10 августа. Священномученик Николай (Пономарев)

10 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 10 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Николая, Василия, Анастасии, Елены, Иоанна, Моисея, Павла.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика, дьякона Николая Пономарева.

Священномученик Николай Пономарев родился в 1867 году. После окончания народного училища в 1885 году был определен на должность псаломщика и стал служить в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда.

18 сентября 1902 года Николай Петрович был переведен к церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Шогрышского того же уезда, где и провел всю оставшуюся жизнь.

Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах с первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» — «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.

Каменный храм во имя Святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой трети XIX столетия. К началу XX века в селе Шогрышском вместе с окрестными деревнями проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.

Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте — в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.

Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские Советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова.

Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому, в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском — отец Николай Удинцев, в селе Покровском — отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Серафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.

 Страшная участь постигла и отца Николая Пономарева. 10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 10 августа до 21 сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.

В конце 1918 — начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в «Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей», который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.

В 2002 году Священномученик Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

 

В Евангелии очень часто встречается истина, которую многие из нас не принимают - святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» Сам же Господь говорит: «Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы, а так как вы не от мира, то ненавидит вас мир» и «нельзя служить двум господам, ибо одного будешь любить, а другого ненавидеть, и одному будешь усердствовать, а другому нерадеть. Нельзя служить Богу и мамоне». Мамона, то есть богатство, в данном случае синоним тем мирским настроениям и ощущениям, которые проникают не только в души язычников и безбожников, но и христиан. Человек очень хочет усидеть на двух стульях: вроде как и с Богом и вроде без особого напряжения. «Нельзя служить двум господам» - категорический императив. Здесь не говорится, что если очень хочется, то можно попробовать или, скажем, один раз можно... нет, невозможно.

С одной стороны, для нас, миролюбцев, это очень обличающие и печальные слова, как бы отрезающие от мира. С другой, сердце человека не может быть поделено на части: этот маленький кусочек для Бога, этот - для своих удовольствий, а этот - вообще для грехов и страстей.

Мы часто сокрушаемся, что наша душа неспособна переживать Божию благодать, но откуда в ней родится чистая молитва и в`идение Бога, если сердце осквернено, поражено ржавчиной греха. Напомню, что Бог не слушает грешников, но лишь тех, кто чтит Его. Паисий Святогорец приводит такое сравнение. Во время войны у радистов, которые устанавливали связь,  провода, прикрепляемые к рации, должны были быть очищены очень чисто, потому что если они грязные или в ржавчине, то на другом конце провода, кроме треска, мало, что можно разобрать, приходится кричать и повторять. То же самое с нашим сердцем: если оно подвержено страстям, то наша молитва очень тяжеловесна и не воспаряет к Богу. Очисти сердце свое. А очищается оно исполнением заповедей Христовых, подвигом христианской жизни, для которого нужны решимость и вера, готовность отвергнуться себя и своего пристрастия к этому миру.

Слово «мир» имеет два смысла: один - мир Божий, как дар Святого Духа, добродетель, а другой – тот мир, который нас окружает. Можно дать и третье определение - мир как символ греха и удовлетворения всевозможных хотений, о нем Господь сказал «мир прелюбодейный и грешный», мир, который лежит во зле, и принципами его являются выгода, корысть, зависть, эгоизм. Что делать в таком состоянии? Искать любой повод, чтобы отвернуться от себялюбия, служения себе единственному.

Один молодой человек лет шести, которого батюшка угостил печеньем, взял и аккуратно положил угощение в карманчик.

- Ты не хочешь печенья?

- Хочу.

- А почему не ешь?

- Это для моего младшего братика.

Если бы нам дали что-нибудь вкусненькое, то, скорее всего, мы бы засунули его в карманчик для того, чтобы потом «сточить» где-нибудь в одиночку. А ребеночек в шесть лет о себе не помнит, а в первую очередь думает об интересах другого. Если мы будем тренироваться этому ежедневно во всех мелочах: не лезть самому вперед, а пропустить другого, взять за столом не лучший кусок, а средненький, стараться во всем смирять себя, ограничивая «хотелки» своего эгоизма и себялюбия, то потихонечку душа приобретет навык в отвержении себя. А если мы преуспеем в этом, то может родиться и желание последовать за Христом, Который сказал: «Кто хочет, отвергнись себя и возьми крест свой» и «аще кто не возненавидит и души своей - имеется в виду себялюбие, - не может быть Моим учеником». Спаситель сказал: «Кто хочет в этом мире свою душу спасти, - то есть устроиться комфортненько и благополучненько, - тот в вечности ее потеряет, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот вечность обретет».

Такие серьезные вопросы для размышления положим на сегодняшний день, и помоги  нам всем, Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​