленного состояния. «Ум богоподобен» - то есть мы можем достигнуть из образа Божия в Его подобие. Цель христианской жизни - обожиться.

«Ум богоподобен, когда он ясно ведает Символ веры и все, заключающееся в нем, содержит нелицемерно». Символ веры - это сформулированная полнота нашей веры. Когда ум всецело ее воспринимает и содержит, то есть нелицемерно следует этому направлению, тогда он обоживается - становится подобным Богу.

«Деятельная сила человека (т.е. сила желания, сила вожделения) бывает богоподобна, когда украшается всеми добродетелями, какие указаны Господом в учении о блаженствах, именно: смиренномудрием, сокрушением, кротостию, истиннолюбием и правдолюбием, милосердием, чистотою сердечною, миролюбием (т.е. возлюблением мира Божия), прощением обид, терпением и прочее». То есть когда ум видит цель, а воля покоряется заповедям Божиим, через послушание слову Божиему приобретает навыки. Регулярным и систематическим исполнением тех или иных упражнений, т.е. заповедей Божиих, человек приобретает навык определенного поведения в ситуации. Отсюда и возникают эти душевные свойства: смиренномудрие, кротость, правдолюбие, милосердие. Вроде бы ничего нового, но святитель все дает системой.

Безусловное принятие Символа веры, принятие учения о блаженствах и внимательное рассмотрение: «возьми сердце свое и смотри, где его сокровища» - это формула пути к богоподобию, то есть в Царство Небесное. «Сердце становится богоподобным, наши чувства, когда оно отрешается от всех привязанностей земных и прилепляется к вещам духовным и небесным, чтобы все бывающее в мире было чуждо нам, проходило около нас, не возмущая и не касаясь нашего внутреннего: «вышних ищите... горняя мудрствуйте, а не земная».

Когда человек видит главное, понимает, что цель жизни - Христос и максимальное единение с Ним, тогда все остальное сопутствует как фон, но не является главным. Деньги - это не цель, а средство, и профессиональная деятельность не цель, а средство послужить Богу теми талантами, которые Он нам дал. Даже семья, дети не цель, а средство воспитания в себе любви и совершенствования в ней. Цель  - это Господь.

Когда человек правильно сориентирован умом, сердцем и волей, тогда духи злобы не могут завладеть его душой, помрачить ум, и такой человек становится воином Христовым.

Читайте святых отцов, наполняйте свое сердце этим прекрасным небесным сокровищем и делайте, как написано в книгах святых. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​