14 марта. Сщмч. Петр (Любимов)

14 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 14  марта 2015 года

Сегодня свои именины  совершают христиане, нареченные в честь святых  Петра, Ольги, Василия, Иоанна, Вениамина, Михаила, Антония, Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, Василия, Надежды, Александра, Антонины, Антония.

Мир и благословение Божие пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память  новомученика, священномученика протоиерея Петра Любимова.

Священномученик Петр родился 6 января 1867 года в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Петровича Любимова. В 1882 году Петр окончил Перервинское духовное училище, в 1888 году – Московскую духовную семинарию. До 1893 года Петр Павлович преподавал в Ваниловской церковноприходской школе в Бронницком уезде, а затем, до 1900 года, – в церковноприходской школе в селе Вертково того же уезда.

В 1900 году Петр Павлович стал служить псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате в Москве и 26 сентября 1903 года был рукоположен во священника и назначен настоятелем Успенской церкви в селе Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. С 1903-го по 1919 год отец Петр был законоучителем Кишкинского начального земского училища. В 1908 году он обратился к епископу Дмитровскому Трифону (Туркестанову) с просьбой разрешить постройку нового каменного храма, поскольку старый храм весьма обветшал. Усилиями священника и прихожан новый храм был вскоре отстроен и в 1912 году освящен. В 1920 году отец Петр был награжден наперсным крестом, а затем возведен в сан протоиерея и награжден митрой.

В 1920-1930 годах власти неоднократно делали попытки закрыть храм в селе Кишкино, используя для этой цели налоги, которые они все более и более увеличивали, но священник старался выплачивать вовремя требуемые суммы.

В 1936 году в соседнем селе Мартыновском был арестован священник Петр Кедров, и староста этого храма Надежда Петровна Аббакумова стала приглашать отца Петра Любимова служить к ним; с этого времени священнику пришлось окормлять два прихода.

Протоиерей Петр Любимов и староста Надежда Аббакумова были арестованы 2 марта 1938 года и заключены в каширскую тюрьму.

– Знаете ли вы гражданку Надежду Петровну Аббакумову? – спросил священника следователь.

– Гражданку Аббакумову я знаю, – ответил он.

– Какую вы имели с ней связь и в чем она выражалась?

– По работе в церкви, так как она является церковной старостой.

– Были ли у вас разговоры на квартире Аббакумовой о том, что скоро будет война?

– Никаких разговоров о войне с Аббакумовой не было.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности?

- Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

9 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Любимов был расстрелян 14 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мы продолжаем разговор о цели христианской жизни, о том, что выражается словами преподобного старца Серафима: «Цель христианской жизни, ваше Боголюбие, — это стяжание благодати Святого Духа». Приобретение Святого Духа требует целенаправленных - точных и сконцентрированных - усилий, определенных условий жизни, определенного целеполагания. Когда человек осознает в своей жизни очень привлекательную цель, он и ложится с мыслью о ней и встает утром. Кто-то просыпается с мыслью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» или «Слава Богу за все». Мысль, которая приходит в наше сознание после пробуждения, характеризует направление всей нашей жизни. Это может быть мысль о завтраке, о новом унылом дне, о том, кто обидел или должен нам. Какие мысли стоят в начале сознательной жизни человека?

Цель жизни — приобретение благодати. Одним из источников благодати Святого Духа являются церковные таинства. Мы уже начали разговор о молитве, обозначив, что это целая наука, которой невозможно научиться просто так, время от времени что-то почитывая, время от времени захаживая в храм, чтобы ставить свечки. Для многих ставить свечки становится средоточием духовной жизни: поставить, постоять-подумать. Слишком высока цель и мало времени, чтобы тратить жизнь на раскачку, вялотекущее духовное состояние. Может случиться и так, что человек двадцать лет ходит в церковь, не обучившись основным навыкам молитвенного труда. Молитва является критерием духовной жизни. Древние отцы-пустынники встречаясь друг с другом, не спрашивали: «Как дела?», «Как здоровье?»  - они спрашивали об одном: «Как у тебя молитва?», потому что она является признаком жизни или смерти души. Жить душа может только в общении с Духом Святым. Если это общение прекращается  в таинствах церковных, когда человек выпадает из положенного Церковью режима Причастия - не реже раза в три недели, душа начинает умирать, терять благодать Божию, связь с Церковью. То же самое с молитвой: если человек не молится, душа не живет.

Школа молитвы имеет определенные ступени. По учению святых отцов, только на третьей ступени у человека начинается процесс очищения сердца от страстей. Эта ступень необходима каждому. Вопрос о спасении остается вопросом, если человек не достигает определенных успехов и духовных навыков в молитвенном труде. Есть шесть ступеней, три из которых достижимы независимо от образа жизни - для монахов или мирян. Любому христианину дана заповедь о молитве, которая многократно повторяется в Священном Писании: «Просите во имя Мое, и все, что просите во имя Мое, Отец даст вам».

Первая ступень, которая является промежуточной, именуется словесной молитвой. Для нас  это наиболее понятная ступень. К ней относится чтение молитвенного правила, акафистов, канонов, богослужение, даже чтение святых отцов при внимательном состоянии ума и благоговейном расположении сердца тоже может именоваться молитвой. Есть определенные условия и критерии, если их не знать, можно даже за всю жизнь не забраться на эту ступень. Можно просто читать, так и не начав молиться. Чтение и молитва — разные состояния души.

Основные признаки молитвы: внимание ума к ее словам, обращение к живому Богу. Ум в правильной молитве осмысливает каждое слово, вцепляется в молитвенную мысль, смысл молитвы ударяет в сердце, сердце сочувствует уму. Необходимо иметь в себе чувство, что, когда встаешь на молитву и приходишь в храм, ты обращаешься к живому Богу - это дает молитве силу и собранность. Иначе это просто вычитка.

Во время молитвы ум находится в голове, но его нужно выводить из головы и концентрировать в верхней части груди. Когда ум находится в голове, он переплетен с рассудком, а нужно отделить ум от рассудка. Рассудочная деятельность направлена на внешнее познание мира: память и логику. Умная деятельность — энергия души, которая соединяется с Духом Святым. Когда ум переплетен с рассудком, бесы  держат человека через воображение, память, помыслы, поэтому он находится в рассеянии, и так может продолжаться сколько угодно. Об этой ступени нужно знать и сверять свой молитвенный труд с опытом Церкви. Помогай нам всем Господь.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы