13 августа. Священномученик Владимир Холодковский

13 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 13 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Владимира, Вениамина, Сергия, Юрия, Иоанна, Максима, Константина, Анны, Елисаветы, Николая, Василия, Дионисия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика иерея Владимира Холодковского.

Родился в ноябре 1895 года в городе Каменск-Уральский Шадринского уезда Пермской губернии в семье государственного чиновника - коллежского регистратора.

Образование получил в Екатеринбургской пcаломщической школе, которую окончил в 1912 году. С 1912 по 1918 год Владимир служил псаломщиком в Вознесенской церкви села Завьяловского (Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, ныне Свердловская область, Талицкий район).

В 1916 году он обвенчался с Анной Васильевной. В 1918 году был рукоположен в сан диакона к церкви села Тимохинское Камышловского уезда Пермской губернии. У отца Владимира был собственный дом в деревне Фролы, недалеко от Тимохинского. В годы гражданской войны район, в котором он служил, переходил несколько раз от красных к белым и обратно. Местное население разделилось на сторонников красных и сторонников белых. С обеих сторон было ужасающее ожесточение.

В это время Святейший Патриарх Тихон обратился с посланием к православным христианам и пастырям Церкви: «...Не мстите за себя ... дайте место гневу Божию... Помните завет святого апостола: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры», уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях... Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову».

Руководствуясь словами Святого Патриарха, причт храма, к которому относился отец Владимир, пытался остановить междоусобицу во вверенном приходе, но безуспешно. Весной 1918 года территория района была занята армией адмирала Колчака, однако период свободы от большевиков был недолгим. Летом 1919 года войска адмирала Колчака стали отступать. Зная о том, что пастырям, которые оставались на территории, переходившей после поражения белых войск под контроль Советов, большевики устраивали жестокую расправу, отец Владимир эвакуировался, отступив с белыми до Новосибирска. В Новосибирске (тогда он назывался Новониколаевск) отец Владимир служил в Покровской церкви, но 17 марта 1920 года он возвращается обратно на место своего служения в село Тимохинское.

В декабре 1920 года отец Владимир был рукоположен в сан иерея и определен к Николаевской церкви села Тупицинское. После перевода, с 1925 по 1927 год, он служил в церкви села Юрмытское. В 1927 году церковь перешла к обновленцам, и в ней стал служить обновленческий священник В.Д.Яворский. Отец Владимир, отрицательно относившийся к «живоцерковникам», часто говорил своим чадам: «Власть понуждает нас к обновленчеству, но пусть меня на куски растерзают, не зайду в раскол!» Ему пришлось вернуться в село Тупицынское, где прихожане были готовы защищать тихоновскую Церковь и батюшку от обновленцев.

В конце октября 1929 года в местное отделение ГПУ поступило заявление с просьбой «принять срочные меры к священнику Холодковскому, так как он в проповедях агитирует против Советской власти и из-за этого в селе невозможно вести работу с крестьянами». Меры были приняты, и 1 ноября 1929 года отец Владимир был арестован и отправлен в Шадринский Исправдом. 26 декабря 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к 5-ти годам концлагерей. Где он отбывал это наказание, мы не знаем. Известно, что лагерный срок он отбыл полностью, а в 1935 году, после освобождения, состоялось возвращение пастыря на место своего служения в село Тупицинское.

Отец Владимир вновь стал служить в Николаевской церкви. Когда в 1936 году власти попытались закрыть храм, будущий священномученик созвал собрание верующих и по окрестным деревням стали собирать подписи в защиту церкви. «Батюшка призывал <…> к терпению, говорил, что «безбожная власть не навечно, нужно терпение, и наступит время, когда снова будет царство религии», – вспоминали некоторые люди.

На таком материале стало собираться новое дело на священномученика.

В деле 1937 года есть показания об отце Владимире. В них свидетельствуется, что после лагеря он говорил своим прихожанкам: «Вы, старушки, ходите в Церковь. Церковь забывать не надо, не надо забывать и Бога. Божие Слово не умрет. Вот меня сколько ни мучили, сколько ни терзали, но я с Божией помощью вернулся невредимым. Ведь как Богу будет угодно, так Он и сделает, Он всемогущ».

То, что для нас является свидетельством глубокой веры и бескомпромиссным выполнением пастырского долга, для богоборческой власти являлось самым тяжелым преступлением. Отец Владимир был арестован в начале июля 1937 года, в это время в его семье было уже шестеро детей: три сына и три дочери.

