14 августа. Священномученик Димитрий Павский

14 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 14 августа 2015 года

 

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Димитрия, Софии, Леонтия, Александра.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика протоиерея Димитрия Павского.

 

Отец Димитрий родился в  1874 году в потомственной священнической семье, проживавшей в Тверской губернии.

Рос весьма любознательным и способным ребенком, очень интересовавшимся церковной историей. Со временем окончил духовное училище, затем — семинарию. В 1899 г. со степенью кандидата богословия завершил свое образование в Казанской духовной академии. В 1903 г. его рукоположили во иереи и назначили в Минскую епархию.

В продолжение нескольких лет о. Димитрий являлся наблюдателем церковноприходских школ Минской епархии. На этом поприще он проявил себя с самой лучшей стороны. За рачительное исполнение возложенных на него обязанностей в 1911 г. его возвели в сан протоиерея, в том же году назначив настоятелем Минского кафедрального собора свв. апп. Петра и Павла. Служа в соборе, о. Димитрий одновременно преподавал в Минской духовной семинарии, читая в ней курсы обличительного богословия и истории раскола.

При неясных обстоятельствах после революции о. Димитрий покидает кафедральный собор и становится настоятелем церкви Святого Духа в Острошицком Городке Минского уезда.

Впервые его арестовали в 1931 г. за то, что он не пожелал отречься от сана священнослужителя. Формально же о. Димитрию предъявили обвинение в агитации против образования колхозов. Осужденный Острошицко-Городецким народным судом, он был приговорен к пяти годам заключения в концлагере.

Досрочно освобожденный из лагеря, о. Димитрий переехал на жительство в Тверскую губернию, откуда был родом, и занял там место настоятеля приходской церкви села Ульянова Погорельского района. Здесь в июле 1937 г. его арестовали второй раз, предъявив совершенно надуманное обвинение в «контрреволюционной шпионской деятельности».

Везде, где бы ни служил о. Димитрий Павский, он пользовался большим авторитетом, любовью и уважением среди верующих. В суровое время гонений на Церковь о. Димитрий нередко открыто высказывал свои взгляды на происходящее. До нас дошли некоторые из его высказываний, в отдельных чертах передающие живой облик этого пастыря.

Однажды во время проповеди о. Димитрий обратил внимание верующих на то, сколь широкое распространение в обществе получил грех кощунства, пояснив, что этот грех выражается в неуважительном отношении к святыне и священнослужителям. Незадолго до проповеди местные мальчишки, одержимые новой идеологией, забросали его камнями на пути в церковь. Отец Димитрий сказал тогда, что детям этот грех простится по их неразумию, а вот взрослые, воспитавшие подобным образом детей, ответят перед Богом. Вскоре власти решили забрать у местной церкви сторожку, переоборудовав ее под помещение для аптеки. По этому вопросу о. Димитрий совместно с прихожанами был вызван в сельсовет. Там он наотрез отказался передать сторожку властям, поддержав верующих, противящихся расхищению церковного имущества под мнимо благовидным предлогом. Заслуживает внимание то, как о. Димитрий относился к таинствам Церкви. Среди прихожан, живших в браке, к исповеди он принимал только тех, которые были повенчаны.

Чашу терпения властей переполнил молебен, отслуженный о. Димитрием в июне 1937 г. по случаю сильной засухи. Вскоре после молебна пошел сильный дождь… Верующие со слезами на глазах говорили друг другу: «Помолились, и Господь дал дождя!» 23 июля 1937 г. о. Димитрия арестовали.

На допросе он вел себя с удивительным спокойствием, с ясным сознанием того глубокого, неземного смысла, которым было исполнено его страдание. Его допрашивали всего один раз. После этого в виду предвзятости задаваемых вопросов он отказался о чем-либо разговаривать со «следователем». Виновным себя ни в чем не признал и на допросе никого не оговорил.

Протоиерея Димитрия Павского расстреляли 14 августа 1937 г. 28 октября 1999 г. священномученик Димитрий был прославлен Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви было принято решение о повсеместном его почитании.

