Выставка «Искусство вышивки в России. XIX-XXI вв.» проходит в Москве

8 февраля 2011 г.

В галерее искусств известного скульптора Зураба Церетели открылась выставка «Искусство вышивки в России. XIX-XXI вв.» Организаторы сделали упор на символики традиционных русских нарядов – каждая деталь, узор, орнамент несут в себе потаенный смысл целомудрия и чистоты. Издавна на Руси умение рукодельничать было одним из главных залогов того, что девушка будет хорошей, заботливой женой. Талант рукоделия имел разные грани – так, оклады святых образов украшались жемчугом и драгоценными камнями теми же искусницами. В эпоху расцвета русской вышивки смог перенестись и наш корреспондент Сергей Кириллов.

Это только с приходом промышленного производства в мир вышивки затейливые узоры русских девушек спрятались в дома моды.

До эпохи индустрии была другая эпоха – кропотливой ручной работы.

Причем вышивали не только девушки крестьянки, но и дворянки – они, кстати, вынужденно став эмигрантками в годы революции, спасались от голода именно рукоделием.

Практически все в быту русской деревни украшалось мыслимыми и немыслимыми узорами – даже «самое» рабочее в самом дальнем углу комнаты полотенце несло на себе печать народного таланта.

После развала Советского Союза, русская вышивка стала снова входить в повседневную жизнь. Интерес к ней был порожден обращением постсоветских людей к России дореволюционной – к тысячелетней традиции Святой Руси.

Начав раскручивать нить истории, исследователи старины и просто жители страны открывали для себя мир удивительной культуры, мир забытых форм и цветов.

Вытащенные из музеев костюмы прабабушек заставили нашего современника вспомнить, что он является сыном одаренной творческой нации. Эстетика XIX века оживает в нарядах века XXI.

Представленная в галереи Зураба Церетели экспозиция собрана из нескольких частных коллекций. Всем знатокам русской культуры хорошо известно, что вышивка, характерная для царской России, особенно хорошо сохранилась в монастырях – облачение священства тоже включает в себя традиционные узоры прошлого. Монастыри сумели остановить мгновение – в них время практически не течет, поэтому преемственность традиций за их толстыми стенами самая надежная.

Очевидно, что русская вышивка переживает свое возрождение. Это касается не только костюмов, но и церковного искусства – и происходящее вполне соответствует давней традиции нашего народа – Свой талант, умения, мастерство вкладывать прежде всего в Богоугодное дело.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​