15 августа. Преподобномученик Платон (Колегов)

15 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 15 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Платона, Василия, Стефана.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобномученика, иеромонаха Платона (Колегова).

Иеромонах Платон – в миру Петр Тихонович Колегов – родился 20 августа 1865 года в бедной крестьянской семье, проживавшей в селе Гаина Чердынского уезда Пермской губернии (ныне Свердловская область). Известно, что он стал иеромонахом Ульяновского Троице-Стефановского мужского монастыря, что расположен был в селе Ульяново Усть-Сысольского уезда Усть-Куломской волости Вологодской губернии. После ареста настоятеля этого монастыря отца Арсения отец Платон был избран исполняющим его настоятельские обязанности.

С ноября 1918 года село Ульяново, где находился монастырь, перешло от белых к красным, и это привело к аресту отца Платона и обвинению его в пособничестве белым, вместе с ним были арестованы еще 20 насельников монастыря. Это случилось в марте 1919 года. Отец Платон был приговорен к 5 годам исправительно-трудового лагеря. В 1925 году он вышел на свободу, после чего еще 12 лет служил в Спасской церкви села Часово в Усть-Сысольском уезде Коми АО.

Следующий арест состоялся 12 июня 1937 года. В обвинении говорилось: «будучи служителем культа, активно вел контрреволюционную деятельность, устраивал сборища, говорил о скорой гибели коммунизма, советской власти и колхозов, призывал в колхозы не вступать, используя религиозные предрассудки». 13 августа 1937 года тройка при УНКВД Коми АССР приговорила иеромонаха Платона к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 15 августа. Отец Платон был расстрелян и похоронен недалеко от города Сыктывкара. Отпределением Священного Синода от 6 октября 2001 года преподобномученик Платон был причислен к лику святых новомучеников Церкви Русской.

 

Часто в храм приходят люди с разными житейскими обстоятельствами, чаще скорбными, и задают вопросы, что делать, чтобы ребенок пришел в сознание, чтобы муж перестал пить, чтобы разрешились непростые обстоятельства? Что делать? Как будто в Церкви есть особая магическая кнопка и, главное, надо найти нужные слова, нужную молитву, святого, надавить в эту сторону, и тогда всё как-то «рассосется». Когда говоришь, что прежде всего надо молиться, можно и конкретному святому, но обязательно молиться, то видишь на лице что-то вроде разочарования: думали, что сейчас батюшка откроет какую-то тайну... Но никакой тайны нет, просто Бог ждет от нас духовной жизни, не эпизодов и не эмоциональных всплесков, а постоянной, методичной христианской жизни и регулярной молитвы. Даешь совет: помолись месяц-два или в течение поста, но постоянно и ежедневно. Помолись Божией Матери, причем по большому счету не важно, какой читать акафист, главное, чтобы душа на него откликалась и слова выражали наше сердечное чувство и устремление к Богу. Можно взять 50 молитв Иисусовых и ежедневно читать их с мыслью о своем окаянстве и мыслью о человеке, о котором молишься: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, помилуй раба Твоего такого-то». Но начни это делать  постоянно, доверься, и, как правило, если человек начинает всерьез относиться к молитвенному общению с Богом, буквально через два-три дня замечает, что ситуация начинает меняться. Например, когда находишься с кем-то во вражде или обиде, начни за него молиться: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего такого-то, его святыми молитвами помилуй мя, грешного». То есть смири себя в молитве перед этим человеком, поставь себя ниже его: «Его святыми молитвами помилуй мя, грешного!» - и твое сердце начнет меняться. Мы думаем, что когда начнем читать тот или иной текст, это будет действовать на того человека. Нет, это наше сердце начнет меняться, мы начнем смотреть на ситуацию под другим углом зрения, наше сердце постепенно, по капельке начнет стяживать мир Христов.

Самое драгоценное сокровище - мир души, который дает человеку возможность быть счастливым даже в самых непростых обстоятельствах. Даже в концлагере человек может быть не счастливым - это светское выражение для обозначения внутреннего состояния, - а блаженным, как это звучит по-церковнославянски. «Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем...» Это более постоянное состояние в отличие от счастья, которое то приходит, то уходит. «Радость будете иметь исполнену в себе, и никто не отнимет ее от вас. Радуйтесь всегда!» - говорит апостол. Изменение состояния нашей души, конечно, приводит к изменению нашего отношения к жизненным обстоятельствам, даже если эти обстоятельства радикально не меняются. Но, как правило, и они начинают меняться.

Хотя и редко, но бывает - именно поэтому эти нечастые случаи достойны внимания, - что человек приходит в Церковь, обретает для себя эту драгоценную жемчужину и становится солью земли и доброй закваской, светом этому миру. Очень важно посмотреть на его близких: по идее добрая закваска квасит все тесто.  Конечно, чаще всего близкие человека воспринимают его приход в Церковь как катастрофу. Человек становится христианином, а они мучениками, так активно, с задором начинает он свою пропагандистскую деятельность - притянуть всех во что бы то ни стало. И у близких возникает раздражение и отторжение, даже какая-то «аллергия» на слова о вере. Почему?

Чем командир отличается от комиссара? Это жизненный вопрос, потому что во всех наших отношениях или то, или другое. Командир говорит: «Делай, как я», а комиссар - «Делай, как я говорю». Это очень важно - можно даже не говорить, но, когда человек начинает без демонстрации и пропаганды  просто жить во Христе, его внутренние перемены не могут быть не заметны и добро всегда заразительно. Если в душе человека обретается Дух Святый, то это не может не отразиться на его детях, ближних, на взаимоотношениях с людьми, с обидчиками, на разрешении внутренних ситуаций – всё это невозможно не заметить.

Когда же человек живет «комиссаром»: говорит правильные вещи, а сам перстом не готов пошевелить, чтобы что-то исполнить, тогда это называется лицемерие, двойные стандарты. Мы требуем какой-то правильности, а сами этого не делаем. Понятно, что никаких перемен в жизни тогда не произойдет.

Когда мы начинаем жить, серьезно относясь к учению Церкви, практической церковной жизни: молитвенной, покаянной, ответственно относимся к посту, таинствам, это привлекает благодать Духа Святого. А когда приходит дух мирный, то сначала один человек, потом два-три и вплоть до тысяч могут быть проникнуты этим духом. Но начинается всегда с одного человека - с обращения на самого себя и с практической жизни: «делай, как я», но без призыва.

Когда случаются такие редкие случаи, это так удивительно! Приходит человек в храм и начинает по-настоящему, усердно - ежедневно и целенаправленно - молиться за свою семью, прикладывая несколько поклонов, например за своих детей. И когда он искренне изо дня в день просит Бога, такая молитва обязательно будет поддержана, воспринята и исполнена.

Но самое главное - надо исполнять заповеди Божии. Если человек усилием воли побуждает себя прощать, не таить в сердце зла, наклонять свою злую волю к выполнению заповедей, тогда он может встать перед Богом и сказать: «Господи, я выполняю то, что Ты заповедал, так исправь и прости мои долги, как и я прощаю другим». Человек может просить Бога: «Господи, исполни мою просьбу, потому что я очень стараюсь соблюдать Твои заповеди». И Господь не оставляет без внимания дерзновенную молитву. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​