 

Сегодня мы совершаем праздник, который именуется Происхождение Древ Честнаго Животворящего Креста. По-русски не очень понятно, что значит «происхождение», более точный перевод этого слова - изнесение. В жарких странах летний период всегда был временем особых эпидемий, потому что в жаре инфекция быстро распространялась при отсутствии какой-либо медицины, в средние века малая болезнь выкашивала целые города, селения, и очень часто у людей не было никакой возможности защититься от этого, кроме надежды на Бога. В Византии, в Константинополе была установлена традиция - в начале августа выносили Древо Честнаго и Животворящего Креста на поклонение верующим, и в течение всего Успенского поста оно находилось в храме Святой Софии, Премудрости Божией, перед ним совершались службы, литии, молебны, просили Бога и получали просимое об удалении болезненных язв, инфекций и так далее.

На Руси этот день совпал с событием 14 августа (по нов. стилю) 988 года, когда великий князь Владимир принял святое Крещение. Два этих события - изнесение Древ и просвещение светом Христовой веры великого князя - соединились в празднике, который мы совершаем сегодня.

«Крест - хранитель всей вселенной. Крест - красота Церкви. Крест - верных утверждение. Крест - ангелов слава и демонов язва».

Порой наше рациональное мышление, от которого всегда бывает горе, горе от ума, точнее от умничания, не видит в Кресте и даже в том маленьком кресте, который мы берем на себя в момент крещения, какой-либо значительной святыни: «Крест должен быть в душе...», «зачем эта внешняя атрибутика, зачем носить на груди крестик?» Часто крестик заменяется медальончиками, хотя перед иконами молятся, а носить их на груди - непонятная традиция. Крест - хранитель вселенной, печать Божия, по нему Господь видит Своих. Крест - это символ нашей веры, веры в воплощенную Любовь, распятую  на Кресте.

Крест имеет реальную, мистическую, таинственную силу защищать, освящать, просвещать, укреплять, но в это же надо верить, а веру исповедовать действием. Не просто иметь что-то глубоко в душе, но действовать: если человек верит, что это так, он действует. Поэтому всякий любящий Христа ближе всего к сердцу носит маленький крестик, на котором написано «Спаси и сохрани», кратенькая молитва, которую полезно вспоминать «в минуту жизни трудную». Бывает часто, что душа мятется: тревога, беспокойство, кстати, по возникающим переживаниям, тревожности всегда можно определить, что дух злобы приближается к сердцу: это его манера так смущать душу. Или когда мятутся мысли: вроде нужно собраться, отреагировать на ситуацию, а в голове «каша»; или когда страх приступает к душе; или когда скорбные и печальные мысли и думы. Всегда в этот момент надо вспомнить о Христе, о чудодейственной, животворящей, то есть дающей жизнь, силе Креста, и с верой и упованием на помощь Божию перекреститься и произнести краткую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или «Спаси и сохрани» - и душа мгновенно проясняется, наполняется Божественной энергией. Проверено многократно, просто надо этому малому священнодействию придавать серьезнейшее значение.

Что такое нанести на себя изображение креста? Дело нескольких секунд, но имеет огромную духовную силу. То же самое и крестик на груди. Это не просто значок, или, как, может быть, думают некоторые, амулет, оберег. Это символ нашей веры. Конечно, не всегда полезно прибегать к «бабушкинскому» богословию, но некоторые вещи, которые хранятся в народном предании, отпечатлеваются в душе, и их глубоко переживаешь. Например, когда-то давно одна бабушка сказала: «Сколько раз крестик снимешь, столько раз от Христа отречешься». Вроде бы простые слова, но в них страх Божий, потому что порой человек крайне беспечно и легкомысленно относится к тому, что когда где-то забыл или потерял крестик, может неделями ходить без креста, придумывая для этого разные оправдания: «в бане жжет», «во время сна душит». Глупости, сделай так, чтобы тебе было удобно: возьми деревянный крестик, если любишь ходить в баню, или ленточку помягче, но не надо под этим предлогом снимать с себя крест, помня эти «бабушинские» слова, что, оставаясь без креста, нашего духовного оружия, мы гораздо более доступны силам зла. Поэтому будьте внимательны, дорогие мои, и огради всех нас Господь силою Честнаго и Животворящего Своего Креста.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​