В одном из доносов, на материале которого основывалось следствие, говорилось: «Поп Холодковский систематически ведет антисоветскую деятельность, умышленно срывает проведение массовых выступлений среди школьников, разваливает колхозную дисциплину». При оглашении обвинения было добавлено: «Во время тайных исповедей священник Холодковский запрещал верующим вступать в колхозы».

Приведем выписку из показаний отца Владимира на допросе:

«...В силу религиозных убеждений я не согласен с безбожием и остаюсь непримиримым с ним, ведя активную борьбу с безбожием путем богослужения, исполнения таинств и обрядов для верующих. Глубоко убежденный, что существует Господь, как Творец всего видимого и невидимого, это же самое внушал и верующим».

Несмотря на то, что к арестованным применяли «незаконные методы ведения следствия», то есть пытки, отец Владимир держался стойко, с достоинством, никого не оговорил и виновным себя не признал.

Тройка при НКВД СССР по Челябинской области приговорила священника к высшей мере наказания. 13 августа 1937 года в 17 часов священник Владимир Холодоковский был расстрелян.

 

Мы вновь подошли к одному из прекраснейших периодов церковной жизни, жизни в христианском труде и подвиге: с завтрашнего дня, 14 августа, и до 28-го числа продлится период Успенского поста. Мы готовимся к встрече одного из величайших праздников Церкви - Успению Пресвятой Богородицы. Именно так, с парадоксами, у нас и бывает: вроде бы смерть Богородицы, а в Церкви это великий праздник. Потому что для каждого сердца, любящего Бога, встреча с Ним лицом к лицу является самым важным. Божия Матерь много лет ждала этой встречи, потому что Она трагично рассталась со Своим любимым чадом и по послушанию Богу должна была какое-то время жить среди людей, поддерживать апостолов, но материнское сердце всегда искало встречи. Это мы порой сомневаемся: есть жизнь после смерти или вдруг там ничего нет, ведь никто оттуда не возвращался – это проявление маловерия, духовной бесчувственности, отсутствия опыта жизни с Богом. У Божией Матери вопросов не возникало: «жизнь для меня Христос, а смерть для меня обретение этой жизни», как сказал апостол Павел. Сердце каждого стремящегося к Богу готовится к этому дню. «Я хотел бы разлучиться от уз этого тела и быть со Христом, но оставаться в теле почитаю полезным для вас», - писал апостол своим ученикам.

Всякий день перехода в вечность - это день рождения в вечную жизнь с Богом. И у каждого из нас этот день обязательно наступит, и мы должны обязательно подготовиться к нему. Каким образом? Научиться жить с Богом. Не просто интуитивно Его ощущать, что Он есть где-то там, не вспоминать о Нем, когда гром грянет - жизнь с Богом должна стать нашим дыханием. Как мы непрестанно дышим воздухом и не можем жить без него, так и без дыхания души, без молитвенной связи, благодатного общения, покаянного устремления сердца к Богу невозможна жизнь души. Но как сказано в одной шутке: «Как много хорошего вокруг, но что-то тянет на плохое». На плохое тянет именно потому, что человек духовно тяжело болен. В нормальном состоянии ему всегда должно хотеться молиться, всегда стремиться к Причастию, с любовью, благоговением и трепетом открывать Евангелие и не смотреть, когда оно закончится, не торопиться в молитве, а упиваться словами. А у нас все наоборот: молитва в тягость, в храме скучно, на службе не можем собраться с мыслями, все время где-то витаем, Причастие по принуждению - всё как бы против нашей воли. Потому что воля порабощена греху, ей управляют духи злобы, и она требует серьезнейшего выправления и исцеления.

Именно для этого Церковь положила периоды постов, когда волевым усилием, по послушанию Церкви и по доверию к Богу, понимая, что это полезно, человек через «не хочу» делает духовно-медицинские упражнения для своей души. Пост  - это средство излечения души. Через «не хочу», как мы лечим зубы или как порой необходимо терпеть капельницы и прочие манипуляции, на которых настаивают врачи. Человек доверяет и делает то, что ему неприятно, порой даже болезненно.

Духовная жизнь - такая же медицинская реабилитация души. Доверяя Богу, понимая, что мы больны и состояние, в котором мы находимся, не нормально, мы вступаем в этот период.

Успенский пост строгий, по Уставу схож с Великим постом, но продолжительность его намного меньше - всего две недели. Давайте настроимся уже сейчас, чтобы долго не раскачиваться с его наступлением.  14 августа - начало строгого Успенского поста. Надо спланировать духовное чтение, укрепить молитвенное правило, настроить себя к внимательной жизни и поготовиться к встрече великого праздника - Успения Пресвятой Богородицы. